Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов




Скачать 423.39 Kb.
НазваниеФормирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов
страница1/3
Дата17.12.2012
Размер423.39 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


Петрова Галина Александровна


Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов


Специальность: 13.00.08 – теория и методика

профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Новокузнецк – 2010


Работа выполнена в ГОУ ВПО

«Томский государственный педагогический университет»

на кафедре педагога – исследователя Института теории образования


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Соколова Ирина Юрьевна


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Зникина Людмила Степановна

кандидат педагогических наук, доцент

Качалов Николай Александрович


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Восточно- Сибирская государственная

академия образования»


Защита состоится «12» февраля 2010 года в 10 часов на заседании диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ212.226.01 при ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия» по адресу: 654027, г. Новокузнецк, пр. Пионерский, 13.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия» (654027, г. Новокузнецк, пр. Пионерский, 13).


Автореферат разослан «11» января 2010г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук Т.А. Долматова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Стремление нашего государства к равноправному и конкурентоспособному существованию в международном экономическом и образовательном пространстве, вызванное процессами глобализации, привело к изменению социального заказа общества. Последовательное внедрение Болонского процесса в российскую высшую школу дает значительные преимущества с точки зрения расширения возможностей международного сотрудничества в области науки и образования и полноправного участия в международном образовательном пространстве, неотъемлемым условием которого является высокий уровень образованности по иностранным языкам. Одной из проявляющихся сейчас тенденций образовательной парадигмы выступает компетентностный подход, который предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкретных практических задач. Важным условием реализации этого подхода является формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции. В связи с этим в российском образовании происходит переход от понятий «подготовленность» и «образованность» к понятиям «компетенция» и «компетентность». При современном многообразии методов обучения иностранным языкам возникает проблема выбора наиболее эффективных технологий и перспектив решения задач формирования данной компетенции. Потребность в использовании компетентностного подхода также вызвана уточнением цели и результата иноязычной подготовки в неязыковом вузе как условия повышения качества профессионального обучения.

Учебный предмет «Иностранный язык» в высшей школе, помимо решения задач развития личности, является ресурсом систематического пополнения профессиональных знаний, формирования и развития коммуникативных умений и навыков.

Анализ научной литературы по проблеме формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции выявил компетентностный подход, что предполагает участие работодателей, призванных помочь в формировании социального заказа на выпускника, обладающего определенным составом компетенций, в том числе иноязычных (А.А.Вербицкий, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, А.К.Маркова, А.В.Хуторской и др.).

Вопросы формирования коммуникативных, языковых, профессиональных компетенций раскрыты в научных исследованиях (И.Л.Бим, Л.С.Зникина, В.Н.Зыкова, Т.В. Кучма, Т.Б. Лесохина, И.В. Михалкина, Р.П.Мильруд, В.В.Сафонова, Г.Г.Харисова и др.).

Кроме того, мы опирались на работы зарубежных ученых по проблеме формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции (Ian MacKenzie, Hymes Dell H., Knapp-Potthoffa, Martin Parrot, Ruth Wajnrub).

Формировать иноязычную профессионально-коммуникативную компетенцию в вышеназванных условиях на основе лишь действующих пособий, без привлечения дополнительных средств и разработки более разнообразных и методически целесообразных приемов, способов и форм работы не эффективно. В связи с этим потребность повысить эффективность формирования ИПКК за счет разработки и внедрения в процесс обучения инновационных технологий и методик обучения очевидна. Обзор научных исследований и практики по формированию иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции выявили противоречия:

– между требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования по иностранному языку, отражающими объективную необходимость владения выпускниками неязыковых вузов иноязычной коммуникацией, способных ориентироваться в иноязычной сфере, готовых к деловому, профессиональному и личному общению, и несовершенством их подготовки в вузах;

– между накопленной вузами богатой практикой обучения будущих экономистов в рамках иноязычной подготовки, и недостаточной разработанностью научно - методического обеспечения этого процесса.

Названные противоречия обуславливают проблему исследования: необходимость выявить педагогические условия формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов экономического профиля, научное исследование данной проблемы предопределило выбор темы исследования: «Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза, в частности, специалистов экономического профиля.

Объект исследования – процесс иноязычной подготовки студентов как средство формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции.

Предмет исследования – педагогические условия формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов экономического профиля.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулирована гипотеза исследования: формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов экономического профиля будет эффективным, если:

– выявлены компонентный состав иноязычной профессионально- коммуникативной компетенции, критерии ее сформированности, педагогические условия и разработана модель формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов;

– разработаны и внедрены в процесс иноязычной подготовки: учебно-методический комплекс (УМК), содержащий дидактический материал; технология формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов экономического профиля, способствующие развитию навыков и умений межличностного и профессионального общения, конкурентоспособности будущих специалистов.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Выявить сущность и содержание иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции, критерии ее сформированности на основе теоретического анализа.

2. Определить и обосновать эффективность педагогических условий формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов экономического профиля в неязыковом вузе.

3. Выявить принципы построения и разработать модель формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов экономического профиля, основанную на коммуникативно-когнитивном, деятельностном и компетентностном подходах, реализовать в процессе иноязычной подготовки и экспериментально проверить ее эффективность.

4. Разработать технологию формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов экономического профиля.

5. Создать учебно-методический комплекс, включающий дидактический материал, ориентированный на формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов экономического профиля.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы: коммуникативный подход, направленный на значимость языковой компетенции для профессионального становления специалиста (А.А.Вербицкий, М.Н. Вятютнев, Н.И. Гез, И.А.Зимняя, Б.А.Лапидус, А.А.Леонтьев, Р.П.Мильруд, Е.И.Пассов и др.), когнитивный подход, направленный на формирование критического мышления, способности четко излагать свою точку зрения в ситуациях профессионально-деловой коммуникации (В.Н.Дружинина, Р.Л.Солсо, Д.В.Ушакова и др.), деятельностный подход, реализующийся как модульное обучение (В.П.Беспалько, Т.И.Шамова, М.А.Чошанов и др.), концептуальные идеи в области педагогики (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.Н. Леонтьев, И.Я.Лернер, С.Л.Рубинштейн и др.), педагогическое проектирование и моделирование (В.П.Беспалько, В.В.Краевский, М.В.Кларин, Н.В.Кузьмина, Г.В.Селевко, В.А. Штофф и др.), научные положения в области психологии (Л.С. Выготский, Б.Ф.Ломов и др.), мотивации обучения иностранному языку (И.А.Зимняя, Г.В.Рогова, С.В.Шубин и др.), психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности студентов (И.Ю. Соколова, Л.Г.Смышляева и др.), теория интенсивного обучения иностранным языкам (Г.А. Китайгородская, Г.К. Лозанов и др.).

Методы исследования: Теоретические: анализ методологической, педагогической и психологической литературы по проблеме формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции; анализ учебных программ и пособий по иноязычной подготовке студентов экономического профиля; эмпирические: наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, тестирование, педагогический эксперимент и экспертные оценки, моделирование.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2002 г. по 2009 г. и включало следующие этапы:

первый этап (2002–2004 гг.) – подготовка к исследовательской и педагогической деятельности: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и лингвистической литературы, учебно-программной документации, что позволило выявить проблему исследования, сформулировать тему и гипотезу, определить задачи, методы исследования, его экспериментальную базу; выявление педагогических условий формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов экономического профиля;

второй этап (2004–2007 гг.) – разработка модели и опытно-экспериментальное исследование ее реализации в образовательной практике: анкетирование и интервьюирование студентов экономического профиля; исследование эффективности технологии формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в процессе проведения практических занятий по иностранному языку;

третий этап (2008–2009 гг.) – анализ и обработка результатов обучающего эксперимента, систематизация и описание материалов исследования, формулировка выводов, подготовка и внедрение в практику рекомендаций по результатам диссертационного исследования, оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлен компонентный состав иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов экономического профиля (лингвистическая, социолингвистическая, вербально-когнитивная, предметная, профессиональная, дискурсивная) и критерии оценки ее сформированности (интеллектуально-когнитивный, личностно-мотивационный, рефлексивно-оценочный, деятельностно-поведенческий).

2. Определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов экономического профиля: активизация познавательной деятельности студентов в процессе иноязычной подготовки; привлечение студентов к самостоятельному решению профессиональных проектно-поисковых задач; применение проблемно-модульной технологии; разработка дидактического материала, представленного в структурно-содержащих модулях УМК и специальных методов организации иноязычной подготовки (case study, проектный метод).

3. Разработана модель формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов экономического профиля в условиях многоуровневой иноязычной подготовки в вузе и реализуется в рамках современной парадигмы. Целью ее является создание педагогических условий, формирование готовности студентов экономического профиля к профессиональной деятельности, построена на основе деятельностного, коммуникативно-когнитивного, компетентностного подходов. Основными компонентами являются мотивационно - ценностный, процессуально - управленческий, содержательный, УМК, деятельность педагога, направленная на активизацию субъектов учебного процесса в защите проектных заданий в системе профильных дисциплин.

4. Обоснована и разработана технология формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции, структура которой позволяет развивать профессионально-коммуникативные навыки и умения (диагностика посредством тестирования студентов с различным уровнем подготовленности; привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности; в актуализации задач необходимых для создания проектных заданий по будущей специальности; контроль качества усвоения учебного материала (текущий, рубежный, итоговый), в процессе которых формируется иноязычная профессионально-коммуникативная компетенция, обеспечивающая конкурентные преимущества в контексте будущей профессиональной деятельности.

5. Создан дидактический материал в учебно-методическом комплексе (упражнения и задания разного уровня сложности, отвечающие требованиям problem-solving tasks и методические рекомендации к ним), ориентированный на формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов экономического профиля.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании автором сущности понятия «иноязычная профессионально-коммуникативная компетенция», определяющая способность и готовность студентов экономического профиля осуществлять эффективное общение в межличностной и профессионально-деловой сфере во всех видах иноязычной речевой деятельности, позволившая рассмотреть ее компонентный состав и предложить критерии оценки ее сформированности: интеллектуально-когнитивный (рост академической мобильности), личностно-мотивационный (повышение мотивации к учебной деятельности), рефлексивно-оценочный (самооценка своих личностных качеств), деятельностно-поведенческий (способность адаптировать свою речевую деятельность к условиям профессионального общения).

Выявлены педагогические условия формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов экономического профиля (активизация процесса формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции посредством проведения занятий в форме дискуссий, деловых игр; разработка дидактического материала, применяемых в УМК, применение технологии формирования ИПКК, включающей интерактивные, проблемно-модульные, проектный метод).

Разработана модель формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции на основе деятельностного, коммуникативно-когнитивного, компетентностного подходов в процессе иноязычной подготовки с учетом требований стандарта европейских компетенций.

Обоснованы теоретико-методологические принципы (научности определяет научно-исследовательский характер, новизны, ситуативности обеспечивает презентацию речевого материала, функциональности определяет стратегию овладения речевой деятельности, речемыслительной активности предопределяет отбор тех ситуаций, которые способствуют активизировать мысленную деятельность) создания модели формирования этой компетенции.

Установлено, что условием эффективности использования данных подходов в организации иноязычной подготовки студентов выступает их реализация в учебном процессе в целом.

Практическая значимость исследования. Разработан учебно-методический комплекс «Английский язык: для самостоятельной работы студентов экономического профиля», включающий специально разработанные дидактические материалы (задания и упражнения разного уровня сложности, отвечающие требованиям problem-solving tasks и методические рекомендации к ним), ориентированный на формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов-экономистов, дидактизированные аутентичные материалы по разделам: «Структура компании», «Набор персонала», «Стили руководства» и др. Учебно-методический комплекс, технология формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции, предложенные методические рекомендации используются на практических занятиях по иностранному языку в Томском политехническом университете, в Тюменском технологическом университете и могут быть рекомендованы к применению в курсе иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов аналогичных специальностей.

Личный вклад автора исследования заключается в выявлении, обосновании и реализации педагогических условий, обеспечивающих эффективность иноязычной подготовки; в разработке дидактических материалов, представленных в УМК; в организации и проведении опытно-экспериментальной работы по формированию иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции; в личном участие автора в формирующем эксперименте. Под руководством автора студенты принимают участие в студенческих научно-практических конференциях, по результатам которых студенты получают возможность обучения за границей по академическому обмену.

  1   2   3

Похожие:

Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов iconРабочая учебная программа по профессионально-ориентированному английскому языку для студентов 3-4 курсов
Программа предназначена для студентов, продолжающих изучение английского языка, ориентирована на студентов 3 и 4 курсов нормативного...
Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов iconТема опыта
«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе»
Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов iconКакова роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции?
Какова роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции? Почему невозможно развивать умения...
Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов iconПлан работы гоу дппо цпкс «Информационно-методический центр»
Курсы повышения квалификации по программе «Ступени профессионального роста» модуль «Формирование коммуникативной иноязычной компетенции:...
Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов iconФормирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ия на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка) Специальность
Специальность 13. 00. 02 – Теория и методика обучения и воспитания /иностранные языки
Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов iconРабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с
«иностранный язык», а именно формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность и готовность...
Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов iconФормирование иноязычной проектно-технической компетенции у специалистов (английский язык, архитектурно-строительный вуз)
Заведующая кафедрой профессиональной иноязычной коммуникации ВолГУ, доктор педагогических наук, профессор
Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов iconАнастасия Вячеславовна формирование профессионально-коммуникативной компетенции будущих переводчиков в системе дополнительного образования вуза
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования
Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов iconУроков
Цель: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих по теме «Виртуальное путешествие»
Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов iconИсследования
Пособие предназначено для формирования у студентов 2 курса второго уровня исследуемой компетенции, а именно уровня межкультурной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница