Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников




Скачать 486.72 Kb.
НазваниеМетодические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников
страница1/3
Дата06.12.2012
Размер486.72 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ

Забайкальский аграрный институт-филиал ФГОУ ВПО

«Иркутская государственная сельскохозяйственная академия»


Технологический факультет

Кафедра животноводства


БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

И ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


Для студентов-заочников

специальности 110401 — «Зоотехния»

квалификация - зооинженер


Чита 2009


УДК 574 (075.5)


Составитель: к.с-х.н., доцент кафедры животноводства ЗабАИ

Венгеров А.М.

Биология с основами экологии: Методические указания по изучению дисциплины/Забайкальский аграрный институт. Сост. А.М. Венгеров. Чита.- 2009.- 30 с.


Предназначены для студентов 2 курса технологического факультета по специальности 110401 «Зоотехния».


Утверждены методической комиссией технологического факультета ЗабАИ, протокол №… от 29.06.09.


Рецензенты: зав. кафедрой животноводства, доктор с-х. наук, профессор И.И. Виноградов, к. биол. н., В.Г. Бильтуев, кафедра ветеринарной медицины, технологический факультет, ЗабАИ.


ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ


Дисциплина «Биология с основами экологии» представляет собой обширную совокупность на­ук, включающих в себя знания о биоразнообразии живого мира, живых систем, строении клетки, организации живого. Соответст­венно этому задачи биологии заключаются во всестороннем исследовании основных форм живой материи, растений и животных; роста, развития и размножения организмов, обмена веществ и энергии.

На современном этапе развития биологии и экологии детальное морфологическое и физио­логическое изучение живых систем выделилось в са­мостоятельные научные дисциплины, такие, как анатомия, гистология, эмбриология, физиология, генетика, экология и т. д. Отдельное место в биологии занимает вопрос о происхождении человека – антропогенез.

Современная «Биология с основами экологии» являет собой огромный фактический материал по систематике растений и животных, их строению и жизненным отправлениям, наследственности и изменчивости организмов, разнообразию условий существования, их географиче­скому распространению и практическому значению, эволюции органического мира и т. д.

Вопросы, по которым возникают затруднения для усвоения, могут выноситься для проработки на семинарских занятиях, коллоквиумах. Самоконтроль знаний студента как раз и заключается в ответах на вопросы по каждой изучаемой теме. В случае затруднений с ответами такие вопросы могут прорабатываться дополнительно с преподавателем.

Учебное время дисциплины на аудиторских занятиях разделено на семь тем, которые отражают направленность освоения основных проблемных вопросов для будущих зооинженеров. Каждый из разделов темы имеет подробные вопросы для более детальной их проработки.

Сле­дует подчеркнуть, что усвоение фактических данных биологии, безусловно, необходимо для понимания теоретических основ этой науки, которые касаются, с одной стороны, закономерно­стей индивидуального развития организма (онтогенез), а с другой — исторического развития живого мира (филогенез).

Известно, что большое количество разнообразных фактов эволюции мира приведено в классическом труде Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859). «Биология с основами экологии», как и другие биологические дисциплины, имеет боль­шое значение в понимания видообразования и развития отдельных видов. В истории биологии огромное значение имели работы К. Линнея — основоположника систематики, который ввел в науку понятия: бинарная номенклатура, вид и другие систематичес­кие категории. Значительным этапом в развитии биологии была работа Ламарка «Философия зоологии» (1809), в кото­рой впервые высказывались теоретические взгляды на эво­люцию органического мира. Обобщив огромный фактический материал, Ч. Дарвин доказал эволюцион­ное развитие органического мира, вскрыл законы историчес­кого развития живой природы и положил начало новой эры в понимании общей зоологии, как науки.

«Биология с основами экологии» тесно связана с другими науками, такими как вирусология, ботаника, зоология, имеет прямое отношение к сельско­хозяйственным наукам, составляя вместе с физиологией общую биологическую основу зоотехнии.

Домашние животные (объект зоотехнии) произошли в свое время от диких предков и сейчас сохранили некоторые их черты. Это вызывает необходимость изучать систематику, биологические особенности, образ жизни диких животных в природе, их строение, экологию, физиологию, в особенности такие процессы, как питание, размножение и paзвитие животных, исходя из насущных интересов зоотехнии. В то же время домашние животные являются одним из факторов загрязнения биоценозов, распространителями отдельных заболеваний животных и человека.

С другой стороны, многие дикие животные сами по себе имеют большое хозяйственное значение, как например, рыбы, промысловые птицы, звери и др. В обеспечении нашей страны продовольствием и товарами широкого потребления, на­ряду с продуктами животноводства, немаловажное значение имеет мясо, получаемое от (промысла диких животных, птиц, зверей), пушнина и т. д.

Вместе с тем, большое количество видов диких животных (вредные насекомые и грызуны) наносят ущерб сельскому хозяйству, вызывая подчас значительные потери урожая различных культур. Другие, например насекомоядные птицы, напротив, исключительно полезны для сельского хозяйства и лесоводства как биологический фактор борьбы с вредителя­ми. Наконец, известно много различных инвазионных и ин­фекционных заболеваний домашних животных и человека, возбудителями или переносчиками которых являются живот­ные (простейшие, паразитические черви, кровососущие члени­стоногие, многие виды грызунов и т. д.). Совершенно очевидно, что без биологических знаний не­возможно ни рациональное использование полезных живот­ных, ни разработка эффективных мер борьбы с вредными и паразитарными животными.

Значение биологии для народного хозяйства подчеркива­ется еще и тем, что широко осуществляемые в нашей стране планы обогащения и реконструкции фауны базируются на достижениях этой науки. Биологические знания составляют также теоретические основы охраны природы и рационального использования природных богатств.

Следует, наконец, учесть, что при изучении растений и животных в их природной естественной обстановке (то есть при экологи­ческом их изучении), связь основных жизненных процессов с внешней средой, с условиями жизни, в силу большого много­образия последних в природе, выделяется подчас более четко, более определенно, чем в домашних условиях. Отсюда следу­ет, что биологические знания имеют значение в более широком смысле не только для зоотех­нии, а и для всей сельскохозяйственной науки в целом.


Примерный тематический план




п\ п



Раздел дисциплины

Кол-во часов по видам занятий

лек-

ции

лаб.

зан.

сам

раб

всего

час.

1

2

3

4

5

6

1

История биологии: этапы развития и методы исследований, применение биологических знаний

1

-

20

21

2

Живые системы: клетка и организм. Свойства и уровни организации живого. Принципы биологической организации живых организмов, методы классификации. Методы изучения клеток.

2

4

15

21

3

Обмен веществ и энергии (метаболизм). Анаболизм и катаболизм на уровне организмов. Размножение организмов: онтогенез и филогенез

2

-

10

12

4

Разнообразие животных. Царство животных, его систематика и классификация. Характеристика типов, значение их в биоценозах и народном хозяйстве.

2

8

25

35

5

Наследственность и изменчивость организмов. Теория естественного отбора. Химия и структура ДНК. Реализация генетической информации в развитии живых существ.

2

3

20

25

6

Эволюция органического мира. Происхождение жизни на земле. Теория эволюции. Роль животных и человека в биотическом круговороте вещества и энергии

1

4

25

30

7

Экосистемы, организм и среда. Биосфера и чело-

век. Биоразнообразие живого мира, как ведущий фактор устойчивости экосистем Антропогенное воздействие на природу, проблемы сельскохозяйственного производства

2

8

25

35

8

Задание для контрольной работы

-

-

21

21

Итого

12

27

161

200



Раздел 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Цели и задачи курса


Методические указания по изучению биологии с основами экологии составлены в соответствии с Государственным об­разовательным стандартом высшего профессионального обра­зования по специальности 110401 — «Зоотехния» (2000г.).

Целью данной программы является подготовка специалистов зооинженеров по специальности 110401 курса «Зоотехния» с минимумом необходимых знаний предмета. “Биология с основами экологии» - естественная наука.

Задача методических указаний состоит в том, чтобы ока­зать помощь студентам-заочникам в самостоятельном изуче­нии дисциплины.

Студенты-заочники по специальности 110401 при освоении данной дисциплины должны охватить материал, который бы дал им основные знания по биологии применительно к их специальности. Общие установочные вопросы по основным разделам предмета вынесены на лекции, а более детальная проработка частных закономерностей, строения и жизнедеятельности организмов прорабатывается на лабораторных занятиях. Что касается самостоятельной работы студента, то все темы и разделы биологии с основами экологии необходимо выполнять в домашних условиях, опираясь на лекционный материал и рекомендуемую литературу. В задачи дисциплины входит освоение следующих разделов (табл.1).

1. История биологии. Вклад отечественных и зарубежных ученых, заложивших фундаментальные основы для развития биологии, сделавших выдающиеся открытия и разработки для прикладной науки. Этапы развития и методы исследований в биологии, применение биологических знаний. Роль отечественных ученых в развитии биологии.

Значение биологии в сель­ском хозяйстве — в животноводстве, ветеринарии, агрономии, химии и физике. Биология и генетика, их связь и восприятие теории происхождения жизни, понимания приро­ды.

2. Живые системы: клетка и организм. Свойства и уровни организации живого. Клетка – основная форма организации живой материи. Методы изучения клеток. Разнообразие растений и животных. Свойства и уровни организации живого.

3. Обмен веществ и энергии (метаболизм). Анаболизм и катаболизм на уровне организмов. Фотосинтез, хемосинтез. Размножение, рост и индивидуальное развитие организмов.

4. Биология как введение для изучения диких и домашних животных. Подцарство Простейшие, подцарство Многоклеточные животные. Поня­тие о биологическом виде, роде, семействе, отряде, классе и типе. Принципы классификации, бинарная номенклатура. Характеристика отдельных видов животных, их значение в биоценозах. Значение животных организмов для народного хозяйства.

5.Наследственность и изменчивость организмов. Теория естественного отбора. Репликация ДНК и хромосом. Мутации. Эволюция генов и геномов клетки. Реализация генетической информации в развитии живых существ.

6.Эволюция органического мира. Возникновение жизни на земле и принципы биологической организации живых организмов, методы классификации. Теория эволюции. Эволюция систем органов животных. Роль животных и человека в биотическом круговороте веществ и энергии. Роль систематики животных в познании эволюции живот­ного мира и в решении народнохозяйственных задач.

7.Экология и биосфера. Экосистемы, организм и среда. Биоразнообразие живого мира, как ведущий фактор устойчивости экосистем. Антропогенное воздействие на природу, изменение среды обитания. Экологическое значение загрязнения природы с участием животных и человека, проблемы сельскохозяйственного производства.

Экология — наука, в задачу которой входит изучение вза­имосвязей и взаимодействий организмов и их систем со сре­дой обитания. Она занимается исследованием основ струк­туры и функционирования естественных и антропогенных экологических систем и биосферы в целом. Как отдельная научная дисциплина экология возникла в рамках биологии. В этой ситуации в теории биологии и в практике охраны жи­вой природы и рационального использования природных ре­сурсов экология приобрела большое значение.

Будущие зооинженеры на основе экологических закономер­ностей должны грамотно разбираться в вопросах охраны и рационального использования земли, водных ресурсов, растительного и животного мира.

Для изучения биологии с основами экологии рекомендуется следующая литература.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

1. Пехов А.П. Биология с основами экологии/ А.П. Пехов. С- Петербург - изд. “Лань”, 2002. – 670 с.

2. Лукин Е.И. Зоология/. Е.И. Лукин. М.:“Высшая школа”, 1987

3. Экология: Учеб. пособие / Под ред. С. А. Боголюбова. М.: Зна­ние, 1997.

4. Банников А. Г., Ваулин А. К.., Рустамова Э. К- Охрана природы—2-е изд/ А.Г. Банников и др. М.: Агропромиздат, 1985.

5. Красилов В. А. Охрана природы: принципы, проблемы, приори­теты. М, 1992. Толковый словарь по охране природы./Под ред. В.В. Снакина. М.: Экология,- 1995.

6. Вили К. Биология: пер. с 5-го англ./ К.Вили. Изд. Н.М. Баевской и др. Мир, М.:-1968.- 600 с.


Дополнительный

2. Веселов Е.А., Кузнецов О.Н. Практикум по зоологии – 3-е изд. Е.А. Веселов, О.Н. Кузнецов. М.: “Высшая школа”, 1979.

3. Реймерс Н.Ф.. Природопользование: Словарь-справочник/ Н.Ф. Реймерс. М.: Мысль, 1990.

4. Наумов Н.П. Экология животных: Учеб. пособие/ Н.П. Наумов. М. Высш. шк.,1963.

5. Кузнецов В.А. и др. Курс зоологии – 4-е изд./В.А.Кузнецов. М.: “Агропромиздат”, 1989

6. Иванов А.В. и др. Большой практикум по зоологии беспозвоночных – 3-е изд./ А.В. Иванов и др. М.: “Высшая школа”, 1981.

7. Догель В.А. Зоология беспозвоночных. М.: “Высшая школа”, 1981.

8. Наумов С.Н. Зоология позвоночных. М.: “Просвещение”, 1973.

12. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. (статьи: Ареал, Био­
сфера, Биотоп, Биоценоз, Биогеоценоз, Биотический потенциал, Вид, По­пуляция, Сукцессии, Экология). М.: Сов. энциклопедия, 1969—1978. Т. 1 —30.


  1   2   3

Похожие:

Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconМетодические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы для студентов заочников специальности
Организация землеустроительных и земельно-кадастровых работ: Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconМетодические указания по изучению дисциплины «Гидравлика» изадания для контрольной работы для студентов заочного обучения специальностей: 110301 «Механизация сельского хозяйства»
Методические указания предназначены для студентов-заочников 2-х и 3-х курсов (4 и 6 лет обучения) специальностей: 110301, 110304,...
Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconМетодические указания по изучению дисциплины «Гидравлика» изадания для контрольной работы для студентов заочного обучения специальностей: 110301 «Механизация сельского хозяйства»
Методические указания предназначены для студентов-заочников 2-х и 3-х курсов (4 и 6 лет обучения) специальностей: 110301, 110304,...
Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Контрольное задание № Построение третьего вида детали по двум заданным
Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconМетодические указания по самостоятельному изучению дисциплины для студентов всех форм обучения и задания для контрольной работы сдудентам-заочникам
Лесное товароведение с основами древесиноведения: методические указания по самостоятельному изучению дисциплины для студентов всех...
Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconМетодические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы студентам-заочникам высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности 1-740301
Методические указания разработаны на основании Программы по изучению дисциплины «Охрана труда» для высших сельскохозяйственных учебных...
Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconМетодические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы студентам-заочникам сельскохозяйственных вузов по специальности: С. 01. 02 «агрономия» гродно, 2002
Методические указания составлены доцентом Путырским Н. В., ст преподавателем Филатовой Н. А. и ассистентом Коршаком Н. Н
Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы
Методические указания предназначены для изучения дисциплины «Экология микроорганизмов», выполнения контрольной работы студентами...
Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы
Методические указания предназначены для изучения дисциплины «Цитология микроорганизмов», выполнения контрольной работы студентами...
Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников iconМетодические указания по выполнению расчетных заданий и по анализу их результатов приложения
Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Экология» для студентов-заочников всех специальностей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница