Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Шрифт»




НазваниеМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Шрифт»
страница1/4
Дата18.12.2012
Размер0.56 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Республики Казахстан


южно-казахстанский государственный университет им. м.ауезова


Кафедра « Живопись и Дизайн »


Тулеева Жанна Исламбековна

Шин Владимир Герасимович


«ШРИФТ»


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическим занятиям

для студентов

специальности 5В042100 «Дизайн»

Форма обучения: очное


Шымкент - 2010 г.


УДК 75.023.21


Составители: ст.преподаватель Тулеева Ж.И., ст.преподаватель Шин В.Г.

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Шрифт» для студентов специальностей Шымкент: ЮКГУ им. М. Ауезова. 2010 - 34 с.


Методические указания составлены в соответствии с требованиями учебного плана и программой дисциплины «Шрифт» и включает все необходимые сведения по по выполнению заданий и творческих работ по дисциплине «Шрифт».

Методическое указание предназначено для студентов специальности 5В042100 «Дизайн».


Данное методическое указание представляет собой руководство для студентов специальности 5В042100 «Дизайн». В нем изложены рекомендации, необходимые для выполнения заданий и творческих работ по дисциплине «Шрифт». Знание об основных шрифтах и способах их написания и воспроизведения в рекламной продукции, знание законов рекламного дела.


Рецензенты: зав. кафедрой «Изобразительное искуссство и черчение», ЮКГУ им. М. Ауезова, к.п.н. Танирбергенов М.Ж., Председатель филиала ЮКО Союза дизайнеров РК Б. Дауренбеков


Рассмотрено и рекомендовано к печати заседанием кафедры « Живопись и Дизайн»

(протокол № ____ от «______» ____________ 20 г.),

Методической комиссией факультета «Педагогика и культура»

(протокол № ____ от «_ __» ____ 20 г.)


Рекомендовано к изданию Методическим советом ЮКГУ им. М. Ауезова,

протокол № ___ от «______» _____________20 г.


© ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М. АУЕЗОВА, 2010 г.


Ответственный за выпуск____________________________________


(Ф.И.О.)


СОДЕРЖАНИЕ


Введение ................………………....................................................................…........………………….……4


КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ШРИФТА........………………………………………...5


КЛАССИФИКАЦИЯ ШРИФТОВ……...................................................……………………………….......14


Начертание различных видов шрифтов и техника их написания.....……………18


Шрифтовая композиция текста..........………………………………………………………….... 22


Реклама. Визуальная реклама....................................................................................................…...28


Литература……....................................................................................................……………………….... ...33


ВВЕДЕНИЕ


Цель, задачи и место дисциплины в учебном процессе.

Цель преподавания дисциплины: Актуальность и необходимость изучения курса: «Шрифт» является одной из основных дисциплин в системе художественного образования и эстетического воспитания будущих дизайнеров одежды. «Шрифт» как самостоятельный учебный предмет имеет неограниченные возможности для развития творческих способностей, для формирования эстетического вкуса и эстетических потребностей, для приобретения специальных умений и навыков реалистического отображения действительности.

Основная задача изучения дисциплины: Спецификой курса «Шрифт» является ориентирование его на потенциального дизайнера-графика, работающего в рекламе как фэшн-бизнесе, так и в других сферах производства. Именно здесь формируются необходимые профессиональные умения и навыки, развиваются зрительная память и воображения.

Для освоения изучаемого курса «Шрифт» в объеме вузовской программы студент должен уметь работать с литературой, обладать навыками анализа информации, владеть художественными изобразительными материалами, владеть компьютером и Интернетом.

Развитие образного мышления и творческого воображения. Знание об основных шрифтах и способах их написания и воспроизведения в рекламной продукции, знание законов рекламного дела. Умение применять на практике изученные творческие навыки графического дизайна в изготовлении рекламной продукции и элементов корпоративного имиджа. Совершенствование профессиональных навыков работы с различными изобразительными материалами. Умение работать с цветом.

Аудиторные занятия проводятся по схеме:

  • вводная беседа и постановка задач на данное занятие по программному заданию;

  • выполнение практического задания студентами под руководством педагога;

  • просмотр и анализ выполненного задания;

По завершении заданий, а также курса, проводятся просмотры и выставляются оценочные баллы.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо студентами для изучения данной дисциплины «Цветная графика», «Специальный рисунок», «Компьютерная графика»


КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ШРИФТА


Виды письма: пиктографические, идеографические, слоговое, буквенно-звуковое.

Алфавит. Основные элементы букв и шрифта.


Общение людей при помощи письменных знаков - шрифта - одно из величайших достижений человечества. Слово «шрифт» - (schrift) - немецкого происхождения и в переводе означает - письмо, начертание букв. Шрифт - это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Иными словами, шрифтом называется графическая форма определенной системы письма. Шрифт живет иногда десятки и сотни лет, развиваясь самостоятельно и вместе со всем искусством своего времени. Шрифт необходим людям для передачи информации в письмен­ном виде во времени и пространстве.

Письменность является частью общей культуры каждого на­рода и частью мировой культуры. Известный советский ученый, автор книги «Современный шрифт» В. Тоотс очень верно заметил, что, не зная истории письменности, невозможно вникнуть в сущность искусства шрифта и ответить на многие вопросы. Чело­век, знакомый с закономерностями развития шрифта на клас­сической основе, никогда не впадает в дилетантство и не начнет раньше времени сочинять собственные буквы.

История возникновения письменности уходит своими корнями в глубокую древность. Сложный и длительный путь претерпел рисунок знаков, прежде чем он превратился в алфавит. Из истории мировой письменности известны четыре вида письма: 1) пиктографическое, 2) идеографическое, 3) слоговое, 4) буквенно-звуковое.


К наиболее раннему периоду относится пиктографическое (картинное, или рисуночное) письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей. В этот период одни и те же поня­тия изображались в рисунках различно, так как не было еще никакой системы письма. У разных племен были свои рисунки, которые вырезались на камне зубом акулы или другими приспо­соблениями. Возможно, что эти рисунки сочинялись заново по мере необходимости для каждой записи в процессе работы над изображением. Многие рисунки, дошедшие до нас, остались еще не разгаданными.

Значительно позже, в эпоху образования государств и разви­тия торговли, в Китае и в Египте на смену пиктографическому письму пришло идеографическое, т. е. письмо при помощи идео­грамм, а не букв. Одним письменным знаком обозначалось целое понятие, слово. Это уже была система графических форм, по­скольку последовательность знаков соответствовала порядку слов в речи. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т. д. (рис. 1).


Рис 1. Таблица египетских иероглифов


Позднее появилось слоговое письмо, в котором знаками обо­значались слоги. Слоговым письмом древние египтяне писали на папирусе — писчем материале из стеблей тростника. Папирус свертывали в свитки, чтобы он не ломался. Надписи делали очень старательно и медленно. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки (кли­нопись и египетские иероглифы). Виды этого письма существо­вали много веков у народов Древнего Востока и в странах Вос­точной Азии — Японии, Китае, Корее.

Буквенно-звуковое письмо появилось во втором тысячелетии до н. э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы) (рис. 2). Причем знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь.

С течением времени графические знаки усовершенствовались, на смену одним приходили другие, более простые по форме, пере­дающие новое звучание. Появившаяся буквенно-звуковая систе­ма стала основой для письменности многих народов мира, язы­ковая специфика которых нашла отражение и в фонографическом составе их алфавитов. Каждый язык стабилизировался на оп­ределенном количестве знаков, составляющих алфавит. Первых алфавитов дошло до нашего времени немного. В зависимости от специфики языка в алфавитах разных народов получилось раз­личное количество букв, например: в современном итальянском - 21 буква, в русском - 33, в чешском - 39, в армянском -39. Каждый алфавит (шрифт) представляет собой систему графем и имеет свои закономерности в построении и развитии.

Первым алфавитом в Европе был буквенно-звуковой алфавит, который появился около XI века до н. э. Он был создан фини­кийцами и явился прообразом многих алфавитов мира. От фи­никийцев алфавитное письмо перешло к грекам (VII—VIII вв. до н.э.). Предполагается, что структура графем исторически связана с иероглифическими изображениями (рис. 5), что под­тверждается также сходными наименованиями некоторых букв греческого алфавита. Древнегреческий шрифт (рис. 6) весьма прост и выразителен. Он построен с помощью линий, образующих геометрические формы: квадрат, круг, треугольник.

Предполагается, что от греческого алфавита (возможно, через посредство этрусского) произошло латинское письмо - письмо древних римлян (III в. до н. э.). В дальнейшем латинское письмо стало международным.





Рис.2. От иероглифа к букве

Самый древний почерк латинского письма носит название «капитальное письмо» (I-V вв.) или «капитальный шрифт». Надписи этим шрифтом выполнялись на папирусных свитках и пергаментных кодексах (деревянных книгах). На папирусе писали тростниковым пером, а на пергаменте — гусиным, на каменных плитах буквы высекались.

Капитальное письмо было двух видов: квадратное (красивое, монументальное) (рис. 7) и рустичное («деревенское») (рис. 8). Квадратное письмо носило геометрический характер: все буквы вписывались в квадрат; рустичное письмо отличалось некоторой простотой и свободой исполнения, буквы имели декоративную ромбовидную форму.

Для более быстрого написания текста появился шрифт «кур­сив» (в переводе с латинского «наклонный»). Его буквы значи­тельно упростились, но несколько потерялась четкость и красота, а следовательно, удобочитаемость.

Для переписки литературных текстов к IV в. сформировался так называемый унциал, имеющий буквы искривленной формы. Унциал просуществовал до IX в. Он представлял собой спокойное величественное письмо с характерными округлыми формами. Его буквы как бы сплетались плавными линиями пера. Закругленность букв способствовала быстроте написания.

В VII - IX вв. появляется шрифт полуунциал. Бук­вы полуунциала имели удлинения сверху и снизу. Этот шрифт был переходным к курсивному минускульному письму. Минускул в переводе с латинского - маленький. Минускул широко при­менялся в Западной Европе. Писали тогда на восковых таблич­ках. Затем в IX в. получили дальнейшее развитие варианты кал­лиграфических шрифтов, которые на протяжении столетий поч­ти не менялись и были некоторым тормозом в развитии шриф­тов.

Римское письмо было неудобочитаемым, потому что оно вы­полнялось без интервалов между словами. Буквы текста скорее вычерчивались, чем писались. В эпоху средневековья письмо было привилегией писцов, которые придавали немалое значение кра­соте букв в тексте.

К VII в. первоначальный минускул изживает себя, претер­певает изменения и получает свое завершение в каролингском письме, названном в честь правления во Франции династии Каролингов. К концу XI в. каролингский минускул господствовал во многих странах Западной Европы.

В конце XI - начале XII в. стал складываться новый по форме букв шрифт с острыми штрихами под названием готи­ческий (рис. 3). Он существо­вал в эпоху господства готики в архитектуре и искусстве. Го­тический шрифт получил широ­кое распространение по всей Европе - в Германии, Фран­ции, Англии и др. Этот шрифт явился новой ступенью в разви­тии латинской письменности.

В XIV в. в Италии, во Фран­ции, появляются образцы так называемого гуманистического письма (рис. 4), ничего общего не имеющего с готическим шрифтом. Этот шрифт по вре­мени совпал с эпохой Возрож­дения, и поэтому его еще назы­вали ренессанс-антиква. Иссле­дованию и графической обра­ботке этого шрифта придавали большое значение известные художники и ученые эпохи Возрождения. Они стремились придать шрифту строгую логическую и математическую обоснованность, варьируя форму и пропорцию букв.

С возникновением книгопечатания произошел исторический перелом в развитии шрифтов. Образцами для изготовления ти­пографских шрифтов (гарнитур) стали рукописные шрифты. Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг изобрел способ печа­тания книг. Первые его книги печатались готическим шрифтом, поскольку антиква у немцев распространения не имела.







Рис. 3. Виды готического письма Рис. 4. Гуманистический минускул


Первые правила по построению латинского шрифта были опубликованы Лукой Пачоли, учеником Леонардо да Винчи в 1509 г. Пачоли предлагал строить буквы на основе квадрата, используя для этого его диагонали и вписанную в него окружность. Однако шрифт получался малодинамичным и однообразным. Немецкий художник и геометр Альбрехт Дюрер создал образец своего варианта латинского шрифта. Он также брал за основу формы буквы квадрат, стороны которого делил на 10 равных частей, и строил сетку, состоящую из квадратов. За толщину основного штриха брал размер ширины одной клетки, толщину соединительных штрихов тоньше основных на одну треть. Его шрифт достаточно контрастный и интереснее, чем у Пачоли.

В 1529 г. Жофруа Тори разработал свой образец шрифта, взяв за основу конструкции букв также квадрат. Его шрифт построен весь с помощью чертежных инструментов, от­личается от шрифта Дюрера меньшей контрастностью и некото­рой монотонностью.

В эпоху классицизма возникла новая так называемая клас­сическая антиква. Она уже не имела никакой связи с рукописным шрифтом. Ее отличает большая контрастность (примерно 1:10), наплывы округленных элементов, тонкие засечки. Шрифт стал четким, красивым и удобочитаемым.

Над созданием шрифтов работали художники разных стран: итальянец Джамбатиста Бодони, француз Фирмен Дидо, немец Вальбаум и др.

В XIX в. создается целая серия новых видов шрифтов (гар­нитур): египетский, гротеск или рубленый, антиква-гротеск, ленточная антиква.

В художественно-оформительских работах получили широкое распространение шрифты антиквы, которые легко выполняются шрифтовыми перьями и кистями.

Создателями славянской азбуки были монахи-миссионеры - братья Кирилл и Мефодий. С именем Кирилла связана азбука древнерусского письма, получившая название «кириллицы». Впервые была создана азбука с четкой и ясной графикой знаков. В основу было положено греческое унциальное письмо. Новая азбука была распространена по всему государству.

Старославянская письменность известна с X в. в двух раз­личных начертаниях: глоголицы и кириллицы. Вначале оба на­чертания существовали параллельно, но со временем за основу русской письменности была взята кириллица. Древнейшие рус­ские рукописи XI в. были написаны кириллией, почерком, который получил наименование устава. Одним из лучших об­разцов уставного письма является «Остромирово Евангелие». Позже устав сменился полууставным письмом (рис. 5).




Рис. 5. Древнерусский полуустав Рис. 6. Декоративное древнерусское письмо - вязь


Преимущество полуустава состояло в скорости написания текста. Уставы и полууставы выполнялись по строго определен­ному правилу - уставу, от которого и произошло их название. Постепенно появляется скорописный шрифт - скоропись, которая использовалась при переписке книг, составлении деловых бумаг, актов и т. п.

Начиная с XV в. в написании заглавий книг применялось особое письмо - вязь. Вязь представляла собой декоративное письмо, с помощью которого выделялись заглавия в виде непре­рывного равномерного орнамента (рис. 6).

Лучшие образцы русской вязи сложились в середине XVI в. в Москве при Иване Грозном, а также в Новгороде. Первые книги, напечатанные Иваном Федоровым, славились красиво выполнен­ной вязью (гравированной на дереве). Начиная с XVII в. искусст­во оформления книг вязью постепенно стало приходить в упадок.

В 1708 г. Петр I ввел обязательное употребление новый рус­ский гражданский шрифт, представляющий собой синтез традиционных русских и родственных им форм латинского шрифта того времени. По форме, пропорциям и начертанию гражданский шрифт близок к западноевропейской антикве (рис. 7). Главным достоинством нового шрифта являлась удобочитаемость, простота и ясность конструкций букв. Были введены арабские цифры вместо обозначения цифр буквами. Проведенная реформа спо­собствовала распространению грамотности на Руси. При Петре I было издано 650 названий книг, из них около 400 были напечатаны новым русским гражданским шрифтом. Первой книгой граждан­ской азбуки была книга под названием «Геометрия». Она была выпущена Печатным двором в Москве в 1708 г.





Рис.7. Гражданский петровский шрифт и курсив 1749 г.


На протяжении XVIII в. русский шрифт улучшается и совер­шенствуется. Громоздкие выносные линии укорачиваются, исче­зают некоторые ненужные элементы букв. Шрифт становится единым и более строгим по рисунку.

Шрифты конца XIX и начала XX в. создавались под воздей­ствием нового стиля модерн («модный») и в целом не представ­ляли особой художественной ценности. Однако в отдельных об­разцах книгоиздания заслуживают внимания такие шрифтовые гарнитуры, как елизаветинская, латинская, академическая и др.

После свершения Великой Октябрьской социалистической революции все книгопечатание перешло в руки государства. Уже на втором месяце существования Советского государства была проведена реформа русского правописания. Из старого алфавита были изъяты лишние буквы, которые затрудняли изу­чение русского языка. Русская грамматика стала более упро­щенной и доступной. Одновременно с созданием новой системы письма велась большая работа по освоению новых типограф­ских гарнитур. В настоящее время все типографские гарнитуры шрифтов строго квалифицированы в соответствии с Государст­венным общесоюзным стандартом (ГОСТом). Не стандартизо­ваны рукописные и рисованные шрифты, применяемые для де­коративно-оформительских работ.

Над созданием новых шрифтовых гарнитур в период станов­ления Советского государства и в дальнейшие периоды работали художники: С. Чехонин, Е. Белуха, М. Борисова-Мусатова, М. Кирнарский, Г. Банникова, Е. Глущенко, Д. Баженов, И. Богдеско, Н. Ильин, Е. Коган, С. Пожарский, И. Рерберг, С. Телингатер, В. Фаворский и многие другие. Некоторые шрифтовые гарнитуры носят названия по фамилиям их авторов, например: шрифт Чехонина, шрифт Банникова, шрифт Рерберга и т. д.

Таким образом, познакомившись с историей развития шриф­тов, можно сделать вывод, что лучшие образцы русского шрифта создавались на основе классических шрифтов, а также разно­видностей других шрифтов, проверенных временем.

Каждый шрифт имеет свои достоинства и недостатки. К ос­новным достоинствам любого шрифта относится в первую очередь хорошая удобочитаемость текста, ясный, простой, четкий и краси­вый рисунок букв, выполненный в едином стиле. Под удобочи­таемостью следует понимать такое качество, в котором содер­жится обкая оценка пригодности шрифта, иначе говоря, хорошая разборчивость текстовой надписи. Достигается это общностью конструкций всех буквенных знаков конкретного шрифта.

Чтобы лучше понять шрифт, надо усвоить названия основных элементов буквы и надписи. На рис. 8 элементы прописных и строчных букв, а также цифр указаны стрелками. Буквы шрифта состоят из основного и дополнительного штрихов. За основной штрих берется толщина обводки буквы (рис. 8, 1), за дополни­тельный принимается соединительная прямая (соединительный штрих — рис. 8, 2), которая может быть горизонтальной или наклонной. В зависимости от назначения шрифта соединитель­ные штрихи могут иметь различную толщину, в том числе и равную толщине основного штриха. В некоторых разновидностях шрифтов буквы имеют вверху и внизу засечки (рис. 8, 3).

В написании строчных букв могут быть наплывы (рис. 8, 4) как, например, в буквах Р, О и др. Строчные буквы имеют верхние и нижние выносные элементы (рис. 8, 5). Часть пространства, занимаемая буквой и не заполненная штрихами, называется внутрибуквенным просветом (рис. 8, 6). Отдельные буквы, такие, как буквы Д, У, Щ имеют концевые элементы (рис. 8, 7), а у графической системе. Например, готические или полууставные шрифты по своим графическим признакам сильно отличаются от шрифтов типа антиква или русских гражданских шрифтов. И наоборот, русский гражданский шрифт сходен по графическим признакам со шрифтами типа антиква и может быть классифицирован по одинаковым признакам с латинским шрифтом буквы Й верхний элемент носит название «диактрический знак» (рис. 8, 8).

За высоту любого шрифта берется высота прописной (заглав­ной) буквы (рис. 8, 9), высота строчных букв меньше (рис. 8, 10), кроме букв, имеющих выносные элементы. И наконец, можно выделить оптическое поле буквы (рис. 8, 11), т.е. площадь, занимаемую буквой относительно той, в которую она вписыва­ется. Оптическое поле влияет на внутрибуквенный просвет, а также и на межбуквенный пробел (рис. 8, 12). Оно, соединясь с межбуквенным пробелом, создает впечатление неравномерности расстановки букв.





Рис. 8. Элементы букв. Элементы надписи

  1   2   3   4

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Шрифт» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине
Методические указания к практическим занятиям составлены к филол н., доц
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Шрифт» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Гражданское право»
Методические указания к практическим занятиям составлены в соответствии с программой дисциплины «Гражданское право» и учебным планом...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Шрифт» iconМетодические указания по практическим работам По дисциплине
Методические указания по практическим занятиям по дисциплине «Моделирование систем» включает тематику вопросов, выносимых для самостоятельной...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Шрифт» iconМетодические указания к изучению курса и практическим занятиям для студентов спец. 260901 (280800) «Технология швейных изделий», 260902 (280900)
Методические указания содержат рабочую программу дисциплины «Основы экономической деятельности предприятий», контрольные тесты по...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Шрифт» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Строительное материаловедение»
Задачи по курсу «Строительное материаловедение»: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Строительное материаловедение»/...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Шрифт» iconМетодические указания по практическим работам
Методические указания по практическим занятиям по дисциплине «Организация и планирование производства» включают тематику вопросов,...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Шрифт» iconМетодические указания практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Финансовый менеджмент»
Методические указания практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Финансовый менеджмент» предназначены для студентов...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Шрифт» iconМетодические указания по практическим рабтам
Методические указания по практическим занятиям по дисциплине «Теоретические основы информационных систем и технологий» включают тематику...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Шрифт» iconМетодические указания к семинарам и практическим занятиям рпк «Политехник»
Основы философии. Методические указания к семинарам и практическим занятиям / Сост. В. В. Столяров; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград,...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Шрифт» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность»
История отрасли и введение в специальность: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница