Проблемы семьи и семейного воспитания в современных условиях




НазваниеПроблемы семьи и семейного воспитания в современных условиях
страница1/4
Дата16.12.2012
Размер0.62 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.


План:


Введение.



  1. Современная семья и тенденция её развития.



    1. Ретроспектива семьи и семейного воспитания.



    1. Типология семей в зависимости от социальных условий современности.



2. Воспитательный потенциал семьи.


2.1. Функции семьи.


2.2. Ошибки семейного воспитания.


3. Пути повышения педагогической культуры семьи.


Заключение.


Приложения.


ВВЕДЕНИЕ.


В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, социология, демография, психология, педагогика и другие. Это свидетельствует о многих накопившихся проблемах в семье, исследование которых в настоящее время очень актуально, т.к. требует скорейшего их решения.

По словам И.В.Гребенникова семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. И поэтому возрастает роль семьи в воспитании ребёнка, его психологических, коммуникационных и других умений и навыков.

Н.В.Шелгунов писал: " Каждая семья настолько дурна или хороша, насколько дурно или хорошо создавшее её общество. Созданная сама обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание..."¹

Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанности родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.




¹ Шелгунов Н.В. Письма о воспитании // Умом и сердцем: Мысли о воспитании. 4-е изд., доп. М., 1986. С. 216.

1. СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЁ РАЗВИТИЯ.



    1. РЕТРОСПЕКТИВА СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.



Исследовав развитие и становление парных семейных отношений, И.В.Гребенников утверждает, что в истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами. Переход от неупорядоченных половых отношений к парной семье возник из потребности сделать отношения между половыми партнёрами более стабильными, так как неупорядоченные половые отношения вносили дезорганизацию в жизнь первобытных людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте, отсутствие единства действий во время охоты и т.п.), что угрожало самому существованию первобытного общества.

В дальнейшем с развитием общества эти отношения приобрели социальный, а также экономический характер, "... муж постепенно становился кормильцем детей жены, т.е. отцом, и возникает экономическая ячейка, состоящая из него, жены и детей последней, т.е. парная семья».

По мнению Смирнова В.И., возникновение семьи обусловлено разложением родового строя. По мере развития орудий труда и форм хозяйствования человек обретал силы, достаточные для того, чтобы выделиться из состава родовой, а впоследствии соседской общины, их большой, часто объединяющей под одним кровом сотни людей семьи, и создать моногамный союз мужчины и женщины.

Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья, (вела совместное хозяйство; управлялась отцом, включала его потомков с их жёнами и детьми, а также домашних рабов). Её основная функция заключалась в продолжении рода, что связано с воспитанием детей, – передачей им накопленного опыта, формированием трудовых навыков, сообщение знаний о традициях, обычаях и принятых нормах поведения.

Вплоть до нового времени семья сохранила за собой монополию в воспитании подрастающего поколения, причём формы и способы воспитательного воздействия (наглядный пример её старших членов, обучение труду в процессе совместной практической деятельности, включение ребёнка в существующую систему социально-нравственных отношений в роли субъекта этих отношений) на протяжении многих тысячелетий оставались практически неизменными.

Но с развитием общества, научного прогресса индустриализация начала разрушать связи семьи, требовать от родителей большей занятости в производстве. Следовательно, ребёнок фактически стал принадлежать только себе или его отправляли в дополнительные воспитательные учреждения.

Как следствие этого в 20-30х годах нашего столетия в русле революционных преобразований, которые происходили в Советской России, некоторые идеологи анархистского толка настаивали на упразднении семьи, лишении её воспитательных функций - миссию воспитания подрастающего поколения, по их мнению, призвано взять на себя государство, которое уполномочит специально подготовленных людей профессионально и идеологически выдержано воспитывать будущих строителей нового общества. Но этой идеи не суждено было осуществиться, поэтому и данном этапе истории человечества семья остаётся ведущим институтом воспитания ребёнка.

Прослеживая этапы развития семьи, Т.А.Куликова полагает, что с развитием общества значительная часть нагрузки по стабилизации брачно-семейных отношений переносится с внешних регуляторов (социальный контроль, общественное мнение, экономическая зависимость и подчинённость женщины, религиозный страх) на внутренние (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства).


1.2. ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ СОВРЕМЕННОСТИ.


В настоящее время, в связи с развитием общества, различают семьи по тем или иным признакам. В современных условиях семью характеризует, во-первых, социально-классовый признак – семья рабочего, работника сельскохозяйственного производства, представителя интеллектуального труда и т.п.; во-вторых, по типу населения – городская, сельская; в-третьих, по национальному признаку – однонациональная, межнациональная; в-четвертых, по времени существования – семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилые супружеские семьи и т.п.; по количеству членов семьи – бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи, неполные семьи (в которой представлен лишь один родитель с детьми); отдельные, простые (или нуклеарные - от слова нуклеа - ядро); семьи с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников, они обладают полной самостоятельностью и поэтому организуют свою жизнь, так как им того хочется (чаще – как сложится); сложные семьи (расширенные) – состоящие из представителей нескольких поколений; большие семьи - состоящие из трех и более супружеских пар. Одним из типов семьи есть семья, в которой руководство осуществляется одним из супругов - авторитарная или совместно равноправно - эгалитарная.

Сегодня самым распространенным типом семьи является нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей, за которыми, в отличие от предыдущих поколений, не закреплены социальные роли. Такая семья более свободна в выборе типа отношений между членами семьи, что обусловлено социально-экономическим развитием общества и снижением влияния традиций.

Однодетная семья.

И.В.Гребенников отмечает, что для формирования полноценного семейного коллектива, необходимо несколько детей. А.С.Макаренко писал: " Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребёнка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Далее в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребёнком" 2.

Т.А.Куликова отмечает, что у единственных детей в семье теснее эмоциональные узы, контакты с взрослыми членами семьи, им перепадает больше духовных и материальных благ, чем в семье с несколькими детьми. Данные современной психологии говорят о ряде положительных черт в развитии единственных детей: они более зрелы душевно, искуснее в отношениях с взрослыми, как правило, имеют богатый кругозор.

Но единственный ребёнок делает всё вполсилы, зная, что ему помогут. У него развивается позиция опекаемого, обучаемого, что ведёт к потере самостоятельности. Отсутствие брата или сестры не даёт единственному ребёнку возможности для сравнения

себя с другими, что часто формирует у него завышенную самооценку. Поэтому, поступая в детский сад, такие дети чувствуют дискомфорт из-за отсутствия навыков

общения с другими детьми, и пытаются привлечь к себе внимание с помощью проказ, шалостей, неординарного поведения.

Порой родители усугубляют положение в развитии единственного ребёнка тем, что считают его исключительным, стремятся сделать из него образец для подражания, строят честолюбивые планы его будущего и ведут пристальное наблюдение за его жизнью. Педагоги и психологи считают, что чрезмерное внимание, оказываемое единственному ребёнку, приводит его к разочарованиям в обществе, где он уже не получает должного внимания. В результате ребёнок будет серьёзнее относиться к себе, делая вывод о своём маленьком кругозоре, обращать внимание на мелочи, делая их значительными. А трудность в общении с другими заставит его уединяться, уходить от контактов. Ведь ему никогда не приходилось с кем-то что-то делить... Но нередко бывает, когда единственный ребёнок, не заняв своего положения в коллективе, начинает "терроризировать" свою семью, превращаясь в маленького деспота. Родителям же порой бывает трудно усмирить свою любовь и заботу к нему, и волей-неволей они воспитывают эгоиста. Такое отношение к нему превращает ребёнка в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, "разбросанного" ребёнка. Помочь в этих случаях может лишь, по мнению Радугина А.А., наделение ребёнка статусом равноправного, но не особого члена семьи.


Многодетная семья.

Иная воспитательная ситуация складывается в многодетной семье. Дети вместе образуют "детское общество", где развиваются навыки общественного поведения: взаимопомощь, сотрудничество, уважение к людям, ответственность, толерантность. Они учатся быть уживчивыми, восприимчивыми к радостям и бедам брата или сестры, старшие учат младших, иногда успешнее, чем родители. Дети из таких семей более подготовлены к супружеской жизни, что связано с преодолением ролевых конфликтов,



¹ Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // К.Д.Ушинский. Избр. пед. произведения: В 2т. М.: Педагогика, 1974. Т. С. 229.

2 Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч.: в 8т.― М.―1984―т.4―с.61.


когда приходится занижать собственные требования к себе, уступая требованиям супруга.

Но и в этих семьях есть минусы, касающиеся несправедливого отношения родителей к детям, когда кто-то из них остаётся обделённым вниманием, как следствие возникают тревожность, чувство ущербности, неуверенность в себе, а также агрессивность, чувство соперничества, ревность старших к младшим, злорадство, зависть. По статистике, именно дети из многодетных семей становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов.

Неполная семья.

В настоящее время одно из первых мест в стране занимают неполные семьи. Рассмотрим неполные семьи, причиной которых стал развод родителей.

Ежедневно: создаются 3616 семей, расторгаются 1534 брака, 1288 детей в результате распада семьи остаются без одного из родителей.

Основные причины расторжения брака: нравственно-психологическая и педагогическая неподговленность молодых людей к строительству семейных отношений, к воспитанию детей, прогрессирующие финансово-экономические сложности, жилищно-бытовые проблемы, которые порождают тревожность и дискомфорт во взаимоотношениях супругов, а это негативно сказывается на воспитании детей.

Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребёнка. "Битва" родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что по статистике у 37,7% детей снижается успеваемость; у 19,6% страдает дисциплина дома; 17,4% требуют особого внимания; 8,7% убегают из дома; у 6,5% возникают конфликты с друзьями. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребёнок пережил в детстве разлуку с отцом.

В семьях после развода создаётся специфическая система отношений между матерью и ребёнком, формируются образцы поведения, представляющие иногда собой альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака. Некоторые научные данные подтверждают положение о том, что опыт детских переживаний в процессе и после развода родителей может оказывать влияние на выполнение супружеской и родительской роли в будущем. Как показывает статистика, женщины, пережившие развод родителей в малолетнем возрасте, предпочитают заводить внебрачных детей. Кроме того, те, кто вырос в разведённых семьях, более подвержены нестабильности в собственном браке.


Городская семья.

Четко дифференцируются воспитатель­ные действия семей, различающихся по гео­графии проживания, — городская и сельс­кая семья. Проживание в городе несомнен­но создает более широкие возможности личностного развития ребенка: более высо­кий уровень школьного обучения, разнооб­разная инфраструктура детского досуга, дошкольных и внешкольных учреждений. С другой стороны, множественность воз­можностей развития детей ставит родите­лей перед соблазном дать ребенку как мож­но больше полезных знаний, навыков и умений в разных сферах жизнедеятельнос­ти. Поэтому в городской семье часто на­блюдаются нервные и физические пере­грузки детей, их высокая утомляемость, со­матические проблемы. Рабочий день город­ских школьников сегодня составляет 10-12 часов в младших классах. Как следствие ухудша­ется здоровье детей: нервно-психические нарушения различной степени выражен­ности наблюдаются у 78% школьников. По­ловина детей 7-9 лет имеют хронические болезни. Не способствует улучшению показателей здо­ровья детей и экологическая обстановка большинства городов страны.


Сельская семья.

Воспитание детей в сельской семье име­ет ряд преимуществ с точки зрения экологи­ческой ситуации в деревне, эффективности социального контроля над ребёнком. В сельской семье более естественным путём осу­ществляется процесс трудового воспитания детей, поскольку ведение домашнего хозяй­ства здесь создает широкие возможности для реального участия детей в общесемей­ной деятельности. Сознание значимости своего трудового вклада в повышение мате­риального благополучия семьи формирует в ребёнке чувство ответственности, самостоя­тельности, независимости, высокой само­оценки. Феномен осознанного участия де­тей в трудовом процессе по созданию реаль­ных материальных ценностей повседневной жизни — основное и главное преимущество воспитания в сельской семье. Одновременно надо признать, что село сегодня не может конкурировать с городом по предоставле­нию детям равных условий для всесторон­него развития личности, что создает опреде­ленные ограничения в формировании жиз­ненных ориентиров сельских детей, сокра­щает возможности личностного выбора.

Несмотря на то, что проблема безнадзор­ных детей считается проблемой городской, основным поставщиком беспризорных де­тей в города является сельская местность Российской Федерации и пригороды (сов­местно 18,8%).


2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ.


2.1.ФУНКЦИИ СЕМЬИ.


Как утверждает Куликова Т.А., семья - специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого в отдельности, поэтому семья выполняет функции, важные как для общества, так и для отдельного человека.

Под функциями семьи понимаются направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи меняются.

Т. А. Куликова выделяет основные функции семьи, которые тесно связаны меду собой, и поэтому нарушения в одной из них сказываются на выполнении других.


1) Функция продолжения рода (репродуктивная или генеративная функция).

Функция продолжения рода состоит в том, что заложенный инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботится о них, воспитывать. Гребенников И.В. утверждает, что в эту функцию входят элементы других функций, поэтому семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения.


Причины падения рождаемости.

Репродуктивная функция тесно связана с проблемой падения рождаемости в стране. Ей занимаются социологи, демографы, психологи, педагоги, юристы, экономисты, медики.

Раньше в нашей стране, как уже отмечалось ранее, был распространён тип многодетной семьи, но в настоящее время молодожёны предпочитают иметь одного ребёнка, нежели двух или трёх. Что же влияет на уровень рождаемости? На это влияют многие факторы: социально-экономическая стабильность в стране, благосостояние семьи, её обеспечение жильём, работой, т.к. имея весьма скромный прожиточный уровень и более чем скромные жилищные условия, многие родители ограничиваются одним ребёнком. Подсчитано, что рождение первенца снижает жизненный уровень городской семьи примерно на 30%.

В 1994 году в России было около 40 миллионов семей; семьи объединяли примерно 91% населения страны, число одиночек составляло 11,6 млн. человек (~9%)

В 1994 году в России были зафиксированы: бездетных семей – примерно 2,6 млн.; семей, состоящих из матери и ребёнка, – 1583 млн.; процент семей, имеющих:

1 ребёнка - 53,7

2 детей - 36,9

3 и более детей - 9,4

среднее количество детей в семье - 1,08

тогда как для простого воспроизводства необходимо - 2,15

Факторы здоровья.

В 1994 году в России родилось 1 456 400 человек – умерло 2 326 100!..Россия лидирует среди всех развитых стран мира по младенческой смертности! Ежедневно: каждый седьмой из пяти с половиной тысяч появившихся на свет детей – внебрачный, более 80 рождаются больными, более 300 – недоношенными. Ежегодно совершается почти 11 тысяч абортов.

По статистике в России значительная часть женщин детородного возраста не могут иметь детей из-за неблагоприятного экологического воздействия на них, неправильного образа жизни, болезней, плохого питания, аборта и т.д.

Отрицательное влияние аборта на последующее поколение доказано наукой. Профессор Лондонской клиники гинекологии и репродукции Энтони Кеддерман на страницах журнала " Для матери " пишет: " Аборт может привести к тому, что ваши дети или даже внуки будут бесплодными ". «Раньше медицина считала, что невозможность зачатия после аборта объясняется механическим повреждением матки. Сегодня вскрыты более глубокие причины: после аборта по всему организму идёт "взрывная волна ". Она проходит по яйцеклеткам и изменяет их ДНК». По мнению Э.Кеддермана, в первую очередь повреждаются гены, отвечающие за репродуктивные способности будущего ребёнка. Повреждённые гены могут сделать бесплодными детей, но бывает иначе – они могут передать нарушения внучкам и правнучкам.

В последнее время также прогрессирует рост мужского бесплодия, на долю которого приходится 40% бездетных браков. Данная проблема, конечно, может быть решена путём искусственного оплодотворения, но по данным диссертационной работы В.О.Бактиаровой, из 82 "пробирочных" детей – 44 имели невротическую симптоматику. Среди наиболее часто встречающихся расстройств – задержка внутриутробного развития – 29,3% от общего числа исследованных детей, с асфиксацией (кислородным голоданием) плода – 89,4%, с неврологическими изменениями – 53,6%.

Но и у "непробирочных" новорождённых наблюдаются отклонения в развитии. Причинами этому служат плохое здоровье рожениц, которое подрывается вредными привычками, тяжёлая работа, отсутствие полноценного декретного отпуска, плохое питание, некачественная вода, незащищённость от инфекций, повреждённость радиацией, неблагоприятное экологическое влияние.

Озабоченность государства проблемами семьи проявилась в принятии в России федеральной программы "Планирование семьи", в рамках которой осуществляется санитарное просвещение, консультирование, и лечение бесплодия, обеспечение противозачаточными средствами, подготовка молодёжи и подростков по вопросам полового воспитания, сексуального и репродуктивного поведения по профилактике заболеваний, передаваемых половым путём и др.

Однако исследования учёных выявили, что используемые женщинами противозачаточные таблетки для предотвращения нежелательной беременности, дают вероятность гомосексуальной направленности у будущего поколения мужского пола, следовательно, это ведёт к потере способности к продолжению рода.


Городской образ жизни.

Также среди причин возникновения такой демографической ситуации в стране, как падение рождаемости, выделяют распространение городского образа жизни, т.к. в городах живёт 2/3 населения страны.

Исследуя проблему падения рождаемости, И.В.Бестужев-Лада проводит сравнение городской семьи с сельской семьёй, утверждая о многодетности второй. Но всвязи с переходом людей в город изменились представления общества о количестве детей в семье. В деревне стимулом выйти замуж и родить детей служил статус уважаемого человека. Но уважали тех, которые сумели поставить на ноги 5,10,20 человек. Несмотря на высокую смертность детей от эпидемий, голода, в то время каждых двух родителей в следующем поколении сменяло, в среднем, трое-четверо новых. При этом выживали самые здоровые. Они-то и передавали свой генетический капитал детям.

С другой стороны, если рассматривать качественную сторону детских кадров, то каждый ребенок в деревне, начиная с 3-х лет, был важным помощником родителям по хозяйству. В нынешней городской однодетной семье ребенок десяти лет по уровню "взрослости" походит на пятилетнего. Все решения за него принимают родители. Вплоть до того, в какой институт поступать и куда устраиваться на работу. В результате происходит «инфантилизация» («омладенчивание») подрастающего поколения.

Это происходит потому, что сегодняшняя производственная занятость женщины, рост культуры людей пробудило эгоистические тенденции молодых людей "пожить для себя" и усилия семьи переключаются с деторождения на домашние хозяйство, учебу, потребление, досуг, творчество, а на рождение и воспитание детей не остается времени.


2) Хозяйственная функция (экономическая).

Хозяйственная функция заключается в распределении домашних обязанностей, трудовой деятельности дома (уборка, работа на участке и т. п.), распределение расходов, удовлетворение потребностей членов семьи, выявление лидерства в управлении домашним хозяйством среди родителей.


Воспитательная и социальная среда.

По мнению Т.А.Куликовой одним из факторов воспитания является воспитательная среда, которую создают родители (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание, приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и т.д., заботясь о положительных примерах и образцах поведения). Поэтому продуманно организованная воспитательная среда сужает арсенал воспитательных приёмов, негативно воздействующих на развитие ребёнка (убрав из поля зрения малыша лекарства, ножницы, иголки, средства бытовой химии, родители исключают в воспитании ребёнка окрики, одергивание, предупреждения, которые сковывают активность ребёнка, делают его нерешительным).

Также огромную роль играет социальная ситуация (прощание на ночь, сборы на прогулку и т.п.), которая может превратиться в педагогическую ситуацию, путем придания родителями ей целевой направленности. Вот, например, день рождения бабушки. Можно ограничится дежурным звонком по телефону и традиционными поздравлениями, тогда педагогический эффект будет минимальный. А можно заранее вовлечь ребенка в подготовку подарка, обратив внимание, что особенно порадует бабушку.


Социальные условия современности.

Социологи констатируют, что сегодня семья находится в ситуации кризиса. По результатам социологического опроса острейшими семейными проблемами являются безработица (57,7%), проблемы, связанные с образованием и воспитанием детей (44,8%), с приобретением непродовольственных товаров (30,7%), с невозможностью организовать нормальное питание (29,9%), получить медицинское обслуживание (25,6%). Таким образом, материальное обеспечение остается одной из причин семейной напряженности.

В условиях бедности у многих родите­лей нет средств для дополнительных расхо­дов на воспитание и образование детей, на организацию их досуга и отдыха, на оплату услуг дошкольных и других детских учреж­дений. Другими словами, мы становимся свидетелями социальной депривации зна­чительной части подрастающего поколе­ния, т.е. лишения, ограничения либо недос­таточности условий, материальных и ду­ховных ресурсов, необходимых для разно­стороннего развития и социализации детей.

В условиях дезорганизации жизни семей разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного ук­лада. Усиливается конфликтность отноше­ний между супругами, родителями, детьми, их депрессивное состояние как следствие правовой, моральной, экономической неза­щищенности.


Занятость женщин в производстве.

Современная жизнь осложняет условия семейного воспитания, в силу того что заметнее стал приток женщин на рынок труда. Это вызвано рядом причин. Среди них – развитие сферы обслуживания, здравоохранения, образования, где традиционно преобладает доля женского труда. Также трудовая активность женщин связана с достаточно высоким уровнем их образования, что стимулирует потребность реализовать себя вне дома, сделать карьеру и т.д. При дефиците домашнего времени мать больше требований предъявляет к самостоятельности детей, поощряет их инициативу, привлекает к помощи в уборке квартиры, приготовлении пищи, даёт им постоянные поручения, положительные влияния которых бесспорны.

Но есть оборотная сторона: снижается контроль над поведением ребёнка, т.к. на него остаётся меньше времени и сил. У детей нередко формируются специфические, несколько искажённые представления о социальных ролях мужчины и женщины: девочки увлекаются мальчишескими играми, мужскими видами спорта, проявляют властность, стремление сделать карьеру и т.п. В результате такой "эмансипации" происходит рост правонарушений, хулиганства и даже бандитизма среди девочек. (Куликова Т.А.)


3) Функция организации досуга (рекреационная и психотерапевтическая функция).

Нынешние социально-экономические условия таковы, что человек вынужден постоянно сталкиваться с негативными психологическими факторами жизни как стрессы, отчужденность, взаимное недоверие, агрессивность, пессимизм и многие другие. В этом случае семья должна быть психологическим убежищем для человека. Только в семье человек находит поддержку, сострадание, участия. Уверенность в помощи близких снимает напряжение, поддерживает бодрое настроение. Климанова Г. А. считает, что умело организованный досуг способствует поддержанию семьи как целостной системы, а его развивающее воздействие на всех членов семьи препятствует проникновению в нее враждебных разрушительных сил (алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение и отчуждение).

Научные исследования выявили прямо пропорциональную зависимость качества домашнего воспитания детей от уровня образования их родителей: чем выше образование родителей, тем важнее для них творческий характер их профессиональной деятельности. В тоже время повышение образования и профессиональной активности родителей сопровождается стремлением к более насыщенному проведению досуга, общению и развитию своего духовного мира, созидательной творческой деятельности, что в свою очередь способствует сплочению семьи, создаёт возможности для приобщения детей к культуре. Растёт ответственность родителей за воспитание детей, за лучшую организацию семейной жизни, что благотворно влияет на другие сферы взаимоотношений. Ответственность за будущее детей побуждает к анализу своей воспитательной деятельности, к приобретению необходимых знаний, умений.

Неблагоприятными факторами, осложняющими выполнение семьёй её воспитательной функции, являются сокращение числа детских дошкольных учреждений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Прекратили существование многочисленные бесплатные школьные кружки и секции.


4) Воспитательная функция.

Семья оказывает воспитательное воздействие на все сферы развития ребёнка. Она даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Целенаправленное и стихийное воздействие родителей, весь уклад в доме вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, справедливости, достоинства. Более того ребёнок сохраняет приобретённый опыт в семье в течение всей последующей жизни, т.к. пребывание ребёнка в семье приходится в более значимый период его жизни, охватывающий достаточно длинный отрезок времени, по сравнению с другими институтами воспитания. Именно в семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Но семья имеет как положительное влияние (любовь близких) так и отрицательное

влияние на формирование личности ребёнка (агрессия родителей иногда формирует у детей подобное качество).

Ушинский К.Д. писал: "Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врождённые способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка, необходимы ещё специальные знания..."¹


Неблагоприятным фактором, влияю­щим на воспитательную функцию семьи, является сверхзанятость родителей. Соци­альные и экономические катаклизмы зас­тавляют родителей работать на нескольких работах, подрабатывать на дому, нередко испытывая при этом нервно-психические и физические перегрузки. Родители лишены возможности адекватно восстановить свои силы, спокойно присоединиться к детско­му миру, разобраться в вопросах, задавае­мых сыновьями и дочерьми, найти на них ответы, да и просто выразить тепло, пони­мание, поддержку своим детям. Чрезмер­ная общественная и производственная за­нятость родителей влечет за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию, по­давляющую личность и эксплуатирующую ее как предмет реализации родительских амбиций.


2.2. ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.


Родительская любовь.

Андреев В.И. утверждает, что для полноценного развития личности необходима любовь, но не только к ребёнку, а также между всеми членами семьи. Феномен любви ценен тем, что имеет разные оттенки и формы проявления. Древние греки различали четыре формы проявления любви, которые в русском языке обозначаются одним словом "любовь". Так слово "eros" означает любовь между мужчиной и женщиной, мужем и женой; "philio" - братскую любовь, любовь между братом и сестрой, друзьями и коллегами; "stroge" - материнскую и отцовскую любовь (хотя между материнской и отцовской любовью также есть большая разница); "agappe" - любовь божественную, которая считается наивысшей формой проявления любви человека к Богу.

Французский писатель Сент-Экзюпери в одной из своих книг дал весьма оригинальное толкование роли любви в воспитании и развитии личности: " Возможно, любовь является процессом, где я мягко, легко и кротко веду тебя к самому тебе. Веду не к такой личности, какой я тебя вижу в моём воображении, а в развитии и проявлении твоих собственных положительных черт ". Вот почему истинная родительская любовь призвана воздействовать на ребёнка не силой назидательных мыслей, поддерживающейся авторитетом родителей, якобы дающей право на жестокое обращение с детьми, а призвана создать опору, поддерживающейся родительской заботой, для раскрытия и развития положительных способностей, заложенных в детях.




¹ Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // К.Д.Ушинский. Избр. пед. произведения: В 2т. М.: Педагогика, 1974. Т. С. 229.

Материнская любовь приобретает исключительное значение для ребенка особенно на начальном этапе его жизни, так как это период является наиболее сензитивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру (Овчарова Р. В.).

Но не менее важную роль в развитии ребёнка играет и отцовская любовь. Лишь отец способен сформировать у ребенка способности к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже его самооценка, тем меньше он придает значение духовным и социальным ценностям, по сравнению с материальными и индивидуалистическими (Дружинин В. Н.)

конецфоржттл Д.С. Акивис отмечает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. Отец меньше опекает детей, предоставляет им большую самостоятельность, воспитывая в ребенке самодисциплину. Отцовская любовь обеспечивает пример родительского поведения в будущем, формирование жизненной позиции вообще и полоролевых позиций, в частности. Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами, как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требований окружающей среды (Л. Л. Баландина).

Родительская любовь сопровождает человека всю его жизнь, хо­тя функции ее несколько меняются. В первые годы жизни она обес­печивает собственно жизнь и безопасность ребенка. Нужда в роди­тельской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Но по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и сохранения внутреннего, эмоционального и психического мира ре­бенка. И хотя лишь в последние десятилетия поведение родителей, их отношения с детьми стали предметом тщательных исследований, ученые единодушны в определении родительской любви: она – ис­точник и гарантия эмоционального благополучия, поддер­жания телесного и душевного здоровья человека.

Типы воспитания.

Родительская любовь может иметь различные отклонения, иногда принимает искаженные формы. В таких случаях говорят о неграмотной, слепой любви, которая
  1   2   3   4

Похожие:

Проблемы семьи и семейного воспитания в современных условиях iconПроблемы семьи и семейного воспитания в современных условиях
В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, социология, демография, психология, педагогика и другие....
Проблемы семьи и семейного воспитания в современных условиях iconИ. В. Челышева Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания
Челышева И. В. Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания. Таганрог: Изд-во Ступина А. Н., 2011. 128 c
Проблемы семьи и семейного воспитания в современных условиях iconВ указатель включены книги, в которых затрагивается тема семьи, семейных отношений, психологии семьи, семейного воспитания и т д
Изучение различных аспектов жизни семьи обеспечивает всестороннее видение семейной ситуации и достаточно полный анализ тех или иных...
Проблемы семьи и семейного воспитания в современных условиях iconЦенность семейного воспитания в педагогическом наследии в. А. Сухомлинского
Охватывает ряд периодов, с присущими им институциональными формами. Ведущей тенденцией формирования аксиологических ориентаций семейного...
Проблемы семьи и семейного воспитания в современных условиях iconОт чего зависит успешность семейного воспитания?
В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный,...
Проблемы семьи и семейного воспитания в современных условиях iconСтили семейного воспитания
Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей...
Проблемы семьи и семейного воспитания в современных условиях iconЛекция №1 (ноябрь) Тема
Мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания...
Проблемы семьи и семейного воспитания в современных условиях iconТипы семейного воспитания
В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями,...
Проблемы семьи и семейного воспитания в современных условиях iconУрока по обществознанию и татарскому языку. Тема: «Социализация и воспитание личности. Традиции как способ семейного воспитания. Самая старая новогодняя игрушка моей семьи»
Базовые понятия урока: социализация, воспитание, разновидности и способы воспитания, традиции, обычаи
Проблемы семьи и семейного воспитания в современных условиях iconПрограмма «Уроки семейного воспитания»
Под руководством педагогов и родителей у учащихся формируется личностное отношение к ключевым понятиям культуры, навыки межкультурного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница