Основы теории коммуникации




Скачать 477.53 Kb.
НазваниеОсновы теории коммуникации
страница1/5
Дата17.12.2012
Размер477.53 Kb.
ТипПланы семинарских занятий
  1   2   3   4   5


ИВЭСЭП

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ,

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА


Л.В.ВОЛОДИНА


ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ


Специальность 30602.65 (350400)

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ


Учебно-методический комплекс


Санкт-Петербург

2006

Володина Л.В. Основы теории коммуникации (спец. 30602.65 (350400) /ИВЭСЭП. – СПб., 2006.


Утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью», протокол № 9 от 3.04.06


Утверждена и рекомендована к печати Научно-Методическим Советом, протокол


Автор


кандидат философских наук, доцент

Л.В. Володина

Рецензент


доктор философских наук, профессор

И.П. Яковлев


Ответственная за выпуск Н.А.Фролова


Компьютерные работы М.А.Жуковой


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Выписка из Государственного Образовательного Стандарта Высшего Профессионального Образования 4 с.
  2. Пояснительная записка 5 с.

  3. Учебно-тематический план 6 с.

  4. Содержание дисциплины 7 с.

  1. Предмет теории коммуникации 7 с.

  2. Коммуникация как процесс и структура 7 с.

  3. Типы коммуникации 8 с.

  4. Массовая коммуникация 9 с.

  5. Фигура коммуникатора 10 с.

  6. Аудитория коммуникации 10 с.

  7. Роль игры в коммуникационной деятельности 11 с.

  8. Специализированная коммуникация 11 с.

  9. Невербальные средства коммуникации 12 с.

  10. Вербальные средства коммуникации 12 с.

  11. Письменная коммуникация 12 с.

  12. Слушание в деловой коммуникации 13 с.

  13. Кризисные коммуникации 13 с.

  14. Интегрированные маркетинговые коммуникации 14 с.

  1. Планы семинарских занятий 14 с.

  2. Вопросы к экзамену 19 с.

  3. Темы курсовых/контрольных работ для студентов заочного отделения 20с.

  4. Методические рекомендации по написанию курсовой и контрольной работ 21 с.

  5. Приложение 25 с.

  6. Литература 26 с.

  7. Тестовые задания по курсу «Основы теории коммуникации» 31с.

  8. Глоссариий 34 с.


Выписка из ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки

специалиста по специальности 350400 - Связи с общественностью

Основы теории коммуникации


Исторические вехи возникновения коммуникации в социуме; особенности межличностной, специализированной и массовой коммуникации. Коммуникативный процесс: производство информации, мультипликация, распространение, прием, использование информации. Представление о коммуникации как о процессе и структуре; коммуникатор, содержание, аудитория как составные части коммуникативной цепи, влияние каждого звена на эффективность коммуникации.

Фигура коммуникатора: индивидуальное и институциональное в коммуникаторе; престижность, надежность, доверительность как факторы общения с конкретным коммуникатором. Содержание коммуникации; понятие языка коммуникации; семиотика языка: синтактика, семантика, прагматика; информация как передача когнитивной, волюативной и экспрессивной структуры; влияние на содержание сферы производства информации и сферы ее потребления. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики; факторы и барьеры коммуникации: психологические, языковые, социальные. Понятие эффективности коммуникации.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель преподавания дисциплины - представить проблемы коммуникации во всей полноте и разнообразии. Показать коммуникативные потребности специалистов в сфере Связей с общественностью. Раскрыть роль коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью.

При изучении дисциплины студенты должны получить следующие знания:

  • иметь научное представление об основных категориях предмета «Основы теории коммуникации»;

  • знание основных теорий коммуникации;

  • знания об основных информационных каналах и их коммуникативной роли;

  • знания об основных типах коммуникации,

  • знания о сущности и функциях деловой коммуникации, о коммуникативной личности;

  • знания об особенностях массовой коммуникации; факторах, способствующих воздействую массовой коммуникации, средствах массовой коммуникации (СМК);

  • овладеть коммуникативными навыками;

  • уметь работать в команде, в том числе междисциплинарной.


При изучении данного предмета студенты должны научиться видеть коммуникативную сторону деятельности специалиста по связям с общественностью и различать ее разновидности; уметь правильно, с научных позиций, анализировать получаемую через средства массовой коммуникации информацию и использовать ее; понимать, что коммуникационная деятельность влияет не только на формирование общественного мнения, культурных ценностей, но и на развитие «массовой культуры»; усвоить «теорию ролей» – понимать, что от человека, занимающего определенное место в ролевой структуре, требуется строгое следование ролевым предписаниям; владеть навыками самопрезентации (уметь создавать свой профессионально-коммуникационный имидж).

Форма контроля – экзамен.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№№

п/п

Тема

Лекции

Семинары

Всего

1.

Предмет теории коммуникации

4




4

2.

Коммуникация как процесс и структура

4




4

3.

Типы коммуникации

2

2

4

4.

Массовая коммуникация

4




4

5.

Фигура коммуникатора

4




4

6.

Аудитория коммуникации

2




2

7.

Роль игры в коммуникационной деятельности

2

2

4

8.

Специализированная коммуникация

2




2

9.

Невербальные средства коммуникации

2

2

4

10.

Вербальные средства коммуникации

4

2

6

11.

Письменная коммуникация

2

2

4

12.

Слушание в деловой коммуникации

2

2

4

13.

Кризисные коммуникации

2




2

14.

Интегрированные маркетинговые коммуникации

2




2




ВСЕГО:

38

12

50



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Тема 1. Предмет теории коммуникации. Общение и коммуникация: сходство и различия. Исторические вехи становления теории коммуникации. Теоретические модели коммуникации: психоаналитическая (З.Фрейд, К.Юнг), экзистенциалистская (Ж.-П.Сартр, К.Ясперс), понимающая (М.Вебер), футурологическая (А.Тоффлер). Цели и функции коммуникации. Коммуникативные модели: убеждающая, познавательная, суггестивная, ритуальная, экспрессивная.


Вопросы для закрепления материала:


  1. Что является предметом теории коммуникации?

  2. Дайте определение «коммуникации»?

  3. Какую функцию в обществе выполняет ритуальная коммуникация?

  4. Какие коммуникационные каналы используются в диахронической коммуникации?

  5. Дайте определение «информации»?

  6. Назовите основные цели коммуникации?


Тема 2. Коммуникация как процесс и структура. Процесс коммуникации и его составляющие: производство информации, ее распространение, прием и использование. Классическая модель процесса коммуникации: коммуникатор – сообщение – канал передачи – коммуникант, обратная связь.


Вопросы для закрепления материала:


  1. Назовите виды коммуникационных каналов?

  2. Что представляет собой классическая модель процесса коммуникации?

  3. Назовите основные компоненты стандартной модели коммуникационного процесса?

  4. Какие модели коммуникации используются в сфере связей с общественностью?

  5. Сравните двустороннюю асимметричную и двустороннюю симметричную модели коммуникации?

  6. Назовите основное отличие модели информирования общественности от модели пресс-агентства?

  7. Назовите авторов «4 моделей PR»?


Тема 3. Типы коммуникации. Особенности личностной, межличностной, массовой, специализированной коммуникации.

Интраперсональная коммуникация (аутокоммуникация) - разговор человека с самим собой (внутренний «монолог», разговор со своим внутренним голосом, совестью и т. п.). Межличностная коммуникация – процесс обмена информацией, в котором участвуют двое коммуникантов. Групповая коммуникация - коммуникация внутри группы, между группами, индивид-группа (например, интервью политического лидера или разговор руководителя компании со служащими). Совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации определяет структуру коммуникации в группе. Массовая коммуникация – процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие рассредоточенные аудитории. Визуальная (вербальная) коммуникация – это передача информации посредством жестов, мимики, телодвижений, графики, цвета. Мифологическая коммуникация основывается на мифах. Перфомансная коммуникация (performance – представление, спектакль) коммуникация основывается на ритуалах, которые несут в себе символически выраженные коммуникативные сообщения.


Вопросы для закрепления материала:


  1. В чем различия межличностной и групповой коммуникаций?

  2. Назовите основные критерия классификации видов коммуникации?

  3. Дайте характеристику основным видам коммуникации?

  4. Что такое «аутокоммуникация»?

  5. Какую функцию выполняет символическая коммуникация?


Тема 4. Массовая коммуникация. Теория массовой коммуникации (Х.Ортега-и-Гассет, Г.Лебон, М.Маклюэн). Модели массовой коммуникации. Функции средств массовой коммуникации. Аудитория массовой коммуникации. Методы анализа массовой коммуникации: контент - анализ, пропагандистский анализ, анализ слухов.


Вопросы для закрепления материала:

  1. Охарактеризуйте основные теоретические подходы к изучению массовой коммуникации?

  2. Сравните понятия «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации»?

  3. Какова структура процесса массовой коммуникации?

  4. Назовите причины возникновения слухов?

  5. Какие методы изучения массовой коммуникации существуют?

  6. Назовите основные результаты воздействия массовой коммуникации?

  7. Выделите положительные и отрицательные стороны воздействия СМИ на массовое сознание?


Тема 5 . Фигура коммуникатора. Индивидуальное и институциональное в коммуникаторе. Престижность, надежность, доверительность как фактор общения с конкретным коммуникатором. Типы коммуникаторов: ключевой коммуникатор, лидер мнений. Коммуникатор как профессия: менеджер по связям с общественностью, имиджмейкер.


Вопросы для закрепления материала:


  1. Назовите необходимые для успешной коммуникации качества коммуникатора?

  2. Дайте определение коммуникатора?

  3. Назовите основные типы коммуникаторов?

  4. Какие этапы можно выделить в процессе формирования имиджа?

  5. Что характерно для деятельности специалиста по связям с общественностью?

  6. Почему имидж является средством символической коммуникации?


Тема 6. Аудитория коммуникации. Соционика и психогеометрические характеристики личности. Факторы, влияющие на эффективность восприятия информации. Использование манипулятивных технологий в коммуникативном процессе. Ролевые и манипулятивные классификации.


Вопросы для закрепления материала:


    1. Дайте определение аудитории коммуникации?

    2. Какие качества аудитории влияют на восприятие информации?

    3. Как влияет образовательный уровень аудитории на способ подачи информации?

    4. Какие манипулятивные технологии используются в СМИ?

    5. Что является целью манипуляции?

    6. Назовите основные виды манипуляции?


Тема 7. Роль игры в коммуникационной деятельности. «Теория ролей» Э.Берна. Типизация игровой деятельности. Соотношение игровой и коммуникационной деятельности. Классификация игровых видов коммуникационной деятельности.


Вопросы для закрепления материала:


  1. Дайте характеристику ролей «Родитель», «Взрослый», «Ребенок»?

  2. Кто является автором теории трансакционного анализа?

  3. Назовите основные коммуникационные роли?

  4. Какова роль игры в процессе коммуникации?

  5. Что такое «трансакция»?


Тема 8. Специализированная коммуникация. Деловая коммуникация как разновидность специализированной коммуникации. Содержание и функции деловой коммуникации. Типы коммуникативных личностей и их роль в деловой коммуникации. Коммуникативная компетентность. Самопрезентация.


Вопросы для закрепления материала:

  1. Дайте определение деловой коммуникации?

  2. Назовите основные функции деловой коммуникации?

  3. Что такое самопрезентация?

  4. Что такое коммуникативная компетентность?

  5. Какую функцию выполняет резюме?


Тема 9. Невербальные средства коммуникации. Язык мимики и жестов в деловой коммуникации. Понятие жестов и их классификация. Факторы, влияющие на интерпретацию невербальных сигналов в процессе коммуникации. Зоны и дистанции в деловой коммуникации. Организация пространственной среды в деловой коммуникации.


Тема 10. Вербальные средства коммуникации. Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения. Виды диалога: информационный, фатический, манипулятивный, полемический. Коммуникативные барьеры непонимания и способы их преодоления.


Вопросы для закрепления материала:


  1. Дайте определение вербальной коммуникации?

  2. Назовите основные средства вербальной коммуникации?

  3. Какую роль выполняет язык в процессе коммуникации?

  4. Что является причиной коммуникативной неудачи?

  5. Какие виды диалога существуют?



Тема 11. Письменная коммуникация. Особенности письменной речи. Различия устных и письменных сообщений. Универсальные правила написания текстов.


Вопросы для закрепления материала:


  1. Назовите особенности письменной коммуникации?

  2. Назовите разновидности PR-текстов?

  3. Чем отличается газетная статья от биографии?

  4. Какие требования предъявляются к письменным текстам для СМИ?

  5. Как сроки публикации в СМИ влияют на форму подаваемых материалов?


Тема 12. Слушание в деловой коммуникации. Виды слушания: нерефлексивное, активное рефлексивное. Специфика коммуникативных барьеров в процессе слушания.


Вопросы для закрепления материала:

  1. Что значит «эффективно слушать»?

  2. Какова роль слушания в процессе коммуникации?

  3. К какому типу коммуникации относится слушание?

  4. Назовите основные виды слушания?

  5. Какую функцию выполняет обратная связь?


Тема 13. Кризисные коммуникации. Особенности кризисной коммуникации. Кризисы и пути их разрешения. Вид, структура, стадии кризиса. Предпосылки возникновения кризиса. Стратегия поведения в кризисной ситуации. Механизмы коммуникативного воздействия в условиях кризиса.


Вопросы для закрепления материала:

    1. Что такое кризис?

    2. Какие типы кризисов существуют?

    3. Какова стратегия поведения в кризисной ситуации?

    4. По каким критериям осуществляется типология кризисов?

    5. Какую роль играют в преодолении кризиса специалисты по связям с общественностью?


Тема 14. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Понятие «интегрированные маркетинговые коммуникации» (ИМК). Реклама как коммуникационный процесс. Основные функции рекламы. Критерии эффективного восприятия рекламы. Требования, предъявляемые к рекламе. Сравнительная характеристика основных составляющих интегрированных маркетинговых коммуникаций.


Вопросы для закрепления материала:


  1. Дайте определение интегрированных маркетинговых коммуникаций?

  2. Что такое рекламная коммуникация?

  3. Охарактеризуйте основные компоненты ИМК?

  4. Что представляет собой креативный бриф?

  5. Назовите основные виды рекламы?

  6. Какие требования предъявляются к рекламному тексту?



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Семинар 1. Профессиональная деятельность как межличностная коммуникация.

  1. Особенности социальной коммуникации.

  2. Как воздействовать на людей.

  3. Как победить в споре.

  4. Правила публичного выступления.


Литература:

  1. Аверченко Л.К. Имидж и личностный рост. – Новосибирск, 1999.

  2. Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб., 1996.

  3. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М., 1999.

  4. Основы теории коммуникации: Учебник/ под ред. проф. М.А.Василика. – М.: Гардарика, 2005.

  5. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб., ИВЭСЭП, 2004.

  6. Психология и этика делового общения – М., 1997.

  7. Честара Дж. Деловой этикет. Паблик рилейшнз. – М., 1998.



  1   2   3   4   5

Похожие:

Основы теории коммуникации icon«Основы теории коммуникации»
«Основы теории коммуникации» для направления «Филология» (магистратура «Теория и практика речевой коммуникации»)
Основы теории коммуникации iconУчебно-методических материалов по курсу основы теории межкультурной коммуникации Для студентов факультета лингвистики
Сборник учебно-методических материалов по курсу «Основы теории межкультурной коммуникации». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003....
Основы теории коммуникации iconОсновы теории коммуникации
Функции социальной коммуникации. Типы, уровни и виды коммуникации (линейная, интерактивная, трансакционная коммуникация; интраперсональная,...
Основы теории коммуникации iconСпециализированная магистерская программа : «медиариторика» аннотации курсов современные теории массовой коммуникации предмет дисциплины: современные теории массовой коммуникации, место и роль средств массовой информации в системе массовой коммуникации.
Цель дисциплины: сформировать у студентов понимание высокой социальной значимости журналистики как части системы массовой коммуникации...
Основы теории коммуникации iconМетодические указания для выполнения контрольных работ по учебной дисциплине основы теории коммуникации
Современная теория коммуникации представляет собой достаточно разветвленную и многоуровневую структуру знаний о коммуникации и является...
Основы теории коммуникации iconРиторика в пространстве теории коммуникации 1
Чувакин 2008, с. 369-371]. В настоящей статье эта проблема рассматривается сквозь призму содержания высшего профессионального образования...
Основы теории коммуникации iconПрограмма учебной дисциплины «Введение в теорию межкультурной коммуникации» (опд. Ф. 03) Направление подготовки дипломированных специалистов 620100
Основная цель курса формирование базовых понятий теории межкультурной коммуникации, как основы современной концепции лингвистического...
Основы теории коммуникации icon1. Основы коммуникации в современной западной рекламе и пр структура традиционных полей коммуникации. Массовые коммуникации и новая социальная философия французской школы Жак Деррида, М. Фуко, Жан Бодрийяр. Комплекс базовых по
Сборник методических материалов по курсу «Основы современной зарубежной рекламы и паблик рилейшнз». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Основы теории коммуникации iconЭкзаменационные билеты дисциплина Современные теории массовой коммуникации
Хорольский В. Современные теории массовой коммуникации на Западе. Пособие по спецкурсу. Воронеж; 2011
Основы теории коммуникации icon«Основы теории коммуникации»
Факультете экономики, управления и права фгоу впо «нгу им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница