Программа развития Уфимского государственного авиационного технического университета на 2006-2010 г г




Скачать 149.34 Kb.
НазваниеПрограмма развития Уфимского государственного авиационного технического университета на 2006-2010 г г
Дата19.12.2012
Размер149.34 Kb.
ТипПрограмма


Приложение 1.2

Утверждаю

Ректор

_________________ М.Б. Гузаиров


Принята Ученым советом университета

31.01.2006 г. протокол № 1


ПРОГРАММА

развития Уфимского государственного авиационного технического университета на 2006-2010 г.г.


Программа развития Уфимского государственного авиационного технического университета на 2006-2010г.г. реализует концептуальные положения развития университета, принятые Ученым советом 31 января 2006г.


  1. Создание новой организационно-экономической модели вуза


Новая организационно-экономическая модель вуза должна учитывать развитие учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК) университета, в котором не только решается проблема установления тесных связей между всеми участниками инновационной деятельности в вузе, но и обеспечивается повышение их роли в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии региона, отраслей и ведомств страны. В УНИК реализуется полный цикл инновационного процесса - от фундаментальных научных исследований до готового, востребованного потребителем продукта. УНИК призван соединить вуз с социально-экономическим комплексом региона.

Учебно-научно-инновационный комплекс объединяет структурные подразделения и учреждения: реализующие образовательные программы различных уровней; научно-исследовательские институты, лаборатории, конструкторские бюро, экспериментальные заводы, инженерные центры, технопарк, структуры лизинга, лицензирования, сертификации, защиты интеллектуальной собственности, центр маркетинга, центр подготовки специалистов для работы в инновационной области, объекты социальной сферы, малые и средние инновационные предприятия, сервисные фирмы, фонды поддержки НИОКР и инновационной деятельности и другие подразделения, чья деятельность и взаимосвязи которых способствуют генерации новых знаний, подготовке на их базе высококвалифицированных специалистов, научных и научно-педагогических кадров; созданию, разработке, модифицированию и распространению новых технологий на базе коммерциализации научных знаний, открытий, изобретений ученых, ППС, аспирантов, докторантов, студентов, учащихся и школьников и передаче этих знаний и технологий из вуза в экономику и социальную сферу страны или региона для их масштабного использования.

Необходимо разработать нормативно-правовую базу, обеспечивающую функционирование УНИК как единого хозяйствующего субъекта.


2. Образовательная деятельность


2.1.Состав реализуемых образовательных программ

Провести в 2006г. маркетинговые исследования по востребованности на региональном рынке труда специалистов различных специальностей.

Оптимизировать номенклатуру реализуемых специальностей и направлений подготовки с учетом реальной востребованности, ресурсоемкости подготовки, наличия квалифицированных педагогических кадров (2006г., учебное управление - УУ).

В течение 2006-2007 г.г. получить лицензии и организовать набор на магистерскую подготовку по всем реализуемым в вузе направлениям, предусматривающим двухуровневую подготовку (УУ, выпускающие кафедры).


2.2.Содержание образовательных программ

Переработать содержание дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин специального цикла с привлечением руководителей и специалистов предприятий и организаций – работодателей (2006г., УУ, выпускающие кафедры).

Ввести в состав рабочих учебных планов обязательную дисциплину - НИРС для всех студентов 2, 3, 4 курсов всех форм обучения с ежесеместровым зачетом). Предусмотреть руководство и контроль СРС по дисциплине НИРС в качестве учебной нагрузки преподавателей (2006-2008г.г., УУ, выпускающие кафедры).

Шире привлекать студентов к научным исследованиям и инновационной деятельности на кафедрах, малых наукоемких предприятиях университета, НКТБ, НИИ, на предприятиях – стратегических партнерах университета, на предприятиях - заказчиках выпускников университета.


2.3.Оптимизация контингента обучающихся

На основе экономического анализа и научного прогноза рассмотреть вопрос об уменьшении контингента студентов, компенсируя вызываемое этим снижение дохода увеличением цены за обучение при условии существенного повышения качества обучения и формирования по ряду специальностей элитной подготовки.

Шире использовать заключение договоров с заинтересованными предприятиями о целевой подготовке для них специалистов на условиях целевого дополнительного финансирования предприятиями затрат на такую подготовку (УУ, выпускающие кафедры):

10 % контингента студентов, 2006 г.

15 % контингента студентов, 2007 г.

25% контингента студентов, 2008 г.

45 % контингента студентов, 2009 г.

60 % контингента студентов, 2010 г.

В целях организации элитной подготовки студентов осуществить прием студентов на 1 курс на образовательные программы магистерской подготовки с организацией учебных занятий с 3 курса «по системе физтеха».


2.4.Формирование системы непрерывного профессионального образования

Активно формировать систему непрерывного профессионального образования: начального – среднего – высшего – послевузовского. Организационно оформить создание университетского образовательного округа, реализующего непрерывное профессиональное образование.(2007г., отдел довузовской подготовки (ОДВП), отдел лицензирования, аттестации и аккредитации (ОЛАА)

Заключить договора о сотрудничестве с учреждениями среднего образования Республики Башкортостан по углубленной подготовке их выпускников к обучению в УГАТУ (ОДВП):

с 5-тью учреждениями, 2006г.

с 15-тью учреждениями, 2007г.

с 25-тью учреждениями, 2008г.

с 30-тью учреждениями, 2009г.

с 50-тью учреждениями, 2010г.


2.5.Совершенствование кадрового потенциала образовательной деятельности университета

Выполнить анализ и провести оптимизацию кадрового состава преподавательского корпуса с учетом качественных и возрастных показателей, 2006 г. УУ, УК

Разработать комплекс мер по стимулированию преподавателей, активно занимающихся научными исследованиями и инновационной деятельностью (2006г., УУ, научно-исследовательская часть (НИЧ), финансовое управление (ФУ).

Ввести в показатели оценки деятельности заведующих кафедрами долю преподавателей, активно занимающихся научными исследованиями и инновационной деятельностью (2006 г., Ученый совет).

Реорганизовать систему повышения педагогической квалификации преподавателей университета. Ввести в практику постоянную деятельность курсов по повышению педагогической квалификации внутри и за пределами университета, предусмотрев в бюджете университета соответствующие финансовые ресурсы (2006 г., УУ).

Получить лицензию на повышение квалификации ППС (2007 г.). ОЛАА

Ввести в практику избрания работников на преподавательские должности в качестве обязательных условий активную деятельность в области научных исследований и инноваций, а также прохождения ими подготовки по повышению педагогической квалификации (2008 г., Ученый совет).

Разработать и внедрить в практику комплекс мер, стимулирующих ведение преподавательским корпусом здорового образа жизни, обеспечивающего высокую работоспособность и творческое долголетие (2006г., профком сотрудников, кафедра физвоспитания).


2.6.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Обеспечение всех дисциплин образовательных программ учебно-методическими комплексами.

Разработать в 2006 г. систему стандартов организации по требованиям к составу и содержанию учебно-методических комплексов.


2.7.Внедрение в педагогическую практику университета высокоэффективных технологий обучения


Ввести в практику деятельности университета систему повышения педагогической квалификации в области технологий активного обучения (внутри и за пределами университета), предусмотрев в бюджете университета соответствующие финансовые ресурсы. (2006г., отдел организации учебного процесса (ООУП), ФУ).

Ввести в педагогическую практику использование элементов дистанционных технологий обучения (кафедры, отдел образовательных технологий (ООТех), инженерно-технический центр КиТ (ИТЦ КиТ):

20 % дисциплин в 2006г.,

30 % дисциплин в 2007г.,

40% дисциплин в 2008г,

60 % дисциплин в 2009г.,

80 % дисциплин в 2010г.

Обеспечить переход на «безмеловую» технологию проведения аудиторных занятий с использованием современных компьютерно-визуализирующих средств обучения (2008г., кафедры, УУ, административно-хозяйственная часть (АХЧ), ИТЦ КиТ).

Обеспечить разработку и/или приобретение тестов по дисциплинам кафедр университета в соответствии со следующими плановыми показателями (центр тестирования):

20 % дисциплин в 2006г.,

50 % дисциплин в 2007г.,

60% дисциплин в 2008г.,

80 % дисциплин в 2009г.,

100 % дисциплин в 2010г.

Ввести, начиная с 2006 г., систему финансовых грантов на разработку по заказам университета мультимедийных и интерактивных учебных изданий по многоконтингентным дисциплинам (ректорат, ФУ).

Разработать критерии оценки информационной компетентности преподавателей (2006г., УУ).

Ввести оценку информационной компетентности преподавателей в качестве обязательной при проведении конкурсного отбора преподавателей университета (2007 г., ученый совет).


3. Научно-исследовательская и инновационная деятельность


Основной целью перестройки системы научных исследований является существенное повышение эффективности НИОКР, обеспечение конкурентоспособности ее результатов с лучшими достижениями мировой и отечественной науки, выход на отечественный и мировой рынок наукоемкой продукции, повышение качества подготовки специалистов за счет создания принципиально новой обучающей среды, построенной на интеграции учебного процесса и науки.


3.1. Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации

Для успешной подготовки и аттестации научных кадров необходимо решить ряд задач по повышению эффективности аспирантуры и докторантуры, деятельности диссертационных советов, открыть новые диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций, создать систему повышения квалификации научно-педагогических кадров.

Ввести рейтинг научного руководителя соискателя ученой степени (аспиранта, докторанта). Довести к 2010г. эффективность деятельности аспирантуры до 55%, докторантуры до 75%.

В 2006 г. создать фонд поддержки молодых ученых, аспирантов и докторантов, разработать систему подготовки кадрового резерва.

Обеспечить ежегодный приток в университет молодых ученых в количестве не менее 5%.


3.2. Реорганизация структуры научно-исследовательской части

Реорганизация структуры научно-исследовательской части (НИЧ) должна быть осуществлена в соответствии с концепцией трансформирования вузовского сектора науки в крупную составляющую национальной инновационной системы страны, одновременно содействуя повышению уровня профессионального образования.

Утвердить приоритетные направления научных исследований, для выполнения которых создать в структуре НИЧ (университета) межкафедральные (межфакультетские) институты, учебно-научно-инновационные центры. Институты, как правило, и учебно-научно-инновационные центры по определению должны быть нацелены на выпуск конечной наукоемкой продукции на основе результатов научных исследований. В зависимости от соотношения исследовательской и образовательной деятельности институты могут быть двух типов: научно-исследовательские (в составе НИЧ) и учебно-исследовательские (структурное подразделение, имеющее статус факультета).

В последних выполняются крупные научные исследования и инновационные разработки по приоритетному научному направлению, осуществляется в большей степени подготовка элитных специалистов, магистрантов, аспирантов, докторантов, переподготовка специалистов. Образовательный процесс тесно связан с НИОКР. Основная масса ППС наравне с преподавательской деятельностью (не более, чем на 1 ставку) занимается научно-инновационной деятельностью (объем НИОКР на 1 преподавателя не менее 200 тыс.руб.). Эти институты должны стать прообразом будущего исследовательского, инновационного университета.

Создать Центры коллективного пользования уникальным оборудованием (2 в 2006г., ФАТС, ИФПМ, ФИРТ, кафедра ТК).

На базе коллективов малых наукоемких фирм, входящих в состав УНИК университета (действующих под эгидой университета или технопарка), создать НИИ, КБ, научно-исследовательские лаборатории как структурные подразделения НИЧ.

Ежегодно, начиная с 2006г., создавать не менее 1 студенческого КБ. Приступить в 2006г. к созданию студенческого научно-инновационного центра.

3.3. Планирование науки

Планирование науки в вузе должно идти по пути разработки перспективных планов в целом по университету и текущих планов работы НИЧ и его отделов.

К основным, первоочередным задачам НИЧ в области планирования НИОКР следует отнести:

  • значительное повышение объёма финансирования фундаментальных НИР;

  • концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях научных исследований и укрупнение тематики работ;

  • развитие кооперационных связей вузовской науки с академическими и прикладными научными организациями и промышленностью;

  • формирование на базе НИОКР, выполняемых в вузе, государственных (РФ и РБ) научно-технических и инновационных программ.

В процессе формирования планов госбюджетных работ повысить организованность и гласность, проводить конкурсный отбор тематики по фундаментальным исследованиям.

Взаимоотношения с предприятиями должны вестись на основе комплексных хозяйственных договоров и генеральных договоров о содружестве (договоров о вхождении в состав УНИК университета, договоров о создании совместных учебно-научно-инновационных центров).

Наряду с выполнением НИОКР в договорах следует предусмотреть:

  • создание с предприятиями совместных малых предприятий по выпуску разработок вуза;

  • участие совместно с предприятиями в международных контрактах, ярмарках и выставках.

Обеспечивать ежегодное увеличение объемов хоздоговорных НИОКР не менее 10%.

4. Инфраструктура и социально-бытовая сфера


Инфраструктура и социально-бытовая сфера должна обеспечить условие для труда и отдыха студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников университета.

4.1. В целях нормативного обеспечения площадями учебного процесса (16-20 кв.м. на одного студента) необходимо:

- провести ревизию имеющегося аудиторного фонда университета. Определить его качество, эффективность использования, имеющееся оборудование.

  • расширить учебные площади на территории предприятий, КБ и НИИ, на которых имеются филиалы кафедр университета. С целью реализации предметно-модульного принципа построения учебного процесса в преподавании специальных дисциплин перенести часть занятий непосредственно на производство.

Разработать и реализовать программу создания типовых оснащенных средствами ТСО и эстетически оформленных аудиторий несколько уровней – для проведения лекционных, лабораторных, групповых занятий. Эти аудитории должны отвечать эстетическим и комфортным требованиям.

4.2. Современная система подготовки специалистов должна базироваться на периодически обновляющейся материальной базе университета. Особое внимание необходимо уделять оснащению, в первую очередь, типовым оборудованием кафедр, обеспечивающих освоение фундаментальных дисциплин – физики, математики, механики, электротехники и т.д.

В решении вопросов обеспечения лабораторного фонда выпускающих и специальных кафедр необходимо шире использовать возможности предприятий – стратегических партнеров университета как в направлении использования их базы, так и финансирования и оснащения специальных лабораторий университета. Должна возрасти роль филиалов кафедр на этих предприятиях.

3.3. В области социально-бытовой сферы необходимо обеспечить:

  • нормальные бытовые условия для студентов и аспирантов в студгородке путём ремонта и реконструкции общежитий;

  • разработку и реализацию программы «жильё УГАТУ до 2015г.» для обеспечения сотрудников, преподавателей нормальными жилищными условиями путём ввода жилья за счет их долевого участия в жилищном строительстве;

  • разработку комплекса мероприятий для сохранения и укрепления здоровья студентов, преподавателей и сотрудников (в частности, строительство в студгородке спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном и медико-биологиическим центром);

  • организацию полноценного досуга и отдыха студентов, преподавателей и сотрудников. Ввод в эксплуатацию спортивно-культурного комплекса в вузгородке. Расширение и реконструкция базы отдыха «Авиатор», спортивно-оздоровительного лагеря студентов «Агидель».

  • улучшение системы общественного питания.


5. Совершенствование управления вузом


Основной целью перестройки системы управления вузом является более широкое использование демократических, организационно-экономических методов управления, адекватных изменяющимся формам подготовки специалистов, проведению научных исследований, осуществлению инновационной деятельности.

Необходимо продолжить децентрализацию управления путём существенного расширения прав факультетов и кафедр. Передать на факультеты всю работу, связанную с организацией и планированием учебного процесса. Предоставить факультетам и кафедрам большую финансово-экономическую самостоятельность.

Провести в 2006-2008 г.г. реструктуризацию с учетом обеспечения соответствия оргструктур университета Перечню направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, развития науки и образовательных систем в мире, облегчения управления, возможности стратегического развития университета, равномощности основных научно-образовательных подразделений, традиций и особенностей университета.

В 2006 г. ученому совету рассмотреть вопрос о реорганизации состава и структуры факультетов и кафедр университета.

В 2007г. завершить модернизацию полнофункциональной автоматизированной информационно-управляющей системы университета. (ректорат, ИТЦ КиТ, Башкирский региональный центр новых информационных технологий (БРЦ НИТ), УУ, НИЧ).

Система управления университетом должна соответствовать требованиям ИСО 9001:2000.


6. Система менеджмента качества образовательной и научно-инновационной деятельности университета


Создать полнофункциональную систему внешнего мониторинга качества обучения (2007г., УУ).

Выносить на общественную и международную оценку качества образования ежегодно не менее 3 образовательных программ.

Разработать совокупность критериев для отбора кафедр, являющихся выпускающими по наиболее востребованным специальностям для отработки на их основе моделей развития инновационных кафедр, разработать программы развития таких кафедр (2006 г., УУ, НИЧ).

Предусмотреть в бюджете университета на 2007 г. затраты, связанные с реализацией программ развития инновационных кафедр университета. 2006 г. ФУ


7. Интеграция в мировое образовательное пространство


Существенно увеличить прием в университет на обучение на платной основе иностранных граждан. С этой целью активизировать деятельность университета прежде всего на азиатском, африканском и латиноамериканском рынках образовательных услуг. Обеспечить комфортные и безопасные условия проживания иностранных граждан.

Выйти на следующие показатели приема на обучение на платной основе иностранных граждан: 15 человек в 2006 г., в последующие годы увеличивать прием ежегодно на 10 человек.

Расширять практику подготовки англоязычных курсов учебных дисциплин университета: 10 дисциплин в 2006 г. с последующим ежегодным увеличением количества дисциплин на 5.

По каждой специальности и направлению подготовки студентов определить состав зарубежных вузов, готовых к академическому обмену студентами (2006г.).

Выйти на следующие плановые показатели по стажировкам студентов УГАТУ в зарубежных вузах:

0,3 % обучающихся в 2006 г.,

0,5 % обучающихся в 2007 г.,

1% обучающихся в 2008 г.,

1,5 % обучающихся в 2009 г.,

2 % обучающихся в 2010 г.

Довести число студентов и/или аспирантов зарубежных университетов, стажирующихся и обучающихся в УГАТУ до следующих показателей:

3 чел. в 2006 г.,

5 чел. в 2007 г.,

10 чел. в 2008 г,

15 чел. в 2009 г.,

20 чел. в 2010 г.

По каждой специальности и направлению подготовки студентов определить состав зарубежных вузов, готовых к академическому обмену преподавателями. Выйти на следующие показатели по плановым стажировкам преподавателей университета в зарубежных вузах:

0,5 % преподавателей в 2006 г.,

1 % преподавателей в 2007 г.,

2 % преподавателей в 2008 г.,

3 % преподавателей в 2009 г.,

5 % преподавателей в 2010 г.

Довести число преподавателей зарубежных университетов, стажирующихся в УГАТУ до следующих показателей:

3 преподавателя в 2006 г.,

5 преподавателей в 2007 г.,

15 преподавателей в 2008 г.,

20 преподавателей в 2009 г.,

30 преподавателей в 2010 г.

Внедрить в учебный процесс университета систему академических кредитов по следующему графику:

2006 г. - ФЭМФ

2007 г. – ЕНФ

2008 г. - ФИРТ

2009 г. - ФАП, ФАТС

2010 г. - все факультеты и филиалы.


8. Формирование новой корпоративной (организационной) культуры


Формирование в университете духа лидерства и новой корпоративной культуры как совокупности коллективных базовых представлений, необходимых и достаточных для адаптации к изменениям внешней среды, умения жить и побеждать в конкурентной среде.

В основу формирования корпоративной культуры университета должна быть положена четырехфакторная модель, объединяющая такие составляющие корпоративной культуры как культуру иерархии, культуру конкуренции (рынка), культуру адхократии (творчества), культуру семьи.

Необходимо переходить от семейно-иерархической культуры университета к формированию культуры с вектором на конкуренцию и творчество.

9. Диверсификация источников финансирования университета


Диверсификация источников финансирования предполагает привлечение средств из различных источников: выполнение НИОКР, создание и реализация наукоемкой продукции, консалтинговые услуги, аренда неиспользуемых площадей университета, предоставление образовательных услуг и реализация инновационных образовательных технологий, средства спонсоров, пожертвования выпускников университета. Необходимо шире использовать последний источник. Выпускники должны заботиться о своем университете и участвовать в его развитии. Необходимо создать Ассоциацию выпускников и активно вовлекать ее в деятельность университета.






Похожие:

Программа развития Уфимского государственного авиационного технического университета на 2006-2010 г г iconИ. М. Орешников Философия техники и инженерной деятельности
Кафедра философии Уфимского государственного авиационного технического университета (зав кафедрой доктор философских наук, профессор...
Программа развития Уфимского государственного авиационного технического университета на 2006-2010 г г iconУправление защитой информации в сегменте корпоративной информационной системы на основе интеллектуальных технологий
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уфимского государственного авиационного технического университета
Программа развития Уфимского государственного авиационного технического университета на 2006-2010 г г iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 05. 13. 11 «Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей»
Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Московского авиационного института (государственного технического...
Программа развития Уфимского государственного авиационного технического университета на 2006-2010 г г iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Московского авиационного института (государственного технического...
Программа развития Уфимского государственного авиационного технического университета на 2006-2010 г г iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 01. 02. 06 «Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры» по техническим наукам
Ран, Московского государственного технического университета им. Баумана, Московского государственного авиационного института, Самарского...
Программа развития Уфимского государственного авиационного технического университета на 2006-2010 г г iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Н. Э. Баумана, Санкт-Петербургского государственного технического университета, Хабаровского государственного технического университета,...
Программа развития Уфимского государственного авиационного технического университета на 2006-2010 г г iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Н. Э. Баумана, Московского государственного авиационного института, Самарского государственного аэрокосмического университета им....
Программа развития Уфимского государственного авиационного технического университета на 2006-2010 г г iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 05. 05. 04 «Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины» по техническим наукам
Н. Э. Баумана, Санкт-Петербургского государственного технического университета, Хабаровского государственного технического университета,...
Программа развития Уфимского государственного авиационного технического университета на 2006-2010 г г iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 05. 02. 13 «Машины, агрегаты и процессы (в нефтеперерабатывающей промышленности)» по техническим наукам
Программа разработана экспертным советом Высшей аттестационной комиссии Минобразования России по машиностроению при участии ргу нефти...
Программа развития Уфимского государственного авиационного технического университета на 2006-2010 г г iconТеоретические основы Совершенствования методов расчета стальных вертикальных резервуаров с понтонами
Работа выполнена на кафедре «сооружение и ремонт газонефтепроводов и газонефтехранилищ» уфимского государственного нефтяного технического...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница