Капитон Владимирович Конюшев По Волге и отчему краю Ярославская область, г. Тутаев, 2007 год




НазваниеКапитон Владимирович Конюшев По Волге и отчему краю Ярославская область, г. Тутаев, 2007 год
страница1/7
Дата05.12.2012
Размер1.21 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7
Капитон Владимирович Конюшев


По Волге

и

отчему краю


Ярославская область, г.Тутаев, 2007 год





Земля ярославская. Богата, интересна ее история. Трудолюбивы, расторопны, талантливы ее люди. Наш Тутаевский край - часть Ярославии, и находится он в самом ее центре. Мы с вами, дорогие друзья, совершим несколько поездок по Тутаевскому краю. Сначала отправимся в небольшое путешествие по Волге в пределах бывшего Романово-Борисоглебского уезда (ныне Тутаевский район).

Когда идем или едем по родному краю, то не следует, видимо, торопиться. Придержим шаг, остановимся, поглядим на все вокруг с интересом, внимательно и серьезно. Подумаем. Будут новые встречи. Будут беседы. Посмотрим на отчую землю глазами гражданина, историка и (очень хотелось бы) глазами художника. И тогда наш край откроет нам много нового, удивительного и прекрасного. В путь!

Капитон Конюшев.


Глава 1

ВНИЗ ПО ВОЛГЕ-РЕКЕ


Мать-земля родная наша,

В дни беды и в дни побед

Нет тебя светлей и краше

И желанней сердцу нет.

А. Твардовский.

Издалека долго

Течет река Волга,

Течет река Волга

Конца и края нет.

Среди хлебов спелых,

Среди снегов белых

Течет моя Волга...

Л. Ошанин.


Кажется, нет красивей, живописней и полноводней реки, чем Волга - мать рек русских. Недаром воспета в песнях. Но она не только красавица. Испокон веков называли ее в народе почтительно, ласково и уважительно Волга-матушка, Волга-кормилица, труженица.

Все это так. Однако нельзя не сказать, что за последние десятилетия сама Волга во многом изменилась. К сожалению, изменения происходили в худшую сторону. Волжскую воду подчас опасно пить, рыбу есть, исчезают приречные леса. Волге нужна помощь. К ее беде и болям должно быть привлечено всенародное внимание. Спасти и сберечь Волгу, главную реку России, это ли не прямой долг нашего поколения?

Но и теперь еще Волга прекрасна. Особенно хороша, привлекательна она в пределах нашего Тутаевского района. Здесь Волга пересекает цепь холмов Угличско-Даниловской возвышенности и несет свои воды дальше, на юго-восток, и около Красного холма вступает в границы Ярославского района.

Почти тридцать три километра течет Волга по территории Тутаевского района. А входит она в наш край в западной его части несколько выше села Савинского. Но раньше Романово-Борисоглебский уезд (ныне Тутаевский район) простирался на запад по Волге значительно дальше, до деревни Седлово. Это выше поселков Песочное и Шашково. На юго-востоке границей с Ярославским уездом служила река Ить.

В связи с образованием Рыбинской губернии в 1921 году, а затем ее ликвидацией в 1923 году границы уездов и волостей менялись. Территории некоторых уездов расширялись, других сокращались. Особенно большие сокращения в двадцатые годы были у Тутаевского уезда. Часть его территорий отошла к Рыбинскому, Даниловскому, Ярославскому уездам.

В конце 1923 года сильно урезанный Тутаевский уезд

совсем упразднили, а его волости включили в Ярославский уезд.

Тутаев стал заштатным городом, не уездным, а всего лишь

волостным центром. Так продолжалось шесть лет. И только с

1929 года Тутаев - вновь районный центр. Территория

Тутаевского района была определена в основном в границах

конца 1923 года, которые с тех пор почти не изменились.

Мы начнем наше путешествие по великой русской реке от прежней границы Романовского уезда, от устья небольшой тихоструйной Колокши.


Два поселка

Впереди по нашему курсу два поселка: на левом берегу Волги, высоком, крутом, обрывистом, как стена, - поселок Шашково, а на правом, более пологом, равнинном, - Песочное.

Останавливаемся, поднимаемся по тропинке на левобережную кручу. Знакомимся с Шашковом. Привлекает внимание памятник ратной славы - стела в честь воинов-земляков, погибших в огненные годы Великой Отечественной войны, установленная к 30-летию Победы. Интересен и памятник культового зодчества - Крестовоздвиженская церковь (построена в 1775 г.)

Жители поселка с гордостью рассказывают, что здесь, в Шашкове, в усадьбе Отрадное, принадлежавшей В. А. Теляковскому, директору императорских театров России, летом 1905 года отдыхали знаменитый артист и певец Федор Иванович Шаляпин и известный художник Константин Алексеевич Коровин. Это подтверждает и сам В. А. Теляковский в своих воспоминаниях: «Летом Шаляпин приезжал к Коровину и подолгу гостил у него в свободное от гастролей время, нередко заезжал в мое имение Отрадное, находившееся недалеко от Рыбинска. Часто приезжал он с Коровиным и гостил у меня по нескольку дней. По вечерам он нередко любил читать вслух новейшие беллетристические произведения, увлекаясь в это время Андреевым и особенно Горьким. Как-то читал нам вслух «Человека» Горького и «Жизнь Василия Фивейского» Андреева». (В.А.Теляковский, «Воспоминания», изд. «Искусство», 1965 г., стр. 380).

О пребывании К. А. Коровина и Ф. И. Шаляпина в 1905 году в Романово-Борисоглебском уезде, в имении Отрадное В. А. Теляковского, мы находим интересные сведения и в книге В. Дмитревского «Великий артист» (изд. «Музыка», 1973 г., стр. 103-105):«Именно здесь Коровин написал один из лучших своих портретов певца. Шаляпин в сером костюме сидит в свободной позе у окна на красном диване, в правой руке бумажные листки. Он поглощен чтением письма. Его профиль освещен солнцем. За окном видны распустившиеся цветы и зелень сада».

По словам жителей, Шаляпин в Шашкове много пел, спускался с береговой кручи к Волге, купался. Федор Иванович любил петь на Волге по утрам, когда по воде далеко слышны все шорохи, все звуки. Веселый и общительный, наделенный чувством юмора, он быстро познакомился со многими местными жителями, особенно с теми, у которых был хороший, чистый голос. Он пел с ними русские народные песни. В народной памяти, прежде вест волжан, надолго остался образ Шаляпина - выдающегося певца и артиста, человека широкой и красивой души.

На правом берегу Волги, напротив Пашкова, находится большой старинный поселок Песочное. Волга определила характер его застройки: несколько улиц тянется вдоль реки, другие - поперек. Сохранилось еще много деревянных домов с красивой, празднично-нарядной резьбой. Есть участки улиц, на которых дома словно соперничают друг с другом в богатстве украшения.

Кроме памятников деревянной архитектуры, в Песочном есть памятник В. И. Ленину, монумент в честь воинов-земляков, погибших на полях сражений во время Великой Отечественной войны. Среди патриотов Песочного - Герой Советского Союза отважный лейтенант-танкист Николай Дмитриевич Фурсов. Жители поселка покажут дом, где он родился и провел детство, школу, где учился, завод, на котором он работал, улицу, названную его светлым именем.

В Песочном, на берегу Волги, находится фарфоровый завод, который в советское время назывался Первомайским, широко известный не только в России, но и далеко за ее пределами, построенный предпринимателем Кузнецовым. Первая партия посуды выпущена в 1885 году. «Кузнецовская» посуда отличалась высоким качеством и богатой расцветкой, что сразу создало авторитет предприятию. Спрос на посуду возрастал. Предприятие расширялось. В 1913 году в нем трудились 1100 человек. В советское время были проведены большие работы по модернизации завода, а затем - по его реконструкции. По существу теперь это новый завод с современным оборудованием. Его продукция -фарфоровые чайники, пиалы, чашки, тарелки и прочее. Много крупных фарфоровых чайников, из которых пьют от Москвы до Дальнего Востока, появляется на свет здесь, на Первомайском заводе.

Прежде выпускалось много продукции «восточного профиля», так как она шла на восточный рынок, прежде всего в Среднюю Азию. Традиционно был большой спрос в среднеазиатских государствах на чайники и пиалы, особенно с изображением на них винограда, перца, хлопка, ярких цветов.

Песоченцы гордятся своим замечательным заводским музеем. На стендах музея - образцы продукции предприятия разных периодов его истории. Один великолепнее другого. Это настоящие произведения искусства. Красота их изумительна! Она восхищает. Такой музей вряд ли кого оставит равнодушным. Только после Великой Отечественной войны Первомайский фарфоровый завод более 25 раз участвовал в международных выставках и ярмарках. Его продукция экспонировалась в Лондоне и Париже, Вене и Лейпциге, Монреале и Кабуле, Токио и Багдаде и многих других городах мира.

Прошло более 350 лет, как на Руси впервые заварили чай, привезенный царю в подарок, «питие доброе, и когда привыкнешь, гораздо вкусно». И 100 лет из этих 350 мы пьем чай из песоченских фарфоровых чайников». (Газета «Северный рабочий» за 12 декабря 1987 г.).

Кто не знает, как мы, жители Верхней Волги, любим побаловаться чайком, почаевничать, нередко и не один раз в день. А где чай - там и беседа. Скажем же слова признательности работникам Первомайского завода за изготовление ими превосходных чайников и чайных сервизов - добрых спутников нашего стола.


Ценный памятник зодчества

И вновь мы плывем вниз по Волге. Путь наш по реке здесь недалек. Сходим на невысокий зеленый берег. Идем в небольшое старинное село Хопылево. В нем — архитектурный памятник республиканского значения - церковь Богоявления на Острову.

Почему такое название храма - Богоявление на Острову? Не странно ли? Ведь церковь надежно стоит на береговом спуске, а остров на Волге находится на полверсты ниже села. Но странного ничего нет. В названии храма осталась память о том времени, когда на волжском острове действительно стоял деревянный монастырь с соборной церковью Богоявления.

Каким был тогда монастырь, сообщают писцовые книги Романовского уезда 1627-1628 годов: «Монастырь Островский на реке Волге, ограда около монастыря - забор, а в монастыре соборная церковь Богоявления господа нашего Иисуса Христа да придел великого чудотворца Леонтья Ростовского, деревяна о двух верхах шатрова...».

По-видимому, остров нередко заливало водой в половодье, в паводки, размывало его, и монастырь был перенесен к принадлежавшему ему селу Хопылеву на левый волжский берег. Там и построили в трудные времена Петра I, в 1701 году, большой величественный каменный храм.

Возведение двухэтажной церкви велось, вероятно, несколько лет и началось еще в конце XVII века. Храм впечатляет не только своими размерами, но и мастерством его создателей. Духом старины веет от мощного четверика здания, от могучих его куполов, от тяжести шатровой колокольни, от строгости декоративного убранства.

Интересны верхние окна с килевидными завершениями-кокошниками, ряд мощных арок, галерея, охватывающая здание с западной и северной сторон. Автор замечательной книги «Каменные сказы» М. Рапов писал: «Подробное исследование памятника будет особенно интересным: церковь Богоявления, построенная с высоким мастерством, создана в захолустье. Ведь это лишнее свидетельство большой и глубокой архитектурной культуры Руси, которая позволяет даже вдалеке от городов создавать такие жемчужины народного творчества». (М. Рапов,«Каменные сказы»,Верхне-Волжское книжное издательство, 1965 г., стр. 186).

Заслуживает внимания такой факт: один из колоколов Богоявленской церкви был отлит в Борисоглебской слободе (ныне правобережная часть города Тутаева ).

Надпись на нем гласит: «Лета 7180 (1672 г.) марта в 9 день вылит сей колокол Романовского уезда в Островский монастырь чудного Богоявления. А дал сей колокол Борисоглебской слободы посадской человек Никита Сергеевич Молодушкин». (Никита Сергеевич был в то время старостой Борисоглебской слободы).

На колокольне Богоявленской церкви висел и другой большой колокол, на котором имелась надпись: «Лета 7180 (1672) вылил сей колокол Романовского уезда в Островский монастырь мастер Федор Дмитриев сын Моторин». Известная фамилия русского мастера колокольных дел: в 1735 году сын Федора Дмитриевича Иван и внук Михаил Моторины отлили и вызывающий всеобщее удивление Царь-колокол. Этот знаменитый Царь-колокол доныне является достопримечательностью московского Кремля.

Некоторые богатые люди дарили храму церковные книги, предметы утвари, такие, как потир, кадило, чаша и прочее. Так, например, от дворянина Ушакова поступил дар - серебряный потир (кубок) с надписью внизу его: «сосуд господина Силы Игнатьевича Ушакова». С. И. Ушаков - это родной дядя великого флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова, старший брат его отца- Федора Игнатьевича. В Богоявленской церкви приняли крещение родственники прославленного адмирала, крещен здесь и он сам. У стен храма покоились предки Ушаковых.

Богоявленский монастырь, возникший ранее 1616 года, владел многими селениями в Романовском уезде, но не считался богатым. При Екатерине II, в 1764 году, он был упразднен. Монастырские деревни царица раздарила дворянам.

Богоявленская церковь - великолепный памятник культового зодчества, близкий по стилю к памятникам Тутаева и Ярославля, -ныне нуждается в серьезных реставрационных работах.

Здесь детство провели поэт и адмирал

Недалеко от Хопылева находится небольшая старинная деревня Бурнаково, родина знаменитого русского флотоводца, прославленного героя многих морских сражений адмирала Ушакова Федора Федоровича. Он родился в небогатой дворянской семье в 1745 году. Кроме Федора, у родителей были еще сыновья Степан, Иван и дочь Дарья. И отец, Федор Игнатьевич, и мать, Парасковья Никитична, воспитывали детей в духе трудолюбия, глубокой порядочности, высокой нравственности.

Такие черты характера адмирала Ушакова, как честность, прямодушие, независимость, находчивость и упорство, прививались ему еще с юных лет. В летнее время Федя часами пропадал на Волге вместе с братьями. Играл с ними на берегу, переправлялся на Богоявленский остров, купался, катался на лодке. Великая русская река пленила его воображение, очаровала его юную душу. Она звала, манила его в голубые дали, на широкие просторы.

Сколько великих людей, могучих талантов дала Волга России, всему человечеству! Сколько людей своей деятельностью, своим творчеством связаны с Волгой! Ленин и Горький, Шаляпин и Собинов, Некрасов и А. Островский, Минин и Пожарский, Чернышевский и Добролюбов, Алексей Толстой и Федин. А сколько славных других! И среди выдающихся, замечательных личностей - исполин-волжанин Федор Ушаков.

Он расстался с деревней Бурнаково, с родным краем, по-видимому, в конце 50-х годов XVIII века, так как поехал в столицу учиться. Господский дом Ушаковых в Бурнакове к настоящему времени не сохранился. На месте его - старый песчаный карьер. От барской усадьбы и сада, кроме нескольких деревьев, посаженных, может, в прошлом веке, ничего не осталось. Но осталась в народе память о великом русском адмирале, одержавшем ряд блестящих побед над противником на Азовском, Черном и Средиземном морях и принесшем неувядаемую славу отечественному флоту. Эта память о земляке-флотоводце живет в веках. Вот один только факт для подтверждения. Во время Великой Отечественной войны, 3 марта 1944 года, советское правительство учредило орден и медаль имени Ф.Ф.Ушакова. Этим высшим морским орденом награждены многие самые достойные офицеры Военно-Морского Флота СССР, а медалью - матросы и мичманы. В 2004 г. имя Ушакова причислено к лику святых.

Теперь наш путь в деревню Алексеевское, где в советское время, в двадцатые годы, учился в начальной школе Сергей Смирнов, впоследствии известный поэт, лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Горького. Он родился в 1913 году в Ялте. В гражданскую войну, в 1920 году, отец, Василий Иович, привез его на свою родину, в деревеньку Глинино. Здесь Сергей провел несколько лет (с 1920 по 1925 год), навсегда полюбил Волгу.

Деревенская жизнь с ее трудом, печалями и радостями, русские народные песни, рассветы и закаты, краски и звуки родной природы, особенно Волга, настраивали впечатлительного и наблюдательного мальчика на поэтический лад, наполняли его сердце вдохновением.

Волга-могучая река поэзии - стала темой многих его стихотворений. В одном из них - «Волга» - он с гордостью заявлял:

Я с Волгой был когда-то неразлучен,

И даже до теперешней поры

Мне слышится курлыканье уключин,

Мне видятся рыбацкие костры...

Я видел Волгу у ее истока,

Она оттуда тянется, как век,

Я видел реки Запада, Востока,

Но лучше Волги нет на свете рек!

Вот почему с сыновьим чувством долга

Я каждый год спешу издалека

Туда, где рос, туда, где льется Волга, —

Моей сердечной радости река!

В 1925 году в поисках заработка отец с семьей переехал в Рыбинск, где Сергей закончил школу-девятилетку. Затем, поработав недолго в артели «Фототруд», Смирнов отправился в Москву, был строителем Московского метрополитена. Он - участник Великой Отечественной войны. К Сергею Васильевичу постепенно пришел большой, надежный, вполне заслуженный литературный успех. За свою жизнь С.В. Смирнов опубликовал более семидесяти книг. Его деятельность отмечена многими наградами Родины.

В старинных селениях

Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былогораскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперед.

А. И. Герцен.

Плывя по Волге, обращаем внимание на живописное большое и многолюдное село Савинское. В нем и побываем. Нетрудно определить, что село старинное.

Савинское - ныне центр одноименного крупного хозяйства. Здесь его правление, центральная усадьба. В селе в 80-90-х годах XX века велось большое жилищное строительство, возводились здания социально-бытового назначения, асфальтировались улицы. Собственно, это уже не село, а поселок городского типа, который с каждым годом расширяет свои границы, благоустраивается.

Новь и старина соседствуют в нем. На берегу, на холме, высоко

возносит свои главы-луковицы Архангельская церковь (построена в 1779 году). Кладбище при ней обнесено оградой с красивой, может быть, ныне единственной такой в районе металлической решеткой, правда, местами уже разрушенной. Разрушения имеются и в самой церкви. Однако и сейчас древний храм, окруженный столетними березами, производит впечатление.

В селе немало еще старинных деревянных домов. Они в основном спускаются по косогору и травянистому оврагу к Волге. Есть они и на главных улицах. Некоторые украшены превосходной затейливой резьбой. Она-на карнизах, на наличниках окон, на крылечках. Резьба в форме кружева, в форме причудливо расшитого полотенца.

Другое старинное село - Чирково - находится на северо-западе от Савинского. Оно существовало еще во времена Ивана Грозного. «Село Чирково получило свое название от слова «чирки» (утки, птицы, изобилующие в зарослях речки Колокши). Прежние владельцы татары, которым в XVI и XVII веках принадлежали очень значительные поместья в Романовском уезде. В деревне Татарский холм Чиркова прихода был дворец их, а в деревне Становое близ села они летом ставили свои палатки, станом стояли и охотились за дичью. Ту местность почему-то очень любили и дорожили ею. Когда по обстоятельствам времени владения татар должны были дробиться и делиться по участкам, многие потомки татарские — Юсуповы, Щербатские, Хомутовы и прочие, хотя по клочку земли в сече, иногда в несколько только сажен, да оставили себе на память... С давнего времени здесь производили торг всякого рода товарами, а осенью скотом в тысячи голов, исключительно по четвергам. В селе церковно-приходская школа...». («Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, 1908г., стр. 483).

В XVI веке село Чирково принадлежало Ивану Грозному, было его вотчиной. В 1563 году царь подарил село двум татарским мурзам (по-нашему, князьям) — Иль-Мурзе Юсупову и Айдар-Мурзе Кутумову, добровольно перешедшим со своими татарами на службу к московскому царю. Они владели селом пополам. Надо полагать, царь подарил мурзам село не бедное, захудалое (Грозный не стал бы унижать своего имени слишком скромным подарком), а богатое, многолюдное.

Село Чирково издавна считалось большим торговым селом. Сюда привозили на ярмарку товары из разных мест, в том числе из ближних городов - Романова, Рыбинска, Пошехонья. Естественно, что немал был и барыш от продажи товаров. Продавалось также много скота. Князья Юсуповы и Щербатские так держались за Чирково не только потому, что село связывалось с памятью об их предках, а, вероятно, и потому, что оно приносило доход.

В советское время село оставалось многолюдным в течение нескольких десятилетий. В тридцатые годы в нем сложился крепкий колхоз. В семидесятые годы, в период застоя, село сочли неперспективным. Население, скрепя сердце, в поисках лучшей доли стало покидать его. Теперь в Чиркове всего несколько жилых домов.

Поблизости от Чиркова находилась небольшая деревенька Бабкино (прекратила существование в 70-е годы), родина Героя Советского Союза генерал-майора Федора Ивановича Зиновьева (1901-1981г.г.) Здесь прошло его детство. Отсюда, из Бабкина, ходил он с холщовой сумкой в церковно-приходскую школу в Чирково, после окончания которой отправился в Петербург на заработки. Работал в основном в качестве «мальчика на побегушках» у разных хозяев. В 1917 году вернулся в родную деревню, где жил и крестьянствовал до 1920 года, когда его призвали в Красную Армию, в которой он служил много лет. Прошел путь от рядового до генерал-майора. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1945 года за героизм и мужество, умелое руководство войсками при форсировании Дуная.

Многое могут поведать старинные селения нашего района...

Рассказывает малая речка

Быстрая живописная речка Урдома впадает в Волгу в шести километрах выше Тутаева. При ее устье, на левом волжском берегу, -древнее село Вознесенье. Нет сведений о том, когда оно возникло, но известно, что церковь Вознесения каменная, приходская, сооружена в нем в 1785 году. «Вознесенское на Урдоме... летняя церковь построена секунд-майором Николаем Васильевичем Сабанеевым, прихожанином церкви, в 1832 году. Замечательности храма: стены сделаны под мрамор, иконостас светло-голубого цвета, трехъярусный с резьбой и царские врата вызолочены червонным золотом на полимент, иконы академически художественные, на все летние праздники. Зимняя построена усердием прихожан в 1785 году». («Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, 1908 г., стр. 447-448).

К сожалению, из «замечательностей», о которых говорилось выше, к настоящему времени ничего не сохранилось. Здание церкви имеет значительные разрушения. Но и теперь, даже в таком виде, старинный храм - ценный памятник культового зодчества. Он самобытен. Оригинальна его двухъярусная колокольня с высоким шпилем. Интересны апсиды, помещение алтаря, оформление окон. Церковь Вознесения заслуживает внимания и изучения, требует консервационных работ, тем более что она стоит на виду, на берегу Волги, по которой идет большой туристский путь.

С высокого берега Урдомы, с обрыва, можно долго завороженно смотреть в распахнувшуюся даль, любоваться обеими реками -Урдомой и Волгой. Они очаровывают, не отпускают.

Почему на Волге всегда много патриотов? Может быть, потому, что характер человека формируется и под влиянием родной природы, дорогой его сердцу, под влиянием красоты Волги, ее мощи, величия, раздолья. Как тут не любить отчую землю!

В трех километрах вверх по Урдоме, тоже на высоком берегу, находилось родовое поместье дворян Сабанеевых - Анненское (теперь оно входит в центральную усадьбу совхоза «Призыв»).Это «дворянское гнездо», в котором жили Сабанеевы. В начале 80-х годов XIX века здесь бывал Леонид Павлович Сабанеев, замечательный ученый-зоолог, знаток охотничьего дела, издатель и редактор ряда научно-популярных журналов о природе и охоте, автор крупнейшего произведения, ставшего классическим, - «Рыбы России».

Л.П.Сабанеев (1844-1898 г.г.) принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, «по семейному преданию, от Мурзы Сабан Алея, выехавшего из Золотой Орды в Касимов при великом князе Василии Темном и имевшем двух сыновей. Оба сына были, по тому же преданию, переведены из Касимова в Романов. Романовский татарин Кутлу-Мамет Саб, в крещении Федор Ишкеевич, в 1675 году пожалован поместьями».

Л. П. Сабанеев получил среднее образование в кадетском корпусе в Петербурге, высшее (юридическое) — в Ярославском Демидовском лицее. Затем окончил Московский университет, в 1870 году получил степень кандидата естественных наук.

На свои средства Л. П. Сабанеев издавал научно-популярный сборник «Природа». С 1877 года стал редактором и издателем журнала «Природа и охота». В изданиях, редактируемых Сабанеевым, печатались такие крупные ученые, как Менделеев, Столетов, Сеченов.

Леонид Павлович (иногда вместе со своим братом Александром Павловичем - профессором химии Московского университета) приезжал на отдых в родовое поместье. Здесь же он занимался и научно-исследовательской деятельностью, собирал материалы для фауны Ярославской губернии, изучал жизнь рыб. В системе прудов с проточной водой, созданных в пойме Урдомы, разводил рыб, вел наблюдения за природными явлениями.

Сейчас от усадьбы Анненское сохранился господский двухэтажный деревянный дом, который, возможно, перестраивался и несколько изменил первоначальный вид. В нем до 2002 г. размещался детский сад. Остались также каменный погреб и старые деревья на берегу Урдомы. Имя выдающегося ученого-зоолога в родных его местах увековечено названием улицы.

На расстоянии менее километра вверх по Урдоме находится небольшое село Помогалово, известное еще со времен Ивана Грозного. Переправа через Урдому тогда, по-видимому, была делом нелегким, особенно осенью и весной. Местные жители оказывали помощь проезжающим, помогали им. Отсюда и название села - Помогалово. Хорошее, доброе название.

В 1563 году, как было сказано нами ранее, на службу к московскому царю добровольно перешли ногайские татары во главе с четырьмя своими мурзами. Иван Грозный пожаловал знатным ногайским мурзам город Романов со всеми его доходами, ряд дворцовых сел и многие поместья и угодья в уезде. Были подарены татарам и села по реке Урдоме: сельцо Помогалово - мурзе Кутумову, село Пилатики, что при впадении реки Чернухи в Урдому, - мурзе Юсупову.

Вольности и льготы, данные татарам Иваном Грозным, другие русские цари начали ограничивать, отменять. Татар стали притеснять в религии, особенно в XVII и XVIII веках. Например, от знатных мурз требовали, чтоб они переходили в православную веру. Краевед Н. Теляковский приводит любопытный факт: «В отписных книгах романовской площади подьячего Степана Лостша от 3 апреля 1680 года значится, что поместье сельцо Помогалово (на реке Урдоме) с деревнями у Джэдигер Мурзы и Нодыр Мурзы Кутумовых за непринятие ими крещения было отписано «на Великого Государя» и возвращено только с переходом их в христианство... Оба вместо мурзы получили титул князя и звание стольника». (Н. Теляковский. «Старина и святыни города Романова», Ярославль, 1913 г., стр. 25).

Татарские мурзы имели в Романовском уезде большие земельные владения. Так, у князя Юсупова было более 4000 десятин земли. Большинство татар с течением времени обрусело, так как многие татары женились на русских, роднились с ними. Другие, более крепкие в своей вере, покинули Романовский уезд. Остальные татары по указу царицы Елизаветы Петровны, вышедшему в 1760 году, переселены в город Кострому.

От времени пребывания татар в нашем крае остались названия некоторых деревень: Яскино, Батыево, Баскаково, Татарский холм. Становое (там они раскидывали палатки, стояли станом) и другие. Oт предков романовских татар ведут происхождение фамилии, встречающиеся в районе: Бакаевы, Тарбеевы, Алаевы, Апаховы, Мурзины, Юматовы, Сабанеевы и другие.

Река Урдома вместе с ее селениями - интереснейший маршрут похода по родному краю. Убежден: кто отправится по нему, не пожалеет. Мы, русские, должны знать свою Россию, а Россия начинается с родного края.

Урдомские курганы

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

А. Пушкин.

Неподалеку от того места, где Урдома впадает в Волгу, близ деревни Евчаково, находится несколько старинных курганов. Кто насыпал урдомские курганы? Когда и при каких обстоятельствах?

Краевед Н.Теляковский пишет: «Волга принимает в себя реку Урдаму. Здесь, по преданию, останавливался в 1321 году Московский князь Юрий Данилович, направлявшийся из Новгорода с казною в орду. Во время стоянки при устье этой реки на него напал Тверской князь Александр Михайлович, отнял казну и заставил бежать в Псков». (Н. Теляковский. «Старина и святыни города Романова», Ярославль, 1913 г., стр. 48-49).

Другой краевед, В.Нифанов, не противореча Н.Теляковскому, ссылается уже не на предание, а на сведения, почерпнутые из Новгородское! и Никоновской летописей. Вот цитаты, которые он приводит из Никоновской летописи: «Того же лета князь Юрий Данилович пойде с новгородци к немецкому граду Выбору и биша его из пороков и избиша много немец в городе. Града он не взяша. Бе бо крепок велми, а люди добрыя много паде. И пойде князь вечикий Юрги от Вы бора на Низ, бывшоу ж емоу на Оурдоме и тоу князь Александр Михайловича нападе нань с тверичи, и князь великий беже во Псков, а казноу его взяша».

К цитатам из летописи в дополнение и пояснение следует, по нашему мнению, привести еще некоторые сведения из отечественной истории. Известно, что в XIV веке шла острая борьба между московскими и тверскими князьями за великое княжение, за титул великого князя Владимирского, тогда самый высокий и почетный, который обычно давал значительную власть и право князю собирать дань для татар с русских земель. Великие князья, как правило, не всю собранную дань отвозили в орду: часть оставляли себе, утаивали. Старались укрепить княжество экономически, сделать приобретения, расширить его границы.

В борьбе Москвы с Тверью победа чаще была на стороне Москвы. Путем задобривания хана и его приближенных богатыми подарками, путем оговора своих противников, иногда хитростью и лестью московские князья, более находчивые и настойчивые, добивались своих целей чаще, чем другие князья. Так, путем оговора, а не в честном бою, Московский князь Юрий Данилович устранил своего соперника-дядю, князя Тверского Михаила Ярославича. Тверской князь был зверски убит татарами в орде на глазах Юрия.

Старшие сыновья убитого князя - Дмитрий и Александр, хотя и вынуждены были заключить с Юрием мир, и признали его великим князем, но в душе решили жестоко отомстить ему за смерть отца, выждав для этой цели удобный момент.

Случай представился. Когда Юрий Данилович со своей дружиной, направляясь по течению Волги в орду с казной, остановился на стоянку где-то возле устья реки Урдомы, на него неожиданно напал тайно поджидавший его Александр Михайлович со своими ратниками. В жестокой схватке почти вся дружина Юрия была перебита, сам он едва не стал пленником. Историк Карамзин Н. М. об этом событии кратко рассказывает так: «Георгий (Юрий)... на пути едва не попался в руки к Александру Михайловичу Тверскому, отнявшему у него обоз и казну. Георгий бежал во Псков, где чиновники и народ, помня завещание Александра Невского, приняли его ласково, но не могли дать ему войска, готовясь действовать всеми силами против немцев... Озабоченный собственной опасностью, великий князь уехал в Новгород».(«История государства Российского», том IV, глава VIII, смотри журнал «Москва» № 9 за 1988 год, стр. 96).

Вскоре Юрий Данилович отправился к хану Узбеку в орду, но на этот раз другой дорогой, так как опасался новой засады на Волге. Там, в орде, в 1325 году он был зарезан Тверским князем Дмитрием Михайловичем. Ханскую грамоту на великое княжение получил брат погибшего Иван Данилович Калита.

Тверские князья Дмитрий и Александр Михайловичи в разное время были убиты в орде. Так остро, порой жестоко велась борьба между Москвой и Тверью за власть, за влияние, богатство и могущество в XIV веке. Некоторые события того времени связаны, как видам, и с нашим краем.

За давностью времени трудно сказать, сколько в боевой схватке погибло людей с той и другой стороны. Но если судить по размерам и количеству курганов (а их насчитывалось более десяти), погребенных в них было немало. Возможно, что некоторые трупы, лежавшие на берегу, ближе к воде, тверичи сбросили в Волгу, не желая их хоронить.

По сведениям краеведа Нифанова В.К., урдомские курганы были разной величины. Подножия самых больших обложены, облицованы камнем «дикарем», вероятно, собранным с берегов Волги и Урдомы. Но в 1920 году камни с курганов сняли и отвезли на ремонт старинного тракта, идущего из Тутаева на Пошехонье. В 1915 году один из курганов был раскопан. В нем обнаружили несколько почти истлевших костей. Другой курган разрыт в 1923 году. И опять, кроме нескольких полуистлевших костей да кое-каких мелких предметов, там тоже ничего не нашли. Надо учесть, что захоронение проведено очень-очень давно. Да и что другое можно выявить в таких курганах - ведь захваченную казну, обоз, вещи и оружие побежденных князь Александр Михайлович отправил в Тверь. Печально, что урдомские курганы, вернее сказать, евчаковские курганы, почти уничтожены. Осталось всего несколько, да и те повреждены. А жаль, что все так получилось. Очень жаль! Так-то мы относимся к памятникам археологии, к памятникам нашей богатой истории.

О некоторых географических названиях

Совершая поездку по Волге, нельзя не изучить географические карты: старую - Романово-Борисоглебского уезда, новую—Тутаевского района. Названия многих деревень и сел, расположенных на Волге или в нескольких километрах от нее, образованы, как правило, от мужских имен: Савинское, Титовское, Мишаки, Артемьево, Антифьево, Кузилово. То же самое и в названиях селений, что по Волге ниже Тутаева: Фоминское, Марково, Юрьевское, Яковлеве, Кузьминское. Это они, простые русские люди, неутомимые, смелые и расторопные труженики, в давние времена поставили первые рубленные топорами избы, клети, амбары на необжитых тогда волжских берегах. Возникли починки, деревни, хутора. Имена их создателей закрепились в названиях селений.

Красивы и поэтичны названия многих деревень и сел нашего района. Разве не привлекут внимания, не вызовут восторга и удивления такие названия, как Колечково, Зайки, Малые Козлятки, Горки, Липовки, Березники, Медведки, Рыжички, Пирогово, Караваево, Грибово,

Заягодник, Заречье, Ладейки! Как тут не согласиться с Гоголем, который справедливо утверждал, что «нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».

И не говорят ли о широком характере русского человека, его щедрости и радушии такие названия, как Гостилово, Радилово, Мирогостово?

Названия многих сел, деревень, хуторов напоминают нам о прошлом, о трудной, несчастливой жизни крестьянства, о нищете, о бесправии, о бедствиях. А вот эти - об огне, о пожарах: Жарки, Огоньково, Погарки, Погорелки, Огняники, Ожегове Не много ли для одного района? Как память о незавидном, нелегком существовании сельских жителей служат названия таких населенных пунктов: Бедяйкино, Горечино, Пасынково, Глотово, Кощеево, Сывороткино, Голоперово, Крохино, Крапивино и др.

Еще Некрасов, хорошо знавший жизнь Ярославского края, отметил типичную особенность в названиях деревень. Его крестьяне-правдоискатели, герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо», родом из «Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож».

Есть названия деревень и хуторов, унижающие и оскорбляющие человеческое достоинство, напоминающие прозвища: Шпаново, Аферищево, Дурово, Букино (бука), Плутоновка, Выползово, Малые Ищейки.

Известно, что многие помещики, дворяне, сельские богачи-мироеды с презрением и недоброжелательством смотрели на мужика, на простой трудолюбивый народ. Названия некоторых населенных пунктов нашего района, особенно неудачные, позорные и унизительные, заменены специальным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 августа 1965 год на разумные, благозвучные и красивые: деревня Похмельево - в деревню Снегиревка, Ослово - в Прибрежную, Калово - в село Зарницино.

Обратимся теперь к другому вопросу. Посмотрим, какие наименования имеют реки и речки нашего района. Когда-то на территории Верхней Волги жили угро-финские племена (меряне), общественный строй которых был патриархально-родовым.К IX-X векам земли мерян постепенно заселили славяне, а меряне растворились в среде пришельцев. От мерян славяне унаследовали и многие названия. От тех далеких времен, по-видимому, идут и названия крупных рек: Волга, Ить, Ухра и другие.

Реки нашего района, которые покрупнее, имеют тоже не наши, не славянские, а угро-финские названия: Печегда, Урдома, Эдома, Сонохта, Колокша, Солдобороть, Шнесть. Что обозначают эти слова? Смысл их потерян, для нас неясен. Правда, не раз ученые думали, например, над вопросом, какова этимология, то есть происхождение, слова Волга, каково его значение. Одни считают, что Волга - от слова влага, вода, другие - что оно чем-то напоминает слово воля, третьи говорят, что Волга - от слова Вольга (имя былинного русского богатыря). Есть и другие мнения. Утверждают также, что имя великой реки дано еще угро-финнами, что на протяжении веков оно менялось.

Однако названия малых речек в Тутаевском районе, на берегах которых ставились деревни, починки и хутора, наши, славянские, русские, причем наименования многих речек чрезвычайно яркие, образные, поэтические: речка Каменка (представляешь, как она струится, журчит, перебирает камешки); Талица (полноводная весной, когда несет потоки талой воды); Смородинка, Чернятка, Чернуха (вода в ней в густых лесных зарослях кажется темной, черной, почти дегтярной); Уломка, Ломинка (наверное, от слова ломаться, речка эта делает в своем течении много изгибов, поворотов); Долгополка (может быть, от слов долгие, то есть большие, поля); речка Липовка; ручьи Студеный, Лисинский.

Немало названий ласковых, добрых. Они отражают особенность здорового народного юмора, склонность к шутке. Например, речки Повалиха, Катышка, Чернавка, речка с мужским именем Митька, речка Зычиха, Вздериножка (очевидно, эту неглубокую речку можно было переходить вброд, высоко поднимая ноги).

Словом, раскрытие смысла названий наших речек и деревень -интереснейшее и небесполезное занятие, оно уводит нас в чудесный мир истории, знакомит с жизнью талантливого и трудолюбивого народа, открывает новые сокровища изумительного русского языка, учит любить наш край, Волгу.

Дедовы горы. Красный бор

То березка, то рябина, Куст ракиты над рекой. Край родной, навек любимый, Где найдешь еще такой?

Вот и Дедовы горы. Высокие, величественные, круто обрывающиеся к Волге так, что местами видны древние геологические обнажения, которые выделяются на склонах крупными светло-желтыми глинистыми пятнами и широкими полосами. Ученые считают, что на Дедовых горах -геологические обнажения слоев четвертичного периода.

На вершинах гор - цепочка сосен. Они вцепились длинными узловатыми корнями в самый край кручи, кажется, что некоторые вот-вот сорвутся вниз, в пропасть. Но они крепко, изо всех сил, держатся и предотвращают оползни, которые здесь хотя и редко, но, к сожалению, случаются. А внизу, у подножия гор, буйствует зеленый подлесок: березняк, ольшаник, ивняк.

Посмотришь снизу на Дедовы горы - душа радуется, с вершин их взглянешь - душа просится в полет. Дух захватывает - такие открываются дали, так раздвигается горизонт: деревни, луга, перелески, овсяные и льняные поля и она - могучая, державная река. Дедовы горы - лучшие утесы на Верхней Волге. Это памятник природы. Одно из самых живописных и поэтических мест в нашем крае. По красоте может сравниться разве лишь с горами на Волге, что напротив Песочного. Неудивительно, что у Дедовых гор и на горах снимались кадры художественного фильма «Хождение за три моря», а наискосок от Дедовых гор, за голубой широкой лентой реки, расположен Шелковский бор, который тянется до базы отдыха моторного завода «Лесное».

Рядом с Дедовыми горами (как только перейдешь небольшой овраг и ручей) находится другой замечательный памятник природы - Красный бор. Народ не зря назвал его красным. В народной поэзии красный - значит, красивый, прекрасный, привлекательный. Из истории бора известно, что богатый ярославский купец и промышленник, владелец завода свинцовых белил Сорокин купил в 1868 году за 50 тысяч рублей на нижегородской Макарьевской ярмарке здание дачи, разобрал его и оттуда на баржах по реке привез в наш край. В том же году на живописном берегу, изгибе Волги, в трех верстах от города Романова, здание было поставлено. Оно восхищало превосходным декоративным оформлением, прежде всего тонкой резьбой, богатыми и разнообразными орнаментами.

В самом здании, напоминающем сказочный терем или дворец восточного типа, в некоторых помещениях на стенах и потолках еще и теперь местами сохранились отлично выполненные росписи, а кое-где - например, на каминах - мозаика. На крыше дачи было установлено несколько интересных статуэток, веранды застеклены разноцветным стеклом. Возле дачи был разбит небольшой парк с фонтанами, множеством клумб, устроены беседки, гроты, посажены липы.

Тогда же, в конце 60-х годов XIX века, крестьяне из соседних деревень посадили по распоряжению Сорокина сосновый бор. Шло время, Красный бор постепенно становился излюбленным местом прогулок и отдыха для многих жителей города и ближних селений. Люди приходили полюбоваться бором, великолепной дачей или за цветами, грибами и ягодами. Да и просто так, по зову души. Хотелось побродить по его тенистым аллеям и тропинкам, по ландышевым полянам, подышать целебным сосновым воздухом.

Иногда в бор приходили и приезжали с другими целями. В царское время, вплоть до Октябрьской революции 1917 года, демократически настроенные рабочие Романовской льняной мануфактуры тайно проводили в Красном бору небольшие митинги, сходки. Иногда под видом пирушки, семейного торжества, чаепития (тогда нередко выезжали на природу с самоваром) рабочие обсуждали положение дел на фабрике, вопросы организации и проведения забастовок, митингов, другие формы революционной борьбы. Читали и передавали друг другу листовки, прокламации, разучивали и пели революционные и патриотические песни.

После Октябрьской революции дача Сорокина стала достоянием народа. В ней размещался дом отдыха для трудящихся. Отдыхающие приезжали сюда только в мае и летом, так как помещение не было приспособлено для того, чтобы жить в нем в холодное время.

В ЗО-е годы на краю бора, на возвышенном месте, была построена верхняя дача: два больших каменных здания, помещение подсобных служб, электростанция с двумя движками. Однако дом отдыха «Красный бор», созданный в 30-е годы, существовал недолго. В связи с началом Великой Отечественной войны его закрыли. В сосновом бору в зданиях дач в течение некоторого времени находился госпиталь, где лечились раненые бойцы и командиры Красной Армии.

С конца 1943 года на верхней даче размещалось детское воспитательное учреждение. С 1965-спецшкола. Под руководством директора, заслуженного учителя школы РСФСР А. В. Соловьева, и заведующей учебной частью, опытного педагога Н. Г. Александровой, коллектив Красноборской спецшколы добился в 70-е годы значительных успехов в деле обучения и воспитания учащихся. Из разных краев и областей России, союзных республик приезжали сюда директора, завучи, учителя и воспитатели, чтобы перенять богатый опыт творчески и целенаправленно работающего коллектива. За десятилетие в стенах Красноборской школы было проведено пять всероссийских и один всесоюзный семинар по распространению передового опыта для директоров, работников спецшкол, интернатов и детских домов.

В 80-е годы коллектив педагогов Красноборской спецшколы по разным причинам утратил, к сожалению, свои достижения.

Интересны в архитектурном отношении здания верхней дачи, но изумительна нижняя дача. Это уникальный памятник деревянного зодчества 60-х годов XIX века, сказочный терем Красного бора. Приходится сожалеть, что мастера, создавшие его, остались неизвестны. Дерево—менее прочный материал, чем, скажем, бронза, мрамор и камень. Время берет свое. И деревянное здание дачи требует в наши дни ремонта, реставрации.

Не погрешим, если скажем, что нижняя дача- это шедевр, высоко талантливое произведение строительного искусства. И ее надо беречь, как и весь Красный бор - жемчужину Верхней Волги.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Капитон Владимирович Конюшев По Волге и отчему краю Ярославская область, г. Тутаев, 2007 год iconНазвание 2004 год
География Ярославской области. Ярославская область: Образовательные ресурсы. Информационно – методический сборник. Выпуск 31, город...
Капитон Владимирович Конюшев По Волге и отчему краю Ярославская область, г. Тутаев, 2007 год iconО проведении запроса котировок на право заключения муниципального контракта на поставку школьных учебников в образовательные учреждения Тутаевского муниципального района
Место нахождения и почтовый адрес организатора: 152300, Ярославская область, г. Тутаев, ул. Кирова, д. 35, каб. № Контактный телефон:...
Капитон Владимирович Конюшев По Волге и отчему краю Ярославская область, г. Тутаев, 2007 год iconТел./факс (495) 961-27-58, 978-5081
Сергиев Посад Александров – Переславль-Залесский – Борисоглебский – Углич – Мышкин – Рыбинск – Калязин + теплоходная экскурсия по...
Капитон Владимирович Конюшев По Волге и отчему краю Ярославская область, г. Тутаев, 2007 год iconТел./факс (495) 961-27-58, 978-5081
Сергиев Посад Александров – Переславль-Залесский – Борисоглебский – Углич – Мышкин – Рыбинск – Калязин + теплоходная экскурсия по...
Капитон Владимирович Конюшев По Волге и отчему краю Ярославская область, г. Тутаев, 2007 год iconОбразовательная программа средней школы №4 города Ростова Ярославской области Директор школы Гаврилова Галина Максимовна г. Ростов Ярославская область 2007 год
Директор школы, Гаврилова Галина Максимовна «Заслуженный учитель рф», директор высшей квалификационной категории
Капитон Владимирович Конюшев По Волге и отчему краю Ярославская область, г. Тутаев, 2007 год iconН. В. Золотников Глава мр, председатель комиссии
Ярославская область р п. Некрасовское ул. Набережная д.№37 т. 4 13 48, ф. 4 19 40, 4 14 04
Капитон Владимирович Конюшев По Волге и отчему краю Ярославская область, г. Тутаев, 2007 год iconПояснительная записка к годовому отчету ОАО «раскат»
Местонахождение и почтовый адрес: рф, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Труда, д. 2
Капитон Владимирович Конюшев По Волге и отчему краю Ярославская область, г. Тутаев, 2007 год iconС законодательством Российской Федерации о ценных бумагах
Место нахождения эмитента: Россия, 445045, Самарская область, г. Тольятти, ул. Ярославская, 8
Капитон Владимирович Конюшев По Волге и отчему краю Ярославская область, г. Тутаев, 2007 год iconОтчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах
Место нахождения эмитента: 150044 Россия, Ярославская область, г. Ярославль, Выставочная 5
Капитон Владимирович Конюшев По Волге и отчему краю Ярославская область, г. Тутаев, 2007 год iconОтчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах
Место нахождения эмитента: 152916 Россия, Ярославская область, г. Рыбинск, пр-т 50 лет Октября 60
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница