Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова




Скачать 279.11 Kb.
НазваниеПрограмма «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
страница1/3
Дата21.12.2012
Размер279.11 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Приложение 1.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ




Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»


Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова



(наименование вуза)

Программа дисциплины




Проектирование интеллектуальных систем в экономике


Москва

2003


Программа дисциплины «Проектирование интеллектуальных систем в экономике» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 071900 «Информационные системы в экономике» и 351400 «Прикладная информатика (в экономике)» к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста или магистра по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиями, предъявляемыми НФПК к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.


Программа подготовлена при содействии НФПК – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.


Автор (составитель)

Абдикеев Н.М., д.т.н., профессор Российской Экономической Академии им. Г.В.Плеханова.


Рецензенты: __________________________________________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание, вуз)

  1. Организационно-методический раздел


1. Цель курса

Цель изучения курса - дать студентам знания:

  • о состоянии и тенденциях развития экономических информационных

систем;

  • о новой информационной технологии решения задач управления,

связанной с использованием средств и методов искусственного

интеллекта;

  • о навыках разработки и использования интеллектуальных

информационных систем в различных прикладных областях (основные

сферы производственного цикла, финансово-экономические

информационные системы).

Методическую основу учебного курса составляют лекций, практические занятия, курсовые работы, индивидуальных и самостоятельных занятий. Лекционные занятия раскрывают основные проблемные вопросы по каждому разделу. Практические занятия и курсовые работы предназначены для приобретения практических навыков в работе по освоению различных методов интеллектуализации для прикладных информационных систем в экономике.

Самостоятельная работа студентов проводится вне рамок учебного расписания и предназначена для закрепления лекционного материала и ознакомления с рекомендованной литературой. Формами контроля курса являются семинары, индивидуальные занятия и экзамен.


2. Задачи курса

В результате изучения учебного курса, практических занятий и выполнения курсовой работы студент должен:

- иметь представление об интеллектуальных технологиях и наиболее

перспективных прикладных сферах их применения;

- знать основные методы разработки интеллектуальных информационных

систем и специфику актуальных проблемных областей;

- уметь работать с различными моделями представления знаний и обосновывать

выбор той или иной модели в зависимости от характера предметной области и

специфики решаемых задач, компоновать структуру интеллектуальной

прикладной системы;

- владеть навыками работы с основными инструментальными средствами

проектирования интеллектуальных систем;

- иметь опыт проектирования и разработки демонстрационного прототипа

интеллектуальной системы для конкретной предметной области.



  1. Методическая новизна курса (новые методики, формы работы, авторские приемы в преподавании курса)1

  1. Впервые изложение принципов построения интеллектуальных и

экспертных систем для производства, бизнеса, маркетинга и финансового менеджмента сочетается как с рассмотрением задач, характерных для предметных областей, так и с анализом особенностей самих предметных областей возможного применения экспертных систем.

2. Впервые в учебно-методической литературе вопросы разработки систем поддержки решений рассмотрены системно, с единых методических позиций использования методов инженерии знаний для различных областей экономики: реального производственного сектора, финансовой и банковской

сферы, фондового рынка.

3. Впервые будет разработан курс “Проектирование интеллектуальных систем” с пакетом учебно-методических материалов: программа курса, учебник, электронная версия учебника, экзаменационные вопросы, перечень тем рефератов, курсовых работ и самостоятельных занятий студентов, что позволит использовать новые подходы в образовании на базе современных информационных технологий.

Для проведения практических занятий разработаны темы заданий и обеспечивающее программное обеспечение лабораторных работ, предназначенных для овладения навыками использования интеллектуальных технологий и языка искусственного интеллекта Пролог, что будет способствовать пониманию и закреплению у студентов как теоретического материала, так и практических навыков исследования реальных процессов и ситуаций с использованием фактических данных. Это позволит формировать и развивать у студентов навыки решения конкретных проблем анализа и синтеза в различных областях экономики.


4. Место курса в системе социогуманитарного образования

Системы управления в бизнесе строятся на основе экономико-организационных моделей, так как управляющая система должна иметь представление об образе объекта. И поскольку модель в некоторой форме отражает реально протекающие процессы, возникает проблема ее адекватности. Традиционные детерминированные и стохастические модели все чаще не позволяют эффективно решать проблемы адекватности и учета трудно формализуемых факторов и рисков. Поэтому в настоящее время все большее распространение получают лингвистические, нечеткие и нейронные модели, а также модели искусственного интеллекта с использованием эвристик и знаний управленца высокой квалификации – эксперта.

На современном этапе развития информационных технологий и информатизации в сфере бизнеса важными проблемами являются:

  • разработка адекватных моделей проблемных сред для систем поддержки решений в различных областях предпринимательства;

  • моделирование и знаний, эвристик и представлений менеджера или эксперта в сфере своей деятельности, с целью разработки высокоэффективных систем поддержки этих решений;

  • применение идей, средств и методов новой информационной технологии для интеллектуализации информационных систем в различных областях экономики и бизнеса, а также повышения эффективности решения задач управления.

Специалисты в области искусственного интеллекта (ИИ) всегда стремились разработать программы для компьютеров, которые могли бы в некотором смысле “думать”, т.е. решать задачи таким способом, который мы бы сочли разумным, если бы его применил человек. Чтобы сделать программу интеллектуальной, ее нужно снабдить множеством высококачественных специализированных знаний о некоторой предметной области, а также заложить в нее способность работы с этими знаниями, способность получать знания, не содержащиеся в явном виде, обучаться, обосновывать и объяснять решения.

Понимание этого факта привело к развитию специализированных программных систем, каждая из которых является экспертом в некоторой достаточно узкой предметной области. Эти программы получили название “экспертные системы” (ЭС). Технологию построения ЭС часто называют “инженерией знаний”. С помощью ЭС решаются задачи, относящиеся к классу неформализованных.

Основное отличие между обычными информационно-поисковыми и экспертными системами заключается в том, что первые осуществляют поиск имеющейся в них информации по заданной теме, а вторые – логическую переработку информации с целью получения новой информации, которая в явном виде в нее не вводилась. При этом на основе базы знаний компьютера автоматически определяются не только факты, но генерируются новые знания путем логического вывода. ЭС часто используются как советчики в системах управления и поддержки решений. Кроме того, ЭС используются в качестве консультантов в различных гуманитарных и политологических системах.

Изменение технологии решения информационных задач связано с интенсивным развитием и внедрением новой информационной технологии.

При традиционной технологии решения задач сопровождение прикладного программного обеспечения выполняется на протяжении всего ее жизненного цикла. Процесс сопровождения в традиционной технологии требует по крайней мере такого же количества ресурсов, как и разработка программы.

Все вышесказанное обусловило необходимость изменения технологии использования компьютеров. Ситуацию можно преодолеть только путем привлечения пользователей к процессам решения задач, сопровождения программной системы, и, возможно, даже разработки прикладного программного обеспечения. Однако, это требует коренного изменения принципов организации прикладного программного обеспечения и методов его использования при решении задач, сложившихся в рамках традиционных технологий. Прежде всего, необходимо строить программные системы таким образом, чтобы радикально упростить процессы их эксплуатации и сопровождения.

В традиционной технологии обработки данных системы понятий предметной области и формальной модели, положенной в основу программы, как правило, не совпадают. Это различие и является основной причиной затруднений, возникающих при взаимодействии пользователя с компьютером в процессе решения задачи.

Основная идея новой технологии, призванная обеспечить проблемы интерпретации, состоит в том, чтобы рассматривать систему понятий предметной области и соответствие между ней и системой понятий формальной модели как исходную информацию для решения прикладных задач.

Разработчики систем искусственного интеллекта и экспертных систем, как важной составляющей новой информационной технологии решения задач, ставят своей задачей изменения традиционных подходов к системе взаимодействия человека и компьютера при решении задач принятия решений, обеспечения удобства и комфорта пользователя, повышения эффективности взаимодействия таких систем. Прежде всего, речь идет о переосмыслении всей технологии обработки, хранения и представления информации пользователю с позиций новой информационной технологии.

Важное значение приобретает анализ проблемных областей, в которых интеграция интеллектуальных технологий и информационных систем принесла бы ощутимый эффект. Наиболее перспективными областями экономики и бизнеса, где экспертные системы наиболее эффективны, являются: управление производством; производственное и внутрифирменное планирование; управление маркетингом и сбытом; финансовый менеджмент; риск-менеджмент; банковская сфера; торговля; фондовый рынок.


5. Требования к уровню освоения содержания курса

Высокие.


II. Содержание курса

1. Новизна курса (научная, содержательная; сравнительный анализ с подобными курсами в России и за рубежом)

Новизна курса и учебника состоит в следующем:


1. Впервые в научной литературе, посвященной информационным технологиям и системам появится учебник, системно отражающий особенности применения инженерии знаний и проектирования экспертных систем при управлении сложными проблемными средами и предметными областями в экономике в условиях неопределенности, случайных возмущений и рисков.


2. Впервые при проектировании интеллектуальных и экспертных систем учитываются такие факторы, как сложность проблемной области, размеры пространства состояний системы, степень влияния неопределенности и случайности при принятии решений, необходимость учета и оценки рисков, большие объемы трудно формализуемой и эвристической информации, необходимость получения прогнозов, принятие решений при дефиците времени.

3. Впервые в учебной литературе рассматриваются модели прогнозирования и анализа сценариев и рисков в условиях неопределенности с использованием имитационного моделирования на базе сетей Петри, нечеткой логики и экспертных систем в производстве.

4. Впервые в рамках курса рассмотрены методы искусственного интеллекта применительно к фондовому рынку при анализе и оценке рисков. В этой связи рассматриваются задачи управления портфелем ценных бумаг и анализа и прогнозирования фондового рынка.


На рынке труда наблюдается рост потребностей на бизнес-аналитиков и специалистов по информационным технологиям. Поэтому многие зарубежные вузы значительно увеличили объем часов, отводимых на изучение таких дисциплин, как разработка и применение информационных систем (ИС), информатика, экспертные системы, инженерия знаний, интеллектуальные информационные системы, базы данных и знаний, информационные системы менеджмента, электронный бизнес. К числу таких университетов относятся в первую очередь, университеты Стэнфорда и Чикаго, Принстонский университет, Массачусетский Институт Технологии (США); университеты Токио и Киото, университет Токай, университет коммерции и бизнес-администрирования г.Нагоя (Япония); Лондонский университет (Великобритания) и другие.

К настоящему времени накоплен и некоторый опыт преподавания таких курсов, как прикладные интеллектуальные системы, экспертные системы, инженерия знаний, инструментальные средства искусственного интеллекта и другие также и в России (МИФИ, МИРЭА, МЭИ, МИЭМ, РГГУ и др.).

Однако бурное развитие за последнее десятилетие компьютерных технологий, методов и моделей ИИ, инструментальных средств ИИ и новых программных оболочек ЭС, проявление новых перспективных сфер приложения ЭС в экономике обусловило необходимость разработки нового курса “Проектирование экспертных систем” с учетом реалий сегодняшнего дня, инновационных достижений и технологий инженерии знаний.

Данный учебный курс учитывает требования национальной системы образования и опирается на результаты анализа учебных программ и материалов, упомянутых выше и ряда других зарубежных вузов, выставленных на сайтах в сети Интернет. Предполагается, что курс составит основу учебного плана по специальностям “Информационные системы в экономике” и “Математические методы и исследование операций в экономике”.

Предлагаемый к разработке новый курс и учебник по содержанию и структуре материала принципиально отличается от существующих. В нем впервые изложение принципов построения экспертных систем для производства, бизнеса и финансового менеджмента сочетается как с рассмотрением задач, характерных для предметных областей, так и с анализом характера и особенностей самих предметных областей возможного применения экспертных систем. В этом смысле при проектировании экспертных систем учитываются такие факторы, как сложность проблемной области, размеры пространства состояний системы, степень влияния неопределенности и случайности при принятии решений, необходимость учета и оценки рисков, большие объемы трудно формализуемой и эвристической информации, необходимость получения прогнозов, принятие решений при дефиците времени.

Системность изложения предлагаемого нового учебного курса, методическая обоснованность структурирования материала, новые идеи и разработки, которые подчеркивают его инновационный и обобщающий характер и делают более явными отличия от старого курса “Проектирование экспертных систем” и курсов “Проектирование автоматизированных информационных систем”, “Интеллектуальные информационные системы”, “Автоматизированные информационные системы по областям применения (производство, маркетинг, финансы)”, “Прикладные интеллектуальные системы”, которые читаются автором, в том числе в РЭА им.Г.В.Плеханова и Московском институте радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), также от изданных ранее монографий и учебных пособий (см. ниже список рекомендуемой литературы).

Темы практических и индивидуальных занятий увязывают актуальные проблемы современного бизнеса в сфере производства, маркетинга и финансов с новыми интеллектуальными информационными технологиями.

Курс предназначен для подготовки студентов экономических вузов, а также для широкого круга специалистов, заинтересованных в применении экспертных систем для решения задач менеджмента.

Для повышения эффективности такой подготовки необходимо совершенствование учебного плана и программ с апробациями различных дисциплин специализации.


2. Разделы и темы курса и краткое содержание
  1   2   3

Похожие:

Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова iconПрограмма “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы “Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова iconПрограмма “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” воронежский государственный университет
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы “Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова iconПрограмма “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Новосибирский Государственный Университет
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы “Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова iconПрограмма «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Волгоградский государственный университет
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова iconПрограмма «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» российский университет дружбы народов
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанных в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница