Автор проекта |
Фамилия, имя отчество | Байтимерова Лейла Саитовна |
Регион |
|
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ | Оренбург |
Номер и/или название школы/ОУ | ОГПУ |
Описание проекта |
Название темы вашего учебного проекта |
Необыкновенное в обыкновенной воде |
Краткое содержание проекта |
Проект охватывает тему «Свойства воды». Предполагается изучение данной темы с позиций проектно-исследовательского метода. В рамках проекта часть уроков отводится под обсуждение в классе основных теоретических положений учебной темы с использованием методических материалов учителя. Но основной упор делается на проведение группами школьников самостоятельных исследований. Организация деятельности учащихся в ходе проекта предполагает создание ими итогового продукта (презентации, статьи) в котором отражены результаты исследования по группам. Ожидается, что самостоятельная работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными теоретическими положениями и разовиют навыки логического мышления, исследовательской работы. В проекте задействованы учащиеся 9 класса. Работа над проектом предполагает формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач; умение правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, энциклопедий; обмениваться информацией в обществе, между собой; представление результатов в форме презентаций. Также в ходе реализации проекта учащиеся знакомятся не только с материалом учебной темы, но учатся использовать на практике межпредметные связи.
|
Предмет(ы) |
Физика, химия, биология, география
|
Класс(-ы) |
9 класс |
Приблизительная продолжительность проекта |
2 месяца |
Основа проекта |
Образовательные стандарты |
Цели обучения: развитие понимания материальности мира и единства процессов, происходящих в живой и неживой природе; развивать критическое мышление, умение анализировать, сформулировать проблему указать пути её решения; формирование компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности; приобретение навыков самостоятельной работы;
Учащиеся должны знать: Химические и физические свойства воды; об аномальных свойствах воды; о значении воды в природе и в жизни человека.
|
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения |
«После завершения проекта учащиеся смогут раскрыть физические и химические свойства воды; раскрыть функции и свойства воды; определять качество воды; раскрыть какую роль играет вода в природе и в жизни человека.
|
Вопросы, направляющие проект |
Основополагающий вопрос | Есть вода, есть жизнь, нет воды, нет жизни? |
Проблемные вопросы учебной темы | Вода может приносить вред? Какие функции выполняет вода в человеческом организме? Вода в природе всегда и везде одинаковая? В чем уникальность воды? |
Учебные вопросы | Свойства воды в живом организме? Функции воды в живом организме? Добыть воду даже в пустыне нетрудно? Где же берут наши ткани столько воды? Факторы, определяющие качество воды? Физические свойства воды? Какую форму имеет вода? Может ли вода течь вверх? Может быть вода сухой? Вода прочнее стали? Лед легче воды? Можно ли бегать по поверхности воды? Дождевая капля содержит таблицу Менделеева? Химическая структура воды? При какой температуре вода должна кипеть и замерзать? Вода является регулятором теплового режима нашей планеты? Голубые артерии планеты…кто они? Воздушные облака: на самом деле легкие? Зачем нам болото? Воде грозит беда? |
План оценивания |
График оценивания |
До работы над проектом | Ученики работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом |
1. Вводная презентация учителя 2. Мозговой штурм 3. Обсуждение проблемных вопросов 4. Определение плана проекта 5.Листы планирования 6. Критерии оценивания
| 1.Самооценка и рефлексия с помощью заполнения контрольных листов. 2. Взаимооценивание с использованием бланков оценивания и выступлений с анализом оценки. 3. Журнал наблюдений учителя за индивидуальной работой учащихся. 4. Журнал наблюдений учителя за работой групп. 5. Встречи и выступления в ходе проекта, с обсуждением промежуточных отчетов о выполнении этапов.
| 1. Оценка продуктов (отчет, презентации, печатная продукция, вики-статья) 2. Выступления на итоговых конференциях 3. Тест 4. Оценка экспертов 5. Рефлексия (журналы, блог, вики-статья)
|
Описание методов оценивания |
Оценка | Процесс и цель оценки | Вводная презентация учителя | Предназначена для актуализации знаний учащихся по теме «Необыкновенные свойства воды». Направлена на формирующее оценивание в рамках проекта. | Мозговой штурм. | Учащимся предлагается провести актуализацию знаний по следующим вопросам: О каких свойствах воды в живом организме вам известно? Где же берут наши ткани столько воды? Какие факторы, определяют качество воды? На самом деле может быть вода сухой? Можно ли бегать по поверхности воды? Дождевая капля содержит таблицу Менделеева? Вода является регулятором теплового режима нашей планеты?В ходе мозгового штурма они могут продемонстрировать, что они знают о теме и какие заблуждения они могут иметь. При этом происходит овладение навыками общения, обеспечивающее активное участие каждого обучаемого в вызове того, что они уже знают (или думают, что знают) по данной теме; активизация каждого обучаемого; вызов интереса к теме и определение цели ее рассмотрения. Эта информация помогает учителю оценить понимание учащихся и скорректировать план мероприятий, которые будут удовлетворять потребности учащихся. | Обсуждение проблемных вопросов, разделение на группы. | Учащимся предлагается обсудить проблемные вопросы по соответствующей теме, чтобы активировать базовые знания. Вклад в дискуссию каждого учащегося используется для планирования обучения и обеспечения индивидуальной и групповой обратной связи. Разделение на группы может происходить в игровой форме. | Обсуждение плана проведения проекта в школе. | Проект является межпредметным (физики. Химии, биологии, географии), поэтому очень важно обсудить и согласовать планирование деятельности по всем этапам проекта с координаторами и участниками. | Листы планирования (презентации, буклета, вики-статьи) для работы в группе. | Группы учащихся могут ориентироваться на данные листы при разработке и создании презентаций, буклетов, веб-страниц, отражающих результаты исследования. | Критерии оценивания для взаимооценки и самооценки презентаций и портфолио проекта. | Учащиеся могут ориентироваться на эту таблицу при оценке умений и навыков разработки презентаций, отражающих результаты исследования. | Совместное обсуждение. Карта взаимооценки. | Во время совместного обсуждения итогов работы над проектом можно вернуться к, обсуждению проблемных вопросов в группах. В результате возвращения к тому, с чего начинали, происходит закрепление и присвоение знаний. Далее необходимо перейти к обсуждению возможных ответов на основополагающий вопрос проекта. В завершении можно обсудить следующие вопросы: Что удалось и не удалось сделать в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах? | Оценивание вики-статьи. | Создание коллективной вики-статьи* по результатам проекта позволит комплексно представить результаты ученических исследований для широкой аудитории (с возможностью обсуждения). | Итоговая конференция. | После завершения основного этапа работы над проектом проводится конференция, где заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. Во время выступлений оценивается ораторское искусство, умение аргументировано выступать перед аудиторией, умение представлять результаты визуальными способами, участвовать в обсуждении, задавать вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход и т.д. В ходе выступлений группы демонстрируют результаты своей деятельности – презентации, вики-статьи, публикации, рефераты. | Таблицы оценивания проекта. | Предложенные таблицы позволят провести оценивание деятельности групп в рамках проекта по бальной системе. | Оценка экспертов. | Данная форма заполняется экспертами, в роли которых могут быть учителя физики, химии, географии, биологии, представители родителей, учащихся других групп, классов. | Рефлексия. | Во время рефлексии происходит закрепление полученных знаний, активная перестройка представлений с включением новых понятий; создание нового смысла (присвоение знаний), “который соотносится со мной”, формирование долговременных знаний. Учащиеся стараются выражать мысли своими словами или в графическом виде (т.е. присваивает информацию) свободно аргументируют, обмениваются своими идеями с другими учащимися (знакомятся с различными представлениями) анализируют собственные мыслительные операции. |
|
Сведения о проекте |
Необходимые начальные знания, умения, навыки |
Знания и умения необходимые учащимся перед началом проекта: базовые знания на уровне 8 класса по физике, географии, химии, биологии; основные приемы работы с источниками информации; элементарные представления о работе с офисными приложениями MS Office. | Процедуры обучения Данный проект будет реализован в несколько этапов, каждый из которых является логически законченным. В целом структура этапов однотипна. Перед реализацией проекта учащимся и их родителям будут розданы буклеты, позволяющие им представить, что такое проектный метод в обучении и каким образом он будет реализован в учебном процессе. Затем на основе вводной презентации будут сформированы группы учащихся по интересам, а также проведен анализ знаний и пониманий базовых понятий, на которые будет ссылаться проект. На следующем этапе каждая группа на основе входного самооценивания планирует дальнейшую деятельность в рамках выбранной темы. В ходе работы над проектами ребята заполняют листы контроля, на основе которых учитель может прослеживать на каком этапе исследований находится группа. По необходимости внося коррективы в их работу. Результаты работ будут оценены с помощью критериев оценки, при этом итоговый балл будет складываться на основе итоговой самооценки группы, оценки других групп и оценки учителя. Итогом работы над проектом будет общешкольная конференция «Необыкновенное в обыкновенной воде»
|
|
Учебные мероприятия |
Четкое описание учебного цикла — объем и последовательность учебных заданий и описание деталей выполнения учащимися планирования своего обучения |
Материалы для дифференцированного обучения |
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) | Можно скорректировать поставленные цели, сделав их доступными для реализации; При работе в группах предлагать выполнять действия, которые по его силам, возможно составить график по которому более сильные учащиеся будут оказывать ему помощь. Приглашать на индивидуальные консультации выходящие за рамки урочного времени. Разрешить представить материал в удобной для него форме.
|
Ученик, для которого язык преподавания не родной | Опишите, как можно организовать языковую поддержку. Опишите адаптивные материалы, например тексты на родном языке, графические организаторы, иллюстрированные тексты, двуязычные словари и другие средства для перевода |
Одаренный ученик | Для реализации возможностей одаренного ученика можно предложить ему провести более глубокое исследование темы, возможно выбрав материал выходящий за рамки данного проекта.
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта |
Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты) |
компьютер(-ы), принтер, проекционная система, видео-, конференц-оборудование. |
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты) |
программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
|
Материалы на печатной основе | Неорганическая химия. Учебник для 7-8 кл. Ходаков Ю.В., Эпштейн Д.А., Глориозов П.А. , 17-е изд. - М.: Просвещение, 1986. - 240 с
Химия. 8 класс: Учеб. О.С. Габриелян — 6-е изд., стереотип. — М.: «Дрофа», 2002 г. Общая биология. Учебник для 9-10 классов средней школы. Автор: Полянский Ю. И. и другие. Издательство: М.: "Просвещение.1987 г. Биология. Человек и его здоровье. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений. А.М. Цузмер, О.Л. Петришина . Издательство: М.: Просвещение, 1994 г. Детская энциклопедия том 3 издание 2. Издательство «Просвещение». Москва 1966г. (стр.511-523). Марк Колтун - «Мир физики». Издательство «Детская литература». Москва 1984г. (стр.54). Л.В.Тарасов – «Физика в природе». Издательство «Просвещение». Москва 1988г. (стр.50). Я.И.Перельман – «Занимательная физика» книга 1,2. Издательство «Наука». Москва 1986г. (стр.142, 145, 147). О.К.Костко – «Мировой океан» (приложение к журналу «Физика в школе») (стр.1-3). Журнал «Физика в школе» №7 2001г. М.С.Волынский – «Необыкновенная жизнь обыкновенной капли». Издательство «Знание». Москва 1986 (стр.46). География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Д.И. Владимировна, В.А. Коринская, В.А. Щенев. Издательство: М.: Дрофа, 2010 г.
|
Интернет-ресурсы | http://www.hemi.nsu.ru/index.htm http://kozlenkoa.narod.ru/water.htm http://www.vodoobmen.ru/13-prop.html http://www.bestreferat.ru/referat-61491.html http://chemworld.narod.ru/public/water.html http://sitewater.ru/krugovorot-vody-v-prirode.html |
Другие ресурсы | Экскурсии, эксперименты, гости, наставники, ученики классы, эксперты, родители и т.д.) |