История дизайна




Скачать 256.63 Kb.
НазваниеИстория дизайна
страница1/3
Дата18.12.2012
Размер256.63 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Магнитогорский государственный университет

Кафедра рекламы и художественного проектирования.


ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

ПРАКТИКУМ


Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Реклама» и «Технология и предпринимательство» всех форм обучения


Магнитогорск 2007


История дизайна. Практикум : учебно-методическое пособие для студентов специальности «Реклама» и «Технология и предпринимательство» всех форм обучения / Магнитогорск : МаГУ, 2007.-


Составители: ст. преподаватель Н. С. Сложеникина


Рецензент: канд. педагогических наук А. Г. Куликов


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….4


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА………………………………………………………………………5


ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ


  1. Возникновение дизайна и исторические этапы формообразования. ………………………….6

  2. Русский авангард как одна из ступеней становления дизайна в России………………………8

  3. Формирование дизайна на стыке производства и агитационно-массового искусства……… 9

  4. Советский дизайн в 1933-1960-х гг. ВНИИТЭ…………………………………..………….....11

  5. Идеи БАУХАУЗа в дизайне Европы. …………………………………………………………..12

  6. БАУХАУЗ и ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН). Анализ сравнения. ………………………………...14

  7. Начало коммерческого дизайна в США. Стайлинг. …………………………………………..16

  8. Дизайн в Америке и Европе в 1950-1980-е гг. ………………………………………………...17

  9. Дизайн сегодня. Основные тенденции………………………………………………………….19



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (зачету)………………………………………………………………...20


ВВЕДЕНИЕ

Дизайн стал феноменом художественной культуры 20 века. Родившись на рубеже 19 и 20 столетий, дизайн прочно встал на ноги в середине 20 века как специфический вид проектирования утилитарных изделий массового производства. Изделий удобных, надёжных и, самое главное, красивых.

Дисциплина «История дизайна» – важнейший раздел в системе подготовки специалистов в области рекламы и технологии и предпринимательства. Её комплексное изложение дает возможность представить каждую художественно-историческую эпоху как органическое целое, в котором все виды искусства не самостоятельные предметы познания, а части этого целого, связанные с внутренним единством мировосприятия. Данная дисциплина разрабатывает специфические подходы к изучению истории дизайна с учетом специальности.


Цель изучения курса «История дизайна» состоит в формировании направленности на воплощение художественной картины мира в дизайнерских проектах на основе целостной панорамы художественного развития дизайна.

Задачами курса «История дизайна» являются:

  • Подготовка грамотного человека, владеющего необходимыми знаниями из области истории дизайна.

  • Выработка модели поведения или нравственно-этической основы бытия человека в данном типе культуры.

  • Формирование у студентов умений и навыков дизайнерской деятельности.

Требования к уровню освоения содержания курса «История дизайна»:

Обучающиеся должны знать:

  • Основные направления и стили в истории искусств;

  • Иметь представление о той или иной художественно-исторической эпохе;

  • Жизнь и творчество известных дизайнеров и художников, изменивших представления об искусстве и промышленности.

Обучающиеся должны уметь:

  • Свободно ориентироваться в основных направлениях и стилях изобразительного искусства;

  • Понимать, как мыслили первые художники-дизайнеры;

  • Владеть художественным языком дизайна своеобразием и его эстетической ценностью;

  • Провести параллели той или иной исторической эпохи с настоящим временем;

  • Отличать произведения одного художника от другого.

Разделы курса «История дизайна»:

Курс включает в себя лекционный материал, где студенты получают полные представления о творчестве того или иного художника, о логике смысловой последовательности: природных и социальных условиях возникновения дизайнерских объектах; основах понимания процесса миротворения; воплощении художественной картины мира в произведениях дизайна.

Основу самостоятельной работы студентов составляют семинары, где происходит закрепление пройденного материала. По окончании лекционных и семинарских занятий студентам предлагается итоговый научный доклад с тезисным изложением – три лучших доклада представляются на Внутривузовскую научную студенческую конференцию, и опубликовываются в студенческий сборник по итогам данной конференции. Изучение истории дизайна предполагает систематическую, углубленную подготовку студентов к занятиям. В этих целях рекомендуем следующие источники:

Учебники и учебные пособия:

  1. Дизайн / Под. общ. ред. Г. Б. Минервина, В. Т. Шимко. – М. : Архитектура – С, 2004.

  2. Ковешникова, Н. А. Дизайн: история и теория / Н. А. Ковешникова. – М. : Феникс, 2005.

  3. Лаврентьев, А. Н. История дизайна / А. Н. Лаврентьев. – М. : Искусство, 1974.

  4. Михайлов, С. М. История дизайна / С. М. Михайлов. – М. : Союз дизайнеров. –в 2 т. – 2003.

  5. Михайлов, С. М. Основы дизайна / С. М. Михайлов, Л. Кулеева. – М. : Союз дизайнеров, 2002.

  6. Рунге, В. Ф. Основы теории и методологии дизайна / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. – М. : МЗ-Пресс, 2001.

Практикум по курсу «История дизайна» призван помочь студенту понять сущность и специфику дизайна в его историческом развитии, овладеть понятийно-категориальным аппаратом.

Занятия к каждой теме курса представляют собой учебно-методический комплекс, включающий в себя:

  • план занятия;

  • список основной и дополнительной литературы;

  • программу самостоятельной подготовки студентов, предполагающий работу:

  1. с учебниками, учебными пособиями и конспектом лекций;

  2. с дополнительной литературой;

  3. с понятийно-категориальным аппаратом;

  4. с контрольными вопросами;

  5. с реферативными выступлениями.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН курса «ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА»


Раздел I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА


1. Возникновение дизайна и исторические этапы формообразования.

2. Русский авангард как одна из ступеней становления дизайна в России

3. Формирование дизайна на стыке производства и агитационно-массового искусства.

4. Советский дизайн в 1933-1960-х гг. ВНИИТЭ.


Раздел I1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО ДИЗАЙНА.


5. Идеи БАУХАУЗа в дизайне Европы.

6. БАУХАУЗ и ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН). Анализ сравнения.

7. Начало коммерческого дизайна в США. Стайлинг.

8. Дизайн в Америке и Европе в 1950-1980-е гг.

9. Дизайн сегодня. Основные тенденции.


Тема 1.


ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДИЗАЙНА И ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ.


План


  1. Зарождение дизайна. Кустарное и ремесленное производство.

  2. Утопические дизайн-проекты в эпоху Итальянского Ренессанса. Проекты Леонардо да Винчи

  3. Индустриальное производство и промышленные выставки 19 века.

  4. Немецкий функционализм начала 20 века.



Литература основная


  1. Андронова, С. Леонардо да Винчи / С. Андронова. – М. : ТЕРРА, 2001.

  2. Баткин, Л. М. Леонардо да Винчи и особенности Ренессанского творческого мышления / Л. М. Баткин. – М. : Искусство, 1990.

  3. Ковешникова, Н. А. Дизайн: история и теория / Н. А. Ковешникова. – М. : Феникс, 2005.

  4. Любомирова, Е. Е. Всероссийские художественно-промышленные выставки второй половины XIX века и формирование проектной культуры / Е. Е. Любомирова // Техническая эстетика. Труды ВНИИТЭ. — М. - Вып. 59. – 1989

  5. Михайлов, С. М. История дизайна / С. М. Михайлов. – М. : Союз дизайнеров. – Т. 1. – 2003.

  6. Михайлов, С. М. Основы дизайна / С. М. Михайлов, Л. Кулеева. – М. : Союз дизайнеров, 2002.

  7. Ротенберг, Е. И. Искусство Италии / Е. И. Ротенберг. – М. : Искусство, 1974.

  8. Рунге, В. Ф. Основы теории и методологии дизайна / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. – М. : МЗ-Пресс, 2001.



Литература дополнительная



  1. Бахтин, М. М. Творчество Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. – М., 1990.

  2. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. – М., 1988.

  3. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. — М., 1972.

  4. Еремеев, А. В. Первобытная культура: Происхождение, особенности, структура / А. В. Еремеев. – М. – Т. 1. – 1997.

  5. Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий. — М., 1990

  6. Реутин, М. Народная культура Германии / М. Реутин. — М., 1996.

  7. Сергеенко, М. Е. Ремесленники Древнего Рима / М. Е. Сергеенко. — Л., 1968.

  8. Средневековая Европа глазами современников и историков. – М. - Ч. 2. — 1995.



Программа самостоятельной подготовки.


  1. Прочитайте соответствующие разделы учебного пособия и конспекта лекций.




  1. Изучите 2-4 рекомендованных источника из списка дополнительной литературы.




  1. Объясните смысл основных понятий:

проект, эскиз, кустарное и ремесленное производство, индустриальное производство, мануфактура, машинно-промышленное производство, функционализм, Германский Веркбунд.


  1. Ответьте на контрольные вопросы:

  1. Какова практика раннего дизайна?

  2. В чем сущность ремесленного производства?

  3. Каковы особенности индустриального производства

  4. Какова роль промышленных выставок 19 века в дальнейшем становлении и формировании дизайна?

  5. С чем связано возникновение таких движений как «За связь искусств и ремесел» и «Германский Веркбунд»?



  1. Подготовьте реферативное сообщение по одной из указанных тем:

  1. Традиции и опыт художественно-прикладных ремесел в современном дизайне.

  2. Феномен проектов Леонардо да Винчи.

  3. Реформы в промышленности в 19 веке.

  4. Место и роль Уильяма Морриса и движения «За связь искусств и ремесел» в дизайне 19 века.

  5. Особенности промышленных выставок 19 века.



Тема 2.


РУССКИЙ АВАНГАРД КАК ОДНА ИЗ СТУПЕНЕЙ СТАНОВЛЕНИЯ ДИЗАЙНА В РОССИИ


План



  1. Понятие авангарда. Характерные особенности и исторические предпосылки возникновения авангарда.

  2. Творчество М. Ларионова и Н. Гончаровой в контексте авангардного дизайна.

  3. В. Кандинский, К. Малевич, О. Розанова, Л. Попова, А. Экстер, Н. Удальцова. Характеристика творчества каждого и основные проекты.

  4. Роль русского авангарда в последующем развитии дизайна.



Литература основная


  1. Бобринская, Е. А. Футуризм и кубофутуризм / Е. А. Бобринская. – М. : Галарт: ОЛМА-Пресс, 2000.

  2. Кандинский, В. В. Серия «Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве» / В. В. Кандинский. – М. : Классика, 2000.

  3. Ковешникова, Н. А. Дизайн: история и теория / Н. А. Ковешникова. – М. : Феникс, 2005.

  4. Колесников, М. Александра Экстер от импрессионизма к конструктивизму. Каталог выставки / М. Колесников. – М., 1998.

  5. Котович, Т. В. Энциклопедия русского авангарда / Т. В. Котович. – Минск : Экономпресс, 2003.

  6. Михайлов, С. М. История дизайна / С. М. Михайлов. – М. : Союз дизайнеров. – Т. 1. – 2003.

  7. Рунге, В. Ф. Основы теории и методологии дизайна / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. – М. : МЗ-Пресс, 2001.

  8. Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте / Под ред. Г. Ф. Коваленко. – М. : Наука, 2000.

  9. Сарабьянов, Д. В. Стиль модерн: Истоки. Проблемы / Д. В. Сарабьянов. – М. : Искусство, 1989.

  10. Хан-Магомедов, С. О. Пионеры советского дизайна / С. О. Хан-Магомедов. – М. : Галарт, 1995.



Литература дополнительная


  1. Амазонки авангарда / под. ред. Г. Ф. Коваленко. – М. : Наука, 2004.

  2. Власов, В. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм / В. Власов, Н. Лукина. – СПб. : Азбука-классика, 2005.

  3. Докторова, Л. Полифония форм и цветов (о творчестве В. Кандинского) / Л. Докторова // Искусство: Прилож. К газете «Первое сентября». – 2000. - № 34. – С. 14-15.

  4. Древина, Е. А. Надежда Удальцова / Е. А. Древина. – М., 1997.

  5. Кантор, А. Наталия Гончарова и Михаил Ларионов / А. Кантор // Искусство: Прилож. К газете «Первое сентября». – 2000. - № 1. – С. 14-16.

  6. Кардинал, Р. Художники-примитивисты / Р. Кардинал. – М. : искусство, 2000.

  7. Коваленко, Г. А. Экстер в Одессе: 1919-1920 гг. / Г. А. Коваленко // Искусствознание. – 1999. - № 2. – С. 6-8.

  8. Михайлов, С. М. Основы дизайна / С. М. Михайлов, Л. Кулеева. – М. : Союз дизайнеров, 2002.

  9. Повелихина, А. Русская живописная вывеска и художники Авангарда / А. Повелихина, Е. Ковтун. — Л., 1991.

  10. Поспелов, Г. О группе ранних портретов Машкова, Кончаловского, Лентулова / Г. Поспелов // Советская живопись. — М., 1974.

  11. Сарабьянов, Д. Василий Кандинский / Д. Сарабьянов, Н. Автономова. – М. : Галарт, 1994.

  12. Хан-Магомедова, В. С. Они снова вместе (о творчестве М. Ларионова и Н. Гончаровой) / В. С. Хан-Магомедова // Искусство: Прилож. К газете «Первое сентября». – 1999. - № 40. – С. 4-5.

  13. Харджиев, Н. И. Статьи об авангарде / Н. И. Харджиев. – М. : RA. – в 2 т. – 1997.



Программа самостоятельной подготовки.


  1. Прочитайте соответствующие разделы учебного пособия и конспекта лекций.




  1. Изучите 2-4 рекомендованных источника из списка дополнительной литературы.




  1. Объясните смысл основных понятий:

модернизм, авангард, авангардизм, кубизм, концепция, футуризм, кубофутуризм, супрематизм, абстракционизм.


  1. Ответьте на контрольные вопросы:

  1. Кто был основоположником концепции кубизма и в чем её сущность?

  2. В чем сущность супрематизма?

  3. Каковы особенности русского авангардного движения?

  4. Кто из авангардистов являлся ключевой фигурой движения «футуризм»?

  5. С чем связано возникновение авангарда как художественного явления?



  1. Подготовьте реферативное сообщение по одной из указанных тем:

  1. Супрематизм К. Малевича как одна из концепций формообразования дизайна.

  2. Характеристика творчества Александры Экстер.

  3. Авангардизм как феномен русской художественной культуры.

  4. Место и роль авангарда в формировании отечественного дизайна.

  5. Роль М. Ларионова и Н. Гончаровой в становлении беспредметного искусства.



Тема 3.

  1   2   3

Похожие:

История дизайна iconПрограмма учебной дисциплины «история дизайна»
«История дизайна» является приобретение студентами знаний в области дизайна и истории его развития; изучение современного дизайна...
История дизайна icon«История дизайна»
Эта программа по предмету "История дизайна", часть 2, "История изобразительного искусства и архитектуры", адресо­вана студентам,...
История дизайна iconРабочая программа дисциплины История дизайна
«История дизайна» является формирование базовых знаний в области истории и методологии дизайна как культурной формы и практики в...
История дизайна iconПрограмма вступительного экзамена по дисциплине теория и история дизайна направление подготовки 072500. 68 Дизайн магистерская
Понятие дизайна. Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности. Философия формообразования....
История дизайна iconПрограмма вступительного экзамена по дисциплине история и теория дизайна направление подготовки 072500. 68 Дизайн магистерская
Понятие дизайна. Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности. Философия формообразования....
История дизайна iconПрограмма дисциплины История дизайна
Подготовка студентов по курсу «История дизайна» в соответствии требованиями «Государственного образовательного стандарта впо»
История дизайна iconПрограмма дисциплины История дизайна
Подготовка студентов по курсу «История дизайна» в соответствии требованиями «Государственного образовательного стандарта впо»
История дизайна iconИстория дизайна
История дизайна как проектно-художественная деятельность берет свое начало в середине XIX века и связана с развитием индустриального...
История дизайна iconI. Дизайн в современном мире Глава I. Общие понятия дизайна, его место в проектной культуре
Предпосылки возникновения и краткая история. Виды дизайна, место дизайна в проектном творчестве, связь с другими видами искусств
История дизайна iconПояснительная записка Курс «История дизайна»
Курс «История дизайна» на художественно-графическом факультете является одним из факультативных дисциплин в системе художественно-педагогической...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница