Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология»




Скачать 176.95 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология»
Дата08.09.2012
Размер176.95 Kb.
ТипПрограмма
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(ХГУ им. Н.Ф. Катанова)

Институт филологии и журналистики

Кафедра стилистики русского языка и журналистики


(наименование учебного структурного подразделения)





Программа

вступительных испытаний

для лиц, поступающих на направление подготовки

031000.68 «Филология»,

магистерская программа

«Русский язык как иностранный»

__________________________________________________________________

(наименование магистерской программы)


имеющих профильное (филологическое) образование


Абакан 2012

ПРОГРАММА ДЛЯ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ПРОФИЛЬНОЕ (ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Лица, имеющие диплом бакалавра или специалиста по филологии, при поступлении в магистратуру на программу «Русский язык как иностранный», сдают один вступительный экзамен (письменный) – «Русский язык – тестирование» (в соответствие с «Правилами приёма в магистратуру ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» в 2010 году).

Тест для лиц, имеющих профильное образование, включает в себя 20 заданий. Максимальное количество баллов – 100. Каждое задание (с 1 по 20) оценивается в 5 баллов. Тесты оцениваются следующим образом: от 0 до 15 баллов включительно – «неудовлетворительно», от 16 до 50 – «удовлетворительно», от 51 до 84 – «хорошо», от 85 до 100 – «отлично».


Для бакалавров, имеющих профильное (филологическое) образование, в тест включаются вопросы на проверку фоновых и остаточных знаний по основным разделам русского языка как системы.

Бакалавр-филолог должен обнаружить на вступительном испытании в соответствии с ГОС следующие знания, умения, навыки:

– владеть русским языком в его литературной форме и иметь представление о его диалектном разнообразии;

– знать родственные связи языка и его типологические соотношения с другими языками, его историю, современное состояние и тенденции развития;

– уметь анализировать язык в его истории и современном состоянии, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания, ориентироваться в основных этапах истории науки о языке и дискуссионных вопросах современного языкознания;

– владеть основными методами лингвистического анализа;

– уметь переводить тексты по специальности с иностранного языка на родной и с родного на иностранный, а также редактировать данные тексты

Содержательная составляющая тестов включает в себя вопросы по общему языкознанию, в том числе по введению в языкознание, современному русскому литературному языку, культуре речи и стилистике, теории текста, лексикографии:


Язык, речь, речевая деятельность; язык как знаковая система; система языка и единицы языка.

Лексика и семантика; фразеология; фонетика; грамматика (морфология, синтаксис); словообразование.

Язык как динамическая система; взаимодействие языков.

Стили современного русского литературного языка. Язык ху­дожественной литературы.

Культура речи. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка; устная и письменная разновидности литературного языка. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма.

Происхождение и основные этапы развития языка; современные языковые процессы.

Письменность, ее становление и современное функционирование; графика, орфография и пунктуация.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ПРОФИЛЬНОЕ (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ) ОБРАЗОВАНИЕ


Общие сведения о языке

Русский язык в современном мире. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский литературный язык - норми­рованная и обработанная форма общенародного языка.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Место русского языка в кругу родственных славянских языков.

Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики. Выдающиеся ученые - лингвисты. Основные лингвистические словари.

Система языка

Фонетика. Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звуков. Гласные и согласные звуки. Классификация согласных звуков: шумные согласные (звонкие и глухие, парные и непарные по звонкости-глухости; твердые и мягкие согласные, парные и непарные по твердости - мягкости).

Ударение в русском языке. Основные свойства русского ударения: разноместность (незакрепленность за определенным слогом) и подвиж­ность (перемещение ударения с одного слога на другой при словоизмене­нии). Смыслоразличительная роль словесного ударения.

Слог. Состав слога. Гласные и согласные звуки в слоге. Деление слов на слоги.

Лексика и фразеология. Слово как основная единица языка. Лекси­ческое значение слова. Прямое и переносное значения слов. Однозначные и многозначные слова. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Группы синонимов. Назначение синонимов.

Антонимы. Пары антонимов. Назначение антонимов.

Омонимы. Лексические и грамматические омонимы. Многозначные слова и омонимы.

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектиз­мы (диалектные слова), профессионализмы (специальные слова), слова-термины.

Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова.

Исторические изменения в словарном составе языка. Архаизмы (ус­таревшие слова). Неологизмы (новые слова).

Фразеологизмы (устойчивые сочетания слов). Фразеологизм и слово. Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы.

Лексические словари русского языка.

Морфемика и словообразование. Морфема как единица языка. Морфемный состав слова. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Основы изменяемых и неизменяемых слов. Чередование гласных и согласных в морфемах. Исторические изменения в структуре слова.

Основные способы образования слов в русском языке. Словообразо­вательные словари русского языка.

Морфология. Части речи в русском языке. Самостоятельные и слу­жебные части речи. Междометие.

Имя существительное: грамматическое значение, грамматические признаки, синтаксическая роль. Разряды имен существительных по зна­чению: одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род имен существительных. Число и падеж имен существительных. Склонение имен существительных, типы склонения существительных. Разносклоняемые и неизменяемые существительные.

Способы образования имен существительных.

Имя прилагательное: значение имени прилагательного, его грамма­тические признаки, синтаксическая роль. Разряды прилагательных по значению: качественные, относительные и притяжательные. Полные и краткие прилагательные. Степени сравнения прилагательных: сравни­тельная и превосходная. Простая и сложная формы степеней сравнения. Склонение прилагательных.

Способы образования имен прилагательных.

Имя числительное: значение, постоянные и непостоянные граммати­ческие признаки, синтаксическая роль. Разряды числительных по значе­нию: количественные и порядковые, собирательные и дробные. Простые, сложные и составные числительные. Особенности склонения числитель­ных разных разрядов.

Местоимение: значение местоимений, грамматические признаки, синтаксическая роль. Разряды местоимений. Особенности склонения ме­стоимений разных разрядов.

Глагол: грамматическое значение, постоянные и непостоянные при­знаки глагола как части речи, синтаксическая роль.

Инфинитив (неопределенная форма глагола). Возвратные и невоз­вратные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.

Виды глагола. Значение и образование видов глагола.

Наклонения глагола: изъявительное, условное и повелительное.

Времена глагола, значение и образование форм времени глаголов. Вид и время глагола. Изменение глаголов в прошедшем, настоящем и будущем времени.

Лицо и число глагола, их связь с временами глаголов.

Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы.

Способы образования глаголов.

Причастие: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды причастий: действительные и страдательные, их образова­ние. Страдательные причастия полной и краткой формы. Признаки при­лагательного и глаголов у причастия.

Деепричастие: грамматическое значение, морфологические призна­ки, синтаксическая роль. Признаки наречия и глагола у деепричастия. Образование деепричастий.

Наречие: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды наречий по значению: образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели. Степени сравнения наречий: сравнитель­ная и превосходная, их формы (простая и сложная).

Способы образования наречий.

Предлог как служебная часть речи. Функции предлогов. Разряды предлогов по значению: пространственные, временные, причинные, це­левые, образа действия, дополнительные. Производные и непроизводные предлоги.

Союз как служебная часть речи. Функции союзов. Разряды союзов по значению: сочинительные и подчинительные. Разряды сочинительных союзов: соединительные, противительные, разделительные. Разряды под­чинительных союзов: временные, причинные, целевые, условные, усту­пительные, сравнительные, следственные, изъяснительные, определи­тельные. Группы союзов по строению: простые и составные.

Частица как служебная часть речи. Функции частиц. Разряды частиц по значению: вопросительные, восклицательные, указательные, усили­тельные, отрицательные и др.

Междометие как особая часть речи. Значения междометий.

Синтаксис. Словосочетание и предложение как единицы синтакси­са.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связей в словосо­четаниях. Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Предложение. Виды предложений по структуре (строению): простые и сложные.

Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Виды простого предложения по строению: двусоставные и односоставные. Ти­пы односоставных предложений: определенно - личные, неопределенно-личные, безличные, назывные.

Виды простых предложений по цели высказывания: повествователь­ные, вопросительные, побудительные. Виды простых предложений по интонации (эмоциональной окраске): восклицательные и невосклица­тельные.

Члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второсте­пенные (дополнение, определение, приложение, обстоятельство). Спосо­бы выражения членов предложений. Сказуемое и его основные типы.

Распространенные и нераспространенные предложения; полные и неполные предложения; осложненные и неосложненные предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения: определения, приложения, дополнения, обстоятельства. Обращения. Вводные слова, словосочетания и предложения.

Сложное предложение. Типы сложного предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Союзные сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные.

Сложносочиненные предложения с различными видами сочинитель­ных союзов.

Сложноподчиненные предложения с различными средствами связи: подчинительными союзами и союзными словами. Виды сложноподчи­ненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными: с однородным подчинением, неоднородным подчинением (параллельным) и последовательным подчинением.

Бессоюзные сложные предложения.

Сложные предложения с разными видами связи.

Предложения с прямой и косвенной речью.

Графика и орфография. Алфавит. Звуки речи и буквы. Обозначения мягкости согласных на письме. Значения букв Е, Ё, Ю, Я.

Орфография как система правил. Правописание морфем: безударные гласные корня; чередующиеся гласные корня; сомнительные согласные корня; буквы О-Е после шипящих в корне, суффиксах и окончаниях; бук­вы Ы-И после Ц в корне и окончаниях; приставки ПРЕ- и ПРИ-: пристав­ки на -З(-С); гласные Ы-И на стыке приставки и корня.

Сложные слова и их правописание. Сложносокращенные слова и их правописание.

Морфология и орфография. Мягкий знак после шипящих в словах разных частей речи. Правописание безударных окончаний существитель­ных в единственном числе. Употребление НЕ со словами разных частей речи. Н и НН в словах разных частей речи. Правописание важнейших суффиксов существительных и прилагательных. Правописание место­имений. Правописание числительных. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Буква Ь в глагольных формах. Правописание суф­фиксов причастий. Слитные, дефисные и раздельные написания наречий. Гласные на конце наречий. Правописание ПОЛ- и ПОЛУ-. Правописание предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Разграничение НЕ и НИ.

Слитные, дефисные и раздельные написания слов и сочетаний слов (типа всплошную и в сплошную массу; вглубь и в глубь). Роль смы­слового и грамматического анализа при выборе правильного написания.

Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.

Пунктуация. Пунктуация как система правил постановки знаков препинания. Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны речи, ее синтаксического строя и интонационных особенностей.

Знаки препинания в конце предложения. Употребление точки, вос­клицательного и вопросительного знаков, многоточия. Употребление сочетания двух знаков в конце предложения: вопросительного и воскли­цательного, вопросительного и многоточия, восклицательного и много­точия.

Знаки препинания внутри простого предложения. Тире между под­лежащим и сказуемым. Обособление определений, приложений, допол­нений и обстоятельств. Однородные члены предложения и пунктуация при них. Обобщающее слово при однородных членах. Обращение и пунктуация в предложениях с ним. Пунктуация в предложениях с ввод­ными словами, словосочетаниями и вводными предложениями.

Знаки препинания между частями сложного предложения. Пунк­туация в сложносочиненном предложении. Пунктуация в сложноподчи­ненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предло­жении с разными видами подчинения придаточных. Пунктуация в бес­союзном сложном предложении.

Знаки препинания при передачи чужой речи. Пунктуация в предло­жениях с прямой речью. Пунктуация в предложениях с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной и пунктуация в предложениях с косвен­ной речью. Цитаты и пунктуация при цитировании. Диалог и способы его оформления на письме. Знаки препинания при «вертикальной» (каж­дая реплика — с новой строки) и «горизонтальной» (реплики — подряд, в одну строку) передаче диалога.

Знаки препинания в связном тексте.

Культура речи. Понятие о культуре речи. Правильная речь и нормы литературного языка. Нормы орфоэпические, лексические, грамматические (морфологи­ческие и синтаксические), правописные (орфографические и пунктуаци­онные). Вариантность нормы.

Отражение нормы в лингвистических словарях разных типов.

Стилистика. Текст как речевое произведение. Основные признаки текста: темати­ческое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматиче­ской связи между частями текста (цепная, параллельная); смысловая цельность, относительная законченность. Типы текстов по функциональ­но-смысловым особенностям (повествование, описание, рассуждение) и по стилям речи (научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный). Способы и средства связи предложений в тексте.


Литература для подготовки

1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник для студ.вузов. В 2-х ч. /Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеболева; Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Изд.центр "Академия", 2001. - 544 с.

2. Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта,-М.,2001;

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.- М., 1997

4. Бельчиков, Ю.А. Стилистика и культура речи [Текст] / Ю.А. Бельчиков. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – С. 7-69.

5. Введенская, А.А., Павлова, Л.Г. Культура и искусство речи / А.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов н/Дону, 1999.

6. Земская, Е.А. Активные процессы в русском языке последнего десятилетия XX века [Электронный ресурс] / Е.А. Земская // www.gramota.ru (15.01.2001, 22.01.2001, 29.01.2001, 05.02.2001).

7. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка [Текст] / М.Н. Кожина. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.

8. Солганик, Г.Я. Стилистика текста [Текст]: учебное пособие Г.Я. Солганик. – М.: Флинта, Наука, 1997. – 256 с.

9. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение [Текст] / С.Н. Цейтлин. – М., 1997.


Расширенный список литературы к программе для лиц, имеющих профильное (филологическое) образование


Литература для подготовки

Основная

1. Краткая русская грамматика [Текст] / В. Н. Белоусов [и др.]; Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. – М.: Русский язык, 1989. – 639 с.

2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2-х ч. – Ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование [Текст]: учебник для студентов высш. учеб. заведений / Е. И. Диброва [и др.]; Под ред. Е. И. Дибровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 544 с.

3. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2-х ч. – Ч. 2.: Морфология. Синтаксис [Текст]: учебник для студентов высш. учеб. заведений / В. В. Бабайцева [и др.]; Под ред. Е. И. Дибровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 704 с.

4. Современный русский язык: [Текст]: учеб. для студ. вузов / П. А. Лекант [и др.]; Под ред. П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. – 560 с.

5. Хроленко, А. Т. Теория языка [Текст]: учебное пособие / А. Т. Хроленко, В. Д. Бондалетов; Под ред. В. Д. Бондалетова. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 512 с.

6. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка [Текст]: учебник для студентов / М. Н. Кожина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.

7. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи [Текст]: учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Изд. 5-е, доп. и перераб. Серия «Высшее образование». – Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 2005. – 544 с.

8. Мурашов, А. А. Культура речи [Текст]: учебное пособие / А. А. Мурашов. – М.: Изд-во Моск. псих.-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 576 с.

9. Мурашов, А. А. Риторика. Теория и практика [Текст]: учебное пособие / А. А. Мурашов. – М.: Изд-во Моск. псих.-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – 528 с.

Дополнительная

1. Антонов, В. П. Речеведение: Русский язык и культура речи [Текст]: курс лекций / В. П. Антонов, И. В. Пекарская. Ч.1, 2. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2005. – 165 с., 168 с.

2. Бельчиков, Ю. А. Стилистика и культура речи [Текст]: учебное пособие / Ю. А. Бельчиков. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 269 с.

3. Валгина, Н. С. Современный русский язык [Текст]: учебник для вузов / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина; Под ред. Н. С. Валгиной. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528 с.

4. Введенская, Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика: учебное пособие [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова.– Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1995. – 576 с.

5. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г.Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 2007. – 554 с.

6. Головин, Б. Н. Основы культуры речи [Текст]: учебное пособие / Б. Н. Головин. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1988.

7. Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка [Текст]: пос. для учителей / К. С. Горбачевич. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 208 с.

8. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Саввова; Под ред. Н. А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 440 с.

9. Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995) [Текст]: коллективная монография / Отв. ред. Е. А. Земская. – 2-е изд. – М.: «Языки русской культуры», 2000. – 480 с.

10. Земская, Е. А. Активные процессы в русском языке последнего десятилетия ХХ века [Электронный ресурс] / Е. А. Земская // www/gramota/ru (15.01.2001, 22.01.2001, 29.01.2001, 05.02.2001).

Справочники и лингвистические энциклопедии

1. Краткий справочник по современному русскому языку [Текст] / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант. Под ред. П. А. Леканта.– М.: Высшая школа, 1991. – 383 с.

2. Культура русской речи [Текст]: энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с.

3. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст]: / Гл. ред. В. Н Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 685 с.

4. Русский язык [Текст]: энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. – 703 с.


Примерный вариант тестового задания:

Вариант № 1


  1. По определению Грамматики-70, предметом изучения морфологии являются:

1) Грамматические классы и разряды слов (части речи); грамматические категории; парадигматика (система форм словоизменения).

2) Состав грамматических форм различных типов слов; правила изменения слов; распределение слов по типам склонения и спряжения.

3) Слова в их грамматических формах и функциях; правила изменения слов; грамматические значения, составляющие ту или иную грамматическую категорию.


  1. В каком ряду выделенные слова являются полисемантами?

  1. деловой визит – деловитый вид;

  2. смелый охотник – смелый ответ;

  3. зрелый плод – старый плот.




  1. В каком предложении выделенное слово – имя существительное?

1) Они растут в том будущем, о котором мечтал Чехов (К. Федин).

2) Дед Кузьма говорил, что волку тоже охота пожить в избе (К. Паустовский).

3) Ока ночью казалась очень широкой, гораздо шире, чем днем (К. Паустовский).


  1. В каком ряду все слова являются архаизмами?

  1. светоч, смерд, длань;

  2. выя, десница, шелом;

  3. кадет, холоп, вояж.


5. В каком предложении выделенное слово – качественное прилагательное?

1) Под ногами синевато-серый, свинцовый лед, изъеденный водою (М. Горький).

2) Из пеликаньего клюва торчал хвост толстого окуня (К. Паустовский).

3) Да, жизненный путь этого человека не был усыпан розами (К. Паустовский).


6. В каком предложении выделенное местоимение – личное?

1) Мы знаем, есть еще семейки, где наше хают и бранят (С. Михалков).

2) И нам, если мы на митинге ревем, рамки арифметики, разумеется, узки (В. Маяковский).

3) Подправлю так, что он и сам не узнает себя (С. Есин).


7. Иноязычные слова, переданные графическими средствами русского языка и используемые для передачи национального колорита, называются

  1. варваризмы;

  2. фразеологизмы;

  3. экзотизмы.


8. В каком ряду представлены глаголы только 2-го спряжения?

1) создать, продать, надоесть;

2) выбежать, хотеть, чтить;

3) беспокоить, видеть, обеспечить.


  1. В каком ряду все слова являются неологизмами?

  1. апогей, компьютер, гороно;

  2. фибринолизин, геокосмос, ситаллургия;

  3. аэробус, стоп-кран, репортаж.




  1. В каком ряду все словосочетания по морфологической природе главного слова адъективные?

1) чуть заметно, овладеть наукой, ответ по существу;

2) овладение наукой, дружески приветливый, точно до минуты;

3) подобен приливу, нужный обществу, способный организовать.


  1. В каком ряду выделенные слова имеют свободную лексическую сочетаемость?

  1. розовые мечты, вникнуть в работу, рассказать о путешествии;

  2. молодой отец, розовый шарф, медленно говорить;

  3. жаловаться на брата, голубые мечты, зарыть талант в землю.




  1. В каком ряду все ФЕ имеют субстантивный ЛГР?

  1. дешевле пареной репы, дамоклов меч, высосать из пальца;

  2. час пик, козел отпущения, первая ласточка;

  3. кожа да кости, выжить из ума, вертеться на языке.


13. В каком из безличных предложений главный член выражен собственно безличным глаголом?

1) Не сидится в хате тесной, не лежится на печи (Н. Некрасов).

2) С поля пахло рожью и дождем (И. Бунин).

3) Было задумано испытать новую машину как можно быстрее (из газеты).


14. В каком предложении из произведений В. Пескова выделенное существительное в косвенном падеже является дополнением?

1) Синяя даль тайги.

2) И во многих местах из гущи тайги идущие кверху струйки дымков.

3) И, конечно, разговор ведем об орехах.


  1. Компонент ЛЗС, в котором реализуется предметно-вещественная отнесенность слова, называется

  1. коннотат;

  2. денотат;

  3. сигнификат.


16. В каком сложноподчиненном предложении из произведений А. Ефимова имеется придаточное места?

1) Можно привести немало отзывов писателей, языковедов, литературных критиков, где отмечаются стилистически привлекательные качества глагола.

2) В древнерусском и народном языке особенно замечательно употребление прошедшего в описании природы там, где теперь употребляем прошедшее время.

3) Мы можем наблюдать, как в форме прошедшего времени центр тяжести смещен в прошлое.


17. В каком предложении на месте звездочки (*) следует поставить запятую?

1) Обычай мой такой: подписано* так с плеч долой (А. Грибоедов).

2) Поживем* увидим (поговорка).

3) Я пишу это и чувствую* у меня горят щеки (Е. Замятин).


18. В каком ряду представлены синонимы-дублеты?

1) хождение – ходьба, приставка – префикс;

2) фрикативный – щелевой, орфография – правописание;

3) ставень – ставня, логический – логичный.


19. Раздел лексикологии, в котором слово изучается от плана содержания к плану выражения, называется

  1. ономасиология;

  2. дериватология;

  3. семасиология.




  1. В каком ряду все слова старославянизмы?

  1. мание, бобр, чело;

  2. плен, глава, вдохновение;

  3. игла, краткий, едва.


Инструкция по тестированию

Тест оценивается по стобальной системе. К участию в конкурсе допускаются абитуриенты, набравшие не менее 30 баллов. Одно тестовое задание оценивается в 5 баллов.


Программа утверждена на заседании

Ученого совета Института филологии

15.04.2010 г. (протокол № 7)


Председатель Ученого Совета И.И. Кремих

Похожие:

Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология»
Лица, имеющие степень бакалавра по нефилологической специальности, при поступлении в магистратуру на программу «Русский язык как...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 110400. 68 Агрономия Магистерская программа «Растениеводство»
Целью вступительных испытаний является установление уровня и качества подготовки лиц, имеющих высшее профессиональное образование...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 110400. 68 Агрономия: Магистерская программа «Растениеводство»
Целью вступительных испытаний является установление уровня и качества подготовки лиц, имеющих высшее профессиональное образование...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Педагогика
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 032700. 68. Филология. Магистерская программа: «Общее языкознание, социолингвистика и психолингвистика»
Филология. Магистерская программа «Общее языкознание, социолингвистика и психолингвистика» вступительное испытание проводится по...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Проверка уровня знаний и сформированности общекультурных и профессиональных компетенций у лиц, имеющих профильное высшее профессиональное...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030600 «История»
Проверка уровня знаний и сформированности общекультурных и профессиональных компетенций у лиц, имеющих профильное высшее историческое...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Цели вступительного испытания – проверка уровня знаний и сформированности общекультурных и профессиональных компетенций у лиц, имеющих...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Цели вступительного испытания – проверка уровня знаний и сформированности общекультурных и профессиональных компетенций у лиц, не...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница