Рабочая программа учебного курса физики для 10, 11 классов




Скачать 499.83 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса физики для 10, 11 классов
страница1/3
Дата10.12.2012
Размер499.83 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3


Рассмотрена

Согласована

Утверждена

на заседании

Заместитель

приказом

методического

директора

от №

объединения

школы




учителей

по УР




естественного

_________ М.Г. Белухина




цикла

” ” 2011г.




Протокол №







от ” ” 2011г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса физики

для 10, 11 классов

общеобразовательных учреждений

(базовый уровень)


Автор-разработчик

учитель физики

Мартынова Алла Николаевна


г.САРОВ

2011г.

Содержание:

Введение 3

  1. Пояснительная записка 4

  2. Организация общеобразовательного процесса 6

  3. Требования к уровню подготовки учащихся 7

  4. Содержание обучения 9

  5. Система оценивания 15

  6. Тематическое планирование 16

  7. Литература 30



Введение


Ведущими идеями курса являются:

  • материальное единство природы;

  • познаваемость физических явлений и свойств тел окружающего мира;

  • понимание физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта, радиоактивного распада;

  • возможность использования знаний для преобразования мира:

облегчение труда, создание тепловых и атомных электростанций, транзисторов, генераторов переменного тока, трансформаторов, изобретение радио-, телекоммуникаций, освобождение внутренней энергии, выход человека в космическое пространство.

Теоретическую основу курса общей физики составляют современные представления о механике, законах сохранения в механике, молекулярно-кинетической теории и тепловых явлениях, основах электродинамики, колебаниях и волнах, оптике, квантовой физике; рассматриваются строения Вселенной, Солнечной системы.

Значительное место в содержании курса отводится физическому эксперименту, позволяющему формировать у учащихся умение безопасно и грамотно работать с приборами, выполнять опыты.

Практические работы сгруппированы в блоки-практикумы, которые служат для закрепления знаний, умений и навыков учащихся, средством контроля.



  1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и авторской программы В.С. Данюшенкова, О.В. Коршуновой (Москва, "Просвещение", 2007г), составленной на основе программы Г.Я. Мякишева.

Количество учебных часов, на которое рассчитана программа- 135 часов за 2 года обучения (2 часа в неделю):

в 10-ом классе – 68 часов (по 2 часа в неделю),

в 11-ом классе – 68 часов (по 2 часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Гуманитарное знание физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Цель программы:

формирование физических знаний, необходимых для повседневной жизни, производительной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации и поведения в окружающей среде;

внесение вклада в развитие научного миропонимания учащихся.


Задачи программы:

  • усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • обладание умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;

  • развитие познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при осуждении проблем естественно-научного содержания; чувства ответственности за защиту окружающей среды.

  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности собственной жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.

При реализации программы используются разнообразные современные методы обучения и здоровьесберегающее педагогические технологии.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений, навыков и способов деятельности.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и для экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения задач различных источников информации.

Рефлекторная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.




    1. Организация общеобразовательного процесса.

10 класс




I полугодие

II полугодие

Год

Количество часов

31

37

68

Количество контрольных работ

3

2

5

Количество лабораторных работ

2

4

6


11 класс




I полугодие

II полугодие

Год

Количество часов

31

37

68

Количество контрольных работ

3

3

6

Количество лабораторных работ

2

3

5

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 10-ого класса обучающиеся должны иметь представления о методах физической науки, её целях и задачах, классической механике как фундаментальной физической теории, об основных положениях молекулярно-кинетической теории и тепловых явлениях, электростатике, электрическом токе;

знать/понимать:

  • смысл физических понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электрическое поле, волна, атом, атомное ядро;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электростатики, постоянного тока, электролиза;

  • вклад российских и зарубежных учёных, оказавших значительное влияние на развитие физики;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли;

  • свойства газов, жидкостей и твёрдых тел, физические процессы, обуславливающие прохождение тока в различных средах;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснить явления природы и научные факты;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики, электродинамики в энергетике;

  • приводить примеры использования электроприборов в электротехнике;

  • решать задачи с применением изученных законов и формул, объяснять устройство, принцип действия, практическое применение физических приборов (конденсатор, полупроводниковый диод, транзистор, электронно-лучевая трубка);

  • экспериментально изучить движение тела по окружности, законы сохранения механической энергии, Гей-Люссака, последовательного и параллельного соединения проводников, измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды;

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • смысл физических понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных учёных, оказавших значительное влияние на развитие физики;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять явления природы и научные факты;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики, электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций; квантовой физики и создания ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

    • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.




  1. Содержание обучения

Разделы программы традиционны: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика и физика атомного ядра.

10 класс

68 часов (2 часа в неделю)

  1. Введение. Основные особенности физического метода исследования   (1 час).

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент-гипотеза-модель- (выводы-следствия с учётом границ модели)- критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближённый характер физических законов.

  1. Механика (26 часов).

Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы её применимости.

Кинематика.

Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчёта. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Кинематика твёрдого тела.

Поступательное движение. Вращательное движение твёрдого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

Динамика.

Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Силы в природе.

Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.

Законы сохранения в механике.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.

  2. Изучение закона механической энергии.

  3. Молекулярная физика. Термодинамика (21 час).

Основы молекулярной физики.

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянное Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.

Температура. Энергия теплового движения молекул.

Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа.

Уравнение Менделеева - Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика.

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоёмкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель и КПД двигателей.

Взаимное превращение жидкостей и газов. Твёрдые тела.

Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Опытная проверка закона Гей-Люссака.

  1. Электродинамика (20 часов)

Электростатика.

Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток.

Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах.

Электрический ток в металлах. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, p-n переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

11 класс

68 часов (2 часа в неделю)

  1. Электродинамика (продолжение 15 часов)

Магнитное поле

Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.


Электромагнитная индукция.

Открытие электромагнитной индукции. Правило Лоренца. Электроизмерительные приборы. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

  2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

  3. Наблюдение действия магнитного поля на ток.

  4. Изучение явления электромагнитной индукции.




    1. Колебания и волны (16 часов)

Механические колебания.

Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс.

Электрические колебания.

Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, ёмкость, индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.

Производство, передача и потребление электрической энергии.

Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Механические волны.

Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

Электромагнитные волны.

Изучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.

  1. Оптика (13 часов)

Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы её измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.


Фронтальные лабораторные работы:

  1. Измерение показателя преломления стекла.

  2. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

  3. Измерение длины световой волны.

  4. Наблюдение интерференции и дифракции света.

  1. Основы специальной теории относительности (2 часа)

Постулат теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство теории света. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.

  1. Квантовая физика (17 часов)

Световые кванты.

Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

Атомная физика.

Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности Теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Лазеры.

Физика атомного ядра.

Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц.

  1. Строение и эволюция Вселенной (4 часа)

Строение Солнечной системы. Система Земля-Луна. Солнце – ближайшая к нам Звезда. Звёзды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звёзд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

  1. Значение физики для понимания мира и развития производительных сил (1 час)




  1. Система оценивания

Контроль знаний, умений, навыков учащихся осуществляется следующим образом.

Проводятся:

  • текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока;

  • контрольные работы по пройденным темам;

  • итоговое тестирование за курс физики 10 класса;

  • итоговое тестирование за курс физики 10, 11 классов;

  • лабораторные работы.




  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа учебного курса физики для 10, 11 классов iconПримерная рабочая программа учебного курса профессионально-трудового
Рабочая программа учебного курса профессионально-трудового обучения по швейному делу в 5 классе разработана на основе государственной...
Рабочая программа учебного курса физики для 10, 11 классов iconПояснительная записка рабочая программа курса биологии для 10-11- классов
Рабочая программа курса биологии для 10-11- классов составлена на основе «Программы курса биологии для 10-11- классов общеобразовательных...
Рабочая программа учебного курса физики для 10, 11 классов iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «Геометрия» разработана для учащихся 10 11 классов в со­ответствии
Рабочая программа учебного курса «Геометрия» разработана для учащихся 10 – 11 классов в со­ответствии
Рабочая программа учебного курса физики для 10, 11 классов iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «Алгебра. 7-9 классы» разработана для учащихся 7 9 классов на основе
Рабочая программа учебного курса «Алгебра. 7-9 классы» разработана для учащихся 7 – 9 классов на основе
Рабочая программа учебного курса физики для 10, 11 классов iconОбразовательная программа по предмету информатика и икт
Рабочая программа учебного курса информатики для 10-11 классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа учебного курса физики для 10, 11 классов iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «Геометрия» для основной общеобразовательной школы
...
Рабочая программа учебного курса физики для 10, 11 классов iconРабочая программа курса «география россии»
...
Рабочая программа учебного курса физики для 10, 11 классов iconРабочая программа курса «география россии»
...
Рабочая программа учебного курса физики для 10, 11 классов iconРабочая программа по математике 6 класс
Рабочая программа учебного курса математики для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа учебного курса физики для 10, 11 классов iconРабочая программа по обществознанию
Рабочая программа курса по обществознанию для 11-х классов составлена в соответствии с Федеральной примерной программой в рамках...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница