Урок проводится для учащихся 10 профильного биологического класса при изучении темы «Индивидуальное развитие организма»




Скачать 75.62 Kb.
НазваниеУрок проводится для учащихся 10 профильного биологического класса при изучении темы «Индивидуальное развитие организма»
Дата08.09.2012
Размер75.62 Kb.
ТипУрок
Развитие организма и окружающая среда

Пайко Галина Александровна
учитель биологии, МОУ "Миасская средняя общеобразовательная школа № 1"



Место урока:

урок проводится для учащихся 10 профильного биологического класса при изучении темы «Индивидуальное развитие организма».

Цели:

  • Образовательные

    • закрепить знания учащихся об отрицательном воздействии на организм алкоголя, никотина и наркотиков;

    • сформировать представление о влиянии окружающей среды на развитие и здоровье организма;

    • расширить представления о здоровом образе жизни.

  • Воспитательные:

    • продолжить формирование у учащихся отрицательного отношения к вредным привычкам;

    • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование Интернет-ресурсов и создание ситуации успеха,

    • способствовать воспитанию культуры общения.

  • Развивающие:

    • развивать творческое мышление и познавательный интерес к проблеме влияния окружающей среды, алкоголя, никотина и наркотиков на организм и необходимости бережного отношения к своему здоровью.

    • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления),

    • продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы,

    • продолжить развитие поисково-информационных умений: использовать литературные источники,

    • продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: урок с использованием технологии

критического мышления

Оборудование: компьютерный класс, видеопроектор, презентации, созданные учащимися, таблицы «Влияние алкоголя на системы органов человека», «Влияние никотина на системы органов человека», научно-популярная литература и вырезки из периодической печати о влиянии алкоголя, никотина и наркотиков на организм и его здоровье.

Оборудование для эксперимента: 4 пробирки, сигарета, окурок, 20 мл насыщенного раствора соды, индикатор (фенолфталеин), штатив, 10 мл цитратной крови, 5 мл 0,9% раствора NаСl, 5 мл 20-30% этилового спирта в физрастворе.


Ход урока:


Введение

Организм не может жить вне среды обитания. Столь же невозможно и развитие организма вне окружающей среды, вне факторов, на него воздействующих. Зародыш млекопитающих, в том числе и человека, очень чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. На развитие зародыша влияют вещества, которые он получает с кровью матери.

Еще в Древнем Риме и Спарте запрещалось пить вино до тридцатилетнего возраста, а в допетровской Руси и ряде других стран существовал обычай - на свадьбе жених и невеста не пили ни капли спиртного.

В России царь Михаил Федорович издал свод законов, в которых говорилось, что курильщиков табака следует наказывать шестьюдесятью палочными ударами по подошвам ног, а торговцам табака “пороть ноздри”, резать носы и ссылать в дальние города.

I этап "Вызов" (актуализация субъектного опыта)

Подумайте, пожалуйста, какие ассоциации возникают у вас с темой урока.

2. В тетради нарисуйте таблицу (“маркировочную таблицу”) с тремя одинаковыми колонками.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  

  

  

3. Запишите в первой колонке все ассоциации, которые у вас возникают с темой Развитие организма и окружающая среда. Записи должны быть емкими и краткими.

4. Обменяйтесь своими мнениями в паре.

5. Давайте обсудим то, что у вас получилось.
В левой колонке таблицы на доске записывается все, что говорят учащиеся.

II этап "Осмысление"

1. Учащимся предлагается классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям.

2. На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведенной классификацией).

3. Подведение итогов. Формулировка выводов учащимися.

– Как вы считаете, это достаточная информация? Нет.

Какие факторы внешней среды и как влияют на развитие организма? Кого рожают курящие женщины, а кого пьющие? Почему рождаются дети с "волчьей пастью"? Каково воздействие употребления алкоголя и курения на юношеский и молодой организм? Почему наркоманию называют чумой XXI века?

Тогда давайте попробуем ее дополнить.


III этап "Чтение с пометками"

Пометки:

“V” или “ ! ” – “знаю” - знакомая информация,
“ + ” – новая информация,
“ – ” –  думал иначе,
“ ? ” – непонятно или “хочу узнать”.

1. Учащиеся читают предложенный текст (Учебник В.Б. Захарова С.Г. Мамонтова. Общая биология 10-11 класс. & 7.4., стр. 238 – 245.) и на полях делают пометки.

2. Учащиеся обсуждают прочитанное в парах (задаем друг другу вопросы, находим ответы).

3. Делают записи в таблицу (3 и 2 колонки).

4. Обсуждение материала осмысленного учащимися .

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Какие факторы внешней среды и как влияют на развитие организма?

  2. Что такое критические периоды в развитии плода?

  3. Каково воздействие употребления алкоголя и курения на юношеский и молодой организм?

  4. Кого рожают курящие женщины?

  5. Как же относится современная медицина к сигаретам и курению?

  6. Почему в России царь Михаил Федорович издал свод законов, в которых говорилось, что курильщиков табака следует наказывать шестьюдесятью палочными ударами по подошвам ног, а торговцам табака “пороть ноздри”, резать носы и ссылать в дальние города?

  7. Полезно ли для повышения аппетита выпивать пива?

  8. Почему еще в Древнем Риме и Спарте запрещалось пить вино до тридцатилетнего возраста, а в допетровской Руси и ряде других стран существовал обычай - на свадьбе жених и невеста не пили ни капли спиртного?

  9. Почему наркоманию называют чумой XXI века?

  10. Можно перестать употреблять внутривенные наркотики в любое время?

  11. Почему подростки начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики?

  12. Каковы последствия неправильного применения лекарственных веществ во время беременности?

  13. Что такое стресс? Каковы его причины? И его значение?

  14. Что такое регенерация? Виды регенерации и ее значение?

5. Эксперимент:

Опыт № 1. Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина.

Цель: дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма: наличие кислот, никотина, пояснить их вредное влияние на организм.

Оборудование: 2 пробирки, сигарета, окурок, 20 мл насыщенного раствора соды, индикатор (фенолфталеин).

Ход опыта: 2 фильтра сигареты, окурка сравнить. Пояснить, что фильтр окурка темно-коричневого цвета, т.к. в нем часть смолы и никотина образуются при курении, которые попадают в легкие и откладывается на стенках альвеол. Затем каждый фильтр опускают в пробирку с раствором соды и наблюдают за окраской. Красная окраска с окурка исчезнет под действием кислот в табачном дыме, а появление бурой – выявит присутствие никотина, смол и частиц угля.

Вывод: В табачном дыме содержится никотин, смолы и частицы угля.

Опыт № 2. Обнаружение в табачном дыме тяжелых металлов.

Цель: дать учащимся представление о наличии в табачном дыме тяжелых металлов: свинца, висмута, стронция.

Оборудование: пробирки, сигарета, конц. азотная кислота, иодид калия, раствор сульфида натрия, этиловый спирт, спички, стеклянная палочка.

Ход опыта: 1. Вначале готовим вытяжку из сигарет. Возьмем сигареты различных сортов, высыпим табак в химический стакан, фильтр с табачным дегтем (окурок) целиком пинцетом положим в стакан и зальем концентрированной азотной кислотой. Дадим 1 минуту настояться и профильтруем. Вытяжка готова.

2. Возьмем вытяжку табака 1мл. прильем 1-2 мл воды (так как концентрация очень высокая) и бросим несколько крупинок иодида калия. Наблюдаем оранжевый осадок.

Вывод: В вытяжке табака есть ионы висмута и очень большой концентрации.

3. Возьмем 1 мл вытяжки табака и прильем несколько капель сульфида натрия. Наблюдаем осадок черного цвета.

Сульфид натрия – качественный реактив на ионы свинца. Результатом реакции является осадок черного цвета.

Вывод: В вытяжке табака есть ионы свинца.

4. Возьмем 0,5 мл вытяжки табака, прильем 1 мл этилового спирта, помешаем стеклянной палочкой и подожжем. Вначале пламя будет бесцветное, но через некоторое время языки пламени окрашиваются в карминово-красный цвет.

Качественной реакцией определения ионов стронция – пламя. Результат - пламя карминово-красного цвета.

Вывод: В вытяжке табака есть ионы стронция.

Общий вывод: В сигаретах и табачном дегте есть ионы тяжелых металлов, которые, попадая в организм человека, оседают в его тканях. Концентрация ионов тяжелых металлов очень высокая и сохраняется она даже в табачном дегте.

Опыт № 3. Вредное действие алкоголя на кровь.

Цель: показать, что алкогольные напитки вызывают разрушение красных кровяных телец.

Оборудование: штатив, 2 пробирки, 10 мл цитратной крови, 5 мл 0,9% раствора NаСl, 5 мл 20-30% этилового спирта в физрастворе.

Ход опыта: В пробирки налить по 5 мл крови, в одну добавить 5 мл физраствора, в другую – 5мл спирта. Концентрация спирта соответствует содержанию алкоголя. Взболтаем содержимое с физраствором, кровь становится мутной, т.к. эритроциты не разрушены, а в пробирке со спиртом становятся прозрачными. Это означает, что кровяные тельца под действием алкоголя разрушаются.

Вывод: Под действием алкоголя разрушаются эритроциты крови.

6. У человека – курильщика, алкоголика или наркомана происходят изменения на уровне клеток, они привыкают работать в присутствии допинга (никотина, алкоголя, наркотиков) и требуют его постоянно, т.е. формируется зависимость человека – физиологическая, преодолеть которую намного сложнее, чем психологическую. Возникает ситуация, когда человек понимает, какое воздействие он оказывает на свой организм, хочет исправить положение, но почему-то уже не может. Часто, кажется, что курение, алкоголь, наркотики является только привычкой, от которой в любой момент можно отказаться, но с течением времени все больше и больше становится яснее разница между привычкой и зависимостью:

Привычка

Зависимость

Мне нравится.
Я могу перестать думать об этом.
Если я не могу получить то, что мне хочется, это не повлияет на мое физическое состояние.
У меня нет желания увеличивать дозу.
Мне хорошо в кругу моих родных,
а им хорошо со мной.

Я свободен

Я должен.
Я не могу без этого жить, я постоянно думаю об этом.
Когда я не получаю того, чего хочу, я испытываю физическую боль.
Я увеличиваю дозу, зная, что это опасно для моей жизни.
Я теряю семью и друзей.

Я –  раб.

7. Проверяем соответствие составленной в начале урока схемы с полученными знаниями и дополняем схему (при необходимости вносим изменения).


IV этап "Рефлексия"

1. Творческая форма рефлексии


Нам всем надо задуматься: здоровый ли образ жизни мы ведем? И что можно сделать для сохранения и укрепления здоровья.

Задание: Напишите письмо курильщику, алкоголику или наркоману.

V этап "Домашнее задание" – подобрать материал на тему «Влияние внешних факторов на развитие организма»

VI. Итог урока.

Таким образом, воздействия неблагоприятных факторов на организм не одномоментны, а продолжаются длительное время и в большинстве случаев сказываются на развитии потомства.

Похожие:

Урок проводится для учащихся 10 профильного биологического класса при изучении темы «Индивидуальное развитие организма» iconУрок №34
Урок “Получение кислорода. Понятие о катализаторах” подготовлен для VIII класса и проводится при изучении темы "Кислород. Оксиды"...
Урок проводится для учащихся 10 профильного биологического класса при изучении темы «Индивидуальное развитие организма» iconУрок “Основные стадии антропогенеза”
Урок проводится при изучении темы “Антропогенез”, на которую отводится 6 часов. Это второй урок по теме
Урок проводится для учащихся 10 профильного биологического класса при изучении темы «Индивидуальное развитие организма» iconМетодическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.)
Урок «Удивительное рядом» может быть проведен в форме внеклассного мероприятия или в рамках работы школьного экологического кружка....
Урок проводится для учащихся 10 профильного биологического класса при изучении темы «Индивидуальное развитие организма» iconУрок проходит в виде игры квн
Цели урока: Обобщить и систематизировать универсальные учебные действия учащихся, полученные при изучении данной темы
Урок проводится для учащихся 10 профильного биологического класса при изучении темы «Индивидуальное развитие организма» iconПояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 11-х классов средних школ. Предлагаемый курс углубляет и расширяет рамки действующего курса...
Урок проводится для учащихся 10 профильного биологического класса при изучении темы «Индивидуальное развитие организма» iconПрактический курс основ высшей математики и математического анализа ( программа профильного курса для X класса)
Вуз-е, могут быть решены при более углубленном изучении математики и при расширении основной программы
Урок проводится для учащихся 10 профильного биологического класса при изучении темы «Индивидуальное развитие организма» iconУрок семинар ( учебник С. Г. Бархударова)
...
Урок проводится для учащихся 10 профильного биологического класса при изучении темы «Индивидуальное развитие организма» iconУрок по геометрии в 10 классе на тему: «Построение сечений многогранников с использованием свойств параллельности прямых и плоскостей в пространстве»
Цель урока: развитие пространственных представлений учащихся при изучении стереометрии
Урок проводится для учащихся 10 профильного биологического класса при изучении темы «Индивидуальное развитие организма» iconРеализация требований фгос ООО при обучении учащихся 8 класса теме: «Квадратные уравнения»
Реализация требований фгос ООО при изучении темы «Квадратные уравнения». Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих...
Урок проводится для учащихся 10 профильного биологического класса при изучении темы «Индивидуальное развитие организма» iconРешение задач на стыке наук
Данный курс предназначен для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений физико – биологического профиля обучения. Курс основан...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница