МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (ХГУ им. Н.Ф. Катанова) Институт филологии и журналистики Кафедра стилистики русского языка и журналистики
(наименование учебного структурного подразделения)

Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000.68 «Филология», магистерская программа «Русский язык как иностранный» __________________________________________________________________ (наименование магистерской программы)
имеющих профильное (филологическое) образование
Абакан 2012 ПРОГРАММА ДЛЯ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ПРОФИЛЬНОЕ (ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лица, имеющие диплом бакалавра или специалиста по филологии, при поступлении в магистратуру на программу «Русский язык как иностранный», сдают один вступительный экзамен (письменный) – «Русский язык – тестирование» (в соответствие с «Правилами приёма в магистратуру ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» в 2010 году). Тест для лиц, имеющих профильное образование, включает в себя 20 заданий. Максимальное количество баллов – 100. Каждое задание (с 1 по 20) оценивается в 5 баллов. Тесты оцениваются следующим образом: от 0 до 15 баллов включительно – «неудовлетворительно», от 16 до 50 – «удовлетворительно», от 51 до 84 – «хорошо», от 85 до 100 – «отлично».
Для бакалавров, имеющих профильное (филологическое) образование, в тест включаются вопросы на проверку фоновых и остаточных знаний по основным разделам русского языка как системы. Бакалавр-филолог должен обнаружить на вступительном испытании в соответствии с ГОС следующие знания, умения, навыки: – владеть русским языком в его литературной форме и иметь представление о его диалектном разнообразии; – знать родственные связи языка и его типологические соотношения с другими языками, его историю, современное состояние и тенденции развития; – уметь анализировать язык в его истории и современном состоянии, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания, ориентироваться в основных этапах истории науки о языке и дискуссионных вопросах современного языкознания; – владеть основными методами лингвистического анализа; – уметь переводить тексты по специальности с иностранного языка на родной и с родного на иностранный, а также редактировать данные тексты Содержательная составляющая тестов включает в себя вопросы по общему языкознанию, в том числе по введению в языкознание, современному русскому литературному языку, культуре речи и стилистике, теории текста, лексикографии: Язык, речь, речевая деятельность; язык как знаковая система; система языка и единицы языка. Лексика и семантика; фразеология; фонетика; грамматика (морфология, синтаксис); словообразование. Язык как динамическая система; взаимодействие языков. Стили современного русского литературного языка. Язык художественной литературы. Культура речи. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка; устная и письменная разновидности литературного языка. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма. Происхождение и основные этапы развития языка; современные языковые процессы. Письменность, ее становление и современное функционирование; графика, орфография и пунктуация.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ПРОФИЛЬНОЕ (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
Общие сведения о языке Русский язык в современном мире. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский литературный язык - нормированная и обработанная форма общенародного языка. Русский язык как один из индоевропейских языков. Место русского языка в кругу родственных славянских языков. Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики. Выдающиеся ученые - лингвисты. Основные лингвистические словари. Система языка Фонетика. Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звуков. Гласные и согласные звуки. Классификация согласных звуков: шумные согласные (звонкие и глухие, парные и непарные по звонкости-глухости; твердые и мягкие согласные, парные и непарные по твердости - мягкости). Ударение в русском языке. Основные свойства русского ударения: разноместность (незакрепленность за определенным слогом) и подвижность (перемещение ударения с одного слога на другой при словоизменении). Смыслоразличительная роль словесного ударения. Слог. Состав слога. Гласные и согласные звуки в слоге. Деление слов на слоги. Лексика и фразеология. Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значения слов. Однозначные и многозначные слова. Толковые словари русского языка. Синонимы. Группы синонимов. Назначение синонимов. Антонимы. Пары антонимов. Назначение антонимов. Омонимы. Лексические и грамматические омонимы. Многозначные слова и омонимы. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектизмы (диалектные слова), профессионализмы (специальные слова), слова-термины. Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова. Исторические изменения в словарном составе языка. Архаизмы (устаревшие слова). Неологизмы (новые слова). Фразеологизмы (устойчивые сочетания слов). Фразеологизм и слово. Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Лексические словари русского языка. Морфемика и словообразование. Морфема как единица языка. Морфемный состав слова. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Основы изменяемых и неизменяемых слов. Чередование гласных и согласных в морфемах. Исторические изменения в структуре слова. Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательные словари русского языка. Морфология. Части речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие. Имя существительное: грамматическое значение, грамматические признаки, синтаксическая роль. Разряды имен существительных по значению: одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род имен существительных. Число и падеж имен существительных. Склонение имен существительных, типы склонения существительных. Разносклоняемые и неизменяемые существительные. Способы образования имен существительных. Имя прилагательное: значение имени прилагательного, его грамматические признаки, синтаксическая роль. Разряды прилагательных по значению: качественные, относительные и притяжательные. Полные и краткие прилагательные. Степени сравнения прилагательных: сравнительная и превосходная. Простая и сложная формы степеней сравнения. Склонение прилагательных. Способы образования имен прилагательных. Имя числительное: значение, постоянные и непостоянные грамматические признаки, синтаксическая роль. Разряды числительных по значению: количественные и порядковые, собирательные и дробные. Простые, сложные и составные числительные. Особенности склонения числительных разных разрядов. Местоимение: значение местоимений, грамматические признаки, синтаксическая роль. Разряды местоимений. Особенности склонения местоимений разных разрядов. Глагол: грамматическое значение, постоянные и непостоянные признаки глагола как части речи, синтаксическая роль. Инфинитив (неопределенная форма глагола). Возвратные и невозвратные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Виды глагола. Значение и образование видов глагола. Наклонения глагола: изъявительное, условное и повелительное. Времена глагола, значение и образование форм времени глаголов. Вид и время глагола. Изменение глаголов в прошедшем, настоящем и будущем времени. Лицо и число глагола, их связь с временами глаголов. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Способы образования глаголов. Причастие: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды причастий: действительные и страдательные, их образование. Страдательные причастия полной и краткой формы. Признаки прилагательного и глаголов у причастия. Деепричастие: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Признаки наречия и глагола у деепричастия. Образование деепричастий. Наречие: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды наречий по значению: образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели. Степени сравнения наречий: сравнительная и превосходная, их формы (простая и сложная). Способы образования наречий. Предлог как служебная часть речи. Функции предлогов. Разряды предлогов по значению: пространственные, временные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные. Производные и непроизводные предлоги. Союз как служебная часть речи. Функции союзов. Разряды союзов по значению: сочинительные и подчинительные. Разряды сочинительных союзов: соединительные, противительные, разделительные. Разряды подчинительных союзов: временные, причинные, целевые, условные, уступительные, сравнительные, следственные, изъяснительные, определительные. Группы союзов по строению: простые и составные. Частица как служебная часть речи. Функции частиц. Разряды частиц по значению: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные и др. Междометие как особая часть речи. Значения междометий. Синтаксис. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связей в словосочетаниях. Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Предложение. Виды предложений по структуре (строению): простые и сложные. Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Виды простого предложения по строению: двусоставные и односоставные. Типы односоставных предложений: определенно - личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Виды простых предложений по интонации (эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные. Члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, приложение, обстоятельство). Способы выражения членов предложений. Сказуемое и его основные типы. Распространенные и нераспространенные предложения; полные и неполные предложения; осложненные и неосложненные предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения: определения, приложения, дополнения, обстоятельства. Обращения. Вводные слова, словосочетания и предложения. Сложное предложение. Типы сложного предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Союзные сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные. Сложносочиненные предложения с различными видами сочинительных союзов. Сложноподчиненные предложения с различными средствами связи: подчинительными союзами и союзными словами. Виды сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными: с однородным подчинением, неоднородным подчинением (параллельным) и последовательным подчинением. Бессоюзные сложные предложения. Сложные предложения с разными видами связи. Предложения с прямой и косвенной речью. Графика и орфография. Алфавит. Звуки речи и буквы. Обозначения мягкости согласных на письме. Значения букв Е, Ё, Ю, Я. Орфография как система правил. Правописание морфем: безударные гласные корня; чередующиеся гласные корня; сомнительные согласные корня; буквы О-Е после шипящих в корне, суффиксах и окончаниях; буквы Ы-И после Ц в корне и окончаниях; приставки ПРЕ- и ПРИ-: приставки на -З(-С); гласные Ы-И на стыке приставки и корня. Сложные слова и их правописание. Сложносокращенные слова и их правописание. Морфология и орфография. Мягкий знак после шипящих в словах разных частей речи. Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе. Употребление НЕ со словами разных частей речи. Н и НН в словах разных частей речи. Правописание важнейших суффиксов существительных и прилагательных. Правописание местоимений. Правописание числительных. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Буква Ь в глагольных формах. Правописание суффиксов причастий. Слитные, дефисные и раздельные написания наречий. Гласные на конце наречий. Правописание ПОЛ- и ПОЛУ-. Правописание предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Разграничение НЕ и НИ. Слитные, дефисные и раздельные написания слов и сочетаний слов (типа всплошную и в сплошную массу; вглубь и в глубь). Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Пунктуация. Пунктуация как система правил постановки знаков препинания. Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны речи, ее синтаксического строя и интонационных особенностей. Знаки препинания в конце предложения. Употребление точки, восклицательного и вопросительного знаков, многоточия. Употребление сочетания двух знаков в конце предложения: вопросительного и восклицательного, вопросительного и многоточия, восклицательного и многоточия. Знаки препинания внутри простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Обособление определений, приложений, дополнений и обстоятельств. Однородные члены предложения и пунктуация при них. Обобщающее слово при однородных членах. Обращение и пунктуация в предложениях с ним. Пунктуация в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и вводными предложениями. Знаки препинания между частями сложного предложения. Пунктуация в сложносочиненном предложении. Пунктуация в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с разными видами подчинения придаточных. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания при передачи чужой речи. Пунктуация в предложениях с прямой речью. Пунктуация в предложениях с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной и пунктуация в предложениях с косвенной речью. Цитаты и пунктуация при цитировании. Диалог и способы его оформления на письме. Знаки препинания при «вертикальной» (каждая реплика — с новой строки) и «горизонтальной» (реплики — подряд, в одну строку) передаче диалога. Знаки препинания в связном тексте. Культура речи. Понятие о культуре речи. Правильная речь и нормы литературного языка. Нормы орфоэпические, лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), правописные (орфографические и пунктуационные). Вариантность нормы. Отражение нормы в лингвистических словарях разных типов. Стилистика. Текст как речевое произведение. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями текста (цепная, параллельная); смысловая цельность, относительная законченность. Типы текстов по функционально-смысловым особенностям (повествование, описание, рассуждение) и по стилям речи (научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный). Способы и средства связи предложений в тексте.
Литература для подготовки 1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник для студ.вузов. В 2-х ч. /Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеболева; Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Изд.центр "Академия", 2001. - 544 с. 2. Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта,-М.,2001; 3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.- М., 1997 4. Бельчиков, Ю.А. Стилистика и культура речи [Текст] / Ю.А. Бельчиков. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – С. 7-69. 5. Введенская, А.А., Павлова, Л.Г. Культура и искусство речи / А.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов н/Дону, 1999. 6. Земская, Е.А. Активные процессы в русском языке последнего десятилетия XX века [Электронный ресурс] / Е.А. Земская // www.gramota.ru (15.01.2001, 22.01.2001, 29.01.2001, 05.02.2001). 7. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка [Текст] / М.Н. Кожина. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с. 8. Солганик, Г.Я. Стилистика текста [Текст]: учебное пособие Г.Я. Солганик. – М.: Флинта, Наука, 1997. – 256 с. 9. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение [Текст] / С.Н. Цейтлин. – М., 1997.
Расширенный список литературы к программе для лиц, имеющих профильное (филологическое) образование
Литература для подготовки Основная 1. Краткая русская грамматика [Текст] / В. Н. Белоусов [и др.]; Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. – М.: Русский язык, 1989. – 639 с. 2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2-х ч. – Ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование [Текст]: учебник для студентов высш. учеб. заведений / Е. И. Диброва [и др.]; Под ред. Е. И. Дибровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 544 с. 3. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2-х ч. – Ч. 2.: Морфология. Синтаксис [Текст]: учебник для студентов высш. учеб. заведений / В. В. Бабайцева [и др.]; Под ред. Е. И. Дибровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 704 с. 4. Современный русский язык: [Текст]: учеб. для студ. вузов / П. А. Лекант [и др.]; Под ред. П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. – 560 с. 5. Хроленко, А. Т. Теория языка [Текст]: учебное пособие / А. Т. Хроленко, В. Д. Бондалетов; Под ред. В. Д. Бондалетова. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 512 с. 6. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка [Текст]: учебник для студентов / М. Н. Кожина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с. 7. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи [Текст]: учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Изд. 5-е, доп. и перераб. Серия «Высшее образование». – Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 2005. – 544 с. 8. Мурашов, А. А. Культура речи [Текст]: учебное пособие / А. А. Мурашов. – М.: Изд-во Моск. псих.-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 576 с. 9. Мурашов, А. А. Риторика. Теория и практика [Текст]: учебное пособие / А. А. Мурашов. – М.: Изд-во Моск. псих.-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – 528 с. Дополнительная 1. Антонов, В. П. Речеведение: Русский язык и культура речи [Текст]: курс лекций / В. П. Антонов, И. В. Пекарская. Ч.1, 2. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2005. – 165 с., 168 с. 2. Бельчиков, Ю. А. Стилистика и культура речи [Текст]: учебное пособие / Ю. А. Бельчиков. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 269 с. 3. Валгина, Н. С. Современный русский язык [Текст]: учебник для вузов / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина; Под ред. Н. С. Валгиной. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528 с. 4. Введенская, Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика: учебное пособие [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова.– Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1995. – 576 с. 5. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г.Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 2007. – 554 с. 6. Головин, Б. Н. Основы культуры речи [Текст]: учебное пособие / Б. Н. Головин. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1988. 7. Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка [Текст]: пос. для учителей / К. С. Горбачевич. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 208 с. 8. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Саввова; Под ред. Н. А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 440 с. 9. Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995) [Текст]: коллективная монография / Отв. ред. Е. А. Земская. – 2-е изд. – М.: «Языки русской культуры», 2000. – 480 с. 10. Земская, Е. А. Активные процессы в русском языке последнего десятилетия ХХ века [Электронный ресурс] / Е. А. Земская // www/gramota/ru (15.01.2001, 22.01.2001, 29.01.2001, 05.02.2001). Справочники и лингвистические энциклопедии 1. Краткий справочник по современному русскому языку [Текст] / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант. Под ред. П. А. Леканта.– М.: Высшая школа, 1991. – 383 с. 2. Культура русской речи [Текст]: энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с. 3. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст]: / Гл. ред. В. Н Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 685 с. 4. Русский язык [Текст]: энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. – 703 с.
Примерный вариант тестового задания: Вариант № 1 По определению Грамматики-70, предметом изучения морфологии являются: 1) Грамматические классы и разряды слов (части речи); грамматические категории; парадигматика (система форм словоизменения). 2) Состав грамматических форм различных типов слов; правила изменения слов; распределение слов по типам склонения и спряжения. 3) Слова в их грамматических формах и функциях; правила изменения слов; грамматические значения, составляющие ту или иную грамматическую категорию.
В каком ряду выделенные слова являются полисемантами? деловой визит – деловитый вид; смелый охотник – смелый ответ; зрелый плод – старый плот. В каком предложении выделенное слово – имя существительное? 1) Они растут в том будущем, о котором мечтал Чехов (К. Федин). 2) Дед Кузьма говорил, что волку тоже охота пожить в избе (К. Паустовский). 3) Ока ночью казалась очень широкой, гораздо шире, чем днем (К. Паустовский).
В каком ряду все слова являются архаизмами? светоч, смерд, длань; выя, десница, шелом; кадет, холоп, вояж.
5. В каком предложении выделенное слово – качественное прилагательное? 1) Под ногами синевато-серый, свинцовый лед, изъеденный водою (М. Горький). 2) Из пеликаньего клюва торчал хвост толстого окуня (К. Паустовский). 3) Да, жизненный путь этого человека не был усыпан розами (К. Паустовский).
6. В каком предложении выделенное местоимение – личное? 1) Мы знаем, есть еще семейки, где наше хают и бранят (С. Михалков). 2) И нам, если мы на митинге ревем, рамки арифметики, разумеется, узки (В. Маяковский). 3) Подправлю так, что он и сам не узнает себя (С. Есин).
7. Иноязычные слова, переданные графическими средствами русского языка и используемые для передачи национального колорита, называются варваризмы; фразеологизмы; экзотизмы.
8. В каком ряду представлены глаголы только 2-го спряжения? 1) создать, продать, надоесть; 2) выбежать, хотеть, чтить; 3) беспокоить, видеть, обеспечить.
В каком ряду все слова являются неологизмами? апогей, компьютер, гороно; фибринолизин, геокосмос, ситаллургия; аэробус, стоп-кран, репортаж. В каком ряду все словосочетания по морфологической природе главного слова адъективные? 1) чуть заметно, овладеть наукой, ответ по существу; 2) овладение наукой, дружески приветливый, точно до минуты; 3) подобен приливу, нужный обществу, способный организовать.
В каком ряду выделенные слова имеют свободную лексическую сочетаемость? розовые мечты, вникнуть в работу, рассказать о путешествии; молодой отец, розовый шарф, медленно говорить; жаловаться на брата, голубые мечты, зарыть талант в землю. В каком ряду все ФЕ имеют субстантивный ЛГР? дешевле пареной репы, дамоклов меч, высосать из пальца; час пик, козел отпущения, первая ласточка; кожа да кости, выжить из ума, вертеться на языке.
13. В каком из безличных предложений главный член выражен собственно безличным глаголом? 1) Не сидится в хате тесной, не лежится на печи (Н. Некрасов). 2) С поля пахло рожью и дождем (И. Бунин). 3) Было задумано испытать новую машину как можно быстрее (из газеты).
14. В каком предложении из произведений В. Пескова выделенное существительное в косвенном падеже является дополнением? 1) Синяя даль тайги. 2) И во многих местах из гущи тайги идущие кверху струйки дымков. 3) И, конечно, разговор ведем об орехах.
Компонент ЛЗС, в котором реализуется предметно-вещественная отнесенность слова, называется коннотат; денотат; сигнификат.
16. В каком сложноподчиненном предложении из произведений А. Ефимова имеется придаточное места? 1) Можно привести немало отзывов писателей, языковедов, литературных критиков, где отмечаются стилистически привлекательные качества глагола. 2) В древнерусском и народном языке особенно замечательно употребление прошедшего в описании природы там, где теперь употребляем прошедшее время. 3) Мы можем наблюдать, как в форме прошедшего времени центр тяжести смещен в прошлое.
17. В каком предложении на месте звездочки (*) следует поставить запятую? 1) Обычай мой такой: подписано* так с плеч долой (А. Грибоедов). 2) Поживем* увидим (поговорка). 3) Я пишу это и чувствую* у меня горят щеки (Е. Замятин).
18. В каком ряду представлены синонимы-дублеты? 1) хождение – ходьба, приставка – префикс; 2) фрикативный – щелевой, орфография – правописание; 3) ставень – ставня, логический – логичный.
19. Раздел лексикологии, в котором слово изучается от плана содержания к плану выражения, называется ономасиология; дериватология; семасиология. В каком ряду все слова старославянизмы? мание, бобр, чело; плен, глава, вдохновение; игла, краткий, едва.
Инструкция по тестированию Тест оценивается по стобальной системе. К участию в конкурсе допускаются абитуриенты, набравшие не менее 30 баллов. Одно тестовое задание оценивается в 5 баллов.
Программа утверждена на заседании Ученого совета Института филологии 15.04.2010 г. (протокол № 7)
Председатель Ученого Совета И.И. Кремих |