Программа 1 (отборочного) тура




Скачать 162.11 Kb.
НазваниеПрограмма 1 (отборочного) тура
Дата12.12.2012
Размер162.11 Kb.
ТипПрограмма


ГЕОГРАФИЯ


Вступительный экзамен проводится в 2 тура в письменном виде в форме теста закрытого типа. Тест для 1 (отборочного) тура, как правило, состоит из 25-30 вопросов по всем основным разделам и темам курса географии 6-8 классов общеобразовательных учебных заведений (ОУЗ). Аналогичный тест для 2 тура (вступительного экзамена) состоит из 20-25 вопросов по основным разделам и темам курса географии 9 класса — “Экономическая и социальная география России (и стран нового зарубежья)”, а также курса “География Республики Коми”. Каждая позиция тестового вопросника предусматривает поиск только одного правильного ответа из нескольких, как правило, 4-х предложенных.

Примеры позиций вопросников могут служить:

1. Значительный вклад в исследовании Африки внёс

а) Амундсен б) Скотт в) Тасман г) Юнкер

2. Крупный центр металлургии алюминия

а) Балхаш б) Братск в) Орск г) Череповец

При заполнении вопросника при проведении 1 тура экзаменуемым предоставляется географический атлас для 8-го класса — “География России (СССР)”, так как ряд позиций вопросника подразумевает проверку умений чтения специальных и общегеографических карт.

К 2 туру (вступительному экзамену) допускаются соискатели, набравшие в 1-м туре более 60 % правильных ответов.


ПРОГРАММА

1 (отборочного) тура


Внимание: подчеркнуты вопросы, ответы на которые производятся с использованием карт атласа.


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГЕОГРАФИИ.

Российские и иностранные первопроходцы, первооткрыватели, практики-исследователи материков, океанов, выдающихся точек Земли; время их деятельности.

Система географических наук, объекты их исследования. Ученые, внесшие значительный вклад в становление географической науки и ее составных частей.

Форма и размеры Земли. Географические координаты, длина дуг меридианов и параллелей. Виды масштабов географических изображений, классификация карт по масштабу. Способы изображения объектов и явлений на географических картах, виды изолиний.

Система счисления времени, часовые пояса. Задачи на определение различий в поясном времени.


НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.

Приборы, используемые в физико-географических исследованиях, съемках местности.

Солнечная система, тела ее составляющие.

Географическая оболочка, сферы ее составляющие.

Классификация рельефа по высоте, происхождению и формам. Абсолютная и относительная высота, их определение по карте.

Классификация горных пород по происхождению: осадочные, метаморфические, магматические: излившиеся, внедрившиеся.

Геохронологическая шкала (таблица), сущность геологической карты. История развития растительного и животного мира на Земле. Сущность тектонической карты. Связь размещения основных видов полезных ископаемых с тектоническим строением.

Годовое движение Земли, сезоны года, высота полуденного Солнца на основных параллелях Земли на даты равноденствий и солнцестояний.

Атмосферное давление, единицы его измерения, изменение с высотой и по зональной закономерности. Ветер, причины возникновения, основные типы устойчивых и эпизодических ветров на Земле. Циклоны и антициклоны, направление ветра в приземном слое в них в северном и южном полушариях. Основные типы воздушных масс, климатологические фронты, их сезонная динамика, климатические пояса Земли.

Температура воздуха, ее изменение с высотой и по зональной закономерности, по сезонам года. Карта изотерм. Годовая амплитуда и средняя годовая температура воздуха. Взаимосвязь между средней годовой температурой воздуха и наличием многолетнемерзлых явлений в грунтах и горных породах.

Основные закономерности изменения количества атмосферных осадков на Земле. Карта изогиет. Основные типы распределения осадков по сезонам года, их пространственное распределение по климатическим поясам и областям. Карта величин испаряемости с поверхности суши. Коэффициент увлажнения, его роль в формировании основных зональных типов природно-территориальных комплексов (ПТК).

Соотношение площадей океанов и континентов Земли. Батиметрическая карта. Основные типы рельефа дна Мирового океана. Соленость поверхностных вод Мирового океана, ее изменение по зональной закономерности и в морях. Главные течения Мирового океана.

Реки, источники их питания. Различия рек по источникам питания, времени (сезонам) половодья или паводков. Главные реки частей света.

Наиболее известные озера частей света, происхождение их котловин, различия по условиям стока.

Зональные ПТК Земли, их почвенно-растительный покров. Специфические растительные сообщества, эндемики растительного и животного мира частей света и материков.


ПРОГРАММА

2 тура вступительного экзамена


НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ РОССИИ (РФ) И СТРАН НОВОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

(в целом — региона).

Политическая карта региона. Национально-территориальное и административно-территориальное деление РФ. Основные языковые семьи и группы, религиозные конфессии, их распространение в РФ. Экономические районы РФ, их состав.

Численность населения стран региона, средняя плотность их населения (ориентировочно). Типы городов по численности населения и их функциям. Изменение названий крупных городов в 1980-90-е годы. Типы сельских поселений, территориальная специфика их названий (село, станица, аул и т.п.).

Природные ресурсы, их классификация по степени исчерпаемости и воспроизводства. Основные производственные комплексы, их развитие в экономических районах и территориальных образованиях РФ. Факторы размещения промышленных предприятий (примеры). Формы размещения промышленности. Специализация, комбинирование, кооперирование, комплексность в промышленном производстве.

Топливно-энергетический комплекс, основные базы и центры. Крупнейшие электростанции региона, их типы по использованию энергоносителей. Черная и цветная металлургия, состав производства, основные центры в регионе. Лесопромышленный комплекс, основные центры в РФ. Отрасли машиностроительного комплекса, основные центры в РФ. Крупнейшие промышленные предприятия РФ, годы их создания (по десятилетиям 20 века).

Зональная и региональная специализация земледелия и животноводства, размещение предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции в регионе.

Состав транспортного комплекса. Транспортные узлы и транспортные центры в регионе. Классификация морских перевозок по признаку каботажа.


НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГЕОГРАФИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ.


Административно-территориальное деление: территории, подчиненные администрациям муниципальных образований (МО) городов и районов. Площадь и численность населения МО. Национальный состав населения Республики Коми в отдельных МО. Уровень урбанизации в отдельных МО.

Основные черты устройства поверхности. Урал, Тиман, Северные Увалы, Печорская и Мезенско-Вычегодская равнины. Различия в температурных условиях января и июля. Основные речные системы: Печора, Вычегда, Мезень, Луза, Кама. Зональные и подзональные почвенно-растительные сообщества: тундра, лесотундра, северная, средняя и южная тайга.

Размещение отраслей специализации промышленного производства по МО, промышленные узлы и центры. Глубина (степень) переработки сырья на примере предприятий лесного комплекса. Транспортные узлы и центры.

Нарушение окружающей среды. Виды, формы нарушений на территории отдельных МО. Печоро-Илычский заповедник, Национальный парк “Югыдва”.

Вступительный экзамен по географии I тур, 2007г.


Использование источников информации и помарок в тексте вопросника (в т.ч. карандашных) НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.


В каждом поставленном вопросе (1,2,3…) выбрать из предложенных ответов (а,б,в,г) только один истинный (или наиболее ей соответствующий).


Пример оформления бланка чистового ответа, безотносительно к данной работе.

0. Площадь океана, млн.км2165

а) Атлантический б) Индийский в) Сев. Ледовит. г) Тихий

0. 165 – Тихий


Тестовый вопросник


1. Предшествующая по отношению к Солнцу планета у - Венера

а) Земля б) Меркурий в) Уран г) Юпитер

2. Известный исследователь - Австралия

а) Гудзон б) Кук в) Стэнли г) Тасман

3. Деятельность первопроходца (исследователя) имела место в веке - 15

а) Ермак Т. б) Никитин А. в) Седов Г. г) Шелихов Г.

4. Румбу соответствует азимут направления, град. – 337

а) СВ б) ССЗ в) ЮВВ г) ЮЮЗ

5. При абсолютной высоте, м. – 150

а) высокогорье б) низкогорье в) низменность г) среднегорье

6. Действующий вулкан в части света – Европа

а) Камерун б) Орисаба в) Фудзияма г) Этна

7. Геохронологический возраст пород на поверхности, город – Астрахань

а) докембрий б) кайнозой в) мезозой г) палеозой

8. Получили развитие на Земле в – PR

а) земноводные б) млекопитающие в) пресмыкающ. г) простейшие

9. Складчатость, предопределившая – Хибины

а) альпийская б) герцинская в) добайкальская г) мезозойская

10. Климат в поясе формируется - Ав и Ув

а) субарктический б) субтропический в) субэкватор. г) экваториальный

11. Средняя температура самого холодного месяца ( -25° ), теплого +2°

а) арктический б) тропический в) умеренный г) экваториальный

12. Типичное для типа климата годовое количество осадков, мм – 2000

а) экваториальн. б) умерен. конт. в) умерен. морск. г) тропич. пуст.

13. Сезон максимума выпадения осадков – весна

а) Аппенины б) Британия в) Индостан г) Средняя Азия

14. Примерная величина коэффициента увлажнения – 1,5

а) Мурманск б) Москва в) Волгоград г) Астрахань

15. Рельеф дна в пределах моря – Баренцево

а) океанское ложе б) океанское ложе+шельф в) шельф

16. Соленость поверхностной воды в море, промилле – 6-8

а) Черное б) Красное в) Балтийское г) Азовское

17. Основной источник питания реки – снеговое

а) Вилюй б) Иртыш в) Пяндж г) Риони

18. Половодье (максимум паводков) наблюдается у реки – осень

а) Меконг б) Темза в) Тибр г) Урал

19. Большая часть района в Коми относится к бассейну р. – Юг

а) Вуктыльский б) Корткеросский в) Прилузский г) Удорский

20. Крупное озеро – Африка

а) Балатон б) Гурон в) Танганьика г) Титикака

21. Первоочередной вид мелиорации почв – сероземы

а) известкование б) обводнение в) борьба с водной эрозией

22. Населенный пункт Коми находится – Воркута

а) северная тайга б) средняя тайга в) южная тайга г) тундра

23. Растение в природе произрастает – Южная Америка

а) агава б) женьшень в) эвкалипт г) гевея

24. Животное в природе обитает – Австралия

а) орангутанг б) утконос в) шимпанзе г) ягуар

25. Находится в экономическом районе, город – Элиста

а) Поволжский б) Северный в) Уральский г) Центральный

26. По возобновимости ресурсы – лесные

а) возобновимые б) невозобновимые в) неисчерпаемые

27. Наиболее развит хозяйственный комплекс – Карелия

а) агропромышлен. б) лесопромышлен. в) металлург. г) ТЭК

28. Крупный центр добычи – горючий газ

а) Караганда б) Кохтла-Ярве в) Самотлор г) Ямбург

29. Электростанция по использованию энергоносителя – АЭС

а) Иркутская б) Курская в) Мутновская г) Печорская

30. Важный фактор размещения предприятий машиностроения – авиационное

а) металлоёмкость б) геогр.положение в) трудоёмкость г) наукоёмкость

БИОЛОГИЯ



Вступительный экзамен проводится в 2 тура. I тур (отборочный) в письменном виде в форме теста закрытого типа. Тест, как правило, состоит из 30-40 вопросов по всем основным разделам и темам курса биологии 6-8 классов общеобразовательных учебных заведений. Каждая позиция тестового вопросника предусматривает поиск только одного правильного ответа из нескольких, как правило, 4-х предложенных.

Примерами позиций вопросника могут служить:

1. Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:

а) развитие из спор; б) наличие цветка ;

в) развитие из семени; г) редукция спорофита.

2. Особенности пищеварительной системы паука:

а) замкнутость; б) желудок с хитиновыми зубцами;

в) частично наружное пищеварение; г) наличие печени.

II–й тур (вступительный экзамен) проводится устно по основным разделам и темам курса биологии 9 класса «Человек и его здоровье». К 2 туру допускаются соискатели, набравшие в 1-м туре более 60 % правильных ответов.


ПРОГРАММА

1 отборочного тура (тест)


БИОЛОГИЯ БАКТЕРИЙ, РАСТЕНИЙ, ГРИБОВ И ЛИШАЙНИКОВ.

Клетки-прокариоты. Особенности строения биологии бактерий и вирусов. Систематическое положение в органическом мире.

Корень. Виды корней, типы корневых систем, внутреннее строение корня в связи с его функциями. Зоны корня. Видоизменения корня.

Поглощение корнями воды и минеральных солей, необходимых растению. Значение обработки почвы, внесения удобрений, поливки для жизни культурных растений.

Понятие о побеге, части побега, расположение почек, их строение. Рост стебля в длину, ветвление стебля. Видоизменение побегов: луковица, корневище, клубни, их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями. Рост стебля в толщину, годичные кольца, возраст деревьев.

Внутреннее строение листа в связи с его функциями. Роль зеленых растений в природе и жизни человека.

Вегетативное размножение цветковых растений посредством побегов, корней, листьев в природе и растениеводстве. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.

Строение цветка как органа семенного размножения. Однополые и обоеполые цветки.

Опыление. Самоопыление и перекрестное опыление. Биологическое значение двойного оплодотворения у цветковых растений.

Семя. Строение семян однодольных и двудольных растений. Условия прорастания семян, питание и рост проростка.

Плод. Образование плодов. Биологическое значение. Типы плодов. Распространение плодов и семян.

Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и хозяйстве.

Мхи. Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности строения. Образование торфа, его значение.

Папоротникообразные. Папоротник. Строение и размножение. Хвощ. Плаун.

Голосеменные. Строение и размножение голосеменных (на примере сосны), распространение хвойных, их значение в природе, народном хозяйстве.

Покрытосеменные (цветковые) растения. Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на Земле и господство в современной флоре. Охрана растений. Красная книга.

Общая характеристика семейства Розоцветные. Культурные и дикорастущие представители семейства, их роль в природе и в жизни человека.

Семейство Злаков. Общая характеристика. Культурные и дикорастущие представители семейства, их роль в жизни человека.

Семейство Крестоцветные. Общая характеристика, культурные и дикорастущие представители семейства, их роль в природе и жизни человека.

Семейство Лилейные. Общая характеристика, представители семейства, их роль в жизни человека.

Грибы, систематическое положение в органическом мире. Шляпочные грибы. Строение, питание, размножение. Примеры съедобных и ядовитых грибов. Роль грибов в природе.

Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в хозяйстве.

Лишайники. Строение лишайников. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайников а природе и хозяйстве.

Растения из Красной книги Республики Коми.


БИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ.

Особенности строения и биологии одноклеточных животных. Многообразие. Значение.

Общая характеристика кишечнополостных на примере гидры. Многообразие кишечнополостных.

Плоские паразитические черви. Особенности строения и биологии в связи с образом жизни. Понятие о цикле развития и смене хозяев. Меры борьбы с гельминтозами.

Особенности строения и биологии круглых паразитических червей (на примере аскариды). Профилактика гельминтозов.

Общая характеристика кольчатых червей на примере дождевого червя. Значение кольчатых червей.

Общая характеристика типа Моллюски. Особенности строения и биологии двустворчатых моллюсков на примере беззубки. Значение моллюсков в природе и жизни человека.

Особенности строения и биологии Ракообразных на примере речного рака. Многообразие и значение Ракообразных.

Характеристика класса Паукообразные. Представители. Значение в природе и жизни человека.

Особенности строения и биологии Насекомых. Полезные насекомые (медоносная пчела, муравьи, тутовый шелкопряд и др.).

Общая характеристика рыб на примере речного окуня. Систематика рыб. Охрана рыбных богатств.

Характеристика класса Земноводные как первых наземных позвоночных. Развитие лягушки. Понятие о метаморфозе.

Характеристика и особенности строения пресмыкающихся на примере ящерицы. Многообразие современных пресмыкающихся. Понятие о регенерации.

Особенности строения и биологии птиц. Экологические группы птиц.

Размножение птиц, гнездование, перелеты. Охрана и привлечение птиц.

Особенности строения и биологии млекопитающих. Систематика класса. Охрана млекопитающих.

Животные из Красной книги Республики Коми.


ПРОГРАММА

2 тура вступительного экзамена (тест)


БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Значение скелета. Особенности строения отделов скелета человека в связи с прямохождением, трудовой деятельностью и социальным образом жизни. Гигиена опорно-двигательного аппарата.

Виды костей. Макро- и микростроение кости. Химический состав костей. Типы соединения костей.

Мышцы. Основные группы мышц. Строение мышцы. Работа мышц. Профилактика утомления.

Кровь человека: плазма крови и форменные элементы. Защитные свойства крови и ее дыхательная функция.

Строение сердца. Сердечный цикл. Регуляция сердечной деятельности. Тренировка сердца. Значение тренировки сердца.

Строение кровеносных сосудов. Большой и малый круги кровообращения. Кровяное давление. Особенности движения крови в разных сосудах.

Органы дыхания человека. Значение дыхания. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Гигиена дыхания.

Органы пищеварения человека. Понятие о пищеварительных соках и ферментах. Изменение пищи в разных отделах пищеварительного тракта. Гигиена пищеварения.

Железы внутренней секреции, их значение. Понятие о гормонах. Гормоны поджелудочной железы, надпочечников. Роль гормональной регуляции в организме.

Нервная система и ее значение. Подразделение нервной системы. Функции разных отделов головного мозга. Гигиена нервной системы.

Строение и функции головного мозга. Спинномозговые рефлексы.

Учение И.П. Павлова об условных рефлексах. Образование и торможение условных рефлексов. Условные рефлексы — основа поведения животных и человека.

Понятие об анализаторе. Зрительный анализатор — строение, функции, гигиена.

Вступительный экзамен по биологии, I тур


1. К репродуктивному органу цветковых растений относится:

а) плод; б) стебель; в) лист; г) корень.

  1. К двудольным растениям относится:

а) помидор; б) пшеница; в) лук; г) ирис.

  1. Мочковатая корневая система характерна для:

а) гороха; б) свеклы; в) люцерны; г) ржи.

  1. Бактериальные клубеньки характерны для:

а) люцерны; б) пшеницы; в) лука; г) моркови.

  1. Корневище характерно для:

а) пырея ползучего; б) картофеля; в) лилии; г) чеснока.

6. К двудомным растениям относится:

а) ольха; б) берёза; в) тополь; г) огурец.

7. Соцветие «Метёлка» характерна для:

а)сирени; б) груши; в) одуванчика; г) черёмухи.

8. Двойное оплодотворение открыл:

а) Кох; б)Навашин С.Г.; в) Вернадский В.И.; г) Тимирязев К.А.

9. Плод «Стручок» характерен для:

а) гороха; б) капусты; в) помидора; г) мака.

10. Основной систематической единицей является:
а) семейство; б) род; в) вид; г) отдел.


  1. Хлорелла размножается:

а) путём коньюгации; б) половым путём;

в) бесполым путём; г) путём образования зиготы.

  1. Какие особенности покрытосеменных позволили им занять господствующее положение среди растений на Земле?

а) наличие корней; б) наличие семян, развивающихся внутри плода;

в) разнообразие форм; г) наличие листьев.

13. Шарообразные бактерии - это:

а) спириллы; б) кокки; в) вибрионы; г) бациллы.

  1. У инфузорий органеллами передвижения являются:

а) ложноножки; б) отсутствуют; в) реснички; г) жгутики.

  1. Тело гидры:

а) однослойное; б) двухслойное; в) трёхслойное.

16. Представителем ресничных червей являются:

а) аскарида; б)белая планария; в) печёночный сосальщик; г) бычий цепень.

17. Кровеносная система моллюсков:

а) отсутствует; б) замкнутая; в) незамкнутая.

18. Глохидий — это личинка:

а) плоских червей;б) моллюсков; в) круглых червей; г) кольчатых червей.

19. Предками моллюсков являются:

а) кольчатые черви; б) круглые черви; в) членистоногие; г) плоские черви.

20. У таракана ротовой аппарат:

а) грызущий; б) колюще-сосущий; в) сосущий; г) лижущий.

21. Развитие с полным превращением характерно для:

а) клопа; б) стрекозы; в) комара; г) кузнечика.

22. Ланцетик ведёт образ жизни:

а) плавающий; б) роющий; в) ползающий; г) придонно-роющий.

23. Африканский чешуйчатник относится:

а) двояко дышащим рыбам; б) костистым рыбам;

в) хрящевым рыбам; г) кистепёрым рыбам.

24. Древние земноводные произошли от:

а) кистеперых рыб; б)хрящевых рыб; в) костистых рыб; г) двоякодьппащих рыб.

25. Решающим фактором широкого географического
распространения птиц является:

а) теплокровность; б) забота о потомстве;

в) размножение путём откладывания яиц; г) прогрессивное развитие скелета.

26. Млекопитающие способны обитать в самых различных условиях благодаря:

а) прогрессивному развитию скелета;

б) прогрессивному развитию дыхательной системы;

в) прогрессивному развитию выделительной системы;

г) высокоразвитой нервной системе.

27. У человека шейный отдел позвоночника состоит из:

а) 7 позвонков; б) 5 позвонков; в) 12 позвонков; г) 2 позвонков

28. Основная функция лейкоцитов:

а) регуляторная; б) питательная; в) дыхательная; г) защитная.

29. От какого отдела начинается малый круг кровообращения?

а) левого желудочка; б) правого желудочка;

в) левого предсердия; г) правого предсердия.

30. Наибольшая скорость кровотока в сосудах:

а) артерии; б) вены; в) капилляры; г) аорты



Похожие:

Программа 1 (отборочного) тура iconПрограмма 1 (отборочного) тура
Экономическая и социальная география России (и стран нового зарубежья)”, а также курса “География Республики Коми”. Каждая позиция...
Программа 1 (отборочного) тура iconКокина Ольга Вопросы, стоящие перед атомной отраслью и пути их решения
Подведены итоги первого отборочного тура IV всероссийского конкурса «Атомная наука и техника-2011»
Программа 1 (отборочного) тура iconВопросы для отборочного тура: максимально развёрнутый ответ
Цель: через обращение к сюжетам отечественной и всеобщей истории постараться пробудить интерес школьников к исторической науке, вовлечь...
Программа 1 (отборочного) тура iconОтзывы (2)Добавить отзыв / оценку Дата заезда 26. 12. 2012-09. 01. 2013 Стоимость тура
Стоимость тура указана на одного человека, дополнительно оплачивается виза и ж д билеты
Программа 1 (отборочного) тура iconЭкспериментальный (практический) тур Московской химической олимпиады состоится 16 марта 2007 года Начало в 11 часов, сбор участников в 10. 45 в вестибюле
Списки участников экспериментального тура объявляются по месту проведения теоретического тура
Программа 1 (отборочного) тура iconПрограмма тура в Пекине

Программа 1 (отборочного) тура iconИтоги заочного отборочного этапа №
Купчинские юношеские чтения: наука, творчество, поиск. 2011/2012 учебный год. Секция «Обществознание»
Программа 1 (отборочного) тура iconПрограмма тура
Васильевского острова, Смольный, Собор Спас на крови и другие достопримечательности города
Программа 1 (отборочного) тура iconПрограмма тура
Встреча с гидом. Трансфер на запад Англии в Holiday Inn Maidstone-Sevenoaks hotel
Программа 1 (отборочного) тура iconПрограмма тура
Ооо «Роза Ветров Урал» 455049, г. Магнитогорск, ул. Карла Маркса, 198, пом. 11; телефон: (3519)29-76-76, 45-76-45
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница