Методическая разработка по теме самообразования Обучение учащихся




Скачать 354.76 Kb.
НазваниеМетодическая разработка по теме самообразования Обучение учащихся
страница1/4
Дата15.12.2012
Размер354.76 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4


Государственное Бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 806 г. Москвы


Методическая разработка


по теме самообразования


«Обучение учащихся выполнению части С ЕГЭ по русскому языку

(написание сочинения по текстам публицистического и художественного стилей)»


учителя русского языка и литературы

Алексеевой Евгении Викторовны


Москва, 2010


Пояснительная записка


Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку ЕГЭ, КИМами которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 10-11 классов. Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и В, но и уровень компетентности. Очевидно, что выполнение части С требует от учащегося не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. При проверке выполнения заданий части С учителя и методисты выявляют факты, давно беспокоящие всех, кто имеет отношение к преподаванию русского языка, – низкий уровень владения культурой письменной речи, недостаточное развитие коммуникативной компетенции выпускников школы. Эти негативные факты, касающиеся всех видов речевой деятельности, проявляются и на всех уровнях создаваемого учащимися письменного высказывания: неумение вдумчиво читать, адекватно воспринимать, оценивать и интерпретировать исходный текст, формулировать и аргументировать свою точку зрения, ясно, точно, логично и грамматически правильно выразить свои мысли.

Качественный анализ ответов выпускников по заданным критериям позволил увидеть уровень готовности учащихся к выполнению части С, обозначить проблемные точки, над которыми нам предстоит специальная работа в ближайшем будущем.

Задача учителя - разобраться в причинах неуспехов школьников, выделить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и литературы, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.

Таким образом, новизна данной разработки заключается в направленности ее на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.

Цели:

  • подготовка старшеклассников к успешному выполнению части С ЕГЭ;

  • формирование способности к созданию письменного высказывания на основе предложенного публицистического или художественного текста.

Задачи:

Познакомить с основными этапами работы над заданием части С и критериями, по которым оценивается сочинение.

Обучить

  • анализу содержания исходного текста;

  • способам выражения понимания чужого текста;

  • умению формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;

  • умению аргументировано доказывать собственное мнение;

  • умение ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;

  • созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.

  • использовать в речи варианты грамматических конструкций и лексическое богатство языка, а также изобразительно-выразительные средства;

  • соблюдать нормы современного русского языка;

  • пользоваться справочной и лингвистической литературой.

Развить рефлексивные способности на основе способов различения авторской позиции, позиций всех присутствующих в тексте субъектов речи и собственной.


Формы работы:

  • коллективная при обсуждении содержания текста;

  • индивидуальная письменная работа по созданию собственных сочинений по предложенным текстам.

Ожидаемые результаты


Формирование следующих умений и навыков:

  • умение анализировать содержание читаемого текста;

  • умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;

  • умение аргументировано доказывать собственное мнение;

  • умение ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;

  • умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

  • использовать в речи варианты грамматических конструкций и лексическое богатство языка, а также изобразительно-выразительные средства;

  • соблюдать нормы современного русского языка;

  • пользоваться справочной и лингвистической литературой.


В результате использования данной разработки на уроках и индивидуально-групповых консультациях учащиеся должны


знать:

  • требования к сочинению части С ЕГЭ по русскому языку (критерии оценивания);

  • основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;

  • грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);специфику работы с публицистических и художественным текстом при написании сочинения части С;

  • наиболее распространенные клише, используемые при написании сочинения части С ЕГЭ по русскому языку.


уметь:

  • определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения);

  • выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;

  • определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать ее разными способами (с помощью глаголов речи, мысли, с помощью способов передачи чужой речи);

  • писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;

  • критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение


Содержание

Методическая разработка содержит теоретический материал, состоящий из 17 тем, практические и контрольные работы и приложения. Теоретический материал дается с помощью лекций учителя с использованием таких видов работ учащихся, как конспектирование, составление тезисов, опорных конспектов, блок-схем, подробного и сжатого плана. Практические работы предполагают использование следующих видов работ: написание фрагментов сочинения, анализ текстов, подбор аргументов, составление связок-клише, составление мини-текстов, тестовые задания, работа со словарями и справочной литературой и т.д.

Каждая тема включает в себя следующие вопросы:

Критерии оценивания сочинения части С.

Знакомство с требованиями с сочинению части С, анализ критериев оценки сочинения, поэтапный разбор каждого содержательного критерия.

Типы и стили речи.

Отличительные признаки художественного и публицистического стилей. Определение стиля текстов, различение художественных и публицистических текстов. Отличительные особенности описания, повествования и рассуждения.

Композиция сочинения.

Основные структурные блоки сочинения части С. Характеристика основных частей сочинения части С. План-схема сочинения.

Тема текста, основная мысль, актуальность темы текста.

Работа с толковыми словарями, знакомство с понятиями темы, тематики и основной мысли текста. Критерии актуальности темы.

Проблематика и основная проблема текста.

Выявление проблемы текста, знакомство с приемами выделения проблем текста, Способы формулировки проблемы исходного текста. Формулирование проблем разными способами: определение проблемы и вопрос.

Комментирование одной из проблем исходного текста.

Типы комментария: текстуальный и концепционный. Основные вопросы конкретизации содержания комментария. Отличие пересказа текста от его комментирования.

Определение позиции автора

Анализ проблемы исходного текста, определение авторской позиции. Способы формулировки авторской позиции. Формулирование мнения автора различными способами.

Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте.

Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте: оценочная лексика как средство выражения авторской позиции Художественные средства выражения авторской позиции: сравнения, метафоры, эпитеты.

Определение собственной позиции (тезиса).

Определение собственного мнения по проблеме, способы формулировки собственной позиции (тезиса).

Виды и типы аргументов.

Виды и типы аргументов, требования к аргументации собственного мнения. Структура аргументации.

Оформление вступления и концовки к сочинению.

Традиционные и нетрадиционные способы оформления вступления и заключения к сочинению.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Понятие о коммуникативном намерении. Трехчастная композиция. Соотношение частей композиции. Понятие о логических ошибках.

Точность и выразительность речи.

Основные требования этого критерия. Понятие о внелитературных элементах. Требования к выразительной речи.

Грамматические и речевые нормы русского языка.

Соблюдение норм построения языковых единиц: слов, их форм, словосочетаний и предложений. Соблюдение речевых норм языка. Классификация грамматических и речевых ошибок.

Анализ и корректировка написанного сочинения.

Анализ композиции, логичности и последовательности изложения, структурной полноты. Выявление ошибок и способов их исправления. Исправление речевых ошибок. Анализ содержания по плану.



СОВЕТЫ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ В ЖАНРЕ ЭССЕ (ЕГЭ ЧАСТЬ С)

            Текст сочинения должен соответствовать определённой речевой ситуации. Поэтому и построение текста, и его лексика должны подчиняться задачам этой ситуации. Об этом следует постоянно помнить. В работе проверяются УМЕНИЯ (см. критерии оценки части С). Умеешь найти проблему – молодец, умеешь её прокомментировать, определить авторскую позицию, согласиться или не согласиться с позицией автора по найденной проблеме, а также аргументировать свою позицию по проблеме – половина дела сделана. Далее надо логически верно оформить мысли (этому поможет абзацное членение вашего текста), следует использовать разные синтаксические конструкции и избегать повтора слов (обратите внимание, как связаны К6 и К10). Орфография, пунктуация, грамматика – этому, к сожалению, быстро не научишься, хотя никогда не поздно.

Следовательно, постараемся набрать максимальное количество умений, а значит, и баллов. Чтобы облегчить задачу написания (и проверки экспертами!) текста части С, необходимо придерживаться плана-алгоритма, который поможет быстро сориентироваться на экзамене. План-алгоритм примерный, но в условиях экзамена может быть полезным.


План-алгоритм


Прочитай текст. Найди главное предложение. Если таких много выбери только одно.
Переделай его в вопросительное. Задай этот один вопрос ко всему тексту. Если текст отвечает на этот вопрос – ты нашёл проблему, поднятую автором в тексте. Прокомментируй её, объясни, из каких слов автора видно, что это именно та проблема, которую ты нашёл.
ОЧЕНЬ ВАЖНО: КАК ПРАВИЛО, В ПОДОБНЫХ ТЕКСТАХ ВСЕ ДЕЙСТВИЯ СОВЕРШАЕТ НЕ АВТОР, А РАССКАЗЧИК ИЛИ ГЕРОЙ РАССКАЗА. ДАЖЕ ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЁТ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА!!!

Если текст не отвечает на этот вопрос, то найди другое главное предложение.(Далее см. п. 2)
Начинай текст с назывного предложения . (Например, текст посвящен теме чести, счастья, детства, войне и т.д. Слово «тема» в твоём сочинении звучать не должно). Например: Понятие чести… или: Счастье… или: Взаимоотношения… и т. п. Далее запиши своё вопросительное предложение и слова: «Именно эту проблему затрагивает автор в своём тексте». Поставь двоеточие, открой кавычки и запиши слова автора, которые ты нашел в п.2 Цитата должна быть маленькой: или 1-2 небольших предложения, или только словосочетания.
Почувствуй тональность текста. Что и как автор делает в тексте (убеждает, иронизирует, сожалеет и т.д.) по отношению к именно той проблеме, которую ты написал в 1-ом абзаце. Из каких слов это видно? Ты нашёл позицию автора и отношение автора к проблеме.
ОЧЕНЬ ВАЖНО: КАК ПРАВИЛО, В ПОДОБНЫХ ТЕКСТАХ ВСЕ ДЕЙСТВИЯ СОВЕРШАЕТ НЕ АВТОР, А РАССКАЗЧИК ИЛИ ГЕРОЙ РАССКАЗА. ДАЖЕ ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЁТ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА!!!

С красной строки запиши позицию автора по данной проблеме: «Автор убежден (с грустью говорит, иронизирует и т. д. (см. п. 5)) в том (о том, над тем )…» и далее саму позицию автора.
Разделяешь ли ты позицию автора? Если Да (Нет), с красной строки запиши (желательно синонимами), с чем ты согласен (или не согласен), объясни почему.
Во- первых, (с красной строки) покажи на примере из литературы или из личной жизни, где встречалась подобная проблема и как она решалась. Если не было в личной жизни или ты не помнишь ни одного похожего примера, то сочини свой пример на эту проблему(ту, которая была в первом абзаце). Докажи, что именно этот пример убедительно выражает твоё согласие (несогласие) с позицией автора по данной проблеме.
Во-вторых, (с красной строки) приведи ещё похожий пример из литературы (фильма) или из жизни кого-нибудь. Если так ничего не вспомнил, сочини ещё один пример и докажи, что именно этот пример убедительно выражает твоё согласие (несогласие) с позицией автора по данной проблеме.
Проверь себя:
 - у тебя должна рассматриваться только одна проблема, та, которую ты написал в первом абзаце!

 - слово ПРОБЛЕМА должна быть написана в первом, втором абзаце обязательно!

 - слово ПРОБЛЕМА может быть заменена на ОСНОВНОЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ СТАВИТ АВТОР…;

 - должно быть два аргумента (пример + исследование ,т.е. почему именно этот пример, с твоей точки зрения, подтверждает логику твоих рассуждений, подумай, как он помогает понять проблему, дает ли он возможность сделать верные выводы).

-ОЧЕНЬ ВАЖНО: КАК ПРАВИЛО, В ПОДОБНЫХ ТЕКСТАХ ВСЕ ДЕЙСТВИЯ СОВЕРШАЕТ НЕ АВТОР, А РАССКАЗЧИК ИЛИ ГЕРОЙ РАССКАЗА. ДАЖЕ ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЁТ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА!!!

11. Закончить сочинение можно призывом, способом решения проблемы, заключить, что проблема эта вечна и человечество будет искать ответ на этот вопрос.

 

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ.

  1. Вступление. Во вступлении должен прозвучать К1 – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.

  2. Основная часть. а) В основной част должен прозвучать К2 – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого еще раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери главное слово, словосочетание, предложение, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему. б) Четко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже К3. в) далее надо отработать К4 – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй четко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать 2 аргумента – доказательства твоей правоты (жизненный опыт, статья в газете или журнале, художественная литература, пословицы и поговорки, пример из жизни писателей, поэтов, ученых, политиков, видных государственных деятелей, теле- или радиопередач).

3. Заключение. Опять вернись к проблеме и назови ее, сделай вывод в 1-2 предложениях.


Алгоритм работы над сочинением.

1 абзац. Ищем проблему, прописываем ее. Задаем к ней вопрос.

2 абзац. Комментируем проблему с отрицательной стороны.

И что в итоге? (Что ждет в будущем?) Мы будем… (=отвечаем на вопросы). Разве этого мы хотим? Разумеется, нет! Поэтому мы должны, как справедливо заметил … , следить… .

3 абзац. Отвечаем на вопрос «Что думает по этому поводу автор?».

Далее личностная позиция, аргументы и вывод.


Шаблон 1.

1. (ФИО автора) ставит очень важную проблему – проблему…

Основная проблема, поставленная (ФИО автора в Т. падеже), связана с…. … Что такое … ? Вот проблема, которую поднимает… (формулировку проблемы можно найти в задании А29, 30)

2. Комментарий проблемы (= краткий пересказ, цитирование). (комментарий можно найти в задании В8)

3. Позиция автора данного текста (позитивная, негативная, нейтральная, двоякая). Он считает, что…

4. Я согласен с … ( в том, что…).

1. Во-первых, потому что …

Во-вторых,… Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

5. В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.

6. В качестве доказательства могу сказать следующее.

7. Доказать это можно так.

8. Краткий вывод.

Шаблон 2.

Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.

Автор предстает передо мною умелым писателем. Его речь проста и доступна, рассуждения понятны. … (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о …(=пересказ). Он считает, что мы должны… .

С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями. …

В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …

Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.


Шаблон 3.

Проблем в современном мире очень много. Одна из них - …. .Именно эту проблему, которая не может не волновать современного человека, затрагивает (автор текста) в своём тексте. . (можно найти в задании А28, 29, 30)


Комментарий проблемы

(Ф.И. автора) размышляет о…. Он считает, что (можно цитировать и списывать точку зрения из А28, В8).

С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. (Общеизвестно…, Действительно…) или (Во-первых,… Во-вторых,…), (Я думаю,…Мне кажется,…) Привести 2 аргумента.

(Ф.И. автора) в своём тексте поднял(а), несомненно, важную проблему - … .Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим(и) вопросом(амии).


Формулировки проблем.

1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.

2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.

3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то).

4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.

5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).

6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).

7.Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо).

8.Проблема нравственного выбора.

9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.

10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.

11.Проблема нравственного долга.

12.Проблема защиты и сохранения природы.

13.Проблема сохранения и развития русского языка.

14.Проблема чинопочитания и угодливости.

15.Проблема семейных (родственных) отношений.

16.Проблема исторической памяти.

17.Проблема коммерциализации культуры…


Материалы

для практических

работ


  1   2   3   4

Похожие:

Методическая разработка по теме самообразования Обучение учащихся iconМетодическая разработка может представлять собой
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка по теме самообразования Обучение учащихся iconУрока: Учебно-методическая разработка урока по теме «Reading»
Учебно-методическая разработка урока по теме «Reading» на основе умк кузовлева В. П. для 9 класса. (Материалы можно использовать...
Методическая разработка по теме самообразования Обучение учащихся iconМетодическая разработка по теме «Школьный музей «Живая старина»
Методическая разработка по теме «Школьный музей «Живая старина» как образовательный ресурс на уроках технологии»
Методическая разработка по теме самообразования Обучение учащихся iconПермский строительный колледж методическая разработка
Методическая разработка предназначена для студентов 3 курса. Цель разработки познакомить учащихся с особенностями технического перевода,...
Методическая разработка по теме самообразования Обучение учащихся iconМетодическая разработка к практическому занятию «Изучение анатомии и физиологии сердца»
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Анатомия и физиология сердца» инаправлена на...
Методическая разработка по теме самообразования Обучение учащихся iconУрок по теме «Мейоз»
Учебно-методическая разработка урока биологии «Мейоз» подготовлена для учащихся 9 классов основной школы по модульной технологии
Методическая разработка по теме самообразования Обучение учащихся iconМетодическая разработка Программы элективного курса «Учимся понимать художественный текст»
В ней даются конкретные методические рекомендации по обучению учащихся приемам осознанного чтения. Методическая разработка поможет...
Методическая разработка по теме самообразования Обучение учащихся iconДанная методическая разработка посвящена проблеме подготовки к егэ по литературе выпускников 11 классов. В нее включен один из элементов подготовки обучение
Данная методическая разработка посвящена проблеме подготовки к егэ по литературе выпускников 11 классов. В нее включен один из элементов...
Методическая разработка по теме самообразования Обучение учащихся iconМетодическая разработка урока английского языка в 11 классе по теме «Новая Зеландия»
Цель урока: Обобщить изученный материал по теме: «Новая Зеландия», осуществить контроль знаний учащихся, практиковать использование...
Методическая разработка по теме самообразования Обучение учащихся iconОтчетности по теме самообразования на 2012-2013 у г. Ф. И. О. Тема самообразования Срок
Доу, самоанализ педагогической деятельности (обязателен для аттестующихся педагогов) и др)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница