Программа курса повышения квалификации работников образования по специальности




НазваниеПрограмма курса повышения квалификации работников образования по специальности
страница1/4
Дата13.12.2012
Размер0.55 Mb.
ТипПрограмма курса
  1   2   3   4
Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования Новосибирской области


Новосибирский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования


Кафедра гуманитарного образования


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической
работе НИПКиПРО


________________ И.Л. Беленок

« смиь» ________________2011 г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

курса повышения квалификации работников образования

по специальности Иностранные языки


Реализация федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в процессе преподавания иностранных языков в современной школе


Новосибирск

2011

Автор-разработчик:

Буланкина Надежда Ефимовна - доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарного образования НИПКиПРО

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры гуманитарного образования, протокол № _4_  , от_5 декабря 2011 г.


Рецензенты:

Горелова Т.И. – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО;

Нечипуренко Н.Г. – кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин МПГУ (филиал в г. Новосибирске).


Буланкина Н.Е.

Дополнительная профессиональная образовательная программа «Реализация федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в процессе преподавания иностранных языков в современной школе» \Н.Е.Буланкина. – Новосибирск, НИПКиПРО, 2011. – 80с.

Программа предназначена для повышения квалификации учителей иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования. В программе отражены вопросы общемировоззренческого блока по основным педагогическим технологиям, представление о процессах модернизации, ФГОС, представлены актуальные вопросы методики преподавания иностранного языка: подготовка учащихся к ЕГЭ, к ГИА, обзор и анализ учебных пособий по иностранным языкам, основные требования к современному уроку, работа с текстом, современные средства оценивания результатов обучения и др.


СОДЕРЖАНИЕ

I. Организационно-методический раздел………………………………………………… 4

1.1. Пояснительная записка. …………………………………………………………………..4

1.2. Требования к уровню освоения содержания курса…………………………………… .9

1.3. Структура и содержание курса……………………………………………………………11

1.3.1. Общая характеристика курса……………………………………….. ………………… 11

1.3.2. Учебный план (по разделам курса)…………………………………………………… 14

1.3.3. Учебно-тематический план (по учебным занятиям)…………………………………..15

1.3.4. Содержание программы курса…………………………………………………………..20

1.3.5. Организация работы слушателей в системе дистантного обучения………………….21

II. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы……………………………………………………………………………………..21

2.1. Список рекомендованной литературы и гиперссылок…………………………………21

2.2. Учебно-методические средства обеспечения программы………………………………23

2.3. Материально-технические средства обеспечения курса………………………………..23

III. Содержание промежуточного и итогового контроля………………………………..23

3.1. Примеры контрольных материалов………………………………………………………24

3.2. Темы зачетов, вопросы и задания к зачету ………………………………………………………24

IV. Методические рекомендации по организации изучения содержания

курса ……………………………………………………………………………………………………….25

4.1. Методические указания для работы в рамках практикума…………………………….25

4.2. Инструкция по выполнению контрольной работы……………………………………..26

V. Словарь терминов и понятий…………………………………………………………….27


.


I. Организационно-методический раздел

    1. Пояснительная записка.

Основная образовательная программа повышения квалификации учителя иностранного языка разработана в соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с требованиями к структуре основной образовательной программы, а также в соответствии с должностными обязанностями учителя (выписка из квалификационных характеристик должностей работников образования). Программа опирается на коммуникативно-деятельностный подход к преподаванию иностранного языка в современной школе, на компетентностную модель результатов образования, что обеспечивает реализацию ФГОС в плане достижения предметных, метапредметных и личностных результатов. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени поствузовского (дополнительного) образования – в системе повышения квалификации. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”, отражающим:

  • гуманистическую парадигму современного образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • приоритет воспитательной составляющей, а именно, воспитание патриотичности, национального самосознания, социальной идентичности, гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • необходимость создания единого информационно - образовательного пространства в целях защиты и развития системой образования региональных культурных традиций и особенностей;

  • непререкаемую возможность получения общедоступного качественного образования, адаптивной системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки слушателей курсов;

  • обеспечение культурного самоопределения личности (языкового, профессионального, социального) в адекватных современной социокультурной ситуации условий для самореализации, творческого развития педагога и самосовершенствования и образования через всю жизнь.

Методологической основой программы следует считать такие подходы, как системно-структурный, культурно–исторический подход Л.С. Выготского и его школы, деятельностная концепция А.Н. Леонтьева, идеи развивающего обучения Д.Э. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.И.Щукиной и других; принцип амплификации развития А.В. Запорожца; «школа диалога» М.М. Бахтина, Ю.М.Лотмана и др., «понимающая педагогика» (С.Ухтомский, Ю.В. Сенько); теория и практика культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве (Н.Е.Буланкина), коммуникативный подход к преподаванию иностранных языков и принципы развивающего иноязычного образования (Н.Е.Буланкина, Е.И.Пассов, З.Н.Никитенко, и др.), концептуальные идеи развития лингвистики и межкультурной коммуникации С.Г.Тер-Минасовой.

Актуальность разработки программы обусловлена прежде всего а)появлением ФГОС нового поколения по иностранным языкам для начальной, основной и средней школы; б) необходимостью ознакомления специалистов в области развивающего иноязычного образования с концептуальными положениями ФГОС нового поколения; в) изучением реализации концептуальных положений ФГОС нового поколения в отечественных УМК (изд-во Просвещение, Экзамен, Вентана-Граф и др.); г) необходимостью совершенствования профессиональной компетентности специалистов в области полиязыкового образования в ходе внедрения и распространения основных положений ФГОС по иностранным языкам в современной российской школе (ОУ разного типа) на примере УМК отечественных издательств, включенных в федеральный перечень учебных пособий для общеобразовательных школ. Наряду с этим содержание предлагаемой программы актуализируется в большей степени следующим противоречием, складывающемся в условиях достаточно проблематичной современной образовательной ситуации. С одной стороны, государственный заказ на квалитативное полиязыковое поликультурное образование и новую модель выпускника получил оформление в целом ряде государственных документов РФ. С другой стороны, реальная практика школьного преподавания обусловлена как факторами, тормозящими этот заказ (такими, как инерция массового школьного образования традиционного типа, неготовность педагога обеспечить условия для реализации нового поколения стандарта, неготовность использовать здоровьесберегающие коммуникативные технологии ОИЯ, невладение современными технологиями деятельностного типа, направленными на развитие личности ребёнка и др.), так и факторами многообразной и во многом разнородной инновационной деятельности отдельных образовательных учреждений и отдельных учителей ИЯ, требующей осмысления, обобщения и согласовывания с принципами ФГОС нового поколения. Имеющийся разрыв между государственным заказом и практическими условиями его обеспечения определяет содержательное обеспечение авторской программы, а именно, создание образовательной среды и обеспечение условий обучения для корректировки и совершенствования профессиональных качеств учителя в соответствии с требованиями современного государственного заказа. Таким образом, в программе рассматриваются современные вопросы преподавания иностранного (английского) языка в условиях совершенствования структуры, содержания образования и внедрения Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения.

Принципы построения программы включают специфические для сферы поствузовского образования базовые принципы обучения: а) рефлексии собственной педагогической деятельности, б) единства развития предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий и профессиональных компетенций, в) проектирования образовательной деятельности и построения вариативности её моделей, г) освоения нового уровня синтезированного знания, включающего единство теоретического и практического и теоретического уровней, технологический уровень его освоения, д) применения знаний в нестандартных, в изменяющихся условиях деятельности, е) диалогового взаимодействия разных субкультур (детской и взрослой, разных поколений педагогов, разных типов образовательных технологий, социокультурных групп) .

В программе освещается комплекс теоретических и практических вопросов, решение которых позволяет достаточно полно

а) раскрыть слушателям содержание и способы реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в педагогической деятельности применительно к преподаванию английского языка на примере серии отечественных УМК нового поколения в условиях гуманизации полиязыкового образовательного пространства;

б) реализовать слушателям в результате анализа собственной педагогической деятельности возможности повышения ее эффективности и результативности средствами реализации Федерального государственного образовательного стандарта в условиях поликультурного образования;

в) изучить цели и задачи, общую педагогическую концепцию, структуру и содержательные компоненты Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (на примере отечественных УМК по английскому языку) в контексте проблем поликультур и полиязычий в гуманитарном образовании;

г) сформировать практические умения реализации Федерального государственного образовательного стандарта в работе с серией отечественных учебников английского языка нового поколения в свете идей гуманной педагогики.

Категория слушателей. Программа предназначена для повышения квалификации учителей, работающих во 2-4 классах общеобразовательных учреждений и школах с углублённым изучением английского языка; учителей, работающих в 5-11 классах общеобразовательных учреждений и школах с углублённым изучением английского языка; методистов региональных учреждений дополнительного педагогического образования; специалистов методических служб муниципальных органов управления образованием.

Требуемый начальный уровень слушателей. Слушатели должны иметь прежде всего базовое профессионально-педагогическое образование по специальности «учитель иностранного/английского языка», а потому должны владеть обязательным минимумом содержания основной обязательной программы выпускника по специальности, четко понимая роль и место иностранных языков в системе развивающего иноязычного образования, в частности английского (выписка из ФГОС ВПО = выпускник, получивший квалификацию учителя иностранного языка, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе). Слушатели должны иметь уровень владения английским языком, приближенный к уровню носителя языка преподаваемой учебной дисциплины, а также должны быть знакомы со всеми государственными документами об образовании, иметь общее представление о реализации ФГОС в отечественных УМК нового поколения, включенных в Федеральный перечень учебников.

Основная Цель Программы видится в необходимости целенаправленного формирования и совершенствования профессиональных компетенций учителя ИЯ (предметных, метапредметных, личностных), связанных со способностями к проектированию, реализации и рефлексивному анализу педагогической деятельности в условиях модернизации образования и в соответствии с ведущими принципами ФГОС; в оказании методологической и методической помощи специалистам в области полиязыкового образования в освоении ФГОС нового поколения, в формировании у слушателей представления о методологии (структура, содержание и способы реализации положений) Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и его реализации в учебно-методических комплектах нового поколения (на примере серии отечественных учебников английского языка) в контексте авторских концептуальных положений теории и практики культурного самоопределения личности в условиях гуманизации современного полиязыкового образовательного пространства.

Задачи программы:

  • Ознакомить слушателей курсов повышения квалификации с концепцией гуманизации современного иноязычного образования (в основании которой интеграционный, социокультурный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и коммуникативный подходы к формированию и организации полиязыкового образовательного пространства) в свете концептуальных положений ФГОС нового поколения, акцентируя их внимание на его специфике.

  • Создать слушателям условия для изучения требований Федерального государственного образовательного стандарта, предъявляемых к реализации развивающего иноязычного образования в отечественной школе средствами УМК по английскому языку нового поколения по содержательным разделам.

  • Выделить в проблеме реализации ФГОС его основные содержательные области и показать их преломление на примере УМК нового поколения, акцентируя внимание на методике работы с ними в контексте развивающего обучения.

  • Предложить слушателям различные формы учебно-познавательной деятельности по освоению ФГОС общего образования и контроля освоенных знаний на примере реализации ФГОС средствами УМК нового поколения.

  • Предложить слушателям проанализировать собственный опыт профессиональной деятельности в области преподавания английского языка в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных программ по иностранным языкам для начальной, основной и средней школы.

  • Подготовить слушателей к распространению концепции, содержания и способов реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования средствами учебников английского языка для общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением английского языка в школе в контексте гуманной педагогики.

  • Повысить профессиональную компетентность слушателей курсов в процессе использования вариативно-творческого подхода к проблеме реализации ФГОС средствами английского языка в современной школе (на примере УМК нового поколения различных отечественных издательств).


Иными словами, комплекс поставленных задач охватывает три принципиальных групп задач: 1) Обеспечение понимания ключевых идей и принципов ФГОС, специфических задач учителя ИЯ, направленных на изменение, совершенствование своей педагогической деятельности в соответствии с современным государственным заказом; с пониманием специфики компетентностного и деятельностного аспектов содержания стандарта применительно к преподаванию иностранных языков в отечественной школе. 2) Обеспечение условий для овладения и совершенствования учителем ИЯ образовательных технологий, отвечающих целям и задачам реализации ФГОС и связанных с формированием умений в коллективной и самостоятельной деятельности проектировать учебную ситуацию, реализовывать её, строить её рефлексивный анализ и осуществлять диагностику, мониторинг результатов деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и спецификой учебного предмета «Иностранный язык». 3) Обеспечение условий для формирования умений осмыслять, анализировать практический опыт учебных ситуаций и урока с позиций смысла деятельности непосредственных участников образовательного процесса с точки зрения задач развития предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий и компетенций субъектов обучения - в рамках предмета «Иностранный язык», а также метапредметных курсов.


Формы, виды организации учебной работы.

Инвариантными формами работы со слушателями являются:

  • интерактивная лекция (информирующего, проблемного характера),

  • анализ теоретико-практического материала,

  • методическое моделирование.

Познавательная деятельность слушателей осуществляется в формах:

  • активной дискуссии («круглые столы),

  • проблемного поиска,

  • аналитической работы,

  • индивидуального и группового проектирования.

Результаты учебно-познавательной деятельности слушателей могут быть представлены в форме:

  • методического сочинения (эссе по проблеме),

  • индивидуальной презентации на выбранную тему,

  • мастер-класса или открытого занятия,

  • тестирования по курсу (факультативно).

Формы, виды итоговых (срезовых) контрольных мероприятий.

    1. В русле концепции предлагаемого курса повышения квалификации по теме «“Теоретико-методологические и лингводидактические проблемы культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве…слушатели получают задания диагностического, промежуточного и итогового контроля, а именно, а) входной тест по английскому языку, б) инструкцию по выполнению контрольной работы и саму контрольную работу по содержанию курса; в) возможный формат профессионального портфолио; г) контрольные вопросы для обсуждения в рамках круглых столов; д) примерную тематику эссе и презентаций; е) систему развивающих заданий диагностического характера в рамках языкового практикума. Все задания итогового и промежуточного контроля выставляются на сайте кафедры в рубрике «Дистанционное обучение».

    2. К основным формам контроля относятся:

- Зачеты (контрольные вопросы для обсуждения позиционных линий лекционной части курса в рамках первого и третьего модуля).

- Круглые столы (в рамках второго модулей).

- Контрольные/экзаменационные работы (в рамках седьмого модуля, ко всему содержанию курса – 13 вариантов).

- Профессиональный портфолио и проект (в рамках четвертого, пятого и шестого модулей).

3. Курс включает два уровня – базовый и продвинутый.

Суть такого подхода заключается в том, что в рамках базового курса слушатели выполняют различные виды работ несколько в сокращенном виде, все темы читаются в обязательном порядке, хотя и в меньшем объеме часов.

В рамках продвинутого уровня по желанию слушателей отдельные темы курса (на выбор) читаются более углубленно с использованием дистантного модуля.

Текущий контроль. В течение курсов преподаватель осуществляет текущий контроль на основе посещаемости практических и лекционных занятий, а также выполнения тех видов работ (практических, контрольных), которые выбираются преподавателем самостоятельно.

Итоговый контроль. Для итогового контроля усвоения конкретного модуля учебным планом предусмотрены: 2 зачета (1 и 3 модули), круглый стол/эссе/проект/тест языковой (2,4,5,6 модуль), итоговая аттестация (7 модуль - 1 экзаменационная работа).

Зачет сдается по первым двум разделам курса. Экзаменационная работа выполняется по всему курсу (см.: вопросы к зачету и экзаменационной работе) и на него отводится 2 часа аудиторного времени.

В состав профессионального/экзаменационного портфолио могут быть включены: рабочие программы к основным курсам, к элективным курсам, к факультативным занятиям, разработки фрагментов уроков по обучению аспектам языка и ВРД; анализ существующих УМК для школ разного типа; тематическое планирование серии уроков; образцы контрольных заданий и тестов; планирование уроков на всех этапах ОИЯ и т.д. Материалы этого портфеля обсуждаются в парах и группах, а также индивидуально с преподавателем. Акцент при составлении таких материалов делается на обосновании цели предлагаемых упражнений, их отбора и последовательности расположения, а также прогнозированию возможных трудностей и путей их преодоления с помощью различных опор. Такая форма обучения и контроля, построенная на рефлексивном подходе, дает возможность слушателям соотносить технологии учения с технологиями обучения, шире использовать свой опыт, предвосхищать и снимать возможные трудности при переходе от обучения к собственно преподаванию и минимизировать стрессовые ситуации различного характера.

Аттестационные оценки (зачеты, экзаменационная работа, проектная работа, портфолио) являются итоговыми по КУРСУ и проставляются в свидетельстве, а оценка за выпускную квалификационную экзаменационную работу.

    1. Требования к уровню освоения содержания курса.

В соответствии с Концепцией ФГОС результаты освоения образовательной программы определяются в трёх основных аспектах:

личностные результаты — готовность и способность слушателей к саморазвитию, сформированность мотивации к творческой профессиональной деятельности, ценностно-смысловых установок педагога, отражающих его индивидуально-личностные позиции, социокультурные компетентности, личностные качества;

метапредметные результаты — освоенные слушателями универсальные профессиональные компетенции: способность строить гармоничный профессиональный диалог и владение основными лингводидактическими и коммуникативными стратегиями и стратегемами; действия профессиональной рефлексии – предметной, операциональной, личностной; информационная компетенция - способность оперировать информацией разного типа и уровня сложности, строить собственную информационную структуру;

предметные результаты — освоенный слушателями в ходе изучения учебной программы опыт специфической для предметной области «Иностранный язык» деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В итоге освоения программы слушатели должны получить системную подготовку в области преподавания иностранного в свете ФГОС нового поколения, основными критериями которой можно считать следующий комплекс показателей и признаков:

В результате освоения программы слушатели должны знать:

- основные требования современных отечественных ФГОС РФ, следуя в образовательной деятельности основным целям и приоритетным направлениям развития отечественного образования в соответствии с концептуальными документами в сфере образования РФ, отражающими современную инновационную философию преобразования учебно-воспитательного процесса с учетом проблем поликультур и полиязычий, гуманистической личностно-ориентированной парадигмы образования;

- современное состояние, перспективы и направления развития психолингвистики, языкознания, лингводидактики и лингвострановедения, языковой педагогики, психологии ОИЯ в школах разного типа, а также предмета их изучения;

- основные инновационные процессы в преобразовании гуманитарного образования в целом и иноязычного образования в частности;

- особенности содержания и применения отечественных образовательных и учебных программ, УМК по английскому языку в школах разного типа, технологии оценивания роли и места актуальных знаний и умений по английскому языку в профессиональной деятельности, а также ожидаемых результатов в данной предметной области в свете коммуникативно-деятельностного и компетентностного подходов;

- требования дидактического и методического характера к планированию и оцениванию результатов обучения (личностные, предметные, мета-предметные) на основе системно-деятельностного подхода.

В результате освоения программы слушатели должны уметь:

- ориентироваться в современной социально-педагогической ситуации в целях организации и проведения эффективной работы по своему предмету с использованием полученных на курсах современных достижений в области философии образования, культурологии и культуроведения, психологии и педагогики, частной дидактики и методики, передового опыта мастеров педагогического труда, причем упор должен делаться на формировании профессионального билингвизма, технологии коммуникативного обучения не только в школе;

- проектировать и организовывать системную работу по внедрению технологий формирования коммуникативной компетенции обучающихся с использованием и традиционных эффективных, и нетрадиционных методов и приемов обучения АЯ (интенсивные методики, метод-станций, проекты, презентации, технология параллельного мышления, развивающие игры и задания, ролевые игры, драматизация, квази-профессия и др.), а также современных ИКТ;

- планировать результаты обучения относительно формирования системы языковых и речевых навыков и умений в аспекте реализации ФГОС РФ по иностранным языкам в контексте компетентностного подхода, а также создавать базу контрольно-измерительных материалов и разнообразных оценочных средств;

- использовать в разнообразных критических педагогических ситуациях полученные знания о существующих инновационных подходах к современному англоязычному образованию и методах к обучению аспектам языка и видам речевой деятельности (ВРД), а также о современных формах контроля уровня сформированности навыков, включая систему ЕГЭ, ГИА и международные форматы экзаменов;

- проектировать сценарии учебных занятий разного типа (урок-фантазия, урок - путешествие, урок-экскурсия и т.д.) в свете современных тенденций развития отечественной и зарубежной методики ОАЯ, лингводидактики и лингвострановедения;

- создавать индивидуальные профессиональные проекты, в частности, портфолио с разработками серии уроков и т.д. (см.: пункт формы контроля).

1.3 Структура и содержание курса

1.3.1. Общая характеристика курса

В авторской программе освещается комплекс теоретических и практических вопросов, решение которых позволяет более полно реализовать положения Федерального государственного образовательного стандарта в работе с учебно-методическими материалами, опубликованными в российских издательствах «Просвещение» и “Express Publishing”, «Асаdemia» и др., в условиях современной методологии поликультурного\развивающего иноязычного образования в начальной, основной и старшей школе.

Программа направлена на формирование комплекса профессиональной компетентности работников образования в сфере преподавания английского языка с использованием серии отечественных учебников нового поколения, обогащающих полиязыковую концептосферу современного педагога.

Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников образовательных учреждений.

Программа построена по принципу интеграции семи структурных элементов/ модулей:

  1. Нормативно-правовой модуль «Концептосфера поликультурного образования» (в свете реализации проекта ФГОС РФ по иностранным языкам).




  1. Психолого-педагогический модуль «Теория и практика развивающего иноязычного образования»

( в аспекте реализации проекта ФГОС РФ по иностранным языкам).


  1. Модуль предметной области «Лингводидактические и лингвострановедческие аспекты англоязычного образования» (языковой практикум).




  1. Модуль современных технологий «Современные технологии в преподавании английского языка в отечественной школе»




  1. Контрольно-оценочный модуль «Организация деятельности слушателей по созданию банка контрольно-измерительных материалов развивающего характера»



  1. Практический модуль «Практика проектирования и внедрения элективных курсов для старшей школы»




  1. Итоговая аттестация «Экзаменационная работа»

Общий объем курса: Объем учебной работы рассчитан на 216 часов. Краткое ознакомление с содержанием курса возможно от 24 часов до 72 часов. Сокращение количества часов, выделяемых на изучение курса/модуля, предполагает увеличение доли индивидуальной работы слушателей через систему дистантного обучения.

Программа может быть реализована в курсе повышения квалификации как аудиторного (лекционно-практические занятия), так и дистанционного типа, так как обеспечена всем необходимыми авторскими программно-методическими материалами.

В частности, слушателям предлагается в рамках индивидуальной работы расширить теоретические знания и практические навыки из авторских опубликованных материалов по темам элективных курсов «Концептосфера современного полиязыкового образования», «Проблемы совершенствования преподавания иностранных языков в общеобразовательных учреждениях (теория и методика обучения иностранному языку)», «Совершенствуем английский вместе с нами» и некоторых других (см.:рекомендованную литературу). Последний представляет собой систему развивающих заданий обучающего, диагностического и контролирующего характера по выравнивающему курсу английского языка для слушателей (учителей английского языка). Цель работы с развивающими заданиями к подборке аутентичных текстов – обновить и расширить языковые реалии по англоязычным странам языку из аутентичных источников, а также помочь учителю английского языка приобрести навыки проектирования разработок программно-методического характера для профильной школы с использованием аутентичных материалов. Все авторские материалы выставлены на сайте кафедры гуманитарного образования – www. kgo.ucoz.ru. (рубрики – суперидея, а также дистанционное обучение – учебные материалы к курсам – научный рук. Буланкина Н.Е.).

Модульный принцип является необходимым условием гибкого построения курса повышения квалификации слушателей разных категорий. Возможно (по просьбе слушателей) перераспределение часов между модулями, изменение последовательности изучения модулей, а также дополнение модулей новым содержанием.

При освоении содержания модулей слушатели получают теоретическую и практическую подготовку по проблемам реализации Федерального государственного образовательного стандарта в отечественных учебниках нового поколения в контексте авторской социально-философской концепции гуманизации полиязыкового образовательного пространства и теории культурного самоопределения личности в образовательном процессе.

При изучении содержания модулей 1 и 2 предполагаются проблемно-дискуссионные, теоретико-аналитические и учебно-поисковые формы обучения (диалоговые лекции, активные дискуссии, круглые столы, ситуационные задачи методического характера) с использованием результатов фундаментальных исследований ведущих отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов, дидактов, методистов, а также собственных опубликованных работ автора программы по проблемам философии образования, личностно-ориентированной педагогики, культу-рологического и интеграционного подходов в образовании, а также ресурсов Интернет (в частности, ресурсов кафедры гуманитарного образования) и профессионального опыта слушателей в условиях инновационной образова-тельной среды. Итоговой организационной формой работы по этим модулям является круглый стол с серией контрольных вопросов или зачетная контрольная работа.

При изучении содержания модуля 3 (в рамках языкового практикума) рекомендуются практико-аналитические и практико-ориентированные формы обучения с применением дидактических и методических разработок авторов отечественных УМК по английскому языку нового поколения, собственных разработок автора программы и Интернет-ресурсов кафедры гуманитарного образования.

При изучении содержания модулей 4-6 для анализа теоретического материала и структуры отечественных УМК нового поколения, допущенных и рекомендованных на федеральном уровне к использованию в учебном процессе российской школы, используются развивающие задания (ситуационные методические задачи проблемного и проектно-конструктивного типа). Это позволит слушателям не только познакомиться с реализацией концепции ФГОС в учебниках для средней и начальной школы, но и попытаться разработать собственные методические материалы (развивающие задания, упражнения, программы элективных курсов и т.д.) для практического воплощения идей ФГОС в своей профессиональной деятельности в свете идей гуманистического образования.

Практикум (языковой) также предполагает работу слушателей по совершенствованию собственной иноязычной речевой деятельности, способствующей формированию дидактической готовности слушателей выбирать эффективные стратегии речевого и коммуникативного поведения в условиях проведения занятий по иностранному языку в школе. С этой целью используется специально подготовленное для системы повышения квалификации учебно-методическое пособие «Совершенствуем английский вместе с нами» (2007), разработанное автором данной дополнительной образовательной программы, а также дополнительные аутентичные материалы по английскому языку (художественная и специальная литература).

В итоге слушатели выполняют зачетную контрольную/экзаменационную работу в форме тестовых заданий по английскому языку/ готовят профессиональный портфолио/ защищают проект в рамках подготовки к аттестации.

  1   2   3   4

Похожие:

Программа курса повышения квалификации работников образования по специальности iconПрограмма дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
Информационные технологии в практике работы учителя. Программа повышения квалификации. Академия повышения квалификации и переподготовки...
Программа курса повышения квалификации работников образования по специальности iconУчебная программа курса «Подготовка тьюторов по программе повышения квалификации педагогических работников для реализации фгос общего образования» 72 часа
Программа предназначена для реализации на курсах повышения квалификации
Программа курса повышения квалификации работников образования по специальности iconПрограмма повышения квалификации педагогических работников подведомственных Рособразованию государственных учреждений начального профессионального и среднего
Институт повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования филиал Государственного образовательного...
Программа курса повышения квалификации работников образования по специальности iconРазработка программы и комплекта учебно-методических материалов для обучения и повышения квалификации работников системы образования дошкольного и школьного уровней
Программа обучения и повышения квалификации работников системы образования дошкольного и школьного уровней «Методология и практика...
Программа курса повышения квалификации работников образования по специальности iconОбразовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской...
Программа курса повышения квалификации работников образования по специальности iconПрограмма курсов повышения квалификации учителей предметников «Современные научные знания по предмету и новые педагогические технологии»
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Программа курса повышения квалификации работников образования по специальности iconПрограмма элективного курса. Вперед к карьере
Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
Программа курса повышения квалификации работников образования по специальности iconПрограмма повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений нпо и спо
Программа «Стратегии конструктивного взаимодействия и профилактики девиации в условиях образовательного учреждения» рассчитана на...
Программа курса повышения квалификации работников образования по специальности iconРабочая программа курсов повышения квалификации по теме: «Обновление содержания и методики преподавания родного языка и дисциплин, отражающих региональную специфику в условиях перехода к новым стандартам»
Дист по издательской деятельности центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации государственного образовательного...
Программа курса повышения квалификации работников образования по специальности iconРабочая программа краткосрочного повышения квалификации «Повышение мастерства преподавания на программах дпо»
Рабочая программа составлена на основании требований Министерства образования и науки Российской Федерации к дополнительной профессиональной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница