Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура)




Скачать 187.46 Kb.
НазваниеОсновная образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура)
Дата11.12.2012
Размер187.46 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет

им.Х.М. Бербекова»

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по БФО и ПДО

____________________ С.К. Башиева

«_____»____________________ 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности


«Анатомия человека»


Основная образовательная программа послевузовского

профессионального образования

(аспирантура)


14.03.01 «Анатомия человека»


Форма обучения: очная, заочная


Нальчик

2011 г.


Рабочая программа составлена на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365; паспорта специальностей научных работников; учебного плана подготовки аспирантов КБГУ по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) 14.03.01 «Анатомия человека»; программы-минимум кандидатского экзамена, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007 г. № 274.


Составитель рабочей программы:


Зав. кафедрой нормальной

и патологической анатомии,


к.м.н., доцент Каранашева В.А.


Рабочая программа утверждена на заседании Ученого совета медицинского факультета «____» _____________ 2011 г.


Председатель Ученого совета,

декан медицинского факультета Р.М. Захохов


Содержанием специальности «Анатомия человека» является

исследование внешних форм и внутреннего строения всего тела и каждого органа в отдельности в связи с их функциями.

  1. Цель, задачи и место дисциплины в образовательной программе:

Дисциплина имеет своей целью формирование знаний по анатомии человека и топографической анатомии как организма в целом, так и отдельных органов и систем, на основе современных методов макро- и микроскопии.

Объект изучения анатомии человека – это органы человеческого тела и труп, а также рентгенограммы и компьютерные томограммы отдельных органов и систем.

Задачами изучения анатомии человека являются:

1. Изучение строения, функции и топографии органов тела человека, анатомо-топографических взаимоотношении органов, их рентгенологического изображения.

  1. Изучение индивидуальных, половых и возрастных особенностей строения организма, включая пренатальный период развития (органогенез), вариантов изменчивости органов и пороков их развития.

  2. Формирование знаний о взаимозависимости и единстве структуры и функции как отдельных органов, так организма в целом, а также о взаимосвязи организма с изменяющимися условиями окружающей среды, влиянии экологических и генетических факторов, характера труда, социальных условий на развитие и строение организма.

  3. Формирование комплексного подхода при изучении анатомии и топографии органов и их систем; синтетического понимания строения тела человека в целом как взаимосвязи отдельных частей организма; представлений о значении фундаментальных исследований анатомической науки для прикладной и теоретической медицины.

  4. Формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров.

Область исследования:

  1. Проблемы эволюции человека: филогенеза, онтогенеза

и антропогенеза.

  1. Морфология отдельных органов, систем и всего организма в целом.

  2. Индивидуальные, половые и возрастные особенности органов

и организма в целом.

  1. Анатомические основы пороков развития.

  2. Антропогенные факторы структурных преобразований органов

и тканей организма.

Отрасль наук: биологические науки (03.00.00)



    1. Цели и задачи дисциплины

Цель - подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в области анатомии человека для науки и образования, а также формирование у аспирантов компетенций в области анатомии человека, которые обеспечивают квалифицированную научную, информационную и творческую деятельность научного работника:

  • Коммуникативная компетенция включает лингвистический,

социокультурный, дискурсивный и стратегический компоненты;

  • Умение соотносить анатомические знания с конкретными сферами,

ситуациями, условиями и задачами общения занимает особое место.

Задачи:

  • формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской

и педагогической деятельности;

  • углубленное изучение теоретических и методологических основ

естественных наук (анатомия человека);

  • совершенствование философского образования, в том числе

ориентированного на профессиональную деятельность в области

анатомии человека;

  • совершенствование знаний иностранного языка, в том числе, для

использования в профессиональной деятельности.


  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Дисциплина «Анатомия человека» относится к специальным дисциплинам отрасли науки и научной специальности, включенной в обязательные дисциплины образовательной составляющей программы послевузовского профессионального образования по специальности 14.03.01 – «Анатомия человека».

1. Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры:

Выпускники аспирантуры являются научными кадрами высшей квалификации, способными самостоятельно ставить и решать научные проблемы, а также проблемы образования по анатомии человека.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины аспирант должен:

знать:

  • основные направления анатомической науки, традиционные и современные методы анатомических исследований;

  • основные этапы развития анатомической науки, её значение для

медицины и биологии;

  • основы анатомической терминологии в русском и латинском эквивалентах;

  • общие закономерности строения тела человека, структурно-функциональные взаимоотношения частей организма;

  • значение фундаментальных исследований анатомической науки для практической и теоретической медицины;

  • анатомо-топографические взаимоотношения органов и частей организма у взрослого человека, детей и подростков, проекцию органов на поверхности тела;

  • основные детали строения и топографии органов и частей организма у взрослого человека, детей и подростков.

  • основные этапы развития органов (органогенез);

  • возможные варианты строения и основные пороки развития органов и их систем;

  • прикладное значение полученных знаний по анатомии взрослого человека, детей и подростков для дальнейшей профессиональной деятельности.

уметь:

  • связывать свой собственный научно-исследовательский опыт с проблемами анатомии;

  • представлять возможные пути решения наиболее актуальных проблем анатомии человека.

  • находить на рентгеновских снимках, компьютерных и магнитно-

резонансных томограммах органы и основные детали их строения;

  • правильно пользоваться анатомическими инструментами и

изготовлять методом препарирования мышцы и фасции, крупные

сосуды, нервы, протоки желез, отдельные органы;

Владеть:

  • навыками работы с различными литературными источниками и навыками поиска информации по заданной проблематике.

  • базовыми технологиями преобразования информации,



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

часов

Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности

Анатомия человека




Аудиторные занятия (всего)

4

В том числе:




Лекции (Л)

4

Самостоятельная работа (СР, всего)

68

В том числе:




Написание научного реферата и аннотации по теме диссертационного исследования, литературного обзора.

Литературный обзор

Вид промежуточной аттестации: собеседование, зачет.

Собеседование,

Компьютерное тестирование.

Зачет

Общая трудоемкость часы

Зачетные единицы

72

2




  1. Структура и содержание дисциплины

Тематика лекций





Тема

рассматриваемые вопросы, количество часов

используемые

иллюстрации

1.Введение в анатомию.

Предмет и задачи анатомии, её значение в медицине.

Основные направления и современные методы изучения анатомии, рентгенанатомия


Предмет и содержание анатомии. Её место в ряду биологических дисциплин. Значение анатомии человека для практической деятельности врача. Высказывания Гиппократа, Н.И. Пирогова, А.П. Губера, О.Е. Мухина и др. о значении анатомии для медицины, Основные методы исследований, которыми пользуется анатомия для изучения строения человеческого тела. Направления анатомической науки: микроскопическая анатомия, возрастная анатомия, топографическая анатомия, хирургическая анатомия, проекционная и пластическая анатомия, описательная, систематическая и динамическая, а также функциональная анатомии. Значение методов рентгенологических исследований для изучения анатомии живого человека -2 часа.

power point презентация

24 слайда

Методологические принципы анатомии (идея диалектического развития, целостность организма и взаимосвязь его частей, единство строения и функций) Структурная организация тела человека. Понятия о тканях, органах, системах и аппаратах органов. Основные этапы онтогенеза человека

Процесс образования и строения тканей, органов, систем органов и аппаратов организма. Краткая характеристика стадий пренатального и периодам постнатального развития человека. -2 часа

power point презентация

32 слайда


Содержание разделов дисциплины для СР


раз-дела

Наименование раздела

Содержание раздела

1.

Введение в анатомию. Основные этапы развития анатомии как науки. Предмет и задачи анатомии, её значение в медицине. Основные направления и методы изучения анатомии.

Краткая характеристика периодов развития анатомической науки (Александрия, Древний мир, эпоха феодализма, эпоха Возрождения, эпоха капитализма, анатомия в России), Корифеи анатомической науки каждого периода и их заслуги перед наукой. Значение анатомии человека для практической деятельности врача. Высказывания Гиппократа, Н.И. Пирогова, А.П. Губера, О.Е. Мухина и др. о значении анатомии для медицины, Основные методы исследований, которыми пользуется анатомия для изучения строения человеческого тела. Направления анатомической науки: микроскопическая анатомия, возрастная, топографическая, хирургическая, проекционная, пластическая, описательная, систематическая, динамическая, а также функциональная анатомии.

2

Анатомия скелета

Строение и функция, краткие данные фило- и онтогенеза костей, эмбриогенез костей и способы остеогенеза. Классификация костей по форме, строению, развитию и функции. Кость, как орган: компактное и губчатое вещество, надкостница, костный мозг. Химический состав (органический и неорганические вещества) физические и механические свойства костей. Анатомические предпосылки переломов костей и наиболее часто встречающихся аномалий, возрастные особенности костей. Работы П.Ф. Лесгафта, показывающие влияние механических нагрузок, труда, физической культуры на строение костей. Роль социальных и биологических факторов и экологии на развитие костей. Детали строения отдельных костей скелета.

3

Анатомия черепа

Краткие данные о фило- и онтогенезе черепа, закономерности закладки мозгового и лицевого черепа, их изменения в процессе антропогенеза. Анатомия черепа в целом, возрастные особенности черепа: череп новорождённого, роднички, сроки их зарастания; постнатальное развитие с указанием периодов интенсивного роста, формирования воздухоносных пазух черепа, образования швов и их закрытия, старческие изменения, половые и индивидуальные (типовые) особенности строения черепа (формы черепа). Основы краниометрии, лженаучность расовой теории о форме черепа. Детали строения костей черепа

4

Артросиндесмология

Функция и роль соединений в организме человека, фило- и онтогенез соединений. Классификация соединений костей и характеристика видов непрерывного соединения (синдесмозов, синхондрозов, синостозов). Виды и формы суставов, движения в суставах и их элементарный анализ, оси вращения, плоскости движения. Характеристика главных (суставные поверхности, суставные хрящи, суставная капсула, суставная полость с синовиальной жидкостью) и вспомогательных (связки, хрящевые губы, диски, мениски, бурсы) элементов.

Детали строения отдельных суставов.

5

Миология.

Развитие мышц, анатомо-физиологические данные. Мышца как орган, её строение, подразделение на части, сухожилия (апоневроз). Классификация мышц по форме, строению и функциям. Вспомогательный аппарат мышц: фасции, синовиальные влагалища сухожилий, синовиальные сумки, сухожильные дуги, блоки для сухожилий мышц, костно-фиброзные каналы. Анатомические основы распространения воспалительного процесса по межфасциальным пространствам и практическое значение фасций по Н.И.Пирогову. Костно-мышечный аппарат как система рычагов. Формы изменчивости и аномалии мышц. Работы П.Ф. Лесгафта о влиянии функции и профессии на строение и развитие суставов мышц. детали строения отдельных мышц: начало, прикрепление, функция.

6

Пищеварительная система

Краткая характеристика и разделение внутренних органов по особенностям строения и функции на отдельные системы органов. Общий обзор пищеварительной трубки, особенностей слизистой и мышечной оболочек, а также наружного слоя стенки её различных отделов, зависимость строения этих отделов от их функций. Развитие (онтогенез) пищеварительной системы и основные аномалии. Детали строения и развития отдельных органов пищеварительной системы. Топография органов пищеварительной системы и отношение к брюшине. Ход брюшины, этажи брюшной полости, каналы и пазухи среднего этажа, брюшина малого таза , большой и малый сальник, брыжейки и связки брюшины.

7

Дыхательная система

Развитие и характеристика органов дыхательных путей., особенности органов верхних и нижних дыхательных путей ( полость носа, гортань, трахея, бронхи). Закономерности строения бронхиального и альвеолярного дерева и связь их с функциями данных образований. Топография корней и ворот лёгких. Плевра и средостение. Границы лёгких и плевральных мешков по существующим вертикальным линиям грудной клетки

8

Мочеполовая система

Закладка и развитие мочевых и половых органов. Детали строения и топография мочевых и половых органов. Пороки развития: Морфологические отличия мужской уретры и женской. Положение матки в полости таза, строение промежности, прямокишечно-седалищные ямки .

9

Эндокринный аппарат

Классификация желез внутренней секреции по происхождению (эктодермального, мезодермального и эндодермального происхож-дения) и топографии (железы краниальные, бронхиальные, абдоминальные). форма, макро- и микроскопическое строение каждой железы, название гормона и последствие их гипер- и гипофункции. Гипоталамо-гипофизарная система.

10

Центральная нервная система

Функциональная характеристика нервной системе в свете учения И.П. Павлова и Анохина. Значение для функций органов и организма в целом. Филогенез и онтогенез нервной системы. Элементы строения нервной системы: нейрон, нервные волокна, нейроглия, серое и белое вещество, ядра и узлы, нервные пучки и корешки. Классификация нервной системы. Детальное строение спинного и головного мозга: форма, топография, серое и белое вещество. Функциональное освещение ядер и ретикулярной формации. Оболочки спинного и головного мозга, ликворобращение. Проводящие пути головного и спинного мозга.

11

Периферическая нервная система

Периферическая часть нервной системы: спинномозговые и черепные нервы, узлы и сплетения. Краткая история изучения нервов. Состав и строение нервных стволов, закономерности образования спинномозговых нервов, их ходов и ветвлений. Развитие и строение 12 пар черепных нервов, их отличие от спинномозговых, ядра, их топография, места выхода из мозга, места выхода из черепа, основные ветви, зона иннервации.

12

Вегетативная нервная система

Характеристика вегетативной нервной системы, её составных частей. Экстраорганные и интраорганные нервные сплетения. Заслуги отечественных ученых И.П. Павлова и академика Воробьева, детально изучивших своими методиками функциональное значение и морфологические особенности нервных сплетений сердца (нервы И.П. Павлова), а также заслуги Н.С. Кондратьева, Ауэрбаха, А.С. Догеля и Мейснера в исследовании интраорганных сплетений .Иннервация внутренних органов. Анатомия симпатического ствола, его отделы, сплетения грудной и брюшной полостей и полости таза. Парасимпатическая иннервация отдельных органов.

13

Органы чувств

Определение органам чувств, согласно учению И.П. Павлова, Функциональное единство периферического или рецепторного, проводникового и центрального отделов анализаторов. Развитие, морфология органов чувств, их проводящие пути.

14

Сердце

Особенности развития сердца в онтогенезе, его форма и топография, особенности стенок сердца и проводящей системы. Камеры и клапанный аппарат сердца. кровообращение плода и приводятся основные аномалии развития сердца.

15

Кровеносные сосуды

Развитие сосудистой системы. Подробная характеристика каждого звена кровообращения, МЦР. Закономерности хода и ветвления артериальных сосудов в паренхиматозных и трубчатых органов. Магистральные артерии, их ветви, бассейн кровоснабжения. Формирование вен, их притоки, место впадения. Внутрисистемные и межсистемные венозные анастомозы.

16

Лимфатическая система

Лимфатическая система- вторая трубчатая система, связанная с образованием и передвижением лимфы. Состав лимфы. Детальная характеристика лимфокапилляров, интраорганных лимфатических сосудов, коллекторов, лимфатических стволов, протоков. Регионарные лимфатические узлы и сосуды отдельных органов.

17

Иммунная система

Закономерности развития и строения органов иммунной системы. Возрастные особенности и детали строения центральных и периферических органов иммунной системы (красный костный мозг, тимус, селезёнка, миндалины, лимфоидные узелки, Пейеровы бляшки, диффузная лимфоидная ткань).



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины

а) Основная учебная литература:

  1. Анатомия человека М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович

Издание – 9, М., «Медицина», 1985 и С-Пб, МАПО, 2005.

2. Анатомия человека т. 1 и 2 под редакцией академика РАМН, проф.

М.Р. Сапина, М., «Медицина», 1996 , 1997, 2001.

3. Анатомия человека. Под ред. С.С. Михайлова и Л.Л Колесникова

М. «Медицина», 1999;

под редакцией Л.Л.Колесникова и С.С.Михайлова. М., ГОЭТАР-МЕД, 2004, 2010.

.

4.Анатомия человека. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Николенко В.Н.,

Чава С.В. Учебник в 2-х томах. М.: «ГЭОТАР-

медиа». – 2012.

5. Атлас анатомии человека под ред. Р.Д. Синельникова, т.1-3, М., «Медицина», издание 1,2,3 – 1973, 1988, 1990.

6. Атлас анатомии человека Р.Д.Синельников, Я.Р.Синельников,

А.Я.Синельников. 1-4 тома. М., Новая

волна, 2007.

7. Анатомия человека М.Р. Сапин, Г.Л. Билич, М.: Мир и

Образование, 2002,2003. т. 1 и 2.

8. Анатомия человека В.Н. Тонков, М., 1998г.

9. Атлас анатомии человека Г.Л. Билич, В.А. Крыжижановский. т.1-3.

Москва, ГЭОТАР-МЕДИА, М., 2010-2011

(электронная библиотека)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Развитие органов у человека после рождения. Ф.И. Валькер, М., «Медгиз», 1951г.

2. Эмбриология человека. Иван Станек, «Веда», Братислава, 1979г.

3. Избранные труды по анатомии. П.Ф. Лесгафт, М., «Медицина», 1988г.

под ред. Д.А. Жданова

4. Краткий исторический очерк эмбриологии человека. А.Г. Кноппе, Л. «Медицина», 1987г.

5. Краткий очерк антропологии для медиков. В.В. Гинзбург, Л., 1963


6.Анатомия человека М.Р.Сапин, Д.Б.Никитюк- М.: «Джангар»,

2003. – Т 1,2,3.

7. Анатомия человека А.Х. Урусбамбетов, Нальчик, 1994г.

8. Аномалии и пороки И.В.Гайворонский, А.К. Косоуров.

развития человека. С-Пб, 2001

9. Избранные лекции по опорно-двигательному аппарату, по спланхнологии и ЦНС, по эстезиологии и ангионеврологии. Урусбамбетов А.Х. Нальчик,2008-2009.

10.Методические указания «Макро-, микроскопическая анатомия

тонкой кишки в онтогенезе». А.Х. Урусбамбетов А.Х. с соавт. Нальчик, 1986г.

11.Анатомия лимфангионов верхних и нижних конечностей. А.Х. Урусбамбетов А.Х. с соавт., Нальчик, 1986г.

12. Перечень практических навыков на русском и латинском языках для самостоятельной подготовки к экзаменам. Каранашева В.А., Аллафи Л.Р Нальчик, 2006.

Периодические издания

Журналы: «Морфология» и «Морфологические ведомости»


в) программное обеспечение: общесистемное и прикладное программное обеспечение.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: Интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины, в том числе:

Анатомия человека (web-версия) с иллюстрациями и полнотекстовым поиском (http://www..sky-net-eye.com/rus/slovari/enc_doctor/e-anatomy)

Медицинская энциклопедия (http://www..sky-net-eye.com/rus/slovari/enc_doctor) (web-версия)

Медицинский сайт. Анатомия человека (http://www.aopma.ru/)

Анатомический портал (анатомический атлас) (http://anatomy-portal.info/, http://www.anatomus.ru/)

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

- Аудитория, оснащенная посадочными местами, столами, доской и мелом, секционный зал;

- таблицы, плашеты, муляжи, информационные стенды;

- костные и влажные препараты

- Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран);

-Музей анатомических препаратов кафедры нормальной и патологической анатомии.

9. Требования к уровню освоения содержания программы

Обучение аспирантов включает аудиторную (лекции) работу и самостоятельную внеаудиторную работу.

Лекции читаются до начала самостоятельных занятий. Самостоятельные занятия проводятся в течение учебного года. В ходе этих занятий уровень освоения содержания программы контролируется путем собеседований с обучающимися, компьютерного тестирования и проверками выполнения практических работ. Они предусматривают работу с данными, полученными аспирантом в ходе выполнение его плановой НИР в соответствии с темами самостоятельных занятий.

Результаты практических работ ложатся в основу подготавливаемой работы, которая представляется в виде научной статьи по теме планируемой диссертационной работы (в сроки, согласованные с научным руководителем) и защищается на научно-практической конференции в форме доклада с мультимедийным сопровождением. Оценки работы выставляются коллегиально научным руководителем, заведующим кафедрой и доцентами кафедры, проводившими обучение.

В конце обучения аспирант должен провести 1 открытое занятие (по выбору аспиранта) с обязательным приглашением заведующего кафедрой, доцентов.

Похожие:

Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconОбразовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирАНтурА) по специальности 14. 00. 09 Педиатрия
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирАНтурА) по специальности
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconОбразовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 05. 11. 07 «Оптические и оптико-электронные приборы и комплексы»
Общая характеристика послевузовского профессионального образования по отрасли
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconОбразовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 10. 02. 19 Теория языка
При разработке образовательной программы послевузовского профессионального образования использованы следующие основные нормативные...
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconПрограмма послевузовского профессионального образования по специальности 03. 00. 10 Ихтиология
Настоящая основная образовательная программа послевузовского профессионального образования составлена в соответствии с временными...
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconПрограмма послевузовского профессионального образования по специальности 05. 13. 18 «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ»
Настоящая основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования составлена в соответствии...
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconПрограмма послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности
Иб-733/12 от 22 июня 2011 г. «О формировании основных образовательных программ послевузовского профессионального образования»
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconОбразовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 25. 00. 30
Министерства образования и науки РФ от 16 март 2011 г. №1365) и рекомендаций Минобрнауки по формированию основных профессиональных...
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconО подготовке основных образовательных программ послевузовского
В связи с подготовкой материалов по аккредитации основных образовательных программ послевузовского профессионального образования...
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconОбразовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности
Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования...
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconПрограмма кандидатского экзамена по специальной дисциплине послевузовского профессионального образования (аспирантура) 14. 00. 00 Медицинские науки 14. 03. 00 Медико-биологические науки специальность 14. 0 0 9 «Клиническая иммунология, аллергология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница