Е. В. Чудинова о разработке курса биологии для средней школы в рамках экспериментальной площадки маро




Скачать 302.99 Kb.
НазваниеЕ. В. Чудинова о разработке курса биологии для средней школы в рамках экспериментальной площадки маро
страница1/5
Дата14.12.2012
Размер302.99 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5

Е.В. Чудинова

О РАЗРАБОТКЕ КУРСА БИОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ МАРО




Биология в школе и наука биология



Современные научные знания о живом возникли и утвердились в ходе долгих и тернистых поисков ученых-биологов, химиков, физиков, необыкновенных путешествий географов, рискованных опытов медиков. Каждый участник этого поиска ставил перед собой свои жизненные цели, верил в то или иное, поддерживал тех или иных соратников. Вот почему можно смело говорить: сколько человек внесло свой вклад в науку о живом, столько существует и образов науки биологии.

Философы биологии – люди, которые пытаются окинуть всю картину поисков одним взглядом, увидеть существенное, отмечают, что на сегодняшний день биология все еще «не решила одну из самых драматических для себя проблем: какой из трех ее «образов» – традиционная (натуралистическая), физико-химическая или эволюционная – более всего отвечает требованиям теоретической биологии» (4, с.252). Эти три образа биологии имеют свою историю и содержание, но вместе с тем, дополняют друг друга в познании феномена жизни.

Другой характерной чертой современного существования науки биологии можно считать непрерывный поиск принципов, на которые могла бы опираться единая теория жизни (3, 4, 10). В отличие от физики и химии, которые давно провозгласили себя теоретическими науками, в биологии до сих пор не существует «удовлетворяющего всех определения понятия жизнь, живое» (10, с.31).

На самом деле, поиски единых принципов не столько продвигают ученых-биологов в конкретных исследованиях (которые сегодня чрезвычайно многообразны и результативны), сколько постепенно меняют сам характер мышления биологов, обращают их внимание на общие закономерности существования живого, заставляют преобразовывать традиционные объекты биологического исследования, формируя предмет новой науки.

Характерно, что один из наиболее распространенных современных путей синтеза биологического знания основывается на понятии об уровнях организации живого. Это свидетельствует о тяготении биологов к рассмотрению системных объектов. Почти автоматически такое рассмотрение выводит на исследование развития, самоорганизации, преобразования биологических систем. Похоже, что поиск теоретических оснований биологии действительно сопряжен в наше время с решением проблем взаимосвязи организации и эволюции (развития) живого.

Как соотносится это движение в познании жизни с содержанием современного биологического образования в школе?

Система обучения Эльконина-Давыдова и цели обучения биологии в школе



Традиционные представления о целях обучения биологии в школе зафиксированы, прежде всего, в перечнях знаний, умений и навыков, соотнесенных с существующим государственным стандартом образования. Именно там, а не в списках заявленных целей и задач нужно искать подлинные цели каждого курса обучения.

Каковы же эти цели? Не будем заниматься здесь рассмотрением и критикой конкретных программ – хотя это, безусловно, благодарное занятие, приносящее легко добываемый капитал тому, кто склонен этим заниматься. Гораздо полезнее проанализировать типичные особенности и структуру целей традиционного школьного биологического образования.

Первая особенность: значительный объем требуемых от учеников на выходе из школы знаний из самых разных областей биологии. Вопросов только два: зачем это нужно, и почему именно это? Зачем всем без исключения школьникам знать, например, «сущность пластического обмена»? Почему именно сущность пластического обмена, а не, например, «морфогенетические корреляции общего характера»?

Вторая особенность: принципиальный разрыв между так называемыми «знаниями» и так называемыми «умениями». К области знаний во всех программах относят сведения о некоторых научных фактах и некоторых биологических теориях. К области умений – в основном, практические навыки действования в ситуациях обыденной жизни (размножение и взращивание растений, уход за животными, помощь при травмах) и умение обосновать правильность выбора линии собственного поведения (отказ от курения, наркотиков и т.п.).

Что касается первого, то практические приемы ухода за животными и растениями, а также навыки оказания первой помощи очень косвенно связаны с содержанием любого курса биологии в школе, и это понятно. С другой стороны, отработка подобных навыков требует массы времени и руководства соответствующих специалистов. В этих областях в рамках курса школьной биологии возможна лишь самая общая ориентировка (например, на что обращать внимание в таких ситуациях, где искать помощь, чего нельзя делать), но никак не отработка соответствующих умений.

