Анализ трансформации растительных сообществ территории спортивно-оздоровительного лагеря и окрестностей в условиях рекреации




Скачать 105.85 Kb.
НазваниеАнализ трансформации растительных сообществ территории спортивно-оздоровительного лагеря и окрестностей в условиях рекреации
Дата13.12.2012
Размер105.85 Kb.
ТипАнализ
Анализ трансформации растительных сообществ территории спортивно-оздоровительного лагеря и окрестностей в условиях рекреации.

Михейченко Т.А.

Научный руководитель - к.б.н., доц. Факторович Л.В.

Введение

За последние десятилетия резко возросла доля и формы антропогенного воздействия на природу. В результате возрастания антропогенной трансформации растительного покрова нарушаются видовой состав, вертикальная и горизонтальная структура, уровень первичной продукции и ценотического разнообразия, выработанные в течение длительного исторического развития (Седельников В.П.,1992). Отмеченные тенденции, в частности, справедливы для лесостепной растительности Западной Сибири. Лесостепь, являясь комплексом двух наиболее важных природных экосистем – леса и степи оказывается наиболее уязвимым сообществом (Мордкович В. Г. и др.,1997). С одной стороны, высокая степень освоенности и чрезмерные антропогенные нагрузки приводят к тому, что степи являются природной зоной, имеющей наивысшую долю антропогенно нарушенных земель и прогрессирующих негативных процессов. С другой стороны становится все интенсивнее и одновременно приобретает все большие масштабы рекреационное освоение лесов. Леса деградируют под влиянием сильных рекреационных нагрузок, ослабляются их санитарно-гигиенические, почвозащитные и водоохранные функции, снижается эстетическая ценность, теряется способность к самовоспроизводству, в результате чего лесные экосистемы оказываются обреченными на распад (Рысин Л.П.,1976).

Рост антропогенного давления на природу приводит к серьезным нарушениям функционирования экосистем, что в свою очередь негативно сказывается на условиях жизни самих людей. Обретает реальность угроза развития современной экологической ситуации по кризисному сценарию. В этих условиях становится очевидной необходимость отказа от агрессивно-потребительского отношения к природе, пересмотра господствующих взглядов на природу, общество, место человека в мире, выработки новых, экологически адекватных жизненных ценностей и идеалов, воспитания поколения высоконравственных и образованных людей, способных решать сложные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой.

Изучение и анализ степени антропогенной трансформации растительного покрова является одной из доступных форм экологического образования и воспитания учащихся, во внеурочное время. Разработка данного направления и определила цели и задачи настоящей работы.

Цель и задачи. Целью данной работы является разработка экологических троп, как одной из формы экологического образования на основе геоботанических исследований и определения степени антропогенной трансформации растительных сообществ.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. провести геоботанические описания растительности в пределах трансекты, представляющей собой поперечное сечение долины небольшой речки и включающей участки разной степени антропогенного стрессирования;

  2. выяснить число видов, их разнообразие, флористическую и фитоценотическую структуру фитоценозов;

  3. оценить особенности антропогенной трансформации лесостепной растительности района исследования;

  4. выявить значение экологического образования для школьников и разработать экологическую тропу для разных возрастных групп учащихся, отдыхающих в спортивно-оздоровительном лагере.

Практическая значимость данной работы состоит в создании научно-обоснованных и конкретных мер по улучшению состояния лесостепных сообществ района исследования. Результаты работы легли в основу разработки серии экологических экскурсий, игр и других мероприятий, рассчитанных для школьников младшего и среднего подросткового возраста, отдыхающих в спортивно-оздоровительном лагере, расположенном на исследуемой территории.

Материалы дипломной работы опубликованы в двух печатных работах.

Выводы.

  1. Заложенный геоботанический профиль, в пределах которого проводились исследования, включал в себя участки с различной степенью антропогенного стрессирования: от центра рекреации до условно ненарушенного участка.

  2. В пределах трансекты было выявлено и описано 99 высших сосудистых растений, относящихся к 26 семействам и 73 родам. 10 ведущих семейств включают 60% от всей флоры растительности, что немного меньше, чем в целом для флоры умеренного пояса, что свидетельствует о ярких процессах дигрессии растительного покрова.

  3. Особенности антропогенной трансформации исследуемой территории обусловлены различной степенью рекреационной нагрузки, о чем свидетельствуют полученные значения коэффициента Жаккара. Наименьшее значение он приобретает для условно «ненарушенного» участка в сравнении с участками на территории лагеря и близлежащей окрестности, что также свидетельствует о чрезмерной антропогенной нагрузке на исследуемую территорию.

  4. Разработанная экологическая тропа совмещает в себе отдых и получение знаний о природных процессах и направлена на повышение уровня экологического образования. Благодаря зрительному и эмоциональному восприятию человеком природы активизируется приобретение экологических знаний навыков природоохранной деятельности, повышается уровень экологической культуры. Данная тропа была предложена для апробации в спортивном детском лагере в летний сезон 2004 г.

Литература

  1. Davies W. Vegetation of grass verges and other excessively trodden habitats. – J. Ecology, 1938, 26 p.38-49.

  2. Баканина Ф.М. и др. Современные проблемы экологии и их изучение в школе. – М.: Просвещение 1997.-93с.

  3. Балодис В.А., Раманс К.К. Антропотолерантность наземных биоценозов и прикладная экология. Таллин, 1977, с 117-119.

  4. Балодис В.А., Раманс К.К. Антропотолерантность наземных биоценозов и прикладная экология. - Таллин,1977, с.117-119.

  5. Бейром С.Г., Васильев И.П. Природные ресурсы Новосибирской области.-Новосибирск, 1986.

  6. Беккер И.Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших подростков. М.:1995 (Автореф.).

  7. Богатырев Л.Г. Образование подстилок – один из важнейших процессов в лесной экосистеме // Почвоведение.- 1996.-№4.- с.501-511.

  8. Ботт Э. Использование Microsoft Office 97. – К., Диалектика, 1997.-416с.

  9. Бурда Р.И. Антропогенная трансформация флоры. Киев: Наук. думка, 1991, с. 287.

  10. Василевич В.И. Очерки теоретической фитоценологии. – Л.: Наука, 1983. – 248с.

  11. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение. 1983.-280с.

  12. Влияние деятельности человека на природные экосистемы. - Москва, 1980.

  13. География Новосибирской области. Учебное пособие для учащихся 7-8кл. Новосибирск. 1981. 80с.

  14. Гижицкая С.А., Факторович Л.В., Влазнева А.Е. Экологические тропы г. Новосибирска: Методическое пособие для учителей биологии, экологии, методистов СЮНов, руководителей детских экологических организаций. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 1999.

  15. Голубева Е.И. Методы диагностики состояния антропогенно-трансформированных экосистем. М., 1999, 58с.

  16. Горбунов Л.М. Система формирования экологической ответственности у старшеклассников во внеклассной работе. – Красноярск – 1994. Автореферат.

  17. Горчаковский П.Л. Тенденции антропогенных изменений растительного покрова Земли // Ботан. журнал, 1979, т.64, №12.

  18. Горчаковский П.Л., Абрамчук А.В. Антропогенная трансформация лугов и проблема ораны генетических ресурсов их флоры. – В сб. Растительный покров антропогенных местообитаний: Межвузовский сборник научных трудов. Ижевск, Удм. ун-т., 1988, с. 130-144.

  19. Горышина Т.К. О влиянии вытаптывания при рекреационных нагрузках на внутреннее строение листа и таллома некоторых растений. – «Экология», 1983, №4, с. 76-84.

  20. Гришина Л.А. Гумусообразование и гумусное состояние почв // «Разложение компонентов подстилки».- М.: Изд-во МГУ, 1986.

  21. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995.

  22. Дробышева Л.М. Исследовательская деятельность с растительными объектами как фактор экологического образования учащихся. – Тамбов, 2001.

  23. Захлебный А.Н. На экологической тропе.-М.: Знание, 1986.

  24. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина Н.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. – Москва. 1987.

  25. Зверев И.Д., Суравегина Т.И., Экологическое образование школьников. - М.: Педагогика, 1983, 160с.

  26. Злобин Ю.А. О некоторых параметрах для оценки реакции ценопопуляций на влияние антропогенных факторов. – В кн. Антропогенные процессы в растительности: Сборник научных трудов. Уфа: БФАН, 1985, с. 89-94.

  27. Зубарева Л.А. Некоторые особенности сукцессий луговой растительности Владимирской области. Автореферат диссертации на соискание ученой степени…, Москва, 1980.

  28. Исаков Ю.А., Казанская Н.С., Тишков А.А. Зональные закономерности динамики экосистем. Москва: Наука, 1986.

  29. Коблова М.Н. Изменение луговых ценозов Волго-Ахтубинской поймы под влиянием высоких рекреационных нагрузок. В сб. Структура и динамика растительного покрова, МОИП секц. ботаники. М., «Наука», 1977, с.47-48.

  30. Кравцов В.М., Донукалова Р.П. География Новосибирской области: Учебное пособие. 3-е изд., и доп., Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс. 1999.-208с.

  31. Курнишкова Т.В., Петров В.В. География Растений с основами ботаники. – М.: Просвещение, 1987.

  32. Малышев Л.И. История флоры и растительности Евразии // Флористические спектры Советского Союза.- Ленинград: Наука, 1972.

  33. Методика обучения биологии и экологии в XXI веке.// под. ред. Соломина В.В. М.:1999.

  34. Миллер. Т. Жизнь в окружающей среде. М.,1978.

  35. Михейченко Т.А. Антропогенная трансформация растительности вследствие рекреационной нагрузки.// Экология Южной Сибири и сопредельных территорий: Материалы VII Международной научной школы-конференции студентов и молодых ученых // отв. ред. Анюшина В.В.; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2003. Т. 1.218с.

  36. Миркин Б.М. О месте антропогенных смен в классификации форм динамики растительного покрова, - «Экология»,1971, №5, с.31-38.

  37. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности: Учебник. – М.: Логос, 2000 – 264с.

  38. Мордкович В.Г., Шатохина Н.Г., Титлянова А.А. Степные катены. Новосибирск. Сибирское отделение, 1985. с.22-30.

  39. Мэгарран Э. Экологическое разнообразие и его измерение.-М.: Мир, 1992.-184стр.

  40. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. Москва, 1980.

  41. Определитель растений Новосибирской области/ под. ред. д.б.н., проф. Красноборова И.М.. Новосибирск: Наука, 2000

  42. Отношение школьников к природе // Под. ред. Зверева И.Д., Суравегиной Т.И. Москва, 1988.

  43. Пивоварова Ж.Ф. Учебные экологические тропы как средство эффективной реализации общего и экологического образования и воспитания// Новые технологии в науке и образовании. Новосибирск, 1998.-с. 271-275.

  44. Полевая геоботаника. Методика полевых геоботанических исследований. Москва, 1972.-Т.4.

  45. Полякова Г.А. Рекреация и деградация лесных биогеоценозов Ии – Лесоведение, 1980, №5, с.62-69.

  46. Полянский И.И. Ботанические экскурсии. // Пособие для учителей. 3-е издание. Под. ред. проф. Боровицкого П.И. - Москва, Просвещение, 1968.

  47. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии. М.,2003.

  48. Почвы Новосибирской области. - Новосибирск: 1966.-422с.

  49. Природно-экономический справочник // Районы и города Новосибирской области. – Новосибирск. 1996. 520с.

  50. Проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. М.: Наука, 1985., 144с.

  51. Работнов Т.А. Фитоценология. М., 1978.

  52. Растительность степной и лесостепной зон Западной Сибири. Новосибирск, 1963.

  53. Растительный покров Западно-Сибирской равнины. Новосибирск, 1985.

  54. Региональные проблемы экологического образования на рубеже XXI века // под ред. Грицко Г.И. М.:2000.

  55. Рысин Л.П. Проблемы рекреационного лесопользования в СССР // Проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду // Под ред. Пьявченко Н.И., Москва: «Наука» 1985.-144с.

  56. Рысин Л.П. Проблемы рекреационного природопользования. В сб. Проблемы антропогенной динамики биогеоценозов. – М.: Наука, 1990, с.87.

  57. Сашкова В.А. Психолого-педагогические аспекты воспитания ответственного отношения школьников к природе // Учителю об экологии детства. М.: 1995, с. 57-64.

  58. Седельников В.П., Намзалов Э.А. и др. – Новосибирск: ВО «Наука» Сиб. издат. фирма, 1992,с. 78.

  59. Селедец В.П., Косолапов А.Б. Растительность и туризм. Владивосток, ДВГАЭУ, 2000. с. 95.

  60. Стебаев И.В., Пивоварова Ж.Ф., и др. Биогеосистемы лесов и вод России – Новосибирск: ВО «Наука», 1993.-348с.

  61. Стихарева Т.Н. Формирование синантропной растительности под влиянием рекреации (на примере Казахского мелкосопочника). Автореферат на соискание…,Екатеринбург, 1991.

  62. Таран И.В., Спиридонов В.Н. Устойчивость рекреационных лесов. Новосибирск: Наука, 1977.

  63. Тимофеев В.Е. К вопросу о критериях дискретности растительного покрова речной поймы. // В сб. Морфология и динамика растительного покрова. Выпуск 6. Куйбышев, КГПИ им. В.В. Куйбышева,1977, с.3-13.

  64. Трегубова Л.Н. Познавательная активность учащихся I-IV классов при проведении экскурсий. М.,1965.

  65. Флора Сибири. Cyperaceae // Сост. Малышев Л.И., Тимохина С.А., Бубнова С.В. и др.-Новосибирск: Наука, 1999.-Т.3.-280с.

  66. Флора Сибири. Fabaceae (Leguminosae) // Сост. Выдрина С.Н., Курбатский В.И., Никифорова О.Д.-Новосибирск: Наука, 1994.-Т.9.-280с.

  67. Хассард Дж. Уроки естествознания: обучение в малых группах сотрудничества (из опыта работы педагогов США). М., 1993.

  68. Чижова В.П. Школа природы: экологическое образование на охраняемых природных территориях. М., 1997.

  69. Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. М., 1989.

  70. Шмаков А.И. Определитель папоротников России. - Барнаул, 1999.-108с.

  71. Экологическое образование в школе. Концепция. Московский департамент образования. - М.: Московский центр межнационального сравнительного образования, 1994.-32с.

  72. Экологическое образование: концепции и технологии: Всерос. науч-практ. конф.: Сб. Волгоград: Перемена, 1996.-283с.

  73. Ярошенко П.Д. Геоботаника: (Основные понятия, направления и методы). М. АН СССР, 1961. с. 200.







Похожие:

Анализ трансформации растительных сообществ территории спортивно-оздоровительного лагеря и окрестностей в условиях рекреации iconПлан работы Летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием при моу сош №5 г. Невеля на июнь 2012
Анализ работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей за 2010-2011 учебный год
Анализ трансформации растительных сообществ территории спортивно-оздоровительного лагеря и окрестностей в условиях рекреации iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальность 032103 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»
Квалификация выпускника – «Специалист по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму»
Анализ трансформации растительных сообществ территории спортивно-оздоровительного лагеря и окрестностей в условиях рекреации iconПрограмма по повышению квалификации педагогического, учебно-воспитательского персонала и других специалистов, работающих с детьми
Главная цель инструктивно-методического лагеря практи­ческая и методическая подготовка вожатых, педагогов и инструкторов к организации...
Анализ трансформации растительных сообществ территории спортивно-оздоровительного лагеря и окрестностей в условиях рекреации iconПрограмма вводного инструктажа для воспитанников оздоровительного лагеря
Правила поведения при следовании от дома до лагеря утром и от лагеря до дома вечером
Анализ трансформации растительных сообществ территории спортивно-оздоровительного лагеря и окрестностей в условиях рекреации iconПрограмма детского пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко-2010». Информационная карта программы
Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Солнышко 2010»
Анализ трансформации растительных сообществ территории спортивно-оздоровительного лагеря и окрестностей в условиях рекреации iconПрограмма вводного инструктажа для воспитанников летнего оздоровительного лагеря
Составил начальник лагеря Подгагулина Е. Л. 2011 г
Анализ трансформации растительных сообществ территории спортивно-оздоровительного лагеря и окрестностей в условиях рекреации iconЛесная флора и растительность окрестностей села Троицкий Сунгур Новоспасского района
Проблемы современного состояния и охраны сообществ лесов окрестностей села Троицкий Сунгур
Анализ трансформации растительных сообществ территории спортивно-оздоровительного лагеря и окрестностей в условиях рекреации iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме: «Оценка экологического состояния экосистем и растительных сообществ водно-болотных угодий дельты реки Урал и
Оценка экологического состояния экосистем и растительных сообществ водно-болотных угодий дельты реки Урал и прилегающего побережья...
Анализ трансформации растительных сообществ территории спортивно-оздоровительного лагеря и окрестностей в условиях рекреации iconКонкурс рисунков на асфальте 9 памятных призов (отв. Жданова Л. Н., Федькова О. И., Долгушева Г. Н.)
Анализ работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей за 2009-2010 учебный год
Анализ трансформации растительных сообществ территории спортивно-оздоровительного лагеря и окрестностей в условиях рекреации iconРешение об изменении Нормативного плана отдельной территории „Курорт Лешляни» предложение идеи/проекты/объекты название: Строительство бунгало на курорте «Лешляни»
Презентация «Спортивно-оздоровительного туристско-рекреационного центра Слатина-Лешляни»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница