Конспект лекций кемерово 2009 Судебная экспертиза




НазваниеКонспект лекций кемерово 2009 Судебная экспертиза
страница1/14
Дата10.12.2012
Размер2.42 Mb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кузбасский ИНСТИТУТ экономики и права»


СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ


КЕМЕРОВО 2009

Судебная экспертиза : конспект лекций для студентов очной и заочной формы обучения / сост. А.С. Червинский ; Кузбасский институт экономики и права. – Кемерово., 2008. – 142 с.


Настоящий конспект лекций составлен в соответствии с рабочей программой и учебным планом института по специальности: 030501.65- «Юриспруденция».

Конспект лекций лаконично раскрывает содержание и структуру учебной дисциплины «Судебная экспертиза».


Предназначен для студентов и преподавателей юридического факультета института.


Утвержден на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин

Протокол № ____ от «____»____________ 200_ г.

Зав. кафедрой _______________________ А.С. Червинский


Рекомендован для издания учебно-методической комиссией института

Протокол №____ от «____»_____________ 200_ г.

Секретарь комиссии ____________О.Ю. Сиялко


Утверждаю

Проректор по учебной работе

____________ Г.А. Мартынов

«___» ___________ 200____ г.


Зарегистрирован в методкабинете «__» ___________ 200___ г.

Регистрационный номер _______


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 4

Тема 1. Понятие судебной экспертизы, ее предмет, задачи и объекты.

Методология судебной экспертизы 5

Тема 2. История развития судебной экспертизы и судебно-экспертных

учреждений. Система и функции государственных

судебно-экспертных учреждений России 16

Тема 3. Процессуальный статус судебного эксперта, его компетенция 28

Тема 4. Процессуальный статус руководителя

судебно-экспертного учреждения 38

Тема 5. Классификация судебных экспертиз по различным

основаниям и отраслям используемых специальных знаний 46

Тема 6. Порядок назначения судебной экспертизы 58

Тема 7. Особенности назначения и производства различных

уголовно-процессуальных видов судебных экспертиз 67

Тема 8. Стадии судебно-экспертного исследования. Заключение эксперта.

Оценка заключения эксперта следователем и судом.

Допрос эксперта 84

Тема 9. Основные классы и роды криминалистических

судебных экспертиз и решаемые ими вопросы 98

Тема 10. Основные классы и роды не криминалистических

судебных экспертиз и решаемые ими вопросы ..121

Библиографический список ..142


введение


Настоящий специальный курс лекций разработан на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рабочей программы дисциплины «Судебная экспертиза».

Задачей специального курса лекций является упорядочение знаний студентов, изучающих учебную дисциплину «Судебная экспертиза».

Полнота и всесторонность расследования преступлений во многом определяется привлечением различных форм специаль­ных знаний, одной из которых является судебная экспертиза. По­этому не случайно, что ученые активно исследуют процессуальные и методические проблемы судебной экспертизы, разрабатывают новые методики.

Между тем возможности многих судебных экспертиз рассматриваются в рамках отдельных наук (судебная медицина, психиатрия, пси­хология, бухгалтерия, криминалистика и др.), что создает иллю­зию их изолированности. Более того, уголовно-процессуальные, теоретические, мето­дические проблемы изложены в различных монографиях, стать­ях ученых, что не создает целостности в понимании сущности судебной экспертизы и не позволяет комплексно рассматривать возможно­сти судебной экспертизы в решении задач расследования.

Специальный курс исследует стратегию проведения судебных экспертиз, что, в свою очередь, определяет необходимость сис­темного изложения как уголовно-процессуальных, так и теорети­ческих, методических основ судебной экспертизы. Анализ стратегии проведения судебных экспертиз привносит в систему знания специалиста такое важное свойство, как предвидение раз­вития процесса расследования и последовательности в проведе­нии различных видов судебных экспертиз.


ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОБЪЕКТЫ. МЕТОДОЛОГИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ


ПЛАН

1. Понятие судебной экспертизы и ее отличие от экспертиз в иных сферах деятельности.

2. Предмет судебной экспертизы как области практической деятельности.

3. Задачи судебной экспертизы.

4. Понятие и классификация объектов судебной экспертизы.

5. Методы судебно-экспертной деятельности и методики экспертного исследования.


1 Понятие судебной экспертизы и ее отличие от экспертиз в иных сферах деятельности


Термин «экспертиза» происходит от латинского «expertus», что означает «опытный, сведущий» и используется в науке и практике для обозначения исследований, требующих использования профессиональных знаний. Результаты экспертизы получаются опытным путем с помощью специального инструментария – экспертных методик.

Экспертизы проводятся практически во всех сферах человеческой деятельности. Экспертиза может проводиться в различных государственных органах, общественных организациях (межведомственные, научные, административные, судебные экспертизы). Во всех случаях, когда говорят об экспертизе в широком смысле слова, имеют в виду любое исследование, проводимое сведущим лицом для ответа на вопросы, требующие специальных (научных, профессиональных опытных) познаний. Решаемые экспертами вопросы разнообразны. Постановка их определяется потребностями практики государственных органов, общественных организаций, должностных лиц. Чаще всего такие вопросы относятся к области науки, техники, искусства и ремесла. Государственные органы, должностные лица могут обратиться и к специалистам в области права, отдельных юридических наук и отраслей законодательства. Так, в области строительства проводятся строительно-технические и экономические экспертизы; в торговле – товароведческие; проводятся патентные экспертизы по материалам, претендующим на статус изобретения и т.п.

Судебная экспертиза – это отличная от других разновидность экспертиз, обладающих особым статусом.

Сходство ее с экспертизами в других сферах человеческой деятельности заключается в том, что она, по сути, является исследованием, основанным на использовании специальных знаний. Однако далеко не любое исследование может именоваться судебной экспертизой, поскольку судебные экспертизы выполняются в ходе судебного исследования по уголовным и гражданским делам, делам по административным правонарушениям и арбитражным спорам. Кроме того, судебные экспертизы производятся при рассмотрении дел в Конституционном суде РФ (ст. 63 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» от 21.07.1994 г.)

Шляхов А.Р. выделил следующие отличительные черты судебной экспертизы от несудебной:

  • Судебная экспертиза призвана устанавливать фактические данные на основе применения специальных знаний в области науки, техники, искусства и ремесла. Это означает, что разрешаемые судебными экспертами вопросы не должны касаться юридических сторон и элементов уголовного дела (гражданского, административного, арбитражного), т.к. следователи и судьи сами компетентны в области права.

  • Судебная экспертиза отличается от несудебных тем, что порядок назначения и производства, а также использования полученных при этом результатов предусмотрен процессуальным законодательством (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ). Эти кодексы устанавливают права и обязанности лиц, принимавших участие в производстве судебной экспертизы, их правоотношения, содержание составляемых при этом основных процессуальных документов, регламентируют и другие вопросы, связанные с порядком назначения и производства экспертизы.

  • Следователь и суд используют заключение эксперта в качестве судебного доказательства. Результаты исследования, не нашедшие отражения в заключение эксперта, не имеют доказательственного значения; заключение эксперта нельзя заменить протоколом его допроса либо другим документом1.

Если рассматривать судебную экспертизу как процессуальное действие, то в этом случае, наиболее обоснованное ее определение предложено Г.М. Надгорным – судебная экспертиза – это «опосредованное средство доказывания, сущность которого состоит в том, что лицо, производящее дознание, следо­ватель, судья или суд, по основаниям и в порядке, установленном законом, дают эксперту поручение решить поставленный перед ним вопрос, а эксперт на основе своих специальных знаний про­водит исследование представленных ему материалов и дает за­ключение, используемое в качестве источника доказательств в уголовном и гражданском процессах».

На основании данного определения можно выделить следующие признаки, которые характеризуют судебную экспертизу и отличают ее от других процессуальных действий:

  • опосредованное средство доказывания;

  • проведение специальным субъектом;

  • проведение с целью получения фактов, которые не могут быть установлены иными способами;

  • оформление результатов исследования заключением эксперта, которое является самостоятельным средством доказывания2.

В настоящее время существует также и законодательное определение «судебной экспертизы». Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ (в дальнейшем – ФЗ «О ГСЭД») в ст. 9 закрепил, что судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу3.

Раскрыть сущность судебной экспертизы можно, лишь указав на ее основные признаки, которые отражают природу специальных знаний эксперта и отличают один род (вид) экспертиз от других. Такими признаками являются: предмет, задачи, объекты, методики экспертного исследования, которые должны рассматриваться в совокупности, поскольку ни один из этих признаков, взятый в отдельности, изолировано, не позволяет понять сущность экспертизы, а также отграничить один ее род (вид) от другого.


2 Предмет судебной экспертизы как области практической деятельности


Правильное определение предмета судебной экспертизы, имеет важное значение в практическом, процессуальном, а равно в теоретическом и организационно-методическом аспектах.

Предмет экспертизы – это та часть или те стороны и свойства объектов, которые могут быть исследованы специальными методами. Поэтому предмет экспертизы выражается в круге вопросов, на которые эксперт может ответить, или в круге обстоятельств, которые могут быть установлены средствами данной экспертизы. В одном и том же объекте может быть несколько предметов исследования (потожировой след пальца руки исследуется на предмет наличия и характера папиллярного узора или химического состава пота и жира). По предмету проводится криминалистическая классификация экспертиз4.

Содержание предмета судебной экспертизы необходимо рассматривать с двух позиций – научной и практической.

С точки зрения научной отрасли знания предметом науки о судебной экспертизе являются закономерности формирования свойств объектов и их изменения в связи с совершением преступления.5

Научная позиция важна для последующей классификации судебных экспертиз, для отграничения понятия предмета от тесно связанных с ним понятий – объекта, задач судебной экспертизы и компетенции эксперта.

С точки зрения практической деятельности предмет судебной экспертизы составляют фактические данные (обстоятельства дела), исследуемые и устанавливаемые в гражданском, административном, уголовном и конституционном судопроизводстве на основе специальных знаний в различных областях науки и техники, искусства и ремесла6.

Практическая позиция важна для правильного и четкого определения оснований назначения и проведения экспертизы данного класса, рода, вида, пределов компетенции эксперта конкретной специальности; правильного применения закона, оперирующего этим термином.

Предмет экспертизы означает факты (фактические данные, обстоятельства дела), которые эксперт устанавливает на основе специальных знаний и проведенных исследований материалом дела (объектов экспертизы). Эти факты в ряде случаев могут быть выяснены с помощью других средств доказывания, но нередко они устанавливаются лишь с помощью экспертизы.7

Предмет экспертизы – это существенный признак каждого рода и вида судебной экспертизы, т.к. им определяются сущность и источники специальных знаний, необходимых для всестороннего исследования обстоятельств дела и установления искомых фактов. Предмет экспертизы является решающим, но не единственным признаком, позволяющим отличить один род и вид экспертизы от других8.


3 Задачи судебной экспертизы


Применительно к конкретной экспертизе ее предметом является экспертная задача, которую предстоит решить эксперту в ходе и по результатам исследования на основе соответствующего объема специальных знаний с использованием находящихся в его распоряжении средств и методов.

Они подразделяются на четыре основные группы: идентификационные, диагностические, классификационные и ситуационные.

Идентификационные задачи направлены на установление индивидуально-конкретного тождества. К таким задачам относится установление человека, животных, предметов по их отображениям. Например, установление лица, исполнившего документ, по его почерку, по следу пальца.

Диагностические задачи направлены на установление природы объекта, его целевого назначения, области применения; свойств и состояния объекта, условий его возникновения, функционирования, изменения; механизма взаимодействия объектов, причины появления определенных последствий, результатов и т.п. В качестве примера таких задач можно назвать механизм возникновения пожара или взрыва, механизм образования следов и т.д.

Классификационные задачи имеют целью установление характеристик (свойств) неизвестного или известного объекта для отнесения его к общепринятому классу. Примером может служить судебно-баллистическая экспертиза, когда требуется установить, к какой системе или модели относится изъятый пистолет.

Ситуационные задачи преследуют цель уяснения отдельных обстоятельств и (или) механизма расследуемого события с учетом конкретных обстоятельств: Может ли быть произведен выстрел из данного экземпляра огнестрельного оружия в таких-то условиях без нажатия на спусковой крючок; имел ли водитель данной автомашины в таких-то условиях техническую возможность предотвратить наезд или столкновение.

Экспертные задачи неразрывно связаны с вопросами, выносимыми на разрешение судебной экспертизы. Они реализуются путем постановки определенных вопросов эксперту в зависимости от имеющихся объектов и материалов уголовного дела.


4 Понятие и классификация объекта судебной экспертизы


Понятие объекта экспертизы также следует рассматривать с точки зрения науки и практики.

Применительно к понятиям науки судебной экспертизы, объект судебной экспертизы – это род (вид) объектов, какой-либо класс, категория предметов, характеризующихся общими свойствами.

В практической экспертной деятельности – это определенный предмет (предметы), поступающий на исследование эксперту.

К объектам в судебной экспертизе законодатель относит вещественные доказательства, документы, предметы, животных, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза. Исследования проводятся также в отношении живых лиц9. К числу объектов судебной экспертизы относятся также отображения людей и животных, предметов, механизмов и агрегатов, вещества, материалы и изделия, документы и полиграфическая продукция, выделения человека, части его тела и трупы, разнообразные объекты растительного и животного происхождения и многое другое.

Кроме того, к объектам экспертизы относятся события, факты, явления и другие нематериальные объекты, необходимость изучения которых в процессе расследования требует специальных знаний и проведения экспертного исследования. Однако изучение этих событий, фактов, явлений и других нематериальных объектов осуществляется путем исследования материальных носителей информации о них10.

Объект экспертизы специфичен для каждого рода (вида) судебной экспертизы, и потому его своеобразие является важным признаком для разграничения экспертиз.

Объекты судебной экспертизы могут классифицироваться по разным основаниям.

По виду носителя информации объекты судебной экспертизы делятся на объекты-отображения и объекты-предметы.

К объектам-отображениям относятся такие носители информации, в которых отображены данные о другом объекте, возникшие под воздействием механизма следообразования.

Объекты-предметы могут быть как следообразующими, так и несущими информацию о событии самим фактом своего нахождения в определенном месте и времени, имеющими значение для изучения этого события.

Исходя из их процессуального значения, объекты судебной экспертизы делят на:

– объекты – вещественные доказательства;

– объекты – образцы для сравнительного исследования;

– материалы дела, содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертизы.

При осуществлении идентификационных судебно-экспертных исследований выделяют идентифицируемые объекты, т. е. объекты, отождествление которых составляет задачу процесса идентификации, а также идентифицирующие объекты, т. е. объекты, с помощью которых решается задача идентификации11.

Одним из объектов судебной экспертизы являются образцы для сравнительного исследования, то есть объекты, отображающие свойства или особенности человека, животного, трупа, предмета, материала или вещества, а также другие образцы, необходимые эксперту для проведения исследований и дачи заключения. Отбор образцов зависит от рода и вида экспертизы, характера вопросов, выносимых на ее разрешение.

Все образцы, направляемые на экспертизу, должны быть необходимого качества, в нужном количестве и достоверного происхождения.

В зависимости от времени и условий их возникновения образцы для сравнительного исследования принято подразделять на три группы.

1. Свободными образцами являются такие, которые образовались до начала производства по делу и вне связи с ним. Они получаются при производстве обыска, выемки, осмотра. Свободные образцы в гражданском и арбитражном процессе представляются сторонами в соответствии со ст. 57 ГПК и 66 АПК РФ

2. Экспериментальные образцы в уголовном процессе отбирают в заданных условиях и получают в связи с подготовкой материалов на судебную экспертизу на основании ст. 202 УПК РФ. Об отборе образцов для сравнительного исследования следователь выносит постановление. В необходимых случаях изъятие образцов производится с участием специалиста. Об изъятии образцов составляется протокол следственного действия, в котором указываются условия, при которых получены образцы, их количество и характер, отмечаются особенности упаковки и т.д. Если получение образцов для сравнительного исследования является частью судебной экспертизы, то оно производится экспертом. В этом случае сведения о производстве указанного действия эксперт отражает в своем заключении.

3. Условно-свободными являются образцы, возникшие после возбуждения дела, но не в связи с подготовкой материалов на экспертизу. В качестве подобных образцов могут использоваться, например, подписи обвиняемого, сделанные им в протоколах допросов.

Подозреваемый и обвиняемый должны предоставить субъекту, назначающему экспертизу, необходимые образцы для сравнительного исследования, которыми обычно являются отпечатки пальцев и ступней ног, слепки зубов, образцы волос, крови, слюны, почерка, фонограммы голоса и иные. В исключительных случаях при отказе предоставить образцы те из них, характер которых это допускает, могут быть получены принудительно. Однако, согласно ч. 2 ст. 202 УПК, при получении образцов для сравнительного исследования не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья человека или унижающие его честь и достоинство.

Аналогичные образцы можно получить и у свидетеля или потерпевшего, но лишь в том случае, когда необходимо проверить, не оставлены ли этими лицами следы на месте происшествия или на вещественных доказательствах.

При производстве по делам об административных правонарушениях ст. 26.5 КоАП предусмотрено взятие проб и образцов. Об изъятии вещей и документов в качестве образцов и проб составляется протокол, предусмотренный ст. 27.10 КоАП.

По не совсем понятной причине законодатель среди образцов особо выделяет образцы почерка (ч. 1 ст. 202 УПК, ч. 1 ст. 26.5 КоАП). Ведь у живого весьма часто отбирается ряд других образцов (отпечатки пальцев, кровь, подногтевое содержимое, образцы голоса и речи, запаха).

В гражданском и арбитражном процессе материалы для проведения экспертизы, в том числе и образцы для сравнительного исследования, должны быть предоставлены в распоряжение эксперта судом. Согласно ст. 57 ГПК, ст. 66 АПК суд истребует объекты, представляемые на экспертизу, у сторон, а также иных организаций и лиц. Однако, норма, посвященная получению образцов для сравнительного исследования, в АПК РФ отсутствует. Неясно также, почему в ст. 81 ГПК РФ законодательно регламентировано только «Получение образцов почерка для сравнительного исследования документа и подписи на документе».

Результативность судебной экспертизы в подобных случаях во многом определяется качеством и полнотой представляемых эксперту материалов, к которым относятся:

1) протоколы осмотра места происшествия с фототаблицами, чертежами, схемами;

2) сведения о дате происшествия, месте и времени его обнаружения, погодных условиях;

3) характеристики объекта;

4) сведения о событиях, предшествовавших происшествию и находившихся в причинно-следственной связи с его возникновением;

5) признаки, по которым было обнаружено происшедшее, условия обнаружения, последствия и др.

Все эти и многие другие сведения содержатся в материалах дела, поэтому нередки случаи, когда эксперту предоставляются все материалы уголовного или гражданского дела, и эксперт сам решает, какими из них воспользоваться.


5 Методы судебно-экспертной деятельности и методики экспертного исследования


«Метод экспертизы (экспертного исследования) – система логических и (или) инструментальных операций (способов, приемов) получения данных для решения вопроса, поставленного перед экспертом»12.

Система методов судебной экспертизы как практической деятельности, протекающей в рамках закона и основывающейся на положениях криминалистики, должна базироваться на системе методов криминалистики в целом, то есть используются те же методы, что и в научных исследованиях.

Применительно к потребностям экспертной практики представляется целесообразной классификация методов с точки зрения их общности и субординации. Их систему можно представить совокупностью трех групп методов: 1) всеобщим диалектическим методом; 2) общенаучными методами; 3) специальными методами частных наук13.

I. Всеобщий диалектический метод, пронизывающий все остальные уровни, всю структуру методов, т.к. является базой для их развития.

Этот всеобщий метод включает в себя и широко используемые в экспертной практике такие формально-логические категории, операции познания, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и др., которые учитывают основные этапы и закономерности процесса познания.

II. Общие методы – система определенных приемов, правил, рекомендаций по изучению конкретных объектов, явлений, предметов, фактов14. Это универсальные методы исследования, т.к. каждый из них может использоваться для решения большой группы вопросов, которые ставятся перед судебной экспертизой. Они применяются на основных стадиях экспертного исследования в экспертизах всех родов.

К общим методам относятся: наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование.

Наблюдение – непосредственное восприятие какого-либо объекта, явления, процесса, осуществляемое преднамеренно и целенаправленно с целью его изучения.

Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений в целях нахождения числового значения величины в принятых единицах измерения.

Описание – фиксирование обобщенных результатов наблюдения, измерения с помощью средств письменной речи, указание на признаки объекта. Такое описание всегда упорядоченное, поскольку используется принятая терминология.

Сравнениеэто сопоставление свойств или признаков двух или нескольких объектов экспертного исследования. Объектами сравнения могут быть конкретные материальные образования, мысленные образы, выводы и предположения, результаты действий.

Эксперимент – опытное действие, специально осуществляемое для искусственного неоднократного изменения условий наблюдения объекта, явления с целью выявления природы, сущности свойств, характеристик и других особенностей наблюдаемого объекта, явления. Этот метод широко применяется в судебной экспертизе, начиная с получения экспериментальных образцов до выявления механизма взаимодействия объектов, следообразования, отдельных параметров этого механизма.

Моделирование – суть метода состоит в замене объекта-оригинала моделью, т. е. специально созданным аналогом. Это могут быть модели предметов, устройств, систем, явлений и процессов. Частным случаем моделирования является реконструкция, т.е. восстановление первоначального вида, состояния, облика объекта по остаткам или письменным источникам.

Кроме этого имеется новая группа общенаучных методов, которые активно внедряются в судебно-экспертную деятельность, - это кибернетические методы. Новые информационные технологии, основанные на использовании этих методов, позволяют осуществлять поиск и автоматическую обработку информации, компьютерное моделирование.

III. Специальные методы частных наук представляют собой современные методы судебно-экспертного исследования, основанные на интеграции новых технологий, использовании сложных приборных комплексов, компьютерной техники, и включают в себя характерные черты одного или нескольких общих методов исследования.

К ним относятся многие физические, химические и физико-химические методы, например электронная и оптическая микроскопия, хроматография, химико-аналитические методы, биологические, психологические и многие другие.

Законодатель вменяет в обязанность судебному эксперту обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела, а также уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства только с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.

В литературе обычно даются рекомендации применять в первую очередь неразрушающие методы исследования.

Разрушающим является метод экспертного исследования, который при своей реализации приводит либо к разрушению объекта в целом или исследуемого образца, либо к необратимым изменениям состава, структуры или отдельных свойств объекта при сохранении его формы и внешнего вида.

Сказанное выше относится к объектам, имеющим определенную форму. Что касается жидких и сыпучих тел, то, если объект имеется в достаточном количестве, разрушение незначительной его части не имеет большого значения. В то же время, например, если наркотическое вещество обнаружено в следовых количествах, предварительное исследование, безусловно, будет разрушающим и не должно проводиться ни в коем случае до вынесения постановления о назначении экспертизы. В противном случае вещество будет истрачено, а результаты исследования не будут иметь никакого доказательственного значения.

Применение неразрушающих методов не самоцель и может быть неэффективным в данном конкретном случае, когда полную информацию об объекте экспертного исследования удается получить только при его разрушении. Выбор методики исследования иногда зависит не только от объекта, но и от сложившейся ситуации. Использование только неразрушающих методов (при отсутствии необходимой аппаратуры) может привести к затягиванию сроков выполнения судебных экспертиз и иметь негативные последствия при раскрытии и расследовании преступлений. В заключение судебной экспертизы следует мотивировать необходимость частичной или полной деструкции объекта исследования; если же объект только видоизменен, указать, какие его свойства и признаки изменились. Объект должен быть как можно подробнее описан, сфотографирован по правилам узловой и детальной съемки.

Обеспечение сохранности объектов также обусловлено соблюдением требований по их хранению и упаковке после исследования. Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения должен обеспечить контроль за правильной упаковкой и опечатыванием вещественных доказательств после исследования.

Для исследования каждого вида объектов в судебной экспертизе разрабатывается методика судебно-экспертного исследования.

Любая методика экспертизы – это программа использования комплекса методов, приемов и технических средств, применяемых в определенной последовательности для решения экспертных задач15. Используемые в экспертизе методы могут иметь различный уровень общности, заимствоваться из различных отраслей знаний.

Экспертная методика ориентирована на решение экспертной задачи, а не просто на исследование объектов экспертизы. Поэтому методика экспертного исследования специфична для каждого рода экспертизы, что обусловлено природой изучаемых объектов и вопросами, которые приходится решать экспертами конкретной специальности.

По степени общности выделяются два вида экспертных методик: типовая и конкретная, или частная.

Типовая экспертная методика – выражение обобщенного опыта решения типовых экспертных задач. В определенных случаях эта методика может применяться экспертом без какой-либо адаптации, изменения. Типовые методики обычно излагаются в методических рекомендациях, подготавливаемых и издаваемых ведущими судебно-экспертными учреждениями. Для того чтобы экспертная методика получила статус типовой, она должна пройти этапы апробации и внедрения, а также утверждения соответствующим научно-методическим или научно-техническим ученым советом.

Конкретная (частная) методика – способ решения конкретной экспертной задачи, являющийся результатом приспособления, изменения типовой методики либо плодом творческого подхода к решению экспертной задачи.

Конкретные методики, представляющие программы действий эксперта по выполнению конкретной экспертизы, реализуются по ходу формирования этих программ и содержатся в развернутом заключении эксперта. Обобщение конкретных методик может осуществляться при анализе экспертной практики, подготовке специальных обзоров, а также могу излагаться в авторских публикациях эксперта16.

Кроме этого, имеется комплексная экспертная методика. В этом случае мы имеем дело фактически с методикой организации и проведения комплексной экспертизы, т. е. с указаниями по решению процессуальных и организационных вопросов этой разновидности судебно-экспертной деятельности17.

Судебно-экспертные методики, разработанные в разных ведомствах, иногда противоречат друг другу. Поэтому результаты судебных экспертиз, выполненных на основании этих методик в судебно-экспертных учреждениях различных ведомств, могут быть противоречивы.

Государственные стандарты на экспертные методики пока отсутствуют18.

Для обеспечения научно-методического единообразия типовых судебно-экспертных методик необходимы их унификация, паспортизация и каталогизация. Эта работа уже началась. С 1996 г. создан и функционирует Федеральный межведомственный координационно-методический совет по проблемам экспертной деятельности, членами которого являются представители практически всех ведомств Российской Федерации, имеющих государственные экспертные учреждения. Совет уже утвердил форму паспорта типовой методики и инструкцию о порядке его подготовки.

На данный момент составлены перечень и паспорта около трехсот судебно-экспертных методик, включающие их реквизиты.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Конспект лекций кемерово 2009 Судебная экспертиза iconКонспект лекций кемерово 2008
Информационная безопасность : конспект лекций для студентов очной и заочной формы обучения / сост к т н., доцент Иценко М. Ф.; Кузбас...
Конспект лекций кемерово 2009 Судебная экспертиза iconЕ. И. Першина товароведение и экспертиза однородных групп товаров
Товароведение и экспертиза рыбы и рыбных товаров. Конспект лекций/ Е. И. Першина. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности....
Конспект лекций кемерово 2009 Судебная экспертиза iconЭкономика промышленности конспект лекций Для студентов вузов Кемерово 2007 у дк 664. 003(075)
М91 Экономика промышленности : конспект лекций / А. С. Мустафина, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. Кемерово,...
Конспект лекций кемерово 2009 Судебная экспертиза iconБиохимия молока и молочных продуктов конспект лекций для студентов ссузов Кемерово 2010 удк
Ш 39 Биохимия молока и молочных продуктов: Конспект лекций / О. А. Шейфель; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности....
Конспект лекций кемерово 2009 Судебная экспертиза iconКонспект лекций Автор-составитель, к м. н., доцент Шмелев И. А
Конспект лекций, составленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования, поможет систематизировать...
Конспект лекций кемерово 2009 Судебная экспертиза iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Судебная экспертиза Для направления 030508. 68 Магистр юриспруденции
Учебно-методический комплекс составленный к ю н., старшим преподавателем А. А. Корчагиным, включает программу дисциплины «Судебная...
Конспект лекций кемерово 2009 Судебная экспертиза iconПрограмм а судебная экспертиза
Судебная экспертиза: Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта для высшего профессионального...
Конспект лекций кемерово 2009 Судебная экспертиза iconИнформационный бюллетень Новые книги (вып апрель 2008)
Судебная экспертиза. Курс общей теории : для использования в учебном процессе по специальности "Судебная экспертиза" / Т. В. Аверьянова....
Конспект лекций кемерово 2009 Судебная экспертиза iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 юриспруденция москва 2009 Автор-составитель: Миронова Елена Анатольевна к ю. н., доцент Учебно-методический комплекс «Судебная экспертиза»
Учебно-методический комплекс «Судебная экспертиза» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Конспект лекций кемерово 2009 Судебная экспертиза iconКнига судьи: судебная экспертиза. "Проспект"
Россинская Е. Р., Галяшина Е. И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. "Проспект", 2010 г
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница