Скачать 486.72 Kb.
|
Забайкальский аграрный институт-филиал ФГОУ ВПО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия» Технологический факультет Кафедра животноводства БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Для студентов-заочников специальности 110401 — «Зоотехния» квалификация - зооинженер Чита 2009 УДК 574 (075.5) Составитель: к.с-х.н., доцент кафедры животноводства ЗабАИ Венгеров А.М. Биология с основами экологии: Методические указания по изучению дисциплины/Забайкальский аграрный институт. Сост. А.М. Венгеров. Чита.- 2009.- 30 с. Предназначены для студентов 2 курса технологического факультета по специальности 110401 «Зоотехния». Утверждены методической комиссией технологического факультета ЗабАИ, протокол №… от 29.06.09. Рецензенты: зав. кафедрой животноводства, доктор с-х. наук, профессор И.И. Виноградов, к. биол. н., В.Г. Бильтуев, кафедра ветеринарной медицины, технологический факультет, ЗабАИ. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ Дисциплина «Биология с основами экологии» представляет собой обширную совокупность наук, включающих в себя знания о биоразнообразии живого мира, живых систем, строении клетки, организации живого. Соответственно этому задачи биологии заключаются во всестороннем исследовании основных форм живой материи, растений и животных; роста, развития и размножения организмов, обмена веществ и энергии. На современном этапе развития биологии и экологии детальное морфологическое и физиологическое изучение живых систем выделилось в самостоятельные научные дисциплины, такие, как анатомия, гистология, эмбриология, физиология, генетика, экология и т. д. Отдельное место в биологии занимает вопрос о происхождении человека – антропогенез. Современная «Биология с основами экологии» являет собой огромный фактический материал по систематике растений и животных, их строению и жизненным отправлениям, наследственности и изменчивости организмов, разнообразию условий существования, их географическому распространению и практическому значению, эволюции органического мира и т. д. Вопросы, по которым возникают затруднения для усвоения, могут выноситься для проработки на семинарских занятиях, коллоквиумах. Самоконтроль знаний студента как раз и заключается в ответах на вопросы по каждой изучаемой теме. В случае затруднений с ответами такие вопросы могут прорабатываться дополнительно с преподавателем. Учебное время дисциплины на аудиторских занятиях разделено на семь тем, которые отражают направленность освоения основных проблемных вопросов для будущих зооинженеров. Каждый из разделов темы имеет подробные вопросы для более детальной их проработки. Следует подчеркнуть, что усвоение фактических данных биологии, безусловно, необходимо для понимания теоретических основ этой науки, которые касаются, с одной стороны, закономерностей индивидуального развития организма (онтогенез), а с другой — исторического развития живого мира (филогенез). Известно, что большое количество разнообразных фактов эволюции мира приведено в классическом труде Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859). «Биология с основами экологии», как и другие биологические дисциплины, имеет большое значение в понимания видообразования и развития отдельных видов. В истории биологии огромное значение имели работы К. Линнея — основоположника систематики, который ввел в науку понятия: бинарная номенклатура, вид и другие систематические категории. Значительным этапом в развитии биологии была работа Ламарка «Философия зоологии» (1809), в которой впервые высказывались теоретические взгляды на эволюцию органического мира. Обобщив огромный фактический материал, Ч. Дарвин доказал эволюционное развитие органического мира, вскрыл законы исторического развития живой природы и положил начало новой эры в понимании общей зоологии, как науки. «Биология с основами экологии» тесно связана с другими науками, такими как вирусология, ботаника, зоология, имеет прямое отношение к сельскохозяйственным наукам, составляя вместе с физиологией общую биологическую основу зоотехнии. Домашние животные (объект зоотехнии) произошли в свое время от диких предков и сейчас сохранили некоторые их черты. Это вызывает необходимость изучать систематику, биологические особенности, образ жизни диких животных в природе, их строение, экологию, физиологию, в особенности такие процессы, как питание, размножение и paзвитие животных, исходя из насущных интересов зоотехнии. В то же время домашние животные являются одним из факторов загрязнения биоценозов, распространителями отдельных заболеваний животных и человека. С другой стороны, многие дикие животные сами по себе имеют большое хозяйственное значение, как например, рыбы, промысловые птицы, звери и др. В обеспечении нашей страны продовольствием и товарами широкого потребления, наряду с продуктами животноводства, немаловажное значение имеет мясо, получаемое от (промысла диких животных, птиц, зверей), пушнина и т. д. Вместе с тем, большое количество видов диких животных (вредные насекомые и грызуны) наносят ущерб сельскому хозяйству, вызывая подчас значительные потери урожая различных культур. Другие, например насекомоядные птицы, напротив, исключительно полезны для сельского хозяйства и лесоводства как биологический фактор борьбы с вредителями. Наконец, известно много различных инвазионных и инфекционных заболеваний домашних животных и человека, возбудителями или переносчиками которых являются животные (простейшие, паразитические черви, кровососущие членистоногие, многие виды грызунов и т. д.). Совершенно очевидно, что без биологических знаний невозможно ни рациональное использование полезных животных, ни разработка эффективных мер борьбы с вредными и паразитарными животными. Значение биологии для народного хозяйства подчеркивается еще и тем, что широко осуществляемые в нашей стране планы обогащения и реконструкции фауны базируются на достижениях этой науки. Биологические знания составляют также теоретические основы охраны природы и рационального использования природных богатств. Следует, наконец, учесть, что при изучении растений и животных в их природной естественной обстановке (то есть при экологическом их изучении), связь основных жизненных процессов с внешней средой, с условиями жизни, в силу большого многообразия последних в природе, выделяется подчас более четко, более определенно, чем в домашних условиях. Отсюда следует, что биологические знания имеют значение в более широком смысле не только для зоотехнии, а и для всей сельскохозяйственной науки в целом. Примерный тематический план
Раздел 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические указания по изучению биологии с основами экологии составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 110401 — «Зоотехния» (2000г.). Целью данной программы является подготовка специалистов зооинженеров по специальности 110401 курса «Зоотехния» с минимумом необходимых знаний предмета. “Биология с основами экологии» - естественная наука. Задача методических указаний состоит в том, чтобы оказать помощь студентам-заочникам в самостоятельном изучении дисциплины. Студенты-заочники по специальности 110401 при освоении данной дисциплины должны охватить материал, который бы дал им основные знания по биологии применительно к их специальности. Общие установочные вопросы по основным разделам предмета вынесены на лекции, а более детальная проработка частных закономерностей, строения и жизнедеятельности организмов прорабатывается на лабораторных занятиях. Что касается самостоятельной работы студента, то все темы и разделы биологии с основами экологии необходимо выполнять в домашних условиях, опираясь на лекционный материал и рекомендуемую литературу. В задачи дисциплины входит освоение следующих разделов (табл.1). 1. История биологии. Вклад отечественных и зарубежных ученых, заложивших фундаментальные основы для развития биологии, сделавших выдающиеся открытия и разработки для прикладной науки. Этапы развития и методы исследований в биологии, применение биологических знаний. Роль отечественных ученых в развитии биологии. Значение биологии в сельском хозяйстве — в животноводстве, ветеринарии, агрономии, химии и физике. Биология и генетика, их связь и восприятие теории происхождения жизни, понимания природы. 2. Живые системы: клетка и организм. Свойства и уровни организации живого. Клетка – основная форма организации живой материи. Методы изучения клеток. Разнообразие растений и животных. Свойства и уровни организации живого. 3. Обмен веществ и энергии (метаболизм). Анаболизм и катаболизм на уровне организмов. Фотосинтез, хемосинтез. Размножение, рост и индивидуальное развитие организмов. 4. Биология как введение для изучения диких и домашних животных. Подцарство Простейшие, подцарство Многоклеточные животные. Понятие о биологическом виде, роде, семействе, отряде, классе и типе. Принципы классификации, бинарная номенклатура. Характеристика отдельных видов животных, их значение в биоценозах. Значение животных организмов для народного хозяйства. 5.Наследственность и изменчивость организмов. Теория естественного отбора. Репликация ДНК и хромосом. Мутации. Эволюция генов и геномов клетки. Реализация генетической информации в развитии живых существ. 6.Эволюция органического мира. Возникновение жизни на земле и принципы биологической организации живых организмов, методы классификации. Теория эволюции. Эволюция систем органов животных. Роль животных и человека в биотическом круговороте веществ и энергии. Роль систематики животных в познании эволюции животного мира и в решении народнохозяйственных задач. 7.Экология и биосфера. Экосистемы, организм и среда. Биоразнообразие живого мира, как ведущий фактор устойчивости экосистем. Антропогенное воздействие на природу, изменение среды обитания. Экологическое значение загрязнения природы с участием животных и человека, проблемы сельскохозяйственного производства. Экология — наука, в задачу которой входит изучение взаимосвязей и взаимодействий организмов и их систем со средой обитания. Она занимается исследованием основ структуры и функционирования естественных и антропогенных экологических систем и биосферы в целом. Как отдельная научная дисциплина экология возникла в рамках биологии. В этой ситуации в теории биологии и в практике охраны живой природы и рационального использования природных ресурсов экология приобрела большое значение. Будущие зооинженеры на основе экологических закономерностей должны грамотно разбираться в вопросах охраны и рационального использования земли, водных ресурсов, растительного и животного мира. Для изучения биологии с основами экологии рекомендуется следующая литература. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Основной 1. Пехов А.П. Биология с основами экологии/ А.П. Пехов. С- Петербург - изд. “Лань”, 2002. – 670 с. 2. Лукин Е.И. Зоология/. Е.И. Лукин. М.:“Высшая школа”, 1987 3. Экология: Учеб. пособие / Под ред. С. А. Боголюбова. М.: Знание, 1997. 4. Банников А. Г., Ваулин А. К.., Рустамова Э. К- Охрана природы—2-е изд/ А.Г. Банников и др. М.: Агропромиздат, 1985. 5. Красилов В. А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М, 1992. Толковый словарь по охране природы./Под ред. В.В. Снакина. М.: Экология,- 1995. 6. Вили К. Биология: пер. с 5-го англ./ К.Вили. Изд. Н.М. Баевской и др. Мир, М.:-1968.- 600 с. Дополнительный 2. Веселов Е.А., Кузнецов О.Н. Практикум по зоологии – 3-е изд. Е.А. Веселов, О.Н. Кузнецов. М.: “Высшая школа”, 1979. 3. Реймерс Н.Ф.. Природопользование: Словарь-справочник/ Н.Ф. Реймерс. М.: Мысль, 1990. 4. Наумов Н.П. Экология животных: Учеб. пособие/ Н.П. Наумов. М. Высш. шк.,1963. 5. Кузнецов В.А. и др. Курс зоологии – 4-е изд./В.А.Кузнецов. М.: “Агропромиздат”, 1989 6. Иванов А.В. и др. Большой практикум по зоологии беспозвоночных – 3-е изд./ А.В. Иванов и др. М.: “Высшая школа”, 1981. 7. Догель В.А. Зоология беспозвоночных. М.: “Высшая школа”, 1981. 8. Наумов С.Н. Зоология позвоночных. М.: “Просвещение”, 1973. 12. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. (статьи: Ареал, Био сфера, Биотоп, Биоценоз, Биогеоценоз, Биотический потенциал, Вид, Популяция, Сукцессии, Экология). М.: Сов. энциклопедия, 1969—1978. Т. 1 —30. |