Лекция 3 Транспортная культура и безопасность на транспорте (2 часа). Занятие второе: «Безопасность участников дорожного движения»




НазваниеЛекция 3 Транспортная культура и безопасность на транспорте (2 часа). Занятие второе: «Безопасность участников дорожного движения»
страница1/8
Дата18.12.2012
Размер1 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8



Учебно-методический материал по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» курса МБП и БЖ МаГУ


Раздел 3. ЧС природного и техногенного характера и защита населения

от их последствий.


Лекция 7. 3.5. Транспортная культура и безопасность на транспорте (2 часа).


Занятие второе: «Безопасность участников дорожного движения»


Учебные вопросы:

3.5.1. Влияние окружающей среды и состояния человека на его безопасность

в дорожном движении.

3.54.2. Тормозной и остановочный путь автомобиля.

3.5.3. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП): причины, механизм

совершения и его последствия.

3.5.4. Основные законы безопасности дорожного движения.

3.5.5. Активная и пассивная безопасность автомобиля.

3.5.6. Безопасное управление автомобилем.

3.5.7. Безопасность поведение при возникновении аварийных ситуаций и ДТП.


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА


3.5.1. Влияние окружающей среды и состояния человека на его безопасность

в дорожном движении

3.5.1.1 Окружающая среда и безопасность человека в дорожном движении.

Становится совершенно очевидным то, что современному человеку, социальным группам, обществу повседневно находиться и жить в постоянно развивающейся и усложняющейся динамичной транспортной среде, картина которой изменяется в каждый момент времени, измеряемый долями секунды, и не знать эту среду, законы, принципы и правила ее развития и «дыхания» становиться не только некомфортно, но и опасно как с точки зрения ее физической опасности, так и с точки зрения психологической опасности. Вместе с этим это не выгодно и с финансовой точки зрения, и с экологической и ряда других. Но транспорт, как это отмечалось в предыдущих лекциях – это потребность человека и общества при организации своей комфортной жизни и продуктивной деятельности. Налицо противоречие: с одной стороны потребность транспортных услуг постоянно возрастает, и это объективно, а с другой стороны транспорт одновременно с его увеличением и расширением становится более опасным. И опасность транспорта – это тоже объективно, так как он представляет собой сложнейшую открытую, энерговооруженную и динамичную систему, которая, как и все существующие системы, опасны по своей природе происхождения. Одним из основных путей разрешения такого объективного противоречия является эффективная подготовка населения к безопасному участию в транспортных процессах, его высокая дисциплинированность и высочайшая культура поведения во время участия в этом просе. Другими словами, один из путей разрешения указанного противоречия – это формирование транспортной культура у населения, т.е. у каждого члена общества индивидуально и, одновременно с этим, у общества в целом. Задача не из легких, но вполне решаемая. И первым шагом к ее решению является приобретение членами общества специальных знаний из области безопасности транспортных систем и безопасного поведения человека в них. Содержание такой подготовки является интегрированным и строится оно на, инженерии, психологии, эргономики, этике и эстетики, социологии и педагогики и многом другом, в основе которых лежат такие базовые науки как физика, химия, экология, биология с ее известными составляющими: медицина, санитария и гигиена и др., науки из области обществознания и философия.

Рассматривая проблему обеспечения безопасности движения человека в дорожно-транспортном процессе, необходимо учитывать то, что его поведе­ние тесно связано с "поведением" окружающей среды. С изменением этой среды изменяются и человек, его психология, поведение, переживания, реак­ция и восприятие.

Восприятие - это не только набор данных или получение информа­ции, это очень сложный познавательный процесс, включающий мышление и принятие решений. Есть ситуации, когда восприятие непосредственно приво­дит к действию, например, когда мы решили быстро уйти из неприятной среды. Окружающую среду человек воспринимает не как набор объектов, поверхностей, форм, цветов, запахов, ароматов. Она воспринимается как це­лое, на фоне которого можно различить отдельные детали. Вместе с тем, восприятие среды всегда и цельно, и избирательно. Это связано с психоло­гией и физиологией процесса познания.

Окружающая среда влияет на психику человека своим химическим составом и физической конфигурацией. Она, по-разному скомпонованная и созданная природой и человеком, настолько огромна и разнообразна, что неизбежно вызывает целый комплекс реакций - физическую и биологиче­скую, а также психологическую - посредством которых человек объясняет среду, наделяет ее многослойным значением, обусловленным социальным, культурным и историческим развитием. В то время как физическое, хими­ческое и биологическое влияние окружающей среды на человека сравни­тельно хорошо изучено и зафиксировано, о психологическом влиянии на ее создателя - человека - мы знаем значительно меньше. Тем не менее психологическое влияние на человека является очень значительным.

Один и тот же человек ведет себя совершенно по-разному на пля­же или в лесу, в общественных приемных или на хоккейном матче, на экскурсии в музее или на многолюдном городском проспекте. И везде это тот самый человек, который чувствует свою идентичность со временем и пространством. Именно потому он изменяет свое поведение в зависимости от физических и пространственных структур различной среды. Изучение закономерностей психологии человека в его взаимодействии с жизненной средой показывает, что человек не такой уж абсолютный господин своего Я, так как окружающая среда оказывает значительное влияние на его ре­шения и поведение.

В нашем случае среда для участников движения, в том числе для пешехода - это сложная, постоянно изменяющаяся и постоянно воздейст­вующая на человека система. Воздействие среды на участников движения часто бывает не в пользу последних и существенно увеличивает их долю риска, а иногда прямо способствует неправильной оценке обстановки, в результате чего поведение участников становится опасным для них самих.

Сгруппируем факторы, совокупность и взаимозависимость которых поможет нам каким-то образом получить понятие системы «Среда участ­ника движения». Видимо, не будет ошибкой такое условное разделение «Среды» на «внешнюю» и «внутреннюю». Если к первой можно отнести фактически окружающую нас материальную среду, то ко второй - внутреннее состояние человека Внешняя среда выступает объективным фактором управления движением, а внутренняя среда - субъективным.


Безусловно, к «внешней среде» мы отнесем следующие составляющие:


а) окружающую среду на данный момент времени, которая закрепляет человека в

пространстве, т.е. в определенном месте. Факторами закрепления могут быть:


  • населенный пункт (крупный город с высотной застройкой, либо поселок в сельской местности) или загородная зона;

  • ландшафт (степь, высокогорье, холмистость, и т.п.);

  • категория автодороги (магистраль, внутриквартальный проезд, двор, загородная дорога, размеры и степень благоустройства и т.п.), виды и ти­пы инженерных сооружений (мост, тоннель, подземный или надземный пе­шеходные переходы и т.п.);

  • наличие многообразия транспортных средств, т.е. интенсивность движения;

  • наличие технических средств регулирования движения;

  • отношение участника движения к транспортному средству (Тс): води­тель и степень его комфортности при управлении Тс, пассажир и степень его комфортности при движении, пешеход и степень его комфортности, оп­ределяемая прежде всего интенсивностью движения пешеходов и транспорта, а также комфортностью всей окружающей его среды;


б) временную конкретную среду, т.е. характеристики и факторы, оп­ределяющие

состояние среды и человека в определенный момент времени. К ним можно отнести:


  • время года (весна, лето, осень или зима);

  • день недели и месяца (рабочий и выходной день, начало недели, ме­сяца или их конец и т.д.);

  • время суток (день, вечер, ночь или утро);

  • скоростные характеристики участников движения (скорость - относи­тельный показатель изменения пройденного пути во времени);

  • продолжительность и периодичность смены сигналов регулирования движения;

  • планируемое время на преодоление определенного отрезка пути;

  • другие характеристики и факторы, определяющие изменения среды и местоположения участников движения во времени;


в) физическое и химическое состояние окружающей среды:


  • атмосферные явления (дождь, гроза, гололед, снег, ветер, температура воздуха, атмосферное давление, магнитные бури, прозрачность воздуха и т.д.;

  • шум, вибрация, освещенность;

  • загазованность и запыленность;

  • другие характеристики.


К «внутренней среде» нужно отнести состояния самого человека, а именно:


  • психические процессы, т.е. явления, которые связаны с непосредст­венной познавательной деятельностью человека: вниманием, ощущением, вос­приятием, памятью, мышлением, речью, воображением и степенью их актив­ности в данной момент времени;

  • психические качества и состояния человека, такие, как чувства, воля и степень их развития и активности, самочувствие и настроение;

  • психические свойства личности или особенности человека, характеризующиеся темпераментом человека, его характером и способностями, а также направленностью личности, т.е. совокупностью таких качеств, как интересы, склонности, потребности, мотивы поведения, идеалы;

  • возраст участников движения;

  • уровень подготовленности участника движения, его опыт.


Можно привести еще немало примеров, обусловливающих наличие других факторов окружающей среды, таких, как разнообразие конструктивных особенностей подвижных и неподвижных объектов (габаритные разме­ры транспортных средств, зданий, дорог и т.п., тягово-тормозные качества и свойства движущихся объектов). Однако достаточно познакомиться с вы­шеперечисленными факторами, чтобы без труда представить себе, что все они, взаимодействуя между собой, т.е. находясь в определенной структур­ной взаимозависимости, определенным образом влияют друг на друга и часто не в пользу участников движения. Так, по данным В.Д.Бабкова, Г.И.Клинковштейна, В.И.Лукьянова, А.Романова и др. влияние неблагоприятных дорожных условий является прямой или косвенной причиной 70% дорож­но-транспортных происшествий (ДТП). Хотя в статистических данных на дорогу "отводят" 7,4-12,1%, указывая при этом прямые причины. Деталь­ные исследования специалистов приводят к следующему выводу: дорожные условия и отразившееся на них неблагоприятное влияние погоды явились сопутству­ющей причиной для следующей доли происшествий.


Основные причины ДТП Количество случаев, в которых ДТП

способствовали неблагоприятные

дорожные условия, %

состояние водителя

(уста­лость, болезнь, опьянение) 40

составляют

причины,

ошибка водителя в оценке обстановки 74 определенные

движения (превышение скорости, «человеческим

неправильная оценка тормозного пути 34 фактором


неисправность автомобиля 37


3.5.1.2 Особенности восприятия участниками движения окружающую их

среду и безопасность в дорожном движении.


Источником информации, на основе которой определяется поведение водителя и пешехода, является сама дорога. Можно выделить три группы факторов, которые привлекают внимание участников движения:


1) относящиеся к самой дороге (состояние проезжей части, дорожные знаки и технические средства регулирования движения, план и профиль дороги и т.п.);

2) связанные с движением (другие автомобили и пешеходы, мотоцик­листы и велосипедисты, пешеходы на обочине дороги и на тротуарах и т.д.);

3) не связанные непосредственно с движением (бросающиеся в глаза здания и сооружения, зеленые насаждения на придорожной полосе, эле­менты окружающего ландшафта и т.п.).

Необходимо отметить, что количество факторов, а также объектов, которое человек во время движения может различить и четко зафиксировать в своем сознании, ограничено. И ограничено оно минимальной продолжительностью времени, необходимого для восприятия отдельных воздействий его органами чувств. Это физиологические особенности человека, и они индивидуальны для каждого из нас.


Известно, что для каждого из раздражителей существует пороговая величина, значение которой зависит от общего эмоционального напряжения человека.

В среднем она составляет:

  • для зрения 1/16 секунды;

  • для слуха 1/20 секунды;

  • для мускульной реакции

на толчки и тряску 1/5 секунды.


Более частые воздействия сливаются и воспринимаются органами чувств как непрерывные процессы – мелькание в глазах, гул, вибрация. Вспомните, когда вы находитесь в движущемся поезде или в автомобиле в качестве пассажира и смотрите в окно на горизонт, то смена картин увиденного происходит медленно. И чем ближе вы невозможно, т.к. все увиденное превращается в; сплошную серую рябь. Или другой пример. Изменение кадров на экране те­левизора. Вспомним, когда вверх или вниз "бежит" горизонтальная полоса. Если ее "бег" медленный, вы успеваете различать содержание кадра, а если скорость смены будет возрастать? Наступит момент, и вы не сможете различать содержимое быстро "бегущего" кадра. Знать и помнить об этом явлении очень важно, т.к. существует предел восприятия глазом окружающей среды от скорости движения. Он определен самой природой глаза человека, т.е. его физиологией. То же самое происходит и с другими органами чувств. Кроме того, человек, находящийся в движении, может сосредоточить свое внимание в каждый конкретный момент времени только на одном определенном предмете или обстоятельстве, получая об остальных, одновременно происходящих явлениях, лишь самое общее представление.

В нормальных условиях движения основным источником получения информации о дорожных условиях и окружающей среде является зрение. Именно через органы зрения водитель получает около 80% информации об обстановке на дороге. Так, например, при движении в сознании водителя происходит последовательная смена картинок. При этом трасса дороги слу­жит как бы осью, вокруг которой формируются все другие элементы обста­новки движения. М.Б.Афанасьев, В.Д.Бабков, Б.Е.Боровский, Е.В.Бочаров и многие другие специалисты считают, что при движении по открытой местности водите­ли фиксируют явления, происходящие перед ними, на расстоянии до 600 м, а на городской улице - до 60 м. Число факторов, доступных учету органами чувств человека в 1 секунду, называют ПЛОТНОСТЬЮ СОБЫТИЙ, которую можно подсчитать по формуле (1).


М v

E = (1)

L

где: E – плотность событий;

М – число факторов, которые могут быть восприняты органами чувств;

v – cкорость движения, м/с;

L – глубина зоны концентрации зрения, (м).

Понятию о плотности событий может быть противопоставлено понятие о ПЛОТНОСТИ ОБЪЕКТОВ, т.е. продолжительности времени, которое, в зависимости от скорости движения, человек может уделять одному объекту (рис. 1.).



Рис. 1. Зависимость продолжительности фиксации взгляда
водителя от скорости движения



Нетрудно представить, что чем выше скорость, тем большее число объектов попадает в поле зрения человека. Но возможности движущегося человека различать и реагировать на всю поступающую информацию ограничены способностью органов чувств, в данном случае глаз. Поэтому люди реагируют на такое возрастание повышением внимательности за счет уменьшения зоны сосредоточения своего взгляда или избирательным отношением к поступающей информации. Это похоже чем-то на применение у фотоаппарата диафрагмы: чем выше освещается, тем меньше оставляется отверстие в диафрагме для пропуска световых лучей на плёнку во избежание её засвета.

Из сказанного можно сделать вывод, что для каждого водителя существует оптимальная плотность объектов, при которой он уверенно управляет автомобилем, своевременно реагирует на изменение дорожной обстановки. Наряду с этим важно помнить, что особую роль при движении имеет скорость, т.е. временная характеристика движения. Поэтому нетрудно подсчитать путь, пройденный автомобилем за какой-то промежуток времени, зная его скорость. Например, зная, что на перевод взгляда с объекта на объект требуется хотя и малое, но определенное время - 0,2 с, а с одной стороны улицы на другую (без поворота головы) и поверхностного рассмотре­ния предмета - от 0,3 до 0,55 с, или, чтобы посмотреть налево и направо, человек затрачивает 1 с, можно определить, что при скорости 60 км/ч (или равноценно 16,7 м/с) только за время одного поворота головы водите­лем его автомобиль пройдет почти 17 метров.

Известно, что площадь поля зрения глаза меняется в зависимости от освещенности и яркости, а угол бокового зрения уменьшается с ростом ско­рости. Так, при скорости в интервале от 40 до 100 км/ч он уменьшается вдвое. Особые трудности в восприятии обстановки возникают в ночное вре­мя, т.к. имеет место такое явление, как аккомодация, т.е. привыкание глаза к смене яркости.

Важно знать и помнить водителям и пешеходам, что ПРИ УВЕЛИЧЕ­НИИ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ происходит УМЕНЬШЕНИЕ ОБЛАСТИ СОСРЕДОТОЧЕННОГО ВНИМАНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ (рис. 2.). Такова природа органов зре­ния человека. Это обстоятельство заметно увеличивает опасность происшествий при неожиданном появлении пешехода или животного на дороге



  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Лекция 3 Транспортная культура и безопасность на транспорте (2 часа). Занятие второе: «Безопасность участников дорожного движения» iconПоложение о школьной комиссии «За безопасность дорожного движения» Общие положения
Школьные комиссии «За безопасность дорожного движения» (далее – комиссия) создаются в юридическом лице и его филиалах в целях организации...
Лекция 3 Транспортная культура и безопасность на транспорте (2 часа). Занятие второе: «Безопасность участников дорожного движения» iconМетодические указания Иркутск 2006
Методическое пособие предназначено для руководителей организаций, имеющих на своем балансе автотранспортные средства и лиц, ответственных...
Лекция 3 Транспортная культура и безопасность на транспорте (2 часа). Занятие второе: «Безопасность участников дорожного движения» iconПрограмма дисциплины по кафедре «Эксплуатация автомобильного транспорта»
Специальности «Организации перевозок и управления на транспорте» и «Организация и безопасность дорожного движения»
Лекция 3 Транспортная культура и безопасность на транспорте (2 часа). Занятие второе: «Безопасность участников дорожного движения» iconБиблиографический отдел список сценариев для организаторов досуга
Противопожарная безопасность. Правила дорожного движения. Безопасность жизнедеятельности
Лекция 3 Транспортная культура и безопасность на транспорте (2 часа). Занятие второе: «Безопасность участников дорожного движения» iconКонспект лекций по дисциплине «безопасность жизнедеятельности»
«Организация и регулирование дорожного движения», 100400 – «Организация перевозок и управление на транспорте»
Лекция 3 Транспортная культура и безопасность на транспорте (2 часа). Занятие второе: «Безопасность участников дорожного движения» iconПрограмма дисциплины по кафедре «Эксплуатация автомобильного транспорта»
Дисциплина «Организация и безопасность дорожного движения» является одной из завершающих в формировании специалиста по организации...
Лекция 3 Транспортная культура и безопасность на транспорте (2 часа). Занятие второе: «Безопасность участников дорожного движения» iconРешение задач обеспечения безопасности дорожного движения связано с серьезными трудностями, вызванными многообразием научных подходов отечественного правоведения к трактовке не только понятия "безопасность дорожного движения",
Общественные отношения, касающиеся этих процессов представляются значительно шире, чем это изложено в Федеральном законе "О безопасности...
Лекция 3 Транспортная культура и безопасность на транспорте (2 часа). Занятие второе: «Безопасность участников дорожного движения» iconРабочая программа по дисциплине «Правила технической эксплуатации безопасность движения на железнодорожном транспорте»
Для специальности 190701. 65 «Организация перевозок и управление на транспорте железнодорожный»
Лекция 3 Транспортная культура и безопасность на транспорте (2 часа). Занятие второе: «Безопасность участников дорожного движения» iconПрограмма «Безопасность дорожного движения в Забайкальском крае на 2013-2020 годы» паспорт краевой долгосрочной целевой программы «Безопасность дорожного движения в Забайкальском крае на 2013-2020 годы»
Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Безопасность дорожного движения в Забайкальском крае на 2013– 2020 годы»
Лекция 3 Транспортная культура и безопасность на транспорте (2 часа). Занятие второе: «Безопасность участников дорожного движения» iconРасписание занятий студентов 3 курса (дневные (трехсессионные) группы) Установочная сессия 2012/2013 года
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница