Вокально-телесные ощущения при пении Денькина Ирина Николаевна Зам директора по увр муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» с. Александровское Томской области




Скачать 84.12 Kb.
НазваниеВокально-телесные ощущения при пении Денькина Ирина Николаевна Зам директора по увр муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» с. Александровское Томской области
Дата19.12.2012
Размер84.12 Kb.
ТипДокументы
Вокально-телесные ощущения при пении

Денькина Ирина Николаевна Зам. директора по УВР Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» с. Александровское Томской области

Пение – важнейшее проявление

человеческой натуры, потому, что оно представляет

собой выражение чувства, страстей, работы воображения,

мыслей, тесно связанных с физиологией человека.

Дж. Лайри-Вольти

Аннотация

Написание данной статьи - попытка поделиться одной из форм работы с детским хоровым коллективом, а точнее, принципом подхода к вокальной работе: выразительности исполнения, культуре звучания, выработке и совершенствованию вокально-технических навыков певческого голоса через ощущения. Представление о вокальном аппарате, знание его устройства и работы – одно из важных условий успешного обучения детей пению, верное представление о работе голосового аппарата помогает ученику сознательно – формировать певческий звук. Голосовой аппарат – сложный по устройству, по функциям и по реакциям на внешние воздействия инструмент, в природе же так устроено, что все наиболее сложные и тонкие функции организма переведены на автоматическую регуляцию. Достаточно дать верный посыл или импульс, путем образного формирования задачи, и организм автоматически «выдает» выполнение этой конкретной задачи. Одно главное условие эмоционально-образной работы – точные мышечные вокально-телесные ощущения. В статье представлены высказывания известных вокальных педагогов, артистов, которые помогли выработать стиль обучения, методическую направленность педагогического мышления.


Обучая детей пению, необходимо обязательно учитывать современное состояние культуры, сегодняшнее восприятие жизни учащихся, их увлечения и интересы. Для достижения цели, в первую очередь, учителю следует ориентироваться на самого себя. Все то, что неинтересно учителю-музыканту, почти наверняка не будет интересным и неактуальным для ученика. Поиск новых приемов, не использованных ранее видов организации деятельности учащихся, отказ от застывших форм урока, все это для учителя должно превратиться в самоцель. Работая с детьми необходимо обладать особым учительским чувством – чувством времени и необходимостью формировать свой, индивидуальный подход к обучению, основываясь на фундаментальных положениях разнообразных вокально-хоровых методик.

Всё чаще в школах искусств обучаются дети, чьи голосовые данные находятся на уровне средней бытовой разговорной речи. Существует множество методик по развитию голоса и приобретению навыков пения, ещё больше принципов и приемов преподавания, которыми владеют специалисты. Мне бы хотелось остановиться на одном из приемов работы по постановке детских голосов в хоре и соло - «вокально-телесных ощущениях». Суть этих ощущений в творческом подходе к развитию голоса ребенка, и эмоционально-образной терминологии. При этом самым главным условием является точность описания ощущений, например у Шереметьева В.А. [5] c.18

  • «Небные ощущения выражены предельно ярко в передней части рта….Вибрационные ощущения носо-лицевые слабые, несколько более яркие на верхах…Субъективное ощущение направленности звука никогда не принимает вертикального направления.

  • Очень большая активность брюшного пресса; вибрационные ощущения в груди на всех частотах;

  • отсутствие ощущений на уровни гортани, кроме рассеянных, имеющих приятный характер;

  • очень яркие ротоглоточные ощущения, особенно в переднем участке нёба;

  • ощущение субъективной направленности звука всегда нёбно-горизонтальное на всех частотах».

  • Певец ощущает себя как звучащий инструмент.

Понятие «вокально-телесные ощущения» ввел французский учёный Рауль Юссон в книге «Певческий голос». В книге «Занимательная биоакустика», её автор, В.В.Морозов, целую главу назвал «Ваш голос висит на кончике носа». Эта терминология, воссоздает некие ассоциации, образы, заставляет быть очень внимательным к своим ощущениям.

Вот цитата из книги В.В.Морозова [3]. «Оказавшись в классе, вы можете услышать, что звук доложен сочиться из глаз, упираться в зубы, стоять на диафрагме и даже висеть на кончике носа или даже упираться в противоположную стену. Если не хотите форсировать (т. е. чрезмерно усиливать) дыхание (а это всегда большое зло!) - пейте звук (!), продолжайте вдох во время пения ноты, а прежде чем взять высокую ноту, приготовьте в голове (!!) большое пустое место. Голос должен быть в маске, в близкой или высокой позиции и обязательно на опоре. Чтобы достичь всего этого, профессор пения Дейша-Сионицкая в своем руководстве для певцов "Пение в ощущениях" рекомендует "сделать во рту из твердого нёба под носом ложку (!) и на эту ложку сверху (!) петь»[1].

Кто-то может возразить, как такое можно представить и применить в вокальной работе? Практика показывает, потребность обучать детей-хористов и солистов настоящему вокальному искусству заставляет педагогов накапливать определенный багаж терминов, ощущений, вокально-слуховых и вокально-телесных представлений и ассоциаций, что, как ни странно, делает работу более эффективной.

Знакомясь со статьей В.А.Шереметьева «Эстетические критерии и постановка певческого звука в детском хоре», обратила внимание на главу «Некоторые общие принципы и приемы работы по постановке певческих голосов в прямой речи педагогов-вокалистов». В ней представлены расшифровки аудио и видеозаписей мастер-классов известных артистов – вокальных педагогов.

Способ, который используется ими для передачи своих знаний ученику, меньше всего напоминает лекции по физиологии и акустике. В своей работе педагоги опираются на свой сценический опыт, богатую интуицию, художественный вкус и безграничную фантазию. Огромное, поражающее разнообразие вокальных терминов, ассоциаций и ощущений адресовано главным образом к эмоциональной сфере ученика.

Хочется привести несколько примеров образной терминологии профессора Киевской консерватории Марии Эдуардовны Донец-Тессейр[5]:

  • «Для точной и четкой атаки звука на высокой позиции звук нужно брать «кончиком дыхания»!

  • Для собранного звучания – «протянуть нос», то есть сконцентрировать внимание на вибрационных ощущениях в области носа.

  • «Сконцентрировать дыхание в переносице» для ощущения чёткой сфокусированности звука в этой области. Такой звук воспринимается как высокопозиционный.

  • Для получения близкого звучания слова произнести звук как бы «на кончике языка». Далёкое, глубокое звучание определяется как сформированное на «корне языка»

  • Для активизации губ и «улыбки» - «подобрать щёки», «сократить квадратные мышцы щёк».

О позиции звука:

  • «Ближе к губам!

  • Кончиком дыхания!

  • При ходе вверх «притягивай нос»

  • Для чистоты интонации чувствуй переносицу!»

Об эмоциях:

  • «Исполняя вокализ, представляй какой-то подтекст, что ты видишь: природу, хорошая ли погода, что-нибудь грустное у тебя на душе или радостное. Вот в соответствии с этим и давай окраску голоса».

Общие замечания, которые характеризуют вокально-телесные ощущения, профессора кафедры сольного пения Уральской консерватории Баевой Веры Михайловны[5]:

  • «Петь нужно всем телом. Вся работа внутри.

  • Петь так свободно, как кричит новорожденный!

  • Голос без усилия дает полетность, что равно силе голоса!»

О дыхании:

  • «Дыхание-основное!

  • Вздохнула – как испугалась! Чуть-чуть!

  • Дыхание такое….как будто пьешь его! И - в куполочек! Собранно!

  • Дыхание легкое, проточное!

  • Скачки мягко соединять с низом живота!

  • Вдыхать через нос и удерживать это состояние!

  • Петь всё время низом живота!

  • Поделать упражнения на букве «с», а потом по этой форме дать звук!

  • При выдохе живот не выпячивается, а втягивается»

О резонаторах:

  • «Целишься в головной резонатор и точно говоришь слово.

  • Расправить крылышки носа и сфокусировать всё в одну точку, в куполочек! Сфокусированный голос летит сквозь оркестр.

  • Не распускать звук!

  • Все гласные в одну точку, чтобы они были одного цвета!»

Об артикуляции:

  • «Согласные для гласных – оправа для бриллианта!

  • Ощущение таково: жёстко в верхней части лица и мягко - в нижней.

  • Помнить сразу обо всем: дыхание, головной резонатор, естественное слово и связь с точкой в груди, ощущение «шарика» в трахее!»

Галина Алексеевна Писаренко (профессор Московской консерватории)[5]

Общие замечания:

  • «Звук должен литься! Протяжно, свободно…

  • Обязательно образное представление того, о чем поёшь!

О позиции:

  • Верхние нотки нужно отпускать, а не держать их!

  • Нужна легкая полуулыбка, чтобы верхние зубы не закрывать губой. Выражение лица любезное, никогда не хмурое!

  • Негритянка Джесси Норманн – это идеал! Как она открывает рот! У неё рот – пещера! Не рот, а пасть! И в этом чувствуется такая свобода!».

А вот высказывания профессора Гарсиа и его последователей о работе головных резонаторов, и ощущении этих резонаторов при исполнении верхних нот:

  • «Звук должен отдаваться в голову!

  • Держи большую голову, когда поешь!

  • У непривычных петь головным регистром первое время кружится голова; этого не надо бояться, потому что по мере привычки головокружение пройдет, но оно показывает, что звук поставлен верно!»

И ещё одна цитата из книги «О выдающейся певице Елене Образцовой»:

  • «Берешь дыхание, как цветочек нюхаешь. Звучание в зубах остается!

Буковка висит, как капелька, вот сорвется…Все буковки на одном уровне, мы думаем только о них. Не трогать дыхание! И губами не шлепать! Губки только для поцелуев. Ярче озвучиваем резонаторы! Никаких затрат! Поем элегантно, покойно. Дозируем выдох. Буква всегда выходит в одной точке! Буква, как ручка у веера, а звук – как сам веер!»[4]

Роль педагога в обучении через восприятие ощущений, состоит в том, чтобы убедить ребенка в необходимости осознавать значимость выше перечисленных примеров образной терминологии и других, используемых на уроках примерах – ассоциаций, не вдаваясь в описание сложных психофизических процессов работы всех составляющих голосового аппарата. Человеческий голос, это – наисовершеннейший инструмент и что бы им умело пользоваться, надо работать главным образом не голосом, а умом. Грамотно развивать вокальные навыки, формирующиеся в пении - дыхание, артикуляцию, звукообразование, резонирование, пение на опоре.

В заключении, хочется обратить внимание ещё на одно «вокально-телесное ощущение», особое ощущение работы дыхательных и вокальных мышц, а так же резонаторов, что позволяет певцу петь свободно, и не напрягаясь. Это ощущение опоры звука. Обычно это ощущение приходит не сразу, а только с практикой. При этом обязательно необходимо обратить внимание ученика на физические и вокальные ощущения. Запомнить их. Опора - одно из важнейших понятий в вокальном искусстве. Если у ребенка проблемы с интонацией, значит, скорее всего, виновата опора, а точнее, её отсутствие. Если хронически не хватает дыхания – это, опять-таки, опора подвела. Если быстро садится голос, хотя вы даже и не высоко поёте, то у ученика отсутствует, либо слабо развита опора.

Всем известный «Наказ вокалисту» эмоционально - образно излагает суть вокально-телесных ощущений во время пения:

«Вокалист, послушай сей наказ
Не державный из верхов идущий, указующий приказ,
Но совет, согретый опытом веков...
Но, однако же, начнём без лишних и ненужных слов.

Чтоб belcanto петь до гроба
Купол сделайте из нёба
Станьте полым как труба
И начните петь со лба.

Ощущайте точки две-
В животе и в голове.
Привалите на живот
И пошлите звук вперёд.

Чтобы петь и не давиться
Не забудьте удивиться.
Вдох короткий, как испуг
И струной тяните звук

Если Вы наверх идёте
Нужно глубже опирать
Всех тогда переорёте
Хоть и нечем заорать.

Если вниз идёте Вы
Не теряйте головы.
Не рычите словно зверь,
Открывайте мягко дверь.

Что такое звук прикрыть
Очень трудно объяснить.
Чтоб прикрытие найти,
Нужно к «е» прибавить «и».

«А» где «О»,а «О», где «У»,
Но не в глотке, а во лбу
И со лба до живота
Лишь провал и пустота.

Пойте мягко, не кричите
Молча партию учите.
И не слушать никого
Кроме Бога одного!

Всей душою музыку любя
Вы найдёте ключ к раскрытию себя
Так личность интерпретатора
Приблизится к личности Творца
И кантилены храм откроет перед Вами
Все ипостаси своего лица!».


Список литературы


  1. Дейша-Сионицкая М. Пение в ощущениях.-М.,1926

  2. Емельянов В.В. Развитие голоса.-С-П.,2000

  3. Морозова В.В. Занимательная биоакустика.-М.,1987

  4. Парин А.В. Елена Образцова: голос и судьба.-М.,2009

  5. Шереметьев В.А. Эстетические критерии и постановка певческого звука в детском хоре.-Т., 2006

Похожие:

Вокально-телесные ощущения при пении Денькина Ирина Николаевна Зам директора по увр муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» с. Александровское Томской области iconДоклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Йошкар-Олы
Руководитель в подготовке публичного отчета: Белоус Светлана Владимировна, директор муниципального образовательного учреждения дополнительного...
Вокально-телесные ощущения при пении Денькина Ирина Николаевна Зам директора по увр муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» с. Александровское Томской области iconПрограмма творческой мастерской «Эстетическое развитие обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования детей»
Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Детская школа искусств города Георгиевска
Вокально-телесные ощущения при пении Денькина Ирина Николаевна Зам директора по увр муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» с. Александровское Томской области iconУчебный курс по теме Взаимодействие пед
Согласовано: Заместители директора: Зам директора по увр пасечникова Н. В. Зам директора по увр попова Н. В. Зам директора по увр...
Вокально-телесные ощущения при пении Денькина Ирина Николаевна Зам директора по увр муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» с. Александровское Томской области iconУтвержден постановлением Администрации Щёлковского муниципального района от 27. 12. 2011 n 3240 уста в муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Фряновской детской музыкальной школы
Московской области от 16. 06. 2005 г. №100; Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Фряновская...
Вокально-телесные ощущения при пении Денькина Ирина Николаевна Зам директора по увр муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» с. Александровское Томской области iconУвр (безопасность) Тураносов Э. Д. Зам директора по увр (КТ) Петренко М. И. Зам директора по ахр якубец Т. О
Утверждаю: Заместители директора: Директор школы-интернатаЗам директора по увр пасечникова Н. В. Тураносова В. Н. Зам директора по...
Вокально-телесные ощущения при пении Денькина Ирина Николаевна Зам директора по увр муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» с. Александровское Томской области iconУвр (безопасность) Тураносов Э. Д. Зам директора по увр (КТ) Петренко М. И. Зам директора по ахр якубец Т. О
Утверждаю: Заместители директора: Директор школы-интернатаЗам директора по увр пасечникова Н. В. Тураносова В. Н. Зам директора по...
Вокально-телесные ощущения при пении Денькина Ирина Николаевна Зам директора по увр муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» с. Александровское Томской области iconУчреждение Участник, «Алапаевская детская школа искусств»
«Белоярская детская музыкальная школа» Вокальный ансамбль «Вдохновение» младшая«Верхнесалдинская детская школа искусств». Вокально...
Вокально-телесные ощущения при пении Денькина Ирина Николаевна Зам директора по увр муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» с. Александровское Томской области icon«Согласовано» «Утверждаю»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Огудневская детская школа искусств Щелковского муниципального...
Вокально-телесные ощущения при пении Денькина Ирина Николаевна Зам директора по увр муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» с. Александровское Томской области iconОрганизационно-правовая форма – учреждение
Наименование муниципального учреждения: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального...
Вокально-телесные ощущения при пении Денькина Ирина Николаевна Зам директора по увр муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» с. Александровское Томской области iconСогласовано: Заместители директора: Зам директора по увр пасечникова Н. В. Зам директора по увр попова Н. В. Зам директора по увр (безопасность) Тураносов Э. Д. Зам
Согласовано: Заместители директора: Зам директора по увр пасечникова Н. В. Зам директора по увр попова Н. В. Зам директора по увр...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница