Образовательная программа по формированию экологической культуры младших школьников «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями родного края»




НазваниеОбразовательная программа по формированию экологической культуры младших школьников «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями родного края»
страница1/10
Дата05.12.2012
Размер1.08 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

МОУ «Чемашинская средняя общеобразовательная школа»

Октябрьского района, ХМАО - Югры, Тюменской области


Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Администрация Октябрьского района

Управление образования и молодёжной политикой

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Чемашинская средняя общеобразовательная школа»


Согласовано: Утверждено:

Зам. директора Директор

Жернакова И. В. Обыденная Н. Г.

«____»_____________2011г. «___»______________2011г.


Образовательная программа

по формированию экологической культуры младших школьников

«Фенологические наблюдения

за сезонными изменениями родного края»


Авторы:

Шитова Ирина Владиславовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МОУ «Чемашинская СОШ».

Полукарова Надежда Викторовна, учитель химии, биологии высшей квалификационной категории, МОУ «Чемашинская СОШ».


Рецензент: Филистеев Олег Владимирович, декан факультета естественных наук ФГОБУ ВПО «Курганский государственный университет».

Чемаши

2011 г.




Рекомендовано Педагогическим советом Муниципального общеобразовательного учреждения «Чемашинская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Ханты – Мансийского автономного округа – Югра, Протокол №___от___________2011г.


Образовательная программа

по формированию экологической культуры младших школьников

«Фенологические наблюдения

за сезонными изменениями родного края»


Цель программы: На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему миру создать условия для осмысления личного опыта и осознания взаимосвязей в природе родного края.


1. Информационный блок – теоретический материал к занятиям, структурируемый в соответствии с учебными элементами: учебным планом, учебно-тематическим планом и другими элементами образовательного предметного модуля, отражающими его содержание.


2. Методический блок – методические разработки занятий для реализации образовательного предметного модуля.


3. Исполнительский блок – экологические игры, праздники, проекты, конкурсы рисунков, плакатов, поделок для реализации образовательного предметного модуля.


4. Контролирующий блок - тестовые задания закрытого типа для проверки теоретических и практических знаний, тестовые задания открытого типа (загадки, викторины) для проверки знаний и практических умений.


Содержание

I. Пояснительная записка…………………………………….………………………...4

  1. Общая характеристика программы…………………………………………….4

  2. Место образовательной программы в учебном плане………………………..4

  3. Методы и формы работы над программой…………………………………….4

  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета………...5

  5. Содержание образовательной программы.…………………………………...5

  6. Результаты изучения образовательной программы …………………….……7

  7. Аппарат контроля (формы контроля и система оценивания)………………...8

  8. Условия реализации программы………………………………………………..8

  9. Материально-техническое обеспечение……………………………………….8

  1. Учебный план……………………………………..…………………………………10

III. Перспективно-тематическое планирование…………………………………........12

Информационный блок

Приложение № 1. Теоретический материал к занятиям …………………………….22

Методический блок

Приложение № 2 Методические разработки занятий ………………………………26

Исполнительский блок

Приложение № 3. Экологические игры………………………………………………..26

Приложение № 4 Сценарии праздников……………………………………………....28

Контролирующий блок

Приложение № 5. Тестовые задания закрытого типа…………………………………31

Приложение №6. Тестовые задания закрытого типа для подготовки к олимпиадам……………………………………………………………………………….36

Приложение №7. Тестовые задания открытого типа…………………………………..39

Приложение № 8. Положение о конкурсе чтецов……………………………………...45

Приложение № 9. Положение о конкурсе рисунков…………………………………..45

Приложение № 10. Загадки о природе………………………………………………….46



  1. Пояснительная записка

Образовательная предметная программа по формированию экологической культуры младших школьников «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями родного края» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований основной образовательной программы общеобразовательного учреждения.

1. Общая характеристика образовательной программы

Одна из трудностей преподавания в начальной школе состоит в том, что множество наблюдаемых явлений, которые пытаются понять и осмыслить дети, часто превышает их круг представлений. Наблюдения, особенно в природе, заставляют ребят пытаться самостоятельно объяснять их. Иногда дети догадываются об этом сами, подбирая не всегда правильные определения.

Программа образовательного предметного модуля «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями родного края» дает возможность с помощью наблюдений и опоры на личный опыт детей расширить представления учащихся о природе родного края, ее особенностях и взаимосвязи всего живого. Знакомство с целостной картиной сезонных изменений в природе, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика.

Каждое занятие носит познавательный, развивающий и исследовательский характер и сопровождается практической работой. Занятия строятся с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся младшего школьного возраста.

Цель обучения: На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему миру создать условия для осмысления личного опыта и осознания взаимосвязей в природе родного края.

На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в содержании образовательной программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и системно – деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  1. приобретение знаний об окружающем мире;

  2. овладение умениями наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  3. освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно – ориентационной, смыслопоисковой компетенций и компетенций личностного саморазвития.

2. Место образовательной программы в учебном плане

Программа «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями родного края» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся (научно - познавательное направление).

Программа рассчитана на 74 часа, из расчёта 2 часа в неделю в течение учебного года, в том числе на проведение экскурсий отводится – 16 часов. Они имеются в каждом разделе программы, включают наблюдения и практические работы. Кроме того, на занятиях осуществляется интеграция с математикой, информатикой, обучением грамоте, музыкой, физической культурой, окружающим миром. В календарном планировании темы данных уроков выделены фиолетовым цветом.

3. Методы и формы работы над программой

Основными методами работы по программе образовательного предметного модуля «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями родного края» являются наблюдение, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов, самостоятельная работа со справочной литературой, Интернет - ресурсами.

Формы организации деятельности учащихся: занятия в классе, экскурсии и прогулки, практические работы, проектная и исследовательская деятельность, групповая и индивидуальная работа, викторины, конкурсы, наблюдения.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

5. Содержание образовательной программы

Программа занятий по развитию экологической культуры младших школьников включает четыре раздела, которые направлены на повышение познавательной, практической и творческо-поисковой активности детей.

Планирование начинается со знакомства с осенью, с сентября. Сентябрь – начало учебного года, и совпадения даты начала осени общепринятого календаря с датой начала осени фенологического (природного) календаря. Это удобный рубеж отсчёта природных явлений и сезонов.

Раздел 1. Осень.

Ранняя осень (сентябрь) – 11 часов. Что я знаю об осени? Признаки осени – похолодание, короткий день, листопад, лёд на лужах. Бабье лето. Паучки в полёте. Отлёт птиц. День осеннего равноденствия.

Практические занятия. Дневник наблюдения. Фенологическая таблица (осень). Фантастические листья. Эрудит-марафон учащихся.

Экскурсии. «Осень: природа готовится к зиме»

Золотая осень. Глубокая осень (октябрь) – 7 часов. Золотая пора осени. Приметы золотой и глубокой осени. Листопад, его значение.

Практические занятия. Работа с гербарными материалами. Дневник наблюдения. Фенологическая таблица (осень). Осенний бал.

Экскурсии. «Золотой лес». «Осень на реке». «Осень на лугу». «Осень – время сбора урожая»

Предзимье (ноябрь) – 7 часов. Приметы предзимья. Первый снег. Прекрасные снежинки. Осень в поэзии. Виды синиц – большая синица, московка, лазаревка, гаичка

Практические занятия. Дневник наблюдения. Фенологическая таблица (осень). Определение деревьев по коре. «Осеннее чудо» (семейный конкурс фотографий).

Экскурсии. «Ледостав». «Предзимье в лесу».

Раздел 2. Зима.

Первозимье (декабрь) 7 часов. Приметы начала зимы. Серебряный дворец. День зимнего солнцестояния.

Практические занятия. Дневник наблюдения. Фенологическая таблица (зима). Зимние краски.

Экскурсии. «Зима пришла в лес». «Зимние портреты деревьев».

Коренная зима (январь, февраль) – 4 часа. 23 декабря – начало коренной зимы. Приметы коренной зимы. Птицы – гости (клёст, снегирь, свиристель). Птицы – соседи (воробей, дятел, поползень, сорока).

Практические занятия. Дневник наблюдения. Фенологическая таблица (зима). Зимние забавы. Морозные узоры. Ледяные цветы. Определение деревьев по силуэту.

Экскурсии. «Следы на снегу».

Перелом зимы (март) – 4 часа. Приметы перелома зимы. Созревание семян. Песня синицы. Что я знаю о зиме?

Практические занятия. Дневник наблюдения. Фенологическая таблица (зима).

Раздел 3. Весна.

Весна света (март) – 3 часа. Голубые потоки. Приметы весны света. Небесный ледоход. Цветение вербы.

Практические занятия. Дневник наблюдения. Фенологическая таблица (весна).

Экскурсии. «День весеннего равноденствия».

Весна воды (апрель) – 7 часов. Приметы весны воды. День весеннего равноденствия. Ледоход.

Практические занятия. Дневник наблюдений. Фенологическая таблица (весна). Участие в олимпиаде УрФО.

Экскурсии. «Ледоход». «Цветение мать-и-мачехи».

Весна зелени (май) – 7 часов. Приметы весны зелени. Странное цветение.

Практические занятия. Ранние цветы. Малахитовая зелень. Фенологическая таблица (весна). Посев семян бархатцев.

Экскурсии. «Весенний луг». «Весенний лес».

Предлетье (май) – 3 часа. Приметы предлетья. Что я знаю о весне?

Практические занятия. Дневник наблюдения. Разбуженные теплом. Фенологическая таблица (весна).

Раздел 4. Лето.

Начало лета (июнь) – 8 часов. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза. Лето – время растений и насекомых. День летнего солнцестояния.

Практические занятия. Дневник наблюдения. Фенологическая таблица (лето). Высадка цветочной рассады на клумбы.

Экскурсии. «Муравьи – санитары леса».

Спад лета (август) – 3 часа. Август – закат лета.

Практические занятия. Дневник наблюдений. Фенологическая таблица (лето).

Обобщение – 3 часа.


6. Результаты изучения образовательной программы

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • объяснять своё отношение к миру;

  • положительно относиться к школе, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

  • проявлять интерес к способам решения новой частной задачи;

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения;

  • иметь представление о себе и своих возможностях, объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • Познавательные УУД

    • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать известное от неизвестного;

    • Делать предварительный отбор источников информации;

    • Добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы;

    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы, сравнивать и группировать предметы и их образы (объекты живой и неживой природы);

    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказ по результатам, зафиксированным в дневнике наблюдений, таблице, подробно пересказывать небольшие тексты.

  • Регулятивные УУД:

    • определять и формулировать цель деятельности в диалоге с учителем и одноклассниками;определять дной рабестной работыбную роблему в диалоге с учителем и одноклассникамить;

тельного процесса учебные и внеучебные до

    • обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками;

    • работать по инструкции, по предложенному плану;

    • оценивать итоги поставленной цели по заданным критериям в соответствии с планом;

    • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

  • Коммуникативные УУД

    • слушать и понимать речь других;

    • договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращения в ходе дискуссии или групповой работы;

    • работать в паре по операциям, чередуя роли исполнителя и контролёра, выполнять различные роли в группе.

    • оформлять свою мысль в устной форме.

Требования к предметным результатам изучения курса «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями родного края»

Учащиеся должны знать:

  • свойства живых предметов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживой природы;

  • правила поведения в природе;

  • основные признаки каждого времени года.

Учащиеся должны уметь:

  • наблюдать, делать умозаключения;

  • различать растения и животных;

  • приводить примеры дикорастущих растений и животных (5 – 10 названий);

  • оценивать правила поведения в природе;

  • делать записи в дневнике наблюдений.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи: ориентироваться в окружающем мире, общаться со сверстниками и взрослыми, вести себя в различных ситуациях, сравнивать, классифицировать объекты живой и неживой природы, устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Образовательная программа по формированию экологической культуры младших школьников «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями родного края» iconАвторская программа по культуре родного края Сверчковой С. Г. Автор: Сверчкова С. Г
Утверждена на заседании учителей истории и культуры родного края городского м/о 14. 11. 1999 г
Образовательная программа по формированию экологической культуры младших школьников «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями родного края» iconСистема работы над формированием грамотного письма младших школьников
Основные условия, способствующие формированию орфографической зоркости младших школьников
Образовательная программа по формированию экологической культуры младших школьников «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями родного края» iconН. А. Закурко моу сош №3 г. Алексеевка
Опыт работы по формированию культуры речи младших школьников на уроках русского языка
Образовательная программа по формированию экологической культуры младших школьников «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями родного края» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела»
Программа имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для дополнительного образования школьников, интересующихся...
Образовательная программа по формированию экологической культуры младших школьников «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями родного края» iconПрограмма краеведческого кружка «Люблю тебя мой край родной!» для дополнительного образования в школе рассчитана на учащихся 5-7 классов
Представленная программа основывается на положениях концепции «Школа жизни окружающий мир»,разработанной доктором педагогических...
Образовательная программа по формированию экологической культуры младших школьников «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями родного края» iconРабочая программа по культуре родного края для 5-9 классов
Программа составлена на основе авторской программы Е. В. Александровой (Енькка) Программа "Тёван ен культури". "Культура родного...
Образовательная программа по формированию экологической культуры младших школьников «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями родного края» iconПояснительная записка Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Уроки здоровья»
Любовь Александровна большое внимание уделяет формированию духовно – нравственного потенциала младших школьников. Педагогом разработана...
Образовательная программа по формированию экологической культуры младших школьников «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями родного края» iconПояснительная записка Программа курса «Искусство родного края» разработана на основе
Новосибирской области среднего общего образования по искусству «Искусство родного края» 8 класс
Образовательная программа по формированию экологической культуры младших школьников «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями родного края» iconМетодические подходы к формированию информационно-технологической культуры младших школьников
Работа выполнена в Институте информатизации образования Российской академии образования, в лаборатории проблем непрерывного образования...
Образовательная программа по формированию экологической культуры младших школьников «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями родного края» iconПрограмма краеведческого кружка «Тропами родного края»
Изучение истории родного края предполагает и изучение истории своей семьи, которое помогает восстановить связь поколений, улучшает...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница