Учебно-методический комплекс по дисциплине Геология (название)




Скачать 164.67 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Геология (название)
Дата12.12.2012
Размер164.67 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экологии и природопользования


Ф.и.о. автора: Горбунов Алексей Олегович


Учебно-методический комплекс по дисциплине


Геология

(название)


Специальность: 020801.65«Экология»


(код по ОКСО)


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол № 6

«____» _____________ 2009 г. «17» февраля 2009 г.

________________________ Зав. кафедрой _________В.Н. Ефанов


ЮЖНО-САХАЛИНСК



Автор-составитель:

Горбунов Алексей Олегович,

старший преподаватель кафедры географии

Учебно-методический комплекс Геология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по
специальности 020801.65 «Экология».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения.

Согласование с деканом обучающего факультета:


Декан В.Н. Ефанов

Директор библиотеки Е.В. Квитченко


Автор-составитель А.О. Горбунов

Содержание


п/п

Наименование раздела, подраздела

Стр.

1

Организационно-методический раздел

4

2

Содержание дисциплины

4

3

Тематика лабораторных занятий

8

4

Распределение часов по темам и видам работ

9

5

Форма контроля знаний

10

6

Вопросы к экзамену

10

7

Литература

11



1. Организационно-методический раздел

Цель и задачи

Курс общей геологии для студентов специальности «экология» предназначен для первого знакомства с геологией, как с наукой, с особенностями строения недр нашей планеты. Кратко излагается материал о положении планеты в ряду других планет Солнечной системы. Важно показать с неоднозначность ответов на многие вопросы о недрах Земли, осветить историю изменения взглядов человека, как на происхождение планеты, так и на многие геологические процессы тектонической и экзогенной природы, что позволяет формировать у студентов здоровый научный скептицизм.

Курс освещает общие вопросы применения различных методов геологических исследований. Особое внимание уделяется рассмотрению экзогенных и эндогенных процессов с привлечением краеведческого материала, так как Сахалин является территорией, где подверженность и активность этих процессов достигает высокой степени, а сами процессы представляют реальную опасность и риск для жизнедеятельности человека.

В ходе обучения, студенты знакомятся с алгоритмами определения наиболее распространенных горных пород и их свойствами, что необходимо знать экологам, так как последние во многом определяют особенности природно-территориальных комплексов (ландшафтов), а также могут определять направленность принятия решений в вопросах охраны природы.



2. Содержание дисциплины


Введение

Геология и смежные с ней науки; цели и задачи геологии. Стуктура геологических учений. Наиболее значительные геологические «школы» и их представители.

Земля в космическом пространстве, происхождение солнечной системы, строение земного шара и планет земной группы

1. Солнечная система, ее строение, планеты и их спутники. Место Земли среди планет Солнечной системы. Представление о происхождении Солнечной системы и Земли. Взгляды Ж. Бюффона, Р. Декарта, Канта и Лапласа, О.Ю. Шмидта. Строение Земного шара. Фигура Земли, размеры, масса, средняя плотность. Давление и его изменение с глубиной. Температура Земли, ее изменение с глубиной. Понятие о тепловом потоке, тепловом градиенте и их вариациях. Методы познания строения недр. Представление о строении, составе и агрегатном состоянии вещества мантии и ядра Земли.

2. Аморфное и кристаллическое вещество, их свойства. Понятие о минералах. Принципы классификации минералов. Элементы симметрия минералов. Главнейшие породообразующие минералы, их химический состав и физические свойства.

Понятие о горных породах и их классификации. Алгоритмы определения горных пород. История взглядов на происхождение горных пород: нептунисты, плутонисты. Взгляды Вернера, Дж. Геттона, А. Гумбольдта, Э. Зюсса, Ч. Лайеля. Магматические горные породы, их классификация. Процессы метаморфизма горных пород.

Основные черты современного рельефа земной поверхности, как отражение строения земной коры. Континенты и океаны. Гипсометрические ступени и их геологическая интерпретация. Основные слои коры, установленные сейсмическими методами. Типы земной коры: континентальный (материковый), океанический, субконтинентальный, субокеанический.

3. Геологическая хронология. Абсолютный и относительный возраст. Характеристика методов определения возраста горных пород. Геохронологическая шкала и история ее становления и изменения. Абсолютный возраст Земли и древнейших пород.

4. Геологические процессы. Общие понятия о геодинамических процессах. Эндогенные процессы и формы их проявления. Тектонические движения, землетрясения, магматизм. Процессы внешней динамики (экзогенные): выветривание, эоловый процесс, эрозия, понятие о деятельности подземных вод, ледников, процессы на берегах озер, морей и океанов. Гравитационные процессы. Внутренние и внешние источники энергии и их взаимодействие. Закономерное развитие, связь и взаимная обусловленность геологических процессов. Рельеф земной поверхности как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов. Метод актуализма, его достоинства, недостатки и ограничения. Сравнительно-исторический метод и его значение в познании геодинамических процессов геологического прошлого.

Экзогенные геологические процессы

1. Понятие и гипергенезе (выветривании) - сущность и направленность. Агенты и типы выветривания. Физическое, химическое, биохимическое выветривание. Типы кор выветривания и особенности их формирования, строение и мощности в различных климатических зонах и породах. Древние коры выветривания. полезные ископаемые, приуроченные к корам выветривания.

2. Геологическая деятельность ветра. Влияние климата и растительности на интенсивность работы ветра. Дефляция , корразия, перенос песчаного и пылеватого материала, аккумуляция. Эоловые отложения. Эоловые формы песчаного рельефа в пустынях. Результаты корразионной деятельности ветра. Типы пустынь. Районы развития эоловой деятельности в Сахалинской области.

3. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод. Деятельность временных потоков. Линейный размыв (эрозия), перенос обломочного материала переменными потоками; аккумуляция осадков. Разрушительная, переносная и аккумулятивная деятельность временных горных потоков. Делювий. Сели, условия их образования и борьба с ними. Пролювиальные отложения и их особенности.

4. Геологическая деятельность постоянных (речных) потоков. Эрозия донная и боковая. Понятие о профиле равновесия реки. Пятящаяся эрозия. Активационная энергия реки. Виды переноса аллювия; типы аллювия в речных долинах и его пространственное распределение. Аккумуляция. Меандрирование рек. Формы рельефа речных долин: русло, пойма, террасы, дельты. Основные причины образования надпойменных террас. Аллювиальные россыпные месторождения полезных ископаемых. Устьевые части рек. Дельты, эстуарии, лиманы. Особенности устьевых областей Сахалина.

5. Подземные воды и их геологическая деятельность. Подземные воды как составная часть гидросферы Земли. Водовмещающие и водоупорные породы. Типы подземных вод: поровые, трещинные, жильные. Верховодка, грунтовые безнапорные воды, напорные (артезианские) межпластовые воды. Происхождение подземных вод и формы их питания. Движения подземных вод.Понятие о балансе и ресурсах подземных вод. Минеральные (лечебные) воды, их состав и свойства. Физико-химические процессы, связанные с подземными водами. Артезианские бассейны и гидрогеологические массивы Сахалина

6. Карст - условия возникновения и развития. Виды карста: карбонатный, гипсовый, соляной. Поверхностные и подземные карстовые формы. Суффозия и ее отличие от карста.

7. Геологическая деятельность ледников. Понятие хионосферы. Типы и режим ледников. Разрушительная работа ледников (экзарация). Ледниковые долины, ригели, кары, цирки, карлинги. Перенос ледниками обломочного материала. Особенности строения морен. Флювиогляциальные (водно-ледниковые) потоки и их отложения. Озы, камы, зандры. Озерно-ледниковые отложения и их особенности. Реакция земной коры на ледниковую нагрузку. Древние оледенения. Гипотезы о причинах оледенений. Следы оледенения Сахалина.

8. Мерзлотные процессы. Распространение многолетнемерзлых пород на территории России. Типы подземных льдов. Подземные воды области развития многолетнемерзлых горных пород, их особенности и взаимосвязь. Физико-геологические (криогенные) явления в районах многолетней мерзлоты и формы рельефа. Многолетняя мерзлота Сахалина и особенности ее распространения.

9. Гравитационные (склоновые) процессы. Факторы и условия их развития. Формы перемещения материала. Коллювий как тип отложений. Значение силы тяжести и воды в склоновых процессах. Осыпные и обвальные процессы в пределах горных склонов. Оползни. Комплекс факторов, вызывающих оползни. Морфология оползневых тел. Различные типы оползней: деляпсивные, детрузивные. Подводные оползни. Распространение оползней на территории Сахалина и меры борьбы с ними. Солифлюкция.

10. Геологическая роль озер и болот. Различные типы озер - бессточные, проточные, с перемежающимся стоком. Геологическая деятельность озер. Осадки озер. Общие сведения о болотах. Низинные, верховые и переходные болота. Образование торфа и последующая углефикация его.

11. Геологическая деятельность моря в береговой зоне. Понятие абразии и размыва берегов. Основные формы абразионного и аккумулятивного рельефа. Пляж как геологическое тело; типы пляжей и элементы его динамики. Эвстатические колебания уровня океана. Трансгрессия, регрессия и ингрессия моря.

12. Осадконакопление в морях и океанах. Различные генетические типы осадков. Терригенные, органогенные, хемогенные, вулканогенные и полигенные (красная океаническая глина) осадки. Основные механизмы глубоководной седиментации, роль организмов в седиментации терригенного материала. Литоральные, неритовые, батиальные и абиссальные типы осадков. Понятие о критической глубине карбонатонакопления и карбонатной компенсации. Турбидиты и их образование.

Эндогенные процессы

1. Вертикальные и горизонтальные движения земной коры. Классификация колебательных движений по времени их проявления. Современные и неотектонические вертикальные колебательные движения земной коры и их роль в формировании основных черт современного рельефа. Методы изучения современных и новейших тектонических движений. Гляциоизостатические движения и районы их проявления. Типы несогласий и их выражение в разрезе.

2. Горизонтальное и моноклинальное залегание горных пород. Элементы залегания. Горный компас. Складки – элементы, типы, формы, происхождение. Складчатые нарушения горных пород. Разрывные нарушения горных пород и их виды. Условия возникновения разрывных нарушений в твердом теле. Трещины. Геологические и геофизические признаки разрывных нарушений.

3. Землетрясения (сейсмичность). Признаки землетрясения. Распространение землетрясений на Земле. Связь землетрясений с вулканами. Примеры катастрофических землетрясений в России и в других странах. Глубины очагов землетрясений. Интенсивность, энергия и магнитуда землетрясений. Шкалы для оценки интенсивности землетрясений в баллах. Изосейсты. Сейсмофокальные зоны Беньофа-Заварицкого. Сейсмическое районирование и его практическое значение. Проблема прогноза землетрясений.

4. Магматизм и его формы. Понятие о магме и лаве. Эффузивный магматизм - вулканизм. Вулканы и их деятельность. Продукты извержения вулканов: газообразные, жидкие, твердые. Строение лавовых потоков. Вулканы центрального типа. Гавайский тип вулканов. Строение вулканического аппарата. Типы извержений: пелейский, везувианский, бандайсанский. Стратовулканы. Кальдеры и их происхождение. Поствулканические явления. Географическое распределение действующих вулканов.

5. Интрузивный магматизм. Типы интрузивов. Согласные и несогласные интрузии. Взаимодействие интрузивных тел с вмещающими породами. Важнейшие полезные ископаемые, связанные с различными типами магматических пород.

Эволюция геологического знания о развитии земной коры

  1. Основные представления о причинах и закономерностях развития земной коры. Гипотезы ХVIII-ХIХ и первых десятилетий ХХ веков. Гипотеза кратеров поднятий. Гипотеза контракции. Пульсационная гипотеза. Гипотеза дрейфа материков. Фиксизм и мобилизм, основные положения. Тектоника литосферных плит. Содержание и нерешенные проблемы. Современное состояние различных моделей тектогенеза.

Деятельность человека и охрана природной среды

1. Воздействие человека на природные геологические процессы. Влияние крупных водохранилищ на режим подземных вод, на эрозионно-аккумулятивную деятельность рек, на гравитационные явления, процессы заболачивания и др. Водохранилища и землетрясения. Влияние мощных обводнительных и оросительных систем на режим грунтовых вод, на миграцию химических элементов в почвах, возможности засоления почв. Распашка земель, водная эрозия и ветровая дефляция почв. Изменение в земной коре, связанные с добычей полезных ископаемых, и формирование специфического техногенного ландшафта. Влияние извлечения больших объемов нефти и газа, создание подземных газохранилищ.


3. Тематика лабораторных занятий


Лабораторные занятия призваны закрепить знания студентов по отдельным разделам курса "Общей геологии", привить им первые навыки самостоятельной работы с каменным геологическим материалом и геологическими картами. Для лабораторных занятий обязательным является изучение главнейших породообразующих минералов горных пород, геохронологической шкалы, знакомство с геологическими картами для горизонтальной, моноклинальной и складчатой структуры и правилами составления геологических профилей, стратиграфических колонок и условных обозначений.

Закрепление лекционного курса требует проведения занятий по наиболее важным разделам "Общей геологии". Примерные темы семинарских занятий:

  • Строение земного шара и методы его изучения.

  • Геологические структуры.

  • Геологическая деятельность моря.

  • Геологическая деятельность поверхностных и подземных вод.

  • Практические занятия по определению горных пород.

  • Геологическая карта и построение геологических профилей.

  • Эффузивный и интрузивный магматизм. Виды вулканов и интрузий.


4. Распределение часов по темам и видам работ



№ п.п.

Наименование тем и разделов

Всего

часов

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная

работа

Лекции

Лабораторные работы

1

Введение

2

2

-

-

2

Строение Земли методы изучения

4

2

-

2

3

Аморфное и кристаллическое вещество

4

2

2




4

Геологическая хрогология. Относительный и абсолютный возраст горных пород

4

2

2

-

5

Экзогенные геологические процессы

12

6

4

2

6

Эндогенные геологические процессы

6

2

2

2

7

Геологические структуры

6

2

2

2

8

Алгоритмы определения горных пород

6

4

2

-

9

Геологическая карта ее содержание и анализ

6

2

2

2

10

Деятельность человека и охрана природной среды

4

2

-

2




Всего:

54

26

16

12

5. Форма контроля знаний


Форма промежуточного контроля: самостоятельные и контрольные работы


Форма итогового контроля: экзамен


6. Вопросы к экзамену


  1. Объект и предмет изучения геологии. Структура геологии как науки.

  2. История взглядов на объяснение вулканизма.

  3. История взглядов на объяснение землетрясений.

  4. Современное представление о строении Земли.

  5. Сравнение основных положений геосинклинальной гипотезы и тектоники плит.

  6. Гипергенез: физическое дробление горных пород и минералов.

  7. Гипергенез: биохимическое разрушение горных пород и минералов.

  8. Континентальные отложения: элювий, коллювий, делювий, аллювий.

  9. Геолого-геоморфологическая деятельность рек.

  10. Геолого-геоморфологическая деятельность ледников.

  11. Геолого-геоморфологическая деятельность моря.

  12. Терригенная, хемогенная, органогенная седиментация.

  13. Сравнение кристаллического и аморфного вещества.

  14. Алгоритм определения обломочных горных пород

  15. Алгоритм определения глинистых горных пород.

  16. Алгоритм определения кристаллических горных пород.

  17. Алгоритм определения аморфных горных пород.

  18. Определить элементы симметрии куба.

  19. Определить элементы симметрии тетрагональной дипирамиды

  20. Определить элементы симметрии правильной тетрагональной призмы.

  21. Определить элементы симметрии правильной гексагональной призмы.

  22. Эффузивный магматизм. Типы вулканов.

  23. Интрузивный магматизм. Основные формы интрузий.

  24. Оползни, как опасный геологический процесс.

  25. Селевые потоки, как опасный геологический процесс.

  26. Полезные ископаемые Сахалинской области.

  27. Геологические структуры и их элементы: антиклиналь, синклиналь, моноклиналь.

  28. Разломные структуры и их элементы.

  29. Геологические карты: построение, назначение, чтение.

  30. Подземные воды: типы, формирование, классификация

  31. Неотектонические и современные движения: понятие, методы определения, возможные причины.

  32. Землетрясения: признаки, распределение, оценка энергии и интенсивности.

  33. Океаническое осадконакопление.

  34. Геохронологическая шкала и история ее становления, и изменения. Абсолютный возраст Земли.


7. Литература


  1. Апродов В.А.Вулканы./ В.А. Апродов. – М.: Мысль, 1982.

  2. Белоусов В.В. Структурная геология / В.В. Белоусов. – М.: МГУ, 1986.

  3. Войткевич Г.В. Геологическая хронология Земли / Г.В. Войткевич. – М.: Наука, 1984.

  4. Гвоздецкий Н.А., Голубчиков Ю. Н Горы / Н. А. Гвоздецкий, Ю. Н. Голубчиков. – М.: Мысль, 1987.

  5. Гвоздецкий Н. А. Карст / Н. А. Гвоздецкий. – М.: Мысль, 1981.

  6. Добровольский В.В. Минералогия с элементами петрографии / В.В. Добровольский. – М.: Просвещение, 1971.

  7. Добровольский В.В. Геология / В.В, Добровольский. – М.: Владос, 2001.

  8. Добровольский В.В.,. Геология / В.В. Добровольский, А.Ф. Якушова. – М.: Просвещение, 1979.

  9. Дуничев В.М. Геология / В.М. Дуничев. – Южно-Сахалинск: ЮСГПИ, 1992.

  10. Злобин Т.К. Физика Земли / Т.К. Злобин. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2005.

  11. Короновский Н.В. Общая геология: учебник / Н.В. Короновский. – М.: КДУ, 2006.

  12. Никонов. А.А. Современные движения земной коры / А.А. Никонов. – М.: 1979.

  13. Пиотровский В.В. Геоморфология с основами геологии / В.В, Пиотровский. – М., Недра, 1977.

  14. Раст Х. Вулканы и вулканизм / Х. Раст. – М.: Мир, 1982.

  15. Хеллем Э. Великие геологические споры / Э. Хеллем. – М.: Мир, 1985.

  16. Якушова А.Ф Динамическая геология / А.Ф. Якушова. – М.: Просвещение, 1970.



Программу составил: ст. преподаватель Горбунов. А.О.






Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Геология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Геология Сахалина (название)
Учебно-методический комплекс Геология Сахалина составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Геология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07. «Геология» как часть образовательной программы является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих
Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07. «Геология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Геология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Геология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Геология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Биогеография (название)
Учебно-методический комплекс Биогеография составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Геология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Гидробиология (название)
Учебно-методический комплекс Гидробиология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Геология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Гидробиология (название)
Учебно-методический комплекс Гидробиология составлен в соответствии с требованиями основной образовательной программы по
Учебно-методический комплекс по дисциплине Геология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Экология животных (название)
Учебно-методический комплекс Экология животных составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Геология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Политическая регионалистика (название)
Учебно-методический комплекс «Политическая регионалистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Геология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Физиология растений (название)
Учебно-методический комплекс Физиология растений составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница