Методические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Тема: Постановка реакций агглютинации, преципитации, рпга, реакции Кумбса




Скачать 190.83 Kb.
НазваниеМетодические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Тема: Постановка реакций агглютинации, преципитации, рпга, реакции Кумбса
Дата11.12.2012
Размер190.83 Kb.
ТипМетодические указания
Ф КГМУ 4/3-07/01

ПП КГМУ 4/01

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра микробиологии и иммунологии




Методические указания для самостоятельной работы студентов

под руководством преподавателя




Тема: Постановка реакций агглютинации, преципитации, РПГА, реакции Кумбса, РТГА


Дисциплина Микробиология


Специальность 5В110400 «Медико-профилактическое дело»


Курс: II


Составитель преп.Шамбилова Н.А., преп.Котенева Е.Н.


Караганда 2011


Обсуждены и утверждены

на заседании кафедры

Протокол № 9 от 25.04.2011

Заведующая кафедрой, доцент ________________ Ахметова С.Б.


  • Тема Постановка реакций агглютинации, преципитации, РПГА, реакции Кумбса, РТГА

  • Цель: изучить механизмы взаимодействия антигенов микроорганизмов с образующимися в ответ на их внедрение антителами, т.к.это позволяет использовать постановку этих реакций in vitro с диагностической целью – либо выявления антигенов непосредственно в клиническом материале, либо определения титра антител в сыворотке крови больного.

  • Задачи обучения

Студент должен знать:

Понятие антиген (химическая природа, свойства)

Механизм реакций специфического взаи­модействия с антителами.

Студент должен уметь:

Владеть техникой постановки учета реакций агглютинации и преципитации.

  • Форма проведения: лабораторное занятие

  • Задания по теме:

1. Реакция агглютинации и ее модификации:

а) постановка реакции агглютинации на предметном стекле.

б) постановка развернутой непрямой гемагглютинации (РИГА).

в) О- и Н-агглютинация (демонстрация).

2 Реакция преципитации:

а) кольцепреципитации.

б) реакция преципитации в геле (метод двойной иммунодиффузии) по Оухтерлони для определения токсинов дифтерийной палочки, определения уровня иммуноглобулинов в сыворотке крови (демонстрация).


Задание 1.Постановка ориентировочной реакции агглютинации на стекле с целью идентификации выделенного микроба

№№ раб.

День иссл

Целевая задача

Ингредиенты

Ход исследования

Результаты

1


1


Определить вид микроба в выделенной культуре



Выделенная культура


На предметное стекло нанести отдельно по капле агглютини­рующие диагностические сы­воротки и физ. раствор (конт­роль), В каждую каплю внести петлей испытуемую культуру и размешать легким покачи­ванием стекла. Через 2-3 мин. отметить, в какой капле сыворотки произошла агглютина­ция. В контрольной капле должно быть легкое помутнение





Примечание к определению реакции иммунитета

Нельзя переносить петлю из капли с иммунной сывороткой в физиологический раствор. Склеи­вание микробов происходит в течение первых минут наблюдения, когда при покачивании стекла в мутной капле образуются хлопья, которые, укрупняясь, перемещаются к периферии. В контрольной капле образуется равномерная муть. Результаты опыта зарисовать.

Задание 2.Постановка РПГА для обнаружения антител в сыворотке больного к микробу, вызвавшему заболевание (серодиагностика)

№№ раб.

День иссл

Целевая задача

Ингредиенты

Ход исследования

Результаты

1


1


Определить нарастание титра антитела сыворотке больного

1 .Сыворотка больного 1:50 на 8 день болезни.

2. Сыворотка больного 1:50 на 15-й день болезни

Поставить РПГА






Схема постановки РПГА (реакция Видаля для диагностики брюшного тифа)


Ингредиенты

Номера пробирок и разведении


1

1:50

2

1:100

3

1:200

4

1:400

5

1:800

6

К

1)Сыворотка (1:50) на 8 день болезни или

сыворотка (1:50) на 15 день болезни


1,0














1,0

вылить


2)Физраствор


1,0


1,0


1,0


1,0


1,0


1,0


3)Брюшнотифозный эритроцитарный диагностикум

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

Перенести из 1-ой пробирки 1,0 мл во вторую, из 2-ой в 3-ю и т.д., а из 5-ой вылить дез. раствор 1,0 мл. По 0,1 мл соответствующего диагностикума внести в каждую пробирку, поместить на 2 часа в термостат и оставить при комнатной температуре. Результаты отмечают через 2 часа и на следую­щем занятии. Учесть РИГА, зарисовать наблюдаемую картину, отметить титр исследуемой сыворотки.


Задание 3.Схема постановки реакции кольцепреципитации

Объем ингредиентов в мл


Номера пробирок


1 (опыт)


2 (опыт)


3 (опыт)


0,5

Преципитирующая сыворотка против белка крови человека

Нормальная сыворотка

Физиологический раствор

0,5


Смыв кровяного пятна


Смыв кровяного пятна


Смыв кровяного пятна


Учет реакции проводят через 1-2 минуты





  • Раздаточный материал

Антигены - генетически чужеродные для организма вещества, вызывающие при введении иммунный ответ (гуморальный или клеточный). На поверхности антигена находятся антигенные детерминанты (детерминантные группы), отвечающие за специфичность антигена. Гуморальный иммунный ответ на антигены проявляется в виде продукции специфических антител, который осуществляет иммунная лимфоидная система организма при участии трех типов клеток - макрофагов. Т- и В-лимфоцитов.

Антитела - иммуноглобулины со специфическими для определенных антигеноактивных центров - (образованными тяжелыми и легкими полипептидными цепями) по форме и размеру соот­ветствующими гомологичной антигенной детерминанте, с которой они и взаимодействуют в форме реакции иммунитета, образуя комплексы антиген + антитело.

Реакции различаются в зависимости от характера антигена и условий протекания. Для них характерны две фазы: специфическая невидимая и неспецифическая видимая.

Реакции агглютинации Реакция агглютинации - склеивание микробов или других клеток (корпускулярных антигенов - агглютиногенов с образованием видимых глазом конгломератов под действием специфических антител (агглютининов) в присутствии электролита. Реакции агглютинации используют в диагнос­тике инфекционных заболеваний:

  1. С целью идентификации выделенного микроба - определения антигенной структуры (серотипирование), для чего надо иметь агглютинирующую диагностическую сыворотку с известными антителами; положительная реакция указывает, что изучаемый микроб идентичен тому, которым иммунизировали животное при получении данной диагностической сыворотки.

  2. Для обнаружения антител в сыворотке больного к микробу, вызывающему заболевание (серо­диагностика), для чего в качестве антигена берут определенную культуру микробов (диагностикум); положительная реакция указывает на то, что микробы данного вида являются возбуди­телями заболевания, в процессе которого в сыворотке больного появились специфические по отношению к нему защитные антитела.

Реакция непрямой (пассивной) гемагглютинации (РНГА)

РИГА (РПГА) является разновидностью реакции агглютинации, основана на способности эритро­цитов адсорбировать на своей поверхности растворенные антигены и гаптены (бактерий, вирусов и др. микроорганизмов). При этом эритроциты приобретают новую серологическую специфичность и вместе с ней способность агглютинироваться иммунными сыворотками, гомологичными адсорбиро­вавшимся антигенам. Это - сенсибилизированные эритроциты, эритроцитарные диагностикумы, для получения которых эритроциты обычно подвергают обработке танином в разведении 1:20000, под действием которого улучшается их адсорбционная способность. Реакцию ставят на полистероловых досках с лунками или в пробирках. Исследуемую сыворотку предварительно инактивированную при t 58°С в течение 30 минут для уничтожения комплемента разводят от 1:10 до 1:12000 и более, разливают в лунки по 0,5 мл. К каждому разведению сыворотки добавляют по 0,1 мл эритроцитарного диагностикума.

Реакцию выдерживают в течение 2-х часов при комнатной t, или в термостате и считают поло­жительной, если осадок эритроцитов имеет форму «зонтика» с зубчатыми краями и покрывает почти все дно лунки или пробирки. При отрицательном результате эритроциты оседают в центре дна лунки в виде компактного диска с ровными краями (пуговки).

Реакция Коагглютинации

Разновидность реакции агглютинации, основанная на способности белка А стафилококка неспе­цифически связываться с Fс-фрагментом молекулы иммуноглобулинов класса G (IgG).

Для постановки реакции Коагглютинации используют штамм Cowan-1 стафилококка (отсюда и происходит название метода - Со (Ко) - агглютинация).

Реакцию коааглютинации используют в двух вариантах:

  1. Для обнаружения антигенов патогенных микроорганизмов в различных биологических жид­костях (моча, отделяемое слизистых, спинномозговая жидкость и др.). Для этого готовят анти­тельный Ко-диагностикум: на поверхность клеток стафилококка адсорбируют специфические IgG к исконному антигену. При наличии Аг в исследуемом материале происходит быстрая агглютинация внесенного Ко-диагностикума.

  2. Схема постановки реакции коагглютинации

Такой вариант используется для быстрой диагностики коклюша, менингококковой инфекции и ДР.

3.Для диагностики хронических бактериальных инфекций.

Известно, что возбудители, выделяемые при хронических инфекциях, несут на своей поверхности специфические антитела, поэтому дают реакции агглютинации с клетками шт. Соman-1 стафи­лококка. Например, при пиелонефрите выделяются различные условно-патогенные бактерии (Е.соli, синегнойная палочка, эпидермальный стафилококк и т.д.). Если выделенная культура дает реакцию агглютинации с Соman-1, то это говорит о хронической инфекции.

Реакция преципитации

Осаждение мелкодисперсных антигенов (преципитиногенов) специфическими антителами (преципитинами) в присутствии электролита. Выпадение нерастворимого комплекса антиген+антитело в виде осадка наблюдается лишь при эквивалентных соотношениях ингредиентов. Преципитиноген должен иметь характер прозрачного коллоидного раствора. Реакция преципитации служит для выявления антигена по известной преципитирующей сыворотке, содержащей антитела; сыворотку получают иммунизацией животных соответствующим антигеном.

а) для постановки реакции кольцепреципитации в узкие пробирки диаметром 0,5 см наливают по 0,1 мл диагностических сывороток против различных антигенов микробного или иного проис­хождения (число пробирок по числу имеющихся ингредиентов), а затем осторожно по стенке про­бирок наслаивают пастеровской пипеткой изучаемый материал. Учет реакции производят через 1-2 минуты. В случае положительной реакции на границе между сывороткой и исследуемым материалом появляется преципитат в виде белого кольца. В контролях преципитата нет.

б) Реакция преципитации в геле позволяет проводить анализ сложного набора растворимых антигенов или преципитирующих антител в испытуемых системах. Принцип метода заключается в том, что антиген и антитело, реагируя в геле, образуют преципитат, который проявляется в виде линии белого цвета. Каждая пара антиген+антитело образует независимую линию преципитации, что позволяет сравнивать антигенный состав испытуемых веществ.

В зависимости от техники постановки различают:

1. Метод простой (одинарной) диффузии, при котором готовится слой агарового геля, смешанный с иммунной сывороткой и в лунку, сделанную в этом слое, вносится антиген.

2. Метод двойной диффузии по Оухтерлони, при котором антигены и антитела вносятся в разные лунки агарового геля и диффузируя в среду, встречаются, образуя линии преципитата. Для постановки реакции по данному методу чашки заливают просветленным агаром, в котором делают лунки на равном расстоянии друг от друга.

В центральную лунку вносят антитела, в лунки по периферии - испытуемые антигены или один и тот же антиген в различных разведениях. Чашку закрывают крышкой и оставляют опыт при комнат­ной температуре на 24-28 часов. Возможны следующие виды результатов:

  1. Реакция идентичности: полосы преципитации, образованные антигенами «А» и «В» и антисы­вороткой, сливаются друг с другом - сравниваемые антигены серологически тождественны.

  2. Реакция неидентичности: полосы преципитации перекрещиваются: сравниваемые антигены серо­логически различны.

  3. Реакция частичной идентичности: полосы преципитации в основном сливаются, но образуют остаток («шпора»), что указывает на содержание антител как к общим детерминантам срав­ниваемых антигенов, так и к детерминантам, отсутствующих у одного из них.




  • Литература

  1. Тец В.В. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии – М.:Медицина, 2002. - 352 с.

  2. Воробьев А.А. "Медицинская микробиология, иммунология" М.: МИА,2008

  3. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.- М.: МИА, 2001.- 734 с.

  4. Коротяев А.И, Бабичев С.Л. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. - СПб.: Спец. лит, 2008.- 591 с.

  5. Медицинская микробиология /Гл.ред В.И. Покровский, O.K. Поздеев. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1998, 2001, 2006. — 1200 с.

  6. Медицинская микробиология под ред. Покровского В.И. //М. ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1998, 1184 С.

  7. Борисов Л.Б., Смирнова Л.Н. Микробиология // М: Медицина, 1996, уч.пособие., 192с.

  8. Поздеев О.К. Медицинская микробиология: Учеб.для вузов /О.К.Поздеев; под ред. В.И. Покровского.-2-е изд.испр.-М.:ГЭОТАР-МЕД, 2004.-768 с.

  9. Лабинская А.С. Общая и сантарная микробиология с техникой микробиологических методов исследований// М: Медицина, 2004, 575 с.

  10. Справочник по микробиологическим и вирусологическим методам исследования / под. ред. М.О.Биргера // М: Медицина, 1973., 456с.

  11. Красильников А.П., Романовская Т.Р. Микробиологический словарь –справочник // Минск: Асар, 1999. – 399с.

  12. Стейнер Р., Эдельберг Э., Ингрэм Дж. Мир микробов // М: Мир. - 1979, Т.1. - 317с.

  13. Определитель бактерии по Берджи (в 2-х томах)// М: Мир, 1997.




  • Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)

Вопросы

  1. Общее представление об антигенах, их специфическом взаимодействии с антигенами. Реакции иммунитета, две фазы, характеристика.

  2. Реакция агглютинации: ингредиенты реакции, механизм, методы постановки, практическое применение. Методика постановки реакции агглютинациии на предметном стекле и развернутой реакции в пробирках, определение титра сыворотки. Диагностикумы, их назначение. О- и Н-агглютинация.

  3. Реакция непрямой гемагглютинации, ее сущность, ингредиенты, методика постановки, прак­тическое применение. РНАТ, как одна из разновидностей РНГА.

  4. Реакция Ко-агглютинации.

  5. Реакция Кумбса для выявления неполных антител.

  6. Реакция преципитации: ингредиенты, механизм, методы постановки, применение. Получение диагностических преципитирующих сывороток. Кольцепреципитация, реакция преципитации в геле, в капиллярах, сущность каждой реакции и использование в практике. Понятие об иммуноэлектрофорезе, сущность, применение.

  7. Реакции иммунного лизиса, механизмы, необходимые для постановки реакции, ингредиенты.


Тесты

1.Иммуногенные и антигенные свойства антигенов связаны с:

- чужеродностью

-низкой молекулярной массой

-вирулентностью

-резкими колебаниями комплемента

-определенным физико-химическим состоянием

2.Аутоантигены:

-антигены, по которым различные индивидуумы различаются между собой

- собственные антигены организма, которые вызывают образование антител

-общие антигены, обнаруженные у представителей различных видов микробов

-белковые видоспецифические антигены

-белковые - с невыраженной тканевой органной специфичностью

3.С образованием аутоантигенов в организме связано:

- повреждение тканей макроорганизма

-толерантность

-мутации микробных клеток

-образование антибиотиков

-синтез лизоцима

4.Действие адъювантов:

-вызывают диализ лейкоцитов

-способствуют генерализации инфекции

-усиливают стадии иммунного ответа

-способствуют аутоинфекции

-стабилизируют Т-клетки

5.Периферические органы иммунной системы:

-вилочковая железа

-селезенка

-костный мозг

-бурса

-клетки эндотелия каппиляров

6.Одна из форм иммунного ответа:

-захватывание и переваривание антигена

-формирование иммунологичекой памяти

-репродукция антигена

-бактерионосительство

-суперинфекция

7.Различные классы иммуноглобулинов друг от друга отличаютcя по:

комплексу факторов сопротивляемости инфекционным агентам

- константе седиментации

-антигенной специфичности

-отсутствию детерминатных групп

-механизму индукции синтеза

8.Антителообразование снижается при:

-введении антибиотиков

-введении антигена вместе с адъювантами

-избыточном введении витаминов

-одновременном введении многих антигенов

-введении иммуномодуляторов

9.Неполные антитела:

-обладают дивалентностью

-соединяясь с антигеном, образуют крупные конгломераты

-блокированный антиген легко выпадает в осадок

-подавляют активность микробных ферментов

-приводят к блокаде антигена без конгломерации

10.При вторичном иммунном ответе:

-индуктивная фаза наступает через 3-5 суток

-индуктивная фаза наступает через 1-2 дня

-во время индуктивной фазы IgM и IgG появляются одновременно

-во время индуктивной фазы первыми появляются IgM

-после первой встречи с АГ часть Т-клеток не делится, а переходит в состояние покоя

11.Иммунологическая толерантность возникает:

-если организм встречается с антигеном во взрослом состоянии

-при блокировании всех иммунокомпетентных клеток (M, T, B) при избытке антигена

-при введении антигена во взрослый организм, у которого наблюдается гипоплазия лимфоидной ткани

-при нарушении дифференцировки Т- и В-клеток

-при введении высоких или низких доз антигена у лиц с нормальной

иммунной системой

12.Реакции взаимодействия антиген-антитело in vitro применяют для:

-профилактики

-лечения

-определения антибиотикорезистентности

-идентификации выделенных культур

-санитарно-гигиенических исследований

13.Простые серологические реакции. Укажите наиболее корректное утверждение:

-включают только два компонента – антиген и антитело

-протекают только в жидкой среде

-в реакционной смеси содержится 3 компонента

-могут представлять собой последовательности нескольких реакций

-реакция связывания комплемента

14.Реация преципитации используется для:

- диагностики инфекционных заболеваний (cибирская язва, дифтерия)

-определения микробного загрязнения почвы

-определения уровня комплемента

-определения группы крови

-индикации бактерий

15.Механизм реакции преципитации связан с:

-изменением поверхностного натяжения бактерий

-процессами диффузии и осмоса

-осаждением комплекса антитело - растворимый антиген

-структурой клеточной стенки

-агрегацией микробов

16.Реакция преципитации в геле исследуется для:

-титрования антитоксических сывороток

-изучения устойчивости к антибиотикам

-определения токсигенности

-определения групповой принадлежности крови

-определения уровня комплемента

17.Иммуноэлектрофорез применяется для выявления:

-преципитинов

-макроорганизмов во внешней среде

-идентификации антигенов по их электрофоретической активности

-комплемента

-определения групповой принадлежности крови

18.Неполные антитела выявляют в реакции:

-гемагглютинации

-преципитации

-агглютинации

-Кумбса

-ИФА

19.Иммунофлюоресценция основана на:

-изменении диспрестности сывороточных иммуноглобулинов

-проницаемости клеточных мембран

-процессах диффузии и осмоса

-соединении антигенов со специфическими антителами, меченными флуорохромом

-соматичекой мутации ядра макрофага под влиянием антигена

20.К основным условиям иммуногенности антигенов относятся все

нижеперечисленное, кроме:

-чужеродности

-взаимодействия с иммунокомпетентным организмом

-определенной химической природы

-коллоидного состояния

-синтетической природы

21.Полноценный гуморальный ответ развивается при:

-получении В-лимфоцитом только антигенной информации

-получении В-лимфоцитом только медиаторного сигнала

-участие в распознавании этиотопов чужеродного АГ на мембране только В-лимфоцитов

- участие макрофагов, Т-хелперов, В-лимфоцитов

-участие только Т-хелперов

22.К основным формам иммунного ответа относится все нижеперечисленное, кроме:

-синтеза антител

-положительного хемотаксиса

-формирования иммунологической памяти

-развития иммунологической толерантности

-гиперчувствительности

23.К характеристике антигенной мимикрии не относится:

- один из факторов вирулентности микробов

-наличие у возбудителя перекрестно-реагирующих антигенов с антителами человека

-способность микробов преодолевать защитные силы макроорганизма и размножаться в нем

-приводит к снижению иммунного ответа на внедрение возбудителя

-может привести к неблагоприятному исходу заболевания

24.Склеивание корпускулярных антигенов и выпадение в осадок происходит

в реакции:

-прециптации

-агглютинации

-нейтрализации

-иммунофлюоресценции

-флотации

25.При подозрении на острую респираторную инфекцию от больного

приготовили мазок-отпечаток из нижней носовой раковины. Зафиксировали в ацетоне, обработали противогриппозной сывороткой. Какой метод был применен:

-реакция Кумбса

-ИФА

-РИА

-реакция непрямой иммунофлюоресценции

-РСК

26.Выберите все, что характеризует IgА:

-в сыворотке крови представлен димером

-содержится в молоке, слюне, моче

-обеспечивает местный иммунитет

-проникает через плаценту

-основной класс иммуноглобулинов

27. Иммунологическая закономерность РСК основана на:

-изменении поверхностного натяжения бактерий

-изменении дисперстности сывороточных глобулинов

-связывании комплемента комплексом антиген-антитело

-агрегации антигена

-процессах диффузии и осмоса

28.Результат положительной РСК:

-гемолиз

-лизис бактерий

-задержка гемолиза

-склеивание бактерий

-образование осадка в виде "зонтика"

29.Иммуноферментный анализ основан на:

-изменении дисперстности сывороточных глобулинов

-соединении антигенов со специфическими антителами, меченными пероксидазой

-проницаемости клеточных мембран

-соматической мутации ядра макрофага под влиянием антигена

-процессах диффузии и осмоса

30.Через плаценту проходят иммуноглобулины, обусловливающие пассивную иммунизацию плода, класса:





-G




Похожие:

Методические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Тема: Постановка реакций агглютинации, преципитации, рпга, реакции Кумбса iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Тема: Рубежный контроль
Структура биологических мембран. История вопроса. Жидкостно-мозаичная модель мембраны
Методические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Тема: Постановка реакций агглютинации, преципитации, рпга, реакции Кумбса iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Тема: Рубежный контроль
Методы обучения и преподавания: выполнение письменной работы, выполнение индивидуальных заданий
Методические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Тема: Постановка реакций агглютинации, преципитации, рпга, реакции Кумбса iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Тема: Заключительное занятие по разделу
...
Методические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Тема: Постановка реакций агглютинации, преципитации, рпга, реакции Кумбса iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя. Тема: Культура Казахстана (xviii-начало XX вв.)
Цель: Познакомиться с основным содержанием духовной и материальной культурой, рассмотреть деятельность казахских просветителей и...
Методические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Тема: Постановка реакций агглютинации, преципитации, рпга, реакции Кумбса iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя. Тема: Казахское ханство в xvii-начале XVIII вв
Цель: Познакомиться с основным содержанием данного периода, деятельностью казахских ханов, изучить политическое,социально-экономическую...
Методические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Тема: Постановка реакций агглютинации, преципитации, рпга, реакции Кумбса iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Тема : Коллоквиум: Возбудители заболеваний желудочно-кишечного тракта
Цель: Подвести итоги по заболеваниям желудочно-кишечного тракта, вызванными возбудителями различной этиологии – протозойной, бактериальной,...
Методические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Тема: Постановка реакций агглютинации, преципитации, рпга, реакции Кумбса iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя. Тема: Казахстан в средние века. Государства развитого средневековья.(Xi-нач. Xiiiвв.)
Тема: Казахстан в средние века. Государства развитого средневековья.(Xi-нач. Xiiiвв.)
Методические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Тема: Постановка реакций агглютинации, преципитации, рпга, реакции Кумбса iconТематический план практических занятий для студентов
Серологические реакции, применяемые в инфекционной иммунологии. Реакция агглютинации, рнга, реакция преципитации. Диагностикумы и...
Методические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Тема: Постановка реакций агглютинации, преципитации, рпга, реакции Кумбса iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя 56 задания для выполнения контрольной работы 60
Семенов А. В., кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского...
Методические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Тема: Постановка реакций агглютинации, преципитации, рпга, реакции Кумбса iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Тема: Электрическая проводимость растворов электролитов. Кондуктометрический метод определения степени и константы ионизации слабых электролитов
Тема Электрическая проводимость растворов электролитов. Кондуктометрический метод определения степени и константы ионизации слабых...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница