Педагогический институт учебная




НазваниеПедагогический институт учебная
страница1/5
Дата07.12.2012
Размер0.71 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Учебная программа


по курсу «Теория и методика обучения истории и обществознанию»

для студентов специальности 032600 история

факультета истории и юриспруденции.

3 и 4 курс 5, 6, 7 семестры


Программу составила: Переутверждена

к.и.н., доцент на заседании кафедры

Акоева Н.Б. истории и методики

ее преподавания

протокол № 1 от 29.08.09.


Зав. кафедрой Н.Б. Акоева


Славянск-на-Кубани


2009

1. Пояснительная записка


1.1. Назначение дисциплины ее место в системе

подготовки специалиста


Программа предназначена для студентов 3 и 4 курсов факультета истории и юриспруденции педагогического вуза. Она разработана в соответствии с существующим государственным стандартом и учитывает как современный, так и дореволюционный опыт преподавания истории, права и обществознания. Поэтому перед курсом стоят следующие задачи:


1. интеграция и актуализация психолого-педагогических знаний студентов о процессе развития личности;

2. овладение теоретическими знаниями общей и частной методики с учётом специфики учебного предмета;

3. формирование прочных умений и навыков, необходимых для успешной организации учебно-воспитательного процесса.


1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого


Студент должен знать:

  • современное состояние методики изучения истории, права и обществознания в школе;

  • концептуальные модели и подходы к преподаванию;

  • общие и видовые методы преподавания и изучения истории, права и обществознания в школе;

  • разнообразные инновационные достижения мировой и отечественной педагогической науки;

  • основные этапы становления и развития исторического, правового и обществоведческого образования и методики их преподавания;

  • факторы школьного процесса обучения истории, праву и обществознанию в школе;

  • роль, виды и методы самостоятельной работы учащихся на уроке и дома;

  • -основные направления и формы внеурочной работы по истории, праву и обществознанию;

  • основные направления и формы воспитательной работы с учащимися.


Студент должен уметь:

  • внедрять в практику теоретические знания частной методики с учётом специфики учебного предмета;

  • целенаправленно использовать разнообразные инновационные достижения мировой и отечественной педагогической науки;

  • обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию в подходе к обучаемым;

  • выявлять уровень знаний и умений учащихся по истории, праву и обществознанию в соответствии с их возрастными и психологическими возможностями;

  • отбирать историческое содержание на урок в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся;

  • соотносить содержание обучения с применяемыми методами и приёмами обучения;

  • организовать самостоятельную работу учащихся на уроке и дома;

  • максимально сохранять свой положительный прежний опыт;

  • развивать его применительно к новым условиям;

  • вести внеурочную работу по истории, праву и обществознанию.



1.3.Обоснование структуры:

На первой лекции курса излагаются цели и задачи, предмет изучения, даётся историографический и методический обзор. Далее рассматриваются основные факторы обучения. Важное внимание уделяется методам обучения истории, праву и обществознания, формам организации процесса преподавания, установлению межпредметных связей. Специальные темы посвящены проблемам внеурочной деятельности учителя и организации воспитательного процесса при обучении истории, праву и обществознанию. На семинарских занятиях студенты более глубоко вникают в содержание предложенных тем, обсуждают дискуссионные вопросы. На лабораторных занятиях происходит овладение конкретными умениями и навыками работы в качестве педагога.

Промежуточный контроль осуществляется в ходе проверки домашних заданий по написанию планов-конспектов уроков, в форме тестирования. Итоговый – в форме зачётов и экзаменов.


1.4. Рекомендации к применению различных видов

учебных занятий

Основная форма занятий – лекционная. Преподаватель использует карты, схемы, видеофильмы. Лекции носят проблемный характер, требуя активной мыслительной деятельности от студентов.

Следующая традиционная форма занятий – семинар. Студенты готовятся по предложенным им вопросам и литературе.

Рекомендуется проводить «круглые столы», дискуссии, конференции, побуждая студентов высказывать свое мнение, слушать чужое. Полезно заслушивать сообщения студентов по отдельным темам с их последующим обсуждением.

Очень эффективным методом работы являются лабораторные занятия. На них студенты практически знакомятся с методами и средствами обучения, формами организации процесса преподавания, ходом повторения и обобщения учебного материала, организацией контроля знаний учащихся. Преподавателем создана рабочая тетрадь, которая практически помогает студентам осваивать основы методических знаний.


1.5. Методические рекомендации преподавателю

  • Так как основной формой занятий является лекционная, необходимо серьезно подходить к написанию конспекта своей лекции.

  • Он должен быть написан простым, доступным языком на основе современных достижений педагогической науки и методики науки, с использованием соответствующей методической, педагогической и психологической терминологии. Без конспекта (или тезисов) лекцию проводить не рекомендуется. Необходимо использовать презентации лекций.

  • Преподавателю рекомендуется посещать лекции ведущих специалистов, отмечая для себя все положительные моменты. Главным условием повышения уровня лекционных занятий является работа преподавателя по самообразованию.

  • Преподавателем создана рабочая тетрадь, которая практически помогает студентам осваивать основы методических знаний.

  • Контроль знаний студентов надо проводить систематически. Это могут быть конспекты первоисточников, коллоквиумы по монографиям или статьям ученых, тестирование, экзамен, проверка домашних заданий, выполненных в рабочей тетради.


1.6. Рекомендации по использованию информационных

технологий обучения

Студентам рекомендуется использовать глобальную сеть «Интернет» для закрепления навыков по поиску информации


2. Тематический план учебной дисциплины





Всего

Лекции

Семинар

Лабор.

Самост.

1. Научно –педагогические основы методики преподавания


10


2


2


2


4

2.Современная система школьного исторического, правового и обществоведческого образования


12


4


-


4


6

3. Источники исторических знаний школьников



8



2



-



-



6

4. Средства обучения истории, праву, обществознанию

18

4

6

4

4

5. Методы обучения истории, праву, обществознанию

-классификация методов обучения

-творческие методы обучения

-словесные методы обучения

-наглядные методы обучения

--------------------------------------------

-практические методы обучения

-проблемные методы обучения

-современные технологии обучения

-интерактивные технологии обучения


8

8

12

12

------

12

12


10


12



2

4

4

4

-----------

4

4


2


2



2


2

2

---------

2




-

-

2

-

---------

-

2


-


2



4

4

4

6

-----------

6

6


6


4


6. Формы организации процесса преподавания истории, права, обществознания

-типология уроков истории, права, обществознания

-структурные компоненты урока

-формы проведения уроков

-подготовка учителя к уроку

-анализ и самоанализ урока

-вспомогательные формы организации обучения

-требования к современному уроку




14

8

14

10

12


14


8



4

2

4

2

2


4


2



2

2

2

2

2


2





-

2


2


2





6

4

4

4

4


4


4

7. Развитие учащихся в процессе обучения

-понятие об инновационном процессе

-диагностика развития школьника

-развитие личности в процессе обучения

-организация познавательной деятельности учащихся

-формирование умений учащихся

-самостоятельная работа учащихся



10

6


14


12

6


14



2

2


4


4


2



2


4


4

2


2



-


2


2

-


2



6

4


6


4

4


6

8. Воспитание учащихся через уроки истории, права, обществознания

-------------------------------------


10

----------


4

-------------


2

----------


-

----------


4

--------

9. Локализация исторических явлений во времени и пространстве

14

2




-

4

10. Межпредметные связи в обучении


12


4


2


2


4

11. Проверка учебных достижений школьников

-цели и задачи проверки

-формы проверки знаний




10

10




2

2




2




2

-




4

6


12. Повторение и обобщение учебного материала

12

4

2

2

4

13. Внеурочная работа по истории, праву, обществознанию

14

2

4

2

4

14. Учитель истории, права и обществознания – классный руководитель

12




4

4

4

итого

382

94

62

40

156


Количество лекций:


5 семестр – 32 часа

6 семестр – 32 часа

7семестр – 30 часа


3. Содержание учебной дисциплины


3.1. Содержание учебного материала


Тема 1. Научно-педагогические основы методики обучения истории

Предмет и задачи курса «Теория и методика преподавания истории, права и обществознания в школе», основные факторы обучения истории. Методика преподавания – научная педагогическая дисциплина, исследующая процесс обучения истории, праву и обществознанию с его внутренни­ми закономерностями и противоречиями и внешними связями с други­ми науками. Методологические основы курса. Современные методы педагогического исследования. Компоненты процесса обучения и их характеристика Место методики преподавания истории, права и обществознания в системе психолого-педагогических наук. Связь методики с историей как наукой и социальными науками. Роль школьной практики в формировании методических умений. Задачи, содержание и структура курса. Основная литерату­ра.

Становление и развитие методики обучения истории. Цели, задачи и значение изучения истории в школе. Историческое образование в XVII-XVIII веках. Зарождение мето­дической мысли в России. Оформление русской истории как самостоя­тельного предмета. М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, Г. Ф. Миллер, М. М. Щербатов.

Историческое образование и развитие методической мысли в XIX - начале XX века. Вопросы среднего исторического образования в работах русских историков: Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, Ю. Виппер.

Проблемы организации учебного процесса по истории на рубеже XIX - XX веков: А. Ф. Гартвинг, Н. П. Покатило и др.

Школьная реформа 1915-1916 годов. Основные итоги развития исторического образования и методики преподавания истории в школе.

Основные этапы становления и развития школьного историче­ского образования и методики обучения истории в СССР.

Создание единой трудовой школы и место в ней исторического образования.

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г «О преподавании гражданской истории в школах». Историческое образо­вание в 30-50 гг. Создание системы стабильных учебников по истории в конце 30-х - начале 40-х годов, их характеристика.

Введение курса новейшей истории. Переход к обязательному 8-летнему образованию. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 октября 1959 года «О некоторых изменениях в преподава­нии истории в школах». Новая система преподавания истории в школе в 1959-1965 гг. Переход ко всеобщему среднему образованию. Измене­ния в преподавании истории (Постановление от 14 мая 1965 г. «Об из­менении порядка преподавания истории в школах»). Новые учебные программы, их компоненты. Разработка нового содержания образова­ния. Введение факультативных занятий по истории (1966 г)

Развитие методики преподавания истории и обществознания в советское время Основные направления 30-50-х годов XX века. Вернадский В. Н., Стражев А. И., Андреевская Н. В., Карцев В. Р., Зиновьев М. А., Никифоров Д. Н., Родин А. Ф. Методика в 60-80-е гг.: Боголюбов Н. Л., Вагин А., Гора П. В., Дайри Н. Г., Лейбенгруб П. С., Коровкин Ф. П., Запорожец Н. И., Лернер И. Я.

Противоречивый характер развития школьного исторического, правового и обществоведческого образования в 70-80-е гг. XX века.

Новые подходы в преподавании в современной школе.

Тема 2. Современная система школьного исторического образования

Образовательная область "Общество": исторический и социальный циклы. Концепция исторического образования в школе. Цели и функции исторического образования, объекты изучения истории и их характеристика. Основные содержательные линии. Структура исторических знаний: факт, событие, процесс. Общая характеристика функций исторических зна­ний школьников. Уровень обязательной подготовки школьников.

Роль исторических фактов в обучении истории. Виды историче­ских фактов, критерии отбора. Различие фактов по сложности и значимости. Уровень освещения фактов на уроке. Приемы образной реконструкции исто­рического прошлого. Виды исторических представлений.

Исторические понятия как важнейший компонент учебного ма­териала. Типология исторических понятий. Основные методические условия, пути и средства усвоения школьниками понятийного мини­мума.

Систематизация исторических знаний: выявление причинно-следственных закономерных связей. Анализ типичных фактов - явле­ний. Закономерности и случайности в истории. Формирование у школьников знаний об исторической науке: ее задачах, теоретических и методологических основах, исторических источниках и приемах их исследования.

Государственный стандарт исторического, правового и обществоведческого образования, его значение.

Структура школьного исторического, правового и обществоведческого образования: историческая пропедевтика; цикл базисных курсов основной школы, историческое образование в полной школе. Отечественная и всеобщая история в линейной и концентрической системах обучения. Проблема изучения права и обществознания.

Базовое содержание учебного исторического, правового и обществоведческого материала. Федеральный (базовый) и региональные компоненты учебных программ по истории, праву и обществознанию. Учебный план школы и планирование преподавания истории, права и обществознания. Программы по основным и модульным курсам. Вариативность программ: типовые, альтернативные, адаптированные, авторские. Критерии выбора программ.

Специфика преподавания истории, права и обществознания в образовательных учреждениях различного профиля и на разных этапах обучения. Особенности методики преподавания истории, права и обществознания на старшей ступени: базовый и профильный уровни.

Концепция исторического и обществоведческого образования в школе. Светский характер образования. Профильное обучение в школах России. Концепция гражданского, правового образования. Патриотическое воспитание школьников. Программа воспитания толерантности.


Тема 3. Источники исторических знаний школьников


Классификация источников знаний школьников. «Исторические источники» и «источники исторических знаний школьников». Группировка источников исторических знаний по внешнему признаку – по характеру восприятия заключенной в них информации нашими органами чувств. А.А. Вагин, Д.Н.Никифоров. Группировка источников по характеру знаний, которые могут быть в них почерпнуты, и по той познавательной деятельности, которая необходима для осознанного усвоения этих знаний. Деление источников знаний по форме, в которой исторические знания в них выражены, - слово, условной знак, зрительный образ. Документальные и исторические источники (первоисточники). Источники, содержащие исторические знания в научно обработанном виде. Реконструкция исторической действительности средствами искусства.


Тема 4. Средства обучения истории, праву и обществознанию. Понятие о средствах обучения


Средства обучения истории, праву и обществознанию как источники знаний и инструменты организации учебно-познавательного процесса. Различные точки зрения на классификацию средств обучения истории, праву и обществознанию.

Место и роль устного слова учителя в обучении истории, праву и обществознанию, воспитании и развитии учащихся.

Печатные средства обучения: их общая характеристика и роль в организации процесса обучения. Наглядные средства обучения: вещественная, изобразительная, условно-графическая наглядность, их роль в реконструкции исторического прошлого.

Технические средства обучения и компьютерная техника в преподавании истории, права и обществознания.

Школьный учебник – основное средство обучения истории, праву и обществознанию в школе. Функциональная роль учебника в учебно-воспитательном процессе. Тип школьного учебника, его структура, основные компоненты. Анализ учебников русской школы на рубеже XIX-XX веков. Анализ современных учебников, их многовариантности. Проблемы современных учебников истории, права и обществознания.

Учебники и учебно – методические комплексы. Учебные пособия: хрестоматии, книги для чтения, рабочие тетради.

Тема 5. Методы обучения истории, праву и обществознанию

Методы, приемы, формы обучения истории, праву и обществознанию. Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения. Соотношение понятий «метод» и «прием» обучения. Взаи­мосвязь средств обучения и способов, взаимной деятельности учителя и учащихся.

Методы устного изложения: объяснительно-иллюстративный, развивающий, проблемный. Диалог как способ развития личности уче­ника и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Пробле­мы организации диалога на уроке.

Виды устного изложения. Требования к устному изложению. Ис­пользование учителем различных источников знаний при изложении материала. Организация познавательной деятельности учащихся. Обу­чение учащихся умению пользоваться приемами устного изложения.

Методы работы с печатными средствами обучения истории, праву и обществознанию. Учебник - основной источник знаний. Приемы работы с текстом учеб­ника с учетом задач урока и возрастных особенностей учащихся. Использование исторических источников и художественной литературы в обучении истории, праву и обществознанию. Осо­бенности изучения исторических источников в школе. Приемы использования их на уроках. Овладение школьниками элементами научного исторического исследования. Роль художественной литературы в изучении истории, права и обществознания. Методика работы с художественной литературой.

Виды справочной литературы по истории, праву и обществознанию и возможности ее ис­пользования в учебно-познавательном процессе. Обучение учащихся пользоваться справочным материалом.

Методика использования на уроке истории, права и обществознания материалов периоди­ческой печати.

Обучение школьников основным видам записей при использова­нии печатных источников: составление планов, тезисов, конспектов, аналитических таблиц. Некоторые методические требования к учени­ческому реферату.

Наглядность: типы и виды пособий. Особенности и роль наглядного обучения. Правила отбора и де­монстрации учебно-наглядных средств. Методика работы с изобрази­тельной наглядностью. Использование условно-графической наглядно­сти. Роль педагогического рисунка, его значение в обучении истории, праву и обществознанию.

Обучение школьников самостоятельному составлению схем, гра­фиков, хронологических и синхронистических таблиц, выполнению заданий на контурных картах; решению хронологических задач по ле­тоисчислению. Хронология и картография.

Методика использования технических средств обучения. Практические методы обучения. Критерии выбора оптимального комплекса методов обучения.

Современные технологии обучения истории, праву и обществознанию. Интерактивные технологии обучения.


Тема 6. Формы организации процесса преподавания истории,

права и обществознания

Урок - основная форма организации процесса преподавания ис­тории, права и обществознания. Современные подходы к уроку истории, права и обществознания. Структурные компо­ненты урока. Урок и его типы. Формы проведения уроков. Игры. Познавательные задачи. Фак­торы выбора методического варианта урока. Модульный блок уроков.

Подготовка учителя к уроку. Виды планирования: авторские про­граммы; календарно-тематическое и поурочное планирование. Комму­никативная подготовка к уроку. Прогнозирование результатов обуче­ния.

Критерии оценки урока истории, права и обществознания. Анализ и самоанализ урока.

Учебные экскурсии, конференции, консультации, зачеты, специ­фические формы учебно-воспитательного процесса.

Факультативные курсы. Выбор темы. Разработка содержания курса. Методические варианты факультативных занятий.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Педагогический институт учебная iconСлавянский-на-кубани государственный педагогический институт кафедра истории и методики её преподавания Учебная
Программа курса «Российско-северокавказские отношения в XVI – XIX вв.» предусматривает изучение важнейших факторов, событий и процессов...
Педагогический институт учебная iconПедагогический институт учебная
Программа предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «История» в педагогическом вузе. Она призвана оказать...
Педагогический институт учебная iconПедагогический институт учебная
Программа предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «История» в педагогическом вузе. Она призвана оказать...
Педагогический институт учебная iconФинансово-экономический институт рабочая учебная
Рабочая учебная программа утверждена на заседании Научно-методического совета взфэи
Педагогический институт учебная iconИнститут рабочая учебная
Маркетинг: Рабочая учебная программа для студентов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика», М.: Взфэи, 2010
Педагогический институт учебная iconВсероссийский заочный финансово-экономический институт рабочая учебная
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры Маркетинга, протокол №1 от 16 сентября 2011 г
Педагогический институт учебная iconПравительство республики мордовия фгбоу впо «мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева»
Фгбоу впо «мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева»
Педагогический институт учебная iconПохресная Надежда Николаевна работает учителем-логопедом в мскоу скош №3, в городе Ишиме Тюменской области. Окончила Государственный Ишимский педагогический
Окончила Государственный Ишимский педагогический институт в 1978 году. Педагогический стаж 32 года, из них 26 лет работа в области...
Педагогический институт учебная iconПринят утверждён
Псковский государственный педагогический институт имени С. М. Ки-рова (в дальнейшем Институт) является государственным образовательным...
Педагогический институт учебная iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «шуйский государственный педагогический университет» институт повышения квалификации и переподготовки
Печатается по решению редакционно-издательского совета гоу впо «Шуйский государственный педагогический университет»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница