Утверждена




НазваниеУтверждена
страница1/10
Дата09.12.2012
Размер1.6 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

УТВЕРЖДЕНА


распоряжением ОАО «РЖД»

от «15» декабря 2011  г. № 2718р



Энергетическая стратегия холдинга «Российские железные дороги» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года


I. Основные результаты реализации Энергетической стратегии ОАО «РЖД»


В реализации Энергетической стратегии ОАО «РЖД» на период до
2010 года и на перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением
ОАО «РЖД» от 11 февраля 2008 года № 269р (далее – Энергетическая стратегия ОАО «РЖД»), отслеживается два этапа: 2004 – 2007 годы и 2008 – 2010 годы.

Первый период характеризуется активным ростом объема перевозочной работы: на электрической тяге – на 24,3%, на тепловозной тяге – 14,7% (таблица 1 приложения № 1). Это в сочетании с энергосберегающей деятельностью повлияло на улучшение показателей энергоэффективности перевозочного процесса – основного вида деятельности ОАО «РЖД».

На втором этапе, в результате последствий экономического кризиса были существенно снижены объемы перевозок (табл. 1 приложения № 1), в том числе в 2009 году на электрической тяге – на 10,1% и на тепловозной – на 17,1%. Отдельные показатели использования подвижного состава, влияющие на энергоэффективность перевозочного процесса, ухудшились.

В табл. 2 приложения № 1 представлены прогнозируемые энергетической стратегией ОАО «РЖД» и фактические данные об удельном расходе энергоресурсов на тягу поездов. Очевидным индикатором энергоэффективности деятельности компании в перевозочном процессе является опережение улучшения этого показателя в 2004 – 2006 годах на обоих видах тяги по сравнению с прогнозируемым уровнем.

Изменение структуры и объемов расхода топливно-энергетических ресурсов и воды (далее – ТЭР) в нетяговой энергетике компании в 2003 – 2010 годы представлены в таблице 3 приложения № 1. Отмечается активное снижение потребления практически всех видов ТЭР. Структура энергобаланса ОАО «РЖД» за этот период претерпела существенные изменения (рис. 1). Основным видом потребляемых энергоресурсов в ОАО «РЖД» все в большей степени становится электрическая энергия. При этом заметно снизились доли потребления угля и мазута.

Характерно, что даже в 2010 году, при превышении на 16,2% объемов перевозочной работы по отношению к уровню базового 2003 года, общий баланс потребления ТЭР в условном исчислении уменьшился на 6,3%, а снижение энергоемкости производственной деятельности ОАО «РЖД» за годы его существования составило 19,3%.





Рис. 1

При повышении эффективности использования ТЭР абсолютные значения затрат компании на их приобретение возросли к уровню 2003 года в 2,7 раза (рис. 2.). Энергетическая составляющая в эксплуатационных расходах железных дорог повысилась с 11,2% до 15,0%.

За период реализации Энергетической стратегии ОАО «РЖД» рост цен и тарифов на ТЭР по отношению к базовому 2003 году, составил: на электрическую энергию для тяги поездов – в 3,0 раза, на дизельное топливо – в 2,6 раза, на уголь – в 2,3 раза, на природный газ – в 3,7 раза, на топочный мазут – в 4,4 раза и на тепловую энергию, приобретаемую ОАО «РЖД» у сторонних организаций – в 2,6 раза.

На первом этапе реализации Энергетической стратегии ОАО «РЖД» (2004 – 2007 годы) наиболее существенную роль сыграла структурная реформа ОАО «РЖД», когда из ее финансового, а, следовательно, и энергетического баланса были выведены такие энергоемкие непрофильные активы, как отраслевой жилой фонд со снабжающими котельными, объекты социальной сферы и производства не железнодорожного профиля. Свое влияние оказала активная работа по реализации энергосберегающей деятельности.

На втором этапе (2008 – 2010 годы) результативность энергосбережения была обеспечена продуманными антикризисными действиями, заключающимися в реализации эффективных организационных, технических, технологических и иных мер.

Особенностью организации инвестиционной деятельности
ОАО «РЖД» в области энергосбережения на обоих этапах было проведение работы в двух направлениях:

реализация целевых инвестиционных проектов, прямой задачей которых является энергосбережение и повышение энергетической эффективности деятельности компании;

реализация инвестиционных программ по созданию новой техники и технологий в области подвижного состава и инфраструктуры железных дорог, в которых энергосбережение не является прямой задачей, а рассматривается наряду с основными техническими требованиями, связанными с функциональным назначением устройств и технологий. К ним относятся:

в области подвижного состава – «Производство новых локомотивов», «Модернизация тягового подвижного состава», «Производство мотор-вагонного подвижного состава», «Развитие грузового вагоностроения» и «Создание новых пассажирских вагонов»;

в области инфраструктуры – «Оптимизация эксплуатационной деятельности», «Обновление устройств энергоснабжения и электрификации», «Модернизация и обновление конструкции пути и сооружений» и «Модернизация и обновление устройств СЦБ и связи».

Кроме того, реализовывались ежегодные планы научно-технического развития ОАО «РЖД» и планы организационно-технических мероприятий по энергосбережению филиалов ОАО «РЖД», а также дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» (далее – ДЗО).

ДИНАМИКА
затрат на приобретение основных видов ТЭР в ОАО «РЖД» в 2003 и 2010 годах





Рис. 2

По инвестиционному проекту «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» (далее – Программа ресурсосбережения) в ОАО «РЖД» ежегодно внедрялось несколько тысяч энергосберегающих технических средств и технологий на сумму
2,0 – 3,0 млрд. рублей со средним сроком окупаемости 3 года.

Динамика возврата вложенных средств по Программе ресурсосбережения за период 2004 – 2010 годов (рис. 3), а также данные об экономической эффективности реализации Энергетической стратегии ОАО «РЖД» в тяговой и нетяговой энергетике (рис. 4 и 5, таблица 4 приложения № 1), определенные по отношению к базовому 2003 году нарастающим итогом, свидетельствует о правильности принимаемых решений по выбору направлений энергосбережения и об эффективности внедряемых по этой программе технических средств и технологий.

В итоге, при общих затратах на приобретение ТЭР за 2004 – 2010 годы в 790,3 млрд. рублей, за счет энергосберегающей политики, совершенствования системы управления приобретением и расходованием ТЭР, внедрения значительного количества энергоэффективных технических средств и технологий, частичного исключения из энергобаланса ОАО «РЖД» энергоемких непрофильных активов и других мер потребление ТЭР к уровню базового 2003 года было снижено на сумму 60,8 млрд. рублей (7,7%), в том числе на тягу поездов – 16,5 и на нетяговые нужды – 44,3 млрд. рублей.


II. Необходимость разработки Энергетической стратегии холдинга «Российские железные дороги»


Необходимость более интенсивной интеграции российской экономики в мировую в условиях процессов ее глобализации, изменения традиционных хозяйственных связей стран мира поставили перед Россией ряд задач, связанных, в том числе, с использованием всех аспектов потенциала повышения конкурентноспособности ее экономики.

Этого потребовала и необходимость принятия эффективных мер по минимизации последствий экономического кризиса.

В этой связи существенно ужесточились требования к энергетической эффективности и энергосбережению, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ).

Правительством Российской Федерации была утверждена 13 ноября 2009 г. Энергетическая стратегия России и принята государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».

ДИНАМИКА

возврата вложенных средств по инвестиционному проекту
«Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте»
в 2004-2010 годах нарастающим итогом, млн. руб.





Рис. 3


ЭФФЕКТИВНОСТЬ

реализации Энергетической стратегии ОАО «РЖД»
в области тяги поездов за период 2004 – 2010 гг. (к уровню 2003 года)



Экономия суммарно за период 2004 – 2010 гг.:

7187,9 млн. руб. (электрическая тяга)

9287,4 млн. руб. (дизельная тяга)

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

млн. руб.

дизельная тяга


Рис. 4



Р
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
ис. 5

Дальнейшее реформирование железнодорожного транспорта с образованием компании холдингового типа (далее – холдинг «РЖД») выявило узкие места, связанные с энергоэффективностью отдельных ее бизнес-процессов, влияющих не только на себестоимость основного вида деятельности – перевозочного процесса, но и на экономическую привлекательность оказываемых услуг сторонним потребителям (ремонт подвижного состава, отпуск тепловой энергии, транзит электрической энергии и др.). Решение задач повышения энергоэффективности перевозочного процесса напрямую связано с необходимостью комплексного подхода при модернизации отдельных бизнес-процессов, определяющих целевое состояние этого процесса.

Нельзя не отметить и ряд других факторов, послуживших основой обоснования необходимости разработки единого для всех звеньев производственно-экономической деятельности железнодорожного транспорта программного документа в области технической политики энергосбережения:

с целью создания конкурентной среды внутри холдинга «РЖД» и успешного участия на рынке транспортных услуг России, с учетом расширения доступа иным пользователям к инфраструктуре железных дорог и продукции (услугам) других филиалов ОАО «РЖД», требуется выработка единых требований к их энергетической эффективности;

энергодефицитность в ряде регионов страны вызывает необходимость выработки парирующих мер, предусматривающих, в том числе, возможность гибкого управления производственными процессами отдельных блоков холдинга «РЖД» с перераспределением используемых мощностей электроэнергетики;

с учетом тенденции роста цен на энергоресурсы с одновременным развитием механизации ручного труда, что служит причиной роста доли затрат на энергоресурсы в эксплуатационных расходах, для основных блоков холдинга «РЖД», находящихся в тесной производственной взаимосвязи, необходимы скоординированные действия в направлении энергосбережения.

Все это вызвало необходимость разработки энергетической стратегии холдинга «Российские железные дороги» (далее – Энергетическая стратегия холдинга «РЖД»).


III. Основы Энергетической стратегии холдинга «РЖД»


Цель, основные задачи Энергетической стратегии холдинга «РЖД»

Основной целью Энергетической стратегии холдинга «РЖД» является повышение энергетической эффективности обществ, входящих в состав холдинга «РЖД», во всех сферах деятельности, и в первую очередь в области железнодорожных перевозок, на основе внедрения инновационных технических средств и технологий, использования потенциала повышения энергетической эффективности технологических процессов.

Приоритетными задачами Энергетической стратегии холдинга «РЖД» являются:

полное и надежное энергетическое обеспечение перевозочного процесса, снижение рисков при кризисных ситуациях в энергообеспечении железнодорожного транспорта;

значительное повышение показателей энергетической эффективности всех сферах деятельности (тяга поездов, инфраструктура, ремонт, производство);

оптимизация энергозатрат в стационарной энергетике;

качественное улучшение структуры управления потреблением ТЭР на основе использования современных информационных технологий, систем учета, нормирования и мониторинга потребления ТЭР;

использование альтернативных возобновляемых энергоресурсов, создание мощностей собственной генерации энергии на нетяговые нужды и внедрение емких накопителей энергии;

существенное повышение уровня рекуперируемой энергии и эффективности ее использования, оборудование тяговых подстанций инверторами и накопителями энергии, образующейся при рекуперативном торможении в местах наиболее активного применения рекуперации;

оснащение эффективными техническими средствами и автоматизированными технологическими системами;

совершенствование механизмов взаимодействия с производителями и поставщиками энергоресурсов;

гармоничное и эффективное вхождение холдинга «РЖД» в энергетический рынок страны при недискриминационных экономических взаимоотношениях между его субъектами, производителями энергоресурсов и государством, а также внедрение собственных генерирующих установок и использование сторонними организациями электрических сетей
холдинга «РЖД» для транзита электрической энергии (мощности);

активная позиция холдинга «РЖД» при разработке законодательных актов государства в области инноваций и развития энергетики в интересах железнодорожного транспорта;

усиление работы с электросетевыми компаниями по синхронизации действий в части обеспечения надежности энергоснабжения железных дорог, в том числе при возникновении чрезвычайных и аварийных ситуаций;

минимизация техногенного воздействия железнодорожной энергетики на окружающую среду.


Механизмы реализации Энергетической стратегии холдинга «РЖД»

Реализация Энергетической стратегии холдинга «РЖД» должна осуществляться через целевые инвестиционные проекты и программы, прямо или косвенно направленные на энергосбережение, а также через организационные мероприятия бизнес-процессов холдинга «РЖД» по энергосбережению и повышению энергетической эффективности их деятельности, в том числе:

1) целевые инвестиционные проекты:

в области подвижного состава –

«Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» (формируется на каждые 3 года);

«АСКУЭ на вводах подстанций»;

«Обновление средств ЖАТ»;

«Комплексный пилотный проект по энергооптимизации нормативных графиков движения поездов»;

«Реконструкция и строительство зданий технологического, административного и хозяйственно-бытового назначения железных дорог»;

2) инвестиционные программы по созданию новой техники и технологий:

в области подвижного состава

«Производство новых локомотивов»;

«Модернизация тягового подвижного состава»;

«Производство моторвагонного подвижного состава»;

«Развитие грузового вагоностроения»;

«Создание новых пассажирских вагонов»;

в области инфраструктуры –

«Оптимизация эксплуатационной деятельности»;

«Обновление устройств энергоснабжения и электрификации»;

«Модернизация и обновление конструкции пути и сооружений»;

«Модернизация и обновление устройств СЦБ и связи»;

«Программа создания комплексной автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ)»;

3) программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД», формируемые на период 2–3 года, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области энергетической политики страны;

4) организационно-технические мероприятия филиалов ОАО «РЖД» и его дочерних обществ, направленные на энергосбережение.

Положения Энергетической стратегии холдинга «РЖД» должны стать основой при разработке и корректировке программ повышения энергетической эффективности как ОАО «РЖД» в целом, так и ее филиалов, дочерних и зависимых обществ. Эти положения должны учитываться при создании новой техники и технологий для железнодорожного транспорта, при подготовке и реализации инвестиционных программ в энергетическом секторе деятельности холдинга «РЖД».

Энергетические инвестиционные программы обществ, входящих в состав холдинга «РЖД», должны быть синхронизированы по своим технологическим показателям, а также по критериям надежности и качества энергообеспечения с аналогичными инвестиционными программами
ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «МРСК-Холдинг».

Учитывая значительную долю объема железнодорожных перевозок, осуществляемых на электрической тяге, важно обеспечить опережающее развитие энергетического сектора деятельности холдинга «РЖД» с учетом хода реформ электроэнергетики страны, в том числе на основе прямого долгосрочного тарифного регулирования, обеспечивающего прибыльную работу компании и самофинансирование развития этого сектора.

Учитывая капиталоемкость основных энергетических фондов инфраструктуры холдинга «РЖД» и длительные сроки окупаемости инвестиций, предпочтительными источниками финансирования обновления и строительства объектов электрической тяги должны стать государственные инвестиции с участием средств регионов и прибыли от инвестиционной составляющей тарифов на передачу (транзит) электроэнергии.

Для объектов, обеспечивающих передачу электроэнергии сторонним потребителям, могут привлекаться также средства частных инвесторов, а для объектов, участвующих в оказании системных услуг и услуг обеспечения надежности сетей внешнего электроснабжения, дополнительно должна использоваться и часть доходов, полученных от реализации этих услуг другим субъектам электроэнергетического рынка.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Утверждена icon«Основная общеобразовательная школа №12 пос. Ленинский» Утверждена Утверждена
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Утверждена iconУчебный план по дополнительному образованию (бюджетный источник финансирования)
Автор программы; где, когда и кем утверждена; номер протокола заседания, на котором утверждена программа; где опубликована
Утверждена iconПрограмма и методические указания для студентов 1-5 курсов очного и заочного отделения института искусств и народного художественного творчества
Утверждена на заседании кафедры режиссуры и актерского мастерства 27. 06. 01, протокол №30. Переработана и утверждена на кафедре...
Утверждена iconУтверждена постановлением администрации города Астрахани от 27 мая 2010 №3592
Настоящая конкурсная документация утверждена Заказчиком пассажирских перевозок в целях установления порядка и условий проведения...
Утверждена iconУчебная программа Глазов 2008 Утверждена на заседании Ученого Совета факультета социальных и информационных технологий
Утверждена на заседании Ученого Совета факультета социальных и информационных технологий
Утверждена iconОбразовательная программа школы принята сроком на 5 лет. Разработана педагогическим коллективом школы при участии родительской общественности, утверждена Управляющим советом школы.
Разработана педагогическим коллективом школы при участии родительской общественности, утверждена Управляющим советом школы. Школа...
Утверждена iconПриказ Минюста РФ от 3 августа 2009 г. N 244 "Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации" Утверждена новая форма свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации
Утверждена новая форма свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации
Утверждена iconПрограмма «Я и пдд» рассмотрена и утверждена на педагогическом совете (протокол №1 от 30. 08. 2011г.)
Комплексная программа «Я и пдд» рассмотрена и утверждена на педагогическом совете (протокол №1 от 30. 08. 2011г.)
Утверждена iconРабочая программа дисциплины Форма рабочей программы дисциплины утверждена Методическим советом академии 03. 10. 2011г
Форма рабочей программы дисциплины утверждена Методическим советом академии 03. 10. 2011г
Утверждена iconПрограмма утверждена приказом директора моу сош №24 №

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница