Рейтинг и тесты в системе оценки знаний студентов ярославль 2002 Учебно




НазваниеРейтинг и тесты в системе оценки знаний студентов ярославль 2002 Учебно
страница1/5
Дата14.12.2012
Размер0.79 Mb.
ТипТесты
  1   2   3   4   5





А.Н. Щапов, Г.А. Урванцева

РЕЙТИНГ И ТЕСТЫ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ



Ярославль 2002

Учебно-методическое пособие печатается по решению центрального координационного методического совета Ярославской государственной медицинской академии.

ББК Ч481.28 Щ69

Щапов А.Н., Урванцева Г.А. Рейтинг и тесты в системе оценки знаний студентов: Учебно-метод. пособие, 2-е 'изд., перераб. и доп.- Ярославль: Яросл.гос.мед.академия , 2002. 60 с.

В пособии рассмотрены пути оптимизации учебного процесса и повышения надежности оценки учебных достижений, основанные на рейтинговой технологии с активным использованием тестовой формы контроля. Приведен сравнительный анализ традиционной и тестовой форм контроля, дано описание принципов формирования рейтинговой оценки. Изложены теоретические и практические рекомендации по составлению заданий в тестовой форме, проведению тестирования и обработке его результатов.

Настоящее пособие, первое издание которого опубликовано в ЯрГУ им. П.Г.Демидова в 2001г., существенно дополнено и адаптировано к медицинской тематике.

Табл.5. Библиогр.: 40 назв.

Рецензент: М.М.Кашапов, доктор психол.наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии Ярославского государственного университета им.ПГ.Демидова

© А.Н.Щапов , Г.А.Урванцева, 2002

© Ярославская государственная медицинская академия, 2002

Предисловие

Эффективным инструментом обеспечения качества подготовки будущих врачей и провизоров, а также управления качеством образовательного процесса является использование элементов системы управления качеством, заимствованной педагогикой у бизнеса. В основе этой системы лежит мониторинг учебных достижений, проводимый на основе регулярных, объективных, надежных и валидных контрольных мероприятий. Отсутствие инструментов такого контроля в настоящее время является барьером на пути внедрения систем управления качеством в учебный процесс. Поэтому актуальной для преподавателей является проблема разработки научно обоснованных измерителей учебных достижений (педагогических тестов), в которых одновременно сформулированы и содержание контролируемого материала, и требования к нему.

Активное внедрение тестовой формы контроля предполагает выход за рамки традиционной пятибалльной системы оценок, использование рейтинговой технологии. Опыт показывает, что рейтинг стимулирует познавательную активность, ритмичную работу студентов в семестре, способствует снижению числа пропусков занятий без уважительной причины, позволяет получить объективную, надежную и предсказуемую оценку, создает четкие критерии отбора (освобождение от экзамена, допуск к итоговой аттестации, перевод на следующую ступень обучения).

Следует отметить, что в новых государственных образовательных стандартах профессионального образования по некоторым специальностям введен рейтинг как обязательный элемент. При этом итоговая оценка по дисциплине определяется не только результатом экзамена, значительный вклад (40-50%) в нее вносит рейтинг по итогам обучения.

Использование рейтинговой технологии оценки, владение теорией и практикой тестового контроля знаний являются одними из основных слагаемых педагогического мастерства современного преподавателя.

Проректор ЯГМА по учебной работе
профессор Троханов ЮМ.


2

Содержание

  1. Введение 2

  2. Рейтинг учебных достижений 2

3.Тесты в системе оценки знаний студентов. .15

  1. Сравнительный анализ традиционной и тестовой форм контроля 15

  2. Основные понятия педагогического

тестирования 19

  1. Формы тестовых заданий 21

  2. Требования к заданиям в тестовой форме .... 34

  3. Псевдотестовый контроль 38

  4. Тесты для проверки практических умений и навыков (мануальные тесты) 43




  1. Этапы создания научно обоснованного педагогического теста 46

  2. Процедура проведения тестирования 47

3.9. Интерпретация результатов тестирования .... 50
4. Литература 56

1. Введение

Вопросы качества образования, контроль и управление им становятся все более актуальными в деятельности высших учебных заведений. Во-первых, это обусловлено появлением новых специальностей в связи с требованиями рынка, быстро меняющимися учебными программами и планами. Во-вторых, необходимостью реализации образовательных стандартов, целями аттестации и аккредитации.

Главным элементом системного подхода к управлению качеством учебного процесса является мониторинг учебных достижений студентов, в основе которого лежит рейтинговая система оценки. Рейтинг, т.е шкалирование учебных достижений, малоэффективен в рамках традиционной системы оценок и невозможен без применения объективных и надежных измерителей знаний. Такими измерителями являются педагогические тесты. Ученые считают, что современная дидактика обречена на провал, если она не опирается на объективные методы диагностики знаний учащихся [1].

2. Рейтинг учебных достижений

Рейтинг (от англ. to rate - оценивать) как метод ранжирования учащихся в соответствии с индивидуальной суммой баллов имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с традиционной системой оценивания по пятибалльной шкале, где определяется средняя оценка. Эти преимущества выражаются не только в более дифференцированной оценке знаний, умений и навыков учащихся. Опыт применения рейтинга показывает, что он является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность [2-7] . Стоит отметить хотя бы такой факт, что применение рейтинговой оценки приводит к снижению на 40-50% числа пропусков занятий без уважительной причины [3]. Анализ действующих в мировой высшей школе систем оценки учебных достижений показывает, что существенное преимущество имеют те системы, которые основаны на индивидуальном кумулятивном

3 индексе (ИКИ), или рейтинге студента, определяемом по совокупности оценок в различных «контрольных точках» процесса изучения дисциплины [8 ].

Рейтинг затрагивает интеллектуальную, эмоционально-волевую, в том числе мотивационную и ценностно-ориентационную сферы обучаемого, а также его коммуникативную деятельность. Он влияет на формирование адекватной самооценки и формирует способность к самоконтролю. В этом состоит психологическая сущность рейтинга [4].

Рейтинговая технология широко распространена в мировой практике . Она стимулирует повседневную самостоятельную работу учащихся, способствует 'возрастанию состязательности в учебе, усилению интереса учащихся к изучаемому предмету. Весьма перспективна в этом плане рейтинговая интенсивная технология модульного обучения (РИТМ) [9,10].

Идея РИТМ проста и заключается в следующем. Учебный курс делится на модули. Модуль - это логически завершенная часть (тема, раздел) курса, которая заканчивается контрольным мероприятием (акцией). Успешность усвоения каждого модуля оценивается в баллах. Все заработанные студентом баллы складываются и составляют индивидуальный рейтинг студента, его кумулятивный индекс. При этом с помощью системы коэффициентов учитывается своевременность сдачи контрольных заданий, начисляются призовые баллы за дополнительные виды работ. В РИТМе версия рейтинговой оценки имеет в качестве фундамента идею заработной платы. Студент зарабатывает баллы, копит их, знает, что он может «купить» на свои сбережения. Список студентов, составленный в порядке убывания индивидуальной суммы баллов, называется рейтинг-листом. Он составляется по завершении каждого модуля и в конце изучения дисциплины. Обычно рейтинг определяют как сумму баллов, набранных студентом в течение некоторого промежутка времени по определенным правилам, не изменявшимся в течение этого промежутка. Различают текущий рейтинг и итоговый рейтинг. Текущий рейтинг - сумма баллов, набранная на данный момент времени. Итоговый рейтинг включает в себя полную сумму баллов, набранную студентом за всю работу в семестре, плюс баллы, полученные на экзамене [ 11 ].

Итоговый рейтинг формируется по результатам трех основных видов контроля: текущего (на занятиях), рубежного (контрольная

4 работа по завершении модуля), итогового (зачет или экзамен). Используются также контроль исходного уровня и отсроченный контроль на «выживаемость» знаний.

Текущий контроль состоит в оценке следующих видов деятельности учащихся: активное участие в обсуждении темы занятия, качество выполнения эксперимента, своевременное и аккуратное оформление отчета о лабораторной работе и его защита, быстрое и точное решение ситуационных задач, выполнение заданий в тестовой форме.

Рубежный контроль заключается в написании контрольной работы, составленной из унифицированных тестовых заданий по всем разделам пройденного материала.

Итоговый контроль - выполнение зачетного или экзаменационного теста по всему предмету.

В системе РИТМ экзамен может состоять из следующих этапов: допуска к экзамену (программа-минимум); экзамена (стандартная программа); супер-экзамена (расширенная программа или задания повышенной сложности). В супер-экзамене участвуют сильнейшие. Его оценка значительно повышает рейтинг студента.

Если оценка, соответствующая набранной в течение семестра сумме баллов, удовлетворяет студента, то эта оценка признается итоговой (без сдачи экзамена). В противном случае студент может дополнительно заработать до 30% баллов на экзамене. Таблица зависимости оценки от набранных баллов приводится в начале изучения курса и не изменяется до окончания процесса изучения дисциплины.

Как начать работу в РИТМе ? 1.Прежде всего следует решить, один Вы будете работать по РИТМу, или совместно с коллегами. Если вместе, то на одном и том же потоке или на разных ? Когда группа преподавателей работает по рейтинговой системе на одном и том же потоке, преподавая одну и ту же дисциплину, необходимо объединиться в так называемую рабочую группу и выработать единые требования к студентам. 2. Составить технологическую карту изучения курса или, проще говоря, памятку, где будут оговорены все условия работы с данным потоком по методике РИТМ в текущем семестре. После того, как памятка разработана, ее обязательно доводят до сведения всех студентов и не

5 меняют в течение семестра, что бы ни случилось. Это «правила игры», гарантия от неприятных неожиданностей для Вас, Ваших коллег и студентов. Пример такой технологической карты изучения курса биохимии в ЯрГУ им.П.Г.Демидова приведен ниже , табл.2./.[12]. В дальнейшем Вы можете использовать ее как исходную точку для составления своей.

Таблица 2.1.

Технологическая карта изучения курса "Биохимия" по системе РИТМ (IV семестр, 2-ой курс факультета биологии и экологии специальность "Биология")

Распределение баллов по отдельным видам работ



№ п/п

Наименование темы (модуля)

Форма контроля

Баллы (С0)

1.

Белки; химический состав, классификация, аминокислоты, структура и свойства белков, номенклатура и классификация белков (3 занятия)

ЛР-1,2,3

БК-А,Б,В

ТК-1

3x3 = 9 6x3 = 18 13x1 = 13 Итого: 40 баллов

2.

Нуклеиновые кислоты: строение, функции

ЛР-8,9

БК-Д

ТК-Ш

3x2 = 6 6x1=6 13x1-13 Итого: 25 баллов

3.

Ферменты: химическая природа, функциональные центры, понятие о кинетике к механизме действия, свойства и классификация ферментов

ЛР-6,7

БК-Г

TK-II

3x2 = 6 6х 1=6

12x1 = 12 Итого: 24 балла
  1   2   3   4   5

Похожие:

Рейтинг и тесты в системе оценки знаний студентов ярославль 2002 Учебно iconТесты Главный специалист отдела автоматизации цсдшб
Российское образование переживает в настоящее время период модернизации. В частности, большие изменения произошли в системе оценки...
Рейтинг и тесты в системе оценки знаний студентов ярославль 2002 Учебно iconБаранова Л. В. кандидат психологических наук, доцент Балыков Н. П. Психология и педагогика. Тесты для контроля знаний студентов
...
Рейтинг и тесты в системе оценки знаний студентов ярославль 2002 Учебно iconТесты первого содержательного модуля 5 2 Тесты второго содержательного модуля 12 Введение Тесты предназначены для контроля знаний у студентов дневной формы обучения по дисциплине «Гидравлика, гидро- и пневмоприводы»
Тесты предназначены для контроля знаний у студентов дневной формы обучения по дисциплине «Гидравлика, гидро- и пневмоприводы», которые...
Рейтинг и тесты в системе оценки знаний студентов ярославль 2002 Учебно iconУчебно-методическое пособие Ярославль, 2009 Скопин А. А., Разработка и технологии производства рекламного продукта: Учебно-методическое пособие. Ярославль, «Ремдер», 2009 118 с
Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей. Актуальность рассматриваемых вопросов делает пособие привлекательным...
Рейтинг и тесты в системе оценки знаний студентов ярославль 2002 Учебно iconРабочая программа Дисциплина: Почвенно-ландшафтное проектирование
Природно-антропогенные ландшафты, их устойчивостьДинамика и устойчивость ландшафтовТехногенная миграция элементов в ландшафтеКоличество...
Рейтинг и тесты в системе оценки знаний студентов ярославль 2002 Учебно iconПарето В. Компендиум по общей социологии /Пер с итал. А. А. Зотова
Автор представляет учебно-методический комплекс по общей и прикладной социологии. В издании помещены тексты лекций, разделы и вопросы...
Рейтинг и тесты в системе оценки знаний студентов ярославль 2002 Учебно iconО системе оценки качества образования Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16
Настоящее Положение о системе оценки качества образования определяет цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества...
Рейтинг и тесты в системе оценки знаний студентов ярославль 2002 Учебно iconОценка эффективности природоохранной деятельности предприятий и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Мя послужила деятельность независимых экологических рейтинговых агентств. Проблема независимой оценки проявилась в том, что «независимость»...
Рейтинг и тесты в системе оценки знаний студентов ярославль 2002 Учебно iconПоложение о системе оценки качества образования мбоу сош №14
Настоящее Положение о системе оценки качества образования мбоу сош №14 определяет основные цели, задачи и принципы функционирования...
Рейтинг и тесты в системе оценки знаний студентов ярославль 2002 Учебно iconIi основное общее образование
Завершенная линия Разумовской М. М., Леканта П. А. Программа, методические рекомендации, поурочное планирование, тесты, рабочие тетради...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница