Скачать 0.77 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра механизации сельскохозяйственного производства О Х Р А Н А Т Р У Д А МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТАМ-ЗАОЧНИКАМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: С.01.02 – «АГРОНОМИЯ» ГРОДНО, 2002 Методические указания составлены доцентом Путырским Н.В., ст. преподавателем Филатовой Н.А. и ассистентом Коршаком Н.Н. Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры механизации сельскохозяйственного производства. Методические указания рекомендованы к изданию методической комиссией агрономического факультета заочного отделения. Рецензенты: доцент, кандидат технических наук Ладутько С.Н.; доцент, кандидат технических наук Богданович П.Ф. ВВЕДЕНИЕ Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, реабилитационные и иные мероприятия и средства. В связи с этим агроном должен знать: законодательство по охране труда; организацию и контроль за состоянием охраны труда, психофизиологические возможности человека, правила обеспечения работающих спецодеждой и другими средствами защиты, требования по обеспечению санитарно-гигиенического состояния сельскохозяйственных объектов, технику безопасности в растениеводстве и пожарную безопасность на сельскохозяйственных объектах. Специалисты сельского хозяйства должны уметь организовать работу по безопасности труда с использованием новейших достижений науки и техники, самостоятельно и грамотно разрабатывать практические мероприятия по созданию здоровых и безопасных условий труда, своевременно обнаруживать и анализировать различные производственные опасные и вредные производственные факторы и принимать меры по их устранению. Такие задачи могут оказаться под силу только специалисту, обладающему глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками в области охраны труда и пожарной безопасности в сельскохозяйственном производстве. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Цель курса «Охраны труда» заключается в обеспечении студентов-заочников необходимыми теоретическими знаниями, практическими навыками и умениями по созданию здоровых и безопасных условий труда при возделывании сельскохозяйственных культур по интенсивной технологии и подработке продукции растениеводства. Задача изучения курса состоит: в формировании специалистов, способных реализовать решения государства, направленные на улучшение условий труда, быта, снижение травматизма, заболеваемости, повышение работоспособности и производительности; в овладении методами выявления и анализа условий и безопасности труда, прогнозирования и предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве; в выработке у специалистов потребности к разработке и безусловному выполнению правовых, социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий охраны труда и пожарной безопасности. Курс охраны труда следует изучать в последовательности, указанной в данных методических указаниях; не рекомендуется переходить к следующей теме, если предыдущая недостаточно усвоена. Контроль знаний по каждой теме осуществляется путем ответов на вопросы. Эти вопросы включены также в контрольное задание, которое студент-заочник выполняет в межсессионный период. В тех случаях, когда возникают сомнения или вопрос непонятен, следует обратиться на кафедру за письменной или устной консультацией. Кроме того, за консультацией можно обращаться по месту работы к инженеру по охране труда, транспортной и пожарной безопасности, главному агроному, в профсоюзный комитет хозяйства. После изучения материала всего курса выполняется контрольная работа и высылается в университет на рецензию. В период сессии студенты слушают лекции по основным разделам курса, выполняют лабораторные работы и сдают экзамен по дисциплине «Охрана труда». Экзамен принимается при условии представления студентом контрольной работы с рецензией «Зачтена при собеседовании», а также выполненных и зачтенных лабораторных работах. Полученные знания студенты применяют в практической работе для обеспечения безопасных и здоровых условий труда рабочих и колхозников хозяйства и при выполнении раздела дипломной работы «Безопасность жизнедеятельности и экологичность выполненных исследований». Методические указания составлены в соответствии с учебной программой курса «Охрана труда» для высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности – «Агрономия», утвержденной Главным управлением кадров и аграрного образования 26 июня 1995 г. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
-240 с.
- 320 с.
-319 с.
-292 с.
14.Семич В.П., Семич Н.В. Охрана труда при работе на персональных электронно-вычислительных машинах и другой технике. Мн.: ЦОТЖ, 2001. –80с. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛОВ КУРСА Приступая к изучению курса, следует знать, что труд является не только средством жизни, но и условием физического, интеллектуального и психического развития человека. Научные исследования и опыт подтверждают, что без труда невозможно ни развитие личности, ни сохранение здоровья. Поэтому труд в целом является фактором, укрепляющим здоровье, но при условии, если этому способствуют производственная обстановка, оптимальная организация труда и отдыха, благожелательные отношения между работниками в коллективе. Непомерный труд по длительности и интенсивности при неблагоприятных условиях работы изнуряет человека, подрывает его силы и здоровье. В связи с этим студент обязан ознакомится с решениями государства в области охраны труда, с историей развития науки «Охрана труда», связью её с физиологией, психологией, гигиеной труда, эргономикой и специальными дисциплинами. Нужно знать о вкладе отечественных ученых в дело борьбы с травматизмом, профессиональными заболеваниями, пожарами и хорошо представлять, какие вопросы охраны труда должны решать агрономы в своей практической работе. Охрана труда – это система законодательных, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность в процессе труда ГОСТ 12.0.002-80. Вопросы для самопроверки
2. С какими дисциплинами тесно связана «Охрана труда»? 3. Значение изучения курса «Охрана труда» для специалистов-агрономов? 4. Назовите отечественных ученых, внесших вклад в развитие науки «Охрана труда». Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА Изучение темы осуществляется на основе нормативных документов правительства, системы стандартов безопасности труда (ССБТ) и последних достижений науки в области охраны труда. Проработку темы начинают с анализа системы «человек – машина -производственная среда», классификации опасных и вредных производственных факторов в соответствии с ГОСТ 12.0.003-74, а также выявления и анализа основных источников и причин травмирования и профессиональных заболеваний в растениеводстве с учетом зональных особенностей. Уделяется внимание вопросам психофизических возможностей человека и факторов влияющих на безопасность труда. В соответствии с ССБТ и существующими нормативами изучается классификация работ по напряженности и условиям труда, анализируются условия труда при выполнении различных работ в растениеводстве. На основании анализа значений коэффициента безопасности технологических процессов и механизмов судят о количественной, а на основе аттестации рабочих мест – о качественной оценке уровня безопасности, подходя таким образом к изучению (в соответствии с ГОСТ 12.3.002-75) основных путей создания здоровых и безопасных условий труда и оптимизации системы «человек - машина - окружающая среда - производственный фон» по параметрам безопасности. Изучив методику анализа и прогнозирование травматизма и путей его профилактики, переходят к изучению закономерностей формирования и методов установления опасных ситуаций и неблагоприятных условий труда и основ управления охраной труда. В заключении темы изучают социально-экономическое значение охраны труда в отрасли. Вопросы для самопроверки
Тема 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА При рассмотрении этой темы необходимо изучить законодательные основы охраны труда, изложенные в Конституции РБ, Трудовом кодексе РБ. Студент должен знать постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 1999 г. №860 "«Об утверждении Положения об участии несовершеннолетних учащихся в сельскохозяйственных работах», Постановление Совета Министров РБ от 26 мая 2000 г. №765, где утвержден список тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин. Ознакомиться с постановлением Министерства труда РБ от 8 декабря 1997 г. №111 и приложением к нему о нормах подъема и перемещения тяжестей вручную женщинами, постановлением Министерства труда РБ от 18 декабря 1997 г. №116 и приложением к нему о нормах подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет и правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденными Министерством труда РБ от 28 мая 1999 г. №67. Студент должен знать как возмещается ущерб пострадавшим на производстве. Нужно ознакомиться с системой стандартов по безопасности труда (ССБТ) и соответствующими им нормативными документами. Вопросы для самопроверки
Тема 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА Студенту следует изучить вопросы охраны труда в системе Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, обратить внимание на права и обязанности руководителей и специалистов хозяйства. Изучая систему обучения и инструктажа работников сельскохозяйственного производства, необходимо знать « Положение об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда в хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и в организациях Минсельхозпрода». Студенту нужно ознакомиться с общими положениями по управлению охраной труда. Управление охраной труда является составной частью общей системы управления хозяйством и осуществляется с целью обеспечения безопасных и здоровых условий труда, предотвращения воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов, сохранение высокой и длительной работоспособности трудящихся. Цель обеспечивается решением следующего комплекса взаимосвязанных задач:
Необходимо изучить «Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденное постановлением – приказом за №60/170 от 17.05.1999г. Министерством труда РБ и Министерством здравоохранения РБ. Вопросы для самопроверки
Тема 4. ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ Изучение темы 4 начинается с изучения санитарных правил и норм СанПиН 1049-73 «Санитарные правила по хранению, транспортировке и применению минеральных удобрений в сельском хозяйстве» и СанПиН 1123-73 «Санитарные правила по хранению, транспортировке и применению пестицидов (ядохимикатов) в сельском хозяйстве»; ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» и др. норм и ГОСТов, относящихся к технологическим процессам, осуществляемым в хозяйстве. Необходимо иметь понятие о санитарно-защитных зонах, их размерах, о расположении и устройстве бытовых помещений. Следует уяснить, как влияют вредные производственные факторы, неблагоприятные метеоусловия на организм человека, безопасность и производительность труда. Выявить основы инженерно-технического обеспечения нормируемых метеоусловий при помощи отопления и вентиляции. Необходимо обратить внимание на порядок подбора и выдачи работающим средств индивидуальной защиты, спецодежды, спецобуви в соответствии с «Правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты», утвержденных постановлением Минтруда от 28.05.1999 г. №67. Нужно знать, что понимается под предельно допустимыми концентрациями (ПДК) и летальными дозами (ЛД) вредных веществ. Следует изучить назначение вентиляции, её типы и способы организации воздухообмена в складах удобрений и пестицидов, в хранилищах картофеля, корнеплодов, овощей и плодов и другой сельскохозяйственной продукции. Необходимо изучить вредные вещества, их классификацию по ГОСТ 12.0..0.07-76. Особое внимание обратить на правильное решение организационных вопросов охраны труда при работе с удобрениями и пестицидами: допуск людей к работе, учет метеорологических условий работы, соблюдение режима труда, роль питания, наличие и исправность средств индивидуальной защиты, спецодежды, спецобуви, соблюдение личной гигиены. Студент должен знать о мерах предосторожности при приготовлении рабочих растворов, жидкостей и эмульсий и о их применении при защите растений, обработке почвы и складских помещений. Необходимо обратить внимание на вопрос охраны окружающей среды от загрязнения удобрениями и пестицидами, применять их в оптимальные сроки и в дозах соответствующих планируемой урожайности, с учетом биологических особенностей сорта данной культуры. Нужно изучить основные требования к безопасной организации работ с применением ионизирующих излучений. Рассмотреть вопросы по профилактике воздействия излучений на человека. Необходимо изучить действие шума и вибрации на работающих в сельском хозяйстве и меры борьбы с этими вредными факторами. Уметь определить в каждом конкретном случае предельно допустимые нормы шума и вибрации по ГОСТ 12.2.019-86. ССБТ.«Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные». Общие требования безопасности. Действие на работающих ультразвука и инфразвука. Знать коллективные и индивидуальные средства защиты и классификацию защиты работающих от вредных и опасных производственных факторов согласно ГОСТ 12.4.011-89. При изучении освещения нужно рассматривать его как фактор, влияющий на условия труда, ознакомиться с нормами искусственного и естественного освещения в СН и П 11-4-79 «Естественное и искусственное освещение и методы расчета освещения». Вопросы для самопроверки
Тема 5. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В этой теме необходимо рассмотреть понятие техники безопасности как раздела охраны труда. Следует научиться выявлять опасные и вредные производственные факторы, характерные для полеводства, плодоводства и овощеводства, знать основные пути и технические средства обеспечение безопасных условий труда. Следует ознакомиться с ГОСТ 12.4.026-76. «Цвета сигнальные и знаки безопасности», ГОСТ 12.3.002-75. «Процессы производственные. Общие требования безопасности», ГОСТ 12.2.003-91 «Оборудование производственное. Общие требования безопасности». Следует помнить, что совершенствование сельскохозяйственного оборудования должно обеспечивать переход от техники безопасности к безопасной технике. Изучение этой темы должно базироваться на знании вопросов конструкции и эксплуатации сельскохозяйственной техники, изученных ранее в специальных курсах. Студенту следует уяснить особую опасность работ с электрооборудованием. Изучение этой темы нужно начать с документов: ГОСТ 12.1.009-76. «Электробезопасность. Термины и определения», ГОСТ 12.1.019-79. «Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты». Необходимо изучить воздействие электрического тока на человека, причины поражения электричеством, знать методы безопасной работы с электрооборудованием, машинами и инструментами. Следует усвоить современные методы и средства защиты от статистического и атмосферного электричества. Изучение требований безопасности к грузоподъемному оборудованию (ГОСТ 12.3.009-76), сосудам работающим под давлением, следует начинать с ознакомления с документами: «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденными Министерством по чрезвычайным ситуациям и Министерством труда Республики Беларусь от 30.04.1998 г. №33/45. Нужно знать требования безопасности к погрузочно-разгрузочным площадкам и к складированию материала. Уметь разрабатывать безопасные маршруты движения и перегона сельскохозяйственной техники, принять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Вопросы для самопроверки.
Тема 6. ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Данную тему нужно начать с изучения ГОСТ 12.1.004-91. «Пожарная безопасность. Общие требования». Необходимо изучить различные виды горения (вспышка, взрыв, воспламенение, самовоспламенение и самовозгорание) и условия, при которых может развиваться процесс горения, выявить причины пожаров в сельском хозяйстве. Нужно знать противопожарные требования к эксплуатации различных сельскохозяйственных сооружений, т.е. теплиц, сушильных, зерноочистительных, льноперерабатывающих пунктов, нефтескладов, складов минеральных удобрений и пестицидов, гаражей и площадок хранения автомашин и сельскохозяйственной техники. Следует рассматривать вопросы обеспечения противопожарного режима в период уборки урожая, при выполнении полевых и транспортных работ с использованием сельскохозяйственной техники. Нужно изучить огнегасительные свойства воды, песка, химической и воздушно-механической пены, углекислоты и порошков. Уяснить требования к пожарному водоснабжению, использованию искусственных и естественных водоемов. Необходимо ознакомиться с первичными техническими средствами пожаротушения и возможностью использовать в этих целях сельскохозяйственную технику. Изучить установки автоматического обнаружения и тушения пожаров. Студент должен овладеть Типовыми правилами пожарной безопасности для объектов сельскохозяйственного производства. Следует усвоить особенности тушения пожаров в растениеводстве. Вопросы для самопроверки.
Тема 7. ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ При проработке этой темы необходимо изучить и понять основные приемы оказания доврачебной помощи пострадавшему в полевых условиях. Каждый должен уметь оказать помощь при отравлениях, ожогах, при поражении электрическим током, молнией, при ранениях, вывихах, ушибах, при солнечном и тепловом ударе, при обморожении. Студенту необходимо также ознакомиться с общими требованиями доврачебной помощи утопающим, при острых болях в области сердца, головного мозга. Важно знать основные приемы при проведении массажа сердца и искусственного дыхания. ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ И УКАЗАНИЯ ПО ЕЁ ВЫПОЛНЕНИЮ По учебному плану курса «Охрана труда» предусматривается выполнение одной контрольной работы. Работа выполняется по варианту, номер которого совпадает с предпоследней и последней цифрами установленного шифра (таблица 1). Например, если у студента шифр 620, он должен ответить на следующие вопросы 21, 67, 131,171, 221, кроме того, надо составить акт по форме Н-1 (Приложение 1) и рассчитать коэффициенты Кч и Кт. Составление акта по форме Н-1 об одном из несчастных случаев, происшедших в хозяйстве, где работает студент. Акт заполняется на основании документа «Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Мн., 1999». Особое внимание студент должен обратить на заполнение пунктов 11, 12 акта, правильно установить причину травм и разработать мероприятия, устраняющие впредь несчастные случаи по подобным причинам. Акт формы Н-1 заполняется согласно «Указания по заполнению Акта формы Н-1» (Приложение 2). Контрольная работа выполняется студентом в межсессионный период. Объем работы не должен превышать ученическую тетрадь, написанную четко и разборчиво. В тетради должны быть пронумерованы страницы, оставлены поля. Перед каждым ответом необходимо поставить номер и дать текст вопроса. Контрольная работа должна иметь титульный лист, на котором указывается: название предмета, номер шифра зачетной книжки студента, фамилия, имя, отчество студента и адрес. В конце работы приводится список использованной литературы, дата и подпись. Выполненная контрольная работа высылается в университет для рецензирования не позднее , чем за месяц до занятий. После рецензирования в случае незачета она направляется студенту для анализа и доработки по замечаниям рецензента в письменном виде; а при положительной рецензии студент с работой допускается к собеседованию, зачтенная работа остается на кафедре. Таблица 1 Номера вопросов к контрольной работе
II-я часть задания. 1. Составить акт по ф. Н-1(выполнение практической части) 2. Рассчитать Кч и Кт производственного травматизма за 3 года, за каждый год в отдельности. |