Скачать 353.86 Kb.
|
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ г. ИРКУТСКА Адаптированная программа спецкурса по английскому языку «Развитие коммуникативных способностей» для 11 гуманитарного класса (Спецкурс написан на основе государственной программы «Иностранные языки». М.: Просвещение. 1997. Авторы: Н.Д. Гальскова и др.) 34 часа (1 час в неделю) Составитель: Учитель английского языка Пралич Елена Валерьевна 2005 г. Пояснительная записка Актуальность создания программы. Целью обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе является развитие личности учащегося, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Что же значит овладеть устной речью на иностранном языке? Что значит научиться вести на нём беседу? Значит ли это пройти вводно-фонетический курс, изучить грамматику, освоить лексический минимум, научиться читать разно-жанровые тексты и пересказывать их? Конечно, без этого научить иностранному языку нельзя. Но даёт ли такая система подготовки возможность не только произносить монологи, но и адекватно участвовать в общении с живым человеком в разнообразных ситуациях. Опыт показывает, что нет. Рано или поздно каждый учитель останавливается на самом главном и интересном месте в процессе овладения языком - на постижении принципов общения. На родном языке мы общаемся с окружающими каждый день. Мы высказываем свои мнения, выражаем чувства и переживания, убеждаем, сообщаем о желаниях и состоянии здоровья, пытаемся обратить на себя внимание, заинтересовать кого-то, произвести определённое впечатление. Мы выслушиваем собеседника и реагируем на его слова. Кроме того, каждый говорящий стремиться, сознательно или несознательно, манипулировать окружающими. Поскольку на родном языке мы общаемся регулярно, методика общения оказывается в известной мере отточенной. Но когда речь заходит об овладении навыками общения на иностранном языке, здесь задача оказывается более сложной. Необходимость данного курса заключается в том, что он способствует развитию практического компонента цели, который заключается в формировании у школьников коммуникативной компетенции в иностранном языке, обеспечивающей основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся на старшем этапе обучения и возможность приобщения к культурным ценностям народов-носителей изучаемого языка. Данная программа ориентирована главным образом на подготовку учащихся к использованию языка в реальной жизни, что обеспечивается, в свою очередь, коммуникативной направленностью заданий данного курса. Современный процесс обучения иностранному языку, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, основан на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, что вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания школьного образования. Целенаправленное формирование речевых навыков и умений на уроках иностранного языка по данному спецкурсу активизирует работу памяти, мышления и других психических процессов, ролевые игры развивают воображение и тем самым способствует умственному развитию школьников. Также данный спецкурс помогает преподавателю вооружить учащихся различным средствам и приёмам ведения беседы, которые в свою очередь помогут усовершенствовать навыки общения на изучаемом языке и научить ребёнка лучше понимать речевое поведение собеседника, понимать причины коммуникативных неудач и по возможности оборачивать ситуацию в свою пользу. Целью данного спецкурса является развитие коммуникативных способностей школьников на старшей ступени овладения иностранным языком, т.е. обучение пользованию языком, а не сообщение знаний о нем. Для достижения данной цели были сформулированы следующие сопутствующие задачи:
Программа спецкурса Спецкурс рассчитан на один учебный год (на 34 учебных часа). В программу спецкурса включены темы в рамках государственной программы. Ниже даётся примерная тематика иноязычного общения на уроках по развитию коммуникативных способностей учащихся.
|