Скачать 244.5 Kb.
|
© Н.М.Денисенков. АЛГОРИТМ ИДЕАЛЬНОГО РАЗУМА. Статья рассматривает вопросы в области информационных технологий в системах:человек-машина, человек-информация. В статье раскрыты моменты: функции обработки информации, доминанты функций обработки информации, единицы измерения естественного и искусственного интеллектов, моделирование функций обработки информации, тестирование работы искусственного интеллекта. Материал статьи позволяет разработать методики формированиятехнологических инструментов механизмов принятия решений при обработке различных информационных потоков. Целью данной работы является моделирование алгоритма искусственного интеллекта на доминантах функций: интроверсии, экстраверсии; рациональности, иррациональности; логики, этики; сенсорики, интуиции; введения понятия и определения величины интеллекта, введение принципа мониторинга алгоритмов искусственного интеллекта. По мнению Н.М.Амосова, искусственный интеллект не создан потому, что нет достаточно эффективной модели психики человека. Данный алгоритм, по мнению автора, включает в себя основные доминанты и функции информационного метаболизма человека. “Искусственный интеллект представляет собой кибернетическую систему (или модель) по переработке информации”. (11). “Говоря о поведении, мы использовали этот термин в узком смысле , обозначая им упорядоченную во времени и пространстве совокупность операций , выполняемых человеком или машиной и непосредственно направленных на изменение окружающей среды. Операции, выполняемые техническим устройством, должны обеспечить тот же результат, что и в случае целенаправленной деятельности человека. При этом системы операций , выполняемые человеком и машиной, могут быть различными как в отношении их пространственно – временной, организации, так и в отношении характера отдельных операций. При автоматизации требуется лишь функциональная эквивалентность поведений человека и машины, т.е. совпадение конечных результатов поведения в обоих рассматриваемых случаях. Именно в смысле такой функциональной эквивалентности говорят о машинах, управляющих различными процессами, решающих задачи и т.п.” (12). “Ибо действительно разумное суждение должно было бы ссылаться как на объективный, так и на субъективный фактор, будучи способным отдать должное тому, и другому. Но это было бы идеальным случаем и предполагало бы равномерное развитие экстраверсии и интроверсии, однако оба движения взаимно исключают друг друга, и пока их дилемма существует, они не совместимы в порядке сосуществования, разве только в порядке последовательности. Поэтому в обычных условиях невозможен и идеальный разум” (10). Таким образом, понятие идеального разума было введено Карлом Густавом Юнгом, и не для того чтобы смоделировать идеальный разум, а для того чтобы показать невозможность использования взаимно исключающих друг друга способов обработки информации человеком ( в обычных условиях). Рассматриваемый алгоритм идеального разума должен иметь сформированные блоки таких функций и блоки управления доминантами этих функций. Формирование образов блоков должно проводится эмпирически. Здесь необходимо ввести различие между программой и искусственным интеллектом. Программой можно назвать устройство, где формируются образы, или уже сформированы образы через прямые каналы информации без использования доминант. Отличие рассматриваемого искусственного интеллекта от программы есть формирование образов функций искусственным интеллектом посредством передачи информации для формирования образов через функции управляемые доминантами. Принятие решений программой есть жестким без использования доминант функций. Принятие решений искусственным интеллектом есть анализ информации через сформированные образы методом обработки информации функциями управляемыми доминантами, и выбором наилучшего варианта методом перебора доминант. Рассмотрим наиболее значимые, взаимно исключающие ,способы, (доминанты) восприятия, обработки информации и механизмы принятия решений. “Изучая физиологическую деятельность мозга, А.А. Ухтомский создал учение о доминанте. Доминанта , или господствующий очаг возбуждения , отличается от подвижного оптимального очага возбуждения повышенной устойчивостью. Она не только тормозит вновь возникающие очаги возбуждения , но и способна усиливаться за их счет, переключать на себя процессы возбуждения, возникающие в других нервных центрах.” (4). ![]() Художники Мыслители Понятия “художники” “мыслители” введены академиком Павловым И.П. “Художники” перерабатывают информацию одновременно пакетом, с моментальным анализом всех параметров. Любое дискретное поступление информации нарушает цельную картину, требуется восстановлении в памяти ранее полученной информации, что приводит к бесконечным “зацикливаниям”. “Мыслители” перерабатывают информацию последовательно порция за порцией. Сначала усваивается одна небольшая порция потом другая . Много информации одновременно приводит к “запираниям” , сбоям в усвоении информации. Одновременно мгновенно и последовательно перерабатывать информацию невозможно, только в порядке очереди. Поэтому, для последовательности переработки информации, имеет право использования понятия доминанты. ![]() Визуалисты Аудиалисты Кинестетики Р.Бендлер и Дж. Гриндер описали предикаты модальностей: Визуальные – видеть, яркий, туманный, отчетливо, расплывчатый, мелькать, темный, ясный, ракурс, перспектива и т.д. Кинестетические- чувствовать, притрагиваться, теплый, гладкий, мягкий, орудовать, хватать, тугой, тяжелый и т. д. Аудиальные – слышать , звучать, громкий, тихий, звенеть, скрипеть, скрежетать и т.д. Таблица доктора физико-математических наук И.М.Янгола:
Существует достаточное количество исследований доказывающих, что понятие доминанта применимо к трем биологическим линиям связи. ![]() Рациональность Иррациональность “Иррациональность-это то, чего не хватает мышлению и чувству, рациональность-то, чего не хватает ощущению и интуиции.” (10). Поведение человека с рациональной доминантой подчиняется заранее разработанному расписанию, соответствует аналитическому складу ума. Поведение человека с иррациональной доминантой подчиняется обстоятельствам, так как обстоятельства постоянно изменяются, так постоянно изменяется и поведение человека , и соответствует синтетическому складу ума. ![]() Человек с сенсорной доминантой всегда оценивает свое ближайшее окружение, у него в квартире много самоделок сделанных его руками, это нужные и практические вещи на каждый день. Человек с интуитивной доминантой находится в масштабе времени, ему важно знать как будут развиваться события. ![]() “Я назвал эти две фундаментально различные установки экстраверсией и интроверсией” (10). Интроверсия характеризуется впитыванием информации и внутренней переработкой. Экстраверсия характеризуется генерацией информации в окружающую среду. Рассмотрим вопрос доминирования (господствования, управления ) интроверсии над экстраверсией. В обычных условиях интроверт ведет себя спокойным образом, впитывая, анализируя поступающую информацию. В обычных условиях экстраверт ведет себя беспокойным образом, стараясь выплескивать информацию. Но если условия изменяются и к интроверту не поступает информация, или поступает информация, которая сейчас ему не нужна, то функция интроверсии перестает доминировать над экстраверсией и интроверт начинает вести себя как экстраверт. Вот тут и может наступить ошибка в определении социотипа. Потому что в таких случаях интроверт может вести себя как настоящий экстраверт. Аналогично можно сказать и о экстраверте. В случаях неадекватной реакции окружения на информацию экстраверта, экстраверт начинает анализировать возникшую ситуацию, и вести себя как интроверт. Что же управляет доминантой? Конечно же, инстинкты. Схема работы функции экстраверсии при доминанте интроверсии. ![]() Схема работы функции экстраверсии при доминанте экстраверсии. ![]() Эта, достаточно упрощенная схема, показывает, что функция интроверсии, равна по величине функции экстраверсии. Доминанта интроверсии регулирует работу функции экстраверсии, в зависимости от ситуации. ![]() Логика Этика Поведение человека с доминантой логики резко отличается от человека с доминантой этики. Логику свойственна четкая целесообразность, этику важны нравственные установки. Проблемы логика начинаются, когда логически разработанный план не приводит к ожидаемым результатам. Проблемы этики начинаются, когда желание накормить всех разбивается о не просчитанные возможности. В результате мы имеем 96 типов людей с различными наборами доминант. Каждый из 96 типов ведет себя по-разному в одной и той же ситуации. Для построения идеального разума необходим набор из 96 программ. Встает вопрос, какую программу выбирать в каком случае. Для этого введем понятие величины интеллекта. Из двух интеллектов величина больше у того, кто за более короткий период времени решает задачу. Интеллект измеряется в единицах времени. Время есть разница между двумя состояниями. Наличие разницы между состояниями есть относительное время любой рассматриваемой величины. Абсолютное время не существует. Существующие современные средства вычислений позволят запустить все 96 программ одновременно (параллельно) и быстрота решения задачи даст правильный ответ. Результаты решений остальных 95 программ можно использовать для моделирования внешнего и внутреннего вознаграждений ( модель Портера-Лоулера) как в целом искусственного интеллекта , так и составляющих его программ. Для сложных задач в реальном масштабе времени возможна разбивка задачи на необходимые этапы. Нам осталось только смоделировать функции принятия решений и механизмы запуска доминант. Для этого нам необходимо рассмотреть вопрос формирования образов функций искусственного интеллекта. Поэтому для данного типа искусственного интеллекта необходим процесс обучения, или формирования образов. Процесс формирования образов может быть практическим и теоретическим. Например, что такое снег? Можно дать теоретическое описания образа снега. Можно дать реальный снег на приемные устройства и сформировать образы . Можно два эти процессы совместить. Предлагаемый алгоритм искусственного интеллекта предполагает обучение, типа школы, лицея, для формирования теоретических и практических образов. Решения задач должно находится в сформированных образах, или предоставление возможности на дополнительное формирование образов в связи с возникновением новых задач. Предполагается, что обучение необходимо для первого экземпляра искусственного интеллекта, дальнейшее тиражирование –дело техники. Моделирование функций логики и этики. ![]() Логика Этика “Источники нравственности: нравственность вообще есть моральная красота ( не обязанность, право и несправедливость). Совершенство никогда не является трансцендентным по отношению к морали. Это не то, что прямо принадлежит существу, так как существо может быть лучше. Только потому , что оно согласовано с нашей природой, оно не является совершенством, так как я могу иметь лучшую природу, например ангела, так что и смерть будет благой. Итак главный закон морали : действуй по твоей моральной природе. Мой разум может заблуждаться , мое моральное чувство же – только если я привычку ставлю выше естественного чувства. … чтобы не ошибиться в вопросах логики , я должен найти первую предпосылку истины. Чтобы не ошибаться в вопросах морали , я должен разыскать предпосылку добра. Естественное чувство будет противоположно искусственному. Например стыдливость , она почти искусственна ( у спартанцев дети до 14 лет ходили голыми. Индианки никогда не скрывают грудь.” (1). При формировании образов логики и этики необходимо считать то что для логики есть релевентной информацией для этики есть иррелевантной информацией и наоборот. (“Исследования показали, что обьем памяти зависит, главным образом от релевантной информации, т.е. информации, которая имеет отношение к цели деятельности человека. Иррелевантная информация , которой запоминать не нужно, становиться помехой для запоминания релевантной информации. Это значит, что, выдавая информацию на средства индикации, ее нужно кодировать так, чтобы было как можно меньше иррелевантной информации, чтобы все получаемые оператором сигналы и их аспекты по возможности несли полезную информацию. Избыточность в отличии от иррелевантной информации помогает лучшему запоминанию полезной информации, так как запоминанию полезной информации мешает излишняя, но не избыточная информация. Излишняя информация является дополнительной нагрузкой на память оператора, в то время как избыточная информация , не создавая дополнительной нагрузки на память наоборот , облегчает долговременное запоминание. Однако это не относится к памяти кратковременной , объем которой определяется , главным образом, числом символов и где даже символы полностью избыточные, не несущие ни какой информации, также представляют нагрузку на память.”(8). Успех формирования функций логики и этики зависит от выбора разработчиков этих функций. Функции логики должны составлять профессионалы с доминантой логики. Функции этики должны составлять профессионалы с доминантой этики. Кроме того, у них самых должны быть сформированы достаточное количество образов, необходимых для решения задач искусственным интеллектом. Этика христианства отличается от этики мусульман, от этики буддизма и т.д. Подпрограммы этики могут содержать различное количество сформированных образов этики. Применение которых будет определять доминанта, отвечающая за соответствие этики искусственного интеллекта и этики клиента. Моделирование интроверсии и экстраверсии. ![]() |
1 | а | в | с | д |
2 | | | 5 | |
3 | 2 | | | |
4 | | 1 | | |
5 | 4 | | | 3 |
| илэ | сэи | эсэ | лии | эиэ | лси | слэ | иэи | сээ | или | лиэ | эси | лсэ | эии | иээ | сли |
илэ | т | д | а | з | пр | рв | д | м | с | пп | кв | к | зч | р | ро | пд |
сеи | д | т | з | а | рв | пр | м | д | пп | с | к | кв | р | зч | пд | ро |
эсэ | а | з | т | д | ро | пд | зч | р | кв | к | с | пп | д | м | пр | рв |
лии | з | а | д | т | пд | ро | р | зч | к | кв | пп | с | м | д | рв | пр |
эиэ | зч | р | ро | пд | т | д | а | з | пр | рв | д | м | с | пп | кв | к |
лси | р | зч | пд | ро | д | т | з | а | рв | пр | м | д | пп | с | к | кв |
слэ | д | м | пр | рв | а | з | т | д | ро | пд | зч | р | кв | к | с | пп |
иэи | м | д | рв | пр | з | а | д | т | пд | ро | р | зч | к | кв | пп | с |
сээ | с | пп | кв | к | зч | р | ро | пд | т | д | а | з | пр | рв | д | м |
или | пп | с | к | кв | рв | зч | пд | ро | д | т | з | а | рв | пр | м | д |
лиэ | кв | к | с | пп | д | м | пр | рв | а | з | т | д | ро | пд | зч | р |
эси | к | кв | пп | с | м | д | рв | пр | з | а | д | т | пд | ро | р | зч |
лсэ | пр | рв | д | м | с | пп | кв | к | зч | р | ро | пд | т | д | а | з |
эии | рв | пр | м | д | пп | с | к | кв | р | зч | пд | ро | д | т | з | а |
иэи | ро | пд | зч | р | кв | к | с | пп | д | м | пр | рв | а | з | т | д |
сли | пд | ро | р | зч | к | кв | пп | с | м | д | рв | пр | з | а | д | т |
![]() | Предмет и задачи школьного курса информатики Информация и информационная деятельность человека. Человек как биологическая система обработки информации. Общество как социальная... | ![]() | Закон Об информации, информационных технологиях и о защите информации Статья Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации |
![]() | Российской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный университет Факультет информационных систем и технологий Целью дисциплины “Представление знаний в информационных системах” является изучение теоретических основ представления и обработки... | ![]() | Конкурс презентация «Мои профессиональные возможности» Ребята выступали в пяти номинациях: человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек- художественный образ, человек... |
![]() | Программа дисциплины Курс по выбору «Защита информации» для специальности 080 100. 6 2 «Экономика» ен. В. 1 Сформировать у студентов теоретические знания по основам защиты информации при обращении с компьютерной техникой и программным обеспечением... | ![]() | Урлядинская оош аналитическая справка по итогам экзаменов за 2009 – 2010 учебный год Учащиеся сдавали экзамены по новой форме по русскому языку (1- человек -100%), алгебре (10 человек -100%), географии (6 человек-... |
![]() | Предмет и задачи школьного курса информатики Информация и информационная деятельность человека. Человек как биологическая система обработки информации. Общество как социальная... | ![]() | Лекция 1/1 Основы телекоммуникаций и компьютерных технологий Чтобы быть востребованным, человек должен обладать информационной культурой, т е знаниями и умениями в области информационных технологий,... |
![]() | Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре» «человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное... | ![]() | Заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Министр информационных технологий Ульяновской области Министерстве информационных технологий Ульяновской области государственных учреждениях, подведомственных Министерству информационных... |