«Разработка программы курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки»




Название«Разработка программы курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки»
страница1/3
Дата16.12.2012
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3
Оренбургский областной институт

повышения квалификации работников образования


Практико-ориентированный проект

(Аттестационная работа на высшую квалификационную категорию)


Тема: «Разработка программы курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки»


Выполнила: Морозова И.А., учитель

Математики МОУ СОШ № 3

п.Акбулак, Акбулакского района

Руководитель: Полькина С.Н.,

кандидат педагогических наук,

Заведующая кафедрой гуманитарных и

Естественно-математических наук

ООИПКРО


Оренбург 2005

  1. Актуальность проекта.


На фоне преобразований, происходящих в общественно-экономической жизни страны, острее осознаются проблемы педагогической теории и практики. И все очевиднее становится парадоксальная ситуация: реализация щели образования, сформулированный как всестороннее развитие личности, приводит совсем не к тем результатам, которые предполагались. Существующая система образования недостаточно способствует выявлению и самореализации творческой личности, стремясь обучать «всех и всему», поддержать «единство уровня общего образования молодежи» в угоду ложно понимаемому принципу гармоничного развития всего подрастающего поколения. В практике школьного образования наблюдается девальвация системы ценностей, потеря позитивной мотивации к образованию, ухудшение физического, психического и нравственного здоровья школьников, формирование безответственности, агрессии.

Одно из главных противоречий современного образования заключается в том, что образование стало массовым, охватывающим учащихся всех возрастов, уровней развития, способностей, интересов, индивидуальных особенностей, с одной стороны, и все возрастающим требованием индивидуализации обучения, личностно ориентированного подхода, с другой стороны.

Сейчас все чаще оказывается востребованным на рынке труда широко образованный, компетентный человек, уверенно ориентирующийся в различных сферах науки, техники и культуры, владеющий иностранным языком, информационными технологиями, экономическим мышлением. Специалист должен постоянно совершенствовать свои знания, уметь и желать учиться и переучиваться.

Нынешнее школьное образование весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности.

Продолжается отчуждение школьников от содержания образования, которое не дает адекватной мировоззренческой картины.

Сегодня очень важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.

Поэтому сегодня, как негодна, актуальна задача создания элективных курсов и курсов по выбору в рамках профильного и предпрофильного образования.

Многообразие курсов по выбору позволит каждому ученику найти свой, интересный ему курс с одной стороны, а с другой стороны предоставит ученику возможность работать на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Цель проекта: создать и опробировать программу курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки для развития учебной мотивации школьников.

Задачи проекта:

- изучить образовательные потребности учащихся подросткового возраста;

- изучить нормативно-правовую, психолого-педагогическую, методическую литературу;

- отобрать материал для программы курса по выбору;

- создать программу курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки;

- опробировать программу курса по выбору.

Предполагаемый результат:

В ходе выполнения проекта необходимо:

- создать и опробировать программу курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки;

- расширить знания учащихся о сферах применения математики;

- развивать учебную мотивацию школьников.


  1. Этапы проекта.




№ п/п

Название этапа

Результат этапа

сроки

1.

Изучение образовательных потребностей учащихся подросткового возраста

Результаты диагностики

Апрель, май 2005 г.

2.

Изучение литературы

Теоретическое обоснование проекта

Июнь-август 2005 г.

3.

Отбор материала для создания курса по выбору

Алгоритм создания программы

Сентябрь 2005 г.

4.

Создание программы

Программа курса по выбору

Октябрь 2005 г

5.

Опробация программы

Предполагаемый результат

Ноябрь-февраль 2005-06 г.

6.

Корректировка программы

Скорректированная программа

Март-май 2006 г.


Критерии эффективности проекта.

  1. Диагностика образовательных потребностей учащихся.

  2. Диагностика учебной мотивации учащихся (на входе и на выходе).

  3. Отслеживание качества учебного процесса.

  4. Отслеживание участия учащихся в районных конкурсах и конференциях.



III.Ресурсное обеспечение


№ п/п

Название ресурсов

Кол-во

цена

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.


34.


35.


36.


37.


38.


39.


40.


41.


42.


43.


44.


45.


46.



. Закон РФ «Об образовании».

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.,2002.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. // Официальные документы в образовании. № 27. сентябрь 2002

Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т.Г.Новиковой. – М., АПКиПРО, 2003 – 110 с.

Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения. Методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003 – 124 с.

Арефьев И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников // Педагогика № 5. 2003

Немова Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003 – 68 с.

Остапенко А.А. Профильное обучение в старших классах малочисленной школы / Школьные технологии. № 3. 2003.

Подгорная Е.Я., Стефанова С.С., Либеров А.Ю. Профильное обучение и социализация личности // Стандарты и мониторинг. № 5. 2003. с. 42-46.

Савельев Д., Пондякова Л., Южанина Н. Обучение, посильное для всех и адаптированное к способностям школьников // Директор школы. № 10. 2002 с.45-51.

Саржевский Ю.Н. Осуществление профильного обучения //Школа № 1/46. 2002. с.42-47.

Совещание по проблемам профильного обучения // Начальная школа. № 1. 2003. с.6-7.

Теория и практика организации предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие. Ч.1 /Под ред. С.В. Кривых, Г.Н. Шорниковой, Н.Н. Букиной. – СПб.: СПбАППО, 2005.

Белоненко Т.В. и др. Сборник конкурсных задач по математике. – СПб.: Специальная литература, 1997.

Бочков Б.Г., Рубинский Б.Д. Математика для абитуриентов. – Калуга: Издательство Н.Бочкаревой,2000.

Волошинов А.В. Математика и искусство . – М.: Просвещение,2000.

Глейзер Г.И. История математики в школе. VII-VIII кл.: Пособие для учителей. – М.: Просвещение,1982.

Глейзер Г.И. История математики в школе IX-X кл.: Пособие для учителей. – М.: Просвещение,1983.

Гусев В.А. Мордкович А.Г. Справочник по математике. – М.: Просвещение,1995.

Дорофеев Г.В. Математика для каждого. – М.: Аякс, 1999.

Дорофеев Г.В., Муравин Г.К., Седова Е.А. Математика. 11 кл. Подготовка к письменному экзамену за курс средней школы: Решение задач с методическими комментариями. – М.: Дрофа,2000.

Дорофеев Г.В., Потапов М.К., Розов Н.Х. Математика: Для поступающих в вузы: Пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.

Зенкевич И.Г. Эстетика урока математики. – М.: Просвещение, 1981.

Избранные вопросы математики: 10 кл. Факультативный курс/ Под ред. В.В. Фирсова. – М.: Просвещение, 1980

Ильин В.С. рекомендации по обобщению опыта и организации исследования по теме «формирование у школьников ответственного отношения к учению, мотивации учения». Ростов н/дону, 1971.

Кальней С.Г. и др. Сборник задач по математике для подготовительных курсов. Часть I (алгебра и начала анализа) – М.: МИЭТ, 2000.

Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. – М.: Просвещение, 1986.

Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа. – М.: Просвещение, 1990 . – 416

Математика. Справочное пособие. Гельфанд М.Б., Макуха А.С., Ушаков Р.П. – К.: Вища школа, 1982. – 464 с.

Мельников И.И., Сергеев И.Н. Как решать задачи по математике на вступительных экзаменах. – М.: МП Азбука, 1994. – 352 с.

Методическое пособие по математике для поступающих в вузы /В.А. Васильева, Т.Д. Кудрина, Р.Н. Молодожникова; Под ред. Р.Н.Молодожниковой – М.: Изд-во МАИ, 1991. – 304 с.

Мордкович А.Г. Решаем уравнения. – М.: Школа-Пресс, 1995.

Мордкович А.Г. Наибольшие и наименьшие значения величин. Модуль действительного числа. – М.: Школа-Пресс,1995.

Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979.

Олехнин С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств. Справочник. – М.: МГУ, 1991. – 144 с.

Самсонов П.И. Учебное пособие «Четыре месяца до выпускного экзамена». «Школьная пресса», 2002.

Сборник задач по матиматике /А.М.Самойленко, В.А. Вышенский, Н.А. Перестюк – К.: Виша школа, 1982. – 336 с.

Ткачук В.В. Математика – абитуриенту. Том 1. М.:МЦНМО,1997, 423с.

Ткачук В.В. Математика – абитуриенту. Том 2. М.:МЦНМО,1997,423 с.

Формирование интереса к учению у школьников /под ред. А.К.Марковой. М., 1986.

Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочник по методам решений задач по математике для средней школы. – М.: Наука, 1989. – 576 с.

Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. Пособие для 10 кл. сред.шк. – М.: Просвещение, 1989. 252 с.

Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. Пособие для 11 кл. сред. Шк. – М.: Просвещение, 1991. – 384 с.

Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971

Энциклопедия для детей. Т.11.Математика. – М.: Аванта+,1998.

Энциклопедический словарь юного математика: Для сред. и ст. шк. Возраста /Сост. А.П.Савин. – М.: Педагогика,1985.

1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1

Школьная библиотека


Школьная библиотека


Личная


Личная


Школьная библиотека


Школьная библиотека


Библиотека РОО


Библиотека РОО


Библиотека РОО


Школьная библиотека


Школьная библиотека


Школьная библиотека


Личная


Школьная библиотека


Библиотека РОО


Библиотека РОО


Школьная библиотека


Библиотека РОО


Библиотека РОО


Школьная библиотека


Школьная библиотека


Библиотека РОО


Школьная библиотека


Библиотека РОО


Школьная библиотека


Библиотека РОО


Личная


Личная


Школьная библиотека


Личная


Библиотека РОО


Личная


Школьная библиотека


Личная


Школьная библиотека


Личная


Школьная библиотека


Библиотека РОО


Школьная библиотека


Библиотека РОО


Личная


Личная


Личная


Личная


Личная


Личная

ИТОГО: ИМЕЕТСЯ В НАЛИЧИИ


Результативность проекта


Изучение образовательных потребностей учащихся 8-х классов МОУ СОШ № 3 п.Акбулак, Акбулакского района.

Учащимся 8-х классов было предложено определить предпочтение в выборе предметов: математика, иностранный язык, литература, русский язык, физика, биология, география и т.д., ответив на вопрос по каждому предмету:

- нравится очень;

- нравится;

- не нравится;

- очень не нравится;

Это позволило выявить предпочтения в выборе предметов, а также выявить учащихся явных претендентов в гуманитарный, физико-математический, химико-биологический и т.д. классы

Но нас в данном случае интересует математика.







не нравится


60% уже не нравится математика, значит познавательный интерес очень низок, а значит и учебная мотивация не развита. Отсюда и низкое качество обучения по математике.


Изучение уровня развития учебной мотивации учащихся 8-х классов МОУ СОШ № 3 п.Акбулак Акбулакского района.

Для установления уровня мотивации были использованы специальные методики. А.К.Маркова выделила следующие уровни развития учебной мотивации у школьников:

  1. Отрицательное отношение к учению.

  2. Нейтральное отношение к учению;

  3. Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению.

  4. Положительное отношение к учению.

  5. Активное, творческое отношение к учению.

  6. Личностное, ответственное, активное отношение к учению.

Для обнаружения первых двух уровней мотивации использовали наблюдение.

Учащиеся с отрицательным отношением к учению склоны пропускать уроки под благовидным предлогом. Они небрежно выполняют домашние задания, не задают вопросы учителю.

Кроме наблюдения использовали беседы с учеником во время проверки домашнего задания. В ходе беседы спрашивали, какие задания были для него трудны и т.д.

Использовали также и такой прием: предлагали школьнику составить такое расписание на неделю, которое его больше всего устраивает.

Для повышения остальных 4 уровней мотивации применяли так называемую «методику с конвертами» Г.И. Щукиной. В качестве диагностических показателей интереса использовался характер выбора конверта (случайный или направленный); тип выбранного конверта (предпочитаемый учебный предмет); содержание предпочитаемых заданий (теоретическое, репродуктивное, практическое или творческое); характер выполнения заданий (стереотипный и творческий); общее число выбранных конвертов. Лабораторный эксперимент по данной методике проводил школьный психолог при большой выборке учащихся.

В проводимом нами эксперименте участвовали учащиеся 8-х классов. Выборку составили учащиеся 8а(экспериментального) и 8б (контрольного) классов в количестве 47 человек. Обучение в этих классах ведется по общеобразовательной программе.

Диагностика проводилась во внеурочное при групповом обследовании. При обработке результатов исследования был использован как количественный, так и качественный анализ.

Данные представлены в таблице.

Оценка уровня развития учебной мотивации учащихся в 2004-2005 учебном году.


класс

Кол-во уч-ся

уровни

Отрица-тельное отношение

Нейтраль-ное отношение

Ситуатив-ное

отношение

Положи-тельное отношение

Активное творческое отношение

Личностное ответственное отношение



22

13,6%

22,7%

40,9%

22,5%

-

-



25

13%

23,3%

40%

23,7%

-

-



Полученные данные свидетельствуют о том, что уровни развития учебной мотивации в этих классах мало чем отличаются. В среднем у 13,3% учащихся отрицательное отношение к учению. Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворенность собой и учителем, неуверенность в себе.

Нейтральное отношение к учению у 23% учащихся. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживание скуки, неуверенности. У 40,5% учащихся положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результатам учения. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов.

Положительное отношение к учению, познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний наблюдается у 23,1% учащихся.

Не один из учащихся не показал активное творческое отношение к учению, нет мотивов самообразования и совершенствования способов сотрудничества, т.е. нет устойчивой внутренней позиции.

Поэтому возникла необходимость организации обучения так, чтобы развивать учебные познавательные мотивы, мотивы самообразования, саморазвития.


V.Теоретическое обоснование проекта


«Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершенствования ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности». (концепция профильного обучения). Важность подготовки к этому ответственному выбору в предстоящих условиях – более вариативного и дифференцированного обучения на старшей ступени, чем это имеет место в традиционной школе, - сегодня определяет серьезное значение предпрофильной подготовки девятиклассников. Многим впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности – мера подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.

Профильное обучение вводится на старшей ступени общего образования. У десятиклассников изменяется социальное окружение и система деятельности. Ситуация новизны является для любого человека в определенный степени тревожной. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего, из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и другие.

Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадантации, когда учащийся становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Все это усложняет сам учебный процесс, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Далее потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика.

Переход на профильное обучение в старшей школе явится серьезный институциональной трансформацией для системы общего образования. Соответственно особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки девятиклассников – как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору.

Суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащегося девятого класса, через организацию курсов по выбору, информационную работу, профильную ориентацию и профориентационную работу. Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Именно поэтому предпрофильная подготовка является важным компонентом профильного образования.

Исходя из Концепции профильного обучения, предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников:

- умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профессиям;

- умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностям и интересам;

- готовность нести ответственность за сделанный выбор;

- высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, готовность прикладывать усилия для получения качественного образования.

Задачи предпрофильной подготовки:

- выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различные сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

- оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;

- развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

- формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки.

Реально оценить свои возможности учащимся помогут курсы по выбору, организованные в рамках предпрофильной подготовки в девятом классе школы. По мнению большинства авторов, курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки подразделяются на три основных вида: предметные, междпредметные и ориентационные курсы.

Предметные курсы по выбору являются пропедевтическими по отношению к будущим профильным курсам, они помогают выпускнику основной школы сделать осознанный и успешный выбор профиля. Содержание и форма организации этих курсов должны быть направлены на расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету. Программы предметных курсов включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение, то есть изучение некоторых тем, выходящих за рамки школьных программ. В процессе реализации предметных курсов по выбору решаются следующие задачи:

- реализация учеником интереса к выбранному предмету;

- уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;

- создание условий для подготовки к экзаменам по выбору, то есть наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Межпредметные курсы предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их решения в различных профессиональных сферах. Задачами данных курсов являются:

- поддержание мотивации ученика на изучение предметов того или иного профиля;

- развитие склонностей, способностей и интересов школьника;

- формирование интегративной картины мира.

Ориентационные курсы представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе, а в конечном итоге- профессии. Задачами данных курсов являются:

- создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий;

- ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.

Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть «избыточным», то есть у ученика должна быть возможность реального выбора, причем название курсов должно быть привлекательным для ученика. Кроме того, набор курсов желательно определить в конце 8 класса на основе опросов, анкетирования, собеседования и т.п.

Необходимо создать такие условия в организации учебного процесса, которые позволяли бы ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору несколько раз за учебный год. Здесь стоит обратить особое внимание на продолжительность курсов. Чтобы ученик имел возможность поменять за учебный год несколько курсов по выбору, курсы не должны быть длительными. Оптимальная продолжительность курсов находится в пределах 8-32 чесов.

Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля. Предпрофильная подготовка может осуществляться в виде различных комбинаций курсов предложенных типов.

В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности содержание курсов предпрофильной подготовки может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.

Из выше сказанного видно, что курсы по выбору призваны не только расширять область применения и изучения какого-либо предмета, но что важно повышать учебную мотивацию школьника, тем самым, выводя его знания на новый качественный уровень.

Что же такое учебная мотивация?

Мотивация (от лат. моvео- двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Учебная мотивация

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых,- организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося 9возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в- четвертых, - проектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета.

Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Так, в работах Л.И. Божович и ее сотрудников, на материале исследования учебной деятельности школьников отмечалось, что она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и их иерархизации. «…Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними». Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель(мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К.Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Интерес в мотивационной сфере

В общепсихологическом определении интерес – это эмоциональное переживание познавательной потребности. Характеризуя его как одни из компонентов учебной мотивации, необходимо обратить внимание на то, что в повседневном, бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания, как «у него нет интереса к учебе», «необходимо развивать познавательный интерес» и т.д. Такое смещение понятий связано, во-первых, с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации (И Гербарт). Во-вторых, оно объясняется тем, что сам по себе интерес – это сложное неоднородное явление. Интерес определяется «как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы», и здесь важна дифференциация видов интересов и отношения к учению. Согласно А.К.Марковой, интерес к учению может быть широким, планирующим, результативным, процессуально-содержательным, учебно-познавательным и его преобразующим.

Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения.

Всякая деятельность начинается с потребностей, все они, даже биологические по происхождению, складываются во взаимодействии ребёнка со взрослыми и поэтому социально обусловлены. Потребность – это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Однако сама по себе потребность не определяет характера деятельности; это объясняется тем, что в самом «потребностном» состоянии предмет её удовлетворения жестко не записан (А.Н.Леонтьев): одна и та же потребность может быть удовлетворена разными предметами, разными способами. Предмет её удовлетворения определяется только тогда, когда человек начинает действовать, - это приводит, как говорят психологи, к «опредмечиванию» потребности. Но без потребности не пробуждается активность у ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.

В ходе самой учебной деятельности – в зависимости от условий её организации, её общей атмосферы, типа общения с учителем - потребности учения формируются, перестраиваются, совершенствуются. В процессе учебной деятельности изменяется не только собственно познавательный компонент потребностей, но и социальные установки учения – потребность включения в общественно значимую практику, отдачи обществу, другому человеку, потребность самоусовершенствования и т.д. Все это создает основу для становления специфически человеческой потребности в деятельности, в созидании.

Другой важный аспект мотивационной сферы – мотив, т.е. направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. Если потребность характеризует готовность к деятельности, то наличие мотива придаёт активности новый, более действенный характер. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность ученика и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками. Иными словами, учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами. Хочется подчеркнуть, что и возникновение мотивов учения, также недостаточное условие для эффективной учебной деятельности, если у школьника не сформировано умение ставить самостоятельные цели в учебной работе.

Цель – это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Для того чтобы реализовать учебный мотив, например, овладеть приемами самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей в учебном труде: научиться видеть отдаленные результаты своей учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки и т.д. Кроме того, надо, чтобы учащиеся учились осознавать цели своих действий и соотносить их с мотивами учебной деятельности, в которой эти действия включены; учебная цель может оставаться одной и той же (например, овладение приемами самообразования). А смысл учебной деятельности будет меняться в зависимости от её мотива (стать всесторонне развитым человеком, поступить в вуз и т.д.).

Роль содержания учебного материала в мотивации учения.

При разработке тематических планов, планов отдельных уроков, при подборе учебного материала и иллюстративного материала учитель должен учитывать характер потребностей своих учащихся, знать наличный уровень этих потребностей и их возможное развитие, с тем чтобы содержание учебного материала, содержание отдельных уроков удовлетворяло наличным потребностям школьников и наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей. Содержание каждого урока, как отмечает А.К.Маркова, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных, скоропроходящих интересов (например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом тем, что это содержание должно быть направлено на решение серьёзный проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у школьников будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности ( т.е. мотивов, направленных на само содержание деятельности, а не на какие-то побочные цели этой деятельности.)


Теоретическая база проекта


1. Закон РФ «Об образовании».

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.,2002.

3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. // Официальные документы в образовании. № 27. сентябрь 2002

4. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т.Г.Новиковой. – М., АПКиПРО, 2003 – 110 с.

5. Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения. Методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003 – 124 с.

6. Арефьев И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников // Педагогика № 5. 2003

7. Немова Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003 – 68 с.

8. Остапенко А.А. Профильное обучение в старших классах малочисленной школы / Школьные технологии. № 3. 2003.

9. Подгорная Е.Я., Стефанова С.С., Либеров А.Ю. Профильное обучение и социализация личности // Стандарты и мониторинг. № 5. 2003. с. 42-46.

10. Савельев Д., Пондякова Л., Южанина Н. Обучение, посильное для всех и адаптированное к способностям школьников // Директор школы. № 10. 2002 с.45-51.

11. Саржевский Ю.Н. Осуществление профильного обучения //Школа № 1/46. 2002. с.42-47.

12. Совещание по проблемам профильного обучения // Начальная школа. № 1. 2003. с.6-7.

13. Воронова Ю.В. курсы по выбору как основной компонент предпрофильной подготовки девятиклассников: Методические рекомендации – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2004.

14. Теория и практика организации предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие. Ч.1 /Под ред. С.В.Кривых, Г.Н. Шорниковой, Н.Н.Букиной – СПб.: СПбАППО, 2005.


VI.Алгоритм создания проекта


  1. Подготовительный (апрель – август 2005)

- изучение образовательных потребностей учащихся подросткового возраста;

- изучение нормативно-правовой, психолого-педагогической, методической литературы.


2. Основной (сентябрь – октябрь 2005 г.)

- отбор материала для создания курса по выбору;

- создание программы.


3. Заключительный (ноябрь – май 2005-2006 г.)

- апробация программы;

- корректировка программы.


Районный отдел муниципального образования «Акбулакский район»


МОУ СОШ № 3





Программа курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся


Выполнила: Морозова И.А.

учитель математики

Акбулакской СОШ № 3


Акбулак -2005

Пояснительная записка

Курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящен одной из важнейших и интереснейших тем математики «Модули и параметры».

Одним из недостатков упражнений школьного курса математики является их однофункциональность. Часто они направлены на достижение одной цели, выполняют одну функцию (освоение введенных понятий, закрепление способов действий) Между тем необходимо учитывать интересы школьников, все предпочтения и вводить в процесс обучения упражнения, которые включают учеников в осмысленную, продуктивную деятельность.

Понятие модуля рассмотрено было еще в 6 классе, и больше о нем не упоминается У девятиклассника возникает страх перед заданиями с модулем и параметром.

Этот курс не только расширяет знания учащихся, но и сделает занятие математикой увлекательным. Материал данного курса отобран в соответствии с общими целями образования и помогает учащимся овладеть системой знаний и умений для дальнейшего формирования ценностных ориентаций, а также помогает осознанию выбрать дальнейший профиль обучения.

Темы курса предусматривают организацию самостоятельной творческой деятельности, результаты которой могут войти в «банк» достижений учащихся.

Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью диагностирования.

Цель курса: Включить математику в сферу познавательных интересов учащихся.

Задачи курса:

- показать красоту математики;

- развивать настойчивость и внимательность в нахождении правильного решения, умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

- развивать активно-познавательную деятельность учащихся;

- уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет (математику) на повышенном уровне;

- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профиля.

К подобранному обязательному материалу можно подключить в процессе занятий большой объем информации.

Курс рассчитан на 14 часов.

Основные принципы курса:

- систематичность;

- воспитывающий и обучающий характер;

- доступность;

- индивидуальность;

- дифференциация;

Методы реализации принципов:

- тестирование;

- беседа;

- наблюдение;

- моделирование;

- работа в творческой мастерской;

- работа со справочной литературой.


Механизм реализации программы.

I.Подготовительный этап:

- утверждение курса;

- «рождение коллектива»

- родительское собрание по знакомству с программой;

- входная диагностика.


II. Основной этап.

- изучение основ курса;

- изучение справочной литературы;

- выполнение практических и творческих работ.

III. Заключительный этап:

Разработка проекта творческих мастерских с защитой каждого проекта. Выдвижение лучших работ на районную конференцию.

Инструментарий реализации программы:

- тестирование;

- беседа;

- наблюдение.

Ожидаемый результат.

В ходе изучения курса учащиеся должны:

- получить представление о сферах применения математики;

- расширить математическую компетентность учащихся;

- сформировать познавательные интересы учащихся;

- развивать учебную мотивацию.


  1   2   3

Похожие:

«Разработка программы курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки» iconЕма разработки программы авторского курса по выбору (для предпрофильной подготовки в 9-х классах) а
Схема разработки программы авторского курса по выбору (для предпрофильной подготовки в 9-х классах)
«Разработка программы курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки» iconПрограмма курса по выбору «юный археолог». 8-9 Класс. (в рамках предпрофильной подготовки)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №94 городского...
«Разработка программы курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки» iconКурс по выбору для предпрофильной подготовки «Уравнения и графики»
Целью данной работы является разработка курса по выбору «Уравнения и графики» для учащихся 9 классов на основе материалов, использованных...
«Разработка программы курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки» iconКурсы по выбору и элективные курсы
Для элективных курсов не существует образовательных стандартов. Но курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки и элективные...
«Разработка программы курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки» iconПрограмма курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса
Председатель методического объединения учителей русского языка и литературы Курагинского района
«Разработка программы курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки» iconПрограмма курса по выбору «Эта загадочная функция»
Программа предназначена для организации предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе
«Разработка программы курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки» iconПрограмма курса по выбору «Избранные вопросы математики» для учащихся 8 9 классов
Программа курса по выбору «Избранные вопросы математики» рассчитана на два года обучения. Предназначена она для предпрофильной подготовки...
«Разработка программы курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки» iconПрограмма курса по выбору для предпрофильной подготовки «Как решать уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами» (16 часов)
Программа курса предназначена для углубления знаний по математике, для поддержки основного базового курса, а также для ориентации...
«Разработка программы курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки» iconРекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на естественно-математический профиль
Целесообразность включения в состав курса предпрофильной подготовки уроков, посвященных проблемам современной космологии –строению...
«Разработка программы курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки» iconРекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на естественно-математический профиль
Целесообразность включения в состав курса предпрофильной подготовки уроков, посвященных проблемам современной космологии –строению...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница