Методическое пособие по курсам «Компьютерные системы и сети»




НазваниеМетодическое пособие по курсам «Компьютерные системы и сети»
страница1/4
Дата09.12.2012
Размер0.53 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4

Работа в сети Интернет

Методическое пособие по курсам

«Компьютерные системы и сети» и

«Сетевые информационные технологии»




Назначение курса «КСС»: заочное отделение по специальности «Финансы и кредит»; курса «СИТ»: заочное отделение по специальностям «Юриспруденция», «Социальная работа».


Только «терминал-класс»: 6 пар (12 академических часов) + зачет (без оценки).

К зачету: навыки работы в порталах, поисковых системах, службах электронной почты; html.


Данный документ является прототипом методической разработки по курсам «КСС» и «СИТ».


Семенов Евгений Сергеевич

e-mail: fndp@yandex.ru, fndp@rambler.ru, fwcs@hotmail.ru

Site: www.fwcs.hotmail.ru

ICQ: 16-88-720-44


Данный документ находится по адресам:

http://www.fwcs.hotmail.ru/web/cosysnet.htm

http://www.fwcs.hotmail.ru/semenov/cosysnet.doc


Последнее обновление 11.04.2005 г.

© Fwcs Corporation Teach, 2005 г.


План (три занятия по четыре академических часа):

1. История, структура сети, услуги, Web.

Браузеры (практика по MS Internet Explorer).

2. Поисковые системы (теория, практика).

Рекомендации при работе в Сети, замечания по поиску рефератов и курсовых.

Работа с электронной почтой (теория, практика).

3. Основы HTML: структура документа и теги форматирования (теория, практика).

Создание гипертекста; публикация домашних страниц (факультативно).

Зачет (без оценки — только практические навыки):

— навигация по гиперссылкам во Всемирной паутине;

— поисковые системы (составление запросов);

— е-mail (прием/посылка писем с прикрепленными файлами);

— гипертекстовая страничка в формате HTML (лучше опубликованная в Сети).


Программа

  1. Историческая справка.

  2. Структура Сети.

    1. Общая информация.

    2. Сетевые протоколы.

    3. Символические имена.

    4. Доступ к Сети.

    5. Проблемы использования Интернета в России.

  3. Информационные услуги сети Интернет.

  4. Всемирная паутина (WWW).

  5. Браузеры.

    1. Панель инструментов MS Internet Explorer.

    2. Главное меню MS Internet Explorer.

    3. Контекстное меню.

    4. Запуск браузера и загрузка Web-страниц.

    5. Другие программы для работы в Интернете.

  6. Поиск информации в Сети.

    1. Поисковые системы.

    2. Составление запросов.

    3. Советы по поиску в Сети.

  7. Работа с электронной почтой.

    1. Общение по e-mail и на форумах.

  8. Введение в HTML.

    1. Советы по Web-дизайну.

  9. Практическая работа.

    1. Браузер MS Internet Explorer.

    2. Поисковые системы.

    3. Работа с e-mail.

    4. HTML-документы.

Литература

Приложение А. Ссылки на полезные и популярные сайты.

Приложение Б. Сочетания клавиш Internet Explorer.


1. Историческая справка.


В 1960-e в Агентстве перспективных проектов исследований министерства обороны США (US Defense Department’s Advanced Research Projects Agency — ARPA) начались исследования по соединению компьютеров друг с другом на большом расстоянии с помощью телефонных линий.

В 1970-е при поддержке ARPA были разработаны протоколы (правила) обмена данных между компьютерными сетями. Эти протоколы с общим именем «Internet» сделали возможным разработку сети «ARPANET», объединившей разнородные по составу компьютерные сети военных, научных и учебных центров США.

Как всегда, самые передовые технологии предполагалось использовать в военных целях, где главное требование, предъявлявшееся к сети, — надежная передача сообщений при любых изменениях условий передачи. Сеть должна оставаться работоспособной, даже если большая часть ее узлов выведена из строя, что позволяет управлять страной после ядерного удара. В целях повышения общей надежности, управление Сетью было децентрализовано. Все узлы совершенно равноправны, т.е. каждый узел обеспечивает как прием/передачу своих сообщений, так и переадресацию (маршрутизацию) сообщений, приходящих от других узлов.

В 1980-х Сеть стала известна под именем Интернет (дословно — междусетие), но существовавшие в то время протоколы (в 1982 году был утвержден протокол TCP/IP, ставший физической основой Сети) были способны передавать лишь файлы и неформатированный текст. Сеть стремительно распространялась за пределами США, объединяя крупнейшие научные центры мира; в конце 1980-х правительство США и Пентагон отходят от руководства и финансирования Интернета.

В 1990-х в Европейской лаборатории физики элементарных частиц (European Particle Physics Laboratory, CERN) в Женеве была разработана служба World Wide Web (WWW — Всемирная Паутина). Физики Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) и Роберт Кайо (Robert Cailliau) разработали гипертекстовый формат представления информации (HTML), который позволяет существовать в одном документе текстовой, графической, аудио и видео информации. Элементы одного документа (слова или картинки) могут быть связаны с другими документами посредством механизма ссылок.

С 1994 года количество WWW-серверов начинает быстро расти; Сеть из научной превращается в коммерческую. Организации всех видов начинают создавать свои «представительства» в Сети; к Интернету получают доступ огромное количество пользователей.


В России до середины 1990-х годов Интернет использовался в академических заведениях для обмена научно-технической информацией с зарубежными коллегами (особенно между физиками-ядерщиками). Постепенно к Интернету подключались университеты и крупные организации, а к 2000 году цены снизились настолько, что выходить в сеть из дома может каждый желающий, имеющий телефон и компьютер с модемом.




2. Структура Сети.


2.1. Общая информация.


Интернет (Сеть) — всемирная кооперативно управляемая совокупность компьютерных сетей, обменивающихся информацией с помощью протоколов TCP/IP. Джон Десембер


Интернет объединяет десятки тысяч различных сетей, содержащих десятки миллионов компьютеров. Эти сети (и составляющие их компьютеры) разбросаны по всему Земному шару и связаны различными информационными каналами: телефонными проводами, оптоволоконными кабелями, спутниковыми и наземными радиоканалами…

У Сети нет ни владельца, ни начальника. Все сети и компьютеры, объединенные в Интернет, а также каналы связи между сетями являются собственностью какой-либо организации или физического лица.

Интернет организован по классической схеме «клиент — сервер». Пользователь на своем компьютере работает с программой-клиентом, которая через Сеть обращается к серверам, обслуживающим тысячи запросов от клиентов по всему миру.


Узел Интернета в широком смысле — любое вычислительное устройство, включенное в сеть и имеющее свой (уникальный) IP-адрес. Узел в более узком смысле — мощный компьютер (сервер) или локальная сеть, содержащая десятки компьютеров. Узлы оснащены коммуникационным оборудованием, позволяющим эксплуатировать каналы связи. Интернет образует «паутину», в которой между двумя любыми узлами есть связь либо по прямому каналу, либо через ряд промежуточных узлов.


2.2. Сетевые протоколы.


Сетевые протоколы — правила обмена информацией между различными сетями и компьютерами. Протоколы стандартизируют систему адресов (имен), механизмы приема/передачи информации и контроля правильности полученной информации (защиту от помех).

Передача информации возможна двумя способами: с помощью сети с коммутацией каналов (городские телефоны; персонально, но дорого) или сети с коммутацией пакетов (бумажная почта; оптом, но дешево). Интернет использует коммутацию пакетов.

Принцип коммутации пакетов состоит в разбиении исходного сообщения на небольшие фрагменты (пакеты), которые передаются в сети по независимым друг от друга каналам через ряд промежуточных узлов. Поэтому каждый из пакетов одного и того же сообщения может дойти к адресату своим неповторимым путем (причем в непредсказуемом порядке). На приемном конце пакеты вновь собираются в сообщение, которое и передается адресату. Этот метод отличается повышенной надежностью, гибкостью и низкой ценой передачи информации.


Каждый компьютер, подключенный к Сети, имеет уникальный адрес — двоичное число длиной 32 бита и дополнительное число («маска», 32 бита), характеризующее сеть, в состав которой входит этот компьютер. Такой адрес называется IP-адресом компьютера (от Internet Protocol). Для удобства людей адрес обычно записывается в виде четырех десятичных чисел, разделенных точками; каждое в диапазоне от 0 до 255. Максимально возможное число адресов — 232= 4294967296 шт., но далеко не все из них могут использоваться, поэтому запас свободных адресов стремительно сокращается. Выход — в принятии нового протокола IPv6, в котором адреса представляются шестнадцатью числами вместо четырех (128 бит). Уникальность IP-адресов координируется некоммерческим центром «InterNIC» (Internet Network Information Center); регистрация адресов сетей Интернета производится организацией Internet Assigned Numbers Authory (IANA, Агентство по выделению имен и уникальных параметров протоколов Интернета). Возможно статическое и динамическое распределение IP-адресов.

Часть разрядов IP-адреса отводится под номер сети, а оставшиеся — под номер компьютера в этой сети. Количество разрядов, выделенное для идентификации сети, может быть разным, поэтому для указания на эти разряды служит маска подсети. Маска — также тридцатидвухбитное число, записываемое четверкой десятичных чисел. Разряды маски, соответствующие номеру сети, установлены (в единицу), а соответствующие номеру компьютера в этой сети — сброшены (равны нулю). По типу масок подсетей IP-адреса делятся на классы (5 шт. — от A до E). Существуют нерегистрируемые IP-адреса для использования внутри локальных сетей, а также IP-адреса специального назначения (отладочные, широковещательные и др.).


Вторым основным протоколом Интернета является TCP (Transmission Control Protocol — управление передачей сообщений), который делит большие сообщения на пакеты стандартного размера и присваивает этим пакетам уникальные номера, благодаря которым при приеме возможна сборка исходного сообщения из переданных пакетов. Пример — книга, разобранная по листочкам, каждый из которых посылается по почте в отдельном конверте. Кроме того, протокол TCP имеет систему проверки переданных данных на наличие ошибок; при возникновении ошибки протокол либо исправляет ее, либо запрашивает у отправителя повторную передачу «ошибочного» пакета.

Т.о. протокол TCP обеспечивает создание пакетов и их гарантированно безошибочную передачу, а протокол IP — маршрутизацию пакетов на компьютер назначения через промежуточные сети. Благодаря протоколам TCP/IP сеть с пакетной коммутацией выглядит для пользователя почти как сеть с коммутацией каналов, т.к. реализация этих протоколов входит в состав операционной системы (в частности, в виде драйверов к модему или сетевой карте). По этой причине пользователь при работе в Интернет может оперировать привычными понятиями «файл», «документ», «каталог».

Помимо TCP существует протокол UDP (User Datagram Protocol — протокол дейтаграмм пользователя), который лишен надежности TCP — в нем нет средств для проверки ошибок и повторного запроса «потерянных» пакетов. Зато с помощью UDP можно организовать постоянный поток данных (не критичных к наличию ошибок) с минимальными задержками, что позволяет проводить аудио и видео конференции.


2.3. Символические имена.


Под адресом вообще в дальнейшем будем понимать как IP-адрес, так и символический адрес (имя).

Символические адреса (имена) заменяют числовые IP-адреса для удобства пользо-вателей. Людям сложно запоминать последовательности цифр, а осмысленные буквенные имена — легко. Символические имена представляют собой набор слов, разделенных (так же как в IP-адресе) точкой:

третий.второй.первый

Адрес читается справа налево, каждое слово в нем называется доменом. Старший (первый, корневой) домен — территориальный, он указывает на страну, в которой зарегистрирован узел. Исключением являются США, узлы которых могут иметь специальные корневые домены. Приведем краткий список доменов первого уровня:

.com — коммерческие организации;

.org — некоммерческие организации;

.edu — образовательные учреждения;

.gov — правительственные учреждения;

.net — Сеть;

.ru — Россия;

.ua — Украина;

.fr — Франция.

Следующие за территориальным домены (второго и третьего уровня) указывают узел и его подсети, а также отдельные серверы. Не существует строгой связи между символическими и IP-адресами узлов Интернета. Задача трансляции (отображения) одних в другие возлагается на службу DNS.

DNS (Domain Name Service) — распределенная на различных узлах Сети иерархическая база данных, позволяющая установить взаимное соответствие символических и IP-адресов (своего рода телефонный справочник). Для пользователя работа службы DNS (после первоначальной настройки) абсолютно прозрачна.


2.4. Доступ к Сети.


Провайдер (Internet Service Provider, ISP) — фирма, предоставляющая услуги организациям и частным пользователям по выходу в Интернет. Провайдеры первого уровня имеют свои собственные каналы связи с другими крупными узлами Сети, образуя, тем самым, «хребет» Интернета. Провайдеры второго уровня предоставляют пользователям аналогичный сервис, используя при этом коммуникации провайдеров первого уровня.

Для работы во Всемирной паутине (WWW) через телефонные линии реализованы протоколы SLIP/PPP (Serial Line Internet Protocol, Point-to-Point Protocol). Подключение к Интернету может быть постоянным (on-line) или сеансовым (dial-up). В последнем случае каждый раз для установки соединения необходимо, чтобы компьютер дозванивался до компьютера провайдера по телефонной сети.

На скорость обмена информацией влияют следующие факторы: тип линии (телефонная, выделенная, оптоволоконная), качество (и совместимость) модемов, пропускная способность канала провайдера, количество одновременно работающих клиентов провайдера, удаленность запрашиваемого информационного источника, быстродействие компьютера пользователя и сервера, с которым происходит обмен информацией.

Модем (modem, МОДулятор-ДЕМодулятор) — устройство, предназначенное для прямого (модуляция) и обратного (демодуляция) преобразования цифровой информации в аналоговый сигнал (звук), который может быть передан по телефонной линии. По типу подключения к компьютеру модемы делятся на внешние и внутренние.

Возможно выделенное подключение (индивидуальное или через локальную сеть).


2.5. Проблемы использования Интернета в России.


Пользователи, выходящие в Сеть из дома при помощи аналоговых модемов, часто сталкиваются с низким качеством телефонных линий, в первую очередь — их зашумленностью. Кроме того, старые отечественные АТС снабжались специальными фильтрами, пропускающими только голосовые частоты, что сильно ограничивает максимальную скорость передачи информации.

Изначально «языком межнационального общения» был английский (т.к. Сеть появилась в США), что отразилось на используемых терминах. Поскольку до сих пор большая часть Web-страниц написана на английском языке, знание этого языка практически необходимо для комфортного «пребывания» в Сети. Для того чтобы использовать символы русского алфавита в различных услугах Интернета, имеется несколько противоречивых решений — символьных кодировок. Чаще всего Web-браузер автоматически выбирает правильную кодировку, но пользователи должны быть готовыми изменить кодировку вручную. Более серьезные проблемы с кодировками могут быть при работе с электронной почтой, т.к. письмо при «путешествии» через цепочку почтовых серверов может подвергнуться многочисленным конвертациям (преобразованиям) из одной кодировки в другую, так что адресат часто не может (без помощи специальных программ) декодировать полученное письмо. Наиболее распространены кодировки: Windows (cp-1251), DOS (cp-866), KOI-8, Unicode, Mac, ISO; иногда при написании писем используют транслитерацию, т.е. запись русских слов буквами латиницы, близкими (по произношению) к русским буквам.

Третья проблема носит экономический характер. Для того чтобы выйти в Сеть из дома, необходимо наличие телефонной линии и компьютера с модемом. К сожалению, существенная часть населения России не имеет возможности это приобрести. Кроме того, цена часа доступа в Интернет все еще не позволяет пребывать в Сети, не оглядываясь на время. Тем же, кто имеет выход в Интернет на работе, часто искусственно ограничивают перечень доступных услуг и Web-сайтов (чтобы путешествия по Сети не отвлекали от работы).


3. Информационные услуги сети Интернет.


Интернет — это система, направленная на пользователя и предоставляющая ему те или иные виды услуг. Основными услугами являются следующие:


Всемирная паутина (World Wide Web, WWW) — сетевая служба для удобного представления разнородной информации (текстовой и графической); она позволяет пользователю интерактивно работать с документами. Подробнее см. п. 4.


Электронная почта (e-mail) — наиболее распространенная сетевая служба для обмена сообщениями. Нахождение адресата в режиме on-line не обязательно, до востребования письма хранятся на специальных компьютерах, круглосуточно подключенных к Сети — почтовых серверах. Письма отправляются и получаются по запросу пользователя, когда он подключается к Сети. Электронные письма доставляются за считанные секунды в любую точку мира; письма могут содержать форматированный текст и подсоединенные файлы любого типа (документы, картинки, музыку и т.п.). Подробнее см. п. 7.


Телеконференция — сетевой форум (клуб общения), организованный для ведения дискуссий и обмена новостями по определенным темам. Пользователи делятся на две группы: небольшое ядро активно выступающих людей и многочисленные «читатели», которые просто просматривают интересующие их темы. Выступающие обязаны придерживаться правил конференции, при обсуждении не выходить за пределы обозначенной темы.

Можно выделить два типа конференций: по списку рассылки («для своих») и Usenet — открытые конференции «от одного — всем» (старое название «доски объявлений», BBS).

В настоящее время форумы, организованные на базе WWW, практически вытеснили конференции, проводимые по протоколу Usenet. Также широкое распространение получили «гостевые книги», где можно оставить свое личное мнение о сайте-хозяине, «живые журналы» (блоги) — сетевые дневники пользователей, выставленные на всеобщее обозрение и позволяющие оставлять «гостям» свои комментарии к мыслям «хозяина».


Чаты (системы мгновенного обмена сообщениями) — частные «разговоры текстом» в реальном времени посредством сети Интернет. Существует множество таких систем: IRC (Internet Relay Chat), ICQ. Возможны как приватные разговоры двух пользователей, так и коллективные переговоры в тематических «каналах». Web-версии систем обмена сообщениями немного напоминают форумы, отличаясь, в основном, большей интенсивностью высказываний и меньшей их информационной содержательностью.


IT (Internet Telephone, интернет-телефония) — система голосового (иногда и видео) общения через каналы Сети. Позволяет пользователям, удаленным друг от друга на любое расстояние, разговаривать между собой по цене доступа в Интернет, что (в некоторых случаях) в десятки раз дешевле, чем международные телефонные переговоры. Из недостатков ИТ можно отметить задержу (порядка секунды) прохождения сигнала (вызванное буферизацией пакетов) и низкое (пока) качество звука, обусловленное недостаточной скоростью каналов связи.


FTP (File Transfer Protocol) — средство передачи файлов. Как правило, по этому протоколу можно получить доступ к большим архивам файлов: документов, картинок, программ и т.п.


Telnet — программа, обеспечивающая доступ к удаленному компьютеру через Сеть. При помощи нее можно управлять файлами на удаленном компьютере, запускать на нем программы.


4. Всемирная паутина (WWW).


Всемирная паутина (World Wide Web, WWW) — глобальная гипертекстовая система, использующая Интернет в качестве транспортного средства. WWW представляет собой множество Web-страниц, размещенных на узлах Интернета и связанных между собой гиперссылками. В настоящее время, подавляющая часть информации в Сети представлена именно в виде ресурсов WWW. Часто ошибочно называют Интернетом только эту службу. Для понимания принципов работы службы WWW необходимо пояснить некоторые термины.


Веб-… (Web-…) — приставка, обозначающая принадлежность к Всемирной паутине (WWW) или к корпоративной сети обмена данными, организованной по принципу Всемирной паутины. Слово Web используется как синоним службы WWW.


HTML (HyperText Markup Language, язык разметки гипертекста) — формат текстового файла, в котором различные части документа снабжены управляющими метками (тегами). Теги условно можно разделить на три типа: логическая разметка (разбиение на главы), описание внешнего вида элементов (размер букв, тип шрифта, элементы оформления) и ссылки на другие ресурсы (страницы, изображения и т.п.), которые, собственно, и делают из текста гипертекст. Часто документ, написанный на языке HTML, называют Web-документом (Web-страницей).


VRML (Virtual Reality Modeling Language, язык моделирования виртуальной реальности) — язык разметки, аналогичный HTML, но применяющийся для моделирования трехмерных (иногда динамичных) объектов.


Гипертекст (hypertext) — способ представления информации при помощи связей между документами. В Web-документе связь представляет собой ссылку в формате URL, указывающую на другой Web-документ (или его часть).


Гипертекстовая ссылка (иногда просто ссылка) — выделенная часть документа, позволяющая переходить к другому документу, содержащему [тематически] связанную информацию. Внешне ссылка — это фрагмент текста (обычно выделенный подчеркиванием и цветом) или рисунок, щелчок по которому вызывает переход на связанный с ним ресурс. При подведении указателя мыши к ссылке, курсор «стрелка» меняется на кисть руки с вытянутым указательным пальцем, а в строке состояния появляется адрес URL. По сути же ссылка — указатель на ресурс, записанный в формате URL.


URL (Universal Resource Locator, универсальный указатель ресурса) — стандартизированный адрес какого-либо файла в сети Интернет. С помощью URL можно сделать ссылку на:

  1. WWW-сервер или конкретную страницу этого сервера:

http://адрес_сервера/путь_к_странице

Если не указать «путь к странице», откроется «главная» страница этого сервера.

  1. FTP-сервер или конкретный файл этого сервера:

ftp://адрес_сервера/путь_к_файлу

Если не указать «путь к файлу», откроется «корневая» папка этого сервера.

  1. Входящий ящик электронной почты:

mailto:имя@хост

  1. Файл на локальном компьютере:

file:///путь_к_файлу

Кроме вышеуказанных «полных» адресов в гиперссылках, указывающих на документы, хранящиеся на том же сайте, можно применять сокращенные адреса — локальные пути к файлам в формате «путь/файл». Применение таких ссылок позволяет делать «переносимые» сайты, функционирование которых не зависит от адреса хост-сервера. Особенно удобно в сокращенном формате указывать адреса иллюстраций, которые, как правило, хранятся недалеко (в логическом смысле) от самого документа.


Web-страница — структурная единица WWW, включающая в себя как собственную информацию (форматированный текст и графика), так и ссылки на другие страницы.


Web-сайт (site) — группа HTML-документов (Web-страниц), объединенных по смыслу и имеющих одинаковое дизайнерское решение. Как правило, сайт целиком располагается на определенном Web-узле.


Web-узел — набор связанных между собой информационных онлайновых ресурсов, предназначенных для просмотра через компьютерную сеть. Веб-узел может представлять собой набор документов в электронном виде, онлайновую службу.


Web-сервер (HTTP-сервер) — мощный компьютер, хранящий и пересылающий пользователям документы и другие файлы с использованием протокола HTTP. Веб-сервером также называют программное приложение, обеспечивающее работу одного или нескольких веб-узлов.


CGI (Common Gateway Interface) — стандарт, позволяющий Web-серверам запускать прикладные программы, например поисковые системы, программы обработки информации, полученной из форм, заполненных пользователями на Web-страницах.


Java — объектно-ориентированный многоплатформенный (т.е. машинно-независимый) язык, разработанный в компании Sun Microsystems. Может применяться для создания распределенных прикладных Web-систем. Программы, написанные на Java и называемые апплетами (applet), выполняются на компьютере клиента (в отличие от CGI-программ).


HTTP (HyperText Transfer Protocol) — протокол передачи гипертекста, по которому клиент запрашивает Web-страницу, а сервер ее передает Web-браузеру (подробнее см. http://info.cern.ch). Протокол позволяет начинать просмотр документа даже в случае, когда он загружен не полностью, а также осуществлять поиск и другие операции с документами на сервере.


Интернет (Сеть) — «сеть сетей», глобальная компьютерная сеть, использующая стандартизированные протоколы (например, TCP/IP) и объединяющая более 50000 тысяч сетей (WAN, WWW).


Интранет (интрасеть) — внутрикорпоративная сеть, использующая стандарты, технологии и программное обеспечение Интернета. Интранет может быть изолирован от внешних пользователей или функционировать как автономная сеть, не имеющая доступа извне.


Клиент — пользователь, компьютер или программа, запрашивающие услуги, ресурсы, данные или обработку у другой программы или компьютера.


Контент (информационное наполнение) — любое информационно-значимое наполнение информационной системы или веб-узла (тексты, графика, мультимедиа).


Онлайновый ресурс — ресурс Сети, доступ к которому осуществляется в режиме реального времени посредством компьютера, подключенного к сети. В виде онлайновых ресурсов может предоставляться оперативная информация или возможность работы в режиме диалога с программой или другим пользователем.


Портал — веб-узел, предназначенный для предоставления интегрированной информации. Представляет «единую точку доступа» ко всем необходимым ресурсам и обычно содержит ссылки на другие веб-узлы, содержание которых отвечает интересам посетителям портала.


Провайдер услуг — компания, предоставляющая в данном регионе разного рода IT-услуги, например доступ в Интернет, системную интеграцию и т.п.


Сервер — 1) программа, которая оказывает некоторые услуги другим программам (клиентам); связь между клиентом и сервером обычно осуществляется посредством передачи сообщений, часто по сети, и использует некий протокол для кодирования запросов клиента и ответов сервера; 2) компьютер, который оказывает некоторые услуги другим компьютерам, подключенным к нему через сеть.


5. Браузеры.


Web-браузер (browser, просмотрщик, веб-обозреватель) — программа для навигации по Web и просмотра HTML-документов, а также других информационных ресурсов Сети. Браузер выдает запрос на получение Web-страницы (адрес URL которой пользователь ввел непосредственно или указал при помощи ссылки), загружает эту страницу и визуализирует её.

Первый браузер — «Mosaic» — был создан Марком Андерсеном в NCSA (Центр суперкомпьютерных приложений). В настоящий момент существует большое количество браузеров; периодически выходят новые версии этих программ. Наиболее распространены следующие:

  • Microsoft Internet Explorer (MS IE);

  • Mozilla (Firefox);

  • Opera;

  • Netscape Navigator.

Несмотря на то, что язык HTML стандартизирован, различные браузеры (даже разные версии одного и того же браузера) могут по-разному отображать различные элементы Web-странички (абзацы, картинки, таблицы). По этой причине некоторые сайты имеют несколько версий, каждая из которых оптимальным образом работает в одном из браузеров.


«Mosaic» был первым браузером, он мог отображать только текстовую информацию. С появлением операционных систем, снабженных графическим пользовательским интерфейсом, этот браузер был вытеснен программой «Netscape Navigator». Начиная с MS Windows 95 OSR2, браузер «MS Internet Explorer» стал (бесплатно) включаться в поставку самой распространенной операционной системы — MS Windows, в то время как остальные браузеры были отдельными коммерческими программами и, соответственно, приобретались отдельно (и за деньги). По причине такого способа распространения, около 90% пользователей сети просматривают ресурсы WWW браузером «MS IE». Поскольку приемы работы в различных браузерах отличаются несущественно, в примерах мы будем использовать «Internet Explorer» как наиболее распространенный.

Внешний вид окон различных браузеров почти не отличается. Если рассматривать окно программы сверху вниз, можно выделить следующие структурные элементы:

  • строка заголовка, в которой написано название текущего документа, название программы и режим работы;

  • главное меню, из которого открывается доступ ко всем возможностям программы;

  • панель инструментов — пиктограммы с текстовыми подписями, которые позволяют легко выполнять самые распространенные действия;

  • адресная строка, в которой отображается URL текущей страницы; пользователь может вручную вводить новый адрес или перетаскивать сюда ссылку;

  • рабочая область — большая часть окна, которая отведена для отображения HTML-документа (Web-странички);

  • строка состояния, в которой появляется информация о действиях программы в данный момент; например, если установить указатель мыши на ссылке, в строке состояния появится URL документа, соответствующего этой ссылке.


5.1. Панель инструментов MS Internet Explorer.


Кнопка «Назад» [Alt+Left] возвращает в предыдущей странице; может использоваться неоднократно. Работает только в том случае, когда пользователь перешел на текущую страницу по ссылке.


Кнопка «Вперед» [Alt+Right] возвращает к странице, которая просматривалась перед нажатием кнопки «Назад».


Кнопка «Остановить» [Esc] останавливает загрузку страницы; используется в том случае, когда процесс поиска и загрузки Web-страницы затянулся.


Кнопка «Обновить» [F5] обновляет (т.е. перезагружает) текущую страницу. Перезагрузка может быть полезна для того, чтобы измененные настройки браузера «сработали» на просматриваемой странице, а также в случае «срыва» при загрузке страницы (это иногда случается из-за превышения времени ожидания или сбоя Web-сервера).


Кнопка «Домой» [Alt+Home] загружает «домашнюю» (стартовую, основную, home page) страницу, т.е. страницу по умолчанию. Эта страница автоматически загружается при запуске браузера. Адрес домашней страницы можно установить через основное меню, выбрав: «Сервис / Свойства обозревателя / Общие / Домашняя страница».


Кнопка «Печать» [Ctrl+P] выводит на принтер просматриваемую страницу.


5.2. Главное меню MS Internet Explorer.


Главное (основное) меню отрывает доступ ко всем возможностям программы. Пункты меню сгруппированы в разделы: «Файл», «Вид», «Избранное», «Сервис», «Справка». Поясним далее основные команды этих разделов.


  1   2   3   4

Похожие:

Методическое пособие по курсам «Компьютерные системы и сети» iconМаксимов Н. В., Попов И. И. Компьютерные сети: Учеб пособие. 3-е изд
Компьютерные сети: Учеб пособие. 3-е изд., испр и доп. М.: Форум, 2008. 448 с.: ил. (Профессиональное образование), переплет, тираж...
Методическое пособие по курсам «Компьютерные системы и сети» iconРешением научно-технического совета Самгту 24. 05. 2011
Телекоммуникационные системы и компьютерные сети, утвержденной приказом Минобрнауки РФ от 08. 10. 2007 г. №274 и паспорта специальности...
Методическое пособие по курсам «Компьютерные системы и сети» iconУчебно-методическое пособие по курсу системы и сети связи
Галуев Г. А. Принципы построения и основы функционирования систем и сетей связи: Учебно-методическое пособие
Методическое пособие по курсам «Компьютерные системы и сети» iconКомпьютерные сети и Интернет Учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для использования в дистанционном курсе "Введение в информатику (пользовательский аспект)"...
Методическое пособие по курсам «Компьютерные системы и сети» iconМетодическое пособие по курсам "Технология конкурентоспособных изделий" и "Конструкции и технология электрооборудования
Методическое пособие предназначено для студентов Института Электротехники, выполняющих курсовые и дипломный проекты (кп и дп), и...
Методическое пособие по курсам «Компьютерные системы и сети» iconМетодическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. Автор составитель Б. А. Буланов
Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений
Методическое пособие по курсам «Компьютерные системы и сети» iconКомпьютерные сети
Наглядность: презентация “Компьютерные сети”, плакаты (топология локальных сетей)
Методическое пособие по курсам «Компьютерные системы и сети» iconБорисов Н. А., Лукин А. А. Информационные компьютерные сети: Учеб метод пособие для практ занятий
«Информационные системы в экономике» Московского университета потребительской кооперации
Методическое пособие по курсам «Компьютерные системы и сети» iconБорисов Н. А., Лукин А. А. Информационные компьютерные сети: Учеб метод пособие для практ занятий
«Информационные системы в экономике» Московского университета потребительской кооперации
Методическое пособие по курсам «Компьютерные системы и сети» iconМетодические указания к лабораторным работам по дисциплине «Компьютерные сети»
Учебная дисциплина «Компьютерные сети» является нормативной и входит в цикл профессиональной и практической подготовки бакалавра
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница