Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Однородные члены предложения: пунктуационные и грамматические нормы, роль в речи»




Скачать 65.67 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка в 11 классе по теме «Однородные члены предложения: пунктуационные и грамматические нормы, роль в речи»
Дата09.12.2012
Размер65.67 Kb.
ТипКонспект
Конспект урока русского языка в 11 классе

по теме «Однородные члены предложения: пунктуационные и грамматические нормы, роль в речи»

(Дёмина Э.А.)


Цель: обобщить знания по указанной теме, совершенствовать пунктуационное и речеведческое умение по теме с целью подготовки к ЕГЭ.


Пояснение. Все материалы к уроку созданы с помощью ИКТ в программных средах Word, Pauer Point.


Ход урока


Объявление темы урока, постановка цели.


На урок вам выданы 2 листа: первый с дидактическим материалом по данной теме, второй с контрольным тестом, который вы выполните в конце урока. Пожалуйста, будьте внимательны, когда я буду называть номер выполняемого задания, т. к. на каждое отводится определённое количество времени.

Итак, в начале урока я приглашаю к доске…, которой нужно будет выполнить задание №1 за то время, пока с классом мы проверяем домашнюю работу.


Словарная работа (проверка домашнего задания)

Одно из домашних заданий к сегодняшнему уроку заключалось в следующем: каждой группе было дано иноязычное слово, нужно было объяснить его лексическое значение любым способом: либо записать словарную статью, либо подобрать русский эквивалент, либо общеупотребительный синоним, объясняющий его лексическое значение, - и с этим словом составить предложение, осложнённое однородными членами, и прокомментировать постановку знаков препинания в нём.

Задание классу

I Запишите в тетради слова, значения которых вам не понятны или незнакомы.

1 группа – ИНАУГУРАЦИЯ – торжественное вступление в должность главы государства. На инаугурации президента России присутствовали первые лица государств, представители общественных организаций, журналисты.

2 группа – БРЕНД – фабричная марка, торговый знак. На выставке были представлены товары не только западных, но и отечественных брендов.

3 группа – ДИВИДЕНД – прибыль В ходе переговоров необходимо подписать важные контракты и заключить выгодные сделки, которые принесут фирме приличные дивиденды. ИНСТАЛЛЯЦИЯ – 1) (в изо) художественное произведение, представляющее собой композицию из реальных предметов; 2) (в информатике) установка на ЭВМ. Особое впечатление на москвичей и петербуржцев инсталляция скандально известного молодого художника.

4 группа – ПОСТЕР – красочный плакат, представляющий собой большую фотографию артистов какой-либо музыкальной группы и рекламирующий её выступление.

5 группа – ПАНОПТИКУМ – собрание уникальных предметов, редкостей. В дар столичному музею были переданы не только уникальные полотна голландских и итальянских художников, но и паноптикум, главная гордость коллекционера.

6 группа – ДИСПЛЕЙ – экран На дисплее появилась информация о факультетах университета и об условиях поступления в 2009 году.

Итак, сегодня мы пополнили свой словарный запас на 6 слов.


Проверяем первое индивидуальное задание: … нужно было по вопросам, предложенным в 1 задании раздаточного материала, сделать вывод об однородных членах предложения; ответ на 5 вопрос представить в виде схем.

Индивидуальное задание (графическая работа) (1 задание в раздаточном материале).

Ученик делает вывод об однородных членах предложения (по вопросам):

  1. С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?

  2. Зависят ли они друг от друга?

  3. На какой вопрос отвечают?

  4. Как связаны между собой? (перечислительной интонацией или сочинительными союзами).

5) Как ставятся знаки препинания?

  1. Какую роль играют в речи? (Играют роль действительно изобразительного средства: при их помощи рисуются детали общей картины, показывается динамика действия, они создают ряды эпитетов, обладающих большой выразительностью).

… дала довольно исчерпывающие ответы на поставленные вопросы, сумев выстроить логичное высказывание по опознавательным признакам однородных членов предложения и их роли в речи, а также при помощи схем верно объяснила постановку знаков препинания в предложениях, осложнённых однородными членами.


II Задания на пунктуационные нормы языка содержатся в части А ЕГЭ. Предложения с однородными членами часто предлагаются в А22 (по новому демонстрационному материалу). Поэтому для следующего задания я выбрала подобные примеры. Пока класс работает над заданием 2, …выполняет индивидуальное задание, стоящее под номером 3 в раздаточном материале.

Задание

Записать предложения и объяснить постановку знаков препинания в них (2 задание в раздаточном материале) (А22)

  1. Рассматривая старинную картину, учёный пользовался лупой или надевал очки.

  2. Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.(повторяющийся союз)

3) Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал,

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно (попарное соединение)

4) Мерцающее небо не то чтобы стоит над головой, а как будто обнимает тебя со всех сторон.(запятая перед второй частью двойного союза)


Индивидуальное задание

В русской пунктуации существуют особые случаи постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. О некоторых из них нам расскажет …

Она должна была сделать вывод об особых случаях, проанализировав предложения задания 3.

    1. И днём и ночью кот учёный ходит всё ходит по цепи кругом.(не разделяются два однородных члена с повторяющимся союзом, если они образуют тесное смысловое единство и при нет зависимых слов)

    2. А мужик всё гребёт да гребёт и кормит генералов селёдками.(не разделяются запятой три однородных члена, соединённых союзами И, ДА = И, если два из них образуют тесное смысловое единство).

    3. Я сегодня поднялся ни свет ни заря.(не являются однородными членами, а потому не разделяются запятой устойчивые выражения).

Дополнение учителя (с показом слайдов)

В предложениях с однородными членами возможна постановка тире, если:

1) и = но, то есть выражает противопоставление или указывает на быструю смену действий, на следствие: Хотел объехать целый свет – И не объехал сотой доли (Гр.)

2) при пропуске союзов А, НО: Не небесам чужой отчизны – я песни родине слагал.


III Однако с употреблением однородных членов предложения связаны не только пунктуационные, но и грамматические и речевые ошибки. Умение находить подобные ошибки проверяется в А5 ЕГЭ.

Задание

Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Объясните, какая норма нарушена.(4 задание в раздаточном материале).

  1. В горах и долинах, в лугах и пастбищах уже появились весенние цветы (на лугах)- неверное использование предлога.

  2. В документальном фильме нам хотелось бы показать и рассказать немного о жизни современной деревни.(показать жизнь современной деревни и немного рассказать о ней) – слово, которое должно быть согласовано с однородными членами, фактически связано только с ближайшим.

  3. Ради своей цели человек делает много ошибок и жертв.(делает много ошибок и приносит огромные жертвы) – нарушение лексической сочетаемости.

  4. Рекомендую дамам не выходить без мужа или без дубинки.(нарушение логической связи между однородными членами, так как в качестве однородных используются неоднородные понятия – пародия на нелогичную речь)


IV На использовании однородных членов предложения основаны некоторые средства художественной выразительности, работа с которыми вам предлагается в задании В8. Какие?

(Стилистические фигуры речи – градация, бессоюзие, многосоюзие).

Задание

Определить, какие стилистические фигуры использованы в предложениях, данных в 5 задании и с какой целью; предложения не записывать, а записать только название используемого приёма и его роль в предложении (5 задание в раздаточном материале) – работа в парах

  1. И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь, и страсть, и ненависть к отчизне… и чёрная, земная кровь сулит нам, раздувая вены, все разрушая рубежи, неслыханные перемены, невиданные мятежи.(Блок) – многосоюзие- увеличение союзов в предложении, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи.

  2. Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах,

И стаи галок на крестах.(Пушкин)

Бессоюзие – 1) помогает создать яркий, живой образ города; 2) создаёт имитацию быстрой езды, 3) придаёт речи быстроту, энергичность, создаёт впечатление стремительности происходящего.


3. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (Аксаков) – восходящая градация, каждая последующая часть высказывания заключает в себе усиливающее смысловое или эмоционально-экспрессивное значение).


Вывод по уроку

Таким образом, работа с синтаксическими конструкциями, включающими в себя однородные члены предложения, должна убедить нас в необходимости вдумчивого, внимательного подхода к их анализу, для того чтобы избежать как пунктуационных, так и грамматических и речевых ошибок; чтобы суметь в экзаменационной работе определить приём, в основу которого положено использование однородных членов, а также для точности и выразительности собственной речи, как того требует критерий проверки и оценки выполнения задания части С – К6.


Контрольный тест (по вариантам)


Домашнее задание

Написать миниатюру с использованием однородных членов предложения на тему:

1 ряд – «Я помню чудное мгновенье…»

2 ряд – «Я не люблю…»

3 ряд – «Зимы ждала, ждала природа…»


Согласовано с кафедрой

теории и методики обучения КОИРО.

Доцент кафедры теории и

методики обучения,

кандидат филологических наук (И.Ю.Малышева)

Похожие:

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Однородные члены предложения: пунктуационные и грамматические нормы, роль в речи» icon№5. Морфологические нормы русского языка Понятие о морфологических нормах
Следующий вид норм русского литературного языка – грамматические нормы. Грамматические нормы обычно делят на два вида: морфологические...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Однородные члены предложения: пунктуационные и грамматические нормы, роль в речи» iconКонспект урока русского языка в 8 классе
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению»
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Однородные члены предложения: пунктуационные и грамматические нормы, роль в речи» iconПлан-конспект урока «Обособленные члены предложения»
Цель урока: закрепить с учащимися понятие «Обособленные члены предложения» и организовать самостоятельно-познавательную деятельность...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Однородные члены предложения: пунктуационные и грамматические нормы, роль в речи» iconКонспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний» с использованием эор
Игнатьева С. С. Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний» с использованием эор
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Однородные члены предложения: пунктуационные и грамматические нормы, роль в речи» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 6 классе зачёт по теме «Имя числительное»
План – конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе (зачёт по теме «Имя числительное»), проведенного учителем русского языка...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Однородные члены предложения: пунктуационные и грамматические нормы, роль в речи» iconКонспект открытого урока по развитию речи в 8 классе учителя русского языка и литературы гбоу сош №115 Выборгского района Санкт-Петербурга Прохоровой Т. Н. Методические материалы 2012
Конспект открытого урока по развитию речи в 8 классе учителя русского языка и литературы гбоу сош №115 Выборгского района Санкт-Петербурга...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Однородные члены предложения: пунктуационные и грамматические нормы, роль в речи» iconКонспект урока русского языка в 7 классе
Новосёлова Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №3»
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Однородные члены предложения: пунктуационные и грамматические нормы, роль в речи» iconКонспект урока русского языка в 11 классе по теме «Дискуссия «Нужно ли говорить правильно?»
Обучающие: выяснить разные точки зрения, столкновение которых поможет найти истину
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Однородные члены предложения: пунктуационные и грамматические нормы, роль в речи» iconМоу «Пудостьская средняя общеобразовательная школа»
Спишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения как
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Однородные члены предложения: пунктуационные и грамматические нормы, роль в речи» iconКафедра общего и сравнительно-исторического языкознания Лексико-грамматические классы слов русского языка в функции предлогов в современной деловой речи
Лексико-грамматические классы слов русского языка в функции предлогов в современной деловой речи
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница