Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 23 ноября 2007 года n 506




Скачать 490.31 Kb.
НазваниеУтверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 23 ноября 2007 года n 506
страница1/5
Дата07.12.2012
Размер490.31 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
Утверждена

Указом Президента

Кыргызской Республики

от 23 ноября 2007 года N 506


КОНЦЕПЦИЯ

экологической безопасности Кыргызской Республики


1. Введение

2. Принципы обеспечения экологической безопасности

3. Проблемы экологической безопасности

3.1. Глобальные проблемы

3.2. Региональные проблемы

3.3. Национальные проблемы

4. Направления и механизмы обеспечения экологической

безопасности

4.1. Экологизация экономики

4.2. Законодательство

4.3. Совершенствование экономических механизмов

природопользования

4.4. Контроль в области охраны окружающей среды и рационального

природопользования

4.5. Разрешительная система

4.6. Институциональное обеспечение

4.7. Экологический мониторинг и информационное обеспечение

4.8. Международное сотрудничество

4.9. Научное обеспечение экологической безопасности

4.10. Экологическое образование

4.11. Участие общественности в принятии экологически значимых

решениях

5. Ожидаемые результаты от реализации Концепции экологической

безопасности


1. Введение


Природа и ее компоненты являются национальным достоянием Кыргызской Республики, одними из основных факторов ее устойчивого социально-экономического развития.

Основы государственной политики в области охраны окружающей среды были заложены в Концепции экологической безопасности, одобренной решением Совета безопасности Кыргызской Республики от 4 августа 1997 года, в которой были определены экологические приоритеты переходного периода, в частности, вопросы создания системы природоохранного законодательства, государственного контроля и экспертизы, экологизации экономики, мониторинга окружающей среды.

Со времени принятия указанной Концепции в Кыргызской Республике произошли серьезные перемены в общественном развитии. Приняты стратегические документы развития государства, создана основа природоохранного законодательства, подписан ряд новых международных соглашений по вопросам охраны окружающей среды, создана система управления природоохранной деятельностью.

Комплексные Основы Развития, Национальная Стратегия Сокращения Бедности (КОР/НССБ) Кыргызской Республики на 2003-2005 годы были приняты в качестве среднесрочных программ действий Правительства Кыргызской Республики по проведению активных экономических и социальных реформ, обеспечивающих устойчивое человеческое развитие, сокращение бедности, а также предотвращение продовольственной необеспеченности в стране.

Утверждена Концепция укрепления и развития природоохранной деятельности на 1998-2001 годы (постановление Правительства Кыргызской Республики от 4 июля 1998 года N 416), определившая основные направления деятельности в области охраны окружающей среды.

Принят ряд законов экологической направленности, таких, как Земельный кодекс Кыргызской Республики (1999 г.), Лесной кодекс Кыргызской Республики (1999 г.), Водный кодекс (2005 г.), законы Кыргызской Республики: "О недрах" (1997 г.), "Об охране окружающей среды" (1999 г.), "Об охране атмосферного воздуха" (1999 г.), "Об экологической экспертизе" (1999 г.), "О биосферных территориях в Кыргызской Республике" (1999 г.), "О животном мире" (1999 г.), "О радиационной безопасности населения Кыргызской Республики" (1999 г.), "О питьевой воде" (1999 г.), "Об отходах производства и потребления" (2001 г.), "О хвостохранилищах и горных отвалах" (2001 г.), "Об охране и использовании растительного мира" (2001 г.), "О горных территориях Кыргызской Республики" (2003 г.), "Об охране озонового слоя" (2006 г.), "О государственном регулировании политики в области эмиссии парниковых газов" (2007 г.).

Для участия республики во Всемирном Саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.) подготовлены Концепция перехода Кыргызской Республики к устойчивому развитию до 2010 года, Оценка результатов продвижения Кыргызской Республики к устойчивому развитию и Повестка дня на 21 век (одобрены распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 2 августа 2002 года N 411-р).

Приняты Концепция развития лесной отрасли Кыргызской Республики на период до 2025 года, Национальная лесная программа на 2005-2015 годы, направленные на обеспечение сохранности и лесовоспроизводства согласно общепринятым принципам устойчивого развития.

С момента принятия Концепции экологической безопасности Кыргызская Республика присоединилась к 11 международным природоохранным конвенциям и 3 протоколам к ним, выполнение обязательств по которым предусматривает пересмотр национального законодательства и в целом политику в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Кыргызская Республика поддерживает принципы устойчивого развития, и на Саммите тысячелетия, как и все страны-члены ООН, подтвердила свою приверженность достижению Целей Развития Тысячелетия, что предопределяет необходимость пересмотра политики в области охраны окружающей среды. Одним из приоритетов должно стать обеспечение устойчивого развития страны. Необходимы новые подходы в стратегическом планировании с учетом ресурсного потенциала страны, экономических и социальных аспектов развития. Устойчивое использование природных ресурсов с учетом интересов не только нынешнего поколения, но и интересов будущих поколений, должно стать приоритетом развития Кыргызской Республики и найти должное отражение в программных стратегических документах.

Экологическая безопасность, как составная часть национальной безопасности страны, является обязательным условием устойчивого развития и выступает основой сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. В этой связи, в утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 16 мая 2007 года N 249 Стратегии развития страны на период до 2010 года вопросы экологической безопасности включены в приоритеты развития.

Реформирование всех отраслей национальной экономики должно стать основой изменения отношения к использованию природных ресурсов с учетом устойчивого состояния всех экосистем республики.

В связи с этим разработана новая Концепция экологической безопасности республики в контексте устойчивого развития.

Настоящая концепция определяет поэтапную реализацию положений обеспечения экологической безопасности республики:

первый этап (2007-2010 годы) - социально-экономическое развитие с учетом потенциальной емкости экосистем;

второй этап (2010-2015 годы) - снижение уровня загрязнения окружающей среды, сохранение и восстановление природной среды;

третий этап (2015-2020 годы) - улучшение качества окружающей среды и достижение устойчивого природопользования.


2. Принципы обеспечения экологической безопасности


Государственная политика в области охраны окружающей среды и рационального природопользования базируется на следующих основных принципах:

- устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;

- минимизация экологических последствий при экономическом росте;

- предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности для здоровья населения, учет возможных экологических последствий;

- отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;

- природопользование на платной основе и возмещение ущерба окружающей среде, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;

- доступность экологической информации;

- активное участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.


3. Проблемы экологической безопасности


Ключевые экологические проблемы, представляющие угрозу для человеческого/устойчивого развития и безопасности населения в республике, разделяются на глобальные, региональные и национальные.


3.1. Глобальные проблемы


Осознавая исключительную важность поддержки принципов устойчивого развития, охраны окружающей среды, Кыргызская Республика все активнее вовлекается в деятельность мирового сообщества по сдерживанию глобальных экологических угроз, в том числе в процесс объединения усилий государств, направленных на ослабление негативных последствий изменения климата, разрушения озонового слоя, сохранения биоразнообразия, предотвращения опустынивания и деградации земель.


3.1.1. Глобальное изменение климата


Изменение климата, происходящее за счет "парникового эффекта", является проблемой мирового масштаба и представляет серьезную потенциальную угрозу окружающей среде.

Присоединение Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики от 14.01.2000 г. N 11) к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (далее - РКИК) определялось в значительной мере тем, что республика может выполнять обязательства по Конвенции без какого-либо ущерба национальным интересам и риска для экономики страны, поскольку в ней не устанавливается каких-либо ограничений на конкретные виды экономической деятельности или производства.

Ратификация Киотского протокола к РКИК (Закон Кыргызской Республики от 15.01.2003 г. N 9) позволяет использовать возможности Кыргызской Республики по снижению выбросов и увеличению стоков парниковых газов с привлечением значительных ресурсов из внутренних и внешних источников инвестиций.

Выгоды от участия в этом процессе очевидны: улучшение общей экологической обстановки в результате мероприятий по сокращению выбросов всех загрязняющих веществ и привлечение дополнительных средств, необходимых на модернизацию и повышение энергоэффективности.

Кыргызской Республикой подготовлено Первое Национальное сообщение в ответ на обязательства перед Рамочной Конвенцией ООН об изменении климата, в настоящее время осуществляется подготовка Второго сообщения. Принят Закон Кыргызской Республики "О государственном регулировании политики в области эмиссии парниковых газов".

Анализ результатов общей структуры эмиссии основных парниковых газов (углекислый газ) CO2 - в эквиваленте по секторам показывает, что 2/3 выбросов обеспечивает энергетический сектор республики и не менее серьезная угроза загрязнения воздушного бассейна исходит от автомобильного транспорта.

Потребности энергетического сектора будут возрастать и покрываться в ближне- и среднесрочном периоде - за счет увеличения добычи и сжигания угля и нефтепродуктов, а в долгосрочном - за счет увеличения гидроэлектрогенерирующих мощностей. В последние годы развитие энергетики сопровождалось увеличением доли электроэнергии, произведенной гидроэлектростанциями до 92 процентов и снижением доли электроэнергии, выработанной тепловыми электростанциями. Тем не менее, в абсолютном выражении количество сжигаемых углеводородов может нарастать с соответствующими последствиями для экологии.

На фоне таких неблагоприятных тенденций особое внимание необходимо уделять внедрению альтернативных экологически безопасных технологий, способствующих уходу от углеводородной зависимости, внедрению более жесткой системы стандартов для применения техники/технологий, работающих на углеводородном топливе.

Наряду с энергетическим сектором существенное влияние на факторы изменения климата оказывает лесной сектор. Лесные экосистемы, благодаря сравнительно медленному росту и низкой скорости окисления побочных продуктов биосинтеза, не только поглощают, но и накапливают значительное количество атмосферного углерода и способны удерживать его на протяжении 80-120 лет до достижения ими возраста рубки. Поэтому одним из ведущих направлений в национальной политике по предотвращению последствий изменения климата должны занимать проекты и программы лесовосстановления, лесоразведения и реконструкции лесных насаждений, направленные на:

- применение современных новых технологий при различных видах рубок, которые существенно снижают потери древесины при осуществлении рубок;

- повышение уровня механизации при лесовосстановлении и лесоразведении для сохранения самосева и подроста;

- промышленное выращивание леса и внедрение новых технологий создания лесных культур.

Важной проблемой является сохранение ледников. Уменьшение их объемов, которое отмечается в последние годы, ведет к негативным и непредсказуемым изменениям климата. Нужна специальная программа мер по предотвращению таяния ледников.


3.1.2. Разрушение озонового слоя


Признавая, что разрушение озонового слоя Земли является потенциальной угрозой для здоровья человека, животных, растительности и микроорганизмов, в 2000 году Кыргызская Республика присоединилась к Венской конвенции и Монреальскому протоколу.

Для определения государственной политики и выполнения международных обязательств в области охраны стратосферного озонового слоя и предотвращения разрушения озонового слоя, его восстановления в целях защиты здоровья населения и окружающей среды от неблагоприятных последствий принят Закон Кыргызской Республики "Об охране озонового слоя".

Деятельность государственных органов в области охраны озонового слоя заключается в проведении наблюдений, учете и осуществлении контроля за изменением озонового слоя под влиянием хозяйственной и иной деятельности/процессов, сборе и учете данных по потреблению озоноразрушающих веществ, определении порядка обращения с ними, регулированием в производстве и быту химических веществ, разрушающих озоновый слой. В 2002 году в республике создан Озоновый центр.

По наблюдениям специалистов над республикой толщина озонового слоя колеблется от 15-50 км. Проведенный анализ показал, что Кыргызская Республика не производила и не производит никаких озоноразрушающих веществ (далее - ОРВ), оборудования и товаров, содержащих ОРВ, которые контролируются Монреальским протоколом, но ввозит их как в чистом виде, так и в изделиях. Общее потребление всех ОРВ в 2000 году составило 79,45 метрических тонн, а с учетом озоноразрушающей способности (далее - ОРС) 67,49 тонны.

В условиях жаркого климата республики основная масса озоноразрушающих веществ (79,43% от общего потребления ОРВ) применяется при обслуживании холодильных установок, используемых для хранения пищи и промышленного охлаждения, в сельском хозяйстве - для охлаждения молочной продукции и обработки зерна государственных запасов (20,45% от общего потребления ОРВ).

Меры по снижению потребления ОРВ направлены на:

- правильное ведение хозяйства для исключения утечек и потерь существующих ОРВ;

- извлечение и повторное использование изначально предусмотренного хладогена после демонтажа оборудования для последующего ремонта;

- перевод существующего оборудования для использования ОРВ с низкой и нулевой ОРС;

- использование оборудования, которое использует химические вещества с нулевой ОРС.


3.1.3. Опустынивание


Продолжающееся опустынивание и связанные с этим явлением различные проблемы представляют для Кыргызской Республики реальную внутреннюю угрозу, которая может перейти в трансграничную в результате переноса загрязняющих веществ на большие расстояния.

Кыргызская Республика присоединилась к Конвенции по борьбе с опустыниванием (далее - КБО) в декабре 1997 года и ратифицировала ее в 1999 году. КБО направлена на борьбу с засухой в засушливых и слабо обеспеченных, полуаридных/аридных зонах и признает прямую связь между бедностью населения и деградацией земель, а также необходимость сокращения бедности в качестве жизненно важного инструмента в борьбе с опустыниванием.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 23 ноября 2007 года n 506 iconПриказ от 21. 05. 2012 года №310 «Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Республики Казахстан»
Республики Казахстан, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 25 мая 2006 года №124, Указом Президента Республики...
Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 23 ноября 2007 года n 506 iconПравительства Кыргызской Республики от 29 ноября 2000 года n 702 классификация чрезвычайных ситуаций и критерии их оценки в Кыргызской Республике
Кыргызской Республики, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, а также населения в...
Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 23 ноября 2007 года n 506 iconВестник Центра мониторинга и развития образования при управлении образования администрации города Чебоксары октябрь 2008
Указом Президента Чувашской Республики от 23 августа 1999 года №59 «Об учреждении именных стипендий Президента Чувашской Республики»...
Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 23 ноября 2007 года n 506 iconПостановление правительства кыргызской республики об утверждении Технического регламента «О безопасности лекарственных средств для медицинского применения»
В соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» Правительство Кыргызской...
Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 23 ноября 2007 года n 506 iconПриказ министерства здравоохранения кыргызской республики
Фармакологическом комитете, утвержденного приказом Министерства здравоохранения n 123 от 4 мая 1998 года, а также реализации Закона...
Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 23 ноября 2007 года n 506 iconИнформация о ходе реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы за первое полугодие 2010 года
Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы (далее...
Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 23 ноября 2007 года n 506 iconРеспублики беларусь 22 февраля 2006 г. N 2 О внесении изменений и дополнений в инструкцию по оформлению диссертации и
Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь на основании Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий...
Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 23 ноября 2007 года n 506 iconОб утверждении Протокола о едином порядке применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических
В целях исполнения решений, принятых Советом глав правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики,...
Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 23 ноября 2007 года n 506 iconПриказ от 21 февраля 2011 г. N 5 Об утверждении положения об установлении, детализации и определении порядка применения бюджетной классификации
Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации и, руководствуясь пунктом 4 Положения о...
Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 23 ноября 2007 года n 506 iconМеждународных договоров республики казахстан (по итогам 2010 года)
Республика Казахстан, и их реализации, подготовки международных мероприятий Республики Казахстан с участием Президента Республики...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница