Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования




НазваниеБилет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования
страница1/6
Дата20.12.2012
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6
Билет 1. Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования.

Культурология является одной из самых молодых наук. Однако культурологические знания существовали задолго до этого в качестве разделов философии, истории, эстетики, искусствоведения, семиотики и др.

Для выделения культурологии в научную дисциплину были необходимы определенные условия: достижение обществом высокого уровня цивилизованности, систематизация и анализ знаний о человечестве и обществе в целом. Определяя специфику предмета культурологии как строгой науки, целесообразно использовать сравнительный метод.

Культурология – наука, формулирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. Она изучает культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия. Как теоретическая дисциплина она отличается от социологии, занимающейся измерением и анализом социальных закономерностей, вызванных повторением определенных социальных фактов. Культурология обогащает теоретические выводы, используя данные конкретных социологических исследований. Социология становится частью современной теории культуры. Важнейшая задача культурологии – поиск и осмысление ценностно-значимого исторического факта, культурного блага, оказавшего влияние на развитие и формирование человечества, его уклада жизни, языка и искусства, человеческой индивидуальности, связанной с определенной социокультурной эпохой. Культурология, анализируя богатый исторический материал, исследует культуру как социальное явление. Эстетика изучает сферу эстетического отношения человека к миру, видение прекрасного и закономерности художественной деятельности человека. Культурология, тесно взаимодействуя с эстетикой, анализирует специфику законов художественного творчества. Психология также предоставляет культурологии бесценный материал – данные психологических моделей поведения людей в различных жизненных ситуациях, анализ типов личности и психологические особенности формирования характера, таланта. Особую роль в становлении культурологии как науки играет философия. Философия – мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Философия формирует методологические базис культурологии. Культурология в отличии от философии изучает человека как уникальный системный объект, синтезируя и интегрируя все выше обозначенные знания о человеке, его месте и роли в общественном развитии как творца и творения культуры. Культура синтезирует знания о природном и социальном мире, руководствуясь целью – выявить возможности развития и совершенствования самого человека, способ его самореализации и самоутверждения в процессе жизнедеятельности. Предмет культурологии слагается из попыток дать ответ на ряд глобальных вопросов: Что есть культура как социальное явление? Каковы условия ее возникновения и развития в истории человечества?


Билет 2 и 3. Культура как общественное явление: понятие, сущность, структура.

Понятие «культура» появилось в Древнем Риме в качестве оппозиции понятию «натура». В переводе с латинского оно означает «обработанное», «искусственное». В этом смысле слово «культура» применялось для обозначения специально выращиваемых человеком растений.

В целом ряде отраслей оно и сегодня сохранило первоначальное значение. Так в сельском хозяйстве выращивание яровых и бахчевых культур.

По мере развития общества в понятие «культура» включается все более широкий спектр человеческого содержания: воспитание, образование, формирование и развитие. Все то, благодаря чему человек преобразует не только природный материал окружающего мира, но и себя самого как продукта природы. И как результат такой деятельности человек сам попадает в сферу культуры. В Новое время термин «культура» утверждается в его современном значении, приобретая социальный, интеллектуальный смысл. Культура постепенно выделяется в особую сферу жизнедеятельности общества и человека. Начиная с середины XX столетия, появляются многочисленные теории, объясняющие сущность, специфику, законы и категории культуры. Эти объяснения носят общефилософский характер. Поскольку и теория культуры, и философия имеют один предмет исследования – человека, изучают его с разных сторон и уровней. До 60-х годов, подход к культуре был как к совокупности накопленных человечеством ценностей. В конце 60-ых годов в культурологии утверждается неразрывная связь культуры и деятельности. Наиболее общепризнанные особенности деятельности :

Деятельность – это определенный тип бытия человека, его отношений к миру. Деятельность- всегда направлена на достижение сознательно поставленной цели. В процессе практической деятельности человек изменяет и преобразует окружающий мир, причем не только материально, но и идеально в своем воображении. Изменяя мир, человек изменяется и сам, изменяются его потребности, способности, мировоззрение, навыки и умения, его социальные чувства. Другими словами, меняется не физическая, а социальная сущность человека, его социальные сущностные силы.

История культуры – это процесс изменения самого человека, содержания его сознания, процесс развития внутреннего духовного мира человека и социальных форм бытия духовности.

Двум основным видам человеческой деятельности соответствуют две тесно взаимосвязанные основополагающие части культуры:

Материальная культура;Духовная культура.

Функции культуры

Можно выделить следующие функции культуры:

Передача социального опыта преемственности или социальной наследственности. Регулирование общественных отношений средствами политической, правовой, нравственной и художественной культуры.

Коммуникации – осуществление связи между людьми по поводу производства и освоения культурных ценностей. Культура определяет и сам тип межличностных связей и отношений людей.


Билет 4 Уровни культуры: классическая и современная; элитарная и массовая, официальная и андеграунда.

Классическая культура. С конца 19 в. в изобразительном искусстве, музыке, литературе получает распространение стиль, названный импрессионизм. Его целью была передача непосредственных, сиюминутных впечатлений, что привело к поиску новых приемов, форм творчества (художники К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, композиторы - К. Дебюсси, М. Равель). В конце 60-ых гг. нашего столетия появился термин «контркультура», под которым понимались некоторые формы протеста против сложившихся стереотипов и ценностей, общепринятых в индустриальных обществах Запада. Контркультура была частью молодежного движения и выражалась в умонастроениях, стиле жизни, формах художественного творчества. В ее основе лежала идея отказа от ценностей традиционного общества, научно-технического прогресса и образа жизни отцов. Сторонники этого движения, среди которых выделялись хиппи, панки и т.п., пытались построить новую «философию жизни». Существование параллельных форм культуры (наряду с официальной) было отмечено в 60-70–е гг. и в СССР (секты, андеграунд в искусстве). Идеологи этих направлений резко критиковали «массовую культуру», оглупляющую человека. Плодом такого типа развития является так называемый «одномерный человек», у которого утрачена цельность и деформирован внутренний мир.

Официальная культура есть такая форма культуры, которая транслируется сверху и признается большинством общества в качестве определенного стандарта (чаще всего молчаливо признается). В любом обществе существует официальная культура. Но наряду с ней может возникать и контркультура, являющаяся оппозицией официальной культуре. Таковой можно назвать культуру диссидентов во времена СССР, культуру хиппи 1960-х годов.

Кроме этого, особенно при выраженном социологическом подходе к исследованию культуры, структурно могут выделяться так называемые субкультуры, “под”-культурные образования, возникающие в рамках той или иной культуры. Они сохраняют ведущие характеристики основной культурной формы, но при этом имеют локальные отличия, придающие им некоторую особенность. Подобными субкультурами можно назвать некоторые неформальные молодежные объединения. В настоящий момент таковой становится и элитарная культура. Культура “новых русских”, еще некоторое время назад являвшаяся яркой субкультурной общностью, начинает постепенное сращение с официальной культурой.

От понятий контркультуры и субкультуры необходимо четко отделять антикультуру. Последняя является антагонистическим противоположением культуре как таковой. Антикультура есть такая форма бытия человека и общества, которая намеренно направлена на разрушение, уничтожение, деструкцию духовности и культуры. Иногда антикультура может проявляться под маской официальной культуры.


Билет 5 Типология культуры: основные подходы систематизации культуры

Cовременные подходы. Марксистский и отечественные подходы, исходят из оппозиции культуры как рукотворного, опредмеченного социального опыта человека, порожденного его творческими усилиями, отчуждением собственных природных сил и натуры, природы, покоряемой человеком. Культура — упорядочение естественного хаоса (Пригожин), порождение взаимодействия этноса с природной средой (Гумилев). 1)Диалогический открыл инвариант Вечного в культуре, показав созидающую силу диалога как универсального способа миропостижения. 2)Феноменологический подход исходит из представления о том, что культура — утраченное прошлое, изгнанное из мира МАН (безличного начала), хранимое в произведениях искусства и поэзии народного языка. 3)Деятельностный подход ставит акцент на том, что культура есть деятельность человека по созиданию культурных благ, по преображению природы и прошлого опыта. 4)Технологический подход понимает культуру как систему обновления технологий. 5)Ценностный подход к пониманию культуры ставит ударение на общечеловеческом, значимом в культуре, на таких культурных благах, которые задают динамику и совершенствование культурного процесса. 6)Семиотический подход к культуре рассматривает ее как систему транслируемых и изменяемых культурных символов, благодаря которым социальный, исторический опыт транслируется, понимается, изменяется человеком (К.Леви-Строс, Р.Барт, Ю.Кристева). Итак, культурология — комплексная дисциплина, предметом изучения которой является динамика, становление культуры. Ее задачи направлены на поиск и исследование культурно значимого факта. Кратко, культура — мир человека, им же самим и созданный


Билет 6. Культура во времени и пространстве

Культуру можно исследовать, основываясь на динамике общественно-исторического развития, когда происходит смена поколений. Каждое поколение осваивает доставшееся ему и продолжает унаследованную деятельность; вместе с тем оно изменяет эту деятельность в силу новых условий. В этом плане понятие “культуры” фиксирует человечески содержательный аспект общественных отношений, его можно определить через вовлекаемые в процесс общественного производства объекты (предметы, знания, символические системы и т.п.), способы деятельности и взаимодействия людей, механизмы организации и регуляции их связей с окружением, критерии оценок окружения и связей с ним. Здесь культура понимается как процесс, результат и поле осуществления потенций человека в данное время.

Социальное влияние культура приобретает, прежде всего, в качестве необходимого аспекта деятельности общественного человека, которая в силу своего характера предполагает организацию совместной деятельности людей, а, следовательно, ее регулирование определенными правилами, аккумулированными в знаковых и символических системах, традициях и т.д. Освоение духовных сокровищ народов мира, бережное и, вместе с тем, соответствующее современным задачам обращение с культурным богатством предшествующих поколений позволяет постичь смысл забытых уроков истории, дает возможность выявить живые, развивающиеся культурные ценности, без которых невозможен ни социальный прогресс, ни само совершенствование личности.

В основе истории мировой культуры лежит концепция взаимосвязи культур мира, их взаимодействие. В культуре различается обыденный слой и ее специализированные сферы — искусство, религия, философия, наука, а также политическая, экономическая и правовая области, которые ориентированы как на поддержание социального порядка, так и обеспечение социальной значимости знания и поведения людей.

Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна. В современном ее состоянии она представлена буржуазной и социалистической культурой, многообразными культурами развивающихся стран и т.д. Наряду с этим в современном состоянии мировой культуры существуют как вершинные проявления культурного творчества, выраженные в успехах развитой науки, новейших технологиях, свершениях искусства, так и ее реликтовые, архаические образования, подобные тем, которые еще имеются у аборигенов Андаманских островов, дебрей Амазонки или внутренних районов Новой Гвинеи. Еще более многолики и многокрасочны проявления культуры, взятые в их истекшем историческом бытии. Не говоря уже о первобытных формах человеческой жизни на заре истории, даже начиная с твердо зафиксированных шумерской и древнеегипетской культур, взор исследователя наталкивается на трудноисчислимое множество подчас почти несовместимых фактов культурного бытия, на неповторимое своеобразие граней и оттенков явлений культуры.


Билет 7 Динамика развития культуры (Данилевский Шпенглер Тойнби)

Шпенглер выделяет 9 культур (египетскую, вавилонскую, иранскую, индийскую, греко-римскую…). Вслед за Данилевским Шпенглер считает, что развитие культуры выстраивается по образцу живого организма, походит стадии детства, юности, зрелости, старости, смерти. Фазу упадка культуры Шпенглер называет цивилизацией.

Также как и Данилевский, он выступает против европоцентризма, считает, что античный мир и западная Европа не занимают привилегированное положение по сравнению с вост. культурой; в общей истории человечества эти самостоятельные миры равноценны, грандиозностью своих духовных концепций они превосходят эллинскую культуру. Шпенглер критикует западную цивилизацию с консервативными ортодоксальными позициями.

Шпенглер - противник социализма, социального равенства. Он отрицает в западной культуре все, что привело ее к социалистическому учению, выдвигает на первый план традиции дворянства и духовенства.

Оригинальную концепцию исторического развития культуры предложил Л. Тойнби, англ. философ истории. Единицей истории у Тойнби является не национальное государство, не человечество в целом. По его мнению, содержанию цивилизации соответствуют 3 компонента соц. жизни: экономический, политический, культурный, но в основе цивилизации лежит религия. Вслед за Шпенглером высказал мысль о множественности цивилизаций и цикличности их развития. Вначале исследования Тойнби выделил 21 самостоятельную цивилизацию, а в завершающий период работы он называет 37 цивилизаций, большинство из них умерло и забыто и к настоящему времени сохранилось лишь 5 цивилизаций: 1. западно-христианская; 2. православно-христианская; 3. исламская; 4. индусская; 5. дальневосточная.

В отличие от Шпенглера Тойнби не исключает взаимодействие, взаимосвязи цивилизаций, он считает эту взаимосвязь важным фактором исторического развития и даже формулирует закон о встречных цивилизаций.

Тойнби считает, что главная причина надлома и гибели цивилизации заключается в том, что силы творческого меньшинства иссякают, оно оказывается не способным справиться с обстоятельствами, новыми проблемами, оно уже не может давать правильные ответы на вызовы среды и допускают роковые ошибки.

Упадок цивилизации включает фазы: 1. надлом; 2. разложение; 3. гибель.

Между надломом и гибелью могут проходить столетия и даже тысячелетия. Оценивая состояние современных западных цивилизаций Тойнби обнаруживает в ней симптомы кризиса, но он надеется, что еще возможно ее спасение на путях возрождения духовности.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования iconПрограмма к государственному экзамену по специальности 031401 культурология для специализации «Культура евреев» («Библеистика»)
...
Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования iconСодержание разделов и тем дисциплины Культурология
Определение понятия «культурология». Основные разделы культурологии. Культурология в России. Основные исследователи. Актуальность...
Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования icon1. Предмет культурологии. Закономерности развития культуры
Место культурологии в системе гуманитарного знания. Обыденное и тео­ретическое понимание культуры. Понятие культуры: от эмпирического...
Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования iconКаково место культурологии в системе гуманитарных дисциплин?
Культурология как наука. Объект, предмет и метод культурологического знания, его основная проблематика и функции
Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования iconКаково место культурологии в системе гуманитарных дисцип­лин?
Культурология как наука. Объект, предмет и метод культурологического знания, его основная проблематика и функции
Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования iconВопросы для кандидатского экзамена по специальности
Место культурологии в системе современного гуманитарного знания. Факторы, обусловившие выделение культуры в самостоятельный предмет...
Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования iconТема Предмет культурологии, причины возникновения, структура и задачи
Культурология как гуманитарно – социальная научная дисциплина. Исходное понятие культуры. Возникновение культурологии. Возрастание...
Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования iconМетодические рекомендации к изучению дисциплины
...
Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования iconКурс (2012/13 уч г.) П л а н семинарского занятия по теме: «Культурология и ее предмет. Структура культуры». Культура как предмет культурологии. Историческое развитие представлений о культуре
Современные культурологические теории. Психологическая концепция культуры З. Фрейда
Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования iconУмк по культурологии для заочников Выписка из гос по дисциплине Культурология гсэ. Ф. 04
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница