Памятка для потенциального франчайзера




Скачать 344.89 Kb.
НазваниеПамятка для потенциального франчайзера
страница1/4
Дата08.09.2012
Размер344.89 Kb.
ТипПамятка
  1   2   3   4


Памятка для потенциального франчайзера


Что такое франчайзинг?


Франчайзинг (или франшиза) - это продажа или временное предоставление товарного знака и/или фирменных технологий (методов организации) другому предпринимателю. Субъектами отношений в рамках франчайзинга являются два лица, и то из них, которое обладает правами на марку или технологию, является франчайзером. Лицо, приобретающее возможность использовать принадлежащие франчайзеру права, называется франчайзи. В соответствии с законодательством Узбекистана сторонами по договору франшизы могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей.

Суть франчайзинга заключается в тиражировании успешно работающего бизнеса, то есть в приобретении имиджа и технологий уже действующего предприятия, всесторонне апробированных на практике. Франчайзер предоставляет франчайзи на возмездной основе право использовать свое имя, фирменный стиль, опыт, знания, технологии производства и управления, ноу-хау. При этом, как правило, франчайзер обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.

Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, используя его репутацию на рынке товаров (услуг), и по своему фирменному стилю идентифицируется с франчайзером.

Франчайзер выступает в единственном числе. Франчайзи, работающих по договору с одним конкретным франчайзером, может быть несколько. Успешно работающие франчайзеры насчитывают от нескольких десятков предприятий - франчайзи до нескольких сотен, а в некоторых случаях сеть франчайзи насчитывает тысячи предприятий.

Франчайзинг - это своего рода коммерческая сеть, функционирующая по единой методике. Для успешной работы этой сети франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и пользуется правом регулирования деятельности франчайзи с целью сохранения репутации на рынке, не нарушая при этом его юридической и экономической самостоятельности. Речь идет прежде всего о контроле за соблюдением применяемых франчайзи технологий и качестве его товаров или услуг.

Франчайзинг известен и популярен практически во всем мире. Количество франчайзеров и соответственно франшизных сетей растет достаточно высокими темпами. По данным Международной ассоциации франчайзинга в начале нашего столетия в мире насчитывалось около 16,5 тысяч франчайзеров с более 1.2 млн. франчайзи, объем продаж сетей составляет 1.4 трлн.долларов США, занятость около 12 млн.человек. Признанными лидерами являются США (2000 франчайзеров), Корея (1300), Канада (1200), Бразилия (1000), Япония(1000).


Формы франшиз


В зависимости от характера взаимоотношений между франчайзером и франчайзи надо различать:

  • Стандартную (классическую) франшизу. Как правило, франчайзи при покупке такой франшизы должен заплатить вступительный (паушальный) взнос, и регулярно делает отчисления в пользу франчайзера (роялти). Имеют место строгий отбор потенциальных франчайзи, регистрация договора на пользование товарным знаком в государственных органах, обучение, определение жестких корпоративных стандартов, жесткий контроль за ведением бизнеса, регулярная отчетность перед франчайзером. Стандартная франшиза плохо приживается на постсоветском пространстве, где не очень уважают интеллектуальную собственность и право на многолетнее получение прибыли.

  • Свободную франшизу. Практически полная свобода для франчайзи в организации бизнеса. По своей сути близок к обычному дилерству, но с добавлением товарного знака, обучения, консультаций, особых условий. В данном виде франшиз могут быть символический или нулевой паушальный взнос и незначительные или нулевые роялти, а также очень мягкие требования к франчайзи. Самый распространенный и самый удобный вид франчайзинга в странах СНГ.

  • Серебряную франшизу или бизнес под ключ. Франчайзер фактически сам создает филиал и потом отдает его франчайзи во владение за процент от прибыли. Чаще всего на основе филиала создается так называемая корпоративная франшиза. В отличие от стандартной и свободной франшизы здесь нельзя расторгнуть соглашение с франчайзером и создать на этом же месте свой собственный бизнес под другой вывеской.

  • Золотую франшизу или мастер-франшизу. Покупая такую франшизу, франчайзи сам становится франчайзером в своем регионе и сам развивает здесь франчайзинговую сеть, открывая собственные точки или продавая франшизы.


В каких сферах бизнеса существует франчайзинг?


Перечислим отрасли, где франчайзинг находит наибольшее распространение:

1. Розничная торговля. Франчайзи реализует фирменную продукцию (от косметики до автомобилей) франчайзера.

2. Услуги. Спектр таких услуг весьма широк, но наиболее распространен франчайзинг в таких отраслях, как:

  • быстрое питание,

  • автозаправка, автосервис, аренда машин,

  • туризм, гостиничный бизнес,

  • услуги для офиса, например, печатные и копировально-множительные услуги, восстановление и заправка картриджей,

  • услуги по подбору персонала и временных работников,

  • бухгалтерия и страхование,

  • обучение и воспитание, например, школы вождения, детские сады,

  • бытовые услуги, например, салоны красоты, химчистки, прачечные,

  • доставка на дом (посылок, молочных продуктов и пр.).

3. Производство, чаще всего в таких отраслях, как напитки и продукты питания, фармацевтика, оптика.


Виды франчайзинга


Франчайзинг в зависимости от направлений бывает четырех видов:

1) франчайзинг товара;

2) производственный франчайзинг;

3) сервисный франчайзинг;

4) франчайзинг бизнес-формата.

При товарном франчайзинге франчайзи на льготных условиях получает от франчайзера товары для их дальнейшей реализации. Франчайзи получают право на продажу и сервисное обслуживание под торговой маркой франчайзера товаров, изготовителем которых может быть как сам франчайзер, так и другие компании. Как правило, франчайзер поставляет франчайзи определенный товар в рамках оговоренного ассортимента для продажи по оговоренной технологии.

В отличие от дилерских договоров, в рамках соглашений о торговом франчайзинге детально прописываются требования к технологии продаж и условия использования товарного знака. Кроме того, франчайзер, как правило, обеспечивает франчайзи финансовой (в случае приобретения или строительства объектов недвижимости), рекламной, консультационной и информационной поддержкой, предоставляя также услуги обучения и стажировки персонала.

Франчайзинг товара может быть применен прежде всего при розничной продаже бензина, автомобилей, велосипедов, бытовой техники, косметики, фирменной одежды, алкогольных и безалкогольных напитков.

Производственный франчайзинг предполагает передачу франчайзером запатентованных технологий и сырья для производства определенного продукта. Чаще всего при этом франчайзер производит и поставляет франчайзи определенные ингредиенты, технология производства которых не разглашается.

В наибольшей степени этот вид франчайзинга представлен в производстве безалкогольных напитков. Практически все предприятия, осуществляющие разлив и упаковку продукции таких известных компаний, как Coca Cola, Pepsico и другие, осуществляют свою деятельность в рамках производственного франчайзинга. При этом франчайзер продает франчайзи необходимые для производства концентраты. Франчайзи затем распределяет готовую продукцию среди местных дилеров.

В рамках производственного франчайзинга предметом соглашения является продажа на льготных условиях специального оборудования для производства определенной продукции. При этом франчайзинговый пакет, как правило, включает в себя: требования к производственным и складским помещениям, руководство по организации производства и инструкции по управлению производственным персоналом, право использования защищенных патентами технологий и торговой марки.

В рамках сервисного франчайзинга франчайзер, кроме передачи оборудования и предоставления права на продажу услуг, осуществляет передачу технологий продаж, обслуживания клиентов, а также контролирует все аспекты их применения. В целом, сервисный франчайзинг представляет собой синтез двух описанных выше видов франчайзинга в сфере услуг. Сущность его заключается в том, что франчайзи предоставляется право на осуществление определенного вида деятельности под торговой маркой франчайзера.

Примерами такой схемы могут служить многочисленные сети «быстрых» закусочных. Каждая вновь открываемая точка должна соответствовать стандартам фирменного стиля (дизайн помещений, форменная одежда), а также строго соблюдать заданную технологию производства (например, в приготовлении блюд).

Основная направленность сервисного франчайзинга — высокий уровень обслуживания потребителей. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи, потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано на предприятиях определенной торговой марки. Потребитель идентифицирует правообладателя и пользователя товарной марки, что дает дополнительные импульсы развитию франчайзинговой системы.

Франчайзинг применим практически во всех направлениях сферы услуг, в том числе в туристическом и гостиничном бизнесе, в области недвижимости, трудоустройства, образовательской деятельности, в сфере общественного питания.

Франчайзинг бизнес-формата является наиболее комплексным. Наряду со всеми перечисленными правами франчайзер передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса. Франчайзинг бизнес-формата предполагает составление франчайзером обширного пакета сопутствующих аренде торговой марки документов - так называемого brand-book, включающего в себя детальные технологии ведения бизнеса и правила, вплоть до параметров работы с недвижимостью (месторасположение, интенсивность людских потоков, диапазон арендной ставки и так далее), оформления интерьера помещений, освещения, расположения мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной политики и т.д. В результате, франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и фактически становится частью его общей корпоративной системы.

Во многих случаях, как это, например, происходит в сетях фаст-фуд McDonald's, франшизные точки обслуживаются централизованными поставками продуктов, следуют единому подходу в части технологического процесса, ассортимента, стиля обслуживания и так далее. Исключения в виде незначительных отклонений от стандарта допускаются очень редко. К примеру, несмотря на то, что во всем мире в ресторанах сети McDonald's напитки, содержащие алкоголь, не входят в ассортимент продукции, в Германии и Чехии в меню включено пиво, поскольку оно является неотъемлемой частью национальной культуры.


Правовое оформление франчайзинга


В Гражданском кодексе Республике Узбекистан соглашение о франчайзинге называется договором комплексной предпринимательской лицензии, франчайзер - комплексным лицензиаром, франчайзи - комплексным лицензиатом, передаваемые за вознаграждение исключительные права - лицензионным комплексом, который включает право использования фирменного наименования лицензиара и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания и изобретения и др.), предусмотренных договором, а также в предпринимательской деятельности франчайзера.

Договор комплексной предпринимательской лицензии предусматривает использование лицензионного комплекса, деловой репутации и коммерческого опыта франчайзера в определенном объеме и применительно к определенной сфере деятельности (продаже товаров, полученных франчайзера, оказанию услуг, выполнению работ и т.д.). Договор может быть заключен как с указанием, так и без указания срока, с указанием или без указания территории использования. Договор подлежит регистрации органом, осуществившим регистрацию франчайзера.

Сторонами по договору комплексной предпринимательской лицензии могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей.

Франчайзи должен выплачивать франчайзеру вознаграждение в форме фиксированных платежей (разовых или периодических), отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, поставляемых ему франчайзером для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.

Условия во франчайзинговом договоре зависят от отрасли, вида деятельности, характера продуктов и от многих других факторов.

В соответствии с законом франчайзер обязан:

  • передать франчайзи техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую франчайзи для осуществления прав, предоставленных ему по договору комплексной предпринимательской лицензии, а также проинструктировать франчайзи и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

  • выдать франчайзи предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке;

  • оказывать франчайзи постоянное техническое и консультационное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников.

В договоре могут быть предусмотрены и другие обязанности франчайзера.

Франчайзи обязан:

  • использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование франчайзера указанным в договоре образом;

  • обеспечивать точное соответствие качества производимых им на основе договора товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ качеству аналогичных товаров, услуг или работ, производимых, оказываемых или выполняемых непосредственно франчайзером;

  • соблюдать все инструкции и указания франчайзера, направленные на достижение точного исполнения стандартов использования входящих в лицензионный комплекс исключительных прав, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых франчайзи при осуществлении предоставленных ему по договору прав;

  • оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (услугу, работу) непосредственно у франчайзера;

  • воздерживаться от разглашения секретов производства франчайзера и другой полученной от него конфиденциальной коммерческой информации;

  • выдать оговоренное количество сублицензий (передать права на использование предоставленного ему лицензионного комплекса или его части другим лицам), если такая обязанность прямо предусмотрена договором;

  • информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу комплексной предпринимательской лицензии.

В договоре могут быть предусмотрены и другие обязанности франчайзи.

Договором комплексной предпринимательской лицензии могут быть предусмотрены ограничительные (эксклюзивные) условия, в частности:

  • обязательство франчайзера не выдавать других аналогичных комплексных предпринимательских лицензий для их использования на закрепленной за франчайзи территории либо воздержаться от непосредственной самостоятельной деятельности на этой территории;

  • обязательство франчайзи не конкурировать с франчайзером на территории использования комплексной предпринимательской лицензии;

  • отказ франчайзи от получения других комплексных предпринимательских лицензий у конкурентов франчайзера;

  • обязательство франчайзи согласовывать с франчайзером место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

Недействительными признаются законом те ограничительные условия договора, в силу которых:

  • франчайзер вправе определять цену продажи товара франчайзи или цену работ (услуг), выполняемых (оказываемых) франчайзи, либо устанавливать верхний или нижний предел указанных цен;

  • франчайзи вправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей (заказчиков) либо исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения (место жительства) на определенной в договоре территории.

Ограничительные условия могут быть признаны недействительными, если они, с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон, противоречат антимонопольному законодательству.

Франчайзер несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к франчайзи требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) франчайзи по договору комплексной предпринимательской лицензии.

Если в период действия договора комплексной предпринимательской лицензии истек срок действия исключительного права, входящего в лицензионный комплекс, либо такое право прекратилось по иному основанию, то договор сохраняется за вычетом положений, относящихся к прекратившемуся праву, а франчайзи, если иное не предусмотрено договором, вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося франчайзеру вознаграждения.


Выгоды франчайзера


Почему предприятия становятся франчайзерами?

Отработав технологии производства и управления, завоевав свое место на рынке, предприниматель рано или поздно задумывается о распространении своего бизнеса на новые территории. Это можно сделать, создавая сеть филиалов. Но такой путь довольно накладен: требуются существенные капиталовложения в помещения, оборудование, а также громоздкая система управления, которая позволяла бы контролировать организацию бизнеса на местах. Понятно, что финансовые и организационные ресурсы и физические возможности любого предпринимателя не беспредельны. Кроме того, всегда существует риск, что бизнес на новом месте может не пойти, то есть вложенные деньги можно потерять. Риск возрастает, если предприниматель не знаком с местными особенностями.

Франшиза позволяет существенно облегчить решение задачи территориальной экспансии.

Во-первых, франчайзер не вкладывает свой капитал в новый бизнес. Его издержки сводятся к систематизации и документированию технологии, которую он передает франчайзи (это можно сделать один раз и затем просто вносить коррективы в уже созданную методологию). Обучение франчайзи, как правило, осуществляется за счет самого франчайзи.

Во-вторых, существенно сокращаются организационные издержки. Конечно, франчайзеру придется помогать франчайзи в становлении бизнеса, контролировать качество его работы. Но на это потребуется гораздо меньше усилий, чем если бы пришлось создавать новое подразделение. Дело в том, что поскольку франчайзи вкладывают собственные средства в бизнес, его не нужно контролировать так же тщательно, как наемных менеджеров компании. Наконец, поскольку владение собственным делом дает некоторые преимущества по сравнению с работой по найму, проще найти хороших франчайзи, чем хороших менеджеров, что облегчает франчайзеру решение кадровых вопросов. Последнее обстоятельство порой оказывается настолько важным, что некоторые франчайзеры продают так называемую серебряную франшизу, то есть сами создают филиалы и потом отдают их франчайзи во владение за процент от прибыли. Иными словами, для них франшиза – это инструмент решения главным образом кадровых проблем.

В-третьих, риск коммерческой неудачи нового проекта ложится на плечи франчайзи. При этом надо иметь в виду, что франчайзи лучше знаком с местной спецификой, что при прочих равных условиях повышает шанс на успех дела.

В-четвертых, франчайзинг развивается по нарастающей - каждый новый франчайзи увеличивает известность бренда, а увеличение известности дает еще больше новых фанчайзи и так до бесконечности. В этом уникальная особенность данной модели бизнеса.

Таким образом, в результате применения схемы франчайзинга возникает потенциальная возможность более быстрого роста бизнеса, чем было бы возможно при самостоятельном расширении компании.

Кроме того, франчайзер имеет дополнительные преимущества:

  • У него появляется новый источник доходов - плата за пользование маркой.

  • Отрабатываются новые каналы сбыта (прежде всего это касается товарного франчайзинга, когда франчайзер реализует через франчайзи свою продукцию).

  • Увеличивается доля на рынке его продукции / услуг, что означает дополнительные возможности по влиянию на спрос и цены.

  • Благодаря взаимодействию со своими франчайзи он получает доступ к знаниям о ситуации на местах, к новым идеям по улучшению бизнеса.

  • Франчайзинг позволяет успешно бороться с конкурентами в регионах, вместо соперничества и ценовой войны предлагая им франшизу на выгодных условиях.

  • Франчайзинг позволяет фрачайзерам на уровне распространения продукции / услуг приобретать некоторые из полезных характеристик, присущих малым предприятиям, например, знание запросов местных потребителей, более длительные часы работы, гибкость в ценовой политике.


Риски и трудности франчайзера


Какие риски и возможные трудности нужно иметь в виду франчайзеру?

1. Наибольшую угрозу несет в себе риск утраты репутации, связанный с невыполнением франчайзи инструкций, стандартов и других необходимых условий. В этом случае негативная реакция потребителей будет автоматически переноситься на всю франчайзинговую сеть.

Другой аспект этой проблемы заключается в том, что в соответствии со статьей 869 Гражданского кодекса РУз франчайзер несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к франчайзи требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) франчайзи по договору франшизы. То есть ответственность наступает даже тогда, когда претензии возникли в связи с нарушением франчайзи технологии, оговоренной договором (причем, претензии чаще всего возникают именно в этих случаях).

Можно поставить под сомнение логичность данной нормы Гражданского кодекса, но закон есть закон. И его нормы, даже когда они представляются не очень «правильными», надо иметь в виду.

2. Риск расторжения договора франчайзи после того, как он освоит необходимые технологии и освоится на рынке. В этом случае, во-первых, франчайзер теряет участника сети, а значит и часть доли на рынке. Во-вторых, приобретает опасно конкурента, который очень хорошо знает его сильные и слабые стороны. В-третьих, существует опасность того, что франчайзи будет продолжать использовать марку и фирменный стиль и после расторжения договора, может быть слегка изменив некоторые атрибуты, на которые покупатель вряд ли обратит внимание.

3. Риск утраты конкурентных преимуществ, связанный с раскрытием франчайзи конфиденциальной информации конкурентам.

4. Недобросовестное поведение франчайзи. Чаще всего франчайзеры сталкиваются с сокрытием франчайзи реальных объемов своих доходов с целью уменьшения выплат роялти. Не случайно, что на постсоветском пространстве, где условия ведения бизнеса весьма непрозрачны, размер роялти чаще всего фиксирован, а не привязан к объему выручки или прибыли.

Бывает, что франчайзи начинают приобретать товар не у франчайзера, а у поставщиков со стороны. Случается, что франчайзи, взяв под гарантии франчайзера кредит, просто сбегает. Понятно, что в этом случае проблемы с поставщиками и кредиторами ложатся на франчайзера.

5. Сокрытие франчайзи важной информации и/или представление неверной информации, дающей ложное представление о рынке.

Из вышеприведенного списка хорошо видно, что для франчайзера самой большой проблемой является успешное управление всеми аспектами взаимоотношений с франчайзи. Поэтому ему очень важно:

  • составить грамотный договор, защищающий его права;

  • отработать технологию деятельности франчайзи;

  • отработать эффективный механизм отбора и обучения франчайзи;

  • вести текущий мониторинг за деятельностью франчайзи;

  • гибко реагировать на новую информацию и соответствующим образом перестраивать систем управления и корректировать методы работы.

Ошибки при формировании договорных отношений и ведении текущей работы с франчайзи могут повлечь за собой споры, утрату доверия, снижение уровня репутации, ограничение возможностей развития на определенных территориях и т.д.

Но имеются риски, связанные с эффективностью управления сетью со стороны самого франчайзера:

6. Чрезмерная регламентация системы может привести к ограничению деятельности и развития франчайзи и возможностей, что соответственно будет сдерживать рост франшизной сети в целом.

7. Не должное реагирование на информацию и новые идеи увеличивает вероятность «миграции» конкурентоспособных коммерческих идей, что может также ограничить возможности и привести к утрате способности работать на опережение относительно конкурентов.


Советы франчайзеру


1. Прежде чем превращать бизнес в франшизу, убедитесь, что он для этого подходит.

Нельзя утверждать, что любой бизнес подходит для организации франчайзинга. Существует ряд особых критериев, которые необходимо рассмотреть, для того чтобы определить возможность создания франчайзинговой системы. Вот они:

  • Предлагаемые товары и/или услуги прошли проверку на практике. Это необходимо для обеспечения уверенности франчайзи в том, что они вкладывают средства в жизнеспособный бизнес.

  • Товары/услуги обладают отличительными характеристиками, и их поддерживает товарный знак или торговая марка, которые хорошо известны. Это позволяет предложить франчайзи ценный коммерческий актив, который иначе им было бы трудно приобрести.

  • Процессы и системы, которые франчайзер передаст франчайзи, должны быть просты, легки в освоении и не требуют длительного времени для введения в эксплуатацию. Поэтому надо убедиться может ли бизнес франчайзера быть систематизирован, разделен на составляющие, стандартизирован и детализирован.

  • Франчайзи можно обучить всему необходимому за короткий промежуток времени, не более одной-двух недель.

  • Прибыль должна быть такой, чтобы обеспечить и франчайзеру, и франчайзи необходимый уровень заработка и доходов с инвестиций.

Также имеют значение следующие дополнительные критерии:

  • Должны быть условия для создания механизма обеспечения постоянной технической поддержки и помощи франчайзи. Если у франчайзера нет возможности контактировать с франчайзи для его поддержки и мониторинга (например, из-за значительной территориальной удаленности), то он рискует получить много проблем.

  • Должно существовать достаточное количество франчайзи, соответствующее бизнес-планам потенциального франчайзера. Как правило, затевать создание сети ради одного-двух франчайзи не целесообразно: не окупятся издержки по созданию и поддержанию необходимых технологий и «правил игры» сети. Хотя, наверное, существуют и исключения.

Кроме того, надо убедиться в том, что расширение бизнеса в форме франчайзинга эффективнее других вариантов развития (например, через создание филиалов или дистрибьюторской сети).

Помните также, что на самых ранних стадиях развития франчайзинговой системы придется пойти на относительно значительные затраты, особенно это касается времени на отработку «правил игры», процедур и механизмов работы, привлечение и отбор франчайзи.

Основную часть дохода франчайзер получает при условии создания значительной сети франчайзи. Причем мировой опыт развития франчайзинга свидетельствует, что даже при относительно незначительном увеличении количества франчайзи (3-6 предприятий в год) доход, получаемый франчайзером от роялти, возрастает во времени значительно быстрее, чем расходы франчайзера по управлению системой.

2. Реализуйте хотя бы один пробный проект. Как и в любом эксперименте, цель данного мероприятия состоит в том, чтобы как можно точнее смоделировать предполагаемую систему. Реализация пилотного проекта должна показать, что на этот вид деятельности существует спрос, что технологию ведения бизнеса можно в короткий срок передать не имеющему опыта подобной работы франчайзи, что франчайзи может окупить вложенный капитал за приемлемый период времени.

В процессе работы пилота отрабатываются основные элементы будущей франшизной цепочки:

  • функционирование (выбор площадки, планировка помещения, установка оборудования, набор персонала, обеспечение расходными материалами и комплектующими изделиями и др.);

  • менеджмент (бухгалтерский и внутрифирменный учет, система обучения персонала, система контроля со стороны франчайзера и др.);

  • маркетинг (имидж, реклама, продвижение товара или услуг и т.д.).

В результате функционирования пилотных предприятий франчайзер получает возможность написать руководства по функционированию, которые составляют документальную основу "франшизного пакета", а также получить представление о будущей работе, выявить проблемы, с тем чтобы можно было предпринять необходимые шаги для их преодоления. Впрочем, хотя «пилоты» и предоставляют ценную информацию, но всех потенциальных проблем они показать не смогут, поскольку в них обычно задействованы сотрудники компании.

3. Тщательно подготовьте документы по франшизе. Двумя основными документами являются руководство по франшизе и договор. Руководство содержит подробные инструкции и советы для франчайзи по ведению дела. Договор определяет формальные отношения между франчайзером и франчайзи и очень подробно и конкретно формулирует обязанности франчайзи.

4. Отработайте процедуры отбора франчайзи. Процедуры отбора, применяемые при наборе первых франчайзи, чрезвычайно важны для успеха дальнейшей работы франчайзинговой системы. Для того чтобы компенсировать первоначальный недостаток опыта при выборе франчайзи, франчайзеру обычно рекомендуется составить описание «идеальных» франчайзи. Также важно решить, как и где объявить о наборе кандидатов и какие процедуры отбора использовать.

5. Осуществляйте постоянную поддержку франчайзи, развивайте франчайзинговую сеть. Поддержка может охватывать различные аспекты работы, такие как предоставление помощи на местах сотрудниками компании франчайзера, постоянная программа обучения для франчайзи, разработка новых товаров и систем и обновление руководства по франшизе, помощь в планировании деятельности. Не в последнюю очередь поддержка включает в себя постоянный мониторинг рынка в пользу франчайзера и франчайзи.

Чем больше пользы франчайзи получают от франчайзера и от сети в целом, тем в большей степени они заинтересованы участвовать в сети и в ее развитии, тем более лояльны они к своему франчайзеру. Эффективная сеть – самый лучший гарант от рисков «бегства» и недобросовестности франчайзи.

6. Осуществляйте постоянный мониторинг деятельности франчайзи. Чтобы уменьшить опасности низкого качества услуг и недобросовестности франчайзи франчайзеры стараются максимально контролировать их, содержа для этого в штате отдельного человека, а порой и целые отделы. Проводятся плановые инспекции, используется метод "таинственного покупателя", проверяют достоверность отчетности (например, обзванивая поставщиков ресурсов). Многие франчайзеры подключают своих франчайзи к единой информационной системе, где отражаются операции, характеризующие как состояние бизнеса франчайзи, так и размеры его товарооборота.

7. Продумайте оптимальную систему выплат первоначального взноса и роялти. Франчайзер получает доход из двух основных составляющих - первоначального взноса и регулярных периодических платежей (роялти). Центральным вопросом при разработке схемы франчайзинга является определение размера этих выплат. Необходимо создать оптимальный баланс между интересами франчайзора и франчайзи, поскольку конечная цель партнерства под названием "франчайзинг" - получение максимальной прибыли.

Средний уровень первоначального взноса обычно составляет 5-10% общего объема инвестиций, необходимых для старта предприятия-франчайзи. Указанный общий объем инвестиций, существенно зависящий от вида деятельности и конкретной схемы франчайзинга, находится в пределах от нескольких тысяч долларов США до нескольких сотен тысяч долларов США, а в ряде случаев может превысить миллион долларов США.

Основной доход франчайзера складывает из роялти. В мировой практике величина роялти в среднем составляет 6-7% валового объема продаж франчайзи. Возможно и установление фиксированного размера или минимального предела роялти.

Конечно, наиболее выгодно для франчайзера взимать процент от выручки или прибыли. Однако не все в состоянии построить систему, позволяющую контролировать продажи своих партнеров и их реальную прибыль. Если бизнес франчайзи не прозрачен для франчайзера (а на постсоветском пространстве чаще всего дело обстоит именно так), то лучше ограничиться фиксированным платежом. Но при определении его размеров можно учитывать обстоятельства, в которых работает франчайзи: особенности территории, размеры предприятия, размер выгод, получаемых им от сети, набор получаемых по договору прав.

Если речь идет о товарном франчайзинге (франчайзи продает продукцию франчайзера), то можно обойтись и без роялти: прибыль франчайзера заложена в цене продаваемых им товаров.

В большинстве форм франчайзинга предусмотрены расходы на рекламу и маркетинг, компенсацию которых обычно франчайзер взимает с франчайзи. Величина указанной компенсации составляет в среднем 1,2-1,4% общего объема продаж.

Иногда компаниям приходится разрабатывать для своих франчайзи уникальные системы выплаты роялти и мониторинга, учитывающие специфику бизнеса. Но, как правило, лучше всего выбирать простую и понятую систему определения роялти, чтобы при расчете их размеров не возникало недоразумений.

8. Продумайте эффективную систему поощрения и наказания франчайзи. Можно предусматривать разного рода скидки с роялти или бонусы, которые бы стимулировали франчайзи к развитию сети: за высокий прирост продаж (товарный франчайзинг), за хорошее качество обслуживания (по итогам проверок или на основе к.-л. объективных показателей), за инновационные идеи, за вклад в развитие бренда, за привлечение новых франчайзи и т.д.

С другой стороны должны быть предусмотрены четкие и жесткие санкции за разного рода нарушения: недолжное соблюдение технологий, не следование стандартам оформления, продажа «левой» продукции, сокрытие или искажение информации и пр. Чем больший ущерб наносится сети, тем суровее должно быть наказание: от предупреждений и штрафов до исключения из сети.

Дополнительные стимулы можно продумать и для привлечения новых участников сети. Например, при товарном франчайзинге франчайзер может предоставлять франчайзи так называемый товарный кредит. После того как франчайзи оборудует торговую точку в соответствии со стандартами сети и заплатит первоначальный взнос, франчайзер предоставляет свою продукцию в определенном объеме в долг. Франчайзер может помочь своим региональным партнерам получить кредит на открытие бизнеса в местном банке, с выбором помещений, с заключением выгодного контракта на поставку сырья и оборудования и пр.


Приложение. Примеры предложений о продаже франшизы

  1   2   3   4

Похожие:

Памятка для потенциального франчайзера iconСамарский государственный технический университет
Памятка предназначена для студентов первого курса бакалавриата электротехнического факультета Самарского государственного технического...
Памятка для потенциального франчайзера iconПамятка для лифтера по обслуживанию лифтов и оператора диспетчерского пункта
Памятка для электромеханика, осуществляющего техническое обслуживание и ремонт лифтов
Памятка для потенциального франчайзера iconПамятка для родителей
Памятка содержит правила, позволяющие ребенку быть успешным в учении, избежать серьезных срывов и болезней, сделать более благоприятным...
Памятка для потенциального франчайзера iconПамятка по оценке работы классного руководителя с родителями и семьями учащихся Диагностика воспитанности школьников классным руководителем
Памятка для заместителя директора по увр при подготовке к новому учебному году
Памятка для потенциального франчайзера iconПамятка «Остеопороз», Памятка «Остеоартроз»
Памятка готовится творческий, так, чтобы она была понятна больному, в ней должен быть крупный шрифт, простой и понятный язык, дельные...
Памятка для потенциального франчайзера iconПо вопросам ведения Красноярского края Памятка «Если Вашим детям угрожает опасность» Ознакомьте Ваших детей с
Памятка предназначена для родителей, детей и каждого из нас кто
Памятка для потенциального франчайзера iconПамятка водителя (печатный вариант) 1 шт.; Памятка «спорные ситуации на дороге»

Памятка для потенциального франчайзера iconПамятка для выезжающих за границу граждан Республики Казахстан
Памятка предназначена для граждан Республики Казахстан, выезжающих за границу, и содержит общие правила и практические рекомендации,...
Памятка для потенциального франчайзера iconПамятка по составлению прикнижных и пристатейных библиографических списков (гост 1-84)
Настоящая «Памятка» содержит примеры библиографического описания практически всех видов печатных изданий
Памятка для потенциального франчайзера iconПамятка «Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности»
Памятка предназначена для населения с целью использования в качестве руководства к практическим действиям в случаях внезапной остановки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница