Литература для учащихся медицинских училищ




НазваниеЛитература для учащихся медицинских училищ
страница1/17
Дата19.12.2012
Размер2.77 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся медицинских училищ

Л.М.Клячкин М.Н.Виноградова

ФИЗИОТЕРАПИЯ

Издание второе, переработанное и дополненное

Рекомендовано Управлением учебных заведений Министерства здравоохранения Российской Федерации в качестве учебника для учащихся медицинских училищ



Москва «Медицина» 1995

ББК 53.54

К52 УДК 615.83(075.8)

Издание выпущено в счет дотации, выделенной Комитетом РФ по печати

Клячкин Л. М„ Виноградова М. Н.

К52 Физиотерапия: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1995. — 240 с.: ил. — (Учеб. лит. Для учащихся мед. училищ). ISBN 5-225-00915-8

Второе издание учебника (первое вышло в 1988 г.) включает сведения по истории физиотерапии, более подробные представ­ления о теории действия физических факторов. Добавлено опи­сание современной аппаратуры и новых методов лечения. Расши­рена глава, посвященная санаторно-курортному лечению.


4108020100—23

039(01)—95


Без объявления


ББК 53.54





ISBN 5-225-00915-8


| Издательство «Медицина», 1988 Л. М. Клячкин, М. И. Виноградова, 1995




ПРЕДИСЛОВИЕ

За время, прошедшее после выхода первого издания учебника (1988), физиотерапия обогатилась новыми тео­ретическими положениями и практическими методами. Это обусловило необходимость переиздания учебника, при под­готовке которого авторами были учтены замечания и по­желания рецензентов и читателей. Содержание учебника значительно модернизировано и отражает современный уровень развития физиотерапии.

При переработке учебника расширены и уточнены представления по теории действия физических факторов. Внесены сведения о современной аппаратуре и устранены данные об устаревших аппаратах. Включено описание та­ких современных методов, как миллиметроволновая тера­пия, флюктуоризация, электротонотерапия, расширен раз­дел, посвященный санаторно-курортному лечению. Вне­сены данные об особенностях физиотерапии у детей, а также особенностях применения ее методов в акушерстве и гинекологии. Обновлена часть иллюстраций.

В учебнике рассмотрены предмет и задачи физиотера­пии, основы организации физиотерапевтических отделений (кабинетов), обязанности их персонала, правила техники безопасности, дана характеристика основных естественных и перформированых лечебных физических факторов, из­ложены методы выполнения процедур. Практические све­дения, на которых делается основной акцент, опираются на фундамент современных теоретических представлений, даваемых в объеме, который соответствует уровню подго­товки учащихся. Объем разделов учебника пропорциона-3

лен учебному времени, которое программа дисциплины отводит на отработку соответствующих тем.

Каждый раздел завершается методическими рекомен­дациями, включающими определение цели, учебных задач занятий, логическую структуру их проведения, ориенти­ровочные основы и алгоритмы действий по выполнению процедур, контрольные вопросы, тесты и ситуационные задачи для самоконтроля усвоения знаний.

Авторы заранее признательны читателям книги, кото­рые сочтут возможным поделиться с ними своими сообра­жениями, критическими замечаниями и пожеланиями по ее дальнейшему совершенствованию.

ВВЕДЕНИЕ

Способы, методы и средства лечения заболеваний чело­века чрезвычайно многообразны. Наряду с лекарственными препаратами существует и множество немедикаментозных средств воздействия на человеческий организм. Основное место среди них занимают целебные физические факторы, как природные — климат, воздух, солнце, вода ,(в том числе минеральная), так и преформированные, т. е. основан­ные на использовании различных видов физической энергии в преобразованном виде. Рациональное использование фи­зических немедикаментозных факторов значительно по­вышает эффективность комплексного лечения и реабили­тации больных, сокращает сроки временной нетрудоспо­собности, снижает инвалидизацию, ускоряет возвращение к активной жизни и созидательному труду. Эти факторы имеют определенные преимущества перед лекарственными средствами, так как относительно свободны от побочного аллергического и токсического действия. Однако физиче­ские методы не менее активны, подчас они могут даже считаться сильнодействующими, а при неправильном их применении могут оказаться и опасными для больного. Поэтому фельдшер, медицинская сестра должны с доста­точной ясностью представлять механизм действия физи­ческих факторов на организм человека и в совершенстве владеть методикой отпуска процедур.

Успехи науки, внедрение результатов научно-техничес­кого прогресса в практику здравоохранения способствуют созданию новых лечебных аппаратов и предъявляют все более высокие требования к работе медицинского персо­нала.

Область клинической медицины, изучающая лечебные свойства физических факторов и разрабатывающая мето­ды их применения для лечения и профилактики болезней, а также медицинской реабилитации, называется физио­терапией.

Природные факторы использовались для лечения еще в

глубокой древности (водо- и теплолечение, массаж и др.). Однако лишь развитие естественных наук (физика, физио­логия и биология) послужило основой физиотерапии. Так, открытие явления электромагнитной индукции в XIX в. положило начало электротерапии. Параллельно возникали и совершенствовались и другие разделы физиотерапии. Большое значение для ее развития имели работы выда­ющихся отечественных физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, а также труды основоположников отечест­венной клинической медицины С. П. Боткина, Г. А. За­харьина, Г. А. Остроумова и др. Основы физиотерапии в нашей стране были заложены трудами А. Е. Щербака, А. В. Рахманова, С. А. Бруштейна. В последующие годы большой вклад в ее развитие внесли А. П. Парфенов, А. Н. Обросов, К. Н. Завадовский, Е. И. Пасынков, Н. С. Молчанов, А. И. Нестеров, А. П. Сперанский и др.

Физиотерапия стала неотъемлемым и важным элемен­том системы медицинской помощи населению. С каждым годом расширяется арсенал применяемых методов лече­ния, растет техническая оснащенность физиотерапевти­ческих отделений и кабинетов. Вместе с этим повышается и ответственность медицинского персонала, в том числе медицинских сестер, в обязанности которых входит непо­средственное проведение процедур по назначениям и под контролем врачей.

Физиотерапевтические процедуры оказывают многооб­разное воздействие на организм человека. В результате их применения исчезают или уменьшаются болевые синд­ромы, нормализуются секреторная и моторная функции органов, уменьшается активность воспалительных процес­сов, улучшается трофика органов и тканей, усиливаются репаративные процессы. В основе этих клинических эф­фектов лежит нормализующее влияние физиотерапевти­ческих процедур на обмен веществ, окислительно-восста­новительные процессы, нервно-гуморальную регуляцию функций внутренних органов, крово- и лимфообращения в них. В целом они оказывают мощное саногенетическое действие, способствуют мобилизации защитных сил орга­низма.

Механизм такого действия весьма сложен. Основные стороны этого механизма можно объяснить на основе учения И. П. Павлова. Физические факторы вызывают раздражение рецепторов кожи и лежащих под ней тканей. В ответ на это раздражение возникают сложные реакции рефлекторного типа. Они могут быть преимущественно

местными, т. е. локализоваться в зоне воздействия. Более сложные реакции, связанные с вовлечением вегетативной нервной системы, носят сегментарный характер, по типу соматосимпатических рефлексов, вызывающих сосудистые и обменные (трофические) сдвиги в том или ином органе. Наконец, распространение возбуждения из зоны воздей­ствия на высшие отделы ЦНС оказывает влияние на все системы организма.

Наряду с нервно-рефлекторным имеет место и гумо­ральный механизм действия физиотерапевтических проце­дур, который приводит к образованию в тканях организма биологически активных веществ, гистамина, а также ней-ромедиаторов — норадреналина, дофамина и ацетилхо-лина, вследствие чего усиливается выделение гормонов гипофиза, надпочечников, щитовидной и других желез внутренней секреции, способствующих реализации физио­логического и лечебного действия физиотерапевтических процедур.

В результате нервно-гуморальных ответных реакций на действие физических факторов происходит длитель­ная реадаптация (перестройка) организма, т. е. активация его защитных сил в результате оптимального приспособ­ления к лечебному раздражителю. Общее биологическое действие физических факторов, как естественных, так и преформированных, заключается в мобилизации защитно-приспособительных реакций человеческого организма.

Важную роль в механизме действия физических факторов играет кожа. Она выполняет не только барьер­ные и рецепторные функции, но и способствует накопле­нию, перераспределению и трансформации воздействий с последующей передачей их на внутренние органы.

В последние годы выяснилось, что физические фак­торы способны направленно изменять иммунный ответ организма, корригировать его иммунную реактивность.

В настоящее время считают, что физические факторы оказывают как неспецифическое, так и специфическое влияние, которое зависит от области воздействия, его продолжительности и интенсивности и главным образом ' природы физических факторов.

Многие эффекты действия физиотерапевтических про­цедур можно объяснить на основе теории функциональ­ных систем, разработанной советским физиологом акаде­миком П. К. Анохиным. Функциональная система — это совокупность нервных центров и периферических органов, сочетанная деятельность которых участвует в формиро-

вании ответной реакции организма, например нормализа­ции артериального давления, секреции желудочного сока, трофики тканей, сокращения мышц и т. д., что определяет в каждом случае структуру той или иной функциональной системы и регулирующую их деятельность нервных цент­ров. Сущность действия системы заключается в том, что реакция организма на раздражитель, в том числе и физиотерапевтическую процедуру, не заканчивается рефлекторным ответом эффекторногст аппарата (например, мышцы или железы), но продолжается дальше. Благодаря обратной связи периферического органа с нервными цент­рами в последних происходит оценка результата, его соот­ветствия конечной цели. Если цель не достигнута, то система ведет дальнейший поиск нужной реакции, включа­ет другие органы, способствует изменению их структуры и функции в целях адекватного приспособления к фактору среды. В рамках системного подхода павловский реф­лекторный принцип получил дальнейшее развитие. Такой подход помогает лучше понять механизм достижения по­лезного результата при применении физиотерапевтических процедур.

Физиотерапевтические процедуры входят в комплекс­ное лечение ряда заболеваний главным образом в фазе начинающейся или полной ремиссии. Однако в последние годы физиотерапевтические методы находят применение и в острой фазе патологического процесса. Методы физио­терапии имеют в основном патогенетическую, а не этиоло­гическую направленность воздействия, поэтому показания к ним определяются не столько названием болезней (их перечень был бы чрезмерно широк), сколько направлен­ностью их патогенеза, преобладанием в нем процессов воспалительного, дистрофического или функционального характера. Дальнейшие уточнения показаний к примене­нию тех или иных конкретных методов физиотерапии приводятся в соответствующих разделах учебника.

Этим определяется широта круга показаний к приме­нению физических факторов. Наиболее общими противо­показаниями к их назначению являются тяжелые состоя­ния организма, резкое истощение, наклонность к крово­течениям, злокачественные новообразования, болезни кро­ви, резко выраженная сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность, а также нарушения функции печени и почек.

Важное значение имеют совместимость и последова­тельность проведения процедур. В течение одного дня

принято выполнять не более двух процедур при условии, что одна из них оказывает преимущественно местное действие.

Не следует назначать одновременно процедуры, имею­щие антагонистическое действие — успокаивающее и возбуждающее, а также применять в один и тот же день две различные ванны, две теплолечебные процедуры, раз­личные виды высокочастотных электропроцедур.

Лечебные возможности современной физиотерапии очень велики, но, как и каждый активный метод лечения, она требует квалифицированного и осторожного подхода при строгом соблюдении принципа индивидуализации каждого больного.

Глава 1

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ (КАБИНЕТА)

Современное физиотерапевтическое отделение (ФТО) включает ряд кабинетов: электро- и светолечения, озокери-то- и парафинотерапии, лечебного массажа, водолечеб­ницы с ванными и душами, ингалятория и др. Они оборудованы в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и оснащены разнообразной лечебной аппарату­рой. Кроме того, в ФТО имеются врачебные кабинеты, подсобные помещения, комнаты отдыха для больных. Та­кие отделения создаются в крупных больницах, поликли­никах, а также санаториях, где имеются, кроме того, кабинеты и оборудование для бальнеотерапии и грязе­лечения.

Лечебные учреждения относительно небольшой мощ­ности и пропускной способности (некоторые участковые больницы) имеют физиотерапевтический кабинет. Его возможности более скромны, он размещается в одной — двух комнатах с подсобными помещениями. Комнаты сухие, хорошо освещенные, площадью 32—38 м2, с дере­вянным полом, покрытым масляной краской или линолеу­мом. Стены окрашиваются масляной краской на высоту 2 м. Батареи центрального отопления, водопроводные и канализационные трубы должны быть закрыты деревян­ными кожухами, окрашенными масляной краской, токо-несущие провода должны быть хорошо изолированы. На рис. 1 показан план физиотерапевтического кабинета сель­ской врачебной амбулатории. В этих кабинетах устанав­ливают деревянные кушетки и стулья. Металлические конструкции кабины должны быть изолированы. В физио­терапевтическом кабинете находится и рабочее место медицинской сестры.

В кабинете устанавливают групповой электрощит с общим рубильником, а для подключения отдельных ап­паратов — пусковые щитки. Кроме того, оборудуются «уголок-кухня» с раковиной-мойкой для полоскания под-электродных прокладок и устанавливается стерилизатор для их кипячения.

10




Рис. 1. План физиотера­певтического кабинета сельской врачебной амбу­латории (типовой проект 254-4-7).

1 — кушетка для светолече­ния; 2 — кушетка для элек­тролечения; 3 — тумбочка прикроватная;4 — стол одно­тумбовый; 5 — стул полу­жесткий; 6 — вешалка; 7 — ведро педальное; 8 — аппарат для гальванизации; 9 — аппа­рат для УВЧ-терапии; 10 — аппарат для диадинамотера-пии; 11 — облучатель ультра­фиолетовый портативный;

12 — облучатель соллюкс.

На видном месте в кабинете должна быть вывешена инструкция по технике безопасности. Необходимо также наличие аптечки скорой медицинской помощи.

Кабинеты более крупные и специализированные по ви­дам физиотерапии оборудуются кабинами площадью 2,2Х 1,8 м. Перегородки между кабинами имеют высоту до 2 м. В кабине устанавливаются аппарат, кушетка для больного, вешалка для его одежды, стул.

Врач-физиотерапевт, заведующий отделением (кабине­том), руководит всей работой персонала, планирует и обеспечивает работу отделения, ведет прием больных, кон­тролирует правильность назначений физиотерапевтических процедур, вносит их в процедурную карту, проверяет правильность их выполнения, консультирует больных, ор­ганизует и обеспечивает повышение квалификации персо­нала, несет ответственность за всю работу подразделения.

Физиотерапевтическая помощь предусмотрена и в условиях фельдшерско-акушерского пункта, где создается физиотерапевтический пункт, оснащенный наиболее прос­той аппаратурой.

Работа физиотерапевтического отделения (кабинета) характеризуется двумя показателями. Первый из них от­ражает охват больных физиотерапией, он определяется процентным отношением количества больных, лечившихся в ФТО, к общему количеству больных, лечившихся в

11

больнице, или количеству первичных посещений в поли­клинике. Средние цифры охвата составляют: для больниц — не менее 55 %; для поликлиник — 25 %; в санаториях — 70%; в специализированных больницах — 100%. Второй показатель — количество процедур на одного лечившегося в ФТО больного. В среднем этот показатель для поли­клиник составляет 10—12, для стационаров — 13—14.

Обязанности медицинской сестры

Медицинская сестра физиотерапевтического отделения (кабинета) должна иметь среднее медицинское образова­ние и окончить курсы специализации по физиотерапии. Она отвечает за правильное проведение физиотерапевтиче­ских процедур, ведет наблюдение за состоянием больных во время процедуры и работой аппаратуры, обеспечивает санитарное состояние кабинета. В процессе работы она должна неуклонно соблюдать правила техники безопас­ности, уметь оказать больному в необходимых случаях неотложную медицинскую помощь. Медицинская сестра организует работу младшего медицинского персонала кабинета, в частности по подготовке прокладок для элек­трофореза, ванн, парафина, смены белья, соблюдению чистоты и порядка в кабинете.

Необходимую информацию о назначенных больному процедурах медицинская сестра получает из записей врача на процедурной карте (форма 44 у). Там же на схеме-силуэте тела человека врач графически отмечает область воздействия (схема 1).

Медицинская сестра должна внимательно ознакомить­ся со сделанным назначением и неуклонно следовать ему.

Приняв больного, медицинская сестра готовит его к процедуре: знакомит в необходимой мере с врачебным назначением, инструктирует о правилах поведения во вре­мя процедуры, помогает принять необходимое положение тела, обеспечивает защиту глаз и участков тела, не подле­жащих воздействию, информирует об ощущениях во время процедуры. После этого она накладывает электроды или устанавливает аппарат в рабочее положение, пускает сиг­нальные часы и включает аппарат.

Перед первой и каждой последующей процедурой медицинская сестра должна осведомиться о самочув­ствии больного и осмотреть область проведения процеду­ры, о всех нарушениях доложить врачу-физиотерапевту.

12

Во время процедуры медицинская сестра не должна отлучаться из кабинета, она обязана постоянно наблюдать за работой аппарата и состоянием больного. После окон­чания процедуры медицинская сестра отключает аппарат, снимает электроды, направляет больного в комнату отдыха и делает в процедурной карте отметку.

По окончании работы кабинета медицинская сестра обязана отключить все аппараты, выключить общий сете­вой рубильник, закрыть окна и все водопроводные краны.

В обязанности медицинской сестры входит также веде­ние учета проделанной работы и отчетности по ней. Она должна наблюдать за состоянием и сохранностью медицин­ского оборудования, своевременно выписывать и получать из аптеки необходимые лекарственные средства и раст­воры.

На выполнение различных процедур затрачивается не­одинаковое время, поэтому для учета работы медицинской сестры используются условные единицы. По приказу Мин­здрава СССР № 1440 от 21.12.84 г. «Об утверждении условных единиц на выполнение физиотерапевтических процедур, норм времени по массажу, положений о физио­терапевтических подразделениях и их персонала» за одну условную единицу принята работа, на выполнение и под­готовку которой требуется 8 мин. Так, например, одной условной единицей оценивается проведение таких проце­дур, как гальванизация, УВЧ-терапия, воздействие деци­метровыми волнами (ДМВ), двумя единицами — проце­дура воздействия диадинамическими токами (ДДТ), синусоидальными модулированными токами (СМТ), опре­деление биодозы при УФ-облучении, тремя единицами — процедура электросна, четырьмя единицами — подводный душ-массаж. Норма работы медицинской сестры состав­ляет 15 тыс. условных единиц в год или около 60—65 ус­ловных единиц за рабочий день (б'/2 ч)..

Одна из наиболее опытных медицинских сестер отде­ления назначается на должность старшей медицинской сестры. Она полностью выполняет всю работу медицин­ской сестры и при этом руководит работой всего среднего и младшего персонала, обеспечивая его расстановку, сос­тавляя график работы. Она осуществляет контроль за работой персонала, исправностью аппаратуры.

Существенные отличия имеет работа фельдшера на фельдшерско-акушерских пунктах, которые являются ам­булаторными учреждениями, оказывающими населению доврачебную помощь под методическим руководством

13

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Литература для учащихся медицинских училищ iconИнст ру
Настоящая инструкция определяет порядок проведения туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) учащихся общеобразовательных...
Литература для учащихся медицинских училищ iconПрограмма для музыкальных училищ и училищ искусств I-III семестры
Программа предназначена для студентов, имеющих 9-ти и 10-классное образование на базе средней школы
Литература для учащихся медицинских училищ iconА. А. Дорибидонтова, М. Г. Макарченко Профессионально-ориентированные задачи как средство обучения стереометрии учащихся профессиональных училищ (профессия «сварщик»)
Абитуриенты профессиональных училищ (ПУ) обладают важными особенностями, которые оказывают влияние на изучение ими как общеобразовательных,...
Литература для учащихся медицинских училищ iconМедицинская литература
Библиографический указатель включает сведения о поступивших в эти библиотеки новых книгах, сборниках, трудах институтов, медицинских...
Литература для учащихся медицинских училищ iconМедицинская литература
Библиографический указатель включает сведения о поступивших в эти библиотеки новых книгах, сборниках, трудах институтов, медицинских...
Литература для учащихся медицинских училищ iconЛитература Основная литература
Внутренние болезни. Учебник для медицинских вузов / Под ред. С. И. Рябова, В. А. Алмазова, Е. И. Шляхто. Спб, 2006. 861с
Литература для учащихся медицинских училищ iconНестеренко Ю. А. Хирургия Учебник для медицинских училищ 4-е изд переработанное и дополненное. Предыдущее издание 1998г
Учебник для химико-технологических специальностей вузов – 3-е изд. Переработанное и дополненное – М.: Ид альянс, 2008
Литература для учащихся медицинских училищ iconПрограмма для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности 0501. 04 «Инструментальное исполнительство (народные инструменты)» Москва
Переработана в соответствии с Государственными стандартами среднего профессионального образования 1997 года на основе программы Министерства...
Литература для учащихся медицинских училищ iconИнструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися
Настоящая Инструкция определяет порядок проведения туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) учащихся общеобразовательных...
Литература для учащихся медицинских училищ iconУчебная программа факультативных занятий для учащихся Х классов общеобразовательных учреждений
Автор-составитель: Игнатьева Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицинских знаний Белорусского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница