Программа дисциплины Современные отраслевые рынки для направления 080500. 62 «Менеджмент»




Скачать 408.16 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Современные отраслевые рынки для направления 080500. 62 «Менеджмент»
страница1/3
Дата08.09.2012
Размер408.16 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3






Программа дисциплины



Современные отраслевые рынки


для направления 080500.62 «Менеджмент»



Утверждена

Учебно-методическим Советом ПФ ГУ-ВШЭ

Председатель Г.Е. Володина

«___» ____________________ 2009 г.


Одобрена на заседании кафедры

экономической теории

Зав.кафедрой Е.Л. Зуева

«___» ____________________ 2009 г.






Пермь 2009 год




  1. Пояснительная записка

Автор программы: старший преподаватель А.Ю. Редькина

Требования к студентам:

Курс «Экономика отраслевых рынков» предназначен для студентов дневного отделения факультета экономики специальности «Финансы и кредит» (3 курс) и является дисциплиной обязательной. Приступая к изучению дисциплины, студенты должны предварительно прослушать курсы «Микроэкономика» (1 и 2 уровень), «Теория игр», «Эконометрика».

Аннотация:

Курс «Экономика отраслевых рынков» является составной частью блока прикладных дисциплин, являющейся базой для изучения специальных дисциплин. Освоение основных экономических концепций и моделей позволяет развить у студентов навыки обобщения, абстрагирования, анализа, моделирования, прогнозирования, применения методов экономического анализа для изучения практических ситуаций.

Целью курса является формирование у студентов целостного представления об основных типах рыночных структур; факторах, определяющих структуру рынка; объяснение экономических решений фирм, действующих в разных рыночных структурах, описание влияния структуры рынка на общественное благосостояние, а также знакомство с основными направлениями антимонопольной политики и основными подходами к регулированию естественных монополий.

Курс «Экономика отраслевых рынков» создает основу для изучения следующих дисциплин: «Экономика России», «Корпоративное управление», «Слияния, присоединения и реструктуризация компаний».

Методика обучения. Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных и семинарских занятий (примерный перечень тем и заданий приводится в конце программы), а также индивидуальных консультаций. На семинарских занятиях решаются типовые расчётные задачи, проводится обсуждение и анализ практических ситуаций с применением активных методов обучения, отрабатываются навыки выступления и дискуссии. Самостоятельная работа студентов включает в себя освоение теоретического материала на основе конспектов лекций, основной и дополнительной литературы, публикаций в периодических изданиях; поиск и обработку информации, а также подготовку на ее основе презентаций в индивидуальном и групповом режиме к темам семинарских занятий. Во время индивидуальных консультаций преподавателем оказывается помощь в работе с литературой, в обработке найденных данных; проводится обсуждение полученных результат и др.; а также осуществляется контроль усвоения учебного материала, вынесенного на самостоятельное изучение.

В соответствии с учебным планом студенту должен написать реферат, эссе или выполнить домашнюю расчетную работу, предполагающую обработку реального статистического материала (примеры заданий и перечень возможных тем приводится в конце программы), кроме того, в конце курса предусматривается выполнение аудиторной контрольной работы.

Задачами преподавателя являются: структурированное, последовательное изложение теоретического материала курса на лекциях; помощь в организации самостоятельной работы студентов; выработка навыков системного подхода при анализе практических ситуаций с использованием основных теоретических моделей на семинарских занятиях; навыков решения типичных задач; осуществление контроля и оценка качества и глубины усвоения учебного материала курса.


Учебная задача курса:

В результате изучения курса студент должен знать основные понятия и концепции курса и уметь применять полученные знания при анализе теоретических и практических проблем, связанных с поведением фирмы в рамках различных рыночных структур. Иметь представление об основных задачах и методах проведения антимонопольной и промышленной политик, а также методах регулирования естественных монополий. Обладать навыками решения стандартных задач, предусмотренных курсом.

Формы контроля:

  1. текущий контроль: (реферат, аудиторная контрольная работа, работа на семинаре);

  2. итоговый контроль (устный экзамен);

  3. итоговая оценка (формируется на основании Положения о рейтинге ПФ ГУ-ВШЭ).

  1. Содержание программы:

Тема 1. Введение. Основные понятия и концепции

Введение в экономику отраслевых рынков. Значение теории отраслевых рынков для: определения стратегии и тактики поведения фирмы в разных рыночных структурах, классификации рынков, регулирования деятельности фирм, выработки оптимальной промышленной и антимонопольной политики государства.

Рынок (определение). Основные классификации рынков. Определение границ рынков (продуктовые и географические границы — подходы к определению). Отрасль (определение). Несовпадение понятий рынок и отрасль. Выделение отраслей на практике.

Классификационные признаки рыночных структур. Сравнительный анализ основных типов рыночных структур: рынки совершенной и работающей конкуренции, квазиконкурентные рынки, монополистическая конкуренция, олигополия, рынки с вертикальной интеграцией (или ограничениями), рынки с доминирующей фирмой, чистая монополия и монопсония, естественная монополия, картель (полный и неполный).

Факторы, определяющие структуру рынка: эффект масштаба (факторы, определяющие эффект масштаба, факторы, ограничивающие эффект масштаба), случайные факторы, воздействие государства, эластичность и темпы роста спроса, иностранная конкуренция, необратимые издержки.

Тема 2. Показатели концентрации и рыночной власти фирмы на рынке

Показатели рыночной власти фирм: индекс Бейна, индекс Лернера, коэффициент Тобина, коэффициент Ротшильда. Трудности, возникающие при подсчете индексов на практике, опыт их расчета и интерпретации для определения рыночной структуры и рыночной власти фирмы в развитых странах.

Показатели концентрации как характеристика структуры рынков. Индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации крупнейших фирм, показатели абсолютной и относительной энтропии, дисперсия рыночных долей, индекс Ханна-Кея, коэффициент Джини, индекс Холла-Тайдмана. Оценка значений этих показателей в теории и на практике. Положительные стороны и ограничения каждого.

Тема 3. Барьеры входа и структура рынка

Понятие барьеров входа (определения Дж.Бэйна, Дж.Стиглера, А.Вайзцекера). Классификация отраслей по высоте барьеров входа, предложенная Дж.Бейном. Классификация барьеров входа.

Нестратегические барьеры. Емкость рынка. Барьер капитальных затрат. Абсолютное преимущество в издержках производства старых фирм. Относительные преимущества в издержках. Административные барьеры. Состояние инфраструктуры. Репутация. Криминализация.

Стратегические барьеры. Ценообразование, ограничивающее вход (модель Бейна, модель Модильяни). Проблемы, связанные с построением данного барьера. Грабительское ценообразование. Барьер избыточных мощностей. Дополнительные инвестиции в оборудование. Долгосрочные контракты с третьими лицами. Дифференциация товара. Оценка высоты барьеров входа. Динамика рынка (проблемы входа-выхода с точки зрения долгосрочного периода). Особенности барьеров в российской экономике.

Тема 4. Анализ рыночных структур: МОНОПОЛИЯ.

Монопольный рынок: предпосылки анализа, основные выводы по модели чистой монополии. Воздействие монополии на общественное благосостояние. Оценка чистых потерь монополии: различные варианты линейного и нелинейного случаев. Измерение чистых потерь общества от монополии на практике. Проблемы, возникающие при оценке величины чистых потерь на практике.

Факторы, не учтенные при традиционной оценке потерь монополии: взаимное влияние отраслей, эффект дохода, повышение качества продукции, временной фактор, социальные издержки и X-неэффективность.

Многозаводской монополист. Модель монополиста, принимающего решения об оптимальном выпуске на нескольких заводах с разными технологиями. Модель монополиста, принимающего решение об определении числа заводов.

Возможности регулирования монополии: установление предельной цены, налогообложение (паушальный налог, потоварный налог и налог на прибыль).

Монополия на рынке товаров длительного пользования. Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза.

Тема 6. Стратегические взаимодействия на олигопольных рынках

Предпосылки олигопольного рынка. Аппарат теории игр в анализе олигополистического поведения. Общие понятия теории олигополии (равновесие по Нэшу, условия его существования и характеристики в различных играх; функция реакции). Классификация моделей олигополии.

Модель Бертрана (простая). Парадокс Бертрана и способы его разрешения. Рамки ценовой конкуренции: повторяющееся взаимодействие, дифференциация продукта, ограничения мощности.

Рынок с доминирующей фирмой:

Определение доминирующей фирмы Причины возникновения доминирующей фирмы.

Количественное лидерство: модель лидерства по Штакельбергу. Модель Форхаймера и модель ценового лидера: предпосылки модели, графическая иллюстрация, равновесие в модели. Ценовой зонтик. Доминирующая фирма и свободный вход.

Антимонопольное регулирование поведения доминирующей фирмы. Способы злоупотребления доминирующим положением. Хищническое ценообразование.

Модели кооперативного поведения:

Классификация моделей кооперативного поведения. Причины возникновения картелей. Простая (статическая) модель полного картеля. Динамическая модель картеля (условие стабильности). Народная теорема.

Факторы, влияющие на стабильность картеля в долгосрочном периоде: число фирм, частота изменения цен, изменения спроса, асимметрия между фирмами, горизонтальная продуктовая дифференциация, ограничение по мощности, диверсификация (многопродуктовые фирмы). Методы предотвращения нарушения картельного соглашения.

Тема 7. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения

Вертикальная интеграция (определение). Виды вертикальной интеграции. Вертикальные ограничения. Типы вертикальных ограничений. Стимулы к вертикальной интеграции и заключению вертикальных ограничений. Снижение трансакционных издержек. Решение проблемы двойной монопольной надбавки. Стремление фирмы снизить давление государственного регулирования. Использование ценовой дискриминации. Диверсификация производства. Стремление снизить потери от монопольной власти других фирм

Риск недобросовестного поведения и проблема "безбилетника" в отношениях производителя и дилера (посредника). Формы вертикальных ограничений. «Ценовые» контракты: линейная цена, 2-х частный тариф (плата за франшизу), установление минимальной и максимальной цены перепродажи (контроль уровня розничных цен). Квоты продаж. Практика "исключительной территории" и "исключительных контрактов". Участие в собственности. Положительные и отрицательные последствия вертикальной интеграции и вертикальных ограничений. Практика антимонопольного регулирования вертикальных ограничений.

Тема 8. Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация: мотивы и условия эффективного осуществления. Факторы, исключающие арбитраж.

Практика ценовой дискриминации: двухчастный тариф, блочный тариф, оптовые продажи, взаимосвязанные продажи, нелинейное ценообразование (определение комбинаций объема покупки/цены), сезонное ценообразование.

Типы ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация первого типа (условия осуществления, последствия). Ценовая дискриминация второго типа: виды реализации. Двухчастный тариф. Три варианта стратегии ценообразования с использованием двухчастного тарифа. Ценовая дискриминация третьего типа. Влияние ценовой дискриминации разных типов на общественное благосостояние.

Тема 9. Естественная монополия

Естественная монополия: характерные черты, причины возникновения. Виды естественной монополии. Примеры. Возможные причины демонополизации.

Формы регулирования отраслей естественной монополии. Ценообразование по предельным издержкам («первое наилучшее»). Возможности и проблемы конкурентного равновесия. «Второе наилучшее» и ценообразование Рамсея (для однопродуктовой и многопродуктовой фирмы). Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки. Влияние на качество товара регулируемого монополиста. Регулирование нормы доходности. Неэффективность инвестиционных решений регулируемой естественной монополии: эффект Аверча-Джонсона. Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии как альтернативный метод регулирования.

Тема 10. Рынки дифференцированных продуктов.

Дифференцированные товары. Факторы дифференциации. Классификация моделей с дифференцированным продуктом. Мера продуктовой дифференциации.

Непространственные модели дифференциации продукта. Количественная конкуренция с дифференцированным продуктом. Ценовая конкуренция с дифференцированным продуктом.

Модели пространственной дифференциации товара. Модель Хотеллинга с фиксированным местоположением фирм (случай линейных и квадратичных транспортных издержек издержек). Выбор местоположения и цены. Круговая модель Салопа.

Тема 11. Асимметрия информации и ее влияние на рынки

Неполнота и асимметрия информации. Проблемы «негативного отбора» и «морального риска» на товарных, финансовых рынках и рынках услуг. Несовершенство информации относительно качества товара: модель Дж.Акерлофа. Способы решения проблемы «неблагоприятного отбора». Сигналы качества как решение проблем, связанных с асимметрией информации. Способы устранения (смягчения) и способы усиления асимметрии ценовой информации. Асимметрия информации о ценах. «Ловушка» для туристов.

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

1. Литература:

Базовый учебник:

  1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М, Теория организации отраслевых рынков. М., Магистр, 1998.

  2. Кабраль Л.М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс. Мн.: Новое знание, 2003.

Основная:

  1. Розанова Н.М. Курс лекций «Теория организации отраслевых рынков». Пермь, 2001.

  2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2-х т. Скт.-Пб., Экономическая школа, 1997.

  3. «50 лекций по микроэкономике». В 2-х т. С.-Пб., Экономическая школа, 2000.

  4. Томпсон А., Формби Д. Экономика фирмы. М.: БИНОМ, 1998.


Дополнительная:

  1. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х т. С-Пб.: Экономическая школа, 1999.

  2. Шерер Ф.М., Росс Д., Структура отраслевых рынков. М.: Инфра-М, 1997.

  3. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. В 2-х т. С.-Пб., Экономическая школа, 1999.

  4. Милгром П., Робертс Д. «Экономика, организация и менеджмент», С.-Пб., Экономическая школа, 1999.

  5. Дж. Робинсон. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1994.

  6. Э.Чемберлин. Теория монополистической конкуренции, М., 1996.

  7. Shy Oz. Industrial Organization. Theory and Applications, 1995.

  8. Carlton D., Perloff J. Modern Industrial Organization. Harper Collins, USA, 1994.

  9. Shepherd W.G. The Economics of Industrial Organization: Analysis, Markets, and Policies. Prentice-Hall International, Inc. 1997.

  10. Lipczynski J., Wilson J. Industrial Organization: An Analysis of Competitive Markets / Prentice-Hall International, Inc. 2001.

  11. Wolfstetter E. Topics in Microeconomics. Industrial Organization, Auctions and Incentives. Cambridge University Press, 1999.

  12. Martin S. Advanced Industrial Economics, Blackwell, 1993.

  13. Jacobson D., Andreosso-O,Callaghan B. Industrial Economics and Organization., 1996.

2.
  1   2   3

Похожие:

Программа дисциплины Современные отраслевые рынки для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений» для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»...
Программа дисциплины Современные отраслевые рынки для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Основы маркетинга» для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 Менеджмент,...
Программа дисциплины Современные отраслевые рынки для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Управление организационной культурой» Для направления 080500. 62 «Менеджмент» Для специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»
Т. е современные организации в своей деятельности все больше зависят от таких нематериальных факторов, как корпоративная культура...
Программа дисциплины Современные отраслевые рынки для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Управленческое консультирование» для направления 080500. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Программа дисциплины Современные отраслевые рынки для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Управленческое консультирование» для направления 080500. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Программа дисциплины Современные отраслевые рынки для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Управление закупками» для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»...
Программа дисциплины Современные отраслевые рынки для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины История предпринимательства  для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Программа дисциплины Современные отраслевые рынки для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Информатика (автоматизация офисной деятельности) для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»...
Программа дисциплины Современные отраслевые рынки для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины " Информатика " Индекс дисциплины по учебному плану ен. Ф. 02 Специальность 080507 «Менеджмент организации»
Рабочая программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по...
Программа дисциплины Современные отраслевые рынки для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Современные проблемы менеджмента подготовки магистра по направлению 080500. 68 «Менеджмент» Магистерская программа «Общий и стратегический менеджмент»
Современные проблемы менеджмента подготовки магистра по направлению 080500. 68 «Менеджмент»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница