Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы




Скачать 340.76 Kb.
НазваниеПрограмма: 9 – 17 лет. Срок реализации программы
страница1/3
Дата08.09.2012
Размер340.76 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
МОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Канаш


Утверждаю

Директор МОУ ДОД

«Дом детского творчества» г. Канаш

_______________ Н.И. Голубева

«___»_______2009


Рабочая Программа «Экология и МЫ»

экологического кружка «Фиалка»


Возраст детей, на которых рассчитана программа: 9 – 17 лет.


Срок реализации программы 1 год


Автор программы: учитель биологии и химии первой квалификационной категории,

педагог дополнительного образования Прокопьева Галина Михайловна


2009-2010 Учебный год


Пояснительная записка

Программа «Экология и МЫ» экологического кружка «Фиалка» направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой.

Существует большое количество авторских программ кружков экологической направленности, направленных на изучение собственно экологии, а также химии, биологии и других смежных дисциплин, кружки краеведческой направленности также включают широкий спектр направлений воспитательной работы (литературное, туристическое, историческое краеведение). Настоящая программа базируется на принципах гуманистической экологии и рассчитана на формирование у учащихся мировоззрения нового типа:

Принципы организации образовательного процесса, реализующиеся в данной программе, в соответствии с проектом сектора гуманитарной экологии отдела экологического образования и воспитания ОЦРТДиМ «Гуманитарно-экологическая педагогика: природа и культура» таковы:

  1. Принцип «малой родины» - географической конкретности гуманитарно-экологических исследований и образовательных инициатив

  2. Принцип вовлечения в живой традиционно-культурный диалог

  3. Принцип внимания к вариативности и полной паспортизации материала традиционной культуры

  4. Принцип экологической интерпретации и этно-экологического анализа материала традиционной культуры

  5. Принцип традиционно-культурного описания природных объектов и гуманитарно-экологического картирования

  6. Принцип иллюстративности первичным материалом

  7. Принцип педагогической актуализации географически-конкретных традиционных культур

  8. Принцип гуманитарно-экологического педагогического комплекса.

При реализации данной программы отбор предметного содержания, форм и методов осуществлении образовательного процесса направлен на формирование мировоззрения нового общества устойчивого развития:

  1. Принцип единства (все мы являемся частью природы).

  2. Принцип смирения (мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие).

  3. Принцип сотрудничества (наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании).

  4. Принцип уважения к природе (каждое живое существо имеет право на жизнь или по крайней мере на борьбу за выживание просто потому, что оно живое; наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас в настоящее время или от его потенциального использования в будущем).

  5. Принцип уважения к своим корням и, прежде всего, к Земле (все, что мы имеем или будем иметь, в конечном счете идет от Солнца и Земли; Земля без нас может существовать, а мы без нее – нет).

  6. Принцип права будущих поколений (после себя мы должны оставить Землю по крайней мере такой ж, если не лучше, чем она была для нас).

  7. Принцип: непосредственный опыт – лучший учитель (чтобы любить, лелеять и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание и чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных, бактерий и других компонентов природы).

  8. Принцип: люби свой родной край (изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней. Ступайте по Земле с осторожностью).

Данная программа рассчитана на работу с разновозрастной группой учащихся, что предполагает вариативность занятий: в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе навыков исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала, возрастными особенностями и личными предпочтениями. Следующей отличительной особенностью программы является её ориентация на проектную деятельность воспитанников.

В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания людей на основе конкретной, практико - ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознании себя как части природы, в том числе и в первую очередь природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому кружок «Человек в мире, мир в человеке» является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только учащихся школы, но и их родителей, общества в целом.

Кружки экологической, краеведческой и этно-экологической направленности решают важные и разнообразные психолого-педагогические задачи:

  • образовательная – у воспитанников расширяется кругозор, происходит переосмысление места и роли человека в природе, понимание принципов функционировании человеческого общества, построенного на законах, которые являются отражениями закономерностей, существующих в природе, активизируется мыслительная деятельность через самостоятельное изучение нового материала и исследовательскую деятельность, тренируется наблюдательность в ходе фенологических изысканий.

  • воспитательная – у ребенка формируется потребность в новом типе отношений между человеком и природой, развивается любовь к своей малой родине, уважение к традициям и истории своего народа, происходит переосмысление ценностей и потребностей в соответствии с философией общества устойчивого развития, развиваются умения работать в команде (малых группах постоянного и переменного состава)

Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области краеведения. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка.

Программа рассчитана на 9 – 17-летних детей.

Программой предусматривается 144 занятий (4 часа в неделю) в течение одного учебного. Время одного занятия 45 минут, занятия в режиме исследовательских экспедиций по сбору краеведческого и этнографического материала могут проводиться и более длительное время.

Программа предполагает проведение занятий с применением разнообразных форм и методов работы (практические занятия, тренинги, ролевые и познавательные игры, упражнения, викторины, КТД, экскурсии, исследовательские и социальные проекты, дидактические карточки, тесты). Дидактический материал заявлен с учетом вариативности форм проведения занятий: возможна замена экскурсии в природу мультимедийной презентацией, подбор тематики проектных работ в соответствии с запросами воспитанников и другие изменения, связанные с адаптацией программы к конкретным условиям образовательного учреждения и контингентом учащихся.


Цель программы:

Воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе.

Задачи программы:

  1. Изучение методов краеведческой, этнографической и другой исследовательской деятельности

  2. Усвоение знаний о взаимоотношении человека и природы, отражении природных явлений в быту, традициях, обрядах и обычаях различных народностей

  3. Развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся

  4. Привитие любви к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды

  5. Развитие положительных качеств характера воспитанников (уважение к историческим корням своего народа, внимание к себе и ближним, природосообразное поведение)

Ожидаемый результат:

  1. Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоение навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности, тестированием на креативность мышления в начале и конце учебного года.

  2. Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.

  3. Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в остановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитии креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.

  4. Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.

  5. Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.

  6. Участие в районных и областных конкурсах.



Общие сведения о кружке:

вид кружка

переменного состава

год занятия кружка

первый, второй

количество членов кружка

15 человек

возраст кружковцев

9 – 17 лет

количество занятий

4 часа в неделю

144 часа в учебный год

место занятий

в МВСОУ « Средняя открытая (сменная )политехническая общеобразовательной школа» г. КАНАШ

Учебно-тематический план.





Тема занятия

количество часов

Дата

проведения

теорет.

практ.

всего




Введение

2

0

2




I

Мифы как способ познания мира

4

6

10




II

Экологические традиции и обряды в фольклоре

2

10

12




III

Экологическая этика в истории и современности местного населения

4

8

12




IV

Законы человеческого общества как отражение законов природы

4

8

12




V

Творческий проект

2

4

6




6.

7.

Земля заботу любит

Среда обитания и здоровье человека

6

10

6

6

12

16




8.

Экология человека

10

8

18




9.

Экология квартиры

8

6

14




10

Экология питания

4

4

8




11.

Химчистка на дому

4

4

8





Содержание программы.


Введение (2 часа)

Цели и задачи кружка. Роль этноэкологии и краеведения в развитии личности. История развития этнической экологии как науки на стыке экологии и краеведения. Инструктаж по ТБ.

I. Мифы как способ познания мира (10 часов)

Теория. Мифологический способ познания мира. Представление о мира в древнегреческой, древнеримской, скандинавской, кельтской, славянской мифологии. Мифологические представления детства и их отражение в мировоззрении взрослого человека.

Практика:

  1. Мифы Древней Греции и Древнего Рима о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе (2 часа).

  2. Скандинавские и кельтские мифы о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе. Сравнение с Мифами Древней Греции. Объяснений особенностей мировоззрения в вязи с климатическими условиями и образом жизни. (2 часа).

  3. Славянские мифы о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе. Отражение традиций, обрядов и быта древних славян в мифологии (2 часа).

  4. Социологический опрос населения «Миф о том, что мифы были только в Древнем мире» (2 часа).

II. Экологические традиции и обряды в фольклоре (12 часов)

Теория. Фольклор. Виды фольклора. Роль фольклора в человеческом обществе. Отражение обрядов в фольклоре. Отражение явлений природы в фольклорных произведениях. Отражение в фольклоре взглядов, пристрастий, вкусов и поверий народа.

Практика:

  1. Сбор краеведческого материала «Бабушкины сказки» (2часа).

  2. Сбор краеведческого материала «Пословицы и поговорки нашей местности» (2 часа).

  3. Социологический опрос «Пословицы и поговорки о природных явлениях и законах природы» (2 часа)

  4. Сбор краеведческого материала «Песни – голос души» (2 часа).

  5. Анализ и обработка данных опроса и краеведческого материала (2 часа)

III. Экологическая этика в истории и современности местного населения (12 часов)

Теория. История возникновения и развития местного населенного пункта. Причины выбора территории под населенный пункт. Связь исторически традиционных занятий населения, ремесел с природными объектами и явлениями. Взаимоотношения человека и природы: исторический экскурс.

Практика:

  1. Проект «История возникновения и развития местного населенного пункта» (2 часа)

  2. Топонимика. Отражение отношений человека и природы в местных названиях. (2 часа)

  3. Сбор краеведческого материала «Ремесла нашей местности» (2 часа)

  4. Творческие задания «Гармония природы и человека – путь в будущее» (2 часа)

IV. Законы человеческого общества как отражение законов природы (12 часов)

Теория. Законы природы. Законы человеческого общества. Экологический императив как основа для построения социальных отношений в культурном обществе. Экологическая культура. Права и обязанности человека по отношению к природе. Ноосферное мышление.

Практика:

  1. Социологический опрос «Какие законы природы вы знаете?» (2 часа).

  2. Сопоставление законов местного сообщества и законов природы (2 часа)

  3. Социологический опрос «Правила поведения человека в природе». Анализ данных в возрастном и гендерном профиле.

V. Творческий проект (2 часа)

Практика:

Выполняется один групповой или индивидуальный проект по теме, выбранной воспитанниками.

Выбор темы и содержания проекта, формулировка целей и задач. Распределение обязанностей, подбор и анализ литературы. Осуществление и оформление проекта. Защита проекта.


6. Земля любит заботу (12 часов)


Что изучает экология(2 ч).

Понятие «Экология», «Охрана природы», «Экологическая ситуация», «Экологические проблемы». Предмет, методы исследования науки по изучению окружающей природной среды. Нормативно-правовое обеспечение деятельности в области природно-ресурсного комплекса и охраны окружающей среды.

Физико-георафическое, эколого-географическое положение республики. Краткая характеристика природы родного края.


Экологическая оценка состояния окружающей среды Республики Чувашии.

  1   2   3

Похожие:

Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы iconПрограмма: 9 – 17 лет. Срок реализации программы
Программа экологического кружка «Юный эколог» направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для...
Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы iconЗакон РФ «Об образовании»
Моу – сош №6 г. Маркса №256 от 30. 08. 2007г. Срок реализации программы – 5 лет (2007-2012гг.)
Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы iconПояснительная записка программы дополнительного образования детей
Программа «На материках и океанах», срок реализации – 1 год, модифицированная программа, составлена на основе «Программы для общеобразовательных...
Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы iconПрограмма для детских хоров возраст детей 7-17 лет срок реализации 7 лет
Целью хорового пение является развитие слуха, музыкальности детей, необходимых для овладения исполнительским искусством
Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы iconОбразовательная программа «Веселый художник» Возраст учащихся: 7-10 лет Срок реализации программы: 1 год Автор-составитель: Баранова Наталия Геннадьевна, педагог моу дод цдод «Уникум»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский
Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы iconПояснительная записка Программы дополнительного образования детей
Программа «Решение расчетных задач по химии», срок реализации – 1 год, модифицированная программа, утверждена на Методическом Совете...
Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы iconПрограмма воспитания школьников моу «сош №11»
Данная программа рассчитана на всех школьников с 1-го по 11-й классы, педагогов, классных руководителей, родителей. Срок реализации...
Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы iconПрограмма дополнительного образования рассчитана на обучающихся 6-7 классов. Срок реализации программы 1 год
Содержание программы дополняет и систематизирует знания, полученные на уроках биологии
Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы iconОбразовательная программа Лидер Возраст детей: 13 17 лет Срок реализации: 1 год Автор программы: Храмова Наталья Владимировна
Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся...
Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы iconНормативный срок освоения программы 5 лет
Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница