Сценарий урока с использованием компьютера




Скачать 136.01 Kb.
НазваниеСценарий урока с использованием компьютера
Дата20.12.2012
Размер136.01 Kb.
ТипЗанятие
Сценарий урока с использованием компьютера.


Преподаватели: Рябченко Галина Николаевна, Стрюк Светлана Алексеевна.

Предмет: физика, информатика.

Разделы: электрические ток, электрические цепи, Excel, Word

Тема: проверка знаний по разделу физики «Электрические явления» с применением ИКТ

Продолжительность занятия: 45 минут

Класс: девятый

Образовательное учреждение – Томская область, город Стрежевой, Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 4

Авторский медиапродукт – презентация из 27 слайдов (среда Power Point, текстовый редактор Microsoft Word)


Структура презентации

№ п/п

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ВРЕМЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

№ СЛАЙДА

1

Организационный момент.

1 минута

1

2

Целеполагание.

2 минуты

2

4

Мотивация.

5 минут

3

5

Повторение и систематизация ранее изученного материала.

10 минут

4 - 23

6

Проверка знаний с использованием программы Tester.

10 минут




7

Проверка знаний с использованием программы Word и Excel.

15 минут

24-26

8

Итог урока. Рефлексия.

2 минуты

27


Схема взаимосвязи кадров презентации




1

2

3

4

5

6

7

8

9

18

17

16

15

14

13

12

11

10

19

20

21

23

24

25














22



26


27

Содержание кадров:


  1. Титульный лист.

  2. Цель, задачи урока.

  3. «Пролистывание» ранее пройденных тем.

  4. Устройства, работающие на электрическом токе.

  5. Понятие электрического тока.

  6. Направление электрического тока.

  7. Характеристики электрического тока.

  8. Сила тока.

  9. Действие электрического тока на человека.

  10. Электрическое сопротивление.

  11. Электрическое напряжение.

  12. – 18. Автобиография Г.Ома.

  1. Закон Ома.

  2. Элементы электрической цепи.

  3. Соединение цепей.

  4. Последовательное соединение.

  5. Параллельное соединение.

  6. Эталон выполненной работы 1 варианта.

  7. Эталон выполненной работы 2 варианта.

  8. Оценочный лист.

  9. Рефлексия.



Целесообразность использования медиапродукта на уроке:

  1. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет использования информационно-коммуникационных технологий;

  2. повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт демонстрации электронного учебника по физике (или слайдовой презентации);

  3. формирование коммуникативной компетенции учащихся через интеграцию курсов физики и информатики.


План урока:



п/п

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ВРЕМЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

1

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Обсуждение

1 минута

2

Целеполагание.

Сообщение темы и разъяснение целей урока

Восприятие разъяснений учителя

2 минуты

3

Мотивация.

Демонстрация слайдовой презентации


Восприятие

Анализ

5 минут

4

Повторение и систематизация ранее изученного материала.

Демонстрация электронного учебника с комментарием (слайдовой презентации)

Восприятие

Систематизация знаний

10 минут

5

Проверка знаний с использованием программы Tester.

Оказание помощи при работе на ПК

Самостоятельная работа на ПК

10 минут

6

Проверка знаний с использованием программы Word и Excel.

Наблюдение, помощь по просьбе учащихся при работе на ПК

Практическая работа на ПК

15 минут

7


Итог урока. Рефлексия.

Разъяснение.

Работа на ПК

2 минуты



Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу «Электрические явления» с использованием ПК.


Задачи урока:

Учебная: закрепить и обобщить знания учащихся по разделу физики «Электрический ток»;

научиться использовать знания, полученные на уроках информатики по программам Excel, Word при расчетах физических задач.

Развивающая: развить коммуникативную компетенцию учащихся: память, внимание, умение наблюдать, систематизировать знания.

Воспитательная:

  • формировать ответственность за результаты своего труда;

  • продолжить формирование информационной культуры.


Оборудование урока:

  • ноутбук, видеопроектор, проекционный экран, лазерная указка;

  • персональные компьютеры;

  • программное обеспечение

  • электронный учебник (на СD – диске)

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие. Постановка задач урока. (слайд №1-2)

Учитель: Каждый человек в своей жизни, на разных ее этапах должен уметь подвести итог. Вот сегодня на уроке мы должны обобщить, систематизировать наши знания по темам:

« Электрический ток» и « Электрические цепи» и при помощи программ по информатике Word и Excel оценить имеющиеся знания по данным темам.

Изучение раздела физики « Электрические явления» мы с вами закончили совсем недавно. Поднимите руку те, кто уверен, что знания по темам данного раздела физики, он имеет прочные (обучающиеся поднимают руки)

Учитель: Ну, что-же ваши знания очень легко проверить. Сейчас перед вами на экране

будут «пролистываться» основные понятия известных вам тем. Задача ученика, который выйдет к доске, встать к экрану спиной, после того как начнется пролистывание основных понятий, сказать стоп и в течение 1 минуты после этого раскрыть тему написанную на экране (к доске вызывается ученик, как правило, он рассказывает по теме менее 1 минуты. На данном этапе можно предоставить возможность обучающимся для оказания помощи отвечающему). (слайд №3)


Учитель: Определенными знаниями вы, конечно, обладаете, но для того, чтобы лучше усвоить материал тем « Электрический ток» и « Электрические цепи» и свободно владеть им на практике требуется систематизация ваших знаний.

Для повторения материала и систематизации знаний по физике можно воспользоваться программой на СD-диске Кирилл и Мефодий «Уроки физики», а можно использовать слайдовую презентацию:

(слайд № 4)

Комментарий учителя к слайду №4: Мы часто сталкиваемся с явлениями, обусловленными протеканием электрического тока. Огромное количество устройств работает с использованием электрического тока.

(слайд № 5)

Комментарий учителя к слайду№5: В металлах много свободных электронов, но без внешнего источника они движутся хаотично, и поэтому электрического тока нет. При подключении внешнего источника, движение электронов приобретает направленное направление.


(слайд № 6)

Комментарий учителя к слайду№6: Электрический ток- это упорядоченное движение заряженных частиц. Для существования электрического тока необходимо наличие электрического поля и свободных заряженных частиц в проводнике.


(слайд № 7)

Комментарий учителя к слайду№7: К основным характеристикам электрического тока относятся сила тока, электрическое напряжение и сопротивление.


(слайд № 8)

Комментарий учителя к слайду №8: Заряд, прошедший через поперечное сечение проводника называется силой тока. Перед вами формула для определения силы тока и единицы ее измерения.


(слайд № 9)

Комментарий учителя к слайду №9: Электрический ток может быть опасен для жизни и здоровья.


(слайд № 10)

Комментарий учителя к слайду №10: Сопротивление проводника – физическая величина, которая характеризует зависимость силы тока от свойств проводника.

Одна из причин электрического сопротивления - это взаимодействие ионов с электронами. Электроны теряют энергию и, следовательно, скорость. В этом и состоит явление электрического сопротивления проводника.

Сопротивление проводника зависит от длины проводника, площади поперечного

сечения и материала, из которого изготовлен проводник. Эта зависимость

выражена формулами


(слайд № 11)

Комментарий учителя к слайду № 11: Движение тока создается электрическим полем, которое при этом совершает работу. Электрическое напряжение - физическая величина, которая показывает, какую работу совершает электрический ток, перемещая заряд на данном участке. Перед вами формула для определения напряжения и единицы ее измерения.


Учитель: Зависимость между тремя характеристиками электрического тока устанавливает закон, который был установлен в 1827 году немецким ученым Г. Омом, поэтому он и носит его имя. Давайте вспомним основные этапы жизни этого ученого (комментирует заранее подготовленный обучающийся)


(слайды ученика №12-18)


(слайд № 19)

Комментарий учителя к слайду № 19: Закон Ома звучит так: Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорционально сопротивлению. Перед вами формула этого закона.


(слайд № 20)

Комментарий учителя к слайду №20: Закон Ома – это основной закон для расчета электрических цепей. Соединенные между собой источник тока, провода, потребители и выключатели и образуют электрическую цепь. Электрические цепи собирают по схемам, где каждый элемент имеет свое обозначение.


(слайд № 21)

Комментарий учителя к слайду № 21: Элементы в цепи могут быть включены по разному: последовательно, параллельно и смешано.


(слайд № 22-23)

Комментарий учителя к слайду №22 - 23: Связь между общими значениями силы тока, напряжения и сопротивления с их значениями на отдельных участках цепи при последовательном и параллельных соединениях выражается по разному. Перед вами формулы для расчета.


Учитель: Я надеюсь, что сейчас вы привели в систему свои знания по темам

« Электрический ток» и « Электрические цепи». Пользуясь навыками работы с ПК полученными на уроках информатики, мы их проверим и оценим.

Воспользуемся программой Tester (вопросы в приложении №1) и поработаем на компьютере (обучающиеся работают на ПК, в течение 10 минут, результат заносят в «Оценочный лист»)










Учитель: Вторая часть нашей практической работы на ПК заключается в умении использовать полученные знания на уроках информатики и с помощью программ

Excel и Word выполнить следующие задания по физике (задания на карточках в 2 вариантах выдаются обучающимся):


Вариант 1


Задание:

1. Составить таблицу и построить график зависимости сопротивления от напряжения, если напряжение меняется в интервале от 10 В до 30 В с шагом равным 2. Сила тока в цепи равно 12 А.


2. Построить схему электрической цепи состоящей из источника тока, резистора, 2-х последовательно соединенных лампочек и ключа.


Вариант 2


Задание:

1. Составить таблицу и построить график зависимости сопротивления от силы тока, если сила тока в цепи меняется в интервале от 20 А до 40 А с шагом равным 2. Напряжение в цепи равно 200 В.


2. Построить схему электрической цепи состоящей из источника тока, резистора, 2-х последовательно соединенных лампочек, ключа и вольтметра, измеряющего напряжение на резисторе.


Учитель: Для выполнения работы на рабочем столе каждый из вас под своей фамилией создает папку, в которую необходимо сохранять выполненные задания.

Все расчеты в задании №1 необходимо выполнить и в Excel, полученные данные перенести и оформить в Word. Задание №2 выполнить в программе Word. Время работы – 15 минут (

(обучающие самостоятельно оценивают выполненную работу и заполняют оценочный лист, предварительно сравнив свой результат с эталоном, который демонстрируется на экране.

(слайд № 24-26). Учитель к следующему уроку оценивает выполненную работу на ПК и сравнивает с результатами самооценки учащихся).


Итог урока.

(слайд №2, анализируется достижение цели и задач урока).


Рефлексия (слайд №27)

(Рефлексия проводится при помощи ПК. Обучающиеся выбирают одну из предложенных картинок наиболее соответствующую их рабочему настроению на уроке)


Домашнее задание. (На данном уроке не задается)


Список литературы:


    1. С.В.Громов, Н.А. Родина. Физика 9. М.: Просвещение, 2002.

    2. Н. К. Ханнанова. Физика. Библиотека наглядных пособий (электронное учебное пособие). Дрофа.

    3. Электронный учебник по физике. Кирилл и Мефодий «Уроки физики», 9 класс.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ

(проводится с помощью программы Tester)


Электрический ток - это:

  1. Движение свободных электронов

  2. Движение положительных ионов

  3. Упорядоченное движение отрицательных ионов

  4. Упорядоченное движение заряженных ионов


Условия для создания электрического тока:

  1. Наличие электрического поля и источника тока

  2. Наличие ионов и свободных электронов

  3. Наличие электрического поля и свободных заряженных частиц в проводнике

  4. Наличие свободных электронов и источника тока


Единица измерения силы тока в системе СИ:

  1. Вольт

  2. Ом

  3. Ампер

  4. Ватт


Какой силы ток считается безопасным для жизни человека?

  1. 36 А

  2. 1 мА

  3. 12 мА

  4. 1 мВ


Основные составляющие электрической цепи:

  1. Источники тока и потребители

  2. Источники тока, потребители, соединительные провода, кнопки

  3. Измерительные приборы, соединительные провода

  4. Измерительные приборы, источники тока, соединительные провода


Сколько видов соединений используется на практике:

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 4


При параллельном соединении цепь имеет:

  1. разветвление

  2. приборы соединенные друг за другом

  3. несколько источников питания

  4. несколько потребителей энергии


Что является причиной электрического сопротивления?

  1. наличие свободных электронов в кристалической решетке

  2. наличие свободных ионов в кристалической решетке

  3. наличие электрического поля в кристалической решетке

  4. взаимодействие электронов и ионов в кристалической решетке


Какой буквой обозначается сопротивление?

  1. R

  2. U

  3. I

  4. N


От каких величин зависит сопротивление?

  1. от длины проводника и силы тока

  2. от длины проводника и напряжения

  3. от длины проводника, площади поперечного сечения и удельного сопротивления

  4. от длины проводника, силы тока и удельного сопротивления


В каких единицах измеряется сопротивление?

  1. Ом

  2. Ампер

  3. Джоуль

  4. Вольт


Что называется напряжением?

  1. Работа тока за определенное время

  2. Работа тока при перемещении заряда

  3. Работа тока зависящая от силы тока

  4. Противодействие оказываемое проводником электрическому току


Чтобы вычислить электрическое напряжение на данном участке цепи, надо:

  1. Работу тока разделить на заряд прошедший по этому участку

  2. Сопротивление умножить на площадь поперечного сечения

  3. Электрический заряд, прошедший через поперечное сечение проводника разделить на время

  4. Силу тока умножить на заряд


Какое напряжение является смертельным для сухой и неповрежденной кожи человека?

  1. U=300 В

  2. U=150 В

  3. U=550 В

  4. U=10 000 В


Чье имя носит закон, который говорит о том, какое количество теплоты выделяется проводником с током, во время прохождения тока по проводнику?

  1. Антуан Фуркруа

  2. Георг Ом

  3. Андре Ампер

  4. Джоуля - Ленца




Похожие:

Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Образовательное учреждение: моу «Батуринская сош» Томского района Томской области
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Образовательное учреждение: моу «Батуринская сош» Томского района Томской области
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Тема Подготовка к написанию сочинения-миниатюры «Скоро Масленицы звонкой закипит весёлый пир…»
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Требования к результатам изучения темы: «Зрительные восприятия» Учащиеся должны знать: – части зрительного анализатора
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Преподаватель: Прудникова Наталья Юрьевна, учитель химии, биологии Образовательное учреждение: моу «Мараксинская оош» Колпашевского...
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Образовательное учреждение- томская область, Кожевниковский район, с. Кожевниково, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кожевниковская...
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса /И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В....
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Образовательное учреждение – Томская область, Чаинский район, село Леботёр, Муниципальное общеобразовательное учреждение Леботёрская...
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Образовательное учреждение – Томская область, Чаинский район, село Леботёр, Муниципальное общеобразовательное учреждение Леботёрская...
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Образовательное учреждение – Муниципальное образовательное учреждение зато северск дополнительного образования детей «Центр «Поиск»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница