Программа «Решение комбинированных и нестандартных расчетных задач по химии»




Скачать 100.66 Kb.
НазваниеПрограмма «Решение комбинированных и нестандартных расчетных задач по химии»
Дата11.12.2012
Размер100.66 Kb.
ТипПрограмма
Комитет по образованию Администрации Санкт-Петербурга
Государственное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 89»



«ДОПУЩЕНО»

председатель президиума РЭС

_______________ В.Ф. Фрадкин

«___» ___________ 2005 г.


председатель секции по РЭС


«____» ____________ 2005 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

директор школы № 89

Бартновская В.В.

Протокол педсовета № 1

От « 30 » августа 2005 г.



«СОГЛАСОВАНО»

директор НМЦ

Калининского района

Санкт-Петербурга

_______Л.А.Челнокова

«__» _______ 2005 г.


ПРОГРАММА


«Решение комбинированных и нестандартных

расчетных задач по химии»


(элективный курс для учащихся 11-х классов,

профильное обучение, 68 часов)


Автор программы

учитель химии, канд. пед. наук

Малиновская Ю. В.

__________________

« 20 » июня 2005 г.


Санкт-Петербург


2005г.

Пояснительная записка



Учащиеся, которые собираются связать свою будущую профессию с химией, должны не просто совершенствоваться в решении расчетных типовых задач, а должны выйти на более высокий творческий уровень в развитии расчетных навыков, который позволит им быть конкурентноспособными при поступлении в ВУЗы СПб естественнонаучной направленности. Элективный курс «Решение комбинированных и нестандартных задач по химии» входит в образовательную область естествознание и является курсом дополнения содержания профильного курса по химии. Его целевым назначением является оказание помощи выпускникам 11 классов при поступлении в ВУЗы естественнонаучной направленности. Основные задачи курса: совершенствование и развитие расчетных навыков; развитие математического мышления; повышение креативности мышления; стимулирование личностных достижений в предметной области; оказание помощи в поступлении в ВУЗы СПб.

Данный курс предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 2 часа в неделю (68 часов в год).

Курс имеет большое практическое значение, так как в его содержание включены расчетные задачи не только из различных сборников, но и со вступительных экзаменов по химии различных ВУЗов СПб. Это позволяет учащимся по окончании курса успешно поступать в выбранные высшие учебные заведение естественнонаучного профиля..


Программа элективного курса для учащихся 11 классов


«Решение комбинированных и нестандартных расчетных задач по химии»

2 часа в неделю. Всего 68 часов. Из них 7 часов – резервное время


XI класс

Тема 1. Основные понятия и законы химии (11 часов)

Расчеты по химическим формулам, химическим уравнениям. Вывод формул соединений. Решение типовых задач курса химии 8-10 класса. Задачи на газовые законы. Приведение газов к различным условиям.


Тема 2. Периодический закон и система Д. И. Менделеева (5 часов)

Решение качественных задач. Ядерные реакции и расчеты по ним.

Тема 3. Термохимия. Химическая кинетика (6 часов)

Вычисление скорости химической реакции. Тепловые эффекты химических реакций и их вычисление. Термохимические уравнения. Энтальпия. Энтропия.

Тема 4. Растворы (12 часов)

Расчеты с использованием величин: растворимость, концентрация веществ (массовая доля растворенного вещества, молярная) и т. п. Решение задач по уравнению реакций гидролиза.

Тема 5. Окислительно-восстановительные реакции (9 часов)

Расчеты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.

Решение задач с использованием уравнений реакций электролиза.

Тема 6. Комбинированные задачи (18 часов)

Решение задач, в содержании которых объединено более трех типовых. Решение задач, предлагаемых абитуриентам на вступительных экзаменах разных лет в ВУЗы СПб.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Учащиеся должны знать:

  1. Основные физические величины, используемые для решения задач по химии: масса, объем, количество вещества, молярная масса, молярный объем, плотность, относительная плотность газов, массовая и объемная доли.

  2. Единицы измерения основных физических величин (система «СИ»).

  3. Основные формулы, используемые для вычисления количества вещества, массовой и объемной доли, плотности, молярной концентрации, скорости химической реакции.

  4. Классификацию задач по химии по типам.



Учащиеся должны уметь:

  1. Решать расчетные задачи основных типов, которые изучались в курсе химии 8-11 класса.

  2. Определять тип расчетной задачи.

  3. Пользоваться алгоритмом при решении задач.

  4. Решать комбинированные задачи, в которых объединено три типовых.



Примерное тематическое планирование спецкурса для учащихся 11 классов


«Решение комбинированных и нестандартных расчетных задач по химии»

2 часа в неделю. Всего 68 часов. Из них 7 часов – резервное время


XI класс



урока



Тема занятия



Комментарии к содержанию

Варианты заданий на дом

Тема 1. Основные понятия и законы химии (11 часов)

1, 2

Расчеты с использованием физических величин: «моль», «молярная масса»

Занятия желательно проводить в форме семинара, так как учащиеся уже имеют необходимый запас знаний по этой теме. Класс делится на группы. Перед семинаром каждая группа получает задание: подготовить выступление по определенному блоку задач. На семинаре группы выступают перед участниками семинара. Все участники семинара задают группам вопросы, происходит обсуждение. Таким образом, у учащихся формируются умения ставить вопросы, отстаивать свою точку зрения, рецензировать ответы, строить рассказ и др.

Стр.6-8

3, 4

Расчеты по химическим формулам. Массовая доля.

Стр. 8-12

5, 6

Вывод формул соединений

Стр.13

7, 8

Задачи на молярный объем газов, газовые законы. Объемная доля.

Стр.14-17

9
отстаивать свою точку зрения, рецензировать ответы, строить рассказ и др.
, 10

Расчеты по химическим уравнениям: типовые задачи

Стр. 18-25

11

Контрольная работа № 1







Тема 2. Периодический закон и система Д. И. Менделеева (5 часов)

12, 13

Решение качественных задач.

Учащиеся развивают умение составлять план характеристики химических элементов.

Стр. 25-27, стр. 31-33

14-16

Ядерные реакции и расчеты по ним.




Стр.27,28

Тема 3. Термохимия. Химическая кинетика (6 часов)

17

Решение задач по термохимическим уравнениям


В процессе изучения темы учащиеся развивают умение рецензировать ответы. На занятиях учащиеся у доски рассказывают о способе решения задачи, который они применяли, а остальные слушают и в завершении занятия по очереди рецензируют ответы у доски.

Стр. 135 10.4, 10.5

18, 19

Решение задач на нахождение скорости химических реакций

Стр. 36

20, 21

Решение задач на химическое равновесие

Стр.38-40

22

Контрольная работа № 2







Тема 4. Растворы (12 часов)

23

Расчеты массовой доли компонента раствора


Учащиеся должны научиться сравнивать способы выражения концентрации растворов.

Стр. 41-48

24

Расчеты объемной доли растворенного вещества

Стр. 49,50

25

Расчеты молярной концентрации

Стр. 51-55

26

Расчетные задачи с использованием «растворимости»

Стр. 55-57

27–29

Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах

Стр. 57-64

30-33

Мастерские по решению задач




34

Контрольная работа № 3







Тема 5. Окислительно-восстановительные реакции (9 часов)

35-38

Расчеты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций

Необходимо повторить правила составления схем электронного баланса для расстановки коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях.

Стр. 84-108

39-42

Решение задач с использованием уравнений реакций электролиза.

Необходимо повторить теоретические вопросы темы «Электролиз».

Стр. 109-116

43

Контрольная работа №4







Тема 6. Комбинированные задачи (18 часов)

44, 45

Решение задач, в содержании которых объединено более трех типовых.







46, 47

Решение задач, предлагаемых абитуриентам на вступительных экзаменах на химфак РГПУ им. А. И. Герцена

Необходимо научить учащихся определять специфику химического материала для каждого из ВУЗов, т.о. у учащихся должны получить развитие такие навыки и умения как:

Используются сборники методических рекомендаций для поступающих в ВУЗы СПб.

4
выделять главное, анализ, работа со справочной, дополнительной литературой.
8, 49

Решение задач, предлагаемых абитуриентам на вступительных экзаменах в СПбХФА

50, 51

Решение задач, предлагаемых абитуриентам на вступительных экзаменах в СПбГУ

52, 53

Решение задач, предлагаемых абитуриентам на вступительных экзаменах в I мед.

54, 55

Решение задач, предлагаемых абитуриентам на вступительных экзаменах в ЛТА

56, 57

Решение задач, предлагаемых абитуриентам на вступительных экзаменах в СанГиг

58-61

Мастерские по решению задач






Список литературы


Для учащихся:

  1. Воловик В. Б., Крутецкая Е. Д. Органическая химия (упражнения и задачи) – ООО “Оракул”, 2000

  2. Малякин А. М. Решение задач по химии. – СПб.: Издательский дом “Корвус”, ТОО “Андрей”, 1996

  3. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы – 4-е изд., испр. И доп. – М: «Издательство Новая волна», 2004


Для учителя:

  1. Билеты по химии на вступительных экзаменах в педиатрическую академию за период 1997-2003. (методические материалы для абитуриентов)., СПб.: изд-во СПб Педиатрической академии., 2004.

  2. Глинка Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии: Учебное пособ. для ВУЗов/под. ред. В. А. Рабиновича, Х. М. Рубиной. – 22-е изд. Стереотип. – Л.: Химия, 1984.

  3. Единый государственный экзамен: Химия: Контрол. измерит. материалы/А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин, Ю.Н. Медведев и др.: М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2003

  4. Кузьменко Н. Е. и др. Химия. Для школьников ст. классов и поступающих в ВУЗы: Учеб. Пособие. – 3-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2000

  5. Неорганическая химия: Сборник задач и упражнений/ Л. Н. Блинов и др. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002

  6. Математика, физика, химия: Методические указания для участников олимпиады/ Санкт-Петербургский горный ин-т. СПб., 2004

  7. Михайлов М. Д.,Петрова Г.А., Семенов И. Н. Тренировочные упражнения по химии: Пособие для поступающих в вуз. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989

  8. Михилев Л.А. и др. Задачи и упражнения по неорганической химии/Учеб. пособие. Изд. 3-е, стереотип. – СПб.: Химия, 1997

  9. Общая химия. Методические разработки для учащихся подготовительного отделения и абитуриентов СПб медицинского института им. Акад. И.П. Павлова. – СПб: Изд-во СПб Мед. ин-та., 1996

  10. Органическая химия. Методические разработки для учащихся подготовительного отделения и абитуриентов СПб медицинского института им. Акад. И.П. Павлова. – СПб: Изд-во СПб Мед. ин-та., 1996

  11. Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной сложности (для абитуриентов: в 4-х выпусках. Л. Издательство С-Петербургского университета., 1992, вып. 1, 2, 3, 4.

  12. 500 задач по химии: Пособие для учащихся. А. С. Гудкова, К. М. Ефремова, Н. Н. Магдесиева, Н. В. Мельчакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981

  13. Четвертая Соросовская олимпиада школьников, М.: МЦНМО, 1998.

  14. Экзамен по химии. Методические указания к вступительным экзаменам.- СПб: РОПИ Издательства СПбГУ., 1999

Похожие:

Программа «Решение комбинированных и нестандартных расчетных задач по химии» iconЭлективный курс Решение расчётных задач по химии для учащихся 11 классов ( 18 часов) Автор: учитель Чихачёва И. А. г. Ачинск 2008 год программа элективного курса «Решение расчётных задач по химии»
Предлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач
Программа «Решение комбинированных и нестандартных расчетных задач по химии» icon«Решение комбинированных и нестандартных задач по химии. 7-11 класс»
Вузы соответствующего профиля: химический факультет игу, медицинский университет и др
Программа «Решение комбинированных и нестандартных расчетных задач по химии» iconПрограмма элективного курса для учащихся 10 классов «решение расчетных задач по химии»
Элективный курс «Решение расчетных задач по химии» может быть проведен в рамках профильного обучения для учащихся класса естественно-научного...
Программа «Решение комбинированных и нестандартных расчетных задач по химии» iconРешение расчетных задач по органической химии / Тип эвм: Pentium III; тип и версия ос: Windows Методическое пособие к элективному курсу «Решение расчетных задач по органической химии»
Программой курса предусмотрена деятельность учащихся по составлению задач. В методических рекомендациях предложены различные способы...
Программа «Решение комбинированных и нестандартных расчетных задач по химии» iconРешение комбинированных задач по химии растворы газы
В настоящее время программа по химии не позволяет уделить достаточно времени для рассмотрения усложнённых типов задач, тем более...
Программа «Решение комбинированных и нестандартных расчетных задач по химии» iconПрограмма дисциплины Решение нестандартных задач по физике
Подготовка студентов по курсу решение нестандартных задач в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта...
Программа «Решение комбинированных и нестандартных расчетных задач по химии» iconПрограмма кружковых занятий по химии в 11-х классах
Программа рассчитана на подготовку учащихся к выпускным экзаменам и к егэ. Особое внимание уделяется к решению типовых, комбинированных...
Программа «Решение комбинированных и нестандартных расчетных задач по химии» iconРешение расчетных задач по химии Зартинов Актемыр Ментемирович Учитель химии и биологии, II квалификационной категории моу «Кипчакская основная общеобразовательная школа»
Способы решения задач
Программа «Решение комбинированных и нестандартных расчетных задач по химии» iconРабочая учебная программа Элективного курса «Способы решения расчетных задач по химии»
Решение сложных задач – интересный и творческий процесс, результат его часто бывает оригинальным и нестандартным, таким образом,...
Программа «Решение комбинированных и нестандартных расчетных задач по химии» iconЭлективный курс «Решение задач по химии»
Ни в одной школьной программе на обучение решению задач не выделено достаточное количество времени. В учебниках по химии мало расчетных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница