Элективный курс «Программирование на языке Java» Фрайман Владимир Максович




Скачать 137.23 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Программирование на языке Java» Фрайман Владимир Максович
Дата17.12.2012
Размер137.23 Kb.
ТипЭлективный курс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Пензенской области

«Губернский лицей-интернат для одаренных детей»


Элективный курс

«Программирование на языке Java»




Фрайман Владимир Максович,

Преподаватель “Computer science”

Смолькин Евгений Юрьевич,

Учитель информатики и ИКТ


г. Пенза, 2011 г.

Элективный курс

«Программирование на языке Java»


Пояснительная записка

Одна из задач современной школы – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся необходимо анализировать информацию, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.

Настоящая программа описывает курс, предназначенный для работы с детьми, желающими обучиться написанию программ для персонального компьютера. Это один из разделов информатики, интерес к которому у детей очень велик. В рамках школьного курса можно лишь познакомить с алгоритмическим языком, научить же детей приёмам программирования, принципам хранения и преобразования информации не представляется возможным из-за нехватки времени. Элективные курсы позволяют поддерживать интерес к предмету и развивать творческие способности учащихся. В программе курса рассмотрены наиболее распространённый язык программирования Java, среда разработки приложений Eclipse.

Курс рассчитан на 80 часов, которые проводятся в течение учебного года по 4 часа в неделю. Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих программирование.

Курс включает в себя практическое освоение языка программирования, знакомство учащихся с ролью программного обеспечения и его видами; нацелен на формирование целостного представления об организации данных для эффективной алгоритмической обработки; на развитие логического мышления и реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.

Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам.

Цели курса:

  • Познакомить учащихся с ролью программного обеспечения и его видами.

  • Сформировать целостное представление об организации данных для эффективной алгоритмической обработки.

  • Развитие логического мышления.

  • Реализация математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.

Задачи курса:

  • Познакомить учащихся с основными алгоритмическими конструкциями и правилами их записи, с основными способами организации данных.

  • Научить учащихся составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций.

  • Научить распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач.

  • Научить организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки.

  • Научить учащихся разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Java .

  • Научить учащихся осуществлять отладку и тестирование программы.



В содержании программы курса 2 части:

  • Теоретическая;

  • Практическая.

В теоретической части рассматриваются основные понятия языка программирования Java, основные алгоритмические конструкции.

В практической части предлагаются практические работы, направленные на отработку основных алгоритмических конструкций, на развитие логического мышления, на реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ.

Практическая часть предполагает использование школьного компьютерного класса.

Элективный курс предусматривает классно-урочную систему обучения.


Межпредметные связи

Знания, полученные при изучении курса «Программирование на языке Java», учащиеся могут использовать при создании собственных программ по определенной тематике, для решения задач из различных областей знаний – математике, физике, химии, биологии и др. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего мастерства в области программирования.


Формы и методы обучения

Продолжительность освоения программы – 1 год.

Возрастной диапазон – 15-17.

Область действия программы – информатика и ИКТ

Направленность программы – физико-математическая

Уровень освоения программы – углубленный.


Содержательная часть

Часть 1. Теоретическая

1. Язык программирования Java.

Платформа языка и редактор для работы с программами. Структура базовой (минимальной) программы.

2. Переменные. Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм.

Переменные. Основные типы переменных. Форматы ввода, вывода данных. Составление линейных алгоритмов.

3. Оператор выбора.

Оператор выбора. Использование оператора выбора.

4.Алгоритмы с повторениями.

Блоки. Использованием операторов выбора и блоков. Оператор цикла for. Оператор цикла while. Библиотека системных операторов метода Math.

5. Массивы.

Понятие массива. правила описания массивов. Основные действия с массивами.

Часть 2. Практическая

  1. Установка платформы языка Java и редактора для работы с программами

  2. Базовая (минимальная) программа, правила проверки, исправления и исполнения программы

  3. Описание типов переменных, основные типы (целочисленные, дробные), присвоение значений.

  4. Примеры программ с использованием различных вариантов ввода и вывода данных.

  5. Составление линейных алгоритмов.

  6. Примеры программ с использованием операторов выбора.

  7. Использование оператора выбора в программах с вводов и выводом данных.

  8. Использованием операторов выбора и блоков

  9. Примеры простых программ с использованием цикла for.

  10. Примеры простых программ с использованием цикла while.

  11. Примеры написания программ с использованием случайных чисел и "счетчика" и "аккумулятора"

  12. Использование операторов метода Math в программах математического характера

  13. Использование случайных чисел в программах с моделированием множественного ввода данных.

  14. Примеры программ с циклом while, моделирующих "реальные ситуации" с использованием случайных чисел, "счетчика" и "аккумулятора"

  15. Понятие массива. Правила описания массивов.

  16. Основные действия с массивами

  17. Примеры простых задач с использованием массивов

  18. Примеры задач на заполнение массивов

  19. Примеры задач на изменение данных в массиве

  20. Примеры задач на поиск в массиве.



Учебно-тематическое планирование курса.




п/п

Тема


Тип занятий


Количество

часов

Язык программирования Java.

1

Платформа языка Java.

Лекция

8

Установка платформы языка Java и редактора для работы с программами

Практика

Структура базовой (минимальной) программы.

Лекция

Базовая (минимальная) программа, правила проверки, исправления и исполнения программы


Практика

Переменные. Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм.

2

Переменные. Основные типы переменных.

Лекция

12

Описание типов переменных, основные типы (целочисленные, дробные), присвоение значений.

Практика

Форматы ввода, вывода данных. Операторы ввода и вывода данных.

Лекция

Примеры программ с использованием различных вариантов ввода и вывода данных.

Практика

Линейные алгоритмы.

Лекция

Составление линейных алгоритмов.

Практика

Оператор выбора.

3

Оператор выбора.

Лекция

8

Примеры программ с использованием операторов выбора.

Практика

Использование оператора выбора.

Лекция

Использование оператора выбора в программах с вводов и выводом данных.

Практика

Алгоритмы с повторениями.

4

Блоки.

Лекция

28

Использованием операторов выбора и блоков.

Практика

Оператор цикла for.

Лекция

Примеры простых программ с использованием цикла for.

Практика

Оператор цикла while.

Лекция

Примеры простых программ с использованием цикла while.

Практика

Переменные типа "счетчик" и "аккумулятор"

Лекция

Примеры написания программ с использованием случайных чисел и "счетчика" и "аккумулятора"

Практика

Библиотека системных операторов метода Math.

Лекция

Использование операторов метода Math в программах математического характера

Практика

Случайные числа и правила их генерации

Лекция

Использование случайных чисел в программах с моделированием множественного ввода данных.

Практика

Использование "счетчика" и "аккумулятора" в циклах while

Лекция

Примеры программ с циклом while, моделирующих "реальные ситуации" с использованием случайных чисел, "счетчика" и "аккумулятора"

Практика

Массивы.

5

Понятие массива. Правила описания массивов.

Лекция

24

Понятие массива. Правила описания массивов.

Практика

Основные действия с массивами

Лекция

Основные действия с массивами

Практика

Специфика работы с массивами, типичные ошибки и правила использования.

Лекция

Примеры простых задач с использованием массивов

Практика

Массивы как "хранилище данных"

Лекция

Примеры задач на заполнение массивов

Практика

Изменение данных в массиве.

Лекция

Примеры задач на изменение данных в массиве

Практика

Поиск данных в массиве.

Лекция

Примеры задач на поиск в массиве.

Практика

ИТОГО:

80



Планируемые результаты курса.

В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

    • знают роль программного обеспечения и его виды;

    • у учащихся сформировано целостное представление об организации данных для эффективной алгоритмической обработки;

    • знают основные алгоритмические конструкции и правила их записи, знакомы с основными способами организации данных;

    • умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций;

    • умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;

    • умеют организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки;

    • умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Java;

    • умеют осуществлять отладку и тестирование программы.


Форма контроля за уровнем достижения учащихся.

Предметом диагностики и контроля являются составленные алгоритмы и программы на языке программирования Java к предложенным задачам.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеников минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.

Качество знаний и умений ученика оценивается следующими характеристиками:

    • знание основных алгоритмических конструкций;

    • умение составить и записать алгоритм с использованием соответствующей алгоритмической конструкции;

    • умение найти более эффективный способ решения задачи;

    • умение тестировать программу.



Список литературы


  1. Кей С. Хорстманн, Гари Корнелл – “Java 2”

  2. Герберт Шилдт – “Java. Руководство для начинающих”

  3. Брюс Эккель – “Философия Java”

  4. Дэвид Карлсон – “Eclipse”

Похожие:

Элективный курс «Программирование на языке Java» Фрайман Владимир Максович iconОбщие представления о языке Java 6
Виртуальная Java-машина, байт-код, jit-компиляция. Категории программ, написанных на языке Java 9
Элективный курс «Программирование на языке Java» Фрайман Владимир Максович iconПрограмма элективного курса «Программирование на языке Turbo Pascal» 9 класс
Предлагаемый элективный профильный курс предназначен для тех, кто хочет освоить программирование в среде Turbo Pascal. Курс предполагает...
Элективный курс «Программирование на языке Java» Фрайман Владимир Максович iconПрограмма по курсу: современные технологии программирования на языке
Данный курс предполагает базовое знание языка java. Курс рассчитан на изучение не самого языка, а технологии программирования на...
Элективный курс «Программирование на языке Java» Фрайман Владимир Максович iconКашина о. А., Андрианова а. А. Практикум по программированию на языке java удк 004. 43
Практикум по программированию на языке Java.: Учебное пособие/ О. В. Пинягина, О. А. Кашина, А. А. Андрианова – Казань: Казанский...
Элективный курс «Программирование на языке Java» Фрайман Владимир Максович iconЛитература по курсам "Программирование на языке высокого уровня" и «Программирование и основы алгоритмизации»
Перевезенцева Е. С., Перевезенцев А. А. Технология решения задач с использованием компьютера: Учебное пособие по курсу "Программирование...
Элективный курс «Программирование на языке Java» Фрайман Владимир Максович iconМобильных телефонов на c++ и java 2 me м осква, 2005 удк 004. 438
Г26 Symbian os. Программирование мобильных телефонов на C++ и Java 2 me. — М: дмк пресс, 2005. 448 с: ил
Элективный курс «Программирование на языке Java» Фрайман Владимир Максович iconЭлективный курс "Химия и экология"
Электронный адрес: Этот электронный адрес защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
Элективный курс «Программирование на языке Java» Фрайман Владимир Максович iconЭлективный курс по истории «Разгаданные тайны истории»
Данный элективный курс позволяет углубить содержание базового курса 11 класса средней общеобразовательной школы. Курс рассчитан на...
Элективный курс «Программирование на языке Java» Фрайман Владимир Максович iconЭлективный курс по астрономии
Элективный курс предназначен для учащихся 9-11 классов, способных заниматься исследовательской деятельностью
Элективный курс «Программирование на языке Java» Фрайман Владимир Максович iconЭлективный курс по математике 10 класс
«Лучший элективный курс для профильного обучения «Будущее Чувашии в инновационном мышлении»»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница