Скачать 1.22 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» ___________________________________________________________________________ современных технологий обучения Кафедра _________________________________________________ КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ К УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ: «Организация изучения истории России с использованием ИКТ (Раздел «История России XIX век – начало XX века»)» Специальность: 032600 __История с дополнительной специальностью_ (код ОКСО) (наименование) Красноярск 2007 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» ___________________________________________________________________________ Кафедра современных технологий обучения КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ К УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ: «Организация изучения истории России с использованием ИКТ (Раздел «История России XIX век – начало XX века»)» Специальность: 032600 - История с дополнительной специальностью Красноярск 2007 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» Кафедра Современных технологий обучения Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю «Организация изучения истории России с использованием ИКТ (Раздел «История России XIX – начала XX века»)» в рамках дисциплины «Теория и методика обучения истории». АННОТАЦИЯ 1. Минимальные требования к содержанию учебного модуля. Понятийный аппарат и методика преподавания раздела «История России XIX – начала XX века», виды цифровых образовательных ресурсов по курсу «История России», методические аспекты использования различных ЦОР в учебном процессе в интеграции с современными образовательными технологиями. Ресурсный банк современных педтехнологий и цифровых образовательных ресурсов по истории. 2. Цели учебного модуля: Содействие формированию профессионально-методической компетен-тности будущего учителя истории в области использования современных технологий обучения и цифровых образовательных ресурсов на примере изучения раздела «История России XIX – начала XX века». 3. Задачи учебного модуля: Профессиональные задачи, соответствующие уровню ключевых компетентностей: - развитие компонентов исследовательской и коммуникативной компетентности посредством организации обучения на основе интерактивных, коммуникативных технологий (Дебаты, «мозговой штурм», «Кейс-метод», презентация и защита портфолио, выступления с докладами и микрофрагментами уроков); - развитие информационной компетентности посредством формирования умений самостоятельно получать и перерабатывать учебную информацию из различных источников по истории России и методике обучения истории (научной и научно-методической литературы, цифровых образовательных ресурсов и др.); Профессиональные задачи, соответствующие уровню базовых компетентностей: - развитие базовых компетентностей учителя-профессионала посредством формирования у студентов умений использования в будущей профессиональной деятельности исследовательских и современных коммуникационных технологий межличностного взаимодействия; - развитие элементов информационной компетентности посредством использования в процессе реализации содержания модуля в образовательной практике компьютерного тестирования, компьютеризированной лекции; - стимулирование профессионального самоопределения студентов в процессе освоении инновационных технологий по обучению истории в школе. Профессиональные задачи, соответствующие уровню специальных компетентностей: - актуализация и систематизация знаний и умений студентов, полученных в курсе истории России, необходимых для решения методических задач организации обучения учащихся на основе интеграции теоретических вопросов истории, методики обучения и новых (в том числе коммуникативных и информационных) технологий; - формирование системы знаний и умений анализа дидактических и методических возможностей ЦОР при изучении разделов по истории России XIX – начала XX века; - формирование умений конструирования лекционных и практических занятий с использованием ЦОР; - мотивирование студентов по изучению и анализу целесообразности использования и качества ЦОР, имеющихся на рынке программного продукта, для организации изучения истории. 4. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО). Данный модуль взаимосвязан с предметами общепрофессионального и предметного блоков ГОС ВПО. 5. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля. В результате изучения модуля у студента формируется как ключевая компетентность в области исторической науки, так и профессионально-методическая подготовка будущего учителя истории, включая базовые информационные и коммуникативные компетентности: Научно-исследовательская компетентность, проявляющаяся в: 1) изучении различных разделов истории на основе непосредственного исследования различных источников, архивных документов, монографий и научных публикаций, написания докладов, рефератов, рецензий, курсовых работ, разработке спецвопросов и др. Учебно-методическая компетентность, проявляющаяся в: 1) освоении методических навыков и умений в процессе деятельностного взаимодействия (интерактивных, коммуникативных технологий), включая ИКТ-технологии. Проектная компетентность, проявляющаяся в: 1) создании проектов и планировании учебного материала с использованием ИКТ-технологий и ЦОР; 2) осуществлении анализа, обработке и систематизации различных средств обучения по данной теме. Организаторская компетентность, проявляющаяся в: 1) организации учебно-познавательной деятельности учащихся на занятиях на основе субъект-субъектного взаимодействия; 2) использовании новых методов и приемов обучения в целях мотивации и формирования потребности у учащихся в инновационной деятельности. Коммуникативная компетентность, проявляющаяся в: 1) использовании на занятиях командно-коммуникативных способов межличностного взаимодействия, технологии дебатов, дискуссий, презентаций-защит, кейс-метод, технологии «мозгового штурма» и др.; Гностическая компетентность, проявляющаяся в: 1) способности анализировать и апробировать инновационные способы педагогической деятельности; 2) способности анализировать собственную педагогическую и учебно-познавательную деятельность при организации учебных занятий с использованием инновационных технологий и ЦОР; 3) способности анализировать содержание цифровых образовательных ресурсов по истории. 5. Ожидаемые результаты освоения модуля. В результате изучения данного модуля студент должен: знать: 1) методические основы использования современных исследовательских и коммуникативных технологий на занятиях по истории; 2) определение понятия «цифровой образовательный ресурс», классификации и методику использования ЦОР в преподавании истории в школе; 3) способы взаимодействия учащихся с различными источниками информации в области исторической науки и учебной дисциплины «История России», в том числе и с ЦОР; 6) основные электронные учебные издания по истории. уметь: 1) исследовать историческую проблему на основе интеграции источников включая Интернет; 2) применять активные и интерактивные методы (коммуникативные) обучения истории с использованием ИКТ-технологий и ЦОР; 3) создавать с помощью ЦОР коммуникативную, групповую и индивидуальную информационную среду; 6) анализировать и встраивать ЦОР в рамки соответствующих образовательных технологий; владеть: 1) методикой обучения истории в проектно-исследовательской и коммуникативной деятельности; 2) способами деятельности по включению активно-коммуникативных педтехнологий, в т.ч. ИКТ-технологий и ЦОР в преподавании истории;; овладеть опытом: 1) разработки методики использования ЦОР при обучении истории (на примере разделов «Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.», «Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.»), «Политический кризис самодержавия в России в начале ХХ в.»; 2) проектирования системы занятий на основе ЦОР для пополнения учебно-методического комплекса. Иметь представление о банке цифровых образовательных ресурсов. 6. Перечень элементов комплекта УММ:
- конспект лекции «Особенности использования ИКТ в обучении истории»; А) Практические занятия: «Реализация принципов использования ИКТ в обучении истории в курсе истории России XIX - начала ХХ в.», «Организация обучения на основе интерактивных, коммуникативных методов (Дебаты, «мозговой штурм», «Кейс-метод»)», «Методические аспекты изучения истории начала ХХ в. с использованием методов дебатов и ИКТ» Б) Семинары по темам: «Изучение темы «Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.» на основе модернизированного метода проектов»; «Использование метода мозгового штурма при организации изучения раздела «Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.»), В) Самостоятельная работа студентов по разработке проекта и презентации портфолио: «Изучение и анализ целесообразности использования и качества ЦОР, имеющихся на рынке программного продукта для организации изучения разделов по истории России XIX – начала XX века).
- тест входного контроля «Социально-экономическое развитие России в XIX в.»; - тест выходного контроля «Современные педтехнологии и ЦОР на занятиях по истории». 7. Инновационность комплекта УММ: 7.1 Инновационность по целям обучения Предлагаемый модуль включает в себя рассмотрение способов формирования и развития ключевых профессионально-методических компетентностей будущего учителя истории. При планировании и проведении занятий по истории на основе использования и интеграции ряда современных коммуникативных технологий и ЦОР у студента формируются базовые и специальные профессионально-методические компетентности на основе включения его в исследовательскую и интерактивную учебно-познавательную деятельность. Студенты осваивают новые способы деятельности по интеграции содержания ЦОР в структуру содержания разделов истории, в максимальной степени использования их в процессе проектирования занятий и организации обучения учащихся. 7.2.Инновационность по содержанию обучения Модуль предусматривает предметно-содержательное и методическое обоснование отбора и интеграции конкретной педагогической технологии, электронного издания, содержания информации ЦОР и проектирование учебного занятия по истории России с целью оптимального усвоения учащимися как конкретной темы (раздела), так и способов коммуникации в процессе изучения. Данные способы коммуникации включают как субъект-субъектные, так и взаимодействие с иными традиционными и современными (исторические источники, ИКТ, ЦОР) носителями информации. В процессе формирования у студентов новых потребностей и мотиваций происходит оформление ценностей профессионально-методической деятельности. 7.3.Инновационность по методам обучения заключается в использовании деятельностного (субъект-субъектного, интерактивного подхода) к организации процесса обучения (Технологии дебатов, кейс-метод, «Мозговой штурм», Презентации и защиты проектов и портфолио и др.). 7.4. Инновационность по формам заключается в организации индивидуальной самостоятельной проектно-исследовательской деятельности студентов в рамках деятельностного подхода по освоению содержания раздела и навыков коммуникативного взаимодействия по изучению проблемы. Деятельность студента включает в себя самостоятельную работу с источниками (включая Интернет), создание и публичную презентацию проектов, анализ и использование ЦОР, рефлексию приобретенных компетентностей. 7.5.Инновационность по средствам обучения заключается в том, что наряду с традиционными историческими источниками, средствами обучения студентов является сетевые источники, компьютерная и мультимедийная техника. 8. Актуальность для системы педагогического образования 8.1. Возможность использования УММ для создания банка оценочных и диагностических средств по специальностям педагогического образования присутствует. УММ содержат тест входного контроля «Социально-экономическое развитие России в XIX в.», а также тест для итогового контроля «Современные педтехнологии и ЦОР на занятиях по истории». Данные тесты могут быть использованы в бумажном и электронном варианте студентами исторических факультетов педагогических вузов. 8.2. Возможность использования УММ для формирования содержания подготовки педагогических кадров на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной структуры обучения присутствует. УММ разработаны для модуля входящего в состав дисциплин ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения истории», ЕН.Ф.03 «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» общепрофессионального блока по специальности 032600 История с дополнительной специальностью. Модуль вписывается в организацию подготовки учителя истории в контексте модульно-рейтингового подхода. 9. Автор элементов комплекта УММ: Андюсев Борис Ермолаевич, к.и.н., доцент 10. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УММ к учебному модулю: ГОС по специальности 032600 История с дополнительной специальностью (Квалификация - учитель истории). ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» Кафедра современных технологий обучения КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ К УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ: «Организация изучения истории России с использованием ИКТ и ЦОР (Раздел «История России XIX век – начало XX века»)» УТВЕРЖДАЮ Ректор ___________________ "____"______________200_г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по модулю «Организация изучения истории России с использованием ИКТ (Раздел «История России XIX век – начало XX века»)» Специальность 032600 – «история» с дополнительной специальностью Факультет исторический Курс обучения 4 / – / – Семестр 8 /– / – Всего часов по учебному плану: 24 В том числе по формам обучения: очная / очно-заочная /заочная - лекции 2 / – / – - практикум 10 / – / – - самостоятельная работа 12 / – / – Формы итогового контроля знаний: - зачет 8 сем./ – сем./ – сем. - экзамен – сем./ – сем./ – сем. Красноярск 2007 Содержание 1. Общие положения. 2. Требования к уровню освоения учебного модуля/курса. 3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение модуля/курса. 4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине: 4.1. Лекционные занятия 4.2. Практикум 4.3. Самостоятельная работа 5. Требования к обязательному минимуму содержания программы. 6. Литература основная и дополнительная. 7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР. 8. Требования к уровню освоения. 9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения. 1. Общие положения 1. Общие положения Основная цель модуля – содействие формированию профессионально-методической компетентности будущего учителя истории в области использования современных технологий обучения и цифровых образовательных ресурсов на примере изучения раздела «История России XIX – начала XX века». |
![]() | Извещение о размещении заказа путем котировок Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева (гоу впо кгпу им. В. П. Астафьева), расположенный по... | ![]() | Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Филиал гоу впо «кгпу им. В. П. Астафьева» Идейно-художественное своеобразие романов б. Окуджавы «путешествие дилетантов» и «свидание с бонапартом» |
![]() | Лексикографирование культуры в региональных словарях Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» | ![]() | Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» И. Куншина, под научным руководством доктора психологических наук, профессора, заведующей кафедрой коррекционной педагогики Красноярского... |
![]() | Ключевое слово «бог» в семантике русских паремий Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» | ![]() | Ономастическое сознание современного горожанина (на материале эргонимии Красноярска) Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» |
![]() | Мультимедийные проекты как средство повышения квалификации педагогов Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» | ![]() | «красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» «Организация обучения органической химии в школьном курсе химии с использованием цор» |
![]() | Коммуникативный стиль как проблема теории межкультурного общения Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Красноярский государственный... | ![]() | «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» «Основы проектирования уроков по немецкому языку с использованием цифровых образовательных ресурсов при формировании грамматических... |