По поводу второго можно лишь поинтересоваться у психологов: часто ли в жизненных ситуациях человек занимается научным обоснованием линии своего поведения, часто ли выбор: закурить вместе с друзьями или воздержаться – определяется (в особенности у подростков и молодежи) знанием о вреде курения?

Иногда в перечне формируемых умений появляются такие как, например, умение применять разнообразные знания (см. выше) для обоснования мероприятий по охране природы или оценки последствий человеческой деятельности. По отношению к содержанию обучения сама возможность формирования таких умений представляется просто невероятной. Кроме примеров последствий человеческой деятельности (в виде описаний существующих экологических проблем), в содержании обучения нет ничего, что помогало бы учащимся предсказывать последствия тех или иных воздействий на саморазвивающийся системный объект.

В последнее время характерной добавкой в перечень умений становятся так называемые «общеучебные умения», такие как, способность самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, рефераты и т.д. Так же, как и способность прогнозирования, эти умения, действительно, могли бы пригодиться в дальнейшей жизни всем без исключения школьникам, но в содержании обучения, точно так же, как и в предыдущем случае, нет ничего, что помогало бы детям овладеть подобными умениями (разумеется, это не означает, что учителя не занимаются такими вопросами, речь лишь о несоответствии заявленного в программах курсов содержания обучения и требуемых в результате умений).

Что может противопоставить этой ситуации система Эльконина – Давыдова? Основным стержнем системы является деятельностный подход. Очевидно, что если само содержание обучения задается в виде способов детских действий, то и результатом (целью) такого обучения будет ряд способностей, которыми овладеют дети в ходе обучения. Остается лишь понять, какие именно человеческие способности (или, как сейчас принято говорить, компетентности) кроются в способах работы с биологическими (живыми) объектами. Какие из этих способностей уместно делать предметом школьного обучения биологии? Что такого особенного есть в биологии, чего не может дать детям изучение химии, физики или истории?

  1   2   3   4   5

Похожие:

Е. В. Чудинова о разработке курса биологии для средней школы в рамках экспериментальной площадки маро iconКурса
...
Е. В. Чудинова о разработке курса биологии для средней школы в рамках экспериментальной площадки маро iconКонцепция экспериментальной работы городской сетевой экспериментальной площадки по теме
Исследование проводится в рамках городской целевой программы развития образования «Столичное образование-5»
Е. В. Чудинова о разработке курса биологии для средней школы в рамках экспериментальной площадки маро iconПрограмма опытной работы опорной школы проекта
Согласно приказу мон кбр №623 от 16. 10. 2007г. Моу «Лицей №3» г. Прохладного имеет статус республиканской экспериментальной площадки...
Е. В. Чудинова о разработке курса биологии для средней школы в рамках экспериментальной площадки маро iconПрограмма по биологии
Вступительные экзамены по биологии проводятся письменно ( в виде теста). Задания тестов включают все разделы школьного курса биологии...
Е. В. Чудинова о разработке курса биологии для средней школы в рамках экспериментальной площадки маро iconВ рамках интернет-конференции "Августовский педсовет фипи" были опубликованы документы с планируемыми изменениями в контрольно измерительных материалах егэ 2012
В 2012 году документы, регламентирующие разработку ким егэ по биологии, в целом не претерпят существенных изменений по сравнению...
Е. В. Чудинова о разработке курса биологии для средней школы в рамках экспериментальной площадки маро iconРабочая программа по биологии
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением...
Е. В. Чудинова о разработке курса биологии для средней школы в рамках экспериментальной площадки маро iconЭкспериментальной работы
В ноябре 2010 года школа получила статус экспериментальной площадки Хакасского республиканского института повышения квалификации...
Е. В. Чудинова о разработке курса биологии для средней школы в рамках экспериментальной площадки маро iconПрограмма педагогической практики для специальности: учитель биологии средней общеобразовательной школы Факультет: биологии и химии
Ознакомление студентов с общей организацией учебной и воспитательной работы школы, гимназии, лицея, дду, класса, группы, путем наблюдения,...
Е. В. Чудинова о разработке курса биологии для средней школы в рамках экспериментальной площадки маро iconКольцов николай Константинович (1872-1940), российский биолог, основоположник отечественной экспериментальной биологии, член-корреспондент ан СССР (1925
«наследственные молекулы», предвосхитившую принципиальные положения современной молекулярной биологии и генетики. Труды по сравнительной...
Е. В. Чудинова о разработке курса биологии для средней школы в рамках экспериментальной площадки маро iconЭкспериментальной площадки Нижегородского института развития образования по английскому языку
С сентября 2011-2012 уч года нашей школе присвоен статус экспериментальной площадки Нижегородского института развития образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница