Образовательная программа социально-педагогической направленности «Изучение русского языка с использованием пк»




Скачать 137.05 Kb.
НазваниеОбразовательная программа социально-педагогической направленности «Изучение русского языка с использованием пк»
Дата15.12.2012
Размер137.05 Kb.
ТипОбразовательная программа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ВОЛОСОВСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Утверждена

Директор МОУ ДОД

«Волосовский центр ДОД»

__________________/Кондратьева О. В./

Приказ №_______от____________

Согласовано

Педагогический совет

МОУ ДОД «Волосовский центр ДОД»

Протокол № от

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«Изучение русского языка с использованием ПК»

(11 класс, 1 год обучения, 68 учебных часов)

Программу составила:

Филиппова Ирина Анатольевна,

методист МОУ ДОД

«Волосовский центр ДОД»


ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 2

Пояснительная записка 3

Задачи: 3

Ожидаемые результаты: 4

Методическое обеспечение 5

Учебно-тематический план 6

Содержание программы 9

Список литературы 14


Пояснительная записка

Программа носит социально-педагогическую направленность и освещает теоретические и практические вопросы, касающиеся знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; устные и письменные нормы. Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов.

Язык - это система словесного выражения мыслей, знаний, представлений о мире, служащая средством общения людей. Овладение нормами родного языка, эффективное использование языковых средств закладывает основу для успешной реализации личности в обществе, для формирования духовного богатства человека. Проведение и проверка единого государственного экзамена по русскому языку продемонстрировала ряд общих закономерностей, раскрывающих «слабые» места в освоении школьниками русского языка.

Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, на наш взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Конечно данные разделы входят в школьную программу. Но в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать некоторые разделы (например, орфоэпические и лексические нормы).

Основная цель программы – создание условий и предпосылок для успешного изучения курса русского языка с использованием компьютерной техники.

Задачи:

  1. овладение умениями познавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; повышение уровня языкового (речевого) развития обучающихся; закрепить навыки грамотной ситуативной речи;

  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, умений и навыков, при решении и выполнении практических задач с использованием новых информационных технологий, речевой культуры, грамотности;

  3. воспитание духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  4. использование полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни и общественной деятельности, совершенствования речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развития готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.

Формы обучения: лекции, семинары, учебные занятия, беседы, практические работы.

Режим занятий: два дня в неделю по 45 минут или один день в неделю 90 минут с десятиминутным перерывом.

Ожидаемые результаты:

  • овладеть знаниями теоретического материала;

  • уметь использовать эти знания в своей практике речи;

  • изучить систему терминов курса;

  • уметь производить семантический и стилистический анализ;

  • уметь планировать исследовательскую работу филологического и лингвистического характера;

  • осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста;

  • уметь решать учебные проблемные ситуации;

  • уметь проводить лабораторные исследования филологического и лингвистического характера;

  • уметь сотрудничать.

Методическое обеспечение

Занятия проводятся в группах в форме лекций, учебных занятий и семинаров.

Для проведения занятий по определенным темам создаются интерактивные презентации, раздаточный и дидактический материал в форме письменных и электронных заданий. Для учебных занятий учащимся требуется тетрадь для записей и компьютерная программа Microsoft Office Word.

Формы подведения итогов: тестирование, контрольные работы, представление и защита проектов и творческих работ.

Система оценивание безоценочная, зачётная (зачёт/незачёт).

Учебно-тематический план



Тема занятия

Кол-во часов

1

Орфоэпические нормы.

1

2

Лексические нормы.

1

3

Морфологические нормы.

1

4

Синтаксические нормы ( построение предложения с деепричастием).

2

5

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.

2

6

Текст. Последовательность предложений в тексте. Работа в текстовом редакторе Word (форматирование и редактирование текста).

1

7

Средства связи предложений в тексте.

1

8

Предложение. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Использование средств редактирования текста Word.

2

9

Синтаксический анализ предложения. Зачет.

1

10

Морфологический анализ.

2

11

Лексическое значение слова. Зачет.

1

12

Правописание -н-, -нн- в суффиксах различных частей речи.

2

13

Орфограммы в корнях слов.

2

14

Правописание приставок.

1

15

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

2

16

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме причастий).

1

17

Правописание НЕ и НИ.

2

18

Слитное, дефисное, раздельное написание. Поиск по документу, замена символов.

2

19

Зачет по орфографии. Редактирование текста Word.

1

20

Пунктуация в простом и сложном предложениях.

1

21

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

2

22

Знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

1

23

Знаки препинания в простом осложненном предложении

1

24

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

25

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

26

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.

1

27

Зачет по пунктуации.

1

28

Грамматические нормы (синтаксические нормы).

2

29

Информационная обработка письменных текстов различных стилей.

1

30

Лексическое значение слова. Переносное значение слова.

1

31

Основные способы словообразования.

2

32

Морфологический анализ слова. Средства рисования в редакторе Word.

2

33

Словосочетание.

2

34

Предложение.

2

35

Осложненное простое предложение.

1

36

Сложное предложение.

2

37

Средства связи предложений в тексте. Организационная диаграмма.

1

38

Речь. Анализ средств выразительности.

2

39

Понятие проблемы, авторская позиция, способы их формулировки.

2

40

Понятие о комментарии.

2

41

Понятие об аргументе.

2

42

Грамматические и речевые нормы русского языка.

2

43

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

1

44

Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения.

2




ИТОГО

68 часов.



Содержание программы

Тема 1. Орфоэпические нормы. Предлагается работа по таблице орфоэпических норм, предложенной методическими рекомендациями ФИПИ.

Тема 2. Оттенки лексических значений однокоренных слов.

Тема 3. При работе над морфологическими нормами обращаем внимание на

- разницу в окончаниях существительных мужского рода в Р. П. ( помидоров, чулок, килограммов и пр.).,

- морфологические нормы в употреблении числительных,

- употребление собирательных числительных,

- употребление сочетаний существительных с числительным и сложных слов, в состав которых входят числительные ( двадцатиоднолетний),

- употребление редко встречающихся существительных ( кочерга, дно) в форме Р. П.,

- употребление имен существительных, в которых наблюдаются трудности с определением рода (Токио, кенгуру и проч.)

Тема 4 Задание предполагает работу по построению предложения с деепричастным оборотом.

Тема 5 Синтаксические нормы , нормы согласования и управления рассматриваются

- при наличии однородных членов предложения,

- употребление имен собственных ( в картине “Спящий пастушок» или в «Спящем пастушке», но не в картине спящем пастушке»),

- построение предложений с причастным оборотом,

- построение сложноподчиненных предложений,

- трудные случаи управления,

- построение предложений с косвенной речью.

Тема 6. Последовательность предложений в тексте. Алгоритм выполнения задания. Форматирование и редактирование текста в текстовом редакторе Word.

Тема 7. Средства связи предложений в тексте.

Тема 8. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Редактирование текста Word.

Тема 9. Синтаксический разбор предложения.

Тема 10. Морфологический анализ. Выявление сложностей при выполнении задания ( служебные части речи: производные союзы, частицы; краткие формы прилагательных и причастий).

Тема 11. Лексическое значение слова.

Тема 12. Правописане –н- и –нн- всуффиксах разных частей речи.

Тема 13. Правописание корней. Безударные проверяемы гласные в корне, непроверяемые и чередующиеся.

Тема 14. Правописание приставок. Общее правило написания приставок, приставки на –з-с, приставки пре-, при-.

Тема 15. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Спряжение глаголов.

Тема 16. Правописание суффиксов различных частей речи.

Тема 17. Различение на письме частиц НЕ и НИ.

Тема 18. Слитное, дефисное, раздельное написание предлогов, союзов, местоимений, частиц. Средства поиска и замены символов.

Тема 19. Зачет по орфографии с использованием компьютерных тренажеров «Фраза» и др. Редактирование текста Word.

Тема 20. Пунктуация в простом и сложном предложениях ( пр-ия с союзом И).

Тема 21. Пунктуация в предложениях с обособленными членами.

Тема 22. Пунктуация при вводных конструкциях.

Тема 23. Пунктуация в простом осложненном предложении.

Тема 24. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Тема 25. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Тема 26. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.

Тема 27. Зачет по пунктуации.

Тема 28. Смысловая композиционная целостность текста.

Тема 29. Информационная обработка письменных текстов различных типов речи.

Тема 30. Лексическое значение слова. Переносное значение слов.

Тема 31. Основные способы образования слов в русском языке.

Тема 32. Морфологический анализ слова.

Тема 33. Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании.

Тема 34. Типы предложений.

Тема 35. Простое осложненное предложение. (с причастным и деепричастным оборотами).

Тема 36. Сложное предложение с разными видами придаточных.

Тема 37. Средства связи предложений в тексте. Построение организационной диаграммы.

Тема 38. Анализ средств выразительности.

 Тема 39. (2 часа). Повторение изученного в 10 классе. Понятие о  проблеме, авторской позиции, способах их формулировки.

Практическая часть: формулировка проблемы и позиции по публицистическому и художественному тексту  А. Чехова «Когда я пью чай, ко мне входит моя Лиза...»,  Г. Бакланова «На хуторе сон и тишина...», В. Солоухина о манжетке, Д. Гранина о Сиднейском мосте и т.п.

Тема 40. Понятие о комментарии (2 часа). Зависимость комментария от типа и стиля речи  исходного текста. Подбор цитат из публицистического текста, их перефразирование.

 Особенности комментария художественного текста: сжатый пересказ ситуации, описанной в тексте. Сжатое изложение по одному или нескольким текстам.

Тема 41. (2 часов). Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты.

Способы введения аргументов: вводные слова (во- первых, во- вторых, таким образом и т.д.), вводные слова со значением источника сообщения (по- моему, по моему мнению  и т.д.), союзы (так как, поскольку, потому что, частица  ведь).

Практическая часть: Рассмотрение образцов. Подбор аргументов к тезису. Поиск тезисов к предложенным аргументам. Анализ выпускных сочинений прошлых лет с точки зрения точности и убедительности подобранных аргументов. Анализ текстов (выявление проблемы и авторской позиции + аргументы).

Проверочная работа: подбор 2 аргументов к предложенному тезису.

Тема 42. (2 часа). Грамматические и речевые нормы русского языка -  критерии  9 и 10.

Наиболее распространенные в сочинениях части С грамматические ошибки:  ошибочное словообразование разных частей речи, нарушение норм согласования и управлении и т.д. Речевые нормы русского языка. Распространенные речевые ошибки.

Практическая  часть: упражнения на редактирование текстов с ошибками, нахождение ошибок в сочинениях выпускников прошлых лет.

Тема 43. (1час).   Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (Критерий 5). Абзацное членение. Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок..

Практическая часть: выделение абзацев в тексте

Тема 44. (2 часа). Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения части С ЕГЭ по русскому языку  (обобщение) Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (тире, двоеточие, точка с запятой) Сочетание знаков и комбинация знаков. Диктант на данные пунктуационные правила.

Список литературы

  1. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. Ч. I. Пособие для филологов. — Томск: Изд-во Том. гос. пед ун-та, 2001.

  2. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. — М.: Айрис — пресс, 2002.

  3. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя. Пособие для учителя. Под ред. М. Л. Семановой. Москва, "Просвещение",1987.

  4. Антонова Е. С. Тайна текста. //Русский язык в школе. 2000, №5, с. 3; №6.

  5. Перепелкина Н. А. Работа над образными средствами языка на уроках грамматики. //Русский язык в школе. 1999, №4.

  6. Пахнова Т. М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9 - 11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.

  1. Гольцова, Н.Г. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10 – 11 класс / М.: Русское слово, 2006.

  2. Кудинова, Т.А. Русский язык: схемы, образцы, алгоритмы, тренинг / Р.: Феникс, 2006.

  3. Пучкова, Л.И. Русский язык. Типовые тестовые задания / М.: ЭКЗАМЕН, 2008.

  4. Белякова, В.И. Русский язык. ЕГЭ. Эффективная методика / М.: ЭКЗАМЕН, 2007.

  5. Водина, Н.С. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник-практикум / М.: Флинта, 2001.

Похожие:

Образовательная программа социально-педагогической направленности «Изучение русского языка с использованием пк» iconПояснительная записка образовательная программа «Здоровье моей семьи» социально-педагогической направленности
Образовательная программа «Здоровье моей семьи» социально-педагогической направленности
Образовательная программа социально-педагогической направленности «Изучение русского языка с использованием пк» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности

Образовательная программа социально-педагогической направленности «Изучение русского языка с использованием пк» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «юные кинологи»
...
Образовательная программа социально-педагогической направленности «Изучение русского языка с использованием пк» iconОбразовательная программа «Изучение русского языка как иностранного»
Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного в современной школе
Образовательная программа социально-педагогической направленности «Изучение русского языка с использованием пк» iconПрограммы «Изучение русского языка как неродного»
Методическая система совершенствования профессиональной компетентности в рамках курсов повышения квалификации, реализуемая через...
Образовательная программа социально-педагогической направленности «Изучение русского языка с использованием пк» iconПрограммы учебных дисциплин для мп кафедры русского языка мп «Фундаментальное изучение русского языка и его истории»
Закономерности развития лексической системы русского языка и методы её исследования 6
Образовательная программа социально-педагогической направленности «Изучение русского языка с использованием пк» iconПрограмма дополнительного образования социально-педагогической направленности «Посиделки»
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. На наш взгляд именно система знаний, представленных в программе,...
Образовательная программа социально-педагогической направленности «Изучение русского языка с использованием пк» iconПояснительная записка При изучении русского языка в 9 11 классах основная часть учебного времени традиционно отводится на освоение раздела «Синтаксис и пунктуация»
Особое внимание уделяется стилистике, лингвистическому анализу текста в соответствии с усилением общей речевой направленности в преподавании...
Образовательная программа социально-педагогической направленности «Изучение русского языка с использованием пк» iconТематическое планирование по русскому языку. 11 класс
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того,...
Образовательная программа социально-педагогической направленности «Изучение русского языка с использованием пк» iconРоссийской Федерации Совершенствование монологической речи на уроках литературы и русского языка Обобщение опыта
Изучение вопросов развития монологической речи в доступной методико-педагогической литературе
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница