Образовательная программа «В мире животных»




НазваниеОбразовательная программа «В мире животных»
страница1/4
Дата13.12.2012
Размер0.62 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детский эколого – биологический центр


УТВЕРЖДЁНА

на заседании методического совета

протокол от 13.09.2011 г. №1

И.О. ДИРЕКТОРА МБОУДОД ДЭБЦ

__________ О.В.Кобозева


Образовательная программа

«В мире животных»

срок реализации 3 года

для воспитанников 7-11 лет


Составитель: Никитина Светлана Викторовна

педагог дополнительного образования


Тамбов 2011


Пояснительная записка.

Содержание данной программы имеет эколого-биологическую направленность. Программа нацелена на формирование экологических знаний, знаний о животном мире, на общее развитие ребёнка: умение наблюдать, выражать свои чувства, мысли через рисование, поделки. В природе всё тесно связано между собой. И человек, который сам часть природы, тоже связан с окружающей средой: с землёй, реками, воздухом и всеми живущими вокруг себя существами.

Из всего мира живой природы наиболее эмоционально, ярко, неравнодушно человек воспринимает животных. Знакомство с животными, изучение их поведения рассматриваются в данной программе как наиболее действенный метод формирования отношения к природе.

Данная программа является модифицированной, за основу взята типовая программа («Кружок зоологов»//Сборник программ «Исследователи природы», М.: «Просвещение», 1983 г.).

Занятия зоологией требуют от ребёнка не только мыслить, но и чувствовать, фантазировать. Знания должны переживаться воспитанником, именно это обеспечивает их осмысление личностью и формирование отношения к миру.

Цель программы: знакомство с разнообразием животного мира.


Задачи

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

образо-

ватель-

ная


развива-ющая


воспита-тельная

- познакомить воспитанников с многообразием животного мира;

- познакомить с различными средами обитания;

- познакомить воспитанников с правилами и нормами кормления животных;

-познакомить с

растительностью

пресных водоёмов;

- с животными пресных водоёмов;

- познакомить с растительностью леса;

- познакомить с животными леса;

- познакомить воспитанников с кормовыми ресурсами леса;

- познакомить воспитанников с животными луга;

- с животными степи;

-с растительностью луга и степи;

- познакомить с растительным и животным миром культурных ландшафтов;

- охрана природы в России;

- познакомить воспитанников с Красной книгой Тамбовской области.


- развивать познавательную активность детей;

- сформировать практические умения и интерес к содержанию животных в условиях неволи;

- развивать доброе отношение к животным.


- воспитывать чувство коллективизма;

- воспитывать трудолюбие;

- воспитывать любовь к животным;

- воспитывать способность переживания чувства радости и удовольствия от общения с животными.



- познакомить воспитанников с наукой зоология;

- познакомить детей, как животные приспособились к различным средам обитания;

- познакомить с болезнями животных; уходом за больными животными;

- сформировать знания о животных моря;

- знание морских животных в жизни человека;

- сформировать знания о животных суши;

- познакомить детей с типами лесов;

- познакомить с животными наших лесов, занесённых в Красную книгу;

- познакомить воспитанников с растения и животными пустыни;

- сформировать знания о различных птицах;

- познакомить воспитанников с понятием экология.


- развивать способности воспитанников в области биологии;

- развивать способности детей в приобретении опыта эмоционального общения с животными;

- сформировать навыки по наблюдению и содержанию животных в неволе;

- развивать процесс самопознания и самовыражения;

- развивать умение анализировать структуру объектов природы.


- воспитывать коммуникативные качества путём вовлечения в массовые мероприятия;

- воспитывать дружелюбное, заботливое отношение к своим товарищам;

- воспитывать экологическую культуру.

- сформировать знания о представителях животных Европы;

- сформировать знания о представителях животных Азии;

- сформировать знания о представителях животных Северной Америки;

- сформировать знания о представителях животных Южной Америки;


- сформировать знания о представителях животных Африки;

- сформировать знания о животных Австралии;

- сформировать знания о животных Антарктиды;

- сформировать знания о животных природных зон России;

- углубить и расширить знания о редких и исчезающих животных.


- развивать умения проводить самостоятельные наблюдения за животными зооуголка и в природе, делать выводы и заключения на основе этих наблюдений;

- развивать творческую активность, умение работать со справочной и специальной литературой;

- развивать процесс самопознания и самовыражения через создание ситуации успеха;

- развивать потребность расширения своих знаний и превращения их в способы практической деятельности.


- воспитывать чувства ответственности за сохранение и воспроизводство редких видов животных;

- воспитывать бережное отношение к природным богатствам;

- воспитывать любознательность, самостоятельность



Содержание программы способствует всестороннему развитию личности, являясь стимулом к приобретению новых знаний. В основу программы положен экологический принцип, предусматривается не только изучение животных, но и взаимосвязь с окружающей средой, формируется экологическое мировоззрение. Программа ориентирована на детей 7-11 лет. Данная программа рассчитана на три года обучения: первый год – 144 часа (по 2 часа 2 раза в неделю); второй и третий год обучения – 216 часов.


В результате обучения по данной программе воспитанники

1 года обучения должны:

знать:

  • представителей животного мира различных сред обитания;

  • особенности и приспособления

животных к условиям жизни; различать и определять видовой

  • растительность пресных вод;

  • обитателей водной среды;

  • значение животных в жизни человека;

  • о деятельности человека в сфере охраны природы

  • животных зооуголка. животными в неволе.




уметь:

  • вести видовой учёт флоры и фауны;

  • составлять списки животных в изучаемой среде;

  • различать и определять видовой состав определённого биоценоза;

  • определять животных по семействам

  • определять животных с помощью дидактических карточек;

  • проводить наблюдения за животными в неволе.

2 года обучения должны:

знать:

  • зоологию как науку;

  • болезни животных;

  • уход и лечение больных животных;

  • представителей морских животных;

  • животных суши;

  • типы лесов, приспособления обитателей животных к жизни леса;

  • животных пустыни;

  • представителей класса Птицы;

  • основы экологии. - различать типы лесов;




уметь:

  • уметь ориентироваться по учебной литературе по представителям различных животных;

  • составлять пищевые цепи;

  • самостоятельно работать с определителями;

  • составлять пищевой рацион

  • и производить кормление животных зооуголка под руководством педагога;

  • различать животных, жизнь которых связана с сушей;

  • различать типы лесов;

различать птиц леса, парка, домашних птиц.




3 года обучения должны:


знать:

  • животных Европы;

  • животных Азии;

  • животных Северной Америки;

  • животных Южной Америки;

  • животных Африки;

  • животных Австралии;

  • животных Антарктиды;

  • животных природных зон России;

  • редких и исчезающих животных.




уметь:

  • определять принадлежность к отрядам, семействам;

  • отличать млекопитающих по внешним признакам;

  • показывать взаимосвязь живых

  • организмов на примере пищевых цепей;

  • проводить самостоятельные

  • наблюдения за животными зооуголка, делать выводы и заключения на основе этих наблюдений;

  • разрабатывать и совершенствовать правила общения и обращения с животными.



Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы: подготовка докладов, проектов, учебно - исследовательских работ, тестирование, викторины.

Результативность реализуемой программы: публикации, участие в научно-практических конференциях с подготовленными докладами и сообщениями разного уровня, участие в конкурсах учебно-исследовательских проектов различного уровня.


Учебно-тематический план (1 год обучения)



Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика




Введение

2

2




1.

Связь животных со средой обитания

18

8

10

1.1

Понятия о среде обитания.




2




1.2

Различные среды обитания.







2

1.3

Биотические, абиотические, антропогенные факторы




2




1.4

Факторы внешней среды, регулирующие распространение животных







2

1.5

Морфологические и физиологические приспособления животных к жизни в условиях среды




2




1.6.

Покровительственная окраска







2

1.7

Правила содержания животных зооуголка. Уход.




2




1.8.

Пищевой рацион животных зооуголка







2

1.9

Животные и среда обитания







2

2.

Растительность пресных водоемов

10

4

6

2.1

Растительность пресных вод




2




2.2

Определение растительности водоемов







2

2.3

Цветение воды




2




2.4

Степень зарастания водоема растительностью







2

2.5

Какие они – эти растения?







2

3.

Обитатели водной среды

36

18

18

3.1

Животные пресных водоемов




2




3.2

Приспособление животных к условиям водной среды







2

3.3

Простейшие




2




3.4

Губки







2

3.5

Кишечнополостные




2




3.6

Черви







2

3.7

Моллюски




2




3.8

Ракообразные







2

3.9

Рыбы пресных водоемов




2




3.10

Насекомые







2

3.11

Общая характеристика земноводных




2




3.12

Движение, дыхание, зрение, слух в водной среде







2

3.13

Питание, суточная активность




2




3.14

Метаморфоз







2

3.15

Водные млекопитающие




2




3.16

Взаимосвязь живых организмов водоема







2

3.17

Редкие животные местности




2




3.18

Богатый мир животных







2

4.

Лес как среда обитания животных

24

12

12

4.1

Леса России




2




4.2

Растительность леса







2

4.3

Особенности и специализация животных, связанных с лесом




2




4.4

Растительные и животные нормы







2

4.5

Млекопитающие и птицы леса




2




4.6

Миграция и спячка животных







2

4.7

Способы передачи информации у животных




2




4.8

Роль животных в жизни леса




2




4.9

Кормовые ресурсы леса







2

4.10

Промысловые животные




2




4.11

Работа с определителем







2

4.12

В гости к Берендею







2

5.

Животные – обитатели луга и степи

20

10

10

5.1

Характеристика растительности луга




2




5.2

Луг как естественная среда обитания животных







2

5.3

Характеристика растительности степи




2




5.4

Степь как среда обитания животных







2

5.5

Редкие и исчезающие животные луга




2




5.6

Редкие и исчезающие животные степи




2




5.7

Влияние хозяйственной деятельности человека на флору и фауну степи







2

5.8

Календарь цветения растения луга




2




5.9

Календарь цветения растений степи







2

5.10

Кто они?







2

6.

Растительный и животный мир культурных ландшафтов

14

8

6

6.1

Виды культурных ландшафтов: поле, сад, огород.




2




6.2

Определение растений поля, сада, огорода.







2

6.3

Животный мир культурных ландшафтов




2




6.4

Насекомые







2

6.5

Птицы




2




6.6

Млекопитающие




2




6.7

Угадай-ка!







2

7.

Человек и животный мир. Охрана природы

18

10

8

7.1

Охрана природы в России




2




7.2

Определение редких и исчезающих животных







2

7.3

Красная книга тамбовской области




2




7.4

Млекопитающие







2

7.5

Насекомые




2




7.6

Птицы







2

7.7

Человек и животный мир




2




7.8

Умники и умницы




2




7.9

По страницам Красной книги







2




Заключение

2

2




Итого

144

82

62



Содержание программы (первый год обучения).

Введение. Теория. Знакомство с планом работы объединения. Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика.

Многообразие животного мира и необходимость его охраны. Современный мир животных Земли.

  1   2   3   4

Похожие:

Образовательная программа «В мире животных» iconНовый руководитель организации охраны здоРовья животных в мире
Положение с болезнями животных и их распространение в мире в 1999 г и начале 2000 г
Образовательная программа «В мире животных» iconНашей работы: «Диффузия и живая природа. Влияние явления диффузии на жизнедеятельность растений и животных»
Диффузия широко распространена в мире флоры и фауны, и очень важна для растений и животных. Но не у всех людей есть достаточные представления...
Образовательная программа «В мире животных» iconОбразовательная программа Для тех, кто любит животных и рассчитывает на взаимность для различных слоев населения Екатеринбург, 2005
Образовательная программа по курсу «Для тех, кто любит животных и рассчитывает на взаимность» / Уро рао уральский научно-образовательный...
Образовательная программа «В мире животных» iconНо есть еще другая красота…
Байкал и Байкальский регион в мире сегодня представляют огромную ценность не только наличием основного богатства 21 века запасами...
Образовательная программа «В мире животных» iconТема: Разнообразие животных
Ознакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками; систематизировать и расширять знания о группах животных, о...
Образовательная программа «В мире животных» iconОбразовательная программа «В мире информатики»
Программа предназначена для детей от 13 до 18 лет и рассчитана на срок от 2 до 5 лет. Образовательная программа предполагает как...
Образовательная программа «В мире животных» iconПрограмма вступительного испытания (собеседования) в магистратуру по направлению 020400. 68 Биология магистерская программа «Физиология человека и животных»
Образовательная деятельность в сфере высшего и дополнительного профессионального образования сертифицирована dqs по iso 9001
Образовательная программа «В мире животных» iconОбразовательная программа «Тропинка» Общекультурный уровень освоения
Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: «Академия развития», 1997
Образовательная программа «В мире животных» iconОбразовательная программа «Родничок» Общекультурный уровень освоения
Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: «Академия развития», 1997
Образовательная программа «В мире животных» iconПрограмма наименование дисциплины физиология и этология животных рекомендуется для направления подготовки (специальности) 111801 Ветеринария
Токсикология», «Кормление животных с основами кормопроизводства», «Безопасность жизнедеятельности», «Ветеринарная генетика», «Разведение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница