Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Р. 01 «Биологическая статистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020201.




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине ен. Р. 01 «Биологическая статистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020201.
страница1/7
Дата07.12.2012
Размер0.8 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»


Биологический факультет


Кафедра общей генетики, селекции и семеноводства


Утвержден Согласовано

на заседании кафедры «___» _________________ 200__ г.

от «____» ____________200__г.

Протокол №______ Декан БФ ______ /А.Ю. Паритов/

Зав.кафедрой _____ /М.К. Керефова/


Учебно-методический комплекс по дисциплине


ЕН.Р.01 «Биологическая статистика»


для студентов, обучающихся по специальности 020201.65 и по направлению 020201.62 Биология


Нальчик 2009

Автор-составитель:

Биттуева Мадина Мухаматовна

кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры генетики, селекции и семеноводства


Учебно-методический комплекс по дисциплине ЕН.Р.01 «Биологическая статистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020201.65 и направлению 020201.62 Биология.

Шифр. ЕН.Р.01 «Биологическая статистика».

Дисциплина входит в региональный компонент цикла дисциплин и является дисциплиной по выбору.



Содержание

стр.

1. Аннотация к УМКД

4

2. Выписка из ГОС ВПО для дисциплины

6

3. Рабочая учебная программа

7

3.1 Пояснительная записка

9

3.2 Распределение часов по семестрам

9

3.3 Тематический план курса

10

3.4 Содержание учебного материала

17

3.5 Глоссарий по дисциплине

19

3.6 Список литературы (основная и дополнительная)

28

3.7 Протокол согласования РУДП с другими дисциплинами направления (специальности)


29

3.8 Дополнения и изменения в РУДП на очередной учебный год

30

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

31

4.1 Методические рекомендации для преподавателя

31

4.2 Методические указания для студентов

34

4.3 Программа по организации контролируемой самостоятельной работы студентов


34

4.4 Обеспеченность образовательного процесса по дисциплине специализированным и лабораторным оборудованием


35

4.5 Карта обеспеченности литературой по дисциплине

36

4.6 Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы.


37

5. Текущая и промежуточная аттестация студентов по дисциплине

38

5.1 Балльно-рейтинговая система текущей аттестации студентов по дисциплине


38

5.2 Цели и задачи балльно-рейтинговой аттестации, обучающихся по дисциплине.


38

5.3 Состав и планирование в баллах рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине.


39

5.4 Шкала оценки по дисциплине

40

5.5 График балльно-рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине


40

5.6 Учетная документация при рейтинг-контроле по дисциплине

41

5.7 Порядок и сдача зачета

41

5.8 Отработка и повторное обучение

44

6. Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины

46

7. Приложение (тесты)

47



1. Аннотация к УМКД

Преподавание курса «Биологическая статистика» является необходимым этапом подготовки дипломированных специалистов биологов.

Актуальность введения данной дисциплины обусловлена исключительно быстрым развитием современного естествознания. За немногие десятилетия совершенно изменилась физическая картина мира. Большой прогресс достигнут и в области биологии, которая сейчас охватывает явления жизни на самых различных уровнях, начиная от молекулярного и кончая популяциями и экосистемами – сложными совокупностями многих видов животных и растений, населяющих территорию нашей планеты.

Одним из важных факторов, стимулирующих дальнейшее развитие различных областей естественных наук, является внедрение в них математики, что также является показателем «зрелости» науки.

Поле для приложения статистических методов в биологии очень значительно, так как многие экологические, генетические, цитологические, микробиологические, радиобиологические явления – массовые по своей природе. Осуществление событий в больших совокупностях может быть оценено вероятностями, а анализ их требует применения статистических методов.

Статистические методы существенно необходимы и при постановке экспериментов, так как только с их помощью можно установить, зависит ли наблюдаемое различие между опытными и контрольными группами от влияния изучаемого фактора или же оно чисто случайное, т.е. определяется многими другими факторами, не контролируемыми и не поддающимися учету.

Понимание и учет статистических закономерностей помогают экспериментатору составить методически обоснованный план опытов, правильно их провести и, наконец, сделать объективные выводы.

Роль математики и математической статистики в биологии также возросла в связи с развитием биоинформатики и кибернетики и многими связанными с ними областями.

Целью разработки учебно-методического комплекса по дисциплине «Биологическая статистика» является более эффективное освоение студентами данного предмета, которое достигается при решении ряда следующих задач:

  1. Рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий.

  2. Определение места и роли дисциплины «Биологическая статистика» в образовательной программе, ее основных учебных целей и задач.

  3. Отражение в содержании данной дисциплины современных достижений науки, техники и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной.

  4. Организация самостоятельной работы студентов с учетом рационального использования и распределения учебного времени между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов.

  5. Определение круга учебно-методического обеспечения дисциплины, необходимого для его усвоения.

  6. Разработка оптимальных систем текущего и итогового контроля знаний студентов.

  7. Обоснование использования инновационных методов в процессе преподавания «Биологической статистики».

2. Выписка из ГОС ВПО для дисциплины.

Биологическая статистика: Использование математики в современной биологии. Группировка материала, составление вариационных рядов, вычисление важнейших статистических показателей, характеризующих совокупности, измерение корреляции и регрессии, дисперсионный анализ, применение критерия соответствия, понятие вероятности и достоверности и их значение для анализа биологических данных.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»


Биологический факультет


Кафедра общей генетики, селекции и семеноводства


УТВЕРЖДАЮ

Декан БФ __________ /А.Ю. Паритов/

«___» _________________ 200__ г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЕН.Р.01 «Биологическая статистика»


для студентов, обучающихся по специальности 020201.65 и по направлению 020201.62 Биология


Нальчик 2009

Рабочая программа составлена на основании ____________________________

__________________________________________________________________ (наименование государственного образовательного стандарта и (или) примерной типовой программы Утвержденной Министерством по образованию и науке, дата утверждения)


Разработчик: старший преподаватель кафедры общей генетики, селекции и семеноводства Биттуева М.М./ ______________

(подпись, Ф.И.О.)


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общей генетики, селекции и семеноводства


Протокол №____

от «___»_________________200__г.


Заведующая кафедрой________________ М.К. Керефова

(подпись)


Одобрена Учебно-методическим советом (методической комиссией) биологического факультета


«___»_________________200__г.


Председатель ______________ А.Ю. Паритов

3.1. Пояснительная Записка

Преподавание курса «Биологическая статистика» проводится на 5 курсе в IX семестре у специалистов и на 4 курсе в VII семестре у бакалавров. Курс состоит из 2-х частей – лекционного, на который отводится 17 часов и практических занятий: на 5-ом курсе у специалистов – 34 часа, у бакалавров на 4-ом курсе – 17 часов. Изучение данного курса поможет им в дальнейшей работе для научного обоснования достоверности полученных материалов и сделанных на их основе выводов по тем или иным проблемам.

Целью преподавания дисциплины является ознакомить студентов-биологов с основными методами анализа экспериментального материала и оценки их достоверности с использованием различных математических и статистических формул и методов, а также научить студентов пользоваться этими формулами и методами.

Задачи изучения дисциплины.

В задачу курса «Биологическая статистика» включается приобретение студентами знаний и навыков:

- по использованию математических методов для оценки экспериментального материала.

- по выбору наиболее оптимальных для данных исследований математических и статистических методов, для использования в своей дальнейшей деятельности.


3.2. Распределение часов по семестрам.


Вид учебной работы

Всего часов

специальность

направление

Общая трудоемкость дисциплины

83

52

Лекции

17

17

Практические и семинарские занятия

34

17

Самостоятельная работа

7

7

Консультации

1

1

Рейтинг

12

6

Вид итогового контроля

(зачет, экзамен)

Зачет

12 часов.

Экзамен

4 часа.

3.3. Тематический план курса


Лекционный курс разбит на 6 тем:


Тема 1. Введение. Систематизация материала. Графическое изображение вариационного ряда. – 2ч.

Необходимость применения математических методов к изучению биологических явлений. Методологические предпосылки правильного применения статистического метода в биологии. Понятия об однородности материала, точности и многократности измерений, репрезентативности выборки. Соотношение статистического метода с экспериментальным. Биологическая статистика и ее задачи. Понятие статистической совокупности. Генеральная совокупность. Выборка. Методы рендомизации, как основа обеспечения репрезентативности выборки.

Систематизация варьирующих величин – составление вариационного ряда.

Определение размаха варьирования. Ранжирование в случае прерывистой (дискретной) изменчивости, разбивка на классы в случае непрерывной изменчивости. Определение оптимального числа классов, расчет величины классового интервала. Систе­матизация в случае качественной (альтернативной) изменчивости. Полигон распределения, гистограмма распределения. Графическое изображения ряда, как метод анализа распределения.

Цели и задачи темы. Дать четкое представление о предмете задачах и необходимости применения математических методов при изучении биологических процессов и явлений.

Ознакомить с основными методами систематизации экспериментального материала и составления вариационных рядов в случае прерывистой и непрерывной вариации.

Ознакомить с понятиями полигон распределения и гистограмма распределения. Научить графически изображать экспериментальный материал для увеличения наглядности.


ТЕМА 2. Основные характеристики вариационного ряда. Малые выборки и их особенности. - 4 часа.

Характеристика центра распределения. Среднее арифметичес­кое. Определение, значение и математические свойства. Мода и ме­диана.

Характеристики вариации. Среднее квадратическое отклонение (стандартное отклонение). Определение и значение. Понятие о степенях свободы. Коэффициент вариации, определение и его значение как меры изменчивости.

Особенности определения характеристик в случае разбивки вариационного ряда на классы.

Определение доли в случае качественной изменчивости, выра­жение её в процентах и промилле.

Особенности обработки вариационных рядов в случае небольшого числа членов (малые выборки). Модификации формулы сред­него квадратического отклонения. Оценка параметров генеральной совокупности (распределение Стъюдента). Правила отбрасывания "выскакивающих" вариант.

Цели и задачи темы. Ознакомить с основными методами вычисления средней арифметической, среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации с объяснением их роли и значении для характеристики вариационного ряда.

Ознакомить с особенностями вычисления параметров выборочной совокупности при малом его объеме и с модификациями формул по вычислению параметров малых выборок.


  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Р. 01 «Биологическая статистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020201. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 03. 1 «Цитология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности шифр 020201.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 03. 1 «Цитология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Р. 01 «Биологическая статистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020201. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65
Учебно-методический комплекс «зоогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Р. 01 «Биологическая статистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020201. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65
Учебно-методический комплекс «зоогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Р. 01 «Биологическая статистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020201. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 01. «Экобиоморфология» для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 «Биология» Квалификация: биолог
Учебно-методический комплекс по дисциплине “Экобиоморфология” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Р. 01 «Биологическая статистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020201. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине биогеография специальность: 020201. 65 «биология»
Учебно-методический комплекс «биогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Р. 01 «Биологическая статистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020201. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине биогеография специальность: 020201. 65 «биология»
Учебно-методический комплекс «биогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Р. 01 «Биологическая статистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020201. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65
Учебно-методический комплекс «зоология позвоночных» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Р. 01 «Биологическая статистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020201. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 “Биология”
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Р. 01 «Биологическая статистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020201. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 «биология»
Учебно-методический комплекс «зоология позвоночных» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Р. 01 «Биологическая статистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020201. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 «Генетика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности и направлению шифр 020201.
Кандидат биологических наук, доцент кафедры общей генетики, селекции и семеноводства
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница