План – конспект к открытому интегрированному уроку биологии – информатики « Динамика биологических популяций. Математическое моделирование. Биологические модели развития популяций». (11 класс). Учителя: Кузнецов В.А. (биология) и Волкова Е.И. (ИВТ). Цели урока: Обучающие:
| закрепить имеющиеся знания о популяции; создать представление о популяционных волнах, механизмах их образования; продолжить работу по приобретению навыков моделирования; реализовать модели развития популяций в электронных таблицах; изучить динамику численности популяций на примере моделей неограниченного роста, ограниченного роста, ограниченного роста с отловом, модели «хищник – жертва»; провести промежуточный контроль усвоения основных приёмов создания и форматирования таблиц в Ms Excel, построения и редактирования диаграмм; | Развивающие:
| развивать способности самостоятельного выполнения творческих заданий, мыслительные способности, внимательность. | Воспитывающие:
| воспитывать у учащихся уважительное и ответственное отношение к природе; показать важность охраны природы, бережного отношения к окружающей среде для сохранения биологического равновесия; | Формы организации учебной деятельности: Интегрированный урок. Комбинированный. Время | Тема урока |
Слайд № 1 | Учитель биологии Тема сегодняшнего урока: Динамика биологических популяций. Математическое моделирование. Биологические модели развития популяций |
| Напомню основные правила ТБ в компьютерном классе: отвечаем, сидя; при работе на ПК не встаем, когда в кабинет входят посторонние; не касаемся пальцами экрана монитора и соединительных проводов; после урока выключаем компьютер только тогда, когда об этом попросит учитель. В тетрадях сегодня вести записи Вы не будете. Перед вами краткие опоры для изучаемого на уроке материала по биологии и информатике и домашнее задание. Эти опоры Вы вклеите в свои тетради. Сегодня на уроке мы с вами работаем с разнообразными программными средствами – программой для создания и просмотра презентаций MS Power Point, табличным процессором MS Excel, программой для просмотра Flash-анимаций Macromedia Flash Итак, настроимся на работу. Прежде чем начать новую тему, я бы хотел увидеть вашу подготовку по домашнему заданию. Для этого я предлагаю вам выполнить тест на 8 минут. | Слайд № 2 | Повторим некоторые биологические термины: фронтальный опрос Вид - формы живой материи, представленные совокупностью особей, сходных между собой по морфологическим и физиологическим особенностям, имеющим общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой, дающих плодовитое потомство и занимающих определенную область распространения (ареал). Популяция - совокупность особей определенного вида, в течение достаточно длительного времени населяющих определенное пространство. Популяция – элементарная эволюционная единица, она обладает собственной эволюционной судьбой. Условия, влияющие на численность популяции - пищевые ресурсы, ограниченность ареала обитания, эпидемии, болезни, природные катастрофы и т.д. Динамика популяций - колебания или изменения численности популяций во времени. Движущие силы эволюции - наследственность, изменчивость, естественный отбор Ёмкость среды - способность территории вмещать определённое количество особей. | Слайд № 3 | Рост численности популяций любого вида в природе никогда не бывает бесконечным. Рано или поздно популяция сталкивается с ограничениями, не позволяющими ей наращивать далее своё обилие. Ресурсы, за счёт которых существуют виды – пища, убежища, подходящие места для размножения и т.п., на любой территории имеют пределы. В природных условиях численность популяций обычно колеблется вокруг определённого уровня, соответствующего ёмкости среды. | Слайд 4 | Графики на рисунке отображают теоретический и практический рост популяции Рис. 1. Теоретически возможная и реальная кривая роста популяции
Пунктирной линией изображён теоретический рост популяции. По графику видно, что численность популяции растёт безгранично. Сплошная кривая отображает рост популяции в природе. Она имеет S-об разную форму. Точка A соответствует начальному числу особей, точка D - тому, которое устанавливается в соответствии с ёмкостью среды и соответствует стабилизации. Точки B , C и D отображают критические численности популяции, изменяющие темп её роста. Из всего сказанного следует, что в популяции с определённого момента рождаемость и смертность, приток и отток особей начинают уравновешивать друг друга. Характер данной кривой отображает основные законы роста всех видов популяций. Вывод: Безграничный рост численности губителен для любого вида, так как приводит к подрыву его жизнеобеспечения. Какие способы ограничения численности видов мы наблюдаем в природе? Ответы учащихся: 1) Внешние воздействия на популяцию - неблагоприятные условия, конкуренты, хищники и т.д., а так же изменения, происходящие внутри популяции. 2) Например, при содержании белых мышей в вольерах, когда люди следят за чистотой клеток и обеспечивают всех кормом, мыши, достигнув определенной численности, перестают размножаться. Если перевести их в более просторную клетку, тем самым, снизив плотность популяции, они продолжат размножение вновь до определенных пределов. При этом меняются характер поведения мышей и отношения их между собой. Зверьки становятся беспокойными и агрессивными, и это отрицательно влияет на процесс размножения. Вывод: Внутривидовые отношения и есть тот механизм, посредством которого обеспечивается саморегуляция численности популяций у пределов ёмкости среды, а у более высокоорганизованных видов даже иногда задолго до действительного исчерпания ресурсов. Взаимодействие особей внутри популяции определяется внутривидовой конкуренцией, взаимодействие между популяциями – межвидовой конкуренцией. В биологии при исследовании развития биосистем строятся информационные модели изменения численности различных живых существ (бактерий, рыб, животных и пр.) с учётом различных факторов. Взаимовлияние популяций друг на друга рассматривается в моделях типа «хищник – жертва». | Слайд 5 | Виды моделей развития популяций: модель неограниченного роста (теоретическая); модель ограниченного роста (практическая) модель ограниченного роста с отловом модель «хищник – жертва» (взаимодействия с другими популяциями) | Слайд 6 | Учитель информатики Сегодня на уроке мы будем доступными нам способами создавать биологические модели развития популяций. Давайте вспомним основные понятия и термины темы «Моделирование» Некоторые термины темы «Моделирование»: Модель - это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, процесса или явления. Виды моделей - Модели предметные (материальные) и информационные. Предметные воспроизводят геометрические, физические и др. свойства объектов в материальной форме, информационные – в знаковой или образной. ( в кабинете представлены некоторые модели. Попробуйте выделить среди них предметные и информационные. Система объектов - совокупность взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы. Виды информационных моделей - статистические (описывают состояние системы в определённый момент времени) и динамические (описывают процессы изменения и развития систем) модели. Способы построения компьютерных моделей - 1) Построение алгоритма и его кодирование на одном из языков программирования; 2) Построение модели с помощью одного из приложений (MS Excel, MS Access и др.) Моделирование - метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. | Слайд 7 | Учитель информатики Основные этапы разработки модели: построение описательной модели ( выделяет существенные параметры объекта, а несущественными пренебрегает); формализация модели (модель записывается с помощью формального языка с помощью формул, неравенств, уравнений, фиксируются соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов, накладываются ограничения на допустимые значения этих свойств); построение компьютерной модели (на языке программирования или с помощью приложений, например, MS Excel); компьютерный эксперимент (в MS Excel – построение диаграммы или графика, сортировка данных и т.д.); анализ полученных результатов и корректировка модели. | Слайд 8 | Учитель информатики Многие явления и закономерности живой природы можно описать на языке математики и физики. При этом создаётся формализованная модель, в которой с помощью формул, уравнений, неравенств фиксируются формальные соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов, а также накладываются ограничения на допустимые значения этих свойств. Чаще всего при этом используются приближённые математические методы, позволяющие находить значения этих свойств. Это не всегда просто. Из дома реальности легко забрести в лес математики, но лишь немногие способны вернуться обратно. Х. Штейхауз | Слайд 9 | Учитель информатики Мы рассмотрели факторы, которые влияют на динамику развития популяций. Уточним описательные модели развития популяций и проведём их формализацию. Модель неограниченного роста. В этой модели численность популяции ежегодно увеличивается на определённый процент. Никакие абиотические (внешние) и биотические (внутренние) факторы в нашей модели влиять на численность популяции не будут.популяцию не будут. Формализованная модель будет иметь вид x n+1 = a*x n , где x n – численность популяции текущего года, x n+1 – численность популяции следующего года а – коэффициент роста (если рост 5%, то а = 1,05). | Слайд 10 | Учитель информатики Модель ограниченного роста. В этой модели учитывается, что на численность популяции оказывает влияние состояние окружающей среды, наличие корма, перенаселённость и другие факторы. x n+1 = a * x n - b*x n2 = (a – b*x n )*x n , где b – коэффициент перенаселённости, который учитывает влияние вышеприведённых факторов.. Так же, как и в модели неограниченного роста а – коэффициент роста, x n – численность популяции текущего года x n+1 – численность популяции следующего года | Слайд 11 | Учитель информатики Модель ограниченного роста с отловом В этой модели учитывается, что на численность популяций промысловых животных и рыб также оказывает влияние величина ежегодного отлова с. x n+1 = (a - b*x n )* x n – c , где с – величина ежегодного отлова, а – коэффициент роста, b – коэффициент перенаселённости, где x n – численность популяции текущего года, x n+1 – численность популяции следующего года | Слайд 12 | Учитель информатики Модель «хищник – жертва» Популяции обычно существуют не изолированно, а во взаимодействии с другими популяциями. Наиболее важным типом такого взаимодействия является взаимодействие между жертвами и хищниками (караси-щуки, зайцы-волки и т.д.). В этой модели количество жертв и хищников связано между собой. Чем больше хищников и жертв в популяции, тем чаще они встречаются. Немного упростим модель x n+1 = (a - b*x n )* x n – с – f* x n* yn, Количество встреч жертв и хищников прямо пропорционально произведению количеств жертв и хищников, а коэффициент f характеризует возможность гибели жертвы при встрече с хищником, (например, лось окажет большее сопротивление волку. чем кролик). x n – количество жертв, yn – количество хищников. | Слайд 13 | Учитель информатики Для визуализации моделей мы воспользуемся табличным процессором MS Excel. Повторим ранее изученный материал, который необходим при построении модели Типы данных в MS Excel и их основные особенности - текст, число, формула Относительная адресация ячеек (А1, D23, A1 : F5, ...) - адресация, допускающая автоматическую корректировку формулы при её перемещении и копировании. При этом относительные адреса ячеек, входящие в формулу, изменяются в соответствии с её перемещением относительно исходной ячейки. Абсолютная адресация ячеек ($A$1, $A$! : $F$5,...) - адресация, запрещающая автоматическую корректировку ячеек с абсолютной адресацией при перемещении и копировании формулы. При этом абсолютные адреса ячеек, входящие в формулу, не изменяются при её перемещении относительно исходной ячейки. Как сменить способ адресации ячеек? - нажать клавишу F4, установив курсор после адреса ячейки Что происходит при изменении данных в ячейке, на которую ссылается формула - Автоматический перерасчёт всей таблицы. | Слайд 14+ работа с книгой MS Excel «Популяции» | Учитель информатики Приступим к практической работе – построим компьютерную модель, которая позволяет исследовать численность популяций с использованием различных биологических моделей, и выполним её визуализацию, построив графики изменения численности популяций с течением времени. Я сегодня оцениваю навыки заполнения таблицы данными, создания и копирования формул, построения диаграммы (графика) по данным таблицы, а также её редактирования. Вам нужно будет исследовать полученную модель, изменяя коэффициенты. | работа с книгой MS Excel «Популяции» | Учитель биологии Проводит анализ выполнения работы. Перейдём к листу «Усовершенствованная модель». Проведём компьютерный эксперимент с помощью этой модели развития популяций. Рассмотрим модель ограниченного роста. Какой коэффициент отражает влияние среды на изменение численности популяции? (ответ: коэффициент перенаселённости). Как изменится численность популяции при его увеличении?. (ответ: численность популяции падает). Увеличьте его (ввести заново, нажать Enter)., Проверим так ли это? Какие факторы в этой модели не учитывались? (ответ: абиотические условия) В практической деятельности большую роль играет модель ограниченного роста с отловом. Опытным путём установите величину ежегодного отлова, при которой численность популяции будет практически оставаться на одном уровне (это величина отлова 0,17) Подберите коэффициент отлова, при котором популяция исчезнет через 5 лет (это величина отлова 0,3). Модель «Хищник – жертва» Как изменится численность популяции жертв при увеличении начальной численности популяции хищников в 2 раза (ответ: уменьшится) Что произойдёт, если начальное количество хищников будет в 5 раз больше? (ответ: Популяция жертв будет съедена, она исчезнет). Какой вывод с биологической точки зрения можно сделать? - Математические модели отображают динамику развития популяций, но не всегда учитывают все факторы, влияющие на популяцию, т.е. носят приближённый характер. | Слайд 15 | Вывод с точки зрения ИВТ. Мы реализовали все этапы построения моделей: описательный, формализацию модели, построили эл. таблицу, провели компьютерный эксперимент, усовершенствовали графический интерфейс модели, сделали анализ полученных результатов. | Слайд 16
«Открытая биология» | Мы с вами знаем, что один и тот же объект может иметь множество моделей. Эта комп. модель демонстрирует законы роста двух популяций (хищников-волков и жертв-хищников). Пусть кроликов будет гораздо больше, чем волков, а скорость их рождаемости одинакова. запустим модель и сделаем выводы. Какой вывод? Как называется данное явление? (ответ: популяционные волны) При сбалансированном количестве жертв и хищников обе популяции могут существовать длительное время, причём их численность меняется волнами, одна из которых опережает другую. | Слайд 17 | Учитель литературы Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину. М.М. Пришвин В последнее время человек всё больше и больше вмешивается в природные процессы. Исследуя различные модели развития популяций, можно сохранить видовое разнообразие растений и животных, чтобы не пришлось заносить их в Красную книгу. |
| Учитель литературы Будущее человечества, жизнь наших детей, внуков и более отдалённых потомков целиком зависят от совместных усилий людей, населяющих Землю сегодня. Академик А. Виноградов, геофизик |
| Учитель литературы «Люди начинают чувствовать, что Земля – их общий дом, и что у человечества есть общая забота – избежать экологического кризиса» Академик П. Капица, физик |
| Учитель литературы «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить». Фредерик Жолио-Кюри, физик | Слайд 18 | Учитель биологии Демонстрация последнего слайда. Люди! Помните, Вы в ответе за тех, кого приручили! Мы тоже имеем право жить на Земле! |
|