Практическое пособие для воспитателей и методистов доу




НазваниеПрактическое пособие для воспитателей и методистов доу
страница1/20
Дата11.12.2012
Размер2.43 Mb.
ТипТематическое планирование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Бондаренко Т.М. “Экологические занятия с детьми 6-7 лет”

Бондаренко Т. М.

Экологические занятия с детьми 6-7 лет


Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ


Аннотация

В методическом пособии представлены интегрированные занятия для детей 6-7 лет на основе программы «Детство». Дано поквартальное перспективное планирование занятий в подготовительной группе по экологическому воспитанию дошкольников. Особое внимание уделено диагностике педагогического процесса в ДОУ.


СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие 2


Модели

Модель педагогического процесса экологического образования

дошкольников 3

Организованная форма обучения 3

Совместная деятельность воспитателя и детей 4

Самостоятельная деятельность детей 4

Перспективное планирование по сезонам 5

Модель построения занятия 5


Планирование занятий

Тематическое планирование занятий по экологическому

воспитанию в подготовительной группе детского сада 6

Перспективное планирование занятий по экологическому

воспитанию в подготовительной группе детского сада 9


Конспекты занятий

Осень 15

Зима 35

Весна 51


Приложения

Приложение 1. Примерная диагностика педагогического процесса

в дошкольном образовательном учреждении 67

Приложение 2. Опытническая деятельность с детьми

дошкольного возраста (по блокам) 74

Приложение 3. Моделирование в экологическом воспитании 85

Приложение 4. Мнемотехника в экологическом воспитании 87

Приложение 5. Календари природы 90


Список использованной литературы 91


ПРЕДИСЛОВИЕ


Природа - это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.

И. В. Гете


Экология как наука появилась еще в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. И только в середине 20-го столетия экология приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.

В переводе с греческого «экология» - наука о доме. Экология – наука комплексная. Существует три основных направления экологии:

- биологическая или классическая экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;

- социальная экология – рассматривает взаимоотношения общества и природы;

- прикладная экология, или охрана природы.

Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные американским ученым Б. Коммонером:

- всё связано со всем;

- всё куда-нибудь девается;

- всё что-нибудь да стоит;

- природа знает лучше.

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Настоящее пособие предназначено для работы с детьми подготовительной группы.

Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической де­ятельности воспитателя и детей.

Занятия построены согласно временам года. На каждое время года составлено 12 занятий.

Занятия состоят из трех частей:

1 часть – беседа (рассказ, экскурсия);

2 часть – экологическая игра;

3 часть – опытническая деятельность.

В пособии использованы рекомендации из учебного пособия Л. Маневцовой «Мир природы и ребенок». Экологические игры запланированы согласно плану-программе воспитательно-образовательной работы «Детство». Опыты запланированы из плана-программы «Детство» и из программы Н. Рыжовой «Наш дом – природа».

Особое место в пособии занимает диагностика педагогического процесса.

Педагогическая диагностика – измерение и оценка результатов части педагогической деятельности – основа продуктивного и творческого труда воспитателя. Педагогическая диагностика призвана оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка.

Педагогическая диагностика направлена на решение целого ряда взаимосвязанных задач. Она призвана выявить:

- в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний;

- как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями;

- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное).

Для решения этих задач воспитатели используют разнообразные методы обучения, методы педагогической диагностики: беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперимент и др. (см. Приложение).

Создайте определенную развивающую среду, приобретите необхо­димое оборудование, подберите необходимую методическую литературу, проявите творчество, измените свое потребительское отношение к природе, свое мировоззрение – и вы воспитаете новое поколение с новым экологическим мышлением.

Модель педагогического процесса

экологического образования дошкольников

Цель

Развитие экологической воспитанности дошкольников







Освоение экологических представлений




Развитие познавательных умений

Задачи





Овладение умениями ухода за живыми существами





Накопление опыта гуманного отношения

к растениям и животным






Организованное обучение



Система педагогического взаимодействия

Совместная деятельность взрослого

с ребёнком




Самостоятельная деятельности детей




Организованная форма обучения



Изобразительная деятельность по экологической тематике

Экскурсии


Классификация представлений

о природе


Занятия


Наблюдения за животными и растениями






Обобщение представлений

о природе


Ознакомление

с трудом взрослых в природе




Обучение детей по уходу за растениями и животными

Развитие речи




Совместная деятельность воспитателя и детей

Экологические досуги и праздники


Целевые прогулки

на природе


Наблюдение

в уголке природы

Диагностика экологической воспитанности детей




Создание

книг-самоделок

Игры





Рассказы воспитателя. Чтение детской художественной литературы

Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику











Работа

с календарями природы, дневниками наблюдений

Беседы

и разговоры

с детьми

на экологические темы













Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе


Работа с моделями


Сбор коллекций семян, камней, листьев


Опыты, поисковая деятельность


Труд в уголке природы и на участке


Просмотр фильмов

Самостоятельная деятельность детей


Стимулирование педагогом самостоятельной деятельности


Создание проблемных ситуаций


Задания для самостоятельных наблюдений






Разные

виды игр


Работа

с литературой







Эксперименти-рования

Уход за растениями и животными

в уголке природы

Перспективное планирование по сезонам

Экологическое воспитание







Осень


Весна


Зима




12 комплексных занятий


12 комплексных занятий


12 комплексных занятий

Модель построения занятия

Занятие




наблюдения




экскурсия




беседа


1 часть




труд в уголке природы




рассматривание картин




дидактические игры


2 часть




опыты


3 часть




Тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада


ОСЕНЬ

(сентябрь-октябрь-ноябрь)


Занятие 1.

1. Беседа о лете.

2. Экологическая игра «Где что зреет».


Занятие 2.

1. Беседа «Какие бывают насекомые».

2. Игра «Кто где живет»

3. Тризовская игра «Хорошо-плохо».

4. Игра В. Воскобовича «Чудо-соты».


Занятие 3.

1. Беседа «Планета Земля в опасности».


Занятие 4.

1. Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа».

2. Игра «Живая и неживая природа»

3. Опыт. Гром и молния.


Занятие 5.

1. Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека».

2. Экологическая игра «Узнай целебную траву».


Занятие 6.

1. Зарядка аквариума.

2. Сравнение рыб и лягушек.

3. Опыт. Определение возраста рыбы.


Занятие 7.

1. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу?»

2. Экологическая игра «Кто где живет?».

3. Письмо белому медведю.


Занятие 8.

1. Экскурсия в парк «Как растения готовятся к зиме».

2.Экологическая игра «Кто больше запомнит».


Занятие 9.

1. Беседа о кроте.

2. Дидактическая игра «Узнай, какой зверь».


Занятие 10.

1. Влагоустойчивые и засухоустойчивые комнатные растения.

2. Опыт. Растение теряет воду через испарение.


Занятие 11.

1. Обитатели нашего уголка природы.

2. Экологическая игра «Чем похожи? Чем отличаются?»


Занятие 12.

1. Беседа об осени (обобщающая).


ЗИМА

(декабрь-январь-февраль)


Занятие 1.

1. Беседа о лесе.


Занятие 2.

1. Дуб и сосна.

2. Опыт. Летающие семена.


Занятие 3.

1. Волк и лиса - лесные хищники.

2. Письмо волку и лисе.


Занятие 4.

1. Наблюдение за кошкой и котятами.

2. Опыт. Как кошка язычком чистит себе шерстку.


Занятие 5.

1. Беседа «Кто главный в лесу?»

2. Игра «Как вести себя в лесу».


Занятие 6.

1. Беседа «Я - человек».

2. Дидактические упражнения «Послушай и отгадай», «На что это похоже?»

3. Опыт. Выяснение причины храпа человека.


Занятие 7.

1. Сравнение диких и домашних животных.

2. Тризовская игра «Что было бы, если бы... (кошка лаяла)?».


Занятие 8.

1. Беседа «Что мы знаем о птицах?»

2. Экологическая игра «Отгадай, какая птица».

3. Экологическая игра «Птичья столовая».


Занятие 9.

1. Рассказ об экологических пирамидах.

2. Игра «Живая пирамида».


Занятие 10.

1. Двугорбый верблюд пустыни.

2. Напиши письмо верблюду.

3. Опыт. Определение возможности проживания верблюда в пустыне, неделями обходясь без воды.


Занятие 11.

1. Беседа «Как белка, заяц, лось проводят зиму в лесу».

2. Опыт. Как маскируются животные.


Занятие 12.

1. Обобщающая беседа «Как узнать зиму?»

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Практическое пособие для воспитателей и методистов доу iconМетодическое пособие самара 2010 Центр профессионального образования Самарской области
Методическое пособие предназначено для педагогических работников образовательных учреждений всех типов: заместителей директора по...
Практическое пособие для воспитателей и методистов доу iconКалендарный план на октябрь 2010 года №
Курсы миоо для старших воспитателей доу "Научно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в доу"
Практическое пособие для воспитателей и методистов доу iconН. В. Зайцева 26 декабря 2011 год
Курсы для воспитателей доу «Мониторинг воспитательно-образовательного процесса в доу в соответствии с фгт к структуре оопдо» (на...
Практическое пособие для воспитателей и методистов доу iconПрактическое пособие: "Управление диссертационным советом"
Издательский Дом инфра-м подготовил и издал практическое пособие для председателей и ученых секретарей диссертационных советов
Практическое пособие для воспитателей и методистов доу iconУчебно-практическое пособие для III курса направление подготовки
Учебно-практическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов очного и заочного обучения для специальности 080100...
Практическое пособие для воспитателей и методистов доу iconУчебно-практическое пособие для III курса направление подготовки
Учебно-практическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов очного и заочного обучения для специальности 080100...
Практическое пособие для воспитателей и методистов доу iconУчебно-практическое пособие для студентов II курса всех специальностей Омск-2011
Учебно-практическое пособие предназначено для студентов II курса всех специальностей, изучающих учебную дисциплину «Иностранный язык»....
Практическое пособие для воспитателей и методистов доу iconПлан работы нмц на ноябрь 2011 года
Рмо для воспитателей Петровской зоны по теме «Организация трудового воспитания детей дошкольного возраста» на базе доу №52
Практическое пособие для воспитателей и методистов доу iconПрактическое пособие для работников общеобразовательных учреждений и. С. Сергеев
С 32 Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е...
Практическое пособие для воспитателей и методистов доу iconПрограмма повышения квалификации для старших воспитателей доу по направлению «Теория и методика дошкольного образования»
Учредитель – департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница