Учебно-методический комплекс по дисциплине “основы искусственного интеллекта”




Скачать 287.42 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине “основы искусственного интеллекта”
страница1/3
Дата21.12.2012
Размер287.42 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

Институт прикладной информатики, математики и физики

Физико-математический факультет

Кафедра информатики и информационных технологий обучения


Утверждено на заседании кафедры

Протокол №_____ от ”_____”_______________2012г.
Зав. кафедрой___________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

“ОСНОВЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА”


Специальность «Математика» с дополнительной специальностью «информатика»




Составитель: Козырева Г.Ф.


5 курс, 10 семестр.

Форма отчетности: экзамен




Армавир, 2012


АННОТАЦИЯ


Курс “Основы искусственного интеллекта” предназначен для ознакомления студентов с одним из разделов информатики – искусственным интеллектом.

Курс “Основы искусственного интеллекта” должен расширить представления будущего учителя информатики о возможностях вычислительной техники, сферах ее применения, показать наиболее перспективные направления развития информатизации общества.

Для решения вышеперечисленных задач данный курс разбивается на две части. В первой рассматриваются основные методы представления и решения интеллектуальных задач, способы представления знаний и методы вывода, структура экспертных систем и основные принципы их разработки.

Во второй части изучаются основные понятия языка программирования ПРОЛОГ: предикаты, утверждения, правила, цели. Рассматривается структура программ на ПРОЛОГе, методы повторений и рекурсии, вводится понятие списка. На основе введенных основных понятий этого языка показываются методы решения простейших задач. На концептуальном уровне вводится представление о функциональном программировании на примере языка программирования ЛИСП.

Содержание курса “Основы искусственного интеллекта” составляет лекционный курс и лабораторные занятия. Лекционный курс позволяет изложить необходимый материал и создает теоретическую основу для практической отработки приемов решения задач. Лабораторные занятия проводятся по подгруппам и предусматривают реализацию полученных студентами заданий в виде программ на ЭВМ. Задания для лабораторных занятий имеют проблемный характер, наиболее типичный для задач, решаемых методами и средствами декларативного программирования.

Итоговый контроль проводится в форме экзамена.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Курс “Основы искусственного интеллекта” предназначен для ознакомления студентов с одним из разделов информатики – искусственным интеллектом.

Цель курса - отразить основные направления и методы, применяемые в ИИ как на этапе анализа, так и на этапе разработки и реализации интеллектуальных систем. Понятийный, методологический и технологический материал курса играет важную роль в формировании научного мировоззрения будущего учителя информатики в области решения проблем анализа, разработки и реализации интеллектуальных систем учебного назначения.

В результате изучения курса «Основы искусственного интеллекта» студент должен иметь представление:

  • об основных типах задач, решаемых в области искусственного интеллекта;

  • о месте и роли, о состоянии развития современных декларативных языков, о проблемах и направлениях развития декларативного программирования;

  • о множестве задач, решаемых с применением логического программирования и о методах их решения;

  • о вопросах представления данных для решения задач логического программирования, о приемах разработки программ с применением декларативных языков программирования;

  • о назначении и возможностях функционального программирования.

Студент должен знать:

  • основные модели представления знаний:

  • назначение и основные принципы работы экспертных систем;

  • базовые понятия и определения, используемые в логическом программировании;

  • методы и уровни представления данных, способы обработки и хранения данных;

  • основы технологии программирования в программных средствах, используемых в современных декларативных языках.

Студент должен уметь:

  • разрабатывать и тестировать программы с применением программных средств, используемых в современных декларативных языках;

  • использовать специальную литературу в изучаемой предметной области.

Курс “Основы искусственного интеллекта” должен расширить представления будущего учителя информатики о возможностях вычислительной техники, сферах ее применения, показать наиболее перспективные направления развития информатизации общества.

Для решения вышеперечисленных задач данный курс разбивается на две части. В первой рассматриваются основные методы представления и решения интеллектуальных задач, способы представления знаний и методы вывода, структура экспертных систем и основные принципы их разработки.

Во второй части изучаются основные понятия языка программирования ПРОЛОГ: предикаты, утверждения, правила, цели. Рассматривается структура программ на ПРОЛОГе, методы повторений и рекурсии, вводится понятие списка. На основе введенных основных понятий этого языка показываются методы решения простейших задач. На концептуальном уровне вводится представление о функциональном программировании на примере языка программирования ЛИСП.

Содержание курса “Основы искусственного интеллекта” составляет лекционный курс и лабораторные занятия. Лекционный курс позволяет изложить необходимый материал и создает теоретическую основу для практической отработки приемов решения задач. Лабораторные занятия проводятся по подгруппам и предусматривают реализацию полученных студентами заданий в виде программ на ЭВМ. Задания для лабораторных занятий имеют проблемный характер, наиболее типичный для задач, решаемых методами и средствами декларативного программирования.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.



Всего

В т.ч. аудиторных,час

Самост.



Раздел, тема


часов

Всего

Из них

работа,










аудит.

Лекции

Лаб. работы

час

1

2

3

4

5

6




1

Основные направления исследований в области искусственного интеллекта.

6

2

2




4

2

Система знаний. Модели представления знаний: логическая, сетевая, фреймовая, продукционная.

6

2

2




4

3

Понятие о экспертной системе (ЭС).















3.1

Общая характеристика ЭС. Виды ЭС и типы решаемых задач. Структура и режимы использования ЭС.

5

1

1




4

3.2

Классификация инструментальных средств ЭС и организация знаний в ЭС. Интеллектуальные информационные ЭС.

5

1

1




4

4

Представление о логическом программировании.















4.1

Представление знаний о предметной области в виде фактов и правил базы знаний Пролога.

12

6

2

4

6

4.2

Дескриптивный, процедурный и машинный смысл программы на Прологе.

6

2

2




4

4.3

Поиск с возвратом. Управление поиском

10

4

2

2

6

4.4

Арифметические вычисления.

4

2




2

2

4.5

Рекурсия и структуры данных в программах на Прологе.

10

4

2

2

6

4.6

Списки. Операции со списками.

16

8

4

4

8

4.7

Технология визуального программирования в среде Visual Prolog.

10

4




4

6

5

Представление о функциональном программировании.

10

4

2

2

6

Итого:

100

40

20

20

60
  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине “основы искусственного интеллекта” iconУчебно-методический комплекс по дисциплине “основы искусственного интеллекта” для специальности
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине “основы искусственного интеллекта” iconУчебно-методический комплекс по дисциплине “основы искусственного интеллекта” для специальности
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине “основы искусственного интеллекта” icon«Основы искусственного интеллекта»
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы искусственного интеллекта» для ооп «050100 Физика и информатика по циклу б в. 13...
Учебно-методический комплекс по дисциплине “основы искусственного интеллекта” iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
О основы искусственного интеллекта [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Е. В. Дудышева, О. Г. Ярославцева; Бийский...
Учебно-методический комплекс по дисциплине “основы искусственного интеллекта” iconОсновы искусственного интеллекта
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «информатика», а также может использоваться...
Учебно-методический комплекс по дисциплине “основы искусственного интеллекта” iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины сдм. 01 «основы искусственного интеллекта»
Существенным отличием таких программ и курсов от существующих является их ориентация на мировой уровень подготовки по направлению...
Учебно-методический комплекс по дисциплине “основы искусственного интеллекта” iconУчебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные системы
Целью курса является введение в курс проблем и методов решения задач искусственного интеллекта, включая задачи поддержки принятия...
Учебно-методический комплекс по дисциплине “основы искусственного интеллекта” iconУчебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные системы
Целью курса является введение в курс проблем и методов решения задач искусственного интеллекта, включая задачи поддержки принятия...
Учебно-методический комплекс по дисциплине “основы искусственного интеллекта” iconУчебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные системы
Целью курса является введение в курс проблем и методов решения задач искусственного интеллекта, включая задачи поддержки принятия...
Учебно-методический комплекс по дисциплине “основы искусственного интеллекта” iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс основы профориентологии
Лукъянченко, Т. Н. Основы профориентологии: учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы профориентологии» для студентов, обучающихся...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